Особенности социальной работы с осужденными подростками

Обновлено: 11.05.2024

Воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально запущенные подростки. Состав несовершеннолетних в учреждениях весьма сложен в криминальном, социальном и педагогическом плане. Социальный портрет несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, выглядит следующим образом:

подавляющее большинство воспитанников приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;

значительное количество несовершеннолетних находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

почти у всех несовершеннолетних выявлены различные хронические заболевания;

многие несовершеннолетние нигде и никогда не учились (подавляющая часть воспитанников не получила образования, соответствующего возрасту - некоторые не умеют ни читать, ни писать);

у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;

каждый десятый подросток - сирота или оставшийся без попечения родителей;

еще больший процент составляют дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни;

у многих несовершеннолетних отмечена задержка психического развития (практически треть подростков - с различными отклонениями в психическом развитии).

В составе пенитенциарной системы России функционируют 64 воспитательные колонии, 3 из них предназначены для содержания осужденных женского пола. С воспитанниками работают более 10 000 специалистов, в том числе социальные работники.

Отбывая наказание в ВК, осужденные не могут быстро избавиться от вредных привычек, которые в некоторых случаях перерастают в болезнь. Они любыми способами пытаются достать сигареты, алкоголь, наркотические вещества.

При организации социальной работы с несовершеннолетними осужденными следует учитывать и еще одну важную проблему - притеснение в их среде.

Характеризуя социальную работу с несовершеннолетними осужденными, прежде всего, необходимо остановиться на проблеме их социального сопровождения. Приоритетными задачами воспитательных колоний являются вопросы социального сопровождения осужденных на всех этапах отбывания наказания.

Социальное сопровождение осужденных начинается с момента поступления воспитанника в ВК, проводиться непрерывно до его освобождения, строиться на принципах гуманности, доступности, адресности, добровольности, конфиденциальности, профилактической направленности, стимулирования воспитанника.

По прибытии в ВК проводится социальная диагностика воспитанника, выявляются его образовательный, культурный уровень, чем он занимался до осуждения, его социальные связи с внешней средой, другие социальные проблемы. Получив информацию, намечается план работы, даются рекомендации сотрудникам, которые непосредственно будут с ним контактировать.

Социальное сопровождение предполагает социальную защиту прав и интересов осужденных, содействие в подготовке к освобождению, бытовое и трудовое устройство после освобождения.

Этому способствуют обучение в школе, профессиональном училище, приобретение трудовых навыков на предприятии. В настоящее время в ВК оборудуются компьютерные классы, обновляется материально-техническая база.

Во многих ВК воспитанники показывают хорошие знания при поступлении на заочное отделение в колледжи, институты, университеты и иные учебные заведения. Стоит заметить, что от профессиональной подготовки во многом зависит дальнейшая судьба воспитанника, в частности, его трудоустройство после освобождения.

С момента прибытия воспитанников в карантин специалисты по социальной работе участвуют и в проведении психологического сопровождения осужденных, которое проводится сотрудниками психологической лаборатории. Эта работа осуществляется в тесном контакте с сотрудниками других служб: медико-санитарной частью, оперативным отделом, отделом по воспитательной работе и др. В карантине проводится психодиагностика осужденных, на всех составляются характеристики-рекомендации, которые включаются в личные дела, дневники индивидуальной работы. При распределении осужденных по отделениям учитываются индивидуальные личностные качества, уровень образования и психологическая совместимость. В период адаптации осужденных проводится обязательное ежемесячное консультирование по инициативе психолога и социального работника. Результаты адаптации обсуждаются с членами воспитательных звеньев.

Социальное и психологическое консультирование ведется в ВК как по заявке сотрудников, так и по просьбе самих осужденных. Обращаются в основном с такими проблемами, как разрешение межличностных конфликтов, взаимоотношение и статус в коллективе, эмоциональное напряжение, вопросы общения, переписки с родными.

Основные задачи социально-психологического тренинга с осужденными, готовящимися к освобождению:

создание и коррекция представлений о себе;

познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним;

развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

прояснение и формирование жизненных планов;

формирование коммуникативных навыков;

развитие жизненных умений: устанавливать контакт с людьми, решать вопросы трудового и бытового устройства, разрешать конфликтные ситуации.

В настоящее время в ВК имеются все условия для занятия спортом (спортзалы, спортивные площадки). Рекомендуется регулярно проводить дружеские встречи по волейболу, баскетболу и иным игровым видам спорта с командами населенных пунктов, в которых находятся ВК, а также летние спартакиады, смотры строя и песни и т. д.

Кроме того, специалистами по социальной работе накоплен положительный опыт совместной работы со священнослужителями. Во многих колониях имеются молельные комнаты, в которых совершаются таинства крещения, исповеди. Проводятся занятия в воскресных школах.

Большое значение имеет для социальной подготовки воспитанников к освобождению применение такого поощрения, как право выхода за пределы ВК в сопровождении родителей и право посещения мероприятий в сопровождении сотрудника ВК. Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника. В настоящий праздник превращается для воспитанников проведение родительской конференции - дня открытых дверей. Посетив мероприятие с сотрудником, воспитанник еще долго вспоминает этот день, обсуждает все, что увидел: город, одежду, цены в магазине. У многих осужденных после этих рассказов появляется желание добиться подобного поощрения.

Кроме того, традицией являются коллективные выезды воспитанников за пределы ВК по итогам трудового соревнования.

На последнем этапе процесса социальной работы с воспитанником социальному работнику следует зачислять его в школу подготовки к жизни на свободе с целью дать комплекс знаний, необходимых после освобождения. Это подготовка документов к освобождению, порядок трудового устройства, получение документов, регистрация по месту жительства, действия воспитанника при обращении в центр занятости населения и т. д.

Занятия в школе подготовки к жизни на свободе проводят: специалист по социальной работе, инспектор по трудовому и бытовому устройству, психологи, сотрудники спецотдела, оперативного отдела, бухгалтерии, учителя, приглашаются сотрудники центра занятости населения и Федеральной миграционной службы.

Особое внимание следует уделять осужденным сиротам и оставшимся без попечения родителей. Им оказывается помощь путем установления контактов с местной администрацией с целью обеспечения их рабочими местами и жилплощадью. Также при освобождении нуждающиеся воспитанники обеспечиваются одеждой и обувью.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным содержанием социальной работы в воспитательной колонии является социально-педагогическая составляющая, направленная на ресоциализацию несовершеннолетних граждан нашей страны.

Прогрессивная
пенитенциарная
практика,
международные стандарты исполнения уголовных
наказаний доказывают, что социальная работа
с осужденными есть объективная необходимость,
поскольку она создает условия для реализации прав
категории граждан, находящихся в местах лишения
свободы. Будучи включенной в государственную
систему социального обеспечения в качестве ее
составной части, социальная работа
с
осужденными придает ей целостность, завершенность,
а также гуманность. Она имеет важнейшую социальную
значимость.

2. Социально-психологический портрет несовершеннолетнего осужденного

Социальный портрет несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, выглядит
следующим образом:
- подавляющее большинство несовершеннолетних приобщились
к курению,
систематическому употреблению алкоголя;
- подавляющее большинство несовершеннолетних находятся
в кризисном или
пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье,
физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
- почти у всех несовершеннолетних выявлены различные хронические заболевания;
- многие несовершеннолетние нигде и никогда не учились (подавляющая часть воспитанников не
получила образования, соответствующего возрасту - некоторые не умеют ни читать, ни писать);
- у них не сформиро¬ваны (или утрачены) элементарные социальные
и бытовые на¬выки,
не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
- каждый десятый подросток - сирота или оставшийся без попечения родителей;
- еще больший процент составляют дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ
жизни;
- у многих несовершеннолетних отмечена задержка психического развития (практически треть
подростков — с различными отклонениями
в психическом развитии).

3. Социальная работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии предполагает несколько этапов

1. Период адаптации несовершеннолетнего к
условиям воспитательной колонии (приоритет
диагностической работе и поиску путей
ресоциализации).
2. Основной период отбывания наказания
(приоритет реабилитации; индивидуальным
программам ресоциализации; анализу
эффективности реализации программ).
3. Период подготовки к освобождению
(приоритет построению позитивной жизненной
перспективы несовершеннолетнего в
обществе
на свободе;
закреплению освоенных механизмов
психологической защиты; созданию сети
надежных социально-полезных связей и
социальной защиты
в
постпенитенциарный период).

4. Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными

В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна
повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь
подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты,
чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой
профессии можно стать творцом.
А.Я. Герд создал неизвестную до сих пор в практике русской школы
педагогическую систему воспитания несовершеннолетних
правонарушителей. Он первый в русской педагогике сформулировал
и осуществил требования, необходимые для перевоспитания
несовершеннолетних правонарушителей: педагогический оптимизм,
опора на положительные качества личности подростка, обязательное
руководство педагогов жизнью детей, участие последних в
перевоспитании через систему органов самоуправления,
сотрудничество педагога и воспитанника, организация посильного
труда, обязательное обучение основам наук
с
применением передовых методов преподавания; разумное
чередование занятий, труда и отдыха и т.д.

5. Воспитательная работа в ВК является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправле

Воспитательная работа проводится
дифференцированно с учетом
возрастных, индивидуальнопсихологических особенностей
осужденных и их криминальной
зараженности с применением
передовых форм и методов психологопедагогического воздействия на
несовершеннолетних осужденных

6. Ситуационный подход

концентрируется на том, что
пригодность различных параметров и методов управления
определяется конкретной ситуацией в конкретном месте
и в конкретное время. Поскольку имеется такое обилие
факторов, как на самом предприятии, так и во внешней
среде, не существует лучшего единого способа управлять
объектом. Самым эффективным методом в конкретной
ситуации является метод, который более всего
соответствует данной ситуации, максимально
адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода
основано на альтернативности достижения одной и той же
цели во время принятия или реализации управленческого
решения (плана и т.д.), на учете непредвиденных
обстоятельств.

7. Case study

8. Структура кейса

Структура кейса, применяемого в работе с
несовершеннолетними заключенными, должна
строится следующим образом:
1. ситуация
2. контекст ситуации
3. проблема
4. вопросы и задания для работы с кейсом

9. Пример кейса

10. 1. Ситуация

Группой подростков совершена кража в супермаркете.
Это было зафиксировано камерами видеонаблюдения.
Охраной магазина правонарушители были задержаны и
переданы в руки правоохранительных органов.
Составлен протокол, установлены личности
правонарушителей.

11. 2. Контекст ситуации

Из беседы с нарушителями, их родственниками,
педагогами школы установлено, что неформальным
лидером является Иванов Н., 14 лет, состоит на учете
в ПДН, воспитывается матерью-одиночкой,
успеваемость в школе удовлетворительная,
информация об увлечения, хобби отсутствует;
Николаев Г., 14 лет, одноклассник Иванова Н., из
полной семьи со средним достатком, успеваемость в
школе удовлетворительная, увлекается футболом и
компьютерными играми; Григорьев А., 13 лет,
проживает в полной семье, сосед Иванова Н. по
лестничной площадке, успеваемость хорошая,
информация об увлечения, хобби отсутствует.

12. 3. Проблема

13. 4. Вопросы и задания по кейсу.

А) Как выстраивается алгоритм работы с клиентами?
Б) В чем могут быть основные причины девиантного
поведения подростков?
В) Какие меры социального воздействия являются
первоочередными?
Г) Какие организации и службы можно привлечь к
оказанию помощи клиентам?

14. Выводы и рекомендации

1.
Повышать степень участия всего персонала
учреждения
в жизнедеятельности
воспитанников, требовать качественного выполнения должностных
обязанностей.
2.
Проводить мероприятия индивидуальновоспитательного характера, стремиться делать меньше замечаний,
избегать нравоучений, а больше использовать приемы, побуждающие
несовершеннолетних к самоанализу.
3.
Делать критические замечания в разъяснительной
форме, не допускать окриков и оскорбительных выражений, чаще
хвалить за конструктивное поведение, стимулировать даже
незначительные успехи подростков.
4.
Для повышения уровня доверия стараться показывать,
что сотрудники верны своему слову. Нет более быстрого способа
уничтожить доверие к себе, чем вести себя не в соответствии со
сказанным.
5.
Использовать в воспитательной работе моральнопсихологическое поощрение, поддержку. Следует укреплять
нравственность осужденных, учить преодолевать трудности,
научиться доверять им.
6.
Система мер воздействия на осужденных не должна
ограничиваться только наказаниями. Поощрения способны
мотивировать осужденных
на желаемое поведение даже в
большей мере, нежели наказания. Имеет смысл публично
информировать осужденных о последствиях и применяемых санкциях
в отношении нарушителей (если только применяемые санкции
не поднимают статус осужденного в его группе).
7.
Особое внимание нужно уделять разъяснительным
беседам по каждому факту наказания осужденного, аргументировать
свои действия.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Социальная работа с осужденными. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Актуальность исследования Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными есть объективная необходимость, поскольку она создает условия для реализации прав категории граждан, находящихся в местах лишения свободы. Будучи включенной в государственную систему социального обеспечения в качестве ее составной части, социальная работа с осужденными придает ей целостность, завершенность, а также гуманность. Она имеет важнейшую социальную значимость.

Социально-психологический портрет несовершеннолетнего осужденного Социальный портрет несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, выглядит следующим образом: - подавляющее большинство несовершеннолетних приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя; - подавляющее большинство несовершеннолетних находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации; - почти у всех несовершеннолетних выявлены различные хронические заболевания; - многие несовершеннолетние нигде и никогда не учились (подавляющая часть воспитанников не получила образования, соответствующего возрасту - некоторые не умеют ни читать, ни писать); - у них не сформиро¬ваны (или утрачены) элементарные социальные и бытовые на¬выки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье; - каждый десятый подросток - сирота или оставшийся без попечения родителей; - еще больший процент составляют дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни; - у многих несовершеннолетних отмечена задержка психического развития (практически треть подростков — с различными отклонениями в психическом развитии).

Социальная работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии предполагает несколько этапов 1. Период адаптации несовершеннолетнего к условиям воспитательной колонии (приоритет диагностической работе и поиску путей ресоциализации). 2. Основной период отбывания наказания (приоритет реабилитации; индивидуальным программам ресоциализации; анализу эффективности реализации программ). 3. Период подготовки к освобождению (приоритет построению позитивной жизненной перспективы несовершеннолетнего в обществе на свободе; закреплению освоенных механизмов психологической защиты; созданию сети надежных социально-полезных связей и социальной защиты в постпенитенциарный период).

Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. А.Я. Герд создал неизвестную до сих пор в практике русской школы педагогическую систему воспитания несовершеннолетних правонарушителей. Он первый в русской педагогике сформулировал и осуществил требования, необходимые для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей: педагогический оптимизм, опора на положительные качества личности подростка, обязательное руководство педагогов жизнью детей, участие последних в перевоспитании через систему органов самоуправления, сотрудничество педагога и воспитанника, организация посильного труда, обязательное обучение основам наук с применением передовых методов преподавания; разумное чередование занятий, труда и отдыха и т.д.

Воспитательная работа в ВК является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной право послушной жизни в обществе. Воспитательная работа проводится дифференцированно с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей осужденных и их криминальной зараженности с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных

Ситуационный подход Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. Поскольку имеется такое обилие факторов, как на самом предприятии, так и во внешней среде, не существует лучшего единого способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т.д.), на учете непредвиденных обстоятельств.

Структура кейса Структура кейса, применяемого в работе с несовершеннолетними заключенными, должна строится следующим образом: 1. ситуация 2. контекст ситуации 3. проблема 4. вопросы и задания для работы с кейсом

1. Ситуация Группой подростков совершена кража в супермаркете. Это было зафиксировано камерами видеонаблюдения. Охраной магазина правонарушители были задержаны и переданы в руки правоохранительных органов. Составлен протокол, установлены личности правонарушителей.

2. Контекст ситуации Из беседы с нарушителями, их родственниками, педагогами школы установлено, что неформальным лидером является Иванов Н., 14 лет, состоит на учете в ПДН, воспитывается матерью-одиночкой, успеваемость в школе удовлетворительная, информация об увлечения, хобби отсутствует; Николаев Г., 14 лет, одноклассник Иванова Н., из полной семьи со средним достатком, успеваемость в школе удовлетворительная, увлекается футболом и компьютерными играми; Григорьев А., 13 лет, проживает в полной семье, сосед Иванова Н. по лестничной площадке, успеваемость хорошая, информация об увлечения, хобби отсутствует.

4. Вопросы и задания по кейсу. А) Как выстраивается алгоритм работы с клиентами? Б) В чем могут быть основные причины девиантного поведения подростков? В) Какие меры социального воздействия являются первоочередными? Г) Какие организации и службы можно привлечь к оказанию помощи клиентам?

Выводы и рекомендации 1. Повышать степень участия всего персонала учреждения в жизнедеятельности воспитанников, требовать качественного выполнения должностных обязанностей. 2. Проводить мероприятия индивидуально-воспитательного характера, стремиться делать меньше замечаний, избегать нравоучений, а больше использовать приемы, побуждающие несовершеннолетних к самоанализу. 3. Делать критические замечания в разъяснительной форме, не допускать окриков и оскорбительных выражений, чаще хвалить за конструктивное поведение, стимулировать даже незначительные успехи подростков. 4. Для повышения уровня доверия стараться показывать, что сотрудники верны своему слову. Нет более быстрого способа уничтожить доверие к себе, чем вести себя не в соответствии со сказанным. 5. Использовать в воспитательной работе морально-психологическое поощрение, поддержку. Следует укреплять нравственность осужденных, учить преодолевать трудности, научиться доверять им. 6. Система мер воздействия на осужденных не должна ограничиваться только наказаниями. Поощрения способны мотивировать осужденных на желаемое поведение даже в большей мере, нежели наказания. Имеет смысл публично информировать осужденных о последствиях и применяемых санкциях в отношении нарушителей (если только применяемые санкции не поднимают статус осужденного в его группе). 7. Особое внимание нужно уделять разъяснительным беседам по каждому факту наказания осужденного, аргументировать свои действия.


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта. [1]

Социальная работа является видом социальной деятельности, направленным на осуществление деятельности следует искать в глубокой древности, когда люди не смогли бы объединиться в социальные группы, не выработав систему поддержки слабых и незащищенных. В основе социальной деятельности лежали религиозно-этические воззрения и способы осуществления, которые были доступны людям в конкретных исторических условиях и времени. Распределительные отношения, характерные для первобытного общества, сменились в дальнейшем такими видами деятельности как милостыня, благотворительность, общинно-традиционное и государственно регламентированное призрение слабых, нищих, увечных и больных. Социальная работа как область общественной практики развивалась под влиянием оформления государственной системы защиты и поддержки, развития области познания о способах помощи нуждающимся. [2]

Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения.

Такое положение вещей обусловлено следующими причинами: во-первых, объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования, во-вторых, объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку.[3]

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.[4]

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка[5] ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.[6]

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа. Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.[5] Рассмотрим её на примере таблицы:

Таблица 1 - Содержание Конвенции о правах ребёнка по блокам

- утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества.

- определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

- носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

- определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

- излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального

- определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

- устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

- относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут.

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1. Порождённые возрастными особенностями детей

2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка

3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми.

4. Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества.[1]

Безусловно, полностью и окончательно разрешить все социальные проблемы детей раз и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать работу по социальной поддержке и защите детей только как обязанность социальных служб и учреждений. Эта деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных организаций, которые действуют в пределах своих возможностей и своей компетенции, используя разнообразные методы и формы деятельности.

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений

(методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку свое временной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность). [6,7,8]

Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:

- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка

- задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности;

- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром. [1]

Для решения этих задач необходимы совместные усилия государственных структур и организаций, общественных объединений, научного и педагогического сообщества.

Список литературы:

Введение в специальность "Социальная работа". Учебное пособие – Квеско Р.Б., Тюкульмина О.И. 2002.

Историко-этнографическая перспектива. - Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Наука, 1988.

Основные технологии социальной работы. Учебное пособие Кузнецова Л.П.- 2002.

Словарь-справочник по социальной работе/Панов А.М., Холостова Е.И. - М.: Юристъ, 1997.

Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С..- М.: ИНФРА-М, 2001

Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2000.

Читайте также: