Первые лагеря обязанности вожатого особенности работы вожатого в первых лагерях

Обновлено: 19.05.2024

Как устроена работа в детском летнем лагере

Какими бывают лагеря?

  • Сезонные/ круглогодичные/дневного пребывания;
  • В городе/ за городом/ на море;
  • Государственные/ частные/ при предприятиях и общественных организациях;
  • Стационарные/ палаточные/ передвижные.

Иногда в лагере можно получать дополнительное образование. Например, в профильных лагерях (с туристско-краеведческим, гражданско-патриотическим, спортивным, научно-исследовательским, трудовым уклоном и т. д.) или в профильных сменах (смена юного журналиста, филолога, учёного, автотехника, военного, спасателя, волонтёра и т. д.) дают на практике применить свои знания и навыки.

Один из лицеев моего родного Тамбова, например, на лето снимает санаторий недалеко от города и устраивает как раз такие узкоспециализированные смены для своих учеников.

Кстати, смены в лагерях различаются по длительности: могут быть 21 календарный день и 21 рабочий, то есть месяц.

За что отвечает вожатый/ воспитатель?

Вожатый или воспитатель детского лагеря обязан:

  • участвовать в организации развлечений для детей, подбирать материал для проведения мероприятий;
  • рассказывать детям и их родителям о планируемых в лагере событиях, о работе коллективов, кружков, объединений;
  • информировать об изменениях в работе лагеря;
  • следить за соблюдением детьми режима, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм;
  • отслеживать поведение воспитанников и оказывать им моральную и физическую помощь в пределах своей компетенции;
  • сопровождать детей на экскурсиях и мероприятиях.

Вожатый несёт уголовную ответственность (за жизнь и здоровье детей) и материальную (за имущество учреждения).

При невыполнении должностных обязанностей, несоблюдении правил взаимодействия с воспитанниками вожатый может быть наказан в соответствии с законодательством.

Но у вожатого есть не только обязанности: он вправе участвовать в улучшении работы лагеря, получать всю информацию для профессиональной деятельности, требовать, чтобы руководство предоставило условия для выполнения работы. И конечно, лагерь обязан обеспечить вожатому питание и отдых в соответствии с графиком.

Главное о трудоустройстве

Чтобы стать вожатым, надо:

  • быть гражданином РФ;
  • быть старше 18 лет;
  • не иметь судимости;
  • не иметь медицинских противопоказаний (психических расстройств или инфекционных болезней);
  • педагогическое образование не обязательно, но прохождение программы профессиональной подготовки понадобится. Школа вожатых обычно длится от 2 месяцев до года, занятия проводятся во внерабочее время, а по окончании надо сдать квалификационный экзамен.

Устроиться в лагерь на работу можно через вузы, педотряды, турагентства или непосредственно обратившись в отдел кадров лагеря. Соответственно, могут различаться и требования к соискателю.

Обычно для трудоустройства в детский лагерь нужны:

  • Паспорт гражданина РФ и копии первой страницы и регистрации;
  • Трудовая книжка;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Справка на бланке МВД с гербовой печатью об отсутствии судимости и факта уголовного преследования;
  • Диплом/ сертификат;
  • Медкнижка с проставленной голограммой и допуском к работе в лагере, а также справка об отсутствии инфекционных заболеваний по месту жительства (выдается в органах СЭС за три дня до начала смены);
  • Фотография 3×4;
  • Реквизиты счета в банке.

Чтобы работать в лагере при своей школе, конечно, эти документы не потребуются, поскольку всё уже есть у администрации; достаточно написать заявление в секретариате.

Трудовой договор между соискателем и лагерем заключается на основании ст. 67, 68 Трудового кодекса РФ в письменной форме в двух экземплярах (для отдела кадров и вожатого). Администрация лагеря обязана оформить трудоустройство приказом и объявить об этом под расписку работнику. Даже если приём на работу не был оформлен документально, фактический допуск к исполнению обязанностей вожатого считается заключением трудового договора; в этом случае работодатель за 3 дня должен закончить работу с документами.

Трудовой договор обязательно включает:

  • ФИО будущего работника и полное название организации;
  • Должность;
  • Какие услуги и как он будет оказывать;
  • Стоимость этих услуг и порядок оплаты;
  • Ответственность сторон и иные условия;
  • Реквизиты обеих сторон.

Оплату труда вожатых / воспитателей лагерь устанавливает самостоятельно. При этом учитывается продолжительность рабочего времени, а также то факт, является ли работа основной или по совместительству.

За работу в ночное время и совмещение должностей полагаются стимулирующие выплаты. Так, минимальный размер повышения оплаты труда за каждый час работы в ночное время для педагогов летнего лагеря составляет 35% ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Это следует из постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554.

Часто в лагерях используют внутреннее совместительство, чтобы, во-первых, избежать ограничения для сверхурочной работы в 120 часов в год (ст. 99 Трудового кодекса РФ) и не выплачивать доплат в повышенном размере за сверхурочную работу (ст. 152 Трудового кодекса РФ).

Законы и акты, регламентирующие работу вожатого

Работа в детском летнем лагере выполняется в соответствии с Семейным, Трудовым, Уголовным кодексами РФ. Также её регламентируют:

Мой опыт работы в летних детских лагерях

Разными были и режимы работы:

Важную роль в облегчении работы играл и жёсткий распорядок дня. Смена в приморских лагерях была расписана от первого до последнего дня — не надо было самой выдумывать, чем занять детей.Моя обязанность — сопроводить, проследить за безопасностью и здоровьем.

В пришкольном лагере жизнь более гибкая, а распорядок менее чёткий. Поэтому и ответственность за наполнение досуга выше. Плюс ко всему в июне в здании школы проходили экзамены. В эти дни мы с детьми уходили в местный ДК на организованные для нас мероприятия или оккупировали парки и детские площадки.


Современный вожатый – воспитатель особого типа, реализующий уникальные возможности воспитательного процесса для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка в период организации летнего отдыха и досуга. Ему необходимы не только знания возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, но и умение управлять временным детским коллективом, владение игровыми технологиями, методиками организации коллективных творческих дел и др. [3].

Современный вожатый имеет право:

- вносить предложения на обсуждение на методическом и педагогическом Совете;

- пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических работников;

- вести преподавательскую работу в школе, кружках Центра, предоставленную администрацией, согласно соответствующим положениям;

- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;

- применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:

- проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения, принятие обязательств;

- проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств;

- беседа у заместителя директора по УВР [5].

Обязанности вожатого делятся на разные направления. Одними из самых важных обязанностей являются организационные, где вожатый:

- контролирует соблюдение детьми санитарно- гигиенических норм, опрятного внешнего вида, чистоты одежды и порядка окружающих помещений на территории лагеря;

- обеспечивает и контролирует соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с режимом лагеря;

- организует участие каждого ребенка во всех общелагерных мероприятиях культурно-массового, спортивно-оздоровительного и трудового направлений;

- в соответствии с общелагерным планом, составляет отрядный план работы, согласует его со старшим вожатым, а также отчитывается о его выполнении;

- участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий под контролем старшего вожатого и начальника лагеря;

-организует дежурство детей в столовой, жилых корпусах и на закрепленной за отрядом территории лагеря;

Не менее важным направлением работы вожатого является педагогическое направление. В него входят такие обязанности, как: организация коллективной деятельности детей, придание ей творческого окраса; создание благоприятных условий для реализации ребенком своих потребностей, развития его творческого потенциала, интересного провождения времени; своевременное выявление и нахождение разрешения образовавшихся конфликтов между воспитанниками, предупреждение возможных отклонений в поведении подростков; использование опыта работы с детьми, а также его дальнейшее развитие [1].

В организации детского отдыха вожатый занимает особое место в личностном развитии детей, в формировании у них системы нравственных ценностей, формировании активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу.

Профессия вожатого обязывает иметь качественную психолого- педагогическую подготовку.

В условиях лагеря раскрываются все ведущие виды деятельности: спортивная, коммуникативная, образовательная, трудовая, эстетическая, познавательная, художественно-творческая и пр.

Воспитательную систему можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как комплекс мероприятий, проводимый в лагере для реализации поставленных целей. Мероприятия, которые проводятся в лагере, подобраны так, чтобы не только оставить положительные воспоминания у детей, но и воспитать определенное позитивное личностное качество. С другой стороны, воспитательную систему можно рассмотреть как иерархию сотрудников детского оздоровительного лагеря, во главе которой стоит директор, а наиболее приближены к детям — вожатые. В воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый [2, c .531].

Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере.

Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов [4].

Таким образом, мы выделяем основные обязанности современного вожатого–это непосредственное осуществление педагогической и оздоровительной работы с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. К правам вожатого мы относим все гражданские права, предоставляемые остальным гражданам.

2. Губанихина Е. Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря // Молодой ученый, № 17 (97), Сентябрь, 2015г. - 623с.


Методическая рекомендация – это обзор необходимых материалов начинающему вожатому. Рекомендация написана в простой и доступной форме. В данной рекомендации рассматриваются все необходимые этапы формирования вожатских качеств. Рекомендация представляет собой практическое руководство для работы в лагере.

Составитель: Малеев Максим Павлович

Рецензент: Харавинина Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук

© 2013, Малеев Максим Павлович

© 2013, Ярославский индустриально-педагогический колледж

СОДЕРЖАНИЕ

Должностная инструкция вожатого и воспитателя 5
Возрастные особенности детей и подростков 9
Жизнь в лагере 11
Рекомендации в сложных ситуациях общения 13
Название отрядов 13
Игры 14
Метод мозгового штурма 18
Что такое – отрядный уголок 19
Несколько советов по проведению огонька для начинающих вожатых 21
Легенды 22
Полезные советы вожатому 25

Привет, дорогой друг!

Я рад, что ты держишь в руках мою методическую рекомендацию для начинающего вожатого.

На протяжении многих лет существует замечательная профессия – Вожатый. Но каждый год, каждую смену в наших рядах появляются

вожатые – новички, которым, на мой взгляд, необходима методичка, в которой есть все то, что не обходимо вожатому новичку.

Наверное, ты сам задумываешься, а где взять необходимый материал, который будет нужен тебе на протяжении всей смены. И для того, чтобы тебе не гулять по простором всемирного интернета, я составил методичку именно для тебя – начинающего вожатого.

Я рад, что ты выбрал профессию вожатого.

Я верю, у тебя все получится! Успехов тебе, дорогой друг вожатый!

С уважением, Малеев Максим Павлович.

Должностная инструкция вожатого и воспитателя

Дорогой друг – вожатый, я подготовил для тебя должностные инструкции вожатого и воспитателя. Нет, не подумай, что я это сделал для того, чтоб ты знал, лишь свои обязанности и выполнял только их. Понимаешь, в лагере бывают такие ситуации, что не хватает воспитателей, поэтому могут, назначить воспитателем и тебя. Именно поэтому я считаю, что тебе обе инструкции в твоей работе будут просто необходимы.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО

1. Общие положения:

1.1. Вожатый назначается на должность и снимается с должности приказом директора лагеря, по представлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового соглашения.

1.2. На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.

1.3. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих студий.

1.4. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

1.5. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день - в течение смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря (в пересменок). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

1.6. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности вожатого:

2.1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

2.2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.




2.3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

2.4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

2.5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

2.6. Отвечает за своевременное оформление "Дневника вожатого" и другой отчетной документации.

2.7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

3. Права вожатого:

-5-
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Вожатый несет ответственность:

4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

4.3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4.4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛАГЕРЯ

1. Общие положения

На должность воспитателя назначаются лица, работающие на должности учителя или педагога дополнительного образования имеющие стаж педагогической работы не менее 1 года. В своей деятельности воспитатель руководствуется следующими законодательными, правовыми и локальными актами:

- Трудовым кодексом РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.;

- Положением о службе охраны труда в системе Минобразова­ния (приказ Минобр. .№ 92 от 27.02.1995 г.):

- Положением о расследовании несчастных случаев (приказ Минобр. № 378 от 25.03 1996г.);

- РД «Охрана труда в ОУ;

- Правилами внутреннего трудового распорядка;

- Планом основных мероприятий по улучшению условий и ох­раны труда;

- Инструкциями по действиям ОУ в чрезвычайных ситуациях;

- Правилами противопожарной безопасности.

2. Основные обязанности и виды деятельности воспитателя

по обеспечению охраны труда

2.1. Воспитатель обязан:

- обеспечить безопасные и здоровые условия пребывания вве­ренных ему детей на время работы лагеря с момента приема ребен­ка в лагерь до момента выдачи его родителям;

-предупреждать рискованные действия детей, которые могут привести к травмированию самого ребенка и окружающих его лю­дей;

-обучать и прививать детям навыки безопасности жизнедея­тельности в различных ситуациях;

-6-
- постоянно контролировать ситуации при любых занятиях и в любых местах возможного нахождения детей в лагере;

- проводить профилактическую работу с детьми, а также с их родителями по предупреждению детского травматизма.

2.2. Организационно-планирующая деятельность воспитателя включает в себя:

- подготовку инструкций, учебных пособий для обучения детей ОБЖ;

- составление плана работы и мероприятий по обеспечению охраны труда детей и санитарно-гигиенических условий пребывания детей в лагере.

2.3. Деятельность по обучению и проверке знаний включает в себя:

- проведение различных игр, тренингов, использование различных форм работы для осознания опасностей и привития навы­ков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

2.4. Контролирующая деятельность включает в себя

- постоянный контроль за поведением и местонахождением де­тей, состояния ограждений опасных мест (стекол, электророзеток, спортивных снарядов, лестничных клеток, надежности крепления шкафов и полок);

- постоянный контроль за выполнением детьми санитарно-гигиенических требований личной гигиены;

- контроль и предупреждение опасных ситуаций во время про­ведения экскурсий и походов за территорию лагеря;

- контролирование возникновения чрезвычайных ситуаций;

- контролирование состояния родителей при приеме и выдаче детей.

2.5. Профилактическая деятельность включает в себя:

-различные педагогические приемы закрепления навыков по­ведения в различных жизненных ситуациях через включение эмо­циональной сферы и детского творчества;

- проведение мероприятий организационно-технического ха­рактера в отрядах, на участках по предупреждению детского трав­матизма;

- оформление уголка безопасности и беседы с родителями по предупреждению детского травматизма.

3. Требования и правила при организации и

ведении учебно-воспитательного процесса

3.1. Осуществлять контроль приема и выдачи детей из оздоро­вительного лагеря:

- принимать детей можно только лично воспитателю в уста­новленный Правилами внутреннего распорядка интервал времени;

- прием детей иными работниками не допускается;

- приниматься в лагерь ОУ может только здоровый ребенок;

- уход ребенка необходимо фиксировать в журнале с отметкой об уходе.

- отпускать ребенка ранее установленного времени срока пре­бывания без предварительного согласования с родителями (заявле­ние);

- отпускать ребенка во время пребывания в лагере родителям в нетрезвом состоянии или посторонним лицам без согласования с родителями (заявление).

3.2. Организационно-технические мероприятия и действия вос­питателя по предупреждению детского травматизма:

- периодически контролировать надежность крепления шкафов и полок, защищенность электророзеток, стекол, дверей от удара головой, недоступность влезания детей на подоконники, огражде­ния на лестничные клетки;

- периодически осуществлять контроль за использованием ко­лющих и режущих предметов;

-7-
-контролировать электробезопасность имеющихся в группе ТСО (видео и аудиоаппаратура, фильмоскопов, состояние изоляции шнура около вилки и др.);

-контролировать освещенность рабочих мест и обеспечить норматив (300 люкс).

- контролировать отсутствие опасных предметов на участке во время прогулок и подвижных игр (битое стекло, доски с гвоздями, острые предметы), очищать территорию участка от таких предме­тов;

- проверить крепления малых форм и игровых устройств;

- контроль за обувью и одеждой детей: обувь не должна иметь скользкую подошву, одежда должна соответствовать температуре среды пребывания ребенка, в солнечную летнюю погоду нужно защищать голову ребенка головным убором, при обувании детей необходимо контролировать исправность застежек и креплений, отсутствие длинных шнурков, могущих привести к падению ребен­ка во время движения.

3.3. Меры безопасности при организации подвижных игр и со­ревнований:

-убрать на игровой площадке режущие, колющие, посторон­ние предметы;

- обувь детей должна быть спортивной, не допускать обувь на скользкой подошве;

- не допускать столкновения детей при беге, бросания друг другу предметов иных, кроме мячей;

- не допускать шалостей при выполнении групповых упражне­ний и игр с быстрыми перемещениями (подножек, толчков и др.);

- при проведении занятий на спортивной площадке исключать падения детей на асфальт, подвижные игры проводить только на мягком грунте;

- прыжковую яму очищать от посторонних предметов, контро­лировать безопасность всех имеющихся малых форм и игровых сооружений;

- контролировать физическую нагрузку детей в соответствии с медицинскими нормами.

3.4. При организации детского труда на участке:

- осуществлять контроль за сельскохозяйственным оборудова­нием и хранением их в специально отведенном месте;

- предупреждать порезы рук детей всякими острыми инород­ными предметами;

- не допускать размахивания инвентарем и других шалостей;

- предупреждать засорение глаз в ветреную погоду (не допус­кать пересыпания или бросания землей на уровне глаз ребенка).

3.5. При организации экскурсий, выездов, походов:

- проводить инструктаж по правилам поведения на дорогах и в автобусе, по безопасности на природе, в лесу, у водоемов и т. д.;

- группу детей вести вдвоем, при переходе дороги перекрывать движение транспорта жестами регулировщика дорожного движе­ния жезлом или флажком;

- предупреждать питье воды из непредусмотренных для этого источников и водоемов;

- контролировать поведение детей при встрече их с разными ягодными растениями, грибами, животными. Предупреждать пробование на вкус различных незнакомых (ядовитых) растений, гри­бов, не допускать контакта с животными;

- не подходить близко к обрывистому берегу водоема.

4. Правила безопасности и охраны труда

4.1. Выполнять только те функции и работу, которые предписа­ны данной должностной инструкцией, невыполнение или выполне­ние функций, не оговоренных в данной должностной инструкции, наказываются согласно Трудовому кодексу.

4.3. Воспитатель должен знать и уметь применять на практике:

- правила противопожарной безопасности;

- правила санитарии и гигиены;

- правила оказания первой доврачебной помощи;

- действия при эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

4.4. При выполнении работ по очистке территории лагеря и на опытном участке с сельскохозяйственным инвентарем должен ис­пользовать спецодежду (халат, рукавицы, ботинки, косынку или берет);

4.5. Воспитателям женского пола не рекомендуется поднимать тяжести более 15 кг.

5. Действия при несчастном случае с пострадавшим воспитанником

-незамедлительно оказать первую доврачебную помощь по­страдавшему;

- при необходимости вызвать скорую помощь;

- сообщить начальнику лагеря о случившемся, написать объяс­нение обстоятельств несчастного случая, указать очевидцев слу­чившегося;

—сохранять расположение предметов и место, где произошел несчастный случай, для расследования, исключение составляют только те предметы, которые представляют опасность для окру­жающих людей.

6. Ответственность воспитателя

6.1. Воспитатель лагеря несет ответственность за выполнение санитарно-гигиенических норм, правил безопасности жизнедея­тельности, пожарной и электробезопасности.

6.2. Воспитатель лагеря несет ответственность за принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей и подрост­ков в рамках программы лагеря.

6.3. Воспитатель несет персональную ответственность за безо­пасность жизнедеятельности детей и подростков.

6.4. Воспитатель лагеря несет персональную ответственность перед начальником лагеря за качество и своевременность исполне­ния обязанностей, возложенных на него данной инструкцией.

• организовывает детей отряда на его оформление, анализирует и корректирует систематически собственную деятельность.

Вожатый:

_ входит в состав временного педагогического совета лагеря,

_ имеет право принимать участие в его работе;

_ изучает методы и формы работы в детском лагере;

_ посещает со своим отрядом мероприятия в других отрядах (с целью изучения и анализа);

_ проводит анализ собственной деятельности;

_ систематически знакомиться с педагогической и методической литературой и участвует в ее обсуждении.

В случае конфликтов между вожатыми и работодателями, связанными с условиями найма, вожатые имеют право требовать создания временного органа из представителей обеих сторон (на паритетных началах) для урегулирования этих конфликтов. Если средства и процедура, установленные для этих целей, будут исчерпаны, или же переговоры будут прерваны из-за полного несогласия сторон, вожатые имеют право предпринимать такие меры, которые обычно предоставляются другим гражданам для защиты их законных прав.

Единство требований для всех работающих в лагере

Все вожатые в детских лагерях должны помнить: в лагере нет чужих детей, все дети — общие, лагерные, наши.

Чтобы детям в лагере было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, вожатые должны работать дружно, согласовывать свои действия. Между партнерами должно быть доверие, желание понять другого, помочь ему.

У большинства вожатых опыт работы в детском лагере — это одновременно и первый опыт официального общения с руководством. В связи с этим вожатым надо ясно представлять себе, что ожидает от них администрация лагеря. Ответ, очевидно, один: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил, а еще лучше — с желанием вновь приехать в этот лее лагерь.

Второй вопрос — к вожатым: что ожидают они? Полагаем, что ответы сведутся к следующему: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил, а еще лучше с желанием, если отдыхать в этом же лагере, то с этими же вожатыми.

Следовательно, цели и у руководства, и у вожатых одинаковые. Так, почему, где же могут возникать конфликты между ними? Видимо, во-первых, из-за несовершенства законодательства, и, во-вторых, из-за различия функций директора детского лагеря и вожатого. Вожатый является непосредственным организатором деятельности детей. На директора же возложены контрольные функции.




Как избежать возможных конфликтов, выполняя общую задачу?

Во-первых, вожатый не должен противопоставлять себя администрации. Во-вторых, вожатому следует считаться с тем, что он имеет меньше жизненного опыта (директор, как правило, старше его) и в силу возраста у него меньше развито чувство ответственности! Вожатый независимо от распределения обязанностей не может снять с себя ответственности в отряде за все, что касается охраны жизни и здоровья детей. Он должен скрупулезно разъяснять детям вопросы безопасности с тем, чтобы быть ответственным не только перед законом, но и, что еще важнее, перед самим собой, перед своей совестью.

Табу вожатого(выдержки из студенческих работ)

• Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других

• Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей

• Не навязывать детям свою волю

• Не держаться изолированно от детей

• Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения

• Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег

• Не быть безразличным к недисциплинированности детей

• Не заниматься своими личными делами в рабочее время

• Не слушать только себя

• Не всегда искать виновного

• Не приказывать, а просить

• Не читать нотаций. Вспомни, помогало ли это тебе

• Не позволять равнодушного отношения к детям

• Не потакать ленивым

• Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы

• Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей

• Не срывать свое плохое настроение на детях

• На пляже не загорать, а смотреть за детьми

• Не унижать детей и не смеяться над ними

• Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же

• Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным

Изучение вышеизложенных документов поможет вожатому юридически грамотно действовать в различных ситуациях. Как же можно использовать в деятельности вожатого знание правовых норм, обеспечивающих работу в детском лагере?

Таблица 3

Путеводитель по нормативным документам




Читайте также: