Особенности воспитательной работы с осужденными в норвегии

Обновлено: 17.05.2024

В статье показаны особенности психологической работы с осужденными наркоманами. Показаны методы воспитательного воздействия на эту категорию осужденных.

Похожие материалы

Одним из основных условий эффективности психологической и воспитательной работы в отношении этой категории осужденных является комплексный подход [2, 3, 4, 13, 14, 15]. При этом следует учитывать не только разнообразие методов и средств (терапевтических, психиатрических, психолого-педагогических, правовых), применяемых к данным осужденным, но и сочетание различных видов деятельности при организации и регулировании лечебно-воспитательного процесса [1, 5, 6, 7, 8, 9, 16].

Для осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, характерна фиксированность на своем психическом и особенно соматическом состоянии, поэтому необходимо правильно использовать эту фиксированность на своих проблемах с тем, чтобы преодолеть оказываемое сопротивление [11, 11, 12, 17, 18, 19, 24, 25].

Чтобы убедить осужденного, склонного к употреблению наркотических веществ, действовать в нужном направлении, необходимо влияние на них силой положительного примера. Большое впечатление может производить осужденный, успешно прошедший курс лечения, с продолжительной ремиссией, положительным поведением, пользующийся авторитетом среди осужденных [20, 21].

Значительную часть наркоманов составляют осужденные, которые приобщились к наркотикам, как к одному из атрибутов образа жизни преступников [22, 23]. Они характеризуются стойкой системой антиобщественных взглядов и представлений. Их асоциальная установка относится к числу трудно изменяемых, а общепринятые средства индивидуального воздействия малоэффективны. Воспитательную работу с ними следует поручать наиболее подготовленным сотрудникам, имеющим достаточно большой практический и жизненный опыт. Воздействию в основном должны подвергаться направленность и отношение к социальным нормам, правилам поведения.

Осторожно следует прибегать к наиболее строгим видам наказания и, в первую очередь, водворению в штрафной изолятор или переводу в помещение камерного типа. В каждом случае необходима консультация психиатра-нарколога и психолога. Необдуманность при применении этих мер может привести к нежелательным результатам, еще более глубокой деформации социальной позиции личности. Кроме того, частое и иногда неоправданное ужесточение ограничений в условиях изоляции чревато отрицательными последствиями для психики и, более того, обесценивает значение указанных мер.

Целесообразно для работы с указанными лицами руководствоваться рекомендациями, разработанными специалистами межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Самарской области [26]: их следует привлекать исключительно к деятельности в коллективе; не поручать им особо ответственные и срочные задания; обеспечить им постепенное увеличение физических нагрузок; отмечать положительное в работе, успехи и хвалить за них; проверять ход адаптации к выполнению срока отбывания и коррекции поведения; выяснять наличие межличностных конфликтов, оказывать помощь в их преодолении; учитывать психологические особенности этого контингента осужденных (повышенный уровень тревожности, слабый самоконтроль, пониженная стрессоустойчивость, уходы в себя, трудности в установлении межличностных контактов).

Основными задачами пенитенциарного психолога в работе с наркозависимыми осужденными являются: помощь в осознании осужденными ответственности за свое состояние; создание установки на восстановление позитивных социальных связей; развитие рефлексивного компонента личности (анализ собственного жизненного пути) и формирование конструктивного отношения к своему прошлому; формирование мотивации достижений, навыка постановки и достижения конструктивных целей; закрепление доверия к себе в результате достижения поставленных целей (переживание избытка возможностей); снятие страха трудностей, формирование отношения к психологическому напряжению как необходимому условию собственного развития [27].

Список литературы

В уголовно-исполнительной системе Швейцарской Конфедерации отбывают наказание 6084 взрослых осужденных и около 1200 несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних с 2001 года наступает с 10 лет, до 2001 года наступала с 7 лет. Всего 114 учреждений с лимитом наполнения 6683. Лимит наполнения рассчитывается: 87 мест на 100 000 жителей Кантона. Фактически содержится 80 человек на 100 000 жителей. Иностранных граждан 70,2 %, женщин – 6,1 %. В отдельных учреждениях более 80 % иностранцев. Больше иностранцев в учреждениях закрытого типа.

учреждения с полуоткрытым режимом – небольшие сроки наказания, осужденные могут продолжать работать на своем рабочем месте, но на ночь обязаны приходить в учреждение;

специализированные центры для психиатрически больных, осужденных с зависимостями, для несовершеннолетних и молодых взрослых.

30 учреждений для исполнения уголовных наказаний и превентивных мер на 3000 мест, 85 следственных изоляторов, 2 учреждения с лимитом наполнения более 300 мест.

уголовное наказание должно способствовать ресоциализации заключенных, в особенности развивать их способности не совершать правонарушения;

С 2007 года в Швейцарской Конфедерации действует отдельный Закон об учреждениях для несовершеннолетних. На первом плане в этих учреждениях – защита и воспитание несовершеннолетних. При вынесении приговора Ювенальный судья обращает внимание не на характер совершенного преступления, а на личностные особенности несовершеннолетнего, на профилактику рецидива преступления. Лишение свободы несовершеннолетнего – крайняя мера. Место отбывания наказания определяет судья, вместе с этим назначаются психотерапевтические программы, обязательные для прохождения. При условии прохождения назначенных программ комиссия рассматривает возможность досрочного освобождения. Сроки, назначаемые для отбывания наказания несовершеннолетним, – от 1 до 4 лет. Максимальные сроки назначаются для больных психиатрическими заболеваниями. Главной задачей содержания психиатрически больных является не исполнение уголовных наказаний, а обеспечение условий изоляции.

90 % учреждений для несовершеннолетних и молодых взрослых по поручению Канкордата находятся в частных руках и датируются из Федерального бюджета.

Особенностью Центра применения воспитательных мер в Уитиконе является применение конфронтационной педагогики (педагогика столкновений).

В Центре содержатся несовершеннолетние с 16 лет (сроки от 1 до 4 лет) и молодые взрослые до 25 лет (сроки от 4 до 6 лет). Осужденные размещаются в 3 отделениях: закрытом, полуоткрытом и в открытом. В Центре 64 места для осужденных и 85 человек персонала.

Основные задачи Центра: развитие личности, проведение терапии, школьное образование, профессиональное обучение.

Основной принцип Центра – Мы уважаем тебя как Личность, но твое деяние не заслуживает уважения и наказывается.

Успех конфронтационной педагогики – не внешняя вежливость, а ответственность за свои действия, за себя.

В закрытом отделении осужденные проживают по 1 человеку в комнате.





Рис. 1. Комната осужденного

Значительное внимание уделяется в Центре физическому развитию несовершеннолетних и молодых взрослых, отбывающих наказание. Оборудованы тренажерные классы и залы для занятий игровыми видами спорта.



Рис. 2. Классы для занятий спортом

Осужденные формируются в группы по 4–6 человек, работают с группой 2 социальных педагога. Занятия направлены на осознание: почему осужденный содержится в закрытом отделении, почему ему назначено именно это наказание. Через 3–4 месяца проводится повторное заседание комиссии, которая рассматривает возможность перевода в полуоткрытое отделение. Весь персонал информируется о проводимых мероприятиях, осужденный присутствует на заседаниях комиссий, где зачитывается его психологическая характеристика, рассматривается его поведение и оговариваются условия перевода или продолжение содержания на прежнем режиме. Работа в тренинговых группах заканчивается экзаменом, на котором осужденный должен показать, как он может избегать и противостоять рискам совершения повторных преступлений. Далее переход в открытое отделение на аналогичных условиях и подготовка к освобождению. Следующий этап – окончательное собеседование с директором Центра и прощание.

Наказания, применяемые в Центре: до 5 суток изолятора, арест в комнате до 48 часов, лишение выхода на ночь к родственникам за пределы Центра.

Санитарные нормы на 1 осужденного – 11,5 м 2 жилой площади + отдельный санузел. В комнате на 2 осужденных не менее 16 м 2 жилой площади.

Все осужденные заняты обучением в школе, работой на производстве и в творческих мастерских. Основные специальности на производстве –металлообработка, деревообработка, изготовление мебели, садоводство, виноградарство, флористика.




Рис. 3. Производственный мастерские

Молодежный Центр воспитательных мер в Калхрайне специализируется на сельскохозяйственных работах: животноводство, земледелие, садоводство, виноградарство, флористика, металлообработка, деревообработка, участок автосервиса. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей.



Рис. 4. Творческие мастерские

В Центре 59 мест для осужденных и 69 сотрудников, содержатся осужденные 17–25 лет. Состав осужденных многонациональный, много мусульман с Балкан. В год 30–40 осужденных убегают из Центра, 1/3 возвращаются самостоятельно, остальных разыскивает полиция. Принцип Центра – деэскалация – снятие напряжения, отношения строятся на доверии. Только визуальное наблюдение, нет камер видеонаблюдения.

Санитарная норма на одного осужденного 12 м 2 . В закрытом отделении осужденные содержатся по одному в комнате, в полуоткрытом по 1, 2, 3 человека в комнате, в открытом отделении по одному.

Основная задача при назначении меры воздействия – профессиональная ориентация и профессиональное обучение. При поступлении в учреждение осужденные от 2 до 6 месяцев содержатся в карантине. В это время определяются психотерапевтические программы, обязательные для прохождения, меры воздействия, направленность профессионального обучения. Предприятия, на которых обучаются осужденные, являются самостоятельными предприятиями с годовой прибылью 3–3,5млн. франков, сами размещают заказы, продают свою продукцию. Одно предприятие – 110 га – сельскохозяйственное предприятие. Все осужденные обязаны 6–7 недель отработать в сельском хозяйстве, даже если профориентация говорит о другой направленности обучения. В учреждении 13 программ профессионального обучения: металлообработка, деревообработка, изготовление мебели, виноградарство, автосервис, малярные и творческие мастерские. Есть виноградники, лицензированы две торговые марки вина.

Наказание, которое применяется в Центре, – до 7 суток изолятора. Если необходимо – содержание более 7 суток.

Зарплата персонала 5–6,5 тысяч франков в месяц. В конце года дополнительная зарплата в зависимости от прибыли и от вклада каждого сотрудника в производство.

В закрытом отделении завтраки, обеды и ужины привозят с кухни, в полуоткрытом и открытом отделениях готовят сами осужденные, продукты покупают на свои деньги. С кухни обеды возят в школу поселка – прибыль 300 тысяч франков в год.

В первый год обучения на производстве зарплата осужденного составляет 300 франков в месяц, во второй – 500 франков, в третий-четвертый годы 800–850 франков. Три года обучения – специальное профессиональное образование, четыре – полное профессиональное. Все оборудование предприятий в собственности Центра.

Первый отпуск может быть предоставлен после трех месяцев хорошего поведения в карантине. Телефонные переговоры предоставляются осужденным по стационарному телефону без ограничений.

8 часов в сутки осужденные заняты обучением в школе или на производстве. В остальное время занимаются в творческих мастерских, принимают участие в воспитательных или психотерапевтических программах.

Осужденные находятся в учреждении от 2,5 до 3,5 лет, возраст осужденных 15–22 года. Проживание в жилых группах по 10 человек (1 дом). С 23 00 до 6 00 дом закрывается. Размещение производится по мере освобождения мест в группе, социальные и личностные факторы не учитываются. Содержание одного воспитанника в учреждении стоит 400 франков в день. Отбывают наказание только немецко-говорящие воспитанники. Основная задача учреждения – социальная и профессиональная реинтеграция, создание мотивации на обучение и самообслуживание в повседневной жизни. Наличие мотивации на получение определенной профессии – основной фактор для ювенального судьи при решении вопроса выбора учреждения для отбывания наказания конкретного несовершеннолетнего. Минимальный испытательный срок – адаптация к условиям учреждения – 2 недели с момента поступления в учреждение. Пробный период на производстве – оценка профессиональных навыков и способности к обучению определенным специальностям – 3 месяца. Далее комиссионно сотрудники учреждения и ювенальный судья принимают решение в присутствии несовершеннолетнего. Личное дело открыто и с ним могут познакомиться родственники осужденного и сам несовершеннолетний в присутствии сотрудников учреждения. После испытательного срока наступает фаза профориентации, которая длится до одного года, когда осужденный может поменять выбранную профессию. Профессиональное обучение длится от 2 до 4 лет. Если на момент освобождения профессиональное обучение не завершено, срок пребывания в Центре продлевается. 4 социальных педагога закрепляются за конкретной группой проживания. В учреждении имеется один штатный психолог, который приглашается по мере необходимости. Психологическое сопровождение персонала не предусмотрено. При необходимости получения психиатрической помощи осужденный направляется к психиатру за пределами учреждения.

Действует ступенчатая система проживания.

1-я ступень – проживание в жилых группах по два человека в комнате.

2-я – проживание по одному в миниквартире, но в том же доме.

3-я – Центр снимает квартиру для проживания осужденных в городе под контролем своих сотрудников.

Перевод на следующую ступень – поощрение, нет жесткого срока для прохождения ступеней. Перевод зависит от уровня самостоятельности осужденного.

Производственные специальности: малярная мастерская, металлообработка, деревообработка, повар-кондитер, ландшафтный архитектор, садовник-цветовод, флорист. Директор предприятия – он же мастер производственного обучения, сам размещает заказы, сам закупает материал, сам считает прибыль.



Рис. 5. Оборудование производственных мастерских

Зарплата социальных педагогов и мастеров выше, чем в гражданских учреждениях. Отбор персонала осуществляется на конкурсной основе.

Во время визита в Швейцарскую Конфедерацию состоялось короткое профессиональное общение с психологом Марион Декос и психиатром Корнелией Бесслер.

У всех психологов, работающих в пенитенциарной системе Швейцарии, образование – клинический психолог. Марион Декос использует в своей работе современный психоанализ, когнитивную терапию и семейную системную психотерапию. Психологам запрещено использовать более трех психотерапевтических техник, по которым имеются сертификаты. Программы, по которым работают психологи, назначаются к обязательному прохождению ювенальным судьей.

На основе (взята модель воспитательного центра Уитикон) изучения опыта работы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в Швейцарской Конфедерации во ФСИН России разработана модель воспитательного центра, которая в настоящее время проходит апробацию в УИС пяти регионов .

В настоящее время изменена нагрузка на психологов, работающих с несовершеннолетними воспитанниками, со 100 до 16–30 несовершеннолетних на одного психолога. Введены и комплектуются дополнительные должности, за каждым психологом закрепляется один сектор – 16 человек. Несовершеннолетние будут проживать в комнатах по четыре человека. За каждым сектором закрепляются социальные педагоги и социальные работники. В настоящее время создаются специальные программы психологического сопровождения, которые планируются для обязательного прохождения. В учреждениях проходит этап строительства и капитального ремонта помещений в соответствии с новыми требованиями.

В воспитательной работе с осужденными женщинами, как показывает практика, необходимо использовать как общие принципы, средства, формы и методы педагогического воздействия, так и специфические, обусловленные особенностями их поведения, личностными характеристиками, условиями, в которых отбывают наказание женщины.

Большое значение в женских колониях имеет трудовое воспитание. Характерные виды производства в ИК для женщин требуют выполнения мелких операций, точности, синхронности в работе рук (как правило, это швейное производство).

В женских колониях осужденные не только осваивают профессию швеи-мотористки, но и участвуют в работе кружков и курсов кройки и шитья, вязания, делопроизводства. Такое обучение имеет большое значение для их будущей жизни, поскольку не все они после освобождения из колонии смогут работать на швейном производстве. Кроме того, эти профессии способствуют появлению у осужденных жизненных перспектив, планов, что не может не повлиять на исправление их личности.

Эффективность процесса исправления осужденных женщин в ходе трудовой деятельности зависит не только от содержания производственных процессов, но и от других условий, например от эстетики производства. Чистота в помещениях, красиво оформленные стенды, цветы, внешняя опрятность работниц, соответствующая окраска стен и механизмов, оптимальное освещение способствуют созданию соответствующего эмоционального настроя, положительных взаимоотношений осужденных. Этой же цели служат конкурсы на лучшее оборудование цеха, спальных помещений, рабочих мест, классных комнат. Все это помогает развитию хорошего вкуса, правильных взглядов на стиль взаимоотношений, манеру поведения, умения адекватно реагировать на замечания старших и сверстников, проявлять уважение к окружающим.

Важную роль в воспитательном процессе осужденных женщин в современных условиях приобретает половое воспитание, которое включает в себя:

  • анализ и оценку преступлений, связанных с половыми правонарушениями, а также разъяснение правовых норм, устанавливаемых государством в этой области;
  • выявление осужденных, склонных к половым извращениям, и усиление контроля за их поведением и деятельностью;
  • разложение малых групп, образовавшихся на почве лесбийской любви;
  • изоляцию и привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, занимающихся половыми извращениями;
  • усиление разъяснительной работы о вреде половых извращений для здоровья, нравственности женщин;
  • переключение мыслей и энергии осужденных на нравственные проблемы;
  • организацию активного и содержательного отдыха в коллективе, заполнение свободного времени осужденных общественно полезными делами и мероприятиями;
  • привитие им понятия о правильных взаимоотношениях с представителями противоположного пола.

Особая забота воспитателей – религиозное воспитание осужденных женщин. Среди осужденных женщин больше, чем среди осужденных мужчин, лиц, подверженных влиянию религии. Все явления жизни и даже свои личные поступки они часто связывают с волей Бога, верят в приметы, вещие сны, гадания и предсказания. Встречаются среди женщин и сектантки, дошедшие в своем религиозном фанатизме до преступления. Значительная часть осужденных хотя и не верят в Бога, но придерживаются религиозных обрядов, увлекаясь эмоциональной и эстетической стороной их отправления. К религиозному воспитанию привлекаются священнослужители, которые проповедуют нравственно-религиозные принципы.

Важный показатель эффективности процесса ресоциализации осужденных женщин – их общественная активность, в частности участие в работе самостоятельных организаций. Практика свидетельствует о том, что этот показатель у осужденных женщин выше, чем у осужденных мужчин.

Общественная активность осужденных женского пола позволяет разнообразить содержание воспитательных мероприятий в коллективе, дает возможность предоставить большую самостоятельность органам самоуправления, эффективнее организовать процесс ресоциализации осужденных. Повышению эффективности процесса ресоциализации осужденных в колониях для лиц женского пола способствует применение методов аутогенной тренировки, психологического консультирования и других.

Резюме

Женская преступность представляет собой сложное явление, обусловленное социально-экономическими, психофизиологическими и другими детерминантами. Сфера криминальной активности женщин ставит свои проблемы, изучение и решение которых тес но взаимосвязано с профилактикой преступности в целом.

Преступность женщин отражает происходящие в обществе негативные изменения, обнажая пробелы и упущения государственной политики, связанные с деформацией нравственности и морали, изменяя психологию женской части населения. Следовательно, система предупреждения криминогенности женщин должна быть комплексным, непрерывным процессом, учитывающим изменения, происходящие в современном российском обществе, и факторы, влияющие на социальный и семейный статус женщины, ее физическое, духовное и психологическое здоровье.

Ключевые термины и понятия

Психология женщины-преступницы; женщины – профессиональные преступницы; детерминация женской преступности; мотивация преступлений, совершенных женщинами; специфика женской преступности; детерминационный комплекс женской преступности; профилактика женской преступности.

Социальная общность осуждённых имеет устойчивую систему своих традиций, ценностей и норм поведения. Данная общность осуждённых является в значительной мере замкнутым формированием, находящимся в непримиримых отношениях с остальным обществом, а поэтому её неформальные нормы усиленно развиваются, уголовные же традиции более консервативны.

Чем дольше осуждённый находится в местах лишения свободы, чем в большей мере он ассоциирует себя с остальными осуждёнными (в особенности с теми, кто придерживается уголовных традиций), тем значительнее он испытывает давление существующих норм, тем обязательнее он должен с ними считаться[143].

У осуждённых этой категории ярко проявляются черты характера насильников, отсутствие сострадания и способности к сопереживанию, бесчеловечность и равнодушие. Для них характерен завышенный уровень значимости своей личности. Они без сожаления относятся к факту утраты своей свободы, так как считают себя людьми смелыми и решительными. Поэтому зачастую они сопротивляются проводимым воспитательным мероприятиям, пытаются добиться признания особого положения среди других осуждённых, стремятся подчинить их своему влиянию.

Результатом неправильного воспитания в детстве, длительного преступного образа жизни, злоупотребления алкоголем и наркотиками, воздействия отрицательной микросреды и других негативных социальных факторов являются высокая импульсивность, эмоциональность и расторможенность в поведении.

Осуждённые данной категории характеризуются не только неоднократностью судимостей, но и повышенной социально-педагогической запущенностью. По числу судимостей значительную часть составляют лица, дважды приговорённые судами к лишению свободы, несколько меньшую группу составляют осуждённые, имеющие три и более судимостей.

По характеру совершённых преступлений наибольшее число лиц составляют осуждённые за корыстные преступления (разбой, грабёж, мошенничество и т. д.). Около одной трети – это осуждённые за хулиганство, значительная часть – за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилование)[145].

Важно учитывать, что, работая с данной категорией осуждённых, воспитателям необходимо следовать тем же принципам, которые лежат в основе воспитательной деятельности с другими категориями осуждённых. Однако отождествлять методы, средства и формы работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, и другими категориями осуждённых было бы неправильно. Процесс исправления осуждённых этой категории имеет свои особенности, которые предопределяются социально-демографическими, уголовно-правовыми, психолого-педагогическими характеристиками преступников.

Воспитательная работа с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, должна проводиться особо убедительно, гибко и разнообразно по форме и по содержанию.

По сравнению с другими категориями осуждённых к лишению свободы осуждённые, придерживающиеся уголовных традиций, в большей мере подвержены отрицательной установке к труду. Поэтому приобщение особо опасных рецидивистов к труду как одному из основных средств исправления является важным направлением в организации этого процесса. Трудовое воспитание осуждённых должно включать два основных элемента: выработку трудовых навыков и формирование осознанной необходимости трудиться.

В процессе нравственного воспитания необходим дифференцированный и индивидуальный подход, направленный на выявление степени моральной деградации личности, выявление отрицательных и положительных качеств.

В культурно-массовой работе основное внимание сосредоточивается на просмотре и обсуждении художественных, документальных и научно-популярных фильмов.

В колониях особого режима осуществляется строгая изоляция особо опасных рецидивистов по камерам, и коллективные формы воспитательной работы здесь малоэффективны. В связи с этим важнейшей формой исправления осуждённых, придерживающихся уголовных традиций, является индивидуальная работа, в которой необходимо учитывать особенности режима отбывания наказания. С осуждёнными необходимо установить контакты, стремиться выработать у них правильное отношение к условиям режима, помочь им определиться в данной социальной сфере.

Весь комплекс педагогических мер в работе с этой категорией осуждённых должен быть направлен, прежде всего, на предупреждение повторных преступлений с их стороны после освобождения из мест лишения свободы. При этом важно иметь в виду, что в результате неоднократных судимостей и длительных сроков наказания к лишению свободы осуждённые в значительной мере утрачивают полезные социальные связи. Это осложняет решение жилищного вопроса и вопроса трудоустройства. Оказать помощь этим лицам в восстановлении полезных связей, в том числе и с родственниками, в устройстве на работу – значит создать условия для закрепления результатов исправления[146].

Таким образом, эффективность воспитательной работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, зависит от учёта сотрудниками специфики применяемых методов, средств и способов воспитательных воздействий на данную категорию осуждённых.

Читайте также: