Особенности воспитательной работы с осужденными имеющими социально значимые заболевания

Обновлено: 17.05.2024

Одной из наиболее социально язвимой части населения России являются подростки. Организация процесса социальной работы с подростками – труднейшая задача в любых учебно - воспитательных учреждениях, тем более в воспитательных колониях (ВК).

Рассмотрение проблемы социальной работы с несовершеннолетними осужденными и переведенными из воспитательной в исправительную колонию (ИК) требует тщательного изучения социальной среды.

Среда – это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Социальная среда - рассматривается как условие, формирующее личность, то есть субъективно переживаемая человеком объективная реальность.

М.П. Строва выделяет следующее положение, которое нельзя не учитывать при изучении влияния среды на процесс социальной работы с

При организации социальной работы с несовершеннолетними осужденными следует учитывать и еще одну важную проблему – притеснение в их социальной среде [4, с.18].

Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию. [2, с.221].

Деятельность социального работника, при поступлении несовершеннолетнего осужденного в колонию, направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Социальная работа начинается с момента поступления осужденных в карантин и проводится непрерывно до освобождения [3, с.17].

Н. Басова предлагаются решаться с помощью психологических тренингов.

Основные задачи социально - психологического тренинга с осужденными, готовящимися к освобождению:

–создание и коррекция представлений о себе;

–познание других людей, формирование гуманистической обстановки по отношению к ним;

–развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

–прояснение и формирование жизненных планов;

–формирование коммуникативных навыков;

–развитие жизненных умений: устанавливать контакт с людьми, решать вопросы трудового и бытового устройства, разрешать конфликтные ситуации [3, с.19].

При ВК создаются и работают попечительские советы. Попечительский совет оказывает помощь администрации колонии:

–в обеспечении защиты социальных прав и законных интересов осужденных;

–формировании у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного, общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного ровня осужденных;

–становлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями, организациями, укреплении производственно - хозяйственной базы ВК;

–обеспечении трудовой занятости осужденных;

–создании необходимых материально-бытовых условий и медико - санитарного обеспечения осужденных;

–изыскании дополнительной возможности для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости;

–организации шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении;

–трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из ВК [20].

При проведении социальной работы с данной категорией следует большое внимание уделять вовлечению подростков в обучение.

У тех несовершеннолетних осужденных, которые имеют образование, важно развивать интерес к трудовой деятельности.

Трудовая деятельность в исправительном учреждении организуется согласно трудовому законодательству для несовершеннолетних.

Большое внимание необходимо уделять организации свободного времени осуждённых. Социальные работники совместно с учителями школы организуют многочисленные кружки художественной самодеятельности

Немаловажное место в жизни осужденных занимает спорт. Дружеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу имеют большое социальное значение для приучения ведения несовершеннолетними здорового образа жизни. Большое значение имеет для социальной подготовки воспитанников к освобождению применение такого поощрения, как право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей и право посещения мероприятий и сотрудника исправительного учреждения.

Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника. В настоящий праздник превращается для воспитанников проведение родительской конференции:

- дня открытых дверей;

-выезды воспитанников за пределы колонии по итогам трудового соревнования [1, с.72].

Таким образом, проводимая в воспитательных колониях социальная работа направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты, несовершеннолетним осужденным с целью их исправления ресоциализации и возвращения в общество полноценных граждан нашему государству.

Акимов А. Основные права осужденных. М., 2007. с.72

Басов Н Основы социальной работы, М., 2008., с. 221

Ляпустина В.В,. Рекешева Л.Н. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, 2013

Махиборода Н.И. Академия ФСИН России/ Уголовно-исполнительное право 2006, № 2. [ c. 17 ,18,19 ]

Одной из наиболее социально язвимой части населения России являются подростки. Организация процесса социальной работы с подростками – труднейшая задача в любых учебно - воспитательных учреждениях, тем более в воспитательных колониях (ВК).

Рассмотрение проблемы социальной работы с несовершеннолетними осужденными и переведенными из воспитательной в исправительную колонию (ИК) требует тщательного изучения социальной среды.

Среда – это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Социальная среда - рассматривается как условие, формирующее личность, то есть субъективно переживаемая человеком объективная реальность.

М.П. Строва выделяет следующее положение, которое нельзя не учитывать при изучении влияния среды на процесс социальной работы с

При организации социальной работы с несовершеннолетними осужденными следует учитывать и еще одну важную проблему – притеснение в их социальной среде [4, с.18].

Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию. [2, с.221].

Деятельность социального работника, при поступлении несовершеннолетнего осужденного в колонию, направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Социальная работа начинается с момента поступления осужденных в карантин и проводится непрерывно до освобождения [3, с.17].

Н. Басова предлагаются решаться с помощью психологических тренингов.

Основные задачи социально - психологического тренинга с осужденными, готовящимися к освобождению:

–создание и коррекция представлений о себе;

–познание других людей, формирование гуманистической обстановки по отношению к ним;

–развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

–прояснение и формирование жизненных планов;

–формирование коммуникативных навыков;

–развитие жизненных умений: устанавливать контакт с людьми, решать вопросы трудового и бытового устройства, разрешать конфликтные ситуации [3, с.19].

При ВК создаются и работают попечительские советы. Попечительский совет оказывает помощь администрации колонии:

–в обеспечении защиты социальных прав и законных интересов осужденных;

–формировании у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного, общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного ровня осужденных;

–становлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями, организациями, укреплении производственно - хозяйственной базы ВК;

–обеспечении трудовой занятости осужденных;

–создании необходимых материально-бытовых условий и медико - санитарного обеспечения осужденных;

–изыскании дополнительной возможности для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости;

–организации шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении;

–трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из ВК [20].

При проведении социальной работы с данной категорией следует большое внимание уделять вовлечению подростков в обучение.

У тех несовершеннолетних осужденных, которые имеют образование, важно развивать интерес к трудовой деятельности.

Трудовая деятельность в исправительном учреждении организуется согласно трудовому законодательству для несовершеннолетних.

Большое внимание необходимо уделять организации свободного времени осуждённых. Социальные работники совместно с учителями школы организуют многочисленные кружки художественной самодеятельности

Немаловажное место в жизни осужденных занимает спорт. Дружеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу имеют большое социальное значение для приучения ведения несовершеннолетними здорового образа жизни. Большое значение имеет для социальной подготовки воспитанников к освобождению применение такого поощрения, как право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей и право посещения мероприятий и сотрудника исправительного учреждения.

Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника. В настоящий праздник превращается для воспитанников проведение родительской конференции:

- дня открытых дверей;

-выезды воспитанников за пределы колонии по итогам трудового соревнования [1, с.72].

Таким образом, проводимая в воспитательных колониях социальная работа направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты, несовершеннолетним осужденным с целью их исправления ресоциализации и возвращения в общество полноценных граждан нашему государству.

Акимов А. Основные права осужденных. М., 2007. с.72

Басов Н Основы социальной работы, М., 2008., с. 221

Ляпустина В.В,. Рекешева Л.Н. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, 2013

Махиборода Н.И. Академия ФСИН России/ Уголовно-исполнительное право 2006, № 2. [ c. 17 ,18,19 ]

За время функционирования исправительно - трудовой (уголовно - исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально - экономических, политических, государственно - правовых, нравственно - этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно - исполнительной системы , внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально - ресурсного обеспечения УИС.

Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.

Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС , которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.

Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

2. Цель и задачи подготовки Концепции

Целью Концепции является дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

Задачами Концепции являются:

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;

- воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально - педагогической запущенности осужденных;

- педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными;

- создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения;

- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов;

- усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;

- развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно - оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам;

- направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на осуществление непрерывного психолого - педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой.

3. Основные направления совершенствования

3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными:

- разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее организации и проведения в учреждениях УИС;

- совершенствование нормативно - методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации;

- изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих "степень исправления" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.

3.2. Гуманизация условий отбывания наказания:

- обеспечение социально - правовой и социально - психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;

- создание необходимых материальных и социально - бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы;

- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;

- обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправительных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения;

- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;

- обеспечение педагогически целесообразных условий для стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмотренных законом.

3.3. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной работы:

- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно - штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;

- создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов УИС, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;

- разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;

- оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;

- разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации.

3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы:

- обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы;

- организация в учреждениях УИС нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных;

- использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);

- реализация целенаправленного психолого - педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий;

- организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях);

- формирование нравственно - правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга;

- формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками УИС в направлении отношений партнерства;

- организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления;

- поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие;

- оказание содействия в восстановлении социально полезных связей осужденных;

- привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб учреждений УИС, представителей общественности;

- использование в воспитательной работе с осужденными положительного влияния режимных требований;

- сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.

3.5. Совершенствование управления отрядной системой в исправительных учреждениях:

- дальнейшее развитие организационно - управленческих структур отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению;

- педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными;

- развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем);

- укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, техникой, спортинвентарем.

3.6. Укрепление взаимодействия учреждений УИС с общественностью:

- привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);

- привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

- развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;

- налаживание отношений центрального и территориальных органов УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе совершенствовании воспитательной работы с осужденными.

3.7. Дифференциация воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:

- осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- осужденных женского пола;

- осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима;

- осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;

- осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения, и т.д.);

- осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах;

- осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

4. Использование в воспитательной работе

возможностей общеобразовательного и профессионального

Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения.

Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Представляется также целесообразным:

- обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;

- организация системы профинформации и профориентации в учреждениях УИС для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.

5. Кадровое и материально - ресурсное обеспечение

воспитательной работы в учреждениях УИС

Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:

- создание системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе ведомственных и региональных образовательных учреждений;

- обеспечение специализированной пенитенциарной (послевузовской) подготовки сотрудников учреждений УИС, занимающих должности воспитателей, психологов, начальников отрядов, социальных работников, и их трудоустройства строго с учетом специальности;

- организация в учреждениях УИС обучения сотрудников по психолого - педагогической проблематике;

- стимулирование профессионального роста сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, путем введения категорий (квалификаций или классности), дифференциации оплаты труда.

Материально - ресурсное обеспечение воспитательной работы должно быть достаточным для реализации мер, предусмотренных настоящей Концепцией.

6. Основные этапы реализации Концепции

Период реализации Концепции (2000 - 2005 годы) состоит из трех основных этапов:

I этап (2000 - 2001 годы) - подготовительный;

II этап (2002 - 2003 годы) - основной;

III этап (2004 - 2005 годы) - заключительный.

На первом этапе разрабатывается и утверждается Концепция, готовятся методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными и учебное пособие для работников УИС (2000 год), а также типовые программы воспитательной работы с различными категориями осужденных (2001 год). В подготовке указанных документов участвуют сотрудники соответствующих управлений и отделов ГУИН, НИИ УИС, учебных заведений Минюста России.

На втором этапе осуществляется реализация в деятельности учреждений УИС типовых программ воспитательной работы, апробируются механизмы совершенствования управления отрядной системой в исправительных учреждениях, отрабатываются различные формы и методы исправительного воздействия на осужденных, вводятся в штаты учреждений УИС специалисты новой квалификации - социальные работники, подготавливаются основы для проведения воспитательной работы в условиях исполнения предусмотренных законом видов наказания (арест, ограничение свободы).

На третьем этапе закрепляются положительные результаты проверки основных положений Концепции, разрабатывается законодательная и ведомственная нормативная база, вносятся дополнения и изменения в действующее законодательство, готовятся выводы и заключения по итогам реализации Концепции, вырабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС.

1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 110 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем определены лишь основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание. Следовательно, администрация исправительных учреждений вправе определять и иные направления воспитания, не противоречащие законодательству и правилам внутреннего распорядка.

Нравственное воспитание направлено на формирование моральных качеств и развитие духовного уровня личности осужденного (честность, порядочность, чувство долга и собственного достоинства). Формы нравственного воспитания многообразны и в основном основываются на использовании богатства исторической и современной культуры. Немаловажную роль в этом играет самовоспитание осужденного. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы подвигнуть осужденного к процессу работы над собой.

Трудовое воспитание в условиях изоляции преступника является одним из действенных направлений воспитательной работы. Посредством трудового воспитания у осужденных формируются необходимые навыки для участия после освобождения в общественно полезной деятельности. Основными формами трудового воспитания в исправительных учреждениях выступают трудовое соревнование, производственные собрания, профессиональные конкурсы, слеты передовиков производства и т.д.

Физическое воспитание направлено на укрепление физического и психического здоровья осужденных. В его содержание входят ежедневная физическая зарядка, различные спортивные секции, спортивные игры и соревнования по отдельным видам спорта (настольный теннис, волейбол, баскетбол, гиревой спорт). В исправительных учреждениях оборудуются необходимые спортивные сооружения.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Индивидуальная работа строится на изучении личностных качеств осужденного, а методы ее проведения определяются в зависимости от образовательного уровня, особенностей интеллектуального развития, возраста, семейного положения, характера взаимоотношений в среде осужденных, в том числе статутного положения осужденного в субкультурной иерархии. Источниками получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и их родственниками. Особое внимание уделяется так называемым трудновоспитуемым осужденным путем закрепления за ними воспитателей-наставников из числа сотрудников колонии, учителей, психологов, мастеров производственного обучения, представителей общественности.

Если в обычных жилых помещениях колоний имеется полная возможность реализации направлений, форм и методов воспитания, то в тюрьмах, а также в помещениях камерного типа и штрафных изоляторов исправительных колоний, исходя из условий содержания в этих помещениях, воспитательная работа ограничивается, как правило, радиолекториями и проведением индивидуальных бесед.

3. Необходимым условием проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является наличие материально-технического обеспечения. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, наделяющая Правительство РФ правом утверждать нормы материально-технической базы исправительных учреждений для организации воспитательной работы с осужденными. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 в исправительной и воспитательной колонии предусмотрено оборудование зрительного зала для массовой воспитательной работы, классов образовательного обучения, комнат воспитательной работы, радиоузла, читального зала библиотеки, книгохранилища, летней площадки для просмотра кинофильмов.

Читайте также: