Лалаева р и логопедическая работа в коррекционных классах метод пособие для учителя логопеда

Обновлено: 16.05.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Долгомостовская средняя общеобразовательная школа

hello_html_5e62fe65.jpg

На МС Директор МКОУ Долгомостовская СОШ

протокол № __1_ им.Александра Помозова

Рабочая программа

Коррекция нарушения письма и чтения.

МКОУ Долгомостовская СОШ

Рабочая программа составлена на основе:

· Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

· Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Нарушения речи у обучающихся с нарушением интеллекта, встречаются гораздо часто, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что дети данной группы имеются пробелы в развитии фонетической стороны речи. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Кроме того, дети не владеют навыками звукового анализа и синтеза. Так же наблюдается недоразвитие лексико–грамматической стороны речи: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Реализация рабочей программы обеспечивается учебно- методическими пособиями:

Методическое пособие для работы логопеда в коррекционных классах (Р.И.Лалаева).

Логопедические альбомы (Ткаченко Т.А )

Л. Н. Ефименкова . Карточки (раздаточный материал) для работы по преодолению дисграфии,

настольно- печатные игры,

пособия к дидактическим играм, изготовленные своими руками,

игры- карточки для развития звуко- буквенно - слогового анализа .

Оборудование и приборы:

картины природы, сюжетные картины, серии сюжетных картин, предметные картинки по темам окружающей жизни,

Программа рассчитана на проведение 4 занятий в неделю (всего 136 часов), предусматривает текущую форму контроля освоения обучающимися содержания. Предполагается групповая форма организации деятельности обучающихся. Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп для проведения логопедических занятий. Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

Материал подо б ран с у ч ет о м постепе н н о г о перехода о т про с то г о к сло жн о м у, с в к л ю ч е н и е м в з а н я т и я ле к си ч е с к и х т е м , направле н н ы х н а у т о ч не ни е, о бо г а ще н и е и а к тив и за ци ю с л ова р но г о з апаса дете й , ра з вит и е св язн ой ре ч и . Эт а п ы з а н ят и й предпола г а ю т в веде н и е в у р о к у пра жн е н и й на фор м ир о ва ни е фон е м ати ч е с к и х п р оцессов, тре н иро в о ч н ы х з ад а ни й н а ра з вит и е з в у к ово го анал из а и с и нте з а, и г р н а вос п ита ни е с л у х ово г о вн и м а ни я и па м я т и , з рите л ь но г о г н о зи са и т.д. Э фф е к тивн ы м п о ре з у л ьт а там ло г о педи ч ес к ой к орр е к ц и и я вл я ется применение на з а н ят ия х ра з работ о к в области информационно-коммуникационных технологий.

Пра к т и ч е с к ая ч ас т ь з а н ят и й пре д у с м а тривает и г ры и з ада ни я н а ра з вит ие арти к у л яци он н ой, общей и м ел к ой м о тори к и , г раф о м от ор н ы х нав ы к ов, з а к р е пле ние з на ни й в области зрительно-пространственной ориентации.

Корре к ц и о нн о-восп и тател ь ная раб о та направле н а н а ра з вит и е псих и ч ес к их процессов(вн и м а ния , па м я т и , в о обра ж е ни я )

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология коррекционно-развивающего обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

Планируемый результат освоения материала

В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Формирование универсальных учебных действий:

Метапредметные УУД

Регулятивные:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Учить принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

уметь слушать звучание собственной речи;

уметь исправлять свои ошибки

Познавательные:

Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться в речевом материале.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать других.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.

Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.

Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе

Учащиеся должны знать:

Согласование слов в числе

Согласование слов в роде

Учащиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

В ре з у л ьт а те осво е ни я у ч ебно г о м ат ер иала про г р а мм ы у ч ащиеся дол ж ны приобрести сл е д у ю щ и е у м е ния :

Ар т и к у л я т орные: хорошая подв иж н о сть ор г ан о в арти к у л яци и, к к отор ы м о т нос я тся язы к , г у б ы , нижня я ч ел ю сть, м я г к ое небо; то ч но с т ь , си л а и д и ффере нц ирова н но с ть дв иж е ни й эт и х о р г а н ов; в ы работ к а полн о це н н ы х дв иж е ни й и определе н н ы х положений органов арти к у л яци он н о г о а п парата, необ х оди м ы х для правил ь н о г о про и зн оше ни я з в у к о в .

Ре ч ев ы е: в ы дел я ть и з по т о к а у с тной р е ч и о тдел ь н ы е пр е дло ж е ния , определ я ть их к оли ч е ство, с л ы ша т ь и нтона цию ;испол ь з ова т ь сред с тва со з да ни я в ы ра зи тел ь ност и : окраску голоса ( и нтона цию ), м и м и к у ; по н и м а т ь вопросы и з ада ния , и нст р у к ци и у ч ител я ; со з давать у стн ы е в ы с к а зы ва ни я н а основе схе м ,ри с у н к о в.

Я зы к о в ые ( г ра м м ат и ч ес к и е и фонет и к о - г р афи ч е с к и е): определ я ть г ра ниц ы предло ж е ний , правил ь н о обо зн а ч а т ь и х при п ис ьм е (на ч ало– про п исной б у к во й , к о нец–то ч к ой, вопро с ител ь н ы м или вос к л и цател ь н ы м з н а к о м ); з адавать вопр о сы к словам-пр е д м е там(в том ч исле ра з г ран и ч ивать в опросы к то? ч то? ) , отл и ч ать с л ова- пред м е ты, сл о в а – д ейств и я и слов а -при з на к и ; ра з ли ч а т ь з в у к и и б у к в ы . В ы пол н я т ь з в у к овой а н ал и з слов, распо зн авать з в у ки ре ч и , в ы дел я т ь и х и з слов а , д а вать и м х а ра к тер и ст и к у , опр е д е л я ть после д овате л ь н ость в слов е.

Г игиени ч ес к ие, гр аф и ч ес к ие, о р ф огр а ф и ч ес к ие: собл ю да т ь правила посад к и з а с тол о м , п о ло ж е ни я тетрад и , р у ч к и в р у к е; правил ь н о, а к к у ра т н о, ра з б о р ч иво и к расиво п иса т ь б у к вы и оформлять их соед и не ни е; осмысленно бо зн а ч ать при п и с ьм е т вер д ость и м я г к ос т ь со г ла сн ы х; при м е н ять пра в ила офор м ле ни я г ра ни ц предло ж е ни й , написания имен собстве н н ых , ра з дел ь но г о на п иса ни я слов, а та к ж е н а п иса ни я г ласн ы х букв всло г ах жи–ши, ч а–ща, ч у –щу; п исать под ди к то в к у , сп и с ы вать с п е ч атно г о и п и с ьм е н н о г о о б ра зц а слова и предло ж е ния , при м е н я я освое н н ы е орфо гр афи ч е с к и е правила и правила переноса с ло в.

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Предполагаемый результат: Своевре м е н ное у с т ране ни е ре ч е вых нарушений у у ч ащих с я ,объе к тивная к вал и фи к а ци я и м е ю щихся у н и х проблем в у ст н о й ре чи и ор г а ни за ци я ад е к ватно г о к о рре к ц ио н н о г о о б у ч е ни я по з вол яю т н е тол ь ко пре д у преди т ь по я вл е ни е у д е те й -ло г опат о в на р у ш е ни й п ис ь м а и ч те ни я ( к а к в т ор и ч но го дефе к т а п о отноше н и ю к у стной р е ч и ), н о и н е до п у с тить о тстава ни я учащихся при у св ое ни и про г ра м м н о г о м а т е риала п о русскому язы к у

В ре з у л ьт а т е ре г у л я р н ы х з а н ят и й у учащихся у л у ч ш а ется арти к у л яци он на я м отор и к а, ра з вивается м е л к ая и общая м о т ори к а, р е ч ь и х с тановится б о лее ч е т к ой, э м о ц ион а л ь н о о к ра ш е н ной и в ы р а зи тел ь но й , о бо г а щ ается и а к тив из и р у е т ся слов а рь. Про г р а мм а п о р у с с к о м у язы к у усваивается л е г ч е, в п ис ьм е н ной ре ч и становится м е н ь ше ошиб о к( з а м е н , и с к а ж е ний , про п у с к ов букв, слогов).

В результате коррекционных логопедических занятий учащиеся должны знать:

все буквы русского алфавита и правильно называть их;

основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем);

правильно произносить все звуки;

вычленять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове и вне слова;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

переносить слово по слогам;

вычленять слова из предложений;

грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; устно составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

Читайте также: