Ответственность за соответствие правовой работы установленным в системе мвд требованиям возлагается

Обновлено: 16.05.2024

В целях организации охраны труда работников и федеральных государственных гражданских служащих в органах внутренних дел Российской Федерации - приказываю:

Далее - "гражданские служащие".

1. Утвердить Правила организации охраны труда работников и федеральных государственных гражданских служащих подразделений центрального аппарата МВД России согласно приложению.

2. Установить, что руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД России являются представителями Министра внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации по вопросам охраны труда в отношении гражданских служащих подразделений центрального аппарата МВД России, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей.

3. Методическое руководство организацией работы по охране труда в органах внутренних дел Российской Федерации возложить на ДТ МВД России.

4. Общее руководство организацией работы по охране труда, а также ответственность за состояние указанной работы возложить на руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России , территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел .

Далее - "территориальные органы".

5. Начальникам подразделений:

5.1. Назначить лиц, ответственных за организацию охраны труда работников и гражданских служащих в подразделениях с учетом взаимозаменяемости.

Далее - "ответственные лица".

5.2. Организовать работу по проведению в подразделениях специальной оценки условий труда работников в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации .

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342).

5.3. Обеспечить направление на обучение по охране труда ответственных лиц, а также членов комиссии по охране труда подразделения .

В случае создания в подразделении комиссии по охране труда.

6. ДТ МВД России (А.А. Широчину) организовать в установленном порядке заключение договоров по заявкам подразделений:

6.1. На оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда работников подразделений.

6.2. На обучение по охране труда начальников, ответственных лиц и членов комиссий по охране труда подразделений из числа гражданских служащих и работников.

7. ДГСК МВД России (В.Л. Кубышко) организовать обучение по охране труда начальников, лиц, ответственных за организацию охраны труда работников и гражданских служащих, и членов комиссий по охране труда из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности в подразделениях и территориальных органах.

8. Начальникам подразделений и территориальных органов обеспечить организацию работы по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими установленную сферу деятельности.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.М. Махонова.

к приказу МВД России

от 10 августа 2016 г. N 466

ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МВД РОССИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок организации работы, основные права и обязанности в сфере охраны труда руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России , а также лиц, ответственных за данное направление деятельности в подразделениях , и членов комиссий по охране труда подразделений.

Далее - "ответственные лица".

2. Работа по организации охраны труда в подразделениях включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья федеральных государственных гражданских служащих и работников в процессе их служебной и трудовой деятельности.

Далее - "работа по охране труда".

Далее - "гражданские служащие".

3. Работа по охране труда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями, приказами и распоряжениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативными правовыми актами МВД России, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящими Правилами.

4. Работа по охране труда осуществляется во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность подразделение, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства, а также Первичной профсоюзной организацией МВД России и иными профсоюзными организациями системы МВД России.

II. Основные задачи и функции по организации работы

по охране труда, возложенные на подразделения

5. Основными задачами по организации работы по охране труда в подразделении являются:

5.1. Обеспечение выполнения работниками и гражданскими служащими требований охраны труда.

5.2. Контроль за соблюдением работниками и гражданскими служащими законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, отраслевого соглашения по охране труда, коллективного договора, локальных правовых актов.

5.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также работы по улучшению условий труда.

5.4. Информирование и консультирование начальников, работников и гражданских служащих подразделений в том числе по вопросам охраны труда.

5.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

6. Основными функциями по организации работы по охране труда, возложенными на подразделения, являются:

6.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда работников.

6.3. Проведение с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками и гражданскими служащими подразделения представительных органов проверок, обследований технического состояния помещений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и гражданских служащих, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

6.4. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов (помещений) подразделения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

6.5. Разработка планов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

6.6. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда подразделения.

6.7. Составление списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники и гражданские служащие должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам и гражданским служащим предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.

6.8. Организация расследования несчастных случаев; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками.

6.9. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями.

6.10. Составление в установленном порядке отчетности по охране и условиям труда.

6.11. Организация своевременного обучения по охране труда начальника, работников и гражданских служащих подразделений, проверка знаний требований охраны труда.

6.12. Составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

6.13. Обеспечение подразделения локальными правовыми актами, наглядными пособиями, учебными материалами по охране труда.

6.14. Подготовка информационных стендов, уголка по охране труда в подразделении.

6.15. Организация совещаний по охране труда.

6.16. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет.

6.17. Доведение до сведения работников и гражданских служащих действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, отраслевого соглашения по охране труда, коллективного договора, локальных правовых актов.

6.18. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников и гражданских служащих, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений начальнику по устранению выявленных недостатков.

6.19. Осуществление контроля за:

6.19.1. Соблюдением работниками и гражданскими служащими требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, отраслевого соглашения по охране труда, коллективного договора, локальных правовых актов.

6.19.2. Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты.

6.19.3. Расследованием и учетом несчастных случаев.

6.19.4. Выполнением мероприятий, предусмотренных планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда.

6.19.5. Наличием в подразделении инструкций по охране труда для работников и гражданских служащих согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром.

6.19.6. Проведением специальной оценки условий труда.

6.19.7. Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем.

6.19.8. Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств.

6.19.9. Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда.

6.19.10. Санитарно-гигиеническим состоянием помещений подразделения.

6.19.11. Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда.

III. Организация работы по охране труда

7. Организацию работы по охране труда работников и гражданских служащих в подразделении осуществляет его начальник.

8. Начальник подразделения:

8.1. Определяет исходя из специфики деятельности подразделения перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков работников и гражданских служащих подразделения и обеспечивает его исполнение.

8.2. Назначает ответственных лиц.

9. По инициативе начальника и (или) по инициативе работников и (или) гражданских служащих либо Первичной профсоюзной организации МВД России в подразделении создается комиссия по охране труда.

10. Назначение ответственных лиц и создание комиссии по охране труда оформляются приказом.

11. Комиссия по охране труда действует на основании положения, утверждаемого приказом начальника подразделения с учетом мнения Первичной профсоюзной организации МВД России.

12. Начальник подразделения, ответственные лица, председатель и члены комиссии по охране труда проходят обучение по охране труда.

13. Для проведения специальной оценки условий труда работников в подразделении в установленном порядке создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда.

IV. Основные права и обязанности начальника подразделения,

ответственных лиц и членов комиссии по охране труда

14. Начальник подразделения:

14.1. Обеспечивает безопасные условия и охрану труда.

14.2. Распределяет обязанности и полномочия по организации, осуществлению и результативному функционированию работы в сфере охраны труда в подразделении.

14.3. Отвечает за организацию работы по охране труда в подразделении.

15. Ответственные лица и члены комиссии по охране труда имеют право:

15.1. Направлять начальнику подразделения предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

15.2. Запрашивать и получать от начальника подразделения необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда.

15.3. Представлять начальнику подразделения предложения о поощрении отдельных работников и гражданских служащих за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

16. Ответственные лица и члены комиссии по охране труда обязаны:

16.1. Знать и соблюдать требования нормативных правовых и иных актов правового характера в сфере охраны труда.

16.2. С учетом утвержденного комиссией по проведению специальной оценки условий труда перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, готовить заявку в ДТ МВД России для заключения договора на оказание услуг по специальной оценке условий труда.

16.3. Участвовать в инструктажах работников и гражданских служащих по охране труда.

16.4. Выполнять и участвовать в организации мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников и гражданских служащих в процессе их трудовой и служебной деятельности.

17. Контроль за деятельностью ответственных лиц и комиссии по охране труда осуществляет начальник подразделения, орган исполнительной власти в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

9) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 05.12.2017 № 391-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции пресекает действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

(Часть в редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

51. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция в пределах своих полномочий принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанных мониторингов регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Глава 3. Обязанности и права полиции

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

64. Судебно-исковая работа направлена на защиту и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органа (подразделения) в судах.

Участие представителей органа (подразделения) в гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве и законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах*(37).

65. Основными направлениями судебно-исковой работы являются:

1) работа по искам (заявлениям, жалобам)*(38), предъявленным в суд к органу (подразделению);

2) работа по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета*(39);

3) работа по предъявлению исков органом (подразделением).

66. При предъявлении исков к органу (подразделению) возражения (отзывы) на заявленные в исках требования*(40) за подписью руководителя органа (подразделения) либо его представителя по доверенности*(41), представляются в суд в письменном виде во всех случаях.

Основанием для подготовки возражений (отзывов) на заявленные требования является факт возбуждения судом дела, который должен быть подтвержден соответствующей повесткой суда общей юрисдикции, либо определением арбитражного суда.

67. При предъявлении исков к Российской Федерации в лице МВД России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, основанием для представления в суде интересов Российской Федерации является наличие у руководителя органа (подразделения) полномочий, оформленных в доверенности, и поступление в адрес органа (подразделения) соответствующих документов из головного правового подразделения.

68. Органом (подразделением) для восстановления нарушенных прав, в зависимости от характера спорного правоотношения, иски за подписью его руководителя или представителя по доверенности направляются в арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировым судьям либо в третейский суд, в соответствии с подведомственностью, установленной законодательством Российской Федерации.

При предъявлении исков от имени МВД России, их копии направляются в адрес головного правового подразделения.

69. Право на признание иска или заключение мирового соглашения*(42) реализуется путем предоставления в суд соответствующего письменного ходатайства за подписью руководителя органа (подразделения) либо представителя по доверенности, право которого на признание иска или на заключение мирового соглашения предусмотрено в доверенности.

Основанием для подготовки ходатайств является наличие (выявление) законных оснований для признания иска или заключения мирового соглашения.

Ходатайство за подписью представителя по доверенности должно быть согласовано с заинтересованными подразделениями органа (подразделения).

70. Для оказания квалифицированной помощи сотрудникам органа (подразделения), обратившимся в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, его руководитель вправе принять решение об обращении в суд с ходатайством о вступлении органа (подразделения) в процесс на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В этом случае по поручению руководителя органа (подразделения) соответствующим подразделением (должностным лицом) осуществляются действия, необходимые для отстаивания интересов сотрудника и органа (подразделения).

71. При наличии законных оснований судебные акты обжалуются в установленном порядке вплоть до высшей судебной инстанции.

При необходимости оплаты государственной пошлины для обжалования судебного акта денежные средства выделяются на основании обоснованного рапорта представителя интересов органа (подразделения) в суде.

72. Информация о вступивших в законную силу решениях судов докладывается представителем органа (подразделения), участвовавшим в рассмотрении дела, руководителю органа (подразделения) в возможно короткие сроки.

При выявлении судом нарушений, допущенных сотрудниками органа (подразделения), указанная информация направляется в соответствующий орган (подразделение), сотрудники которого допустили незаконные действия, с приложением копии решения суда для проведения служебной проверки, выяснения и устранения причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям, принятия мер дисциплинарного и материального характера к виновным лицам.

73. При поступлении в орган (подразделение) в установленном порядке исполнительного документа соответствующая информация направляется в правовое подразделение для ее анализа на предмет наличия законных оснований, препятствующих исполнению поступившего документа.

74. Учет и ответственность за надлежащее исполнение исполнительных документов возлагается на финансовые, кадровые, тыловые и иные подразделения в соответствии с установленной компетенцией.

75. Руководитель органа (подразделения):

определяет полномочия должностных лиц органа (подразделения), по осуществлению судебно-исковой работы;

определяет сотрудников, на которых в соответствии с установленным законом порядком возлагает обязанности по участию в суде от имени органа (подразделения), и объем их полномочий;

организует контроль за судебно-исковой работой в органе (подразделении).

76. Правовое подразделение:

обеспечивает координацию судебно-исковой работы в органе (подразделении);

по поручению руководителя органа (подразделения) или в соответствии с положением непосредственно ведет судебно-исковую работу;

оказывает помощь в организации и ведении судебно-исковой работы другим подразделениям (представителям по доверенности);

согласовывает возражения и ходатайства, подготовленные представителем по доверенности;

вносит предложения руководителю органа (подразделения) по назначению представителя по доверенности по конкретным делам;

ведет учет результатов судебно-правовой работы в органе (подразделении);

осуществляет по поручению начальника органа (подразделения) или в соответствии с положением контроль за качеством судебно-правовой работы, проводимой другими подразделениями, в том числе за реализацией полномочий представителями по доверенности по конкретным гражданским делам;

вносит предложение руководителю органа (подразделения) по привлечению виновных лиц к ответственности при ненадлежащей защите сотрудниками интересов органа (подразделения) либо злоупотребления ими предоставленными доверенностью правами.

1. Настоящая Инструкция устанавливает требования, обязательные для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников*(1) центрального аппарата МВД России*(2), территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел*(3), и содержит единые нормы по подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности органов внутренних дел документов и по порядку организации делопроизводства.

2. Инструкция разработана на основе законодательства Российской Федерации, в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477*(4), государственными стандартами Российской Федерации, а также нормативно-методическими документами по делопроизводству и архивному делу.

3. Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами, в том числе с документами в электронной форме, включая их подготовку, обработку, использование и хранение.

Особенности делопроизводства по документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а также организация делопроизводства по шифртелеграммам, обращениям граждан устанавливаются иными нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации*(5).

4. Организация и ведение делопроизводства, в том числе с использованием современных информационных технологий в работе с документами в органах внутренних дел, обеспечиваются управлениями (отделами, отделениями, группами) делопроизводства и режима*(6) органов внутренних дел.

В структурных подразделениях органов внутренних дел, в которых подразделения делопроизводства и режима не предусмотрены штатным расписанием, ведение делопроизводства может возлагаться на отдельных сотрудников приказом руководителя (начальника) органа внутренних дел.

5. Подразделение делопроизводства и режима является самостоятельным структурным подразделением органа внутренних дел и подчиняется непосредственно его руководителю (начальнику).

6. Положение о подразделении делопроизводства и режима органа внутренних дел, должностные инструкции его сотрудников разрабатываются на основе настоящей Инструкции и утверждаются руководителем (начальником) органа внутренних дел.

7. На подразделения делопроизводства и режима возлагается выполнение следующих основных задач:

7.1. Прием, регистрация и распределение входящих (поступающих) документов.

7.2. Передача документов на рассмотрение руководителю (начальнику) органа внутренних дел (или лицу, его замещающему) и после получения соответствующих указаний — непосредственно исполнителю.

7.3. Контроль за прохождением и сроками рассмотрения документов.

7.5. Контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководителю (начальнику) органа внутренних дел (или лицу, его замещающему).

7.6. Организация справочно-информационной работы по вопросам делопроизводства.

7.7. Копирование и оперативное размножение документов.

7.8. Разработка проектов бланков документов.

7.10. Формирование дел в соответствии с номенклатурой особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел, обеспечение их сохранности.

7.11. Подготовка проектов описей дел постоянного и временного (10 лет и более) хранения*(9), представление их на согласование в соответствующее подразделение спецфондов для последующего утверждения их Центральной экспертно-проверочной комиссией МВД России*(10) либо экспертными комиссиями*(11) органов внутренних дел. Передача дел на архивное хранение осуществляется в соответствии с ежегодным планом-графиком приема дел подразделением спецфондов.

7.12. Выдача сотрудникам нормативных правовых актов, документов и дел, контроль за их возвратом.

7.13. Участие в сверке наличия документов, находящихся на исполнении у сотрудников.

7.14. Проведение в установленном порядке экспертизы научной и практической ценности документов, дел, журналов, нормативных правовых актов и специальных изданий, представление проектов актов об уничтожении документов на рассмотрение соответствующим экспертным комиссиям.

7.15. Своевременный отбор документов, дел, журналов, нормативных правовых актов и специальных изданий с истекшими сроками хранения, не подлежащих архивному хранению и не имеющих исторической и научной ценности*(12), представление на рассмотрение соответствующими экспертными комиссиями проектов актов об уничтожении документальных материалов и организация их уничтожения в установленном порядке.

7.16. Информирование руководителя (начальника) органа внутренних дел об исполнении документов и поручений по ним, анализ и подготовка на его основе предложений по совершенствованию работы с документами.

7.17. Определение порядка прохождения и обработки документов, использование новых технологических приемов работы с документами, оптимизирующих документооборот.

7.18. Обеспечение готовности к спасению документов в случае пожара, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

7.19. Организация изучения сотрудниками органа внутренних дел в системе служебной подготовки нормативных правовых актов, организационно-распорядительных и информационно-методических документов по вопросам делопроизводства.

7.20. Консультирование сотрудников органа внутренних дел по вопросам работы с документами.

7.21. Участие в проведении служебных проверок по фактам утрат документов и разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

7.22. Организация работы по рассмотрению обращений граждан.

7.23. Подготовка заявок на изготовление печатей и штампов, печатно-бланочной продукции.

7.24. Учет печатей, штампов, факсимиле и бланков документов, используемых в органе внутренних дел, а также хранилищ документов и ключей от них.

7.25. Анализ состояния документооборота, на его основании представление руководителю (начальнику) органа внутренних дел предложений по упорядочению ведения служебной переписки.

8. Организация мероприятий по совершенствованию делопроизводства, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного настоящей Инструкцией порядка работы с документами возлагаются на подразделение МВД России, осуществляющее функции в области документационного обеспечения управления, и подразделения делопроизводства и режима территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, которые дополнительно выполняют следующие задачи:

8.1. Координацию деятельности структурных подразделений органа внутренних дел и подчиненных ему подразделений по вопросам делопроизводства и организации документооборота.

8.2. Контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в органах внутренних дел.

8.3. Подготовку предложений по организации специального первоначального обучения и повышения квалификации сотрудников подразделений делопроизводства и режима структурных подразделений органа внутренних дел и подчиненных органов внутренних дел.

8.4. Разработку организационно-распорядительных и информационно-методических документов по вопросам делопроизводства.

9. Ответственность за состояние делопроизводства, соблюдение установленных настоящей Инструкцией правил и приемов обработки документов, обеспечение своевременного и качественного их исполнения возлагается на руководителей (начальников) органов внутренних дел.

В подразделении делопроизводства и режима должны быть созданы необходимые условия для ведения делопроизводства в соответствии с настоящей Инструкцией.

10. Сотрудники органов внутренних дел при работе с документами обязаны:

10.1. Знать и точно выполнять требования, установленные настоящей Инструкцией.

10.2. Не допускать нарушений, которые могут привести к разглашению сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, или утрате документов.

10.3. Требовать от подчиненных сотрудников своевременного исполнения полученных документов (поручений, указаний).

10.4. Передавать документы другим сотрудникам подразделения только с разрешения непосредственного руководителя (начальника).

10.5. Передавать документы из одного структурного подразделения органа внутренних дел в другое только через подразделение делопроизводства и режима с отметкой в учетных формах.

10.6. Немедленно сообщать непосредственному руководителю (начальнику) и в подразделение делопроизводства и режима об утрате или недостаче документов, ключей от помещений, хранилищ, в которых хранятся документы, личных печатей, а также о фактах обнаружения излишних или неучтенных документов.

10.7. При уходе в отпуск, выезде в командировку, на время отстранения от работы, в случае перемещения по службе и увольнения сотрудник обязан передать все находящиеся у него на исполнении документы в подразделение делопроизводства и режима или по указанию руководителя (начальника) структурного подразделения другому сотруднику по акту с внесением сведений об их движении в учетные формы.

11. Сведения, содержащиеся в документах, могут использоваться только в служебных целях в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

12. Сотрудники несут ответственность за несоблюдение требований настоящей Инструкции, сохранность находящихся у них служебных документов и соблюдение порядка доступа к содержащейся в них информации.

13. Ознакомление заинтересованных лиц с документами либо сведениями, содержащимися в документах, осуществляется только с разрешения руководителя (начальника) органа внутренних дел. Передача документов и (или) их копий работникам других организаций допускается только с разрешения руководителя (начальника) органа внутренних дел или его заместителей по письменному запросу. О передаче документов делаются соответствующие отметки в учетных формах и на подлинниках документов (если передаются их копии) с указанием, каким должностным лицом разрешена передача документа.

14. Об утрате или неисправимом повреждении документа сотрудник незамедлительно сообщает руководителю (начальнику) структурного подразделения и руководителю (начальнику) подразделения делопроизводства и режима, которые обязаны принять меры к поиску утраченных или восстановлению поврежденных документов.

15. Передача документов и (или) их копий представителям средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями пункта 13 настоящей Инструкции через соответствующее подразделение (сотрудника) органа внутренних дел, в функции которого входит взаимодействие со средствами массовой информации.

16. При выявлении случаев нарушения правил работы с документами, установленных настоящей Инструкцией, руководитель (начальник) может назначить проведение служебной проверки.


В современных условиях особую актуальность приобретают порядок и организованность среди личного состава. Нарушения законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел представляют серьезную опасность для эффективности их оперативно-служебной деятельности, дискредитируют в глазах населения Министерство внутренних дел Российской Федерации как институт государственной власти.

изменения режима служебного времени сотрудника полиции без его согласия на срок до шести месяцев;

Возвращаясь к вопросу административно-правового регулирования служебной дисциплины, отметим, что в соответствии с действующим законодательством служебная дисциплина определяется как соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав [1].

Недавно утвержденный Дисциплинарный устав практически дословно воспроизводит дефиницию, содержащуюся в ст. 47 ФЗ-№ 342.

Более подробно об обязанностях руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины говорится в 3 главе Дисциплинарного устава.

Представляется что, реализация института ответственности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в случае нарушения ими служебной дисциплины предполагает наступление мер юридической ответственности за совершаемые ими дисциплинарные проступки. И здесь следует отметить, что из всех видов юридической ответственности, применяемых к ним, на практике приоритет отдается мерам дисциплинарной ответственности, которые призваны, с одной стороны, стимулировать сотрудников органов внутренних дел к надлежащему выполнению своих служебных обязанностей, а с другой — способствовать профилактике и предупреждению правонарушений.

Под нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В доктрине административного права дисциплинарная ответственность рассматривается как особый вид государственного принуждения, связанного с применением субъектами дисциплинарной власти санкций за совершенные подчиненными субъектами дисциплинарные проступки. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения, т. е. применяется должностными лицами (начальниками, руководителями) подразделений, в которых проходит службу сотрудник органов внутренних дел [4].

Так, статья 50 ФЗ-№ 342 и пункт 33 Дисциплинарного устава определяют систему дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудника органов внутренних дел в виде: 1) замечания; 2) выговора; 3) строгого выговора; 4) предупреждения о неполном служебном соответствии; 5) перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнения со службы.

В законе так же определены виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел: 1) назначение вне очереди в наряд; 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения; 3) отчисление из образовательного учреждения.

Дисциплинарный устав указывает на то, что курсант, слушатель может быть назначен вне очереди не более чем в один наряд. Это положение является новеллой призванной ограничить широкое административное усмотрение руководителя по применению указанного дисциплинарного взыскания.

Анализ трудового и служебного законодательства позволяет сделать вывод о том, что перечень дисциплинарных взысканий (их система), применяемых к сотрудникам неоправданно широк, что на наш взгляд не в полной мере отвечает разумным требованиям дисциплинарной практики и достижению главной цели — поддержанию служебной дисциплины.

Эффективность же дисциплинарной ответственности определяется тем, насколько применение дисциплинарных санкций способствует достижению общей и непосредственной целей дисциплинарной ответственности — охране общественных отношений в сфере государственного управления, предупреждению совершения дисциплинарных правонарушений.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. — 1008 с.

Чаннов С. Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина.— М.: Ось-89, 2009. — 220 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, служебная дисциплина, сотрудник органов, дело, дисциплинарная ответственность, взыскание, дисциплинарное взыскание, неполное служебное соответствие, строгий выговор, административная ответственность.

Похожие статьи

О проблемах и перспективах развития механизма.

Особенности правовой регламентации дисциплинарной.

дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, должностное лицо, Российская Федерация, дисциплинарный проступок, правоохранительная служба, воинская дисциплина, лицо, орган, военная служба.

Дисциплинарная ответственность в Российской Федерации

дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, ТК РФ, Российская Федерация, трудовая дисциплина, работник, дисциплинарный проступок, взыскание, общая дисциплинарная.

Проблемы применения дисциплинарных взысканий по.

дисциплинарное взыскание, ТК РФ, трудовая дисциплина, трудовой договор, работник, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, взыскание, обязанность, рабочее место.

Проблемы и перспективы развития административно-правового.

административная ответственность, дисциплинарная ответственность, Российская Федерация, служебная дисциплина, дело, сотрудник органов, государственная правоохранительная служба.

Проблемы совершенствования законодательства.

служебная дисциплина, дисциплинарная ответственность, дело, отношение, сотрудник органов, дисциплинарное взыскание, Российская Федерация, административная ответственность.

Особенности дисциплинарной ответственности работников.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, работники прокуратуры, дисциплинарный проступок, служебные обязанности.

‒ выговор; ‒ предупреждение о неполном должностном соответствии; ‒ увольнение с гражданской службы по основаниям.

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов.

служебная дисциплина, дело, сотрудник органов, дисциплинарное взыскание, личной состав, административная ответственность, особое внимание, орган правопорядка, административное правонарушение, строгий выговор.

Дисциплинарное принуждение в системе органов внутренних.

дисциплинарная ответственность, сотрудник органов, дело, дисциплинарное принуждение, мера, служебная дисциплина, юридическая ответственность, дисциплинарное пресечение, материальная.

Читайте также: