Особенности воспитательной работы с осужденными в японии

Обновлено: 25.05.2024

(англ. educational work with convicted persons) - в РФ осуществляемая в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ деятельность, направленная на исправление лиц, осужденных к лишению свободы, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Правила В.в. с о. и иные меры воспитательного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы, установлены в гл. 15 УИК РФ*.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. В.р. с о. проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. В.р. с о. организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации В.р. с о. в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ (Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях** утверждены постановлением Правительства РФ от 2.08.1997 г. № 974).

В.р. с о. военнослужащими проводит командование дисциплинарной воинской части. Командиры воинских частей, из которых прибыли осужденные военнослужащие, обязаны поддерживать постоянную связь с командиром дисциплинарной воинской части, интересоваться поведением бывших подчиненных и оказывать содействие в их исправлении. Органы местного самоуправления и общественные объединения оказывают помощь командованию дисциплинарной воинской части в проведении В.р. с о. военнослужащими.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Воспитательная работа с осужденными" в других словарях:

Воспитательная работа с осужденными — (англ. educational work with convicted persons) в РФ осуществляемая в соответствии с требованиями уголовно исполнительного законодательства РФ деятельность, направленная на исправление лиц, осужденных к лишению свободы, формирование у осужденных… … Энциклопедия права

Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных — В Уголовно исполнительном кодексе РФ (1996) в ст.9 записано, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение… … Энциклопедия современной юридической психологии

осужденный — по уголовно исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание. Права О. ограничены (максимально при лишении свободы). Напр., упрощается процедура развода с ним… … Большой юридический словарь

Осужденный — (англ. convicted person) в законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве любой обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор. В уголовно исполнительном … Энциклопедия права

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права, трансфомированная в 90 е гг. из исправительно трудового права, предметом регулирования которого традиционно являлись порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с применением к… … Энциклопедия юриста

Адаптации осужденных психология — Проявляется при вхождении осужденных в новую объективную и субкультурную среду. Переживания, связанные с попаданием и нахождением на царской каторге, ярко раскрыл Ф.М. Достоевский в Записках из мертвого дома . Среди отечественных ученых одним из… … Энциклопедия современной юридической психологии

Ограничение по военной службе — вид уголовного наказания, заключающийся в удержании из денежного довольствия военнослужащего, совершившего преступление, в доход государства и ограничении в повышении в воинском звании. Содержание 1 Ограничение по военной службе в российском… … Википедия

Профессионально-психологическая усталость персонала исправительных учреждений — Временное снижение работоспособности и интереса к профессиональной деятельности сотрудников под влиянием длительного воздействия факторов, обусловленных спецификой деятельности в ИУ. К ним относятся: 1) жесткая правовая (нормативная)… … Энциклопедия современной юридической психологии

Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Андреева, Алла Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Андреева. Андреева, Алла Александровна Алла Андр … Википедия

Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Рис. 9. Основные задачи, направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.




Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы – педагог и воспитатель.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям. Согласно ст. 111 УИК РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний определяется приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79, которым утверждено соответствующее Положение. К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы осужденных отрядов и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, секция трудовой адаптации, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, секция общеобразовательного и профессионального обучения, физкультурно-спортивная секция, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций, их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.

В масштабе учреждения сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных.

Совет коллектива учреждения (отряда) – выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных – организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждается соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. В тоже время члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами.

Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112

УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России. Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников 9-го, 12-го классов, освобождаемых от отбывания наказания за 3 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

По официальным данным ФСИН России, на 1 января 2011 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 66,4 тыс. женщин[132].

Из числа сведений, касающихся социально-демографической характеристики осуждённых женщин необходимо рассмотреть их возраст, семейное положение, образование и род занятий.

Как показала специальная перепись осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей 2009 года, возраст женщин в местах лишения свободы практически не изменился. Более трети осуждённых находятся в возрастном интервале 30-39 лет. В этом возрасте наиболее болезненно проявляется неустроенность личной жизни, неудачи, нередко отсутствие семьи[133].

Семья имеет большое значение в жизни человека. Особую роль играет семья для осуждённой женщины. Во время отбывания наказания от семьи исходит моральная, а иногда и материальная поддержка. Важна роль семьи и после окончания срока наказания для облегчения социальной адаптации освобождённой. Исходя из этого ясно, что семейное положение осуждённых женщин представляет большой интерес для изучения их личности[134].

Около трёх четвертей осуждённых женщин к моменту совершения преступления не состояло в браке. Это значительно больше, чем в прошлые годы. Несмотря в целом на неблагополучное семейное положение осуждённых женщин, обращает на себя внимание интересный факт: в настоящее время распад семьи у осуждённых женщин происходит намного реже[135].

Общеобразовательный уровень является одним из показателей социально-педагогической характеристики осуждённых и имеет весьма существенное значение для воспитательного процесса осуждённых женщин. За последние годы образовательный уровень их снизился. Многие из них отрицательно относятся к обучению в общеобразовательных учреждениях[136].

Для изучения личности осуждённых женщин важное значение имеет их отношение к религии. Религиозное воспитание является одним из направлений воспитательного процесса в ИУ. Оно способствует нравственному становлению личности, формированию отрицательного взгляда на совершённое преступление и отказа в будущем от преступного образа жизни.

Результаты специальной переписи осуждённых 2009 г. позволяют констатировать существенное увеличение количества верующих осуждённых. Если в 1999 г., по данным переписи, неверующими посчитали себя 62,9 % осуждённых, то спустя десять лет их оказалось лишь четверть, причём наибольшая доля приверженцев религии оказалась среди женщин – 84,2 %[138].

Это в значительной степени облегчает взаимодействие ИУ с религиозными организациями, как с представителями Русской православной церкви, так и представителями других религий.

Всякое воздействие, совершённое человеком, в той или иной мере несёт на себе отпечаток его личности. Это особенно касается преступления, в котором проявляются многие черты личности виновного, особенно те, которые привели к преступлению и с которыми в первую очередь нужно бороться.

Сведения, касающиеся преступной деятельности осуждённых, имеют большое значение для организации процесса исправления, в частности, воспитательной работы, труда и режима.

Результаты переписи свидетельствуют о значительном ухудшении характеристик женщин, отбывающих наказание, по такому показателю, как тяжесть совершённого преступления. Несмотря на то, что за десять лет в 2,5 раза сократилась доля лиц, осуждённых за тяжкие преступления, доля осуждённых за особо тяжкие возросла почти в четыре раза и составила 42,0 %. Наибольшее число осуждённых женщин составляют лица, совершившие убийства (20 %), причинившие тяжкий вред здоровью (12,8 %) кражи (16,2 %), грабёж (4,7 %), разбой (по 3,9 %), изнасилования (0,3 %). Треть всех отбывающих лишение свободы женщин осуждены за незаконный оборот наркотиков (33,7 %). Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или психотропных веществ также более характерна для женщин[139].

В характеристике осуждённых женщин важным фактором является количество судимостей. Число судимостей осуждённых женщин характеризует их по степени опасности, отражает интенсивность преступной деятельности, а также говорит об эффективности предыдущих наказаний и успешности ресоциализации после них. У женщин наблюдается более благополучная ситуация с числом судимостей, чем у мужчин. Так, впервые судимые женщины составляют 63,6 %, две судимости имеют 24,8 % женщин.

Говоря о нравственно-психологической характеристике осуждённых женщин, следует отметить, что внутренний мир женщин, осуждённых к лишению свободы, значительно сложнее и тоньше по сравнению с психологией мужчин. По-особому формируется женский коллектив в исправительных учреждениях. Осуждённые женщины легко объединяются в группы в силу ярко выраженной у них потребности общаться. Если для мужчин характерна сдержанность, то женщинам свойственна решительность в оценке действий других женщин-осуждённых.

Среди женщин стихийно возникают конфликты. Они быстро вспыхивают и так же быстро гаснут, поэтому готовящееся негативное мероприятие обычно не является тайной для воспитателя.

Для некоторых женщин характерны состояния фрустрации и депрессии (особенно на начальном периоде пребывания в ИК). Из-за неверия в возможность в будущем жить нормально они теряют надежду создать семью или сохранить имеющуюся, прекращают переписку со знакомыми, друзьями, скрывают место пребывания. За этим следует признание своей обречённости. Вера молодой женщины в перспективу является огромным стимулом в её исправлении. Помочь найти близких сердцу людей, правильно наметить жизненную перспективу – одно из направлений педагогической деятельности[140].

Пристрастие многих осуждённых женщин к алкоголю, наркотикам, курению с большой разрушающей силой действует на их организм. Хотя среди женщин процент алкоголиков и наркоманов меньше, чем среди осуждённых мужчин, но переход от бытового пьянства к алкоголизму и связанный с ним распад личности у женщин наступает гораздо быстрее.

Таким образом, характеристика осуждённых женщин специфична и имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при работе с данной категорией осуждённых.

§ 2. Особенности правового,трудового, нравственного, эстетического воспитания осуждённых женщин

Процесс исправления осуждённых женщин основывается на тех же принципах, с помощью тех же средств, форм и методов, по тем же основным направлениям, характерных для осуждённых мужчин. Однако при организации воспитательной работы необходимо учитывать специфику физиологии и психологии данной категории осуждённых.

При организации правового воспитания следует учитывать, что у многих женщин наблюдается невысокий уровень правового сознания, слабый интерес к правовым вопросам. Правовые занятия необходимо проводить с использованием технических и наглядных средств, уделяя внимание не только содержанию, но и эмоциональной стороне.

Продуктивность трудового воспитания во многом зависит от эстетики производства. Созданию хорошего трудового и эмоционального настроя способствуют: чистота помещений, красиво оформленные стенды, оптимальное освещение и др. Организация работы, направленной на эстетическое воспитание женщин, формирует у осуждённых правильные представления о труде как нравственной категории.

Осуществляя нравственное, эстетическое воспитание, полезно опираться на материнские и родительские чувства осуждённых. При внешнем безразличии почти в каждой женщине-осуждённой скрыта тоска по детям, мужу, несложившейся семье. Ответная реакция на педагогическое воздействие со стороны воспитателей мгновенна, если оно касается материнских чувств. Воспитание родительского, дочернего долга – особенность, которая придаёт специфическое содержание всей воспитательной работе с осуждёнными женщинами.

Многие осуждённые имеют матерей и детей, по-разному к ним относятся. Одни любят и помогают им материально, другие не испытывают никаких чувств. Трудность представляет воспитание этих качеств у молодых женщин, разочаровавшихся в своих матерях, безответным и равнодушным к ним. В работе с этими осуждёнными необходимы такт, терпение, настойчивость. Если не удаётся восстановить добрые дочерние чувства (мать этого явно недостойна), необходимо избрать другую форму воздействия: не будь такой как твоя мать[141].

Для воспитания материнского чувства особое внимание уделяют женщинам, родившим детей в колонии. Известно, что осуждённым женщинам, имеющим грудных детей, предоставляется возможность кормления и ухода за ними в условиях дома ребёнка. Согласно ст. 100 УИК РФ в домах ребёнка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осуждённые женщины могут помещать в дома ребёнка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трёх лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми[142].

Однако, с другой стороны, педагогический процесс с этой категорией лиц несколько осложняется. Как правило, абсолютное подчинение женщиной-матерью распорядку дня делает поведение большинства из них конфликтным. Иногда они отказываются от общественных поручений, ссылаясь на материнские обязанности, хотя некоторые из них только на словах верны материнским чувствам.

Спецификой работы с этой категорией лиц является разъяснение им прав и обязанностей, формирование у них материнских чувств.

Наличие семьи у осуждённой прямо сказывается на её поведении в колонии, на стремлении выйти досрочно на свободу. Естественное стремление женщин к поддержанию порядка, чистоты, наведению уюта, желание красиво выглядеть налагает свой отпечаток на организацию их эстетического и нравственного воспитания, делает этот процесс более результативным. Уверенность в своей семье, переписка и свидания делают семейных женщин педагогически благоприятными.

Говоря об особенностях воспитательной работы с осуждёнными женщинами, следует подчеркнуть, что в процессе воспитательной работы к ним применимы все общие методы, средства и формы. Вся воспитательная работа, осуществляемая в женских ИК, должна строиться в соответствии с принципами пенитенциарной педагогики.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения: обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.

Исправление осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных.

Член совета воспитателей выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности осужденного и ее элементы. Он организует его деятельность, влияет на процесс воспитания у него убежденности, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.

Обратная информация, поступающая к члену совета воспитателей от осужденного, на основании изменений его ответственности позволяет предвидеть конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений осужденных.

Педагогические исследования (И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что член совета воспитателей только тогда может успешно руководить процессом формирования личности, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения, результат деятельности осужденных. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности члена совета воспитателей и осужденного должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие члену совета воспитателей. Они бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и т. п. Это приводит, как правило, к нарушению контактов между членом совета воспитателей и осужденными, к рассогласованию этой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.

Налаживание правильных взаимоотношений с осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных. Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, так как деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

1. Стурова М. И. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспект). М, 2001.

2. Волошина Л. А. Нарушения нравственных норм как фактор насильственных преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40 - М., 2004. 28 с.

3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004, 399 с.

Читайте также: