Особенности участия прокурора при рассмотрении трудовых споров

Обновлено: 03.05.2024

Трудовой спор – спор между работодателем и одним или группой работников.

Виды трудовых споров

Трудовые споры бывают:

Индивидуальный трудовой спор

Индивидуальный спор – это спор между работодателем и одним работником. Причины возникновения разногласий:

нормы трудового законодательства;

нормы локальных нормативных актов работодателя;

Чаще всего возникают из-за перевода, размера заработной платы и предоставления отпусков или выходных.

Индивидуальный трудовой спор может также возникнуть в бывшим работником или с кандидатом на вакансию. Например, при увольнении сотрудника или при отказе в приеме на работу.

Коллективный трудовой спор

Коллективный трудовой спор – спор между работодателем и работниками. Причинами возникновения разногласий могут быть:

изменение условий труда;

изменение размера зарплаты;

заключение или изменение коллективного договора или соглашения;

отказ работодателя от рассмотрения мнения профсоюза в отношении внесения изменений в локальные нормативные акты.

Рассмотрение трудовых споров

Рассмотрение индивидуального трудового спора отличается от коллективного.

Индивидуальный трудовой спор

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам или в суде.

Комиссия по трудовым спорам может быть создана как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя. Состав комиссии состоит из равного числа представителей работников и работодателя. Отдельно выбирается председатель, его заместитель и секретарь. Он определяется в течение 10 дней после вынесения решения о создании комиссии.

Обратиться с жалобой в комиссию по трудовым спорам можно в течение 3 месяцев после того, как работник узнал о нарушении его трудового права. По уважительной причине срок может быть продлен, например, при продолжительной болезни сотрудника.

Рассмотрение спорного вопроса производится в течение 10 календарных дней после дня принятия заявления. На заседании по рассмотрению трудового спора должно присутствовать не менее половины членов комиссии от каждой стороны. На заседании по рассмотрению спора должны присутствовать работник и представитель работодателя. Рассмотрение вопроса без одной из сторон возможно только по заявлению этой стороны.

Комиссия выносит решение тайным голосованием по большинству голосов. В течение 3 дней письменное решение вручается работнику и работодателю. Его можно обжаловать в суде в течение 10 дней после вручения.

При принятии решения без обжалования работодатель обязан исполнить его в течение 10 дней. При неисполнении его работодателем, комиссия по трудовым спорам выдает работнику исполнительный лист и направляет к судебным приставам.

Решение вопроса через суд производится судами общей юрисдикции. Суды рассматривают трудовые споры без предварительного обращения в комиссию по трудовым спорам в следующих случаях:

при неправомерном увольнении или переводе;

по вопросам оплаты за время вынужденного прогула;

при отказе от приема на работу;

при дискриминации работника;

по вопросам о возмещении организации вреда, причиненного работником.

Обратиться в суд надо в течение 3 месяцев после того, как работник узнал о трудовых нарушениях. Срок для обращения работодателя за возмещением вреда – 1 год со дня обнаружения вреда.

Коллективный трудовой спор

Первоначально коллективный трудовой договор рассматривается примирительной комиссией. Такая комиссия создается не позднее двух рабочих дней до даты рассмотрения коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия имеет права запрашивать все необходимые документы по данному коллективному спору, предлагать свои способы решения конфликта и подписывать принятые решения работодателя и работников.

Принятое решение оформляется протоколом заседания. Если по результатам примирительной комиссии соглашение было достигнуть частично, то в отношении оставшихся разногласий прописываются дальнейшие намерения сторон, например, через посредника или обращение в суд.

Решение вопроса через посредника – это диалог представителя работодателя и работника в присутствии третьего лица. Представителем может быть любое лицо, представляющее услуги по консультации трудовых споров, в том числе и работник Роструда. Оплата таких услуг определяется по соглашению сторон.

Посредник имеет те же права, что и примирительная комиссия. Рассмотрение трудового спора с привлечением посредника длится до 5 рабочих дней. После этого заключается коллективный договор при достижении полного соглашения или протокол разногласий.

При недостигнутом соглашении после примирительной комиссии и общения с посредником, коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже.

В состав членов трудового арбитража могут входить сотрудники Роструда, члены примирительной комиссии или работники трудинспекции.

Срок рассмотрение трудового спора в арбитраже – от 3 до 5 дней в зависимости от причины возникновения разногласий. Права трудового арбитража включаю в себя все права примирительной комиссии и дополнительные:

информирование органов местного самоуправления о последствиях трудового спора;

единоличное принятие решение при недостигнутом соглашении между работодателем и работниками.

За неисполнение решения трудового арбитража работодателя могут оштрафовать на сумму от 2 тысяч до 4 тысяч рублей.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. к индивидуальным трудовым спорам. Их могут рассматривать только комиссии по трудовым спорам или суды .

В штате страхователя был юрист - суд все равно взыскал с ФСС расходы на привлечение представителя Организация взыскала с ФСС судебные расходы на оплату услуг представителя, на НДФЛ и взносы с этих услуг, а также на почтовые затраты. Фонд считал: привлечение специалиста со стороны не обосновали, поскольку у организации был свой юрист, а дело не было сложным; заявленные расходы явно завысили. Суды изучили документы организации, сложность спора и стоимость подобных услуг в регионе. Они пришли к .

Суд: отказ работника от увольнения по соглашению может означать, что стороны к нему не пришли С работником заключили соглашение о расторжении трудового договора. Затем он направил 2 заявления о том, что подписал документ под давлением руководства и уходить не хочет. Трудовой договор все равно расторгли, и работник обратился в суд. Первая инстанция и апелляция не увидели нарушений при увольнении. Кассация с этим не согласилась. Она указала, что соглашение не может продолжать действовать, если нет .

Сотрудника перевели на дистанционку, но место работы в договоре не поменяли - ВС РФ не увидел прогула Сотрудник с 2008 года выполнял работу по месту проживания. Условия об этом в трудовом договоре не было, допсоглашение стороны не заключали. В 2018 году работника уволили за прогул, поскольку он отсутствовал в офисе. Он обжаловал действия организации. Суды первой и второй инстанции признали увольнение законным. В трудовом договоре не сказано про дистанционную работу. Местом работы указан адрес .

Суд: на суммы, не принятые ФСС к зачету, нужно начислить взносы АС Московского округа признал, что ПФР правомерно доначислил страхователю взносы на суммы пособия по нетрудоспособности, которое ФСС не принял к зачету. С точки зрения суда, эти выплаты облагаются взносами на общих основаниях. Хотя спор разрешен согласно нормам Закона о страховых взносах, в данной части при переносе в НК РФ положения не изменились. Значит, позицию можно применять и сейчас. Стоит отметить, что такой подход разделяет .

. в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении, начинает течь . и работодателя квалифицируется как индивидуальный трудовой спор, срок обращения в суд . в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении. Таким образом, . РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной . 392 ТК РФ для соответствующих трудовых споров. Если уволенный работник не трудоустраивался . книжка на момент окончания разрешения трудового спора находится у работодателя или .

ПФР опечатался в дате рассмотрения материалов проверки - суд отменил штраф плательщику взносов Компания сдала СЗВ-М с опозданием на несколько дней. ПФР оштрафовал ее. Суд подтвердил, что нарушение было, но штраф отменил, поскольку фонд нарушил процедуру рассмотрения материалов. Дело в том, что в акте проверки, с которым ознакомили организацию, было указано: материалы будут рассмотрены 9 августа. Однако рассмотрение и вынесение решения состоялось 1 августа, т.е. гораздо раньше. ПФР сообщил, что в .

Отзыв лицензии у банка: суд подтвердил, что организация исполнила обязанность по уплате налогов Организация направила в банк платежки по налогам. На следующий день у него отозвали лицензию. Деньги в бюджет не поступили. Инспекция решила, что организация недобросовестная. Спорные платежи отправили в выходной день, что нетипично для нее. Налоговики полагали, что она знала об отзыве лицензии. Суды трех инстанций поддержали организацию. Так, они установили: она платила с единственного счета. На нем .

Суд подтвердил: инспекция вправе запрашивать оборотно-сальдовые ведомости при проверке вычетов НДС Компания пыталась признать незаконным штраф за непредставление оборотно-сальдовых ведомостей и анализа по всем счетам. Однако суд поддержал налоговиков: налогоплательщик не сообщал ни о том, что у него нет запрошенных документов, ни о том, что он объективно не может их представить. Кроме того, перечень документов, которые инспекция вправе истребовать для проверки вычетов НДС, не является закрытым. .

. в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со . в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника . в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны .

Суд признал незаконным отказ ФСС в скидке к тарифу, несмотря на доначисленную при проверке недоимку Страхователь подал в ФСС заявление о предоставлении скидки к тарифу через 2 дня после того, как фонд принял решение по результатам проверки. Фонд доначислил взносов на сумму чуть более 10 руб., однако эта недоимка позволила ему отказать в предоставлении скидки. АС Западно-Сибирского округа с таким подходом не согласился. Во-первых, решение по проверке вступает в силу по истечении 10 дней со дня .

. ; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении .

. , причиненный работодателю, относятся к индивидуальным трудовым спорам и мировому судье неподсудны (независимо .


В настоящей статье рассматриваются предусмотренные действующим законодательством юридические основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав граждан. Раскрывается содержание деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав граждан. Акцентируется внимание на недостаточной разработанности понятийного аппарата института участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан. Вносятся предложения, направленные на совершенствование понятийного аппарата института участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан. Вносятся предложения об изменении правовых положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова : прокурор, прокурорский надзор, заключение прокурора, участие прокурора в гражданском судопроизводстве, трудовые права граждан, защита трудовых прав граждан.

This article examines the legal grounds and forms of participation of the prosecutor in civil proceedings in cases of protection of the labor rights of citizens provided for by the current legislation. The content of the prosecutor's activity in civil proceedings in cases of protection of the labor rights of citizens is revealed. Attention is focused on the insufficient elaboration of the conceptual apparatus of the institution of the participation of the prosecutor in civil proceedings to protect the labor rights of citizens. Proposals are made aimed at improving the conceptual apparatus of the institution of the participation of the prosecutor in civil proceedings to protect the labor rights of citizens. Proposals are being made to amend the legal provisions of Article 392 of the Labor Code of the Russian Federation.

Key words: prosecutor, prosecutor's supervision, prosecutor's conclusion, prosecutor's participation in civil proceedings, labor rights of citizens, protection of labor rights of citizens.

В условиях современной отечественной правовой действительности достаточно часто допускаются многочисленные нарушения трудовых прав граждан. Подтверждением высказанной позиции служат статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Так, в период с января по август 2020 года было выявлено 224145 нарушений в сфере оплаты труда, направлено в суды 107165 исковых заявлений в суд, внесено 22 568 представлений, к дисциплинарной ответственности было привлечено 13781 должностное лицо. На основании постановления прокурора было привлечено к административной ответственности 15 162 лица, направлено в суд 772 материала для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 663 уголовных дела [6].

В условиях реализации мер, направленных на предотвращение распространения пандемии COVID-19 особое внимание должностных лиц органов прокуратуры отводится надзору за соблюдением трудовых прав граждан. Причиной подобного положения дел служит то, что нередко введенный режим самоизоляции используется недобросовестными работодателями как повод не производить работникам выплату заработной платы, а во многих правовых ситуациях, в качестве повода для их увольнения.

Каждому факту допущенного нарушения трудовых прав работников дается принципиальная правовая оценка. Объект надзора должностных лиц органов прокуратуры образуют деятельность центров занятости, государственных трудовых инспекций и службы судебных приставов, а также вопросы соблюдения техники безопасности на производстве.

Реализуя комплекс полномочий по защите трудовых прав граждан, прокурор вправе обращаться в суд с исковым заявлением, инициируя тем самым гражданское судопроизводство в защиту трудовых прав конкретного работника, обратившегося в прокуратуру и выступая в судопроизводстве в качестве истца. При этом на прокурора возлагается обязанность представить в суд заявление гражданина о защите его нарушенных прав в судебном порядке. Заявление, направленное в адрес прокурора должно содержать сведения об исковых требованиях (о восстановлении на работе, о компенсации морального вреда и пр.).

В ст. 392 ТК РФ регламентируются сроки обращения с заявлением в суд, но не устанавливаются сроки предшествующего ему обращения в контрольно-надзорные органы. Приведенные обстоятельства неоднократно становились предметом обсуждения в научных кругах, поскольку наличие обозначенного законодательного пробела может служить причиной злоупотребления правом [9].

Для решения обозначенной проблемы, применительно к объекту настоящего исследования, считаем необходимым дополнить ст. 392 ТК РФ, предусмотрев в ней сроки обращения граждан в прокуратуру.

С учетом приведенных обстоятельств, вносится предложение дополнить ст. 392 ТК РФ частью 2.1. изложив ее в следующей редакции:

«Прокурор вправе обратиться в суд, за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев с момента получения жалобы гражданина, чьи трудовые права были нарушены или иной информации о нарушении трудовых прав граждан.

По спорам об увольнении гражданина — в течение двух месяцев с момента получения жалобы гражданина.

Полагаем, что внесенное предложение позволит устранить существующий в настоящее время пробел в законодательстве, а равно будет способствовать более эффективной и упорядоченной реализации механизма обращения прокурора в суд с целью защиты трудовых прав граждан.

В качестве второй формы реализации прокурором полномочий по защите в гражданском судопроизводстве трудовых прав граждан выступает вступление прокурора в процесс, инициированный самим работником, либо работодателем для дачи заключения. Перечень дел обязательного участия прокурора закреплен в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ: о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.

ГПК РФ не содержит четких указаний относительно момента вступления прокурора в гражданское судопроизводство для дачи заключения.

Как отмечалось ранее, отсутствие законодательных требований к форме заключения прокурора также является поводом для научных дискуссий. В научной литературе отмечается, что оно может быть составлено как в устной, так и в письменной форме [4, С. 24; 3, С. 7].

Полагаем, что в силу отсутствия прямого указания, во всех остальных случаях, заключение прокурора дается в устной форме.

Как отмечалось ранее, требования к содержанию заключения прокурора, также не установлены на законодательном уровне.

Представляется, что заключение прокурора должно отражать объективную и обоснованную правовую оценку спорной правовой ситуации, сформулированную в ходе непосредственного исследования в судебном разбирательстве доказательств, а также установленных с их помощью фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его разрешения.

Вступление прокурора в процесс для дачи заключения как форма его участия в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав имеет своим назначением ориентирование суда на вынесение законного и обоснованного решения, чему способствует всестороннее и полное выяснение всех юридически значимых обстоятельств.

Таким образом, в настоящее время формами участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан являются: подача прокурором искового заявления в суд и непосредственное участие в его рассмотрении и разрешении на стороне истца, а также вступление в гражданский процесс для дачи заключения. Каждая из обозначенных форм доказала свою безусловную эффективность при осуществлении защиты трудовых прав граждан, вместе с тем, отдельные аспекты их процессуальной регламентации требуют уточнения.

При этом важно подчеркнуть, что независимо от формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав граждан, он всегда выступает в качестве процессуально самостоятельного представителя государства, от имени которого осуществляет надзор за соблюдением законности.

Подводя итог проведенному исследованию оснований и форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве, в целях совершенствования, понятийного аппарата анализируемого правового института, сформулированы авторские трактовки следующих юридических категорий:

– деятельность прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве — это реализуемый в установленном законом порядке посредством участия в гражданском судопроизводстве комплекс полномочий прокурора, направленный на предупреждение и пресечение нарушений трудовых прав граждан, а равно восстановление нарушенных трудовых прав, возмещение причиненного ущерба и привлечение виновных лиц к ответственности;

– основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан представляют собой предусмотренные законом юридические предпосылки, обуславливающие необходимость инициирования прокурором гражданского судопроизводства вследствие выявленных нарушений трудовых прав граждан, а равно непосредственного участия в рассмотрении и разрешении заявленного иска;

– форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан — это реализуемая в установленном законом порядке в рамках гражданского судопроизводства юридическая модель исполнения прокурором возложенных на него полномочий по защите трудовых прав граждан;

– заключение прокурора по делам о защите трудовых прав граждан — это выраженное в устной, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством письменной форме объективная и обоснованная правовая оценка спорной правовой ситуации, сформулированная в ходе непосредственного исследования в судебном разбирательстве доказательств, а также установленных с их помощью фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его разрешения.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское судопроизводство, гражданин, заключение прокурора, защита, дача заключения, письменная форма, суд, форма участия прокурора, заработная плата, Российская Федерация.

В целях повышения результативности надзора в сфере конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на отдых, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для чего в соответствии с компетенцией:

2.1. Осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений.

2.2. Сформировать при прокуратуре субъекта Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием региональных органов власти, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, на заседаниях которой определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан, уделяя повышенное внимание вопросам полноты и своевременности выплаты вознаграждения за труд, охраны труда, защиты от безработицы, противодействия созданию профсоюзных организаций и неправомерного вмешательства в их деятельность.

Продолжить взаимодействие с созданными в субъектах Российской Федерации региональными межведомственными комиссиями и рабочими группами муниципальных образований по снижению неформальной занятости. Выявлять организации и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с гражданами, выполняющими трудовые функции, либо заключивших с работниками гражданско-правовые договоры с целью скрыть фактические трудовые отношения.

2.3. Инициировать принятие региональных законов, устанавливающих ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2.4. Периодически проверять полноту принятых органами Роструда, Росстата, ФССП России, ФНС России, Росреестра мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий в отношении работодателей, в том числе имеющих просроченную задолженность по заработной плате, арбитражных управляющих организаций-банкротов, не погасивших указанную задолженность.

2.5. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам соблюдения прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

2.5.1. Обеспечить изучение проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусматривающего повышение заработной платы работникам названной категории.

При проверке региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателей обращать внимание на их соответствие законодательству в части установления заработной платы в размере не ниже минимального размера, определенного федеральным законом или региональными соглашениями, выплат компенсационного и стимулирующего характера, соблюдения предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством соотношения между выплатами управленческому персоналу и работникам организации.

2.5.3. В целях определения общей суммы просроченной задолженности по заработной плате, погашенной в первом полугодии и по итогам года вследствие применения соответствующих мер реагирования, анализировать результаты работы органов прокуратуры, государственных инспекций труда в субъекте Российской Федерации (далее - инспекция), службы судебных приставов, следственных органов и арбитражных управляющих. Устанавливать конкретные размеры погашенной задолженности в результате принятия в рамках компетенции мер каждым из указанных субъектов, а также по итогам их совместного реагирования.

2.5.4. Выявлять организации, уклоняющиеся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по заработной плате, а также работодателей, не подпадающих под статистическое наблюдение, но имеющих такую задолженность.

2.5.5. С привлечением соответствующих специалистов территориальных органов МВД России и ФНС России, сотрудников финансовых и экономических подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучать документы бухгалтерского учета и документы о зачислении средств на банковские счета и их расходовании для подтверждения фактов невыплаты в установленный срок заработной платы и наличия у работодателей в этот же период достаточных для такой выплаты денежных средств на банковских счетах или кассовой наличности, а также выявления признаков преднамеренного банкротства либо хищения принадлежащих организации и индивидуальному предпринимателю денежных средств и имущества.

2.5.6. В организациях-банкротах, имеющих просроченную задолженность по заработной плате перед работниками (бывшими работниками), проверять исполнение арбитражными управляющими законодательства в части включения в реестр требований кредиторов суммы указанной задолженности, взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества должника, недопущения искусственного затягивания процесса его реализации, соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов, ведения установленных законом учета и отчетности.

2.6. Обращения и информацию о непринятии руководителем организации, индивидуальным предпринимателем мер по обеспечению безопасных условий труда направлять в инспекцию для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.

Обращать внимание инспекции на необходимость в ходе проверки выяснять, выполняются ли требования законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения требованиям правил охраны труда и проведения медицинских осмотров, соблюдения порядка расследования несчастных случаев на производстве, предоставления гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда.

2.7. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение законодательства о занятости населения, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов, соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, получение мер социальной поддержки на период поиска подходящей работы.

2.7.1. Проверять выполнение работодателями требований федерального законодательства о содействии в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Давать правовую оценку фактам неисполнения органами службы занятости законодательства в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, нецелевого использования либо хищения выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

2.7.2. Особое внимание уделять вопросам оказания лицам предпенсионного возраста государственных услуг в сфере занятости, касающихся информирования о положении на рынке труда в регионе, содействия в поиске подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, содействия их самозанятости.

Держать на контроле ситуацию с выплатами лицам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования по направлению органов службы занятости, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

2.8. При проявлении социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок), вызванных действиями либо решениями работодателей о массовых увольнениях работников, сокращении штата, невыплате или снижении заработной платы, организовывать проверки исполнения законов с привлечением органов контроля.

Незамедлительно направлять в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о проведении указанных акций протеста.

2.9. По фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования.

3. Обеспечить при наличии оснований подачу в суд исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также привлечение к административной ответственности виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате). Проверять законность судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.

Контролировать своевременность принятия службой судебных приставов принудительных мер по исполнению требований исполнительных документов, обеспечив реальное исполнение судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям) прокуроров, и оперативное поступление информации о сумме погашенной задолженности по заработной плате.

5. Ориентировать территориальные органы МВД России и ФСБ России на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний, касающихся нарушений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций.

6. Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, способствовать постановлению законного и обоснованного приговора, в том числе в части, касающейся гражданских исков потерпевших (работников, бывших работников); по делам о невыплате зарплаты и нарушении охраны труда при наличии оснований ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

7. При выявлении системных нарушений, допущенных правоохранительными органами при применении норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых вырабатывать согласованные меры по устранению подобных фактов.

8. Территориальным, транспортным и военным прокуратурам наладить между собой постоянное оперативное информационное и практическое взаимодействие.

По фактам невыплаты зарплаты в случаях, когда органы управления организации, арбитражный управляющий, обособленное подразделение организации расположены в других субъектах Российской Федерации и (или) граждане из других регионов привлекаются к работе вахтовым методом, своевременно направлять в соответствующую прокуратуру с учетом ее компетенции и поднадзорности информацию о выявленных нарушениях закона и подтверждающие документы.

При непринятии мер реагирования в рамках компетенции прокуратурой иного субъекта Российской Федерации информировать об этом управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, контролирующее ее деятельность.

9. Деятельность подчиненных прокуроров с учетом их функциональных обязанностей оценивать исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных законом полномочий в целях устранения нарушений закона, восстановления прав, привлечения виновных к ответственности.

10. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" докладные записки об исполнении приказа по итогам первого полугодия и года представлять к 20 июля и 20 января (предварительно электронной почтой в ИСОП) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части их компетенции: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное уголовно-судебное управление; Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью; управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах; управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; Главную военную прокуратуру.

12. Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главной военной прокуратуре координировать деятельность нижестоящих прокуроров, анализировать результаты надзора, направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства к 30 июля и 30 января (предварительно электронной почтой в ИСОП) обобщенную информацию об исполнении приказа.

13. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства об итогах работы по исполнению приказа в истекшем году докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

14. Считать утратившими силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.2000 N 107/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности"; положения пунктов 1.1, 1.3 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 N 287/7 "Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов", касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан.

15. Опубликовать приказ в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.


Львиная доля трудовых споров касается невыплаты заработной платы, восстановления незаслуженно уволенного работника, обжалования неправомерно наложенного дисциплинарного взыскания.

Практика по трудовым спорам

Какие споры чаще всего рассматривают суды?

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры, которые касаются:

  • восстановления на работе;
  • изменения даты и формулировки причины увольнения;
  • невыплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск;
  • неправомерности перевода работника на другую работу;
  • отказа в приеме на работу;
  • наличия трудовых отношений;
  • незаконного сокращения работника.

А где рассматриваются такие споры?

Индивидуальные трудовые споры рассматривают мировые судьи и районные суды.

Из-за чего чаще всего проигрывают споры работодатели?

Например, работодатель применил к работнику за ранний уход с работы два дисциплинарных взыскания: выговор по приказу и увольнение по приказу. Но в суде работодатель проиграл, поскольку за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.02.2019 № 33-5988/2019).

За один и тот же проступок нельзя применять два дисциплинарных взыскания.

Срок разрешения трудовых споров в суде

Исковое заявление о восстановлении на работе, необходимо подать в суд в течение одного месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности (п. 1 ст. 392 ТК РФ).

А если работник пропустил месячный срок?

Каких-то установленных в законе уважительных причин для восстановления пропуска не содержится. Такие причины устанавливаются судом с учетом всей совокупности обстоятельств конкретного дела (п. 22 Обзора практики рассмотрения судами, утв. Президиумом ВС РФ от 09.12.2020, Определение от 16.03.2020 № 25-КГ19-15).

Как показывает судебная практика, уважительными причинами для пропуска месячного срока обращения работника в суд могут быть:

  • болезнь самого работника;
  • нетрудоспособность в связи с беременностью и родами;
  • нахождение в командировке;
  • невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы;
  • необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи;
  • обращение в органы прокуратуры и (или) государственную инспекцию труда и ожидание восстановления прав во внесудебном порядке;
  • ошибочная подача иска в установленный срок в суд, которому дело неподсудно.

При пропуске срока по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом.

Коллективный иск в суд на работодателя

В каких случаях можно подать коллективный иск?

Какие условия должны быть для подачи коллективного иска?

Таких условий четыре (п. 1 ст. 244.20 ГПК РФ):

  • наличие общего по отношению к каждому члену группы лиц ответчика;

То есть единый работодатель для физических лиц. Ведь бывает на практике, что работники устроены в нескольких компаниях, хотя по факту работают вместе.

  • общий предмет спора, то есть общие либо однородные права и законные интересы членов группы;

Например, все члены группы добиваются выплаты долгов по заработной плате.

  • схожие фактические обстоятельства;
  • использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Кроме того, к требованию о защите нарушенных прав работников должно присоединиться не менее 20 заявителей.

Куда подаются коллективные иски?

С 1 октября 2019 г. работники могут подавать такие иски в суды общей юрисдикции (ст. 244.20 ГПК РФ).

В России работает 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Коллективное исковое заявление подается в обычном порядке, как правило, представителем группы на основании доверенности.

Важно! Иски подаются в суд только по месту нахождения ответчика, то есть работодателя.

Если одну из сторон не устроит решение суда, то можно подать жалобу. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Жалоба подается через суд первой инстанции.

А есть ли судебная практика по коллективным искам?

Да, причем с хэппи-эндом для работников.

И как раз у уволенных пенсионеров было больше стажа и опыта работы, имелись почетные грамоты и письменные благодарности от работодателя. Более молодые сотрудники имели более низкий уровень образования и профессиональной подготовки.

Как мы знаем, преимущественное право при сокращении остается за работниками, имеющими более высокие результаты трудовой деятельности и лучшие профессиональные качества.

Таким образом, обиженные пенсионеры выиграли процесс. Пенсионеры были восстановлены на своих прежних местах (Решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 26.02.2019 № 2-223/2019).

Коллективные иски, безусловно, выгодны работникам, нежели работодателям. Работодателю приходится более профессионально защищаться не от одного работника, а от группы лиц, что требует более высокого профессионального уровня и доказательной базы.

Читайте также: