Плюсы и минусы профессии судомеханик

Обновлено: 16.05.2024

Пока моряк работает на судне, судовладелец полностью оплачивает питание, рабочую одежду, перелеты, гостиницы и др. Т.е. отсутствуют обычные ежедневные расходы, которые неизбежны на берегу. Особенно это удобно для тех, кто копит деньги.

Возможность посмотреть мир и попутешествовать

Даже с учетом тенденции к уменьшению времени нахождения судна в порту, у моряков остается возможность побывать в разных местах нашей планеты, что недоступно рядовому обывателю. Кроме того, автор лично знает нескольких моряков, которые после окончания контракта не возвращаются домой, а проводят время в экзотических странах. Моряк, по большому счету, может легко поменять свое место жительства без какого либо ущерба для своей работы и доходов.

Длительный отпуск

Большинство моряков отдыхает 4-6 месяцев в году. Ни одна специальность на берегу не сможет похвастаться такой продолжительностью отдыха.

Возможность лучше узнать культуру других стран, работая в интернациональном экипаже

Большинство современных экипажей состоит из моряков разных национальностей. Работая на судне, можно лучше ознакомиться с особенностями и привычками представителей других культур, а также попробовать кухни разных народов мира. Кроме того, это отличная возможность для совершенствования знаний иностранных языков.

Возможность найти высокооплачиваемую работу на берегу

Многие компании, работающие в морской сфере, при найме сотрудников зачастую отдают предпочтение кандидатам с серьезным морским опытом. Как правило, зарплаты в таких фирмах сравнимы или незначительно меньше зарплат в море.

Востребованность

Большинство современных перевозок на длинные расстояния осуществляется морем, других столь экономически эффективных способов транспортировки грузов человечество еще не придумало. Кроме того, человечество наращивает темпы освоения океанов, поэтому моряки без работы не останутся. Даже несмотря на мировой кризис, согласно последним отчетам BIMCO, существует некоторый дефицит офицерских кадров.

Минусы:

Тяжелый физический труд

Работа в море по большому счету совсем не сахар, рабочий день часто превышает 12 часов, отсутствуют выходные, кроме того на усталость влияет вахтовый метод работы 6 через 6 часов и постоянная смена часовых поясов. Также зачастую приходиться работать либо на жаре в тропиках, либо наоборот замерзать в северных широтах. Не стоит забывать и о постоянной качке, особенно в зимнее время года.

Опасность для здоровья

Работа в море достаточно травмоопасна и чревата серьезными последствиями при несоблюдении правил безопасности. Некоторые типы судов занимаются перевозкой легковоспламеняющихся и токсичных грузов, кислот и др, и это тоже добавляет риска профессии моряка. Также на большинстве судов нету врача, поэтому вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь не всегда возможно.

Разлука с близкими

Хотя в последнее время имеется тенденция к сокращению сроков контракта, среднестатистический моряк оторван от семьи примерно 6-8 месяцев в году. Однако эту проблему несколько позволяет нивелировать развитие современных средств связи и интернет.

Пираты

Зачастую суда проходят через опасные зоны, и существует серьезный риск подвергнуться пиратскому нападению. Огнестрельное оружие запрещено к хранению (и использованию) на торговых судах, поэтому при нападении пиратов моряки фактически беззащитны. В лучшем случае судно просто подвергается ограблению, в худшем пираты могут держать моряков по многу месяцев в плену в ожидании выкупа.

Нахождение в замкнутом пространстве

Работа и жизнь моряка в море ограничена размерами судна. Хорошо, если судно спроектировано по высоким стандартам уровня жизни с большими помещениями и местами для отдыха, потому что до сих пор существует много судов с маленькими каютами, общими туалетами и душевыми, где отсутствуют какие-либо дополнительные удобства, например, сауны, тренажерные залы и др.
Кроме тесноты на психику влияет длительное нахождение с одними и теми же людьми в экипаже. Впрочем, при работе на коротких контрактах эта проблема не так актуальна.
тренажер кенгсберга

Дороговизна обучения и необходимость регулярно менять морские сертификаты

Одним из минусов работы моряка является регулярная необходимость проходить переподготовку, обновлять сертификаты и подтверждать рабочие дипломы. Это не только отнимает время отдыха, но и стоит весьма приличных денег. Некоторые судовладельческие компании в качестве бонусов за работу, готовы взять расходы на обучение на себя.

Отсутствие государственной пенсии

Во многих странах моряки не платят взносы в пенсионный фонд и зачастую вообще не платят налоги. Поэтому рассчитывать на нормальную пенсию в преклонном возрасте не приходится. Так что забота о проживании в старости полностью ложится на плечи моряка.

Подскажите, пожалуйста, у кого мужья или сыновья ходят в море, какую специальность выбрать парню для дальнейшей учебы после школы.
Выбирает между судомехаником и электромехаником.
Какие плюсы и минусы этих профессий, какая более востребована и лучше оплачивается?

Спасибо всем откликнувшимся!

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

механик - в перспективе стармех. Для этого надо пройти несколько уровней, правда. Но оклад у стармеха совсме другой. Электромеханик - дальше роста нет. И з.п. соответственная.

механик - в перспективе стармех. Для этого надо пройти несколько уровней, правда. Но оклад у стармеха совсме другой. Электромеханик - дальше роста нет. И з.п. соответственная.

Судомеханик перспективнее.
Так со временем можно стать старшим механиком. Это второй человек на судне после капитана, плюс начальник всего машинного отделения.
Электришин не плохо, но карьерного роста особо не будет.
Соответственно и доходы будут меньше.
В машине работа тяжелая. Карьерный рост медленный.


Стармех -наш кум ходит - 10-12 тыщ в евро. Это только оклад. У комсостава (куда стармех относится) еще всякий левак есть. Электромеханик, думаю, раза в 3 меньше. Но , честно говоря, точно не знаю.


Стармех -наш кум ходит - 10-12 тыщ в евро. Это только оклад. У комсостава (куда стармех относится) еще всякий левак есть. Электромеханик, думаю, раза в 3 меньше. Но , честно говоря, точно не знаю.

Судомеханик перспективнее.
Так со временем можно стать старшим механиком. Это второй человек на судне после капитана, плюс начальник всего машинного отделения.
Электришин не плохо, но карьерного роста особо не будет.
Соответственно и доходы будут меньше.
В машине работа тяжелая. Карьерный рост медленный.


Стармех -наш кум ходит - 10-12 тыщ в евро. Это только оклад. У комсостава (куда стармех относится) еще всякий левак есть. Электромеханик, думаю, раза в 3 меньше. Но , честно говоря, точно не знаю.


Образование, практика есть?
Начинают всегда с скромненьких компаний, тем более там для каждого своя зарплата. Нет такого, всем механикам по 1000 в месяц. Зависит от опыта.
Поэтому ваша зарплата будет индивидуальна.


Мой отец дед. Пока сам машину не обойдет и не проверит все, не уходит. А так, да, у него работа уже бумажная в основном. Но если какой трабл, то первые в машине дед
Сейчас он принимает новый тип судна. Идет отладка он в машине с утра и до вечера.

Писала, не отправилось. Автор, учтите - в первый рейс (да и во второй-третий) без связей уйти - что в лотерею выиграть.


Такая зарплата либо в офшорах либо вместе с леваком.
Левак для механиков (продажа топлива). А это дело оооооочень серьезное.

Писала, не отправилось. Автор, учтите - в первый рейс (да и во второй-третий) без связей уйти - что в лотерею выиграть.


Можно уйти из компании от которой ходил на практику. Но естественно матросом или мисбоем. И потихоньку расти.
Мой муж начинал с мисбоя в какой-то захудалой компании, где платили рубль с копейкой. Потом стал матросом, потом стал помощником и потом ушел в нормальную компанию.


Такая зарплата либо в офшорах либо вместе с леваком.
Левак для механиков (продажа топлива). А это дело оооооочень серьезное.


ну вот честно - так как отец в моря не ходит с советских времен, то подробностей не знаю. Но кум на хорошем счету, в рейсы без задержек уходит, 4 через 4 ходит.Про зарплату муж у него спросил один раз- - он ответил.


ну вот честно - так как отец в моря не ходит с советских времен, то подробностей не знаю. Но кум на хорошем счету, в рейсы без задержек уходит, 4 через 4 ходит.Про зарплату муж у него спросил один раз- - он ответил.


Я о том, что такие зарплаты не совсем норма. Но они есть. Официальные. Вот они как раз для офшоров характерны. Там и больше есть, и как раз оплата в евро.
но я собственно из любопытства спросила)))


Я о том, что такие зарплаты не совсем норма. Но они есть. Официальные. Вот они как раз для офшоров характерны. Там и больше есть, и как раз оплата в евро.
но я собственно из любопытства спросила)))


Судовой механик - это специалист, обязанностью которого является организация бесперебойной и безопасной работы судовых механизмов, их технического обслуживания и ремонта, а также вахтенной службы экипажа машинного отделения.

Что представляет собой эта работа?

Судовой механик - это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.
Его основной работой является периодический контроль основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, их обслуживание, обеспечение их бесперебойной работы во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок, плановые и аварийные ремонтные работы. Вахтенный механик точно следует установленным должностным инструкциям и заполняет предусмотренные технические документы. Если ситуация требует, то он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.



Каковы условия работы?

Рабочей средой судового механика является судно. Рабочее место команды машинного отделения – это в основном машинное отделение. Вахтенный механик работает посменно и в тяжелых условиях (масляная среда, тесное помещение машинного отделения, отсутствие естественного освещения). В быту в распоряжении членов команды судна обычно находятся каюты с санитарными узлами и помещения общего пользования: столовая, рабочие комнаты и комнаты отдыха, кинозал и т.д. Разумеется, все зависит от судна и целей его использования.

Судовому механику приходится часто находиться вдали от дома. Это подходит не всем людям. Продолжительность рабочего времени на судне может быть очень разной. На круизных судах, работающих на коротких маршрутах, работники находятся по две недели на работе и две недели – свободные, на торговых судах рейс порой продолжается полгода подряд. Типичная организация работы на морском судне: сутки разделены между тремя судовыми механиками таким образом, что каждый из них находится на вахте в машинном отделении четыре часа, после этого следует восьмичасовой перерыв.

Судовой механик носит рабочую одежду, в основном, это выполненный из устойчивого к погодным условиям материала комплект, состоящий из штанов и куртки (или комбинезон), к которому удобно прикреплять небольшие рабочие инструменты, необходимые в каждодневной работе.

А требования к здоровью?
Работа на судне предполагает физическую и психическую нагрузку и наличие способности переносить морские условия. Например, работе на судне могут мешать головные боли и приступы тошноты, вызванные морской болезнью.

Какие знания, умения и свойства характера нужны в этой профессии?

Судовые механики должны знать строение и принципы работы всех судовых механизмов, уметь их использовать, обслуживать и ремонтировать. Основные умения и знания судового механика относятся к таким областям как техническая термодинамика, электротехника и электроника, гидравлика, прикладная механика, техническое черчение, технология металлов и учение о материалах. Он должен знать различные металлы и сплавы, а также другие неметаллические материалы конструкций, их свойства и области использования, различные виды топлива и масел. Судовой механик должен уметь пользоваться спасательными средствами и оказывать первую помощь, и в рамках сферы своей ответственности обеспечивать безопасность мореплавания. Он должен знать, как предотвратить возникновение пожара и уметь правильно действовать, если на судне произойдет возгорание.

Каковы требования в отношении образования, и каковы возможности обучения?

Выучиться на судового механика можно в Морской школе Эстонской морской академии. На базе основной школы можно учиться на судового механика (на суда общей мощностью головных машин до 750 kW), на базе средней школы – на вахтенного механика (на суда общей мощностью головных машин 750 kW и выше). Срок обучения соответственно 4 и 2,5 года, в обоих случаях приобретается среднее профессиональное образование.

Судовые механики должны через каждые пять лет проходить обязательные предусмотренные IMO (Международная Морская организация) курсы повышения квалификации и сдавать соответствующий экзамен в Департаменте водных путей.

Каковы возможности для карьерного роста и планов на будущее?
Основными местами работы судовых механиков являются судоходные фирмы, а также судоремонтные и судостроительные предприятия. На данный момент в Эстонии имеется около 1500-2000 судовых механиков. Наиболее крупными судоходными фирмами являются АО Tallink Grupp, AО Saaremaa Laevakompanii и АО Eesti Merelaevandus. Основная часть выпускников Эстонской морской академии отправляются на работу в зарубежные судоходные фирмы (так сказать “под флаг“); предполагается, что „под флагом“ работает 3000 эстонских моряков.

На береговых предприятиях, где также необходимы люди с техническими знаниями и умениями, судовые механики легко могут получить работу и работать на должности главного инженера, главного энергетика, руководителя проекта, руководителя предприятия.

Схожие профессии: инженер-судоремонтник, инженер-судостроитель, инженер-машиностроитель.

Доход и льготы

Команда машинного отделения, в общем случае, имеет конкретную заработную плату, установленную трудовым договором. Заработная плата зависит от занимаемой должности. Судоходные фирмы могут доплачивать за выполнение специальных работ и за сверхурочные часы. Заработные платы на эстонских судоходных фирмах, в свою очередь, значительно меньше по сравнению с теми, что выплачиваются за границей. Питание на судне бесплатное. Периодическую проверку состояния здоровья членов экипажа судна, которую, в зависимости от возраста, следует проходить или каждый год или раз в два года, оплачивает, в общем случае, работодатель. Члены экипажа судна застрахованы как от постоянных связанных с работой повреждений здоровья, так и на случай смерти.

Если юноша влюблен в море, читает книги и смотрит фильмы о морских путешествиях, он наверняка представляет себя будущим капитаном. Конечно же, его больше прельщает дух романтики, которой овеяны морские профессии. При этом он не понимает, с какими сложностями ему придется столкнуться на пути к осуществлению своей мечты, и какие будни его ждут на судне.

 Судоводитель


Кто такой судоводитель?

Судоводитель – представитель командного состава судна, один из помощников капитана. Он умеет не только управлять суднами различного типа, но и при необходимости осуществлять командование экипажем.

История мореходства насчитывает, по мнению многих ученых, около 50-60 тысяч лет – одним из доказательств этой теории является генетическое сходство между австралийскими аборигенами и коренными жителями африканского континента. Преодоление водной части планеты и переселение на другие материки, которые стали поворотным моментом в истории развития цивилизации, во многом зависело от первых мореплавателей.

Прошедшие тысячелетия дополнили историю мореплавания именами капитанов-первоокрывателей: Х. Колумб, Ф. Магеллан, Д. Кук, А. Тасман, В. Беринг и многие другие. Современные судна – это самые передовые разработки, оснащенные компьютерными приборами. Сегодня судоводители уже не используют рыбьи скелеты для составления маршрутов. Поэтому обучение судовождению требует серьезной технической подготовки.

Также будущим мореплавателям очень пригодятся способности к изучению математических и естественных наук. Юношам, которые мечтают о кругосветных круизах на туристических лайнерах, кроме специальных предметов, со школьной скамьи следует заняться серьезной филологической подготовкой, так как без знания языков попасть на такие направления судоходства проблематично.

Кроме пассажирских перевозок, морские и речные судна задействованы в грузоперевозках. А промышленная ловля рыбы без этого вида транспорта просто невозможна. Специфика работы на таких суднах отличается прозаичностью и даже суровыми буднями, но именно в этих отраслях профессия судоводителя более востребована.

Судоводитель, являясь одним из троих помощников капитана, управляет судном, отвечает за сохранность грузов, руководит экипажем. Кроме стояния на вахте за штурвалом, он ведет бортовые журналы. На транспортных и рыболовецких судах он отвечает за погрузку и разгрузку, ведет отчетную документацию.


Какими личностными качествами должен обладать судоводитель?

Высокий уровень технической подготовки, необходимый для управления судном – не единственное требование к судоводителю. Учитывая все служебные обязанности, потребуются навыки ведения документации. Для руководства экипажем, работающим в замкнутом пространстве, в море, судоводителю пригодятся знания психологии и коммуникативные способности.

Основные знания и навыки, которыми должен обладать судоводитель, это:

  • Знание технических возможностей судна (маневренность, грузоподъемность и т.д.)
  • Отличный глазомер, чтобы определять расстояние и вес груза
  • Умение быстро производить расчеты
  • Знания метеорологии и особенностей фарватера (глубины, времени приливов и отливов, скорости ветра, течения и т. д.)

Высокая внутренняя самоорганизация, способность быстро принимать необходимые решения и точно их формулировать – качества, необходимые для командования экипажем, основа его безопасности в походе.

Несмотря на то, что современные суда оснащены по последнему слову техники, морская стихия непредсказуема. Судоводитель должен обладать высокой физической выносливостью, как и любой член команды. Как и тысячи лет назад, за штурвалом могут стоять только сильные, мужественные и выносливые люди.

Преимущества профессии судоводитель

Пребывая в рейсе, судоводитель посещает самые отдаленные уголки планеты и знакомиться культурой народов мира, что расширяет кругозор.

Помимо романтики судоводитель обеспечен и с материальной точки зрения: он получает около 60-300 тысяч рублей, в зависимости от вида судна, отрасли, специфических условий и опыта работы. Поскольку зарплата выплачивается преимущественно в долларовом эквиваленте, его доход не зависит от колебаний валюты, а при увеличении ее стоимости, автоматически растет и заработная плата.

Высокая оплата труда позволяет быстро накопить на покупку недвижимости или отложить средства на будущее. Кроме того, судоводитель, как и вся команда, обеспечен в рейсе медицинской страховкой, жильем и питанием, что позволяет еще больше сэкономить.

Должность судоводителя – не предел развития карьеры. Прилагая усилия и демонстрируя свои лучшие стороны, можно дорасти до капитана. В зрелом возрасте, накопив опыт, можно перейти на работу в офис или готовить молодых моряков к рейсам.


Недостатки профессии судоводитель

Но организация быта и личная жизнь – далеко не самая большая сложность в жизни моряка. Современные пираты – не литературные персонажи приключенческих рассказов. Вероятность опасных для жизни встреч с ними существует даже сейчас. В особенности о таком развитии событий никогда не следует забывать помощнику морского капитана, находящегося в нейтральных водах или у чужих берегов.

Третий основной недостаток профессии больше относится к особо суровым климатическим условиям, в которых судоводителю приходится выполнять свои обязанности, например – в условиях Крайнего Севера. Даже современное оборудование судна не исключает развития хронических заболеваний, которые могут стать причиной списания на берег.

Походы, рано или поздно, заканчиваются, и моряку приходится обживаться на берегу. Социальная адаптация, необходимость приспосабливаться к обычным условиям – последнее, психологическое испытание, которое должен пройти человек, проживший в море долгие годы. В этом смысле судоводители, работающие на речном транспорте, больших затруднений не испытывают, потому что они чаще бывают на берегу и дома.

Где можно получить профессию судоводитель?

Освоить навыки судовождения может любой совершеннолетний матрос под непосредственным руководством капитана судна или одного из помощников. Но для дальнейшего карьерного роста ему потребуется диплом о получении специального технического или высшего образования.

Обучение профессии проводится в ССУЗах по таким специальностям, как:

  • Управление судном и его эксплуатация;
  • Погрузочно-разгрузочные операции;
  • Эксплуатация технических средств судовождения, палубных и других механизмов;
  • Ведение штурманской и другой судовой документации;
  • Организация управления коллективом.

Учебные заведения, как правило, находятся в регионах, где есть возможность получить, одновременно, как теоретические, так и практические навыки. А также трудоустроиться сразу же после получения диплома колледжа.

Регионы, где можно получить специальность:

  • Амурская область;
  • Приморский край;
  • Сахалинская область;
  • Астраханская обл.;
  • Ростовская область;
  • Краснодарский край;
  • г. Санкт-Петербург;
  • Мурманская область.

Срок обучения – 2-4 года, в зависимости от выбранной специальности.

Продолжить обучение и повысить квалификацию можно в таких ВУЗах:

Конкурс при поступлении в ВУЗы – достаточно высокий, но для выпускников колледжей, работающих по специальности, существует программа лояльности.

Читайте также: