Особенности трудового воспитания несовершеннолетних осужденных

Обновлено: 17.05.2024

6.3. Воспитательная работа в исправительных учреждениях

Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Поскольку воспитательная работа организуется в специальных условиях с лицами, преступившими закон, наиболее важные вопросы подлежат правовой регламентации. Однако вследствие того, что она в основном носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации. Наоборот, администрации исправительных учреждений, особенно сотрудникам воспитательной службы: начальникам отрядов, воспитателям в колониях для несовершеннолетних предоставляется возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима наказания.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие которых обязательно для осужденных. В распорядке дня также должно быть отведено определенное время на проведение различного рода религиозных служб, чтений, занятий и других мероприятий религиозного характера. При этом целесообразно не совмещать его по времени с проведением иных массовых мероприятий. Отправление религиозных обрядов – дело сугубо личное (в том числе и выбор религии, религиозные течения, формы обрядов т.п.), и командование со стороны администрации учреждений просто недопустимо.

В законе закрепляется (точнее развивается) принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия: воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершения ими преступлений.

Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривает сквозь призму формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. В этой работе внимание следует обращать, прежде всего, не на знание осужденными правовых норм (при всей важности таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм, несмотря на распространенные ныне в обществе нигилистическое отношение к законности и веру во всемогущество денежного мешка.

Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться.

Религиозным воспитанием и просвещением в местах лишения свободы занимаются различные религиозные организации. Но в этой работе необходимо проявлять определенную осторожность. Нельзя командными методами приучать человека к религии, введя в ранг обязанности посещать религиозные обряды, изучать вероучения; тем более недопустимо вводить в программу требования изучать православие в обязательном порядке, а иные вероучения по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и долгая работа может дать положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.

В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом из них создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий. С точки зрения обеспечения безопасности нецелесообразно проводить занятия по борьбе всех видов, боксу, метанию диска, молота и копья, прыжкам с шестом и некоторым другим видам спорта.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания Формы проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия.

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных проблем самых осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

В целях поддержания надлежащего порядка в исправительных учреждениях, стимулирования осужденных к правопослушному поведению применяется развернутая система мер поощрения и взыскания.

Меры поощрения к осужденным применяются за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активно участие в работе самодеятельных организаций и в проводимых воспитательных мероприятиях.

К осужденным, отбывающим лишение свободы, применяется следующая система мер поощрения:

б) награждение подарком;

в) денежная премия;

г) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;

д) (утратил силу – ФЗ от 08.12.2003 № 161-ФЗ);

е) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;

ж) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

з) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;

и) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Статья 115 УИК РФ определяет меры взыскания, которые могут быть объявлены осужденным; они выносятся за нарушения установленного порядка отбывания наказания и включают:

б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Вилкова Алевтина Владимировна, ученый секретарь ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

Литвишков Владимир Михайлович, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор.

Воспитательная работа, являясь основным средством исправления несовершеннолетних осужденных, направлена на нравственное, эстетическое, правовое, физическое совершенствование их личности. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной деятельности воспитателя.

Ключевые слова: воспитательная работа, нравственное воспитание, правовое воспитание, нравственное просвещение, массово-воспитательные мероприятия.

Educational work with juvenile convicts

A.V. Vilkova, V.M. Litvishkov

Vilkova Alevtina V., Scientific Secretary of Federal Government Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Lieutenant Colonel of Internal Service.

Litvishkov Vladimir M., Professor of the Legal Psychology and Pedagogics Department of the Academy of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Educational work, as a basic tool to repair juvenile offenders, focused on moral, aesthetic, legal, physical improvement of their personality. The effectiveness of its implementation depends on the professional activity of the teacher.

Key words: education, moral education, legal education, moral education, public educational activities.

Эффективность исправления несовершеннолетних осужденных во многом определяется состоянием воспитательной работы в колонии.

Под воспитательной работой следует понимать организацию воспитательных воздействий на осужденных с учетом индивидуальных особенностей личности, совершенного преступления, условий отбывания наказания. Воспитательную работу логично определить как профессиональную деятельность воспитателя. Воспитательная работа включает организацию массово-воспитательных мероприятий, работу с отдельными группами и категориями осужденных, взаимодействие сотрудников колонии между собой в сфере создания нормального психолого-педагогического климата в коллективе воспитанников, использование его воспитательного потенциала.

Воспитательная работа в колонии строится с учетом индивидуальных особенностей осужденных, ее содержание составляют нравственное, эстетическое, правовое, физическое и другие направления процесса воспитания.

Нравственное воспитание как составная часть воспитательной работы осуществляется в воспитательной колонии по следующим направлениям:

  1. воспитание необходимых знаний о нормах морали нашего общества (моральное образование);
  2. осознание этих норм и превращение их в убеждения личности;
  3. превращение позитивных знаний и убеждений в навыки и привычку поведения (формирование нравственных чувств).

Отмеченные направления представляют собой единый процесс воспитательной работы.

Основным содержанием первого направления является освещение и разработка рациональных способов доведения этических категорий до сознания личности. Этот процесс учеными выделяется в самостоятельный информационный метод, который помогает организовать систематическое целенаправленное просвещение воспитанников. В этих целях активно используются беседы воспитателей с воспитуемыми, читательские конференции, лекции на этические темы.

Большое значение в моральном образовании осужденных имеет личный пример сотрудников. Так, например, осужденные отмечают, что для них примером положительного подражания в поведении являются в первую очередь учителя общеобразовательной школы и преподаватели, мастера профессиональных училищ, мастера производства, воспитатели.

Действенность нравственного просвещения во многом предопределяется целенаправленностью, хорошо продуманной организацией воспитательной работы. Отсутствие четкой системы просвещения приводит к тому, что осужденный, не получив необходимой информации из официальных источников, "восполняет" этот пробел в аморальной среде.

Исследования показывают, что 18% осужденных получают информацию о нормах поведения - как правило искаженную - от других осужденных.

При организации нравственного воспитания осужденных необходимо учитывать, что в системе их взглядов и норм поведения нарушена взаимосвязь функций: познавательной (знание норм нравственности), оценочной (осознанное восприятие нравственных норм, их личное соотношение с общественно значимыми), нравственно-волевой саморегуляции в повседневном поведении. Отсутствие должной взаимосвязи структурных функций в нравственном самосознании осужденных осложняется еще и тем, что содержание многих нравственных норм (ответственность, честность, добросовестное отношение к труду) носит искаженный характер. Поэтому педагогическое управление нравственным просвещением осужденных должно быть направлено на нейтрализацию субъективно-извращенных понятий норм нашей морали, на формирование потребности познания морали честного образа жизни.

Процессу превращения знаний в осознанные нравственные убеждения мешает устойчивый негативный стереотип поведения в преступной среде, которая порой довлеет над человеческими убеждениями и чувствами. Поэтому формирование нравственных убеждений осужденных проходит в процессе переубеждения, разубеждения в различных сферах деятельности: труде, быту, общении. Только в общественно полезной деятельности осужденный вырабатывает личностную оценку нравственным поступкам, людям и их действиям. Только через личностную оценку вырабатывается система нравственных убеждений личности.

В условиях ВК очень важно, чтобы полученные знания о морали находили подтверждение в частных проявлениях нравственного поведения в процессе трудовой деятельности в первичных коллективах осужденных, на отдыхе, в учебе. Отдельные положительные поступки осужденных должны находить одобрение и обобщение до теоретических понятий морали.

Нравственные убеждения осужденных - это не только доказательство разума, раздумий, анализа и сопоставлений, но и результат эмоциональных переживаний, чувств.

У значительной части осужденных нравственные чувства не развиты или приглушены; отсутствие сострадания к чужому горю, жалости к потерпевшему в результате совершенного преступления. Эгоизм, бравада, напускная жестокость к другим людям проявляются в поведении осужденных, характеризующихся в условиях ВК отрицательно.

Поэтому при организации нравственного воспитания необходима система мероприятий, формирующих у осужденных этические чувства. Побуждение осужденных к оценке своего поведения и проступков, а также других лиц дает возможность формировать как отдельные нравственные чувства, так и их систему.

Эстетическое воспитание в процессе воспитательной работы - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, переживать и оценивать прекрасное в жизни, природе, искусстве, способной жить и творить по законам красоты. В данном случае в настоящее время очень важно, чтобы у осужденных воспитывался эстетический вкус. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне они постигают эстетические ценности жизни и искусства.

Существенным компонентом в проявлении эстетического вкуса является эстетический идеал - социально обусловленное, формируемое с учетом возрастных особенностей представление человека о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Он проявляется в трудовой практике, в чувствах, в переживаниях и т.п. В искусстве эстетический идеал находит свое наиболее концентрированное выражение в художественных образах. Эстетический идеал служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и искусстве. Характер идеала личности осужденного - главный показатель уровня ее способности эстетического восприятия и вкуса.

Эстетическая культура в качестве своего необходимого компонента предполагает определенный уровень развития чувств. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное состояние, возникающее в процессе восприятия эстетического своеобразия явлений действительности или произведений искусства. Именно вследствие активности эстетического чувства возникает эстетическое наслаждение, способное в свою очередь оказывать воздействие на духовное развитие личности.

Эстетически воспитанный человек не только способен воспринимать, ценить красоту в жизни и искусстве, но и сам умеет творить по законам красоты.

При организации воспитательной работы в области эстетического воспитания необходимо иметь в виду личностные особенности осужденных. Как известно, большинство осужденных - люди малокультурные, с огрубевшими чувствами, неправильными или искаженными представлениями о жизни, взглядами на искусство. В этой связи органической частью жизни и деятельности осужденных должен быть их организованный отдых, умелое использование свободного времени, что имеет большое значение в их эстетическом развитии.

Основными задачами эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных являются:

  • развитие эстетических и художественных знаний, борьба с "эстетикой" воровских законов и традиций;
  • воспитание умения воспринимать прекрасное в природе, реальной действительности и личной жизни, в искусстве;
  • воспитание эстетического чувства, способности правильно понимать и ценить прекрасное и возвышенное;
  • формирование эстетических потребностей, возникающих на почве конкретной трудовой деятельности и взаимоотношений с другими людьми;
  • воспитание эстетических вкусов, содержащих оценку тех или иных предметов или явлений как красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных, то есть устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирующих и "расшифровывающих" эстетические потребности;
  • формирование эстетических идеалов, дающих представление о критериях прекрасного, определяющих социальную направленность эстетического вкуса и способствующих созданию у осужденных правильных представлений о смысле жизни, социально значимых перспектив после освобождения;
  • повышение общей культуры осужденных;
  • развитие творческих способностей, умений и навыков, необходимых для того, чтобы строить жизнь по законам красоты.

Повышение правосознания и правовой культуры осужденных - одна из задач правового воспитания, которая решается в процессе воспитательной работы.

Осуществление правового воспитания осужденных способствует быстрейшему их исправлению, подготовке к жизни на свободе.

Под правовым воспитанием осужденных понимается процесс формирования у них сознательного отношения и глубокого уважения к законам, выработки устойчивой привычки их точного исполнения.

Важнейшими условиями успешности правового воспитания несовершеннолетних осужденных является хорошее знание законов администрацией воспитательной колонии и правильное их применение.

Правовое воспитание несовершеннолетних осужденных предусматривает решение следующих основных задач: 1) разъяснение законов; 2) показ справедливости и гуманности российских законов; 3) ознакомление осужденных с их обязанностями и правами, разъяснение необходимости строгого их исполнения, а также последствий нарушения; 4) привитие уважения к законам и правилам внутреннего распорядка, содействие воспитанию привычки их добровольного использования; 5) разоблачение версий и невиновности, и якобы неправильности осуждения, высказываемых отдельными осужденными; 6) разъяснение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.

В ходе правовой пропаганды осужденные получают информацию о нормах права, которая в наибольшей степени влияет на осознание необходимости соблюдения законов.

Влияние правовой пропаганды на формирование правосознания осужденных значительно повышается, когда к ее осуществлению привлекаются работники, имеющие соответствующую юридическую подготовку.

Многие осужденные наиболее убедительную правовую информацию получают на диспутах и конференциях на правовые темы. Для того чтобы повысить их эффективность, следует более тщательно подбирать вопросы для обсуждения. Необходимо также обращать внимание на их организационно-методический уровень. По окончании диспута или конференции нужны квалифицированные выводы и обобщения, с тем чтобы осужденные поняли суть обсуждаемых правовых норм и осознали необходимость их соблюдения.

Во многих ВК созданы постоянно действующие консультации на правовые темы. Оборудованы специальные кабинеты для проведения юридических консультаций, в которых имеется вся необходимая справочная литература.

Одним из направлений воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными является физическое воспитание, под которым понимается процесс организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, формирование моральных качеств, нравственно-правовых мотивов поведения, отношений и деятельности.

Физическая культура и спорт способствуют воспитанию у осужденных общественно полезных качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности, формируют у них навыки социально значимой деятельности, воспитывают самостоятельность, самодисциплину, осмысленность, осмотрительность, экономичность.

Физическое воспитание выполняет также профилактико-гигиеническую функцию.

Физическое воспитание в местах лишения свободы выступает и как средство борьбы с гиподинамией, то есть недостаточностью движения у осужденных к лишению свободы.

При организации физкультурно-спортивных мероприятий в ВК следует иметь в виду, что работоспособность подростков и их поведение зависят не только от уровня развития физических сил, но и от уровня волевых качеств, развивающихся в процессе физического воспитания, которые проявляются и формируются при преодолении различных трудностей.

К одной из важнейших задач физического воспитания осужденных относится воспитание у них морально-волевых качеств: силы воли, смелости, решительности, инициативности, навыков коллективных действий, организованности, сознательной дисциплины, четкости в работе, привычки к соблюдению правил общежития и гигиены.

Вовлечение несовершеннолетних осужденных в физкультурно-спортивные мероприятия и игры не только способствует их физическому развитию, преодолению чувства усталости, эмоций страха, неуверенности и подавленности, но и имеет определенное сублимирующее значение, то есть содействует переключению энергии на полезные дела.

Таким образом, перед физическим воспитанием осужденных стоят задачи: сохранить и укрепить их здоровье, выработать и развить у них трудовые навыки, закалить физически, дабы потом развить у них трудовые навыки, закалить физически, с тем чтобы после отбытия срока наказания каждый из них смог включиться в трудовой коллектив и вести жизнь честного трудового человека.

Основными средствами физического воспитания осужденных являются гимнастика и спорт.

Специально подобранными формами, средствами и методами воспитатели направленно развивают у осужденных определенные качества, соответствующие их возрасту, полу и состоянию здоровья.

В физическом воспитании осужденных необходим строго индивидуальный подход.

Физическое воспитание лиц, содержащихся в ВК, осуществляется в форме: утренних физических зарядок; физических зарядок в рабочее время (производственная гимнастика); занятий в различных спортивных кружках и секциях; индивидуальных самостоятельных тренировок; тренировок в различных спортивных командах; спортивных игр и участия в физкультурно-спортивных соревнованиях; лекций и докладов на физкультурно-спортивные и санитарно-гигиенические темы.

Таким образом, воспитательная работа, являясь основным средством исправления несовершеннолетних осужденных, направлена на нравственное, эстетическое, правовое, физическое совершенствование их личности. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной деятельности воспитателя.

Литература

  1. Вилкова А.В. Асоциальная семья как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения // Мир политики и социологии. 2013. N 10. С. 116 - 119.
  2. Зинин Г.Ю. Значение судимости в процессе исполнения наказаний // Российский судья. 2014. N 9. С. 46 - 47.
  3. Зинин Г.Ю. Институт судимости в системе предупреждения рецидива преступлений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. N 2. С. 9 - 11.
  4. Зинин Г.Ю. Судимость как конечная стадия реализации уголовной ответственности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 3. С. 16 - 20.
  5. Митькина А.В. Основные тенденции развития теории и практики исправления несовершеннолетних осужденных (середина XX в. по настоящее время) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. N 4. С. 20 - 24.
  6. Митькина А.В. Семейное воспитание: традиции и новации // Нижегородское образование. 2009. N 1. С. 138 - 142.
  7. Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2003.
  8. Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: автореф. дис. . канд. пед. наук / Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина. Рязань, 2003.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений. В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создано специальное учреждение [5, с. 43].

Актуальность темы обусловлена тем, что в системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в них, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми учреждениями уголовно-исполнительной системы условий содержания, а с другой — открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.

Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Несовершеннолетним создаются более улучшенные условия отбывания наказания. Среди которых: повышенные нормы питания, длительные прогулки — не менее двух часов, организация досуга — спортивные игры и просмотр фильмов, организация образования [2].

Среди современных мер воспитательного воздействия применяются меры поощрения и наказания. К мерам поощрения относится право выхода из колонии на спортивно-культурные мероприятия под контролем сотрудников, или же перевод из строгих условий в обычные. Наказанием считается:

1) запрещение просмотра кинофильма в течение месяца;

2) помещение в дисциплинарный изолятор до семи суток, в котором запрещены телефонные разговоры, курение, посылки, длительные свидания и настольные игры.

Первоочередной задачей воспитательной колонии является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития воспитанника, его реабилитации и адаптации, что при исключении гуманистической направленности отношений не может эффективно реализовываться.

Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом психологических, возрастных особенностей осужденных и их криминальной предрасположенности с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных. Рассматриваемое средство реализуется по следующим направлениям: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание осужденных.

Воспитательная колония для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

Работа по нравственному воспитанию имеет целью приобретение подростком морально-нравственных ценностей, эстетических установок, навыков уважительного общения с окружающим, норм и правил этикета, а также на то, чтобы осужденный приобщился к общечеловеческим ценностям. Правовое воспитание призвано сформировать у осужденных представления о сущности взаимоотношений между обществом и государством, осознание необходимости соблюдения правовых норм, недопустимости нарушения закона и выполнения возложенных обязанностей.

Трудовое воспитание имеет целью выработку у осужденных трудовых навыков, получении ими профессии, необходимой для трудоустройства после исполнения наказания. Данное направление воздействия способствует развитию активности ребенка, а также способностей в различных сферах трудовой деятельности. Необходимым аспектом является обращение к потребностям рынка труда и предоставляемым рабочим местам.

Эстетическое воспитание, безусловно, направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать, ценить и понимать достижения, результаты духовной сферы деятельности человека.

Физическое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, оно призвано поддерживать физическое и психическое здоровье несовершеннолетних в условиях малоподвижного образа жизни в воспитательных колониях, а с другой стороны, является способом организации досуга осужденных [6, с. 182].

Отметим, что в будущем, воспитательные колонии, предполагают заменить воспитательными центрами, в которых несовершеннолетние преступники будут проживать в общежитиях группами по четыре человека. Возрастет количество психологов, социальных педагогов и социальных работников, дабы к каждому осужденному был индивидуальных подход [3].

В этом контексте, приведем зарубежный опыт. Так, в США есть практика воспитательных центров — общежитий. С 70-х годов тюремное заключение, для несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления небольшой тяжести, заменяется, пребываем в школах по перевоспитанию, молодежных лагерях, закрытых приютах, центрах круглосуточного надзора [4, с. 47].

Развитие психологической помощи — реабилитации проводится как в России, так и за рубежом. Такие направления реабилитации несовершеннолетних преступников, как тренинговые группы, арт-терапия, психодрама (выявление и решение проблем с помощью актерского мастерства).

В завершении отметим, что для создания системы воспитания несовершеннолетних осужденных, необходимо уделять наибольшее внимание психологической помощи. Созданию духовно-нравственного каркаса, который в дальнейшем не позволит пойти на рецидив преступления.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная колония, колония, осужденный, воспитательная работа, мера поощрения, психологическая помощь.


Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений. В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создано специальное учреждение [5, с. 43].

Актуальность темы обусловлена тем, что в системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в них, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми учреждениями уголовно-исполнительной системы условий содержания, а с другой — открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.

Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Несовершеннолетним создаются более улучшенные условия отбывания наказания. Среди которых: повышенные нормы питания, длительные прогулки — не менее двух часов, организация досуга — спортивные игры и просмотр фильмов, организация образования [2].

Среди современных мер воспитательного воздействия применяются меры поощрения и наказания. К мерам поощрения относится право выхода из колонии на спортивно-культурные мероприятия под контролем сотрудников, или же перевод из строгих условий в обычные. Наказанием считается:

1) запрещение просмотра кинофильма в течение месяца;

2) помещение в дисциплинарный изолятор до семи суток, в котором запрещены телефонные разговоры, курение, посылки, длительные свидания и настольные игры.

Первоочередной задачей воспитательной колонии является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития воспитанника, его реабилитации и адаптации, что при исключении гуманистической направленности отношений не может эффективно реализовываться.

Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом психологических, возрастных особенностей осужденных и их криминальной предрасположенности с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных. Рассматриваемое средство реализуется по следующим направлениям: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание осужденных.

Воспитательная колония для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

Работа по нравственному воспитанию имеет целью приобретение подростком морально-нравственных ценностей, эстетических установок, навыков уважительного общения с окружающим, норм и правил этикета, а также на то, чтобы осужденный приобщился к общечеловеческим ценностям. Правовое воспитание призвано сформировать у осужденных представления о сущности взаимоотношений между обществом и государством, осознание необходимости соблюдения правовых норм, недопустимости нарушения закона и выполнения возложенных обязанностей.

Трудовое воспитание имеет целью выработку у осужденных трудовых навыков, получении ими профессии, необходимой для трудоустройства после исполнения наказания. Данное направление воздействия способствует развитию активности ребенка, а также способностей в различных сферах трудовой деятельности. Необходимым аспектом является обращение к потребностям рынка труда и предоставляемым рабочим местам.

Эстетическое воспитание, безусловно, направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать, ценить и понимать достижения, результаты духовной сферы деятельности человека.

Физическое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, оно призвано поддерживать физическое и психическое здоровье несовершеннолетних в условиях малоподвижного образа жизни в воспитательных колониях, а с другой стороны, является способом организации досуга осужденных [6, с. 182].

Отметим, что в будущем, воспитательные колонии, предполагают заменить воспитательными центрами, в которых несовершеннолетние преступники будут проживать в общежитиях группами по четыре человека. Возрастет количество психологов, социальных педагогов и социальных работников, дабы к каждому осужденному был индивидуальных подход [3].

В этом контексте, приведем зарубежный опыт. Так, в США есть практика воспитательных центров — общежитий. С 70-х годов тюремное заключение, для несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления небольшой тяжести, заменяется, пребываем в школах по перевоспитанию, молодежных лагерях, закрытых приютах, центрах круглосуточного надзора [4, с. 47].

Развитие психологической помощи — реабилитации проводится как в России, так и за рубежом. Такие направления реабилитации несовершеннолетних преступников, как тренинговые группы, арт-терапия, психодрама (выявление и решение проблем с помощью актерского мастерства).

В завершении отметим, что для создания системы воспитания несовершеннолетних осужденных, необходимо уделять наибольшее внимание психологической помощи. Созданию духовно-нравственного каркаса, который в дальнейшем не позволит пойти на рецидив преступления.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная колония, колония, осужденный, воспитательная работа, мера поощрения, психологическая помощь.

Читайте также: