Патронаж как технология работы с клиентом

Обновлено: 01.05.2024

Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому.

ВложениеРазмер
no1.docx 19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Патронаж-одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи , центры комплексной социально" помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются ставки социальных педагогов.

В частности, центры социальной помощи семьям и детям с оздаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др.

В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога. Например, в консультативном отделении, где даются консультации по вопросам социального обслуживания граждан, осуществляется содействие в решении правовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству.

Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи, деятельность которого включает в себя помощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопросов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, психологическое обследование личности граждан, анализ поведения клиента, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушении общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т. д.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Одной из функций социального педагога является организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориентации и т. д.

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.

В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребывания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением ; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи.

В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 01.01.2001 г. с изменениями от 01.01.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы.


Социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо
трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть. Патронаж носит постоянный регулярный характер.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Цели и задачи социального патронажа

Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронаже специалисты различного профиля:

  • комиссия по делам несовершеннолетних,
  • инспектор по делам несовершеннолетних,
  • здравоохранение,
  • образовательные учреждения,
  • специалисты отдела опеки и попечительства.

Задачи социального патронажа:

  • исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи;
  • социальная реабилитация семьи;
  • профилактика социального неблагополучия,
  • предупреждение возможных кризисов.

Специфика патронажа как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход.

Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа:

  • социально-психологический – помощь в решении социальнопсихологических проблем (психодиагностика, психокоррекция,психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);
  • социально-педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психологопедагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция);
  • социально-правовой – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

Принципы социального патронажа

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

  • системность. Данный принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;
  • комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;
  • оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем;
  • укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры;
  • приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуаций в семьях и в детской среде;
  • уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;
  • объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;
  • дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;
  • адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенность ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
  • взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;
  • разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;
  • создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы:

  • служения клиенту;
  • учета его личностных, психологических, возрастных и физиологических особенностей;
  • конфиденциальности;
  • открытости для всех нуждающихся;
  • своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы
социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий.

Функции социального патронажа

Служба социального патронажа выполняет следующие функции:

  • изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);
  • комплексное и системное воздействие на ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;
  • обеспечение последующего социального контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана.

Этапы технологии социального патронажа

  • Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
  • Вмешательство патронажной службы и с ее помощью – других социальных служб в семейную ситуацию.
  • Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

Объект социального патронажа

Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:

Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:

Изменение мотивации клиентов

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи – нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального патронажа, как ее подают в научнометодической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска.

Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб. Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов.

Чаще всего это психосоциальные методы:

  • подбадривание;
  • мягкая поддержка;
  • откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни;
  • осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба;
  • проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.

Социальный патронаж над семьями, оказавшимися по совершенно разным причинам в тяжелом положении — один из важных вопросов современного общества. Его решением занимаются определенные государственные учреждения и общественные организации. Из-за сложившейся в стране ситуации и увеличении проблем безнадзорности семей число, которым требуется эта услуга, постоянно увеличивается.

Под патронажем подразумевают обслуживание, предоставляемое индивидуальным клиентам и группам риска. Выполняется постоянный надзор, посещаются жилища клиентов, оказывается им определенный вид помощи.

Социальный патронаж

Социальный патронаж это вид технологии, позволяющей найти решение кризисной жизненной ситуации, предполагающей сопровождение семьи и детей, столкнувшихся с подобной проблемой. Здесь объединены диагностические, контрольные, адапционно-реабилитационные функции. Его действие направлено на установление и поддержку длительных связей с семьей, своевременное обнаружение ее проблемных ситуаций и оказание незамедлительной помощи.

Социально педагогический патронаж устанавливают над семьей, оказавшейся:

  • в кризисной ситуации, вызванной разводом, смертью близкого человека и тому подобное;
  • в трудной жизненной ситуации при возникновении психологических проблем, хронического заболевания, потери работы, инвалидности;
  • в опасном положении, связанным с алкоголизмом, наркоманией, насилием в семье, бродяжничеством.

Как свидетельствует сложившаяся практика, специалисты занимаются патронажем неблагополучных семей в том случае, если их члены не выполняют свои обязанности, самостоятельно не справляются с жизненными трудностями и проблемами. Также, подобная процедура устанавливается, если эти лица:

  • социально нездоровы или присутствуют признаки их риска для общества;
  • общественно изолированы, замкнуты;
  • в состоянии хронической социально психологической дезадаптации;
  • с ослабленной связью с социумом и внутри семьи или полным ее отсутствием;
  • лишены ресурсов, чтобы осуществить личностный и общественный рост, или не умеют пользоваться ими. Это могут быть их материальные, духовные, профессиональные формы.

Нужно ли ставить семью на патронаж, решает организация, занимающаяся его контролем, или межведомственная комиссия, в функции которой входит контроль этой процедуры.

Выполнение обязанностей возлагается на специалиста, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных сестер, по решению которых семья была взята под контроль. Они имеют право (если в этом есть необходимость) вносить коррективы в пункты плана их деятельности с неблагополучными лицами.

Постановка на патронаж семьи принимается на основе реально необходимого и обоснованного решения. Не стоит его принимать со спешкой, может ее члены нуждаются в консультационных услугах, поддержке или отдельных реабилитационных профилактических мероприятиях.

Руководствуясь материалами социального педагога, службы организовывают работу на следующих принципах социального патронажа:

  • системность (взаимосвязанность действий, дополняющих друг друга);
  • комплексность (работа выполняется не в одиночном порядке, а комплексно);
  • оптимизация;
  • объективность;
  • профилактическая направленность;
  • пропаганда о единстве семьи.

Основные виды социального патронажа

Определяют следующие виды социального патронажа семьи:

  • медицинский;
  • психологический патронаж;
  • педагогический;
  • экономический;
  • правовой.

Медико-социальный

Этот вид устанавливается в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, включая и детей-инвалидов, которым нужен ежедневный уход. Его содержание составляется в зависимости от категории подопечных. Это может быть доставка лекарства и продуктов, гигиенические услуги и кормление, уборка жилища, ночные дежурства и другие функции, которые нужны для нормальной жизнедеятельности человека с отсутствием возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей.

Главной задачей работника, занимающегося медико-социальным патронажем, (в частности медсестры участковой) является выполнение указанных услуг и установление доверительного отношения с клиентом и терпимости.

Социально-психологический

Специалисты, занимающиеся социально психологическим патронажем, оказывают социальную и психологическую помощь для лиц групп риска, проживающих в конфликтных или стрессовых условиях, с хронической психологической дезадаптацией и эмоциональным напряжением, с проблематичным воспитанием детей. В их круг обязанностей входит консультирование, поиск альтернативных путей выхода из конфликтной ситуации совместно с клиентами, выполнение посреднических функций между клиентом и окружающими его людьми. Служащие оказывают помощь по снижению его тревожности, квалифицированно вводят в процесс изменений, предусмотренных в плане, близких ему лиц.

Социально-педагогический

Его основная задача — оказание всесторонней и действенной помощи специалистами социальной службы, руководствующимися собственными педагогическими возможностями, как для детей, так и для родителей, оказавшихся в особо трудной ситуации. В рамках социально-педагогического патронажа они повышают компетентность родителей, формируют положительную мотивацию на поиск выхода из кризисного положения, восстанавливают отношения между родителями и детьми, формируют их общественную позицию, направленную на нормальное человеческое развитие.

Социально-экономический

В его рамках оказывают материальную помощь продуктами, талонами, одеждой и в других формах, выдают пособия. В целом, это разновидность социального патронажа семьи.

Социально-правовой

Эта услуга по предоставлению систематического наблюдения за клиентами с целью обнаружения угрозы насилия, его применения к детям, женщинам, пожилым людям, инвалидам. Оказание им помощи на основе методов социального патронажа.

Социальный

Работники в рамках социального патронажа семьи занимаются:

  • визитами в семьи, изучением и выяснением причин сложившейся проблемы;
  • оказанием конкретной (в некоторых случаях экстренной) помощи, которая способна решить кризисную жизненную ситуацию;
  • оказанием профилактических мер, удовлетворяющих потребности, стабилизирующих благоприятные перемены и закрепляющих успехи, уменьшающих или устраняющих факторы риска с помощью обучения, посредничества, побуждения;
  • объединением действий специалистов соответствующей службы с целью устранения проблем семей.

Социальное сопровождение и его виды

Такой формой покровительства обеспечиваются семьи (если возникает необходимость) родители, попечители, опекуны и другие представители несовершеннолетних. К нему привлекаются уполномоченные организации, которые имеют юридическое право оказывать психологический патронаж. Сопровождение семьи может быть:

  • бытовым;
  • медицинским;
  • психологическим;
  • социально-педагогическим патронажем;
  • трудовым;
  • правовым.

Кроме основных видов сопровождения ряд учреждений патронирования занимаются выполнением срочных общественных услуг: предоставлением горячего питания, необходимой одежды и обуви, оказание юридических услуг, содействие в процессе получения временного жилища.

Контролирующий орган

  • отделением социальной защиты населения;
  • службами по делам детей;
  • центрами социальных служб.


Одной из наиболее важных задач в современном обществе является осуществление социального патронажа над людьми и семьями, по различным причинам оказавшимся в тяжелом положении. Решение данной задачи лежит на определенных государственных учреждениях и различных общественных организациях. В результате ситуации, сложившейся в стране, и усугубляющейся проблемы безнадзорности, число семей, нуждающихся в патронаже, постоянно растет.

социален патронаж

Чаще всего осуществляются медико- и социально-педагогический патронажи.

Это обслуживание, которое предоставляется группам риска и индивидуальным клиентам. Сотрудники осуществляют постоянный надзор, посещают жилища лиц, которые попали в трудную ситуацию, оказывают им определенные виды помощи.

Основные понятия

Под социальным патронажем понимается такой вид технологии, которая позволяет найти решение различных кризисных жизненных ситуаций и предполагает сопровождение детей, инвалидов, семей, столкнувшихся с подобными проблемами. Технология объединяет в себе контрольные, диагностические, адаптационные и реабилитационные функции. Патронаж направлен на установление, а также поддержку длительной связи с семьей, своевременный поиск проблемных ситуаций, оказание немедленной помощи.

Патронаж социально-педагогического вида устанавливают над семьями, которые оказались:

  1. В кризисных ситуациях, спровоцированных смертью одного из членов семьи, разводом и подобное.
  2. В затруднительном жизненном положении при возникновении проблем психологического характера, обнаружении хронических заболеваний, в результате потери работы, при обретении инвалидности.
  3. В опасных положениях, связанных с бродяжничеством, насилием внутри семьи, наркоманией, алкоголизмом.

социальный патронаж семьи

Какие лица могут получить патронаж

Кроме того, социальный патронаж семьи устанавливается, если указанные лица:

  1. Социально нездоровы, могут представлять риск для общества.
  2. Замкнуты, общественно изолированы.
  3. Находятся в состоянии постоянной социально-психологической дезадаптации.
  4. Имеют ослабленную связь с социумом, другими членами семьи, либо такая связь отсутствует полностью.
  5. Не имеют ресурсов для осуществления личностного и общественного роста, либо не имеют навыков использования указанных ресурсов. Это могут быть профессиональные, духовные, материальные формы.

медико социальный патронаж

Определять необходимость патронажа над семьей должна организация, которая занимается его контролем, а также межведомственная комиссия, одной из функций которой является осуществление контроля данной процедуры.

Виды патронажа лиц пожилого возраста и инвалидов

Сюда может входить периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр. социально-правового патронажа, осуществляемого в отношении семей, имеющих детей — инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью осуществления систематической юридической помощи таким семьям. Функции социального патронажа инвалидов очень обширны.

Кто осуществляет патронаж

Выполнять обязанности поручают специалисту, представителю межведомственной комиссии, службе патронажных сестер, решением которых над семьей был установлен контроль. Они, если существует подобная необходимость, обладают правом внесения корректив в план их деятельности и взаимодействия с неблагополучными людьми.

Семью ставят на патронаж только при наличии реальной необходимости и обоснованного решения. Приниматься такое решение должно без спешки, ведь в некоторых случаях достаточными оказываются консультационные услуги, поддержка, отдельные профилактические реабилитационные мероприятия.

социальный патронаж детей

Основные принципы

Основными принципами социального патронажа, на основе которых службы организуют свою деятельность, принимая во внимание материалы от социального педагога, следующие:

  1. Пропаганда единства семьи.
  2. Профилактическая направленность.
  3. Объективность.
  4. Оптимизация.
  5. Комплексность (работы должны выполняться комплексно, а не в одиночном порядке).
  6. Системность (действия должны быть взаимосвязанными, дополняющими друг друга).

Разновидности

Социальный патронаж семьи может быть нескольких видов:

  1. Правовой.
  2. Экономический.
  3. Педагогический.
  4. Психологический.
  5. Медицинский.

Рассмотрим их более подробно.

Медико-социальный патронаж может быть установлен по отношению к больным или неполноценным физически членам семьи, в том числе по отношению к детям, имеющим инвалидность и нуждающиеся в ежедневном уходе. Содержание такого ухода составляется с учетом категории лица, находящегося на попечении. Он может включать в себя доставку продуктов, лекарств, осуществление кормления, гигиенических услуг, уборку жилого помещения, дежурства в ночное время и другие виды деятельности, позволяющие обеспечить человеку нормальное существование, если он не в состоянии самостоятельно удовлетворить необходимые потребности.

Главная задача работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, заключается в выполнении указанных услуг, установлении доверительных отношений с подопечным, терпимости.

Социально-психологический патронаж заключается в том, что социальный работник оказывает психологическую и социальную помощь лицам, входящим в группы риска: проживающим в стрессовых или конфликтных условиях, находящимся в состоянии эмоционального напряжения, хронической психологической дезадаптации, имеющим проблемы в воспитании детей. В их обязанности входит консультирование клиентов, поиск альтернативных выходов из сложившихся конфликтных ситуаций совместно с подопечными, выполнение функций посредника между человеком и людьми, которые его окружают. Социальные работники оказывают помощь, направленную на снижение тревожности подопечного, квалифицированно вводят его в процесс изменений, которые предусмотрены планом работы.

социальный патронаж инвалидов

Задачи

Основной задачей социального патронажа детей является оказание социальными работниками действенной и всесторонней помощи в сложной ситуации. Руководствуются специалисты при этом личными педагогическими возможностями. Социально-педагогический патронаж направлен на повышение компетентности родителей, формирование положительной мотивации на поиск выхода из кризисных положений, восстановление взаимоотношений между детьми и родителями, формирование их общественной позиции, направленной на нормальное развитие человека.

В рамках социально-экономического патронажа оказывается материальная помощь путем предоставления продуктов, талонов, одежды, пособий. Социально-экономический тип патронажа является частным случаем.

Осуществляется социальный патронаж пожилых людей.

Это предполагает систематическое наблюдение за подопечными с целью выявления угрозы применения насилия. Кроме того, осуществляется помощь, базирующаяся на методах социального патронажа.

Какую деятельность осуществляют работники

Работники занимаются следующей деятельностью:

  1. Совершают визиты в семьи, изучают и выявляют причины сформировавшейся проблемы.
  2. Оказывают конкретную (иногда экстренную) помощь, способную разрешить кризисные обстоятельства.
  3. Оказывают профилактические меры, удовлетворяющие потребности, способствующие стабилизации благоприятных перемен, закреплению успехов, уменьшению либо устранению факторов риска путем побуждения, посредничества, обучения.
  4. Объединяют действия работников соответствующих служб для устранения проблемных ситуаций в семьях.

педагогический патронаж

Виды социального сопровождения

Социальным сопровождением при необходимости обеспечивают семьи, родителей, попечителей, опекунов, других представителей несовершеннолетних. Осуществляют такой вид деятельности уполномоченные службы, имеющие юридическое право осуществлять психологический патронаж. Сопровождение может быть нескольких видов: правовое, трудовое, социально-педагогическое, психологическое, медицинское, бытовое.

Кроме того, патронажные учреждения осуществляют предоставление срочных услуг общественной значимости: предоставление горячего питания, обеспечение необходимой обувью и одеждой, юридическое сопровождение, содействие в получения временного жилья.

медико социально педагогический патронаж

Контролирующие органы

Социально-педагогический патронаж подразумевает под собой деятельность, направленную на обслуживание подопечных, находящихся в группе риска, на дому. В связи с чем процедура оказания подобной услуги контролируется службой по делам детей, отделением социальной защиты, центром социальных служб.

Формирование и реализация контроля качества регламентируются федеральным законом № 256 от 21.07.2014 года.

Читайте также: