Письмо о предоставлении больничного листа

Обновлено: 18.05.2024

Соблюдение прав граждан в случае их болезни, травматизма, приведших к потере трудоспособности и получению дохода, гарантирует Фонд социального страхования. Чтобы их реализовать и своевременно получить компенсационные выплаты, необходимо представить в ФСС определенный пакет документов, одним из которых является заявление на больничный лист. Но существует также стандартная процедура, не требующая заполнения типового бланка. Каждый сотрудник осведомлен о необходимости предоставления бюллетеня, но, увы, не знает, как сделать это правильно.

Лист временной нетрудоспособности: что это

Больничный лист или бюллетень является особым видом справки, которая подтверждает, что данный работник временно неспособен выполнять свои должностные обязанности. Она оформляется учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, и выдается в день окончания лечения или при выходе в декретный отпуск по БиР.

Внимание! Порядок оформления и выдачи регулируется Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 года. Согласно общим положениям, бюллетень полагается застрахованным лицам, которые являются либо нет резидентами РФ, проживают временно или постоянно на ее территории, а также людям, имеющим иностранное гражданство, или без него.

Больничный лист — это официальный документ, без которого невозможно оформить страховые выплаты трудящемуся. Данные на лицевой стороне вносятся лечащим врачом, обратную часть заполняет представитель администрации учреждения или предприятия. Актуальным является бланк, утвержденный в 2011 году, который может выдаваться в бумажном формате, а с 2017 г. в электронном виде. Чтобы своевременно провести платежи, требуется правильное заполнение бланка.

Способы оплаты

Заявление на выплату компенсации по бюллетеню, заполненное в произвольном виде или по форме, принятой на предприятии, следует предоставить в кадровую службу. Причиной может быть ОРВИ, заболевание ребенка, лечение у гинеколога, полученная травма.

Обычно денежная компенсация за первые три дня выплачивается из средств работодателя, тогда как остальной период – из фонда ФСС, поскольку он формируется за счет ежемесячных взносов каждого работника, как застрахованного лица. В связи с этим, ФСС обязан выплатить компенсацию гражданам за промежутки:

  • время отсутствия подчиненного на производстве в связи с болезнью;
  • период, предоставленный для ухода за ребенком младше трех лет.

Для реализации права на получение денег гражданин обязан представить заявление на больничный лист в ФСС, образец которого можно скачать на сайте. К нему он должен приложить и целый список других документов, а именно, бюллетень и справки о размере доходов на предыдущих местах работы.

Через работодателя

Законодательные акты федерального уровня обязывают служащих предоставлять работодателю листки временной нетрудоспособности с целью получения компенсационных выплат за дни, в течение которых они отсутствовали. Такие действия считаются обязательными и не требуют дополнительного оформления. Подавать заявление необходимо, если на предприятии или в организации установлен такой порядок, и он отражен в локальных актах. По правилам предоставлять бланк следует вместе с бюллетенем в отдел кадров в течение полугода с момента закрытия последнего. На основании данных документов будет произведен расчет.

Согласно ФЗ №255, принятому в 2006 году, а именно ст.1 13 работодатель обязан гарантировать сотруднику социальное страхование в случае временной нетрудоспособности или в связи с материнством. Подчиненный имеет право подать ходатайство о выплате компенсации в течение шести месяцев после закрытия бюллетеня. В этом случае заявление на больничный образец от работника может иметь выглядеть так.

Образец заявления

Выплаты напрямую через ФСС

Чтобы получить оплату через ФСС, нужно соблюдать следующий алгоритм действий.

  1. Заполнить заявление на больничный лист в ФСС по имеющемуся образцу.
  2. Передать его вместе с бюллетенем представителю администрации предприятия.

Проследить, чтобы не дольше чем через 5 дней документы и их опись были переданы начальством в ФСС.

Кто может обращаться в ФСС для компенсации больничного

В юридической практике встречаются случаи, когда сотруднику приходится обращаться за получением компенсации по временной нетрудоспособности не к работодателю, а напрямую в органы страхования. Причины такого шага могут быть многообразны, но самой распространенной считается нарушение производственного процесса в связи с банкротством и последующей ликвидацией фирмы. Ходатайство правомочны представлять лица:

  • самозанятые граждане;
  • ИП;
  • юристы, нотариусы, адвокаты;
  • лица, перечислявшие взносы самостоятельно.

Важно знать! Еще в недавнем прошлом унифицированного образца заявления не существовало, оно заполнялось с произвольной форме. Но с 2016 года Министерство труда и социальной политики издало Приказ за № 585, в котором отражен перечень основных документов, прилагаемых к ходатайству, а также имеется образец бланка, который требуется заполнить.

Сотрудник имеет право получить страховые отчисления в ФСС, если регион принимает участие в пилотном проекте, суть которого состоит в предоставлении денежных выплат напрямую работникам. Суть его заключается в том, что основную часть компенсации выделяет Фонд, а за первые три дня деньги выдает работодатель.

Правила оформления заявления

Госструктуры предъявляют строгие требования к оформлению заявления, поэтому требуется соблюдать определенные правила.

Написанное заявление

  1. Сведения можно вносить как рукописным, так и машинным способом, но печатным шрифтом.
  2. Для написания рукой нужно пользоваться ручкой с черной пастой или гелем.
  3. Данные следует вводить строго в пределы графы или поля.
  4. В одной ячейке может содержаться только одна буква.
  5. Бланк может быть также набран на компьютере.

Недопустимы помарки, исправления, внесение ошибочной информации. Чтобы документ считался действительный необходимо использовать типовой образец. Он должен отражать следующие пункты.

  • Название подразделения ФСС, куда подается заявление.
  • Реквизиты гражданина или его полномочного представителя.
  • Указание основания для выплаты пособия.
  • Вариант получения начисленной суммы.
  • Реквизиты банковского счета.
  • ФИО получателя и его паспортные данные.
  • Сведения о заработке и среднедневном доходе.
  • Контактный телефон, роспись с расшифровкой и дата представления.

Согласно нормативам, заявление оформляется в двух экземплярах, один из которых с входящим номером остается у заявителя.

Образец документа

Заявление к оплате по больничному листу можно написать на специальном бланке или в произвольном виде. Чтобы оформить его без ошибок, необходимо использовать аналогичный образец.

Пример заявления

Отдельные случаи

Компенсации по больничному листу исчисляются и выдаются в установленном порядке: за первые три дня деньги переводит работодатель, за остальной период – ФСС. Однако существуют отдельные ситуации, которые предполагают особенности оплаты некоторых видов пособий.

Больничный по БиР

Собираясь выходить в длительный отпуск по беременности и родам, сотрудница обязана составить и подать соответствующее заявление на имя руководителя предприятия, где она трудится. Типовой бланк можно скачать бесплатно, выглядеть он будет примерно так.

Образец заявления


Впоследствии для сохранения отчетности оно будет прилагаться к больничному листу, оформленному лечащим врачом. Эти документы передаются в бухгалтерию, где специалист сделает перерасчет и начислит полагающееся пособие.

Оплата больничного после увольнения

Работодатель отказывается делать выплаты

Согласно Трудовому законодательству компенсация по бюллетеню выплачивается по общим правилам после предоставления бюллетеня. Но иногда руководство отказывается проводить оплату. Прецедент возникает обычно в подобных ситуациях:

  • Сотрудник пребывает в отпуске с последующим увольнением с работы.
  • Он разорвал трудовой договор, и с этой даты прошло менее тридцати дней.
  • Человек считается кандидатом на увольнение.

В течение 10 дней начальство обязано компенсировать временное отсутствие подчиненного на производстве в связи с болезнью. Если организация отказывается выплачивать пособие, оно становится задолженностью, и ее можно потребовать через инспекцию по труду или в судебном порядке. Срок обращения в данные структуры составляет три месяца с момента задержки. Жалоба должна иметь следующий вид.

  1. Шапка. В качестве адресата указывается руководитель местной ГТИ и реквизиты.
  2. Основной текст. Содержит суть спора, факты нарушения ТК РФ, а именно отказ выплачивать деньги по бюллетеню.
  3. Заключительная часть. В ней ставится дата составления документа, подпись заявителя и расшифровка.

К ходатайству следует приложить документы, доказывающие факт уклонения руководства выплачивать пособие по листку нетрудоспособности.

Замена лет при расчете больничного

Определенные группы сотрудников при расчете компенсационных пособий по своим бюллетеням правомочны при расчете использовать замену лет. Пойти на такой шаг могут женщины, которым предоставлялся декретный до и послеродовой отпуск, а также период для ухода за малышом. И если к первой группе можно отнести персонал исключительно женского пола, то в другую включить также мужчин. Это связано с тем, что положения действующего законодательства разрешают ухаживать за младенцем не только матерям, но также отцам и опекунам.

Важно знать! Замена лет необходима для правильного исчисления размера пособия по бюллетеню, БиР и уходу за новорожденным до полутора лет. Для этого используется средний заработок, взятый за 24 месяца, предшествовавших данному случаю. Для понимания стоит привести следующий пример.

Сотрудница пребывала в декрете в 2016 и 2017 г. г., а получила бюллетень по болезни в 2018 г. По правилам при расчете должны учитываться два предыдущих года, когда она была в отпуске по БиР и уходу до 1,5 лет. Однако она имеет право подать ходатайство, чтобы основанием стали доходы за 2014-2015 г.г. Если она стабильно получала заработок, то сумма пособия значительно увеличится. Единственным недостатком считается тот факт, что заменить можно только один год из двух, на которые приходится декрет.

Работодатель не имеет права выполнить данную процедуру по своему желанию, поэтому сотрудник должен подать на его имя соответствующее заявление. Заполнить его можно на листе бумаги стандартного формата рукой или набрать на компьютере. Если существует типовой бланк предприятия, то воспользоваться нужно именно им.

Образец


Заявление нужно оформлять в двух экземплярах: первый передается работодателю, а другой остается у сотрудника. На нем должна стоять отметка о предоставлении одного листа представителю учреждения.

Заключение

Согласно закону выплата пособия в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании бюллетеня. Если он передается работодателю, заявление подавать не требуется. Если же трудящийся решает получить компенсацию напрямую через ФСС, то он должен заполнить типовой бланк и предоставить по месту работы, откуда документ отправят в фонд. Если же там отказываются оплачивать бюллетень, рекомендуется оформить жалобу, в которой зафиксировать дату подачи листа нетрудоспособности.

Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010

Комментарий

С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Обзор поправок см. в комментарии.

Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:

  • состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;
  • порядок получения документов органами ФСС России для прямых выплат пособий, в т. ч. в электронной форме.

Постановлением от 23.11.2021 Правительство РФ утвердило правила получения отделениями ФСС России таких сведений и документов (далее – Правила). Они начинают действовать с 01.01.2022 (за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 01.01.2023).

Основные изменения связаны с тем, что с 01.01.2022 ФСС России переходит на беззаявительный (иначе говоря, проактивный) порядок выплаты пособий. Его суть в том, что информацию о страховом случае, в связи с которым назначается пособие, фонды будут получать не от работодателя (за одним исключением), а на основании сведений об открытии и закрытии листков нетрудоспособности, а также от иных ведомств в порядке обмена данными (в частности, от органов ЗАГС).

Напомним, что с 2022 года листки нетрудоспособности начнут оформлять только в электронном виде. См. об этом здесь. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). На упомянутых лиц положения комментируемых Правил не распространяются (п. 2 Правил).

Процедура заполнения электронного больничного листа и взаимодействия работодателя с ФСС России

Согласно Правилам взаимодействие работодателя с фондом в части передачи документов и сведений для расчета и выплаты пособий будет осуществляться через систему социального электронного документооборота – СЭДО. Внедрение этого сервиса ФСС России анонсировал еще летом 2021 года (см. информацию на сайте отделения фонда). СЭДО – это бесплатный сервис, интегрированный в бухгалтерские программы. Подключиться к нему можно и через 1С (см. об этом статью).

В соответствии с п. 17 – 18 Правил медицинская организация формирует для физлица листок нетрудоспособности в электронном виде и размещает его в информационной системе ФСС России – ЕИИС "Соцстрах". После этого от ФСС России поступает запрос в ПФР о предоставлении сведений о застрахованном физлице и о работодателе (отсутствует ли работодатель у физлица или нет, его ИНН и КПП). В течение одного календарного дня с даты получения запроса ПФР размещает запрашиваемые данные в информационной системе ФСС России.

Далее информация об открытии электронного больничного (далее – ЭЛН) поступает работодателю, а также в личный кабинет физлица на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, работодателю и физлицу поступают от ФСС России следующие сведения:

  • о продлении, закрытии, аннулировании ЭЛН;
  • о направлении физлица на медико-социальную экспертизу;
  • о дополнении ЭЛН сведениями о проведении медико-социальной экспертизы.

Работодатели заполняют свою часть ЭЛН в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН (п. 22 Правил). Сведения, которые работодатель должен внести, отражаются в запросе от фонда. Это могут быть, к примеру, сведения о:

  • продолжительности страхового стажа;
  • замене календарных лет;
  • районном коэффициенте;
  • продолжительности рабочего времени.

Если сведения (или документы) работодатель подаст не в полном объеме, фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения направит работодателю извещение о предоставлении недостающих данных.

Получение извещения нужно подтвердить. Срок для этого – 3 рабочих дня со дня получения извещения. Если указанные действия работодатель не выполнит, фонд направит извещение заказным письмом. Оно будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления (абз. 3, 4 п. 10 Правил). В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения необходимо предоставить недостающие сведения и документы (абз. 5 п. 10 Правил).

Также если фонд обнаружит нарушения в порядке заполнения больничного листа работодателем, то в течение 5 рабочих дней с даты закрытия больничного листа фонд направит извещение с указанием перечня необходимых исправлений. Внести исправления в ЭЛН работодатель должен не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения (п. 11 Правил).

Если на дату назначения пособия работник не сможет представить работодателю справку о сумме заработка, полученного в расчетный период от иных нанимателей, фонд назначит физлицу пособие исходя из информации о том заработке, который получен от этого работодателя. При этом сотрудник не лишен возможности впоследствии предоставить работодателю указанную справку и одновременно с этим заявление о перерасчете пособия. Форму такого заявления должен утвердить ФСС России.

В п. 13 Правил указано, что сведения из справки о сумме заработка и заявление физлица о перерасчете пособия работодатель должен передать в фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения от сотрудника.

Если на дату назначения пособий сотрудник не написал заявление о замене лет (года) расчетного периода, а фонд в число запрашиваемых сведений не включил такое заявление, работник вправе сделать это после получения пособий от фонда. Сведения о замене лет (года) работодателю потребуется передать в фонд не позднее 5 рабочих дней со дня получения от физлица заявления о такой замене (п. 14, 22 Правил).

Из этого следует, что фонд пересчитает и доплатит пособие.

В Правилах не сказано о санкциях за непредставление в фонд документов и (или) нарушение сроков такого представления. Однако ответственность за названные действия закреплена в ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ в редакции от 01.01.2022.

  1. за отказ от представления документов, необходимых для назначения пособий – штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  2. за представление недостоверных сведений и документов или их сокрытие, которые повлекли выплату пособия в излишнем размере – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.;
  3. за нарушение установленного срока представления запрашиваемых сведений – штраф в размере 5 000 руб.

Но работодатели должны привыкнуть к новому порядку. Именно поэтому (по данным ФСС России) первое время чиновники никого штрафовать не будут.

Порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка

Пособие при рождении ребенка орган ФСС России выплатит на основании сведений от органов ЗАГС (п. 26 Правил). Никакие документы работодателю сотрудник представлять не должен.

Отметим, что в целях назначения пособия фонд вправе запросить у работодателя данные о районном коэффициенте, который применяется к выплатам работника (п. 31 Правил). Передать сведения об этом работодатель должен в течение двух рабочих дней с даты получения такого запроса (п. 32 Правил).

Порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен предоставить работодателю одновременно (п. 34 Правил):

  • заявление о назначении указанного пособия;
  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Отметим, что с 2022 года работникам больше не потребуется представлять справку с места работы второго супруга о том, что указанное пособие ему не назначено. Такого требования нет ни в Правилах, ни в будущей редакции Закона № 255-ФЗ.

  • о дате начала и дате окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде, если работник подал заявление на такую замену;
  • о продолжительности рабочего времени, если на момент начала отпуска по уходу за ребенком сотруднику установлено неполное рабочее время.

Перечисленные сведения нужно передать в фонд через СЭДО.

Также возможно, что фонд направит работодателю запрос на представление дополнительных сведений. В числе запрашиваемых сведений могут быть сведения о:

  • суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физлица, которые включались в базу для начисления взносов на ОСС в расчетном периоде;
  • районном коэффициенте;
  • количестве календарных дней, которые не учитываются при исчислении среднего дневного заработка.

Если сотрудник в период получения ежемесячного пособия утратит право на него, работодатель должен сообщить об этом в фонд в срок не позднее трех рабочих дней с даты, когда ему стало известно о таком факте (п. 43 Правил).

Порядок назначения пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам сотрудникам с 2022 года не требуется подавать работодателю какие-либо документы. Такие пособия будут выплачиваться только на основании листка нетрудоспособности. А он в электронном виде размещается в информационной системе "Соцстрах" (п. 16 Правил).

По запросу фонда работодатель обязан предоставить дополнительные сведения для исчисления пособий в том объеме, который запросит фонд. Перечислим данные, которые вправе запросить орган ФСС России (п. 22 Правил).

Для расчета пособия по нетрудоспособности фонд может запросить сведения:

  1. о продолжительности страхового стажа работника на день наступления временной нетрудоспособности;
  2. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  3. о замене календарных лет;
  4. о районном коэффициенте;
  5. о продолжительности рабочего времени сотрудника, если на момент наступления временной нетрудоспособности он трудится неполное рабочее время;
  6. о периоде освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты (в т. ч. о периоде ежегодного оплачиваемого отпуска); отстранения сотрудника от работы без оплаты в соответствии с законодательством РФ; о периоде проведения судебно-медицинской экспертизы работника; о периоде простоя, если нетрудоспособность приходится на упомянутые периоды;
  7. о размере сохраняемой за период простоя зарплаты, если временная нетрудоспособность, наступившая до простоя, продолжается в период простоя;
  8. о периоде отсутствия сотрудника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;
  9. о наступлении временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения работником вреда своему здоровью или попытки самоубийства, а также в результате совершения работником умышленного преступления;
  10. о том, что сотрудник приступил к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.2007 и продолжает работать в этих районах и местностях при условии, что страховой стаж составляет менее 8 лет. Указанные сведения работодатель обязан предоставить, если располагает ими.

Для расчета пособия по беременности и родам фонд может запросить сведения:

  1. о дате начала отпуска по беременности и родам;
  2. о продолжительности страхового стажа сотрудницы на день начала отпуска по беременности и родам;
  3. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  4. о количестве календарных дней, которые не учитываются при определении среднего дневного заработка;
  5. о замене календарных лет;
  6. о районном коэффициенте.

Работодатель должен передать в фонд запрашиваемые сведения не позднее трех рабочих дней со дня поступления в систему информации о закрытии листка нетрудоспособности (п. 22 Правил). Обратите внимание на следующий момент. Сотрудница вправе уйти в отпуск по беременности и родам позже даты открытия больничного листа. В настоящее время о предоставлении такого отпуска женщина пишет заявление. С учетом даты начала отпуска, указанной в заявлении, рассчитывается пособие. Так, пособие может быть рассчитано не за 140 календарный дней отпуска (при обычной беременности), а за меньшее число дней.

Несмотря на то что с 2022 года Закон № 255-ФЗ не требует в рассматриваемом случае писать заявление на отпуск, сотрудницу следует попросить все же составить его. Это необходимо для определения продолжительности периода выплаты пособия, тем более что сведения о дате начала и окончания отпуска по БиР ФСС России вправе запросить у работодателя (пп. "б" п. 22 Правил).

Особенности получения пособия лицами, которые добровольно платят взносы на социальное страхование

Напомним, что право на получение пособий имеют не только лица, работающие по трудовому договору, но и те граждане, которые добровольно платят взносы на ОСС. В частности, это предприниматели, адвокаты, нотариусы. Они платят взносы на обязательное страхование исходя из стоимости страхового года (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). Право на получение пособий у названных лиц возникает, если за год, предшествующий году наступления страхового случая, они полностью уплатили взносы (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790).

По Правилам с 2022 года названные лица в целях получения пособий подают документы, необходимые для их назначения, в орган ФСС России по месту регистрации в качестве страхователя (п. 9 Правил). В числе документов, в частности, справка о сумме заработка за расчетный период, заявление о замене лет расчетного периода. Полагаем, что лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, справку о сумме заработка подают в фонд, если в расчетном периоде они вели не только предпринимательскую деятельность, но и работали по найму.

Фонд также вправе запросить у таких лиц дополнительные документы, если они представлены не в полном объеме. Об этом в адрес физлица направят извещение. Предоставить недостающие документы необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения (п. 14 Правил).

Обратим внимание, что с 01.01.2023 лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, получат право подавать документы для получения пособий через единый портал Госуслуг (п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, п. 9, 10, 13, 14 Правил).

С января 2022 года бумажные листки нетрудоспособности полностью заменят электронные аналоги. Работодатели обязаны будут обеспечить прием и оплату электронного листка нетрудоспособности, а также информировать своих работников по всем вопросам, связанным с новым форматом больничных.

Шаг 1. Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)

Только этот вид подписи можно использовать при работе с ЭЛН[1]. УКЭП оформляется на должностное лицо, которое будет работать с ЭЛН. Выдают УКЭП удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России.

Шаг 2. Установить программу взаимодействия с ФСС России

Выберите программное обеспечение, при помощи которого будет происходить обмен информацией с ФСС России. Есть несколько способов стать участником информационного взаимодействия:

1. Создать личный кабинет страхователя на сайте фонда[2].

Шаг 3. Назначить ответственного по работе с ЭЛН

Ответственного за работу с ЭЛН назначают приказом. Только в этом случае уполномоченное лицо может подписывать ЭЛН своей электронной подписью[6]. Ответственным может быть бухгалтер, главный бухгалтер или непосредственно руководитель компании.

Шаг 4. Разработать порядок работы с ЭЛН


Четкий порядок действий важен и для работников, и для ответственного за работу с ЭЛН. Чтобы избежать конфликтов, порядок можно:

• закрепить в каком-либо локальном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка);

• оформить в виде отдельной инструкции или


При разработке регламента обратите внимание на следующие моменты:

• работник сообщает работодателю номер ЭЛН любым доступным способом: по телефону или электронной почте. Какие-либо распечатки или талоны предъявлять не надо;

– не оформляется заявление на получение пособия;

– работник не дает письменное согласие на оформление ЭЛН[7];

– уменьшится срок передачи в ФСС России сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, — составит три рабочих дня[8].

Сейчас на это отводится пять рабочих дней (считаем с даты, когда работодатель узнал о закрытом больничном);

• если работодатель передаст в ФСС России неверные сведения и это приведет к излишнему начислению пособия, ему придется возместить переплату[9].


Для работников можно разработать памятку, которая будет подсказывать, что им следует делать при открытии больничного листа в электронном виде:

Памятка для работника

1. Сообщить работодателю номер ЭЛН любым способом (указать, кому работник может сообщить этот номер, по какому телефону или на какой адрес электронной почты).

Ответственность за нарушения, допущенные в работе с ЭЛН

Можно сказать, что переход на электронные больничные листки полностью завершился. Окончание переходных этапов венчают новые штрафы[10], которые вводятся с января 2022 года:

Ответственность за нарушения

ВОПРОС В ТЕМУ
Что делать, если работник принесет бумажный больничный после 1 января 2022 года?

[1] Пункт 16 Правил взаимодействия медучреждений, ФСС России и работодателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567; в ред. от 20.11.2018); п. 74 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н (далее — Порядок № 925н).

По новым правилам пособия сотрудникам выплачивает не работодатель, а напрямую ФСС (см. постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 и от 01.12.2018 № 1459). Работодатель обязан лишь представить соответствующие документы в филиал фонда. Порядок отправки документов в ФСС описан в видео.

В пилотных регионах пособия сотрудникам выплачивает не работодатель, а напрямую ФСС (см. постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 и от 01.12.2018 № 1459). Работодатель обязан лишь представить соответствующие документы в филиал фонда. Порядок отправки документов в ФСС описан в видео.

Пилотный проект по отправке больничных листов в ФСС проходит в следующих регионах:

  • 01 — Республика Адыгея;
  • 02 — Башкортостан;
  • 03 — Республика Бурятия;
  • 04 — Республика Алтай;
  • 05 — Дагестан;
  • 06 — Республика Ингушетия;
  • 07 — Кабардино-Балкарская Республика;
  • 08 — Республика Калмыкия;
  • 09 — Карачаево-Черкесская республика;
  • 10 — Республика Карелия;
  • 11 — Республика Коми;
  • 12 — Республика Марий Эл;
  • 13 — Республика Мордовия;
  • 14 — Республика Саха (Якутия);
  • 15 — Республика Северная Осетия — Алания;
  • 16 — Республика Татарстан;
  • 17 — Республика Тыва;
  • 18 — Удмуртская Республика;
  • 19 — Республика Хакасия;
  • 20 — Чеченская Республика;
  • 21 — Чувашская Республика;
  • 22 — Алтайский край;
  • 23 — Краснодарский край;
  • 24 — Красноярский край;
  • 25 — Приморский край;
  • 26 — Ставропольский край;
  • 27 — Хабаровский край;
  • 28 — Амурская область;
  • 29 — Архангельская область;
  • 30 — Астраханская область;
  • 31 — Белгородская область;
  • 32 — Брянская область;
  • 33 — Владимирская область;
  • 34 — Волгоградская область;
  • 35 — Вологодская область;
  • 36 — Воронежская область;
  • 37 — Ивановская область;
  • 38 — Иркутская область;
  • 39 — Калининградская область;
  • 40 — Калужская область;
  • 41 — Камчатский край;
  • 42 — Кемеровская область;
  • 43 — Кировская область;
  • 44 — Костромская область;
  • 45 — Курганская область;
  • 46 — Курская область;
  • 47 — Ленинградская область;
  • 48 — Липецкая область;
  • 49 — Магаданская область;
  • 50 — Московская область;
  • 51 — Мурманская область;
  • 52 — Нижегородская область;
  • 53 — Новгородская область;
  • 54 — Новосибирская область;
  • 55 — Омская область;
  • 56 — Оренбургская область;
  • 57 — Орловская область;
  • 58 — Пензенская область;
  • 59 — Пермский край;
  • 60 — Псковская область;
  • 61 — Ростовская область;
  • 62 — Рязанская область;
  • 63 — Самарская область;
  • 64 — Саратовская область;
  • 65 — Сахалинская область;
  • 66 — Свердловская область;
  • 67 — Смоленская области;
  • 68 — Тамбовская область;
  • 69 — Тверская область;
  • 70 — Томская область;
  • 71 — Тульская область;
  • 72 — Тюменская область;
  • 73 — Ульяновская область;
  • 74 — Челябинская область;
  • 75 — Забайкальский край;
  • 76 — Ярославская область;
  • 77 — Москва;
  • 78 — Санкт-Петербург;
  • 79 — Еврейская автономная область;
  • 80 — Забайкальский край;
  • 81 — Пермский край;
  • 83 — Ненецкий автономный округ;
  • 84 — Красноярский край;
  • 85 — Иркутская область;
  • 86 — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра;
  • 87 — Чукотский автономный округ;
  • 88 — Красноярский край;
  • 89 — Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • 90 — Московская область;
  • 91 — Крым;
  • 92 — Севастополь;
  • 93 — Краснодарский край;
  • 95 — Чеченская Республика;
  • 96 — Свердловская область;
  • 97 — Москва;
  • 98 — Санкт-Петербург;
  • 99 — Москва.

Реестры больничных листов (листы нетрудоспособности) передаются страхователями или застрахованными лицами в ФСС для начисления пособий по нетрудоспособности застрахованным лицам.

В Экстерн доступны следующие виды пособий:

Страховые случаи и условия выплаты пособий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Временная нетрудоспособность

Выплачивается в следующих случаях:

— болезнь, травма;
— уход за больным членом семьи;
— карантин застрахованного лица или ребенка до 7 лет;
— долечивание в санаторно-курортных учреждениях

Профессиональные болезни и травмы

Выплачивается при утрате трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (подробные условия описаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ)

Беременность и роды

Выплачивается женщине суммарно за весь период отпуска (при отсутствии осложнений и рождении одного ребенка срок составляет 70 дней до и после родов). Особенности выплаты пособия описаны в гл. 3, ст. 10 255-ФЗ

Ранние сроки беременности

Выплачивается единовременно женщинам, которые встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

рождение ребёнка

Единовременное пособие при рождении ребёнка

Уход за ребёнком

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Погребение

Социальное пособие на погребение выплачивается согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 8

Оплата 4 дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми инвалидами

Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет (ст. 262 ТК РФ)

Порядок формирования и отправки пособий


Создание и загрузка документов

Новый документ можно сформировать непосредственно в Экстерне или загрузить готовый файл, подготовленный в сторонней программе.

Создание документов в Экстерн




Далее следует приступить к заполнению формы в открывшемся окне.

Загрузка в систему готового файла



Заполнение документа

В документе на выплату пособия следует заполнить три раздела. В зависимости от выбранного типа пособия отобразятся следующие разделы:

Все обязательные для заполнения поля будут подсвечиваться красным цветом.

В данном разделе заполняется информация о сотруднике, организации-работодателе и о способе выплаты пособия. Заполненные данные сохраняются в рамках сотрудника, при создании нового листа этот раздел будет заполнен автоматически.


При выборе последнего открывается блок, в который следует внести сведения об уполномоченном представителе — ФИО и паспортные данные.

Раздел присутствует в следующих типах пособий:

  • пособие по нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие по профтравме, болезни.

Заполняется на основе листка нетрудоспособности, представленного работником. Расположение полей соответствует бумажному бланку, который выдается в медицинском учреждении.


2. Укажите, является ли лист первичным или продолжением; дубликатом или оригиналом.

3. Заполните все обязательные поля ниже (они будут подсвечены красным), как в бумажном бланке, выданном в медицинском учреждении.

Некоторые особенности заполнения:

В этом разделе заполняются данные, необходимые для назначения пособия сотруднику региональным отделением ФСС. Все обязательные для заполнения поля будут подсвечены красным.


3. Укажите районный коэффициент, размер ставки, страховой стаж, год и сумму заработка.


Раздел присутствует в следующих типах пособий:

  • пособие по беременности и родам (если в пособии по нетрудоспособности установлен флажок «Поставлена на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)");
  • пособие по ранним срокам беременности;
  • пособие по рождению ребенка;
  • пособие по уходу за ребенком.


Некоторые особенности заполнения:

  • В обязательном порядке заполняются данные из документа о рождении ребенка — тип документа, серия и номер, дата выдачи, ФИО, дата рождения.
  • При необходимости можно заполнить данные о справке от другого родителя о неполучении пособия, данные о документе об усыновлении или опеке и данные о договоре о передаче в приемную семью.

Проверка и отправка




2. Начнется проверка.


В списке будут отображаться только квалифицированные сертификаты, ИНН в которых совпадает с ИНН организации из документа.

Регистрационный номер страхователя в сертификате должен совпадать с регистрационным номером организации, указанным в документе.

Если документ отправляется за обособленное подразделение (в этом случае код подчиненности заканчивается на 2), то регистрационный номер страхователя в сертификате должен совпадать с дополнительным кодом ФСС, указанным в документе.



Статусы обработки

Просмотр отправленных документов


Просмотр результатов проверки

Если документ принят к рассмотрению


На экране отобразится окно с квитанцией.



Если документ не принят


На экране отобразится окно с протоколом.



Как распечатать, удалить документ? Как создать перерасчёт? Как просмотреть историю документооборота?


При наведении курсора на строку с наименованием документа появляется.


В зависимости от статуса при нажатии на шестеренку доступны следующие действия:

Читайте также: