Отчет о работе оформите в виде таблицы что делали название опытов

Обновлено: 16.05.2024

Цель работы: провести реакции, характеризующие общие химические свойства кислот.

Правила техники безопасности:

1. Не выполняйте опыты, не ознакомившись с общими правилами техники безопасности в кабинете химии.

2. Используйте только чистую посуду.

3. При случайном повреждении посуды сообщите учителю или лаборанту, осколки не убирайте самостоятельно.

4. Рассыпанные твёрдые вещества не собирайте руками.

5. При растворении твердых веществ в воде, пользуйтесь стеклянной палочкой.

6. Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, шпатель, спиртовка, спички, держатель; оксид меди (II), растворы серной кислоты (1:5), соляной кислоты (1:1), сульфата железа (III) (0,5 моль/л), гидроксида натрия (0,5 моль/л), фенолфталеина, карбоната калия (0,5 моль/л), хлорида бария (0,25 моль/л), цинк (гранулы), алюминий (фольга), медь (проволока).

Опыт № 1. Взаимодействие кислот с оксидами металлов

В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди (II). Отметьте цвет вещества.

Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 ml раствора cepной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?

Напишите молекулярное и ионное уравнения реакций оксида меди (II) с серной кислотой, укажите ее тип.


  1. Налейте в пробирку 2 ml раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора.

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.


  1. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III). Для этого налейте в пробирку 1 ml раствора сульфата железа(III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в ходе реакции.

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.

Опыт № 3. Взаимодействие кислот с солями

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 ml растворов следующих веществ:

1 -я пробирка: серная кислота и карбонат калия;
2 -я пробирка: серная кислота и хлорид бария ;
3 -я пробирка: соляная кислота и хлорид бария .
Опыт № 4. Взаимодействие кислот с металлами

В три пробирки поместите металлы:

в 1-ю – цинк,

во 2-ю – алюминий,

в 3-ю – медь.

Налейте в каждую пробирку по 2 ml соляной кислоты. Заполните таблицу (см. ниже).

Сделайте вывод о химических свойствах кислот.
Отчёт о проделанной работе оформите в виде таблицы:

Практическая работа № 9 . «Реакции, характерные для растворов щелочей

Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства щелочей.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок; оксид фосфора(V) (в пробирке), растворы гидроксида натрия (0,5 моль/л), азотной кислоты (1:3), хлорида аммония (0,5 моль/л), хлорида железа(III) (0,5 моль/л), хлорида бария (0,25 моль/л).
Ход работы:

1. Взаимодействие щелочей с оксидам неметаллов

Вам выдана пробирка с оксидом фосфора(V). Опишите это вещество.

Налейте в пробирку с оксидом фосфора(V) 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.

2. Взаимодействие щелочей с кислотами

В пробирку поместите 2 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель фенолфталеина. Отметьте цвет раствора. По каплям добавьте к полученному раствору раствор азотной кислоты. Опишите наблюдаемые изменения.

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.


  • 1-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид аммония (содержимое слегка нагрейте);

  • 2-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид железа (III);

  • 3-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид бария.

Цель работы: получить аммиак в лабораторных условиях и изучить его свойства.

Оборудование: лабораторный штатив, сухие пробирки, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая ступка с пестиком, ложки для сыпучих веществ, спиртовка, спички, стеклянные палочки, стакан с водой.

Реактивы: кристаллический гидроксид кальция, кристаллический хлорид аммония, концентрированная соляная, азотная и 20% - я серная кислоты , раствор ф – ф, раствор хлорида железа(ΙΙΙ).

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460263979/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/prakticeskaa-rabota-polucenie-ammiaka-i-opyty-s-nim/%d0%90%d0%bc%d0%bc%d0%b8%d0%b0%d0%ba2.jpg


  1. Соберите прибор для получения аммиака и сделайте рисунок прибора (с поясняющими надписями)


  2. В фарфоровую ступку поместите кристаллический хлорид аммония и кристаллический гидроксид кальция в соотношении 2:1 и разотрите смесь пестиком. Происходит ли образование аммиака при этих условиях? (Опыт удается лучше, если известь слегка влажная).

  3. Полученную смесь всыпьте в пробирку (на 1∕5 часть ее объема), которую затем закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в штативе так, чтобы дно ее было несколько выше отверстия. На конец газоотводной трубки наденьте пробирку – приемник для собирания аммиака.

  4. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю, а затем нагревайте в том месте, находится смесь.

  5. Для обнаружения аммиака поднесите влажную фенолфталеиновую бумажку к отверстию пробирки – приемника.

  6. Обнаружив аммиак, наполните им пробирку способом вытеснения воздуха.

  7. Когда пробирка – приемник наполнится газом, снимите ее с газоотводной трубки и отверстие закройте большим пальцем. Конец газоотводной трубки закройте мокрой ватой.

  8. Опустите пробирку – приемник (вверх дном) в стакан с водой и отведите палец от отверстия. Слегка покачивайте пробирку и наблюдайте, как вода поднимается вверх пробирки. Снова закройте отверстие пробирки пальцем (под водой) и выньте пробирку из сосуда.


  1. В пробирку налейте 6 - 7 мл водного раствора аммиака и добавьте 1 – 2 капли раствора фенолфталеина. Каков цвет раствора?

  2. Смочите стеклянную палочку концентрированной соляной кислотой, другую – концентрированной азотной кислотой. Внесите их поочередно в пробирки с аммиаком. Что вы наблюдайте?

  3. Разлейте полученный водный раствор аммиака в воде в две пробирки. В одну пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина и осторожно прилейте серную кислоту до исчезновения окраски индикатора. Что вы наблюдайте? Составьте уравнения реакций образования сульфата и гидросульфата аммония.

  4. В другую пробирку с раствором аммиака добавьте раствор хлорида железа (ΙΙΙ). Что вы наблюдайте?

Цель работы: обобщить сведения о получении и свойствах амфотерных соединений, уметь составлять уравнения реакций, проводить наблюдения, соблюдать правила по технике безопасности.

Реактивы и оборудование: AlCl3, ZnCl2, HCl, NaOH, штатив с пробирками, стеклянная палочка.

Теоретическая часть:

Практическая часть:
Опыт 1 Получить Аl(ОН)3 и доказать его амфотерность.

1. Получите амфотерный гидроксид Аl(ОН)3 из А1С13 и NaOH (к NaOH добавить А1С13).

2. Полученный осадок разлейте в две пробирки.

3. В одну пробирку добавьте HCl. Размешайте полученный раствор.

4. В другую пробирку добавьте NaОН. Размешайте полученный раствор.

Запишите наблюдения и составьте соответствующие опыту реакции:

Al(OH)3+NaOH=
Опыт 2 Получить Zn (ОН)2 и доказать его амфотерность.

1. Получите амфотерный гидроксид Zn (ОН)2 из ZnCl2 и NaOH (к NaOH добавить ZnCl2).

2. Полученный осадок разлейте в две пробирки.

3. В одну пробирку добавьте НС1. Размешайте полученный раствор.

4. В другую пробирку добавьте NaОН. Размешайте полученный раствор.

Запишите наблюдения и составьте соответствующие опыту реакции:

Zn(OH)2+NaOH=
Сделайте вывод по работе.
Вопросы для самопроверки:

1. Как вы поняли, что такое амфотерность?

2. С какими веществами реагируют амфотерные гидроксиды?

Цель: Получить оксида углерода (IV) и изучение его свойства.

Уравнения реакций. Выводы.

Написать уравнение реакции:

Физические свойства углекислого газа: .

Оксид углерода (IV) . воздуха, поэтому собираем методом вытеснения. ; приемник находится дном. .

Конец газоотводной трубки помещаем в пробирку с известковой водой и пропускаем через нее углекислый газ

Продолжаем пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора


Лакмус окрасился в . цвет.

Вывод: оксида углерода (IV) - . оксид, при взаимодействии с водой образует . кислоту.
Наблюдения:

Ca(OH)2 + CO2(недост.) = . ↓ + .

Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор избытка углекислого газа.

CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2

Вывод: качественной реакцией на углекислый газ является его взаимодействие с . .

CO2 + Mg =

Вывод: при взаимодействии с активными металлами оксид углерода (IV) является ..

Отчет по практике

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), производственную и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Заказать работу

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет раскрыть тему дипломной работы. Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: пример программы практики), как правило, он содержит:

— характеристику с места прохождения практики

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

тутульный лист пример

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Календарный план отчета по практике пример

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

дневник практики пример заполнения

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Характеристика с места прохождения практики образец

Содержание отчета должно соответствовать программе практики, содержать все необходимые разделы с нумерацией страниц. Содержание оформляют по ГОСТ.

Образец содержания отчета по практике

содержание отчета по практике пример

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Пример введения отчета по практике

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Заключение отчета по практике образец

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в ссылках. Оформляется список литературы согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, вставив сноску в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

Отчет о проделанной работе позволяет работодателю оценить, насколько эффективно трудится его персонал. Это обычная практика в современном мире. Разберемся, как правильно составить такой отчет, что в нем написать и чем дополнить.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Функции отчета о проделанной работе

Руководители компаний просят предоставить отчеты руководителей подразделений, а те, в свою очередь, для составления собственных требуют их от своих подчиненных. Иногда эту обязанность прописывают в трудовом договоре или должностной инструкции.
Отчет о проделанной работе позволяет решить следующие задачи:

  1. Обосновать расходы на зарплаты работникам. Наниматель всегда хочет знать, за что он платит деньги своему штату. Фонд оплаты труда — большая статья расходов компании.
  2. Поддерживать дисциплину труда. Если в компании практикуется распределение задач между работниками и месячные планы с отчетами по ним, то работники начинают рационально планировать свое время и стараются выполнить план.
  3. Быстро ответить на вопросы работодателя, кто из работников, в какие сроки и когда выполнил ту или иную работу. Также руководитель структурного подразделения, имея перед глазами отчеты своих подчиненных, всегда знает, какие задачи наиболее сложные, какие выполняются быстрее.
  4. Рассчитать нормы выработки для сотрудников. На основании отчетов руководитель может решить, какие задачи можно добавить в месячный план, какие убрать и т.д. Если работники перевыполняют план, то нормы можно увеличить (в разумных пределах).
  5. Предоставить сведения контрагентам о выполненной работе по различным договорам своими работниками. Организации-подрядчики должны отчитываться заказчикам, отчеты работников помогут сформировать акт выполненных работ.

Таким образом, налицо польза как для работодателя, так и для работников. Первый видит, насколько эффективно работает штат, вторые — повышают самодисциплину, профессиональные качества, учатся анализировать, насколько эффективна их деятельность, выгодно представлять результаты своего труда.

Отчеты бывают нескольких видов: еженедельные, ежеквартальные, ежемесячные, внезапные (если вдруг имеет место какое-либо разбирательство), финансовые (о расходе денежных средств), статистические, текстовые (рассказывают, как прошла презентация, как удалось провести собрание, например). Для каждого вида — свои цели и особенности составления и оформления.

В каких случаях обязательно нужно составлять отчет?

Обязанность отчитываться о своей работе законодательно закреплена только относительно отчетов о командировках. Остальные работники должны это делать, если эта обязанность прописана в их трудовом договоре, должностной инструкции, локальных нормативных актах компании.

Сдавать отчет работник должен своему непосредственному начальнику — руководителю структурного подразделения. Кому подчиняется сотрудник, указано в его трудовом договоре или должностной инструкции.

Ответственность за несдачу отчета

Работодатель может применить дисциплинарное взыскание по ст. 192 ТК РФ, если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности или не исполняет их. Если написание отчетов входит в обязанности работника, то наниматель вправе наказать работника (замечание или выговор).

Однако за само отсутствие отчета, может быть, наказания не последует. Но раз нет отчета, значит, работа не выполнена, поэтому работодатель может наказать именно за невыполнение каких-либо задач, а не за то, что сотрудник не отчитался. Это, конечно, не касается тех случаев, когда работа выполнена, а отчета нет.

Как составить отчет о проделанной работе?

Законодательно утвержденной формы отчета о проделанной работе нет. Компании могут разработать ее самостоятельно и утвердить в локальных нормативных актах.

К сведению! Что касается отчета о работе в командировке, то для него разработана унифицированная форма Т-10а.

Если такая форма не утверждена, то работник составляет отчет сам. Можно использовать предложенную нами структуру:

  1. Вводные данные. Здесь указывают ФИО и должность руководителя, которому предоставляют отчет, ФИО и должность работника, период, за который составлен документ.
  2. Список задач, которые работник должен был выполнить. Если их очень много, то можно сгруппировать по смысловым блокам.

Отчет о проделанной работе. Часть 1

Отчет о проделанной работе. Часть 2

Если нужно, то вставляют в текст таблицы, диаграммы или графики. Если это уже не первый отчет, то целесообразно составить графики динамики изменения показателей в течение какого-либо периода (года, полугодия).

Отчет может потребоваться руководству в бумажном виде или электронном, в том числе в виде презентации. При необходимости можно приложить различные документы: счета-фактуры, благодарственные письма, сертификаты и т.п. Отчет, если требуется бумажный вариант, печатают на бумаге формата А4, сшивают в папку.

Рекомендации к тексту отчета

Чтобы отчет был легко читаемым, нужно соответствующим образом составлять текст:

  1. Избегаем длинных, неясных предложений.
  2. Абзацы должны содержать не более 4-5 предложений.
  3. Лучше оформлять перечень задач списками.
  4. Таблицы и графики нужно вставлять так, чтобы не образовывались так называемые висячие строки.
  5. После графиков и таблиц нужно оставлять места для комментариев и отметок руководства.
  6. Исключить просторечные и разговорные выражения.
  7. Проверить текст на наличие орфографических и другого рода ошибок.
  8. Не выбирать слишком мелкий или слишком крупный шрифт. Если в компании утверждена форма отчета, то шрифт там прописан.

Таким образом, работник при составлении документа должен следить за тем, чтобы его легко можно было прочитать и все понять без лишних дополнений.

К сведению! Не для всех профессий будет целесообразным вводить обязанность готовить отчеты о проделанной работы. Для рабочих должностей, где нужно выполнять однотипные повторяющиеся действия, лучше ввести норму на количество задач.

Теоретический материал:Учебник Г. Е.Рудзитис Химия 10 класс. § 38, конспект.

Цель:Изучить влияние температуры, ионов тяжелых металлов, кислот, спиртов на белок.

Оборудование: пробирки, нагревательный прибор.

Реактивы, исследуемый материал: 1) 1% раствор уксусной кислоты; 2) азотная кислота 3) сульфат меди, 4) этиловый спирт, 5) раствор яичного белка.

С правилами техники безопасности ознакомлен(а) и обязуюсь выполнять __________ (подпись) .

Ход работы

В 4 пробирок налить по 5 капель раствора яичного белка.

Опыт 1. В1-йпробирке нейтральный раствор белка нагреть до кипения. Жидкость мутнеет (возникает опалесценция).

Вывод: Под воздействием температуры слабые водородные и ионные связи разрываются и белок свертывается , происходит денатурация.

Опыт 2. Во 2-йпробирке раствор белка нагреть до кипения и прибавить 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты до слабого подкисления. При стоянии выпадает хлопьевидный осадок белка.

Вывод: Воздействие органических кислот на белок вызывает разрыв пептидных связей и его денатурацию.

Опыт 3. В 3-юпробирку налить 5 капель концентрированной азотной кислоты. Затем осторожно, под углом 45 ° по стенке пробирки добавляем 5 капель раствора яичного белка. Наблюдаем образование кольца вследствие денатурации белка.

Вывод: Воздействие минеральных кислот на белок вызывает разрыв пептидных связей (денатурация).

Опыт 4. В 4-юпробирку прилить 2 капли сульфата меди. Наблюдаем выпадение осадка.

Вывод: Положительно заряженные ионы тяжелых металлов (катионы) образуют прочные связи с отрицательно заряженными карбоксил-анионами белка. Вследствие этого находящийся в растворе белок выпадает в осадок.

Опыт 5. В 5-юпробирку добавить 5 капель этилового спирта. Наблюдаем выпадение осадка.

Вывод: Органические растворители разрушают гидратную оболочку белков и способствуют их слипанию и выпадению в осадок. На этом основано использование спирта в качестве дезинфицирующего средства.

Дайте определение

Денатурация белка это …….

Протокол лабораторной работы оформите в виде таблицы.

Название опыта. Что сделали. Исходные вещества Наблюдаемый результат. Рисунок Вывод
Опыт 1 Влияние температуры на белок
Опыт 2 Влияние органических кислот на белок
Опыт 3 Влияние минеральных кислот на белок
Опыт 4 Влияние солей тяжелых металлов на белок
Опыт 5 Влияние органических растворителей на белок

Вывод: Денатурацию белков можно вызвать воздействием температуры, органических и минеральных кислот, солей тяжелых металлов, органическими растворителями.

Ренатурация белков. Иногда денатурированный белок в подходящих условиях вновь спонтанно приобретает свою нативную структуру. Этот процесс называется рена-турацией. Ренатурация убедительно показывает, что третичная структура белка полностью определяется его первичной структурой и что сборка биологических объектов может осуществляться на основе немногих общих принципов.

Практическое занятие № 8

Тема: Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.

Теоретический материал:Учебник Г. Е.Рудзитис Химия 10 класс. § 42-43, конспект.

Цель:научиться распознавать синтетические полимеры химическим методом;

уметь применять знания, полученные на теоретических занятиях.

Оборудование: спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы,

Исследуемый материал: образцы пластмасс под номерами.

С правилами техники безопасности ознакомлен(а) и обязуюсь выполнять __________ (подпись) .

Ход работы

В разных пакетах под номерами имеются образцы пластмасс. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какая пластмасса находится.

Распознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра, а затем перейти к исследованию их отношения к нагреванию и горению.

1. Полиэтилен. Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит синеватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.

2. Поливинилхлорид. Эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается, разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем, вне пламени не горит.

3. Полистирол. Может быть прозрачным и непрозрачным, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нити. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.

4. Полиметилметакрилат. Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пламенем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.

5. Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до черного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

Отчет о работе оформите в виде таблицы.

Номер образца. Внешние признаки Отношение к нагреванию Отношение к горению Запах Вывод. Название полимера

Вывод: Распознавание пластмасс возможно на основании их отношению к нагреванию

Цель работы: провести реакции, характеризующие общие химические свойства кислот.

Правила техники безопасности:

1. Не выполняйте опыты, не ознакомившись с общими правилами техники безопасности в кабинете химии.

2. Используйте только чистую посуду.

3. При случайном повреждении посуды сообщите учителю или лаборанту, осколки не убирайте самостоятельно.

4. Рассыпанные твёрдые вещества не собирайте руками.

5. При растворении твердых веществ в воде, пользуйтесь стеклянной палочкой.

6. Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, шпатель, спиртовка, спички, держатель; оксид меди (II), растворы серной кислоты (1:5), соляной кислоты (1:1), сульфата железа (III) (0,5 моль/л), гидроксида натрия (0,5 моль/л), фенолфталеина, карбоната калия (0,5 моль/л), хлорида бария (0,25 моль/л), цинк (гранулы), алюминий (фольга), медь (проволока).

Опыт № 1. Взаимодействие кислот с оксидами металлов

В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди (II). Отметьте цвет вещества.

Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 ml раствора cepной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?

Напишите молекулярное и ионное уравнения реакций оксида меди (II) с серной кислотой, укажите ее тип.


  1. Налейте в пробирку 2 ml раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора.

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.


  1. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III). Для этого налейте в пробирку 1 ml раствора сульфата железа(III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в ходе реакции.

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.

Опыт № 3. Взаимодействие кислот с солями

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 ml растворов следующих веществ:

1 -я пробирка: серная кислота и карбонат калия;
2 -я пробирка: серная кислота и хлорид бария ;
3 -я пробирка: соляная кислота и хлорид бария .
Опыт № 4. Взаимодействие кислот с металлами

В три пробирки поместите металлы:

в 1-ю – цинк,

во 2-ю – алюминий,

в 3-ю – медь.

Налейте в каждую пробирку по 2 ml соляной кислоты. Заполните таблицу (см. ниже).

Сделайте вывод о химических свойствах кислот.
Отчёт о проделанной работе оформите в виде таблицы:

Практическая работа № 9 . «Реакции, характерные для растворов щелочей

Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства щелочей.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок; оксид фосфора(V) (в пробирке), растворы гидроксида натрия (0,5 моль/л), азотной кислоты (1:3), хлорида аммония (0,5 моль/л), хлорида железа(III) (0,5 моль/л), хлорида бария (0,25 моль/л).
Ход работы:

1. Взаимодействие щелочей с оксидам неметаллов

Вам выдана пробирка с оксидом фосфора(V). Опишите это вещество.

Налейте в пробирку с оксидом фосфора(V) 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.

2. Взаимодействие щелочей с кислотами

В пробирку поместите 2 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель фенолфталеина. Отметьте цвет раствора. По каплям добавьте к полученному раствору раствор азотной кислоты. Опишите наблюдаемые изменения.

Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.


  • 1-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид аммония (содержимое слегка нагрейте);

  • 2-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид железа (III);

  • 3-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид бария.

Цель работы: получить аммиак в лабораторных условиях и изучить его свойства.

Оборудование: лабораторный штатив, сухие пробирки, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая ступка с пестиком, ложки для сыпучих веществ, спиртовка, спички, стеклянные палочки, стакан с водой.

Реактивы: кристаллический гидроксид кальция, кристаллический хлорид аммония, концентрированная соляная, азотная и 20% - я серная кислоты , раствор ф – ф, раствор хлорида железа(ΙΙΙ).

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460263979/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/prakticeskaa-rabota-polucenie-ammiaka-i-opyty-s-nim/%d0%90%d0%bc%d0%bc%d0%b8%d0%b0%d0%ba2.jpg


  1. Соберите прибор для получения аммиака и сделайте рисунок прибора (с поясняющими надписями)


  2. В фарфоровую ступку поместите кристаллический хлорид аммония и кристаллический гидроксид кальция в соотношении 2:1 и разотрите смесь пестиком. Происходит ли образование аммиака при этих условиях? (Опыт удается лучше, если известь слегка влажная).

  3. Полученную смесь всыпьте в пробирку (на 1∕5 часть ее объема), которую затем закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в штативе так, чтобы дно ее было несколько выше отверстия. На конец газоотводной трубки наденьте пробирку – приемник для собирания аммиака.

  4. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю, а затем нагревайте в том месте, находится смесь.

  5. Для обнаружения аммиака поднесите влажную фенолфталеиновую бумажку к отверстию пробирки – приемника.

  6. Обнаружив аммиак, наполните им пробирку способом вытеснения воздуха.

  7. Когда пробирка – приемник наполнится газом, снимите ее с газоотводной трубки и отверстие закройте большим пальцем. Конец газоотводной трубки закройте мокрой ватой.

  8. Опустите пробирку – приемник (вверх дном) в стакан с водой и отведите палец от отверстия. Слегка покачивайте пробирку и наблюдайте, как вода поднимается вверх пробирки. Снова закройте отверстие пробирки пальцем (под водой) и выньте пробирку из сосуда.


  1. В пробирку налейте 6 - 7 мл водного раствора аммиака и добавьте 1 – 2 капли раствора фенолфталеина. Каков цвет раствора?

  2. Смочите стеклянную палочку концентрированной соляной кислотой, другую – концентрированной азотной кислотой. Внесите их поочередно в пробирки с аммиаком. Что вы наблюдайте?

  3. Разлейте полученный водный раствор аммиака в воде в две пробирки. В одну пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина и осторожно прилейте серную кислоту до исчезновения окраски индикатора. Что вы наблюдайте? Составьте уравнения реакций образования сульфата и гидросульфата аммония.

  4. В другую пробирку с раствором аммиака добавьте раствор хлорида железа (ΙΙΙ). Что вы наблюдайте?

Цель работы: обобщить сведения о получении и свойствах амфотерных соединений, уметь составлять уравнения реакций, проводить наблюдения, соблюдать правила по технике безопасности.

Реактивы и оборудование: AlCl3, ZnCl2, HCl, NaOH, штатив с пробирками, стеклянная палочка.

Теоретическая часть:

Практическая часть:
Опыт 1 Получить Аl(ОН)3 и доказать его амфотерность.

1. Получите амфотерный гидроксид Аl(ОН)3 из А1С13 и NaOH (к NaOH добавить А1С13).

2. Полученный осадок разлейте в две пробирки.

3. В одну пробирку добавьте HCl. Размешайте полученный раствор.

4. В другую пробирку добавьте NaОН. Размешайте полученный раствор.

Запишите наблюдения и составьте соответствующие опыту реакции:

Al(OH)3+NaOH=
Опыт 2 Получить Zn (ОН)2 и доказать его амфотерность.

1. Получите амфотерный гидроксид Zn (ОН)2 из ZnCl2 и NaOH (к NaOH добавить ZnCl2).

2. Полученный осадок разлейте в две пробирки.

3. В одну пробирку добавьте НС1. Размешайте полученный раствор.

4. В другую пробирку добавьте NaОН. Размешайте полученный раствор.

Запишите наблюдения и составьте соответствующие опыту реакции:

Zn(OH)2+NaOH=
Сделайте вывод по работе.
Вопросы для самопроверки:

1. Как вы поняли, что такое амфотерность?

2. С какими веществами реагируют амфотерные гидроксиды?

Цель: Получить оксида углерода (IV) и изучение его свойства.

Уравнения реакций. Выводы.

Написать уравнение реакции:

Физические свойства углекислого газа: .

Оксид углерода (IV) . воздуха, поэтому собираем методом вытеснения. ; приемник находится дном. .

Конец газоотводной трубки помещаем в пробирку с известковой водой и пропускаем через нее углекислый газ

Продолжаем пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора


Лакмус окрасился в . цвет.

Вывод: оксида углерода (IV) - . оксид, при взаимодействии с водой образует . кислоту.
Наблюдения:

Ca(OH)2 + CO2(недост.) = . ↓ + .

Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор избытка углекислого газа.

CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2

Вывод: качественной реакцией на углекислый газ является его взаимодействие с . .

CO2 + Mg =

Вывод: при взаимодействии с активными металлами оксид углерода (IV) является ..

Читайте также: