От чего зависит зарплата в регионах

Обновлено: 13.05.2024

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" прописана необходимость 2021 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам - читайте ниже.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

"Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь", — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — "автоматически": численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

"То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности", — пояснила Нестеренко.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.


МРОТ по регионам — величина, которая может оказываться существенно разной в зависимости от того, какие правила для ее определения используются. Рассмотрим, как устанавливается региональный МРОТ, какова его взаимосвязь с аналогичным федеральным показателем и какие конкретно значения он принимает в регионах.

Правила установления МРОТ в регионах

Помимо минимального размера платы за труд, определяемого на общероссийском уровне, возможно также принятие регионального значения этой величины (ст. 133.1 ТК РФ). По регионам МРОТ может вводиться для всех категорий трудящихся лиц, за исключением тех, кто работает в организациях, финансирующихся за счет средств бюджета Федерации. Для последних МРОТ всегда равен его федеральному значению.

Региональный минимум будет действителен только в пределах установившего его региона. Для его величины допустимой является дифференциация в зависимости от источников финансирования, масштабов, конкретного района и видов деятельности работодателей. Но при этом она не может оказаться меньше значения, установленного для федерального минимума.

По регионам МРОТ принимается решением 3-сторонней комиссии, состоящей из представителей правительства субъекта РФ, работников (профсоюзов) и работодателей. Это решение становится обязательным для исполнения всеми работодателями региона, если они в течение 30 дней с даты его опубликования не представят руководству субъекта РФ письменный отказ от выполнения этого решения. Для работодателей, отказавшихся применять введенный в регионе МРОТ, будет действовать федеральное значение этого показателя.

ТК РФ (ст. 133 и 133.1) при определении минимального размера платы за труд обязывает ориентироваться на уровень прожиточного минимума, а с 01.01.2021 и величину медианной заработной платы. Для МРОТ, вводимого на общероссийском уровне, это требование должно соблюдаться с 01.05.2018. Но регионы, как правило, придерживались такого подхода и ранее.

Таблица значений регионального МРОТ

Федеральный МРОТ в 2021 году равен 12 792 руб. Таблицу величин МРОТ на 2021 год по регионам можно увидеть на нашем сайте и скачать по ссылке ниже:


Какие выплаты нужно пересмотреть работодателю в связи с увеличением МРОТ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Изучите обзорный материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Итоги

Регионы РФ вправе вводить собственный минимум платы за труд, но не ниже общероссийского. К его величине (сверху) должны применяться региональные коэффициенты и надбавки.

Распространенные вопросы

Как изменится региональный МРОТ с 2022 года?

С 2022 года МРОТ будет зависеть от величины медианной зарплаты в целом по России. Велиину медианной зарплаты рассчитывает статистика. Величина медианной зарплаты в 2020 году составила 32 422 руб. МРОТ равен 42% от медианной зарплаты или 13 617 руб. (32 422 х 42%). Следовательно размер заработной платы у сотрудников увеличится по всей России.

Как новый МРОТ влияет на зарплату?

МРОТ влияет на величину заработной платы. То есть если сотрудник отработал норму времени и получил зарплату ниже МРОТ, то это повод для вызова на комиссию в налоговую. Увеличить зарплату до МРОТ можно двумя способами:

В первом случае нужно издать приказ и прописать правила доплаты до МРОТ в положении об оплате труда. Во втором - изменить штатное расписание и сделать доп.соглашения с сотрудниками.

Помимо заработной платы, МРОТ влияет на величину пособий. Средний заработок для расчета больничных должен быть не ниже МРОТ. То есть не менее 447,68 руб. (13 617 руб. х 24 мес. : 730 дн.). Ориентируйтесь на новый минимум, если сотрудник заболеет в 2022 году.

Подобнее о том, как рассчитать больничный по МРОТ, читайте здесь.

Какой МРОТ учитывать, если сотрудник работает в филиале?

То есть если головная организация находится в Москве, а сотрудник работает в филиале, например, в Краснодарском крае, то он должен получать зарплату не нииже МРОТ, утвержденного в Краснодарском крае.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Трудовой кодекс запрещает по-разному оплачивать труд равной ценности. Обнаружили разницу в окладах или наборе доплат и надбавок у себя и коллег при одинаковых квалификации, сложности выполняемой работы, количестве и качестве затраченного труда? Можно ставить вопрос о дискриминации

Должность одна, а оклады разные – законно ли это?

В январе текущего года Мосгорсуд признал законными решения нижестоящих судов, которые не согласились с работником в том, что действия его работодателя являются дискриминацией в сфере труда. Изначально поводом для обращения работника в суд стало получение им информации о том, что его коллега, занимающий аналогичную должность и выполняющий те же должностные обязанности, получает больший оклад, нежели он. Работник посчитал свои права нарушенными и попытался взыскать разницу в зарплатах за годы работы. Не вышло.

Как современные трудовые споры связаны с изменением советской системы определения заработной платы?

Немного теории: тарифный разряд – это показатель уровня квалификации работника, сложности его труда. Если работник в первый раз устраивался на работу и у него имелся документ об образовании, то тарифный разряд ему присваивался на основании этого документа, так как разряд, указанный в нем, уже был подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов.

С понятием разряда тесно связано понятие тарифной ставки – это минимальный размер денежной выплаты за конкретный объем работы, выполненный работником определенной квалификации.

Таким образом, тарифно-квалификационная система определения заработной платы (ее окладной части) являлась основой формирования системы оплаты труда.

Полагаю, многие скажут, что эта система сохранилась и активно используется до сих пор. Спорить не буду – так и есть. Особенно если речь идет о больших предприятиях, где широко применяется труд так называемого рабочего персонала. Более того, использование этой системы связано с наличием льгот у работников, с пенсионным законодательством.

Именно эклектика переходного периода (а в глобальном смысле – переход от одной экономической системы к другой) является основанием для порождения трудовых споров, подобных приведенному в начале статьи.

Могут ли сегодня быть разными оклады у сотрудников, занимающих одну должность?

Заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).

Эти условия зависят от установленной у работодателя системы оплаты труда, которая предусматривает размеры окладов и тарифных ставок (ст. 135 ТК РФ).

Кроме того, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).

Какова позиция судов при рассмотрении вопроса о праве работодателя на самостоятельное определение окладов?

Суды не так категоричны, как Минтруд.

Например, имеются решения судов, которые демонстрируют следующие позиции:

  • установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя;
  • принятие необходимых кадровых решений в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, установление размера заработной платы относится к исключительной компетенции работодателя и не может рассматриваться как дискриминация в отношении работника;
  • статья 132 ТК РФ, запрещающая дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда, не исключает индивидуального договорного регулирования этих условий.

Между тем следует отметить, что каждое судебное решение имеет свои особенности, поскольку принимается исходя из анализа конкретных обстоятельств. И даже отрицательное для работника решение, которое стало поводом для написания этой статьи, не отрицает норм Трудового кодекса, запрещающих по-разному оплачивать труд равной ценности.

Так, суд отказал работнику, потому что, во-первых, тот согласился с условиями трудового договора и подписал его. Во-вторых, работник не доказал, что он выполнял тот же объем работы, что и его коллега, получавший большую зарплату. В-третьих, по результатам аттестации, проведенной на предприятии, уровень квалификации другого работника был выше, чем уровень истца. Кроме того, график работы истца отличался от графика работы других сотрудников: он выполнял свои обязанности на условиях неполной рабочей недели.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что суды не встают на сторону работодателей без оснований. Но работник не может просто заявить о дискриминации, ему придется доказать свое право на доплату.

Что делать работнику, узнавшему, что его зарплата ниже, чем у коллеги?

1. Следует разобраться, за счет чего формируется разница в оплате. Трудовой кодекс не запрещает работодателю платить разную зарплату сотрудникам, занимающим одинаковые должности, если эта разница – результат премирования или доплат, которые зависят от особенностей работника или результатов его труда. Разные оклады или разный набор доплат и надбавок при одних и тех же показателях – вот где основание ставить вопрос о дискриминации.

В качестве базы для сравнения следует держать в голове три позиции: квалификация, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда. Если после сравнения по всем трем пунктам выяснится, что работа выполняется наравне, а зарплата разная, – это повод для обращения к работодателю.

2. Обращаться к работодателю следует письменно – в виде запроса. В нем просите дать ответ на вопрос о разнице заработных плат. Поскольку суды при рассмотрении дел обращают внимание на то, заявлял ли работник свое несогласие с этим, то запрос следует зарегистрировать – на своем экземпляре нужно попросить поставить входящий номер и дату. Обратиться очно будет нельзя – направляйте запрос по почте, сохраняя опись вложения в письмо.

3. Если ответ на обращение не устроит или ответа не последует – будет повод обратиться в суд. Обращаться ли до суда к работодателю снова, но уже с требованием об изменении условия трудового договора – решать вам, закон этого не требует.

Нужно иметь в виду, что добиться изменения условия трудового договора об оплате и взыскать денежные средства в виде разницы в зарплатах очень сложно. Ведение такого дела без помощи юриста может резко уменьшить шансы на успех. Поэтому рекомендуется обратиться к специалисту.

И не затягивайте с иском в суд, чтобы не пропустить сроки, которые отводятся на защиту трудовых прав.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2018 г. № 14-1/10/В-891 О среднемесячном доходе от трудовой деятельности по субъектам РФ


Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2018 г. № 14-1/10/В-891 О среднемесячном доходе от трудовой деятельности по субъектам РФ

С января 2018 г. необходимо обеспечить выполнение показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761, от 28 декабря 2012 г. № 1688 (далее - указы Президента Российской Федерации) в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников.

Федеральными органами исполнительной власти должно быть обеспечено доведение в среднем по субъектам Российской Федерации соотношения средней заработной платы:

- педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до 100% к средней заработной плате в общем образовании в соответствующих субъектах Российской Федерации (прогноз Минобрнауки России);

- педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до 100% к средней заработной плате учителей в соответствующих субъектах Российской Федерации;

- педагогических работников общего образования, образовательных медицинских организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования, работников учреждений культуры, социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала до 100% и преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования, научных сотрудников, врачей до 200% к прогнозному значению среднемесячной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в соответствующих субъектах Российской Федерации на 2018 год (далее - отдельные категории работников).

Определение соотношения средней заработной платы работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации в 2018 году осуществляется путем деления средней заработной платы отдельной категории работников на прогнозные данные среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующему субъекту Российской Федерации в 2018 году согласно письму Минэкономразвития России от 8 декабря 2017 г. № 35205-СШ/Д14и-дсп.

В случае необходимости уточнения прогноза по среднемесячному доходу от трудовой деятельности следует обращаться в Минэкономразвития России.

Оценка соотношения средней заработной платы работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации в 2018 году проводится на основании данных Росстата о среднемесячной заработной плате за январь, январь-февраль, январь-март и т.д. в соответствии с пунктом 1.30.23 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р.

Федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить контроль за достижением показателей выполнения указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников до представления федеральными государственными учреждениями информации о численности и начисленной заработной плате отдельных категорий работников в территориальные органы Росстата, а также оперативное принятие мер в случае недостижения указанных показателей.

Кроме того, просим обеспечить своевременность, полноту и достоверность представляемой учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, информации о начисленной заработной плате отдельных категорий работников в территориальные органы Росстата с учетом срока публикации данных о заработной плате за январь 2018 г. - 26 февраля 2018 г., январь-февраль 2018 г.- 26 марта 2018 г., а также постоянное вза имодействие с Росстатом и его территориальными органами.

Обращаем внимание на необходимость взаимодействия и координации достижения показателей заработной платы в федеральных государственных учреждениях и государственных (муниципальных) учреждениях субъектов Российской Федерации, имея в виду, что оценка соотношения средней заработной платы работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности осуществляется в целом по субъекту Российской Федерации.

Министр М.А. Топилин

Среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации (базовый вариант, 2018 г.)

Субъекты Российской Федерации Среднемесячный доход от трудовой деятельности, руб.
1 2
Российская Федерация 37 800
Центральный федеральный округ
Белгородская область* 27 547
Брянская область 23 210
Владимирская область 26 185
Воронежская область 27 147
Ивановская область* 21 626
Калужская область 30 823
Костромская область 22 280
Курская область 26 101
Липецкая область 26 929
Московская область 43 777
Орловская область 23 945
Рязанская область 27 409
Смоленская область 24 700
Тамбовская область 23 380
Тверская область 25 200
Тульская область* 28 858
Ярославская область 28 723
г. Москва 67 918
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 32 000
Республика Коми 42 550
Ненецкий автономный округ 74 036
Архангельская область без Ненецкого автономного округа 38 131
Вологодская область 29 543
Калининградская область 30125
Ленинградская область 37 300
Мурманская область 49 300
Новгородская область 27 916
Псковская область 23 156
г. Санкт-Петербург 49 346
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 22 686
Республика Калмыкия 21 551
Республика Крым 24 400
Краснодарский край 28 155
Астраханская область* 25 905
Волгоградская область 26 054
Ростовская область** 26 412
г. Севастополь 26 700
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 20 203
Республика Ингушетия*** 20 790
Кабардино-Балкарская Республика* 20 129
Карачаево-Черкесская Республика 21 433
Республика Северная Осетия - Алания 22 030
Чеченская Республика 20 836
Ставропольский край 24 170
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 29 332
Республика Марий Эл 23 524
Республика Мордовия 23 547
Республика Татарстан 30 614
Удмуртская Республика 27 877
Чувашская Республика 24 040
Пермский край 29 783
Кировская область 22 881
Нижегородская область 28 951
Оренбургская область 26 524
Пензенская область 25 826
Самарская область 28 950
Саратовская область 23 400
Ульяновская область 24 557
Уральский федеральный округ
Курганская область 23 837
Свердловская область*** 32 183
Ханты-Мансийский автономный округ 63 403
Ямало-Ненецкий автономный округ 87 342
Тюменская область без автономных округов 41 429
Челябинская область 30 609
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 24 013
Республика Бурятия 29 396
Республика Тыва* 28 828
Республика Хакасия 30 788
Алтайский край 22 813
Забайкальский край* 31 822
Красноярский край 38 400
Иркутская область 36 150
Кемеровская область 30 532
Новосибирская область 31 253
Омская область* 27 883
Томская область 36 297
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 59 844
Камчатский край 60 780
Приморский край 35 238
Хабаровский край 41 695
Амурская область 33 834
Магаданская область* 68 359
Сахалинская область 63 327
Еврейская автономная область 32 341
Чукотский автономный округ 88 714

* Региональный прогноз на 2017 и 2018 годы скорректирован Минэкономразвития России исходя из динамики заработной платы в субъекте за 9 месяцев 2017 г. и прироста в 2018 году на уровне 5 процентов.

** Региональный прогноз на 2017 год скорректирован Минэкономразвития России исходя из динамики заработной платы в субъекте за 9 месяцев 2017 года.

*** Региональный прогноз на 2018 год скорректирован Минэкономразвития России исходя из прироста в 2018 году на уровне 5 процентов.

Обзор документа

Сообщается, что с января 2018 г. необходимо обеспечить выполнение показателей, установленных майскими указами Президента РФ в части повышения средней зарплаты отдельных категорий работников.

Так, должно быть обеспечено доведение в среднем по регионам соотношения средней зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до 100% к средней зарплате в общем образовании в соответствующих субъектах Федерации; педагогических работников учреждений допобразования детей до 100% к средней зарплате учителей. Речь также идет о врачах, соцработниках.

Соотношение средней зарплаты работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по региону в 2018 г. определяется путем деления средней зарплаты отдельной категории работников на прогнозные данные среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующему региону.

Оценка соотношения проводится на основании данных Росстата о среднемесячной зарплате за январь, январь-февраль, январь-март и т. д.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Средняя заработная плата в России в 2021 году за январь составила 49 516 рублей. Она представляет собой экономический показатель, который отражает начисленную заработную плату, приходящуюся на одного работника. Данный показатель может рассчитываться как по одному предприятию, так и по стране в целом. Формула для расчета средней заработной платы:

СЗП=фонд заработной платы/среднесписочную численность работников

Однако прежде всего нужно знать как рассчитывается сама заработная плата. При приеме на работу оговаривается должностной оклад, который прописан в договоре, но итоговая цифра зависит от множества других факторов:

  • из номинальной зарплаты работника высчитываются налоги;
  • при наличии таковых из средств работника высчитываются алименты, стоимость форменной одежды, питание и т.д.;
  • мотивация – дополнительные надбавки, премии и коэффициенты.

Таким образом, в зависимости от ситуации, заработная плата может быть как выше, так и ниже должностного оклада.

Статистика по средней заработной плате в России за 15 лет

Все официальные сведения, представленные Росстатом, даются в российских рублях, поэтому нужно принимать во внимание уровень девальвации национальной валюты. Исчисление производится в российских рублях, и в графике представлен рост заработной платы по годам.

По графику видно, что по годам средняя заработная плата, исчисленная в национальной валюте, растет. В 2017 году она составила 39 144 рубля до вычета налогов. В 2019 году данный показатель вырос до отметки в 47 468 рублей. В первом полугодии 2020 года средняя заработная плата по России составила 32 337 рублей, что демонстрирует снижение заработной платы на фоне пандемии коронавируса.

Министерство экономического развития сделало прогноз, исходя из которого, можно сделать вывод, что средняя заработная плата в России в 2021 году продолжит расти. Уровень инфляции продолжит сохранение достаточно низкого уровня. С целью улучшения благосостояния пенсионеров, будут проводиться индексации пенсионных выплат.

Средний уровень в зарплате в долларовом эквиваленте в 2021 году составил 649 долларов (по курсу доллара на момент редакции).

Средняя заработная плата по регионам России

В России насчитывается 85 субъектов федерации, и средние значения зарплат в них очень разнятся. Приведем регионы с самыми высокими и самыми низкими значениями.

Высокие, в рублях, в скобках указана основа экономики:

  • Чукотский автономный округ – 120 214 (горнодобывающая промышленность: бурый, каменный уголь, золото, серебро);
  • Ямало-Ненецкий автономный округ – 107 511 (добыча нефти и газа);
  • Магаданская область – 97 724 (добыча полезных ископаемых: золото, серебро, олово, вольфрам);
  • Сахалинская область – 96 935 (добыча нефти и газа, рыболовство);
  • Ненецкий автономный округ – 93 699 (сельское хозяйство);
  • Москва – 93 059 (центр финансовой деятельности страны);
  • Камчатский край – 82 457 (рыболовство, сельское хозяйство, добыча нефти и газа);
  • Тюменская область – 73 556 (добыча полезных ископаемых, нефтегазовая промышленность, перерабатывающая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность)
  • Республика Саха (Якутия) – 73 551 (добыча полезных ископаемых: алмазы, золото, нефть, газ);
  • Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 72 687 (второе место по экономике России после Москвы, в округе добывается 60% российской нефти);
  • Мурманская область – 69 019 (добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство);
  • Санкт-Петербург – 66 078 (обрабатывающая промышленность, торговля, туризм).

Кредит наличными на любые цели

Низкие, в рублях, в скобках указана основа экономики:

  • Ивановская область – 27 241 (машиностроение, промышленность);
  • Чеченская Республика – 28 258 (промышленность, лесозаготовка)
  • Республика Дагестан – 28 731 (сельское хозяйство).
  • Алтайский край – 28 821 (сельское хозяйство, промышленность, торговля);
  • Карачаево-Черкесская Республика – 28 936 (сельское хозяйство, промышленность);
  • Кабардино-Балкарская Республика – 28 987 (сельское хозяйство, животноводство, лесозаготовка);

Рынок труда России

Рынок труда также претерпевает значительные изменения. Всеобщая глобализация, автоматизация и другие процессы, связанные с технологическим процессом в перспективе скажутся и на российском рынке. Зарубежные аналитики говорят о том, что скоро исчезнут малоквалифицированные профессии. Естественно на огромных просторах Российской федерации это будет происходить крайне медленно, к тому же о кардинальных переменах можно будет говорить только через пару десятков лет, когда вырастет полноценное поколение, привыкшее и быстро адаптирующееся под запросы мирового рынка и трендов. Молодым специалистам и тем кто только начинает думать о выборе профессии необходимо помнить о том, что сейчас очень важна квалификация, и такая тенденция сохранится в будущем.

Кредит наличными

Также важно понимать значение показателя уровня средней заработной платы, так как благодаря ему оценивают состояние региона с экономической точки зрения, а отраслевой анализ позволяет выявить проблемные места в экономике.

like

41

smile

31

normal

4

sad

15

dislike

107

Читайте также: