Кто обязан финансировать мероприятия по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций

Обновлено: 24.04.2024

Основные понятия в области финансирования мероприятий ГО

Основными понятиями в области финансирования мероприятий ГО и защиты от ЧС являются:

  • государственные заказчики по поставкам продукции (работ, услуг), для государственных нужд (далее — государственные заказчики) — федеральные органы исполнительной власти и организации, находящиеся в ведении этих органов;
  • заказчики по поставкам продукции (работ, услуг) для нужд в области гражданской обороны и защиты от ЧС (далее — заказчики (потребители) — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
  • поставщики продукции (работ, услуг) — организации (предприятия), находящиеся в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации, и иные организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации (далее — поставщик);
  • собственник — юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности;
  • потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее продукцию (работы, услуги).

Государственным заказчиком по выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС является МЧС России.

МЧС России осуществляет следующие функции государственного заказчика:

  • разработка перечня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах гражданской обороны и защиты от ЧС;
  • разработка перечня имущества, оборудования и специальной техники, закупаемых в интересах гражданской обороны и защиты от ЧС (средства защиты органов дыхания, аппаратура связи и централизованного оповещения гражданской обороны, метрологическая техника);
  • создание страхового фонда аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты жизнеобеспечения населения.

Основные понятия в области финансирования мероприятий ГО

Задачи планирования и финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС заключаются:

  • в правильном определении потребности в денежных средствах (в пределах установленных норм) для обеспечения готовности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций к выполнению мероприятий гражданской обороны и защите от ЧС, для выполнения планов оперативной и боевой подготовки личного состава НАСФ, содержания специальной техники и имущества гражданской обороны и РСЧС;
  • в своевременном истребовании денежных средств от довольствующего финансового органа;
  • в обеспечении планового, хозяйственно-целесообразного и экономного использования полученных денежных средств.

Финансирование мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС осуществляется за счет ассигнований в основном из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности.

Ответственность за организацию финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководство организаций.

Финансированию за счет ассигнований из федерального бюджета подлежат мероприятия, являющиеся определяющими для функционирования системы гражданской обороны и РСЧС и имеющие общегосударственное значение, включенные в проект прогноза социально-экономического развития страны, которые проводятся (выполняются) федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и по их поручению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС:

а) бюджетных организаций — осуществляется из федерального бюджета с отражением в смете расходов этих организаций;

б) организаций независимо от организационно-правовых форм собственности — осуществляется из собственных средств этих организаций путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Расходы на содержание систем оповещения запасных пунктов управления, защитных сооружений гражданской обороны, узлов связи, объектовых систем централизованного оповещения и на другие мероприятия, проводимые предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, в целях обеспечения защиты своих работников, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), а бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями включаются в общую смету расходов на их содержание.

Расходы, связанные с мобилизационной подготовкой по мероприятиям гражданской обороны и вводом в действие планов гражданской обороны, предусматриваются в сметах отраслевых и территориальных органов управления, а также в планах предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм собственности.

Капитальный ремонт защитных сооружений и прочих сооружений гражданской обороны, а также средств связи, оповещения и специального оборудования гражданской обороны федерального, регионального, территориального и местного значения осуществляется за счет общих ассигнований, выделяемых на капитальный ремонт из бюджетов соответствующих уровней.

Капитальный ремонт указанных объектов, содержащихся предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляется за счет средств амортизационного фонда, создаваемого предприятием, учреждением, организацией по этим объектам.

Оплата расходов организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении.

Существуют компьютерные игры о рыбалке, которые помогут скоротать время в ожидании реального похода на водоем. В последнее время создаются игры, в которых ощущение реальности происходящего поднято на высокий уровень. Но настоящую рыбалку, они, конечно, не заменят.

Прокуратура Юрьевецкого района разъясняет правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 8 ст. 4.1 Закона о защите от ЧС при введении режима ЧС по общему правилу устанавливается один из следующих уровней реагирования:

- объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении ЧС локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;

- местный уровень реагирования - решением главы местной администрации;

- региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта РФ;

- федеральный уровень реагирования - решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Обязанности организаций. При получении сигнала оповещения и экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС организации должны незамедлительно оповестить об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации. В зависимости от обстановки на территории, где есть угроза ЧС, или в зоне ЧС, а также в зависимости от дополнительных мер по защите населения и территорий от таких ситуаций, принимаемых Правительством РФ, организации обязаны

- обеспечить эвакуацию с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях;

- предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС;

- провести мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в ЧС;

- организовать и провести аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- приостановить деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территориях организаций.

Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обязанности граждан. При получении сигнала оповещения (экстренной информации) об угрозе возникновения или возникновении ЧС гражданам необходимо немедленно:

- либо прослушать информацию об алгоритме действий при ЧС, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов или радиоканалов;

При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб 112.

При введении режима повышенной готовности или ЧС граждане обязаны:

- соблюдать общественный порядок, требования законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

- выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;

- при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС. Также необходимо использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- при обнаружении пострадавших принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшим первую помощь;

- иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается создавать условия, препятствующие действиям и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта; заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации; распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

На основании ст. 28 Закона о защите от ЧС виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

от 11 февраля 2019 года N 3/1-ОД

Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для организаций (учреждений) при осуществлении государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций от 16.12.2020 N 89-ОД.
____________________________________________________________________

В целях реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2017 N 147-р и в соответствии с пунктом 1 подпункта 4.1.2, пункта 2 раздела 4.4 "Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, одобренного протоколом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2, приказываю:

1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для организаций (учреждений) при осуществлении государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Руководство), согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальнику отдела по организации мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и надзорной деятельности организовать работу по поддержанию Руководства в актуализированном состоянии.

3. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Комитета в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Надзорная деятельность" подразделе "Нормативно-правовая база" вкладка "Обязательные требования".

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Утверждено
Приказом
Комитета
Республики Коми
гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций
от 11 февраля 2019 г. N 3/1-ОД
(приложение)

РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Настоящее руководство разработано в соответствии с:

Постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Приказами МЧС России:

от 28.04.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;

от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований";

Нормативными правовыми актами Республики Коми:

2. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

8) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

9) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Мнения адвокатов разделились. Один оценил Правила как универсальные, которые не сводятся только к прикладным задачам, обусловленным пандемией коронавируса. При этом он обратил внимание, что пункт, предусматривающий ответственность за распространение заведомо недостоверной информации о распространении ЧС или ее угрозе, нуждается в уточнении. Другая полагает, что Правила трудноприменимы к реалиям, накладывают обязанности, не исполнимые в текущей санэпидемиологической обстановке, и не позволяют полноценно ее разрешить.

2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или чрезвычайной ситуации.

Как должны действовать граждане и организации в случае ЧС

Правила содержат всего 7 пунктов. Так, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.

Приняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции

При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.

При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС. Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь. Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.

При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.

Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.

В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Адвокаты по-разному оценили Правила

В целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках

Адвокат пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, – наряду с сибирской язвой, чумой, холерой и т.д., в отношении которых выработаны санитарно-эпидемиологические правила.

Читайте также: