Отпуск по уходу за ребенком налогообложение

Обновлено: 19.05.2024

Пособие на ребенка до полутора лет — это денежная выплата родителю или другому родственнику, который находится в декретном отпуске. Размер в 2021 году — 40% среднего заработка, но не меньше 7082,85 рублей.

Кому положены детские выплаты до достижения возраста 1,5 лет

Нормами Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ на детей в возрасте до полутора лет выплачивают денежную компенсацию дохода, утраченного в связи с уходом. В законе указано, кому положено пособие по уходу за ребенком:

  • одному из родителей, который находится в отпуске по уходу (мать или отец ребенка);
  • опекуну или усыновителю;
  • бабушке или дедушке;
  • другим родственникам, ухаживающим за ребенком в случае лишения матери и (или) отца родительских прав или в случае смерти матери и (или) отца.

То, что второй родитель или они оба не получают выплаты на ребенка до 1,5 лет, следует подтвердить справкой (справками), которую выдают работодатели или органы соцзащиты по месту их жительства, если родители не работают (ч. 1, 4 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ).

Выглядит справка так:

порядок выплаты пособия по уходу за ребенком

Право на пособие сохраняется при условии работы на условиях неполного рабочего времени (от 6 часов и менее) или при работе на дому.

Сколько платят

Размер ежемесячного пособия по уходу за одним ребенком составляет 40% от среднего заработка за последние два года. Но тем, у кого высокая заработная плата, получать много денег в декрете не получится, законодательством установлено максимальное пособие по уходу за ребенком в 2021 г. — 29 600,48 рублей за полный календарный месяц. Выплачиваемое пособие увеличивается на районный коэффициент там, где он предусмотрен.

За двоих и более детей платят максимально до 100% среднего заработка. Сумму определяют путем сложения положенных выплат в размере 40% заработка на каждого ребенка. Для неработающих родителей или студентов предусмотрено минимальное пособие до 1,5 лет в размере 7082 рубля 85 копеек. Минимальная выплата положена на каждого ребенка и не меняется от их количества. К минимальной выплате применяется повышающий районный коэффициент там, где он установлен.

Ежегодно 1 февраля правительство проводит индексацию социальных выплат на уровень инфляции (или больше) за прошлый период. Благодаря этому, ежегодно расчет пособия по уходу за ребенком в максимальном и минимальном размерах обновляется. В 2021 году выплаты выросли на 3%.

Куда обращаться за пособием

С 2021 г. пособия платят органы ФСС напрямую работнику или, в отдельных случаях, органы социальной защиты населения (на незастрахованных граждан). Но обращаться для оформления выплаты следует к работодателю независимо от того, кто выплачивает пособие по уходу за ребенком, если родитель или другой родственник трудоустроен. Студенты и безработные обращаются:

  • в МФЦ по месту проживания;
  • в органы соцзащиты;
  • через портал Госуслуги.

Срок для обращения — с момента рождения и до достижения ребенком возраста 2 лет (спустя 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет (ч. 2.1 ст. 12 закона № 255-ФЗ )).

Как получить пособие по уходу за ребенком

Для оформления социальной выплаты необходимо собрать и предоставить работодателю (в орган соцзащиты) пакет документов, в который входят:

  • заявление в произвольной форме о назначении выплаты;
  • свидетельства о рождении (усыновлении) всех детей;
  • справка с места работы о том, что второй родитель не получает деньги;
  • справка о размере заработной платы (если в течение 2 предыдущих лет менялось место работы).

Если работник является совместителем, дополнительно необходимо предоставить справку о том, что по другим местам работы ему не назначали выплаты. Работодатель добавляет к документам копию приказа об отпуске по уходу, если передает сведения в ФСС в бумажном варианте. При отправке в электронном формате это не требуется.

Работодатель оформляет сведения о застрахованном лице по форме из приказа ФСС РФ от 04.02.2021 № 26 и вместе с пакетом документов направляет в ФСС в течение 5 дней после подачи заявления работником. Вот так выглядит фрагмент бланка сведений:

Сведения о застрахованном лице для пособия по уходу за ребенком

В ФСС производят проверку данных и расчет пособия до 1,5 лет в течение 10 дней. После этого принимается решение о назначении и сроках выплат.

Рассмотрим на примере, как посчитать сумму выплаты на одного ребенка.

  • в 2019 г. — 865 000 рублей;
  • в 2020 г. — 912 000 рублей.

Выплачивают пособие по индивидуальному графику. Независимо от времени обращения, его начисляют с даты рождения ребенка за весь пропущенный период. То есть при обращении в 24 месяца ребенка всю сумму перечислят единовременно.

Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.

*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.

В нашей статье будут рассмотрены:

    Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста,

    матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;

В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).

Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:

Заявление.

Обратите внимание:Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:

    со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.

В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:

    увольнение работника по собственному желанию,

Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).

При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.

В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.

Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя, их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть – за счет собственных средств работодателя.

При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:

    с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

Так как согласно п.20 Постановления №1206, выплата компенсации производится за счет средств, направляемых на оплату труда, то в бухгалтерском учете расходы на ее выплату будут относиться к расходам по обычным видам деятельности.

Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:

«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.

Так как ежемесячная компенсация в размере 50 рублей закреплена на законодательном уровне и является обязательной, данная выплата не облагается НДФЛ согласно положениям п.1 ст.217 НК РФ:

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ следующие виды доходов физических лиц:

    Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

    на обязательное пенсионное страхование,

Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос – следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.

Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:

    облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме напрямую указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.

Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.

Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Одна из мер государственной поддержки семей — это гарантия на выплату пособий по уходу за детьми.

Кто имеет право на пособия

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет может получать один из членов семьи как работающий, так и безработный, который фактически ухаживает за ребенком (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). То есть это может быть не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и т.д. Главное, что они фактически тратят время на уход за ребенком и поэтому у них нет возможности трудового заработка.

Пособие могут получать и иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Пребывающим в России иностранцам пособия на детей не положены.

Размер пособия у безработных

Безработные, т.е. неработающие граждане, получают пособие на ребенка до 1,5 лет в твердой денежной сумме. Каждый год с 1 февраля его размер индексируется (ст. 4.2 и ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Справочно. Коэффициент индексации для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2020 г. составляет 1,030 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.01.2020 N 61).

До 1 июня 2020 года размер пособия зависел от того, за каким по очереди ребенком ухаживает родитель (родственник).

Поэтому с 1 февраля 2020 года до 1 июня 2020 года ежемесячное пособие выплачивалось в размере:

Начиная с 1 июня 2020 года размер пособия одинаков для любого ребенка не достигшего полуторагодовалого возраста — 6752 руб. (ст. 24 Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

Размер пособия у тех, кто в отпуске по уходу

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у сотрудников, которые оформили отпуск, зависит от их среднего заработка и составляет 40 процентов от него, но не более установленного максимального размера и не менее минимального (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Расчет можно произвести по следующей формуле:


*Справочно: Из числа календарных дней исключаются периоды:

  • временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начислялись страховые взносы.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, наступившим в 2020 году, составляет 27984,67руб. = (865 000+815 000)/730) х 30,4×40%), где:

  • 815 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2018 году (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378);
  • 865 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2019 году (Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426);
  • 30,4 коэффициент (среднемесячное количество календарных дней) — п. 23 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375;

По общему правилу, минимальный размер пособия составляет 40% от минимального размера оплаты труда на момент оформления отпуска по уходу за ребенком. В 2020 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия — 4 852 руб. (12 130 руб. x 40%, где 12130 руб. — МРОТ (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ)).

Обратите внимание! Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работодателя не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого не застрахованным лицам (безработным).

Таким образом, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми у работодателя в 2020 году не может быть ниже 6751,54 руб.

С 01.06.2020 г. — минимальный размер пособия 6752,00 руб. (Закон № 166-ФЗ от 08.06.2020 года) по уходу за детьми до 1,5 лет не зависимо от очередности рождения. Значит, с этой даты минимальное пособие по уходу за первым ребенком также не может быть ниже 6752,00 руб.

Размеры минимальных пособий не зависят от даты обращения за пособием, то есть если обращение за пособием было до 2020 года, например, по уходу за ребенком, рожденным в 2019 году, то пособие, выплачиваемое в 2020 году не может быть менее этих минимальных размеров.

Максимальные и минимальные размеры пособий в 2021 году

Размер пособия у безработных граждан будет проиндексирован с 1 февраля 2021 в соответствии с Постановлением Правительства РФ (оно еще не принято). Соответственно в январе 2021 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет прежнее — 6 752,00 руб.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, которые наступят в 2021 году, составит 29 600,44 руб. = (912 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) + 865 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) /730 дн. (в 2019-2020 годах)) х 30,4×40%, что на 1 615,77 руб. больше, чем по отпускам, оформленным в 2020 году (максимальный размер пособия 27984,67руб.).

Минимальный размер пособия для родителей, у которых заключены трудовые договоры, составляет 40% от МРОТ на момент оформления отпуска. В 2021 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия будет 4 956,80 руб. (12 392 руб. x 40%, где 12392 руб. — МРОТ с 01.01.2021 г. (Приказ Минтруда России от 28.08.2020 N 542н)). Однако пособие не может быть меньше пособия у незастрахованных (безработных).

Таким образом, минимальный размер пособия в январе 2021 у работодателя будет не менее 6 752,00 руб., а с 1 февраля 2021 года этот размер будет повышен с учетом индексации.

Работа в период отпуска по уходу за ребенком

Если сотрудник не готов полностью посвятить себя присмотру за свои чадом и хочет просто сократить время нахождения на рабочем месте, т.е. продолжать работу во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени или на дому, он может получать и зарплату, и пособие (ст. 256 ТК РФ, ст.13 Закона № 81-ФЗ). Причем работодатель не вправе отказать работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, в установлении неполного рабочего времени, если он напишет об этом заявление.

Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.

Закон № 81-ФЗ и ТК РФ не конкретизируют, сколько максимально может трудиться работник, что бы его рабочий день считался сокращенным и он не был лишен пособия на ребенка. Однако гарантия получения пособия предполагает замену заработной платы.

Поэтому в случае, когда работник в заявлении укажет чисто символическое сокращение рабочего времени, например, сократит рабочий день на 15 минут, осуществлять фактический уход за ребенком он не сможет (т.е. почти 8 часов + обед ребенок будет вне родительской заботы).

Конституционный Суд РФ в Определении от 28.02.2017 N 329-О указал, если рабочий день будет сокращен менее, чем на час, то гарантия в виде пособия по уходу за ребенком не сохраняется.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).

Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячного пособия 40% (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018). В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

Порядок выплаты пособий

Ежемесячное пособие выплачивается в день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Законом 81-ФЗ не установлен способ выплаты пособия, поэтому можно предположить, что оно выплачивается наличными деньгами или перечисляется на банковский счет, указанный в заявлении работника для перечисления заработной платы.

  • окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • срока истечения действия платежной карты;
  • не позднее 01.07.2020 года.

Прямые выплаты пособий из ФСС в рамках пилотного проекта

В течении 2012-2020 годов действует пилотный проект для субъектов РФ по прямым выплатам пособий из средств ФСС (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).

Перечень субъектов РФ которые участвуют в пилотном проекте перечислен в п. 2 данного Постановления.

Работодатели — участники пилотного проекта уплачивают начисленные страховые взносы в ФСС в полном объеме, т.к. у них нет расходов, возмещаемых ФСС. Пособия выплачиваются работникам напрямую из ФСС. Для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет работодатель — участник пилотного проекта в течение пяти календарных дней после получения заявления о выплате пособия по уходу за ребенком от работника должен передать в территориальный орган ФСС РФ это заявление и документы, дающие право на пособие. Перечень документов установлен п. 54 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

Если среднесписочная численность работников не превышает 25 человек, можно подать бумажные документы с приложением описи по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 578.

В случае превышения среднесписочной численности 25 человек, нужно представить сведения в виде электронного реестра по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579.

Если работодатель включит в реестр не все сведения или сдаст не все документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, ФСС РФ направит ему извещение. В течение пяти рабочих дней со дня его получения работодатель должен представить недостающие документы.

С января 2016 сотрудница была в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в ноябре вышла на работу. 2 ребенка. Заявление написано в конце ноября. Общие начисления 20 000руб. На данный момент предоставлены вычеты за ноябрь и декабрь (2800*2=5600).

Вопрос.

Как правильно предоставить налоговый вычет на детей?

Ответ.

При выходе работницы из декретного отпуска (отпуска по уходу за ребенком) у работодателя может возникнуть вопрос о том, следует ли предоставить ей стандартные вычеты за предшествующие месяцы текущего года.

Если руководствоваться разъяснениями Минфина России, приведенными в Письме от 11.06.2014 N 03-04-05/28141, в отношении стандартных вычетов на ребенка, то в данном случае они не предоставляются за те месяцы налогового периода, которые предшествовали выходу работницы из отпуска, поскольку налоговая база за этот период не определяется. Из Письма также следует, что в рассматриваемой ситуации инспекция не может пересчитать налоговую базу за налоговый период с учетом предоставления вычетов за каждый месяц налогового периода (включая месяцы, предшествующие выходу работницы из отпуска).

В то же время при рассмотрении анализируемого вопроса необходимо обратить внимание на Письмо Минфина России от 22.10.2014 N 03-04-06/53186. В нем указано, что, если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, стандартные вычеты предоставляются ему за каждый месяц, в том числе и за те месяцы, в которых доход не выплачивался.

Стоит отметить, что из формулировки этого Письма не следует, что речь в нем идет непосредственно о выходе работницы из декретного отпуска (отпуска по уходу за ребенком). Однако, по нашему мнению, данные разъяснения можно применить и в рассматриваемой ситуации.

С учетом изложенного, если налоговый агент предоставит работнице вычеты за те месяцы, в которых она еще не работала, налоговый орган может попытаться привлечь его к ответственности по ст. 123 НК РФ.

В этом случае налоговый агент вправе выбрать, что ему делать:

- исполнить требования инспекции (в том числе уплатить штраф, пени);

- доказать инспекции правомерность своих действий путем подачи возражений на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);

- обжаловать решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем при необходимости в суд (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Обосновать законность предоставления вычетов за месяцы до выхода работницы из отпуска в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, работодатель может следующим образом.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются при определении налоговой базы по НДФЛ, исчисляемой за налоговый период (календарный год) (ст. ст. 210, 216, п. 1 ст. 218 НК РФ).

Запрета на предоставление вычета за каждый месяц налогового периода в случае отсутствия у физического лица в отдельные месяцы налогового периода доходов, облагаемых по ставке 13%, Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Эту точку зрения поддерживает в том числе Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.07.2009 N 4431/09. См. также Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2011 N КА-А40/16982-10.

В свою очередь, довод финансового ведомства о том, что налоговая база за период от начала года до выхода из отпуска работницы не определяется в связи с отсутствием дохода за этот период, на наш взгляд, противоречит в целом содержанию понятия налоговой базы по НДФЛ. Такого понятия, как налоговая база по НДФЛ за часть налогового периода или за его отдельный месяц (месяцы), Налоговый кодекс РФ не содержит. Как уже отмечалось, налоговую базу требуется определять за налоговый период (календарный год) в целом (ст. ст. 210, 216 НК РФ).

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что предоставление налоговым агентом стандартных вычетов вышедшим из декрета (отпуска по уходу за ребенком) работницам за месяцы налогового периода, предшествующие выходу из декрета (отпуска), вероятно, вызовет претензии проверяющих. Но с учетом приведенной аргументации и Письма Минфина России от 22.10.2014 N 03-04-06/53186 полагаем, что работодатель сможет доказать правомерность своих действий. Вместе с тем, чтобы избежать возникновения споров, рекомендуем уточнить позицию вашей налоговой инспекции по данному вопросу.

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДФЛ

Читайте также: