Особенности скандинавской модели социального обеспечения и социальной работы в современный период

Обновлено: 03.05.2024

Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности

1. Лекция 2

Социальная работа как профессия появилась в нашей стране только в конце 20 века.

Несколько позже, 12 октября 1994 г ., в Постановлении Министерства труда РФ № 66 была дана тарифно-квалификационная характеристика специалиста по социальной работе, в которой его функции были расширены.

В становлении и развитии социальной работы как профессиональной деятельности в России выделяют три этапа с 1991 года по настоящее на время.

Первый этап (с 1991 года по 1999 год) характеризуется противоречивостью политической, социальной, экономической ситуации, следствием чего стали многообразные проблемы. Нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета привели к росту задолженностей по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий и др. Отсюда – социальные девиации, такие как безработица, бедность, безнадзорность, бездомность, алкоголизм, наркомания и др.

Сложившаяся ситуация потребовала от государства принятия радикальных мероприятий в сфере социальной защиты населения.

Социальная работа в России стала рассматриваться государством как объективно необходимое явление. Новая для страны профессия предназначалась для деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье, в сфере социальной профилактики и реабилитации, для социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.п.

Социальная работа получила государственную поддержку по следующим направлениям:

- развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания населения;

- создание научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания населения;

- государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества;

- создание информационного обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения.

В это же время создается сеть социальных служб для отдельных категорий населения – молодежи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов, семьи и т.д. Обосновывается необходимость формирования территориальных систем социального обслуживания, включающих государственные, муниципальные, общественные, частные учреждения и предприятия социального обслуживания, координации и регулирования их деятельности независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, на первом этапе происходит становление института социальной работы как профессиональной деятельности в системе социального обслуживания населения:

  • · формируется нормативно-правовая база и
  • · развивается система социальной защиты населения для реализации социальной политики в области социальной работы и решения конкретных социальных проблем населения.

Специалист по социальной работе получил достаточно широкие полномочия, которые включали в себя

  • · как выявление и оказание социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
  • · так и работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений.

Таким образом, социальная работа была ориентирована на решение острейших социальных проблем, что, однако, привело к тому, что отсутствовала четкость и определенность в понимании границ данной профессии.

Дальнейшее развитие профессии сопровождалось разнонаправленными процессами:

Второй этап (с 2000 года по 2008 год) характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, а с другой, регионализации социальной работы. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют как общие проблемы, возникающие в большинстве стран (хотя, естественно, в разные периоды развития этих стран), так и те, которые характерны для той или иной страны или отдельного региона. Поэтому целесообразно говорить о проблемах глобальных и национально-региональных моделей социальной работы.

Среди глобальных направлений развития социальной работы она выделила следующие.

1. Объединение экологии и социальной работы. Если в первое время объектом социальной работы считалась социально-проблемная ситуация клиента, то в конце 20 – начале 21 столетия социальная работа стала рассматриваться и с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды, что обусловило связь между социальной работой и экологией.

Эта глобальная модель перспективного развития социальной работы тесно связана с региональными моделями социальной работы в условиях социально-экологического неблагополучия территорий.

2. Обеспечение общественного благосостояния, включающее обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека.

В широком смысле общественное благосостояние означает общественную безопасность, в узком – обеспечение,

  • · во-первых, социальными услугами представителей различных групп населения,
  • · во-вторых, поддержание благосостояния наиболее слабых слоев населения.

Региональная же модель социальной работы представляет собой обеспечение прав человека для слабых, менее защищенных слоев общества. Данное положение в какой-то мере реализуется через программу адресной помощи населению.

3. Проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения в связи с сокращением государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан.

Поэтому особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки, как группы самопомощи и взаимопомощи.

В России пока существует проблема взаимодействия государственных форм социальной защиты и добровольно-частных объединений и бюро, поэтому задачей региональной социальной работы в регионах становится формирование при социальных службах групп самопомощи и взаимопомощи, разработка технологий и методик работы с ними.

4. Организация паллиативной помощи, цель которой – добиться лучшего качества жизни для смертельно больных клиентов и их семей. В основе оказания паллиативной помощи лежит создание специализированных учреждений – хосписов.

Во многих странах уже действуют различные модели паллиативной помощи, но как комплексная модель поддержка тяжелобольного человека и его семьи еще недостаточно развита. Поэтому задачей социальной работы в различных регионах России становится реализация таких моделей с учетом их специфики.

5. Совершенствование методик и технологий социальной работы с клиентом, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

В связи с этим появляется необходимость решения задач разработки эффективных технологий социальной работы и повышения качества подготовки специалистов по социальной работе, особенно совершенствование их практической подготовки, что влечет за собой, с одной стороны, развитие баз практик для студентов вузов, с другой – модернизацию института супервизорства, существующего во многих странах.

6. Специфика организации социальной работы в разных типах поселения. В различных странах существуют разные типы поселений, особенности которых необходимо учитывать как при подготовке специалистов по социальной работе, так и при выборе моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах – от большого города до маленького села.

7. Поиск универсальной константы и попытка разработать глобальную модель социальной работы. С этой проблемой тесно связана другая – обоснование моральных основ социальной работы, так как деятельность социального работника связана с моральными решениями.

Обозначенные проблемы и новая модель федерального устройства РФ, принятая в этот исторический период и, как следствие, повышение уровня ответственности региональных органов управления социально-экономическим развитием, потребовали реорганизации системы социальной защиты.

В связи с этим создается муниципальная сфера социального обслуживания, включающая учреждения и организации, которые предоставляют социальные услуги.

Регионализация социальной работы проявляется в форме работы в общине. Для специалиста общинная работа означает вмешательство и активизацию местных человеческих ресурсов в целях разрешения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социального функционирования членов сообщества. Акцент при этом делается на посреднической, разъяснительной работе и на инициировании создания структур, способных расширить возможности местных жителей.

На данном этапе формируется региональная социальная политика, в которой особое место отводится мероприятиям по оказанию социальной помощи населению, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе нетрудоспособным и ограниченно трудоспособным людям, пожилым, семьям, имеющим детей и др.

На федеральном уровне создается государственная система минимальных социальных гарантий, включающая

  • · минимальную заработную плату, стипендию, пенсию, пособия по социальному страхованию, в частности, пособия по болезни, беременности, родам, уходу за малолетними детьми, пособия по безработице и др.;
  • · законодательно устанавливается право на социальное обеспечение и обслуживание;
  • · разрабатываются количественные и качественные показатели деятельности социальных служб; повышается качество социальных услуг.

В это же время Правительством Российской Федерации было утверждено несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения:

Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения.

Данный период времени характеризуется также тем, что идеи и положения, заложенные в принятых ранее в федеральных законах, были конкретизированы в Государственных национальных стандартах Российской Федерации –

В 2005 г . в области социального обслуживания были приняты еще четыре Национальных стандарта, имеющие рекомендательный характер.

Совершенствуется и система управленческой деятельности социальных служб. Постоянно улучшается их кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение. Активно внедряются объективные методы оценки нуждающихся в помощи и социальных услугах; используются инновационные технологии по оказанию помощи разным категориям населения с учетом потенциала клиента и членов его семьи и ресурсного обеспечения социальной службы; работают автоматизированные информационные системы с установленным специализированным программным обеспечением.

Происходит интенсивное развитие учреждений и предприятий социального обслуживания населения (в государственной системе работают 22 400 учреждений социального обслуживания, которые предоставляют услуги, примерно 12 миллионам человек), что привело к заметному увеличению численности социальных работников – до 500 тыс. человек, специализирующихся по 50 направлениям. Это разнообразие специализаций постоянно возрастает, что свидетельствует о приближении социальной работы к потребностям населения и возрастании уровня профессиональной помощи.

Создаются новые журналы и публикуются научные труды в области социальной работы, в которых освещается отечественный и зарубежный опыт работы социальных служб и органов управления в сфере социальной поддержки и защиты социально ослабленных слоев населения.

Это связано, прежде всего, с тем, что становление профессиональной социальной работы как незавершенной формы социозащитной деятельности государства и общества отражает тот начальный этап развития всякого нового явления, когда оно уже возникло в жизни общества, но еще полностью не сформировалось. В федеральных, региональных и местных органах управления, государственных и неправительственных социальных службах еще трудятся большие отряды непрофессиональных и полупрофессиональных социальных работников.

На третьем этапе (с 2009 года по 2016 год) практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляется переход деятельности учреждений социального обслуживания на нормативно-подушевое целевое финансирование и государственный заказ, который стимулирует создание рынка социальных услуг, повышения их качества и эффективности, развивается негосударственный сектор, появляются автономные учреждения.

Анализ реформирования института социальной работы как профессиональной деятельности позволяет констатировать: в России становление системы социальной защиты населения происходит эволюционным путем, процесс развития системы социального обслуживания является промежуточным, переходным. К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальная поддержка населения: выплаты гражданам по категориям независимо от нуждаемости, льготы; адресные выплаты гражданам на основе проверки нуждаемости, пособия;

3) социальное обслуживание населения.

Модернизация существующей системы способствует развитию рынка социальных услуг, направленного на более эффективную адаптацию, социальную реабилитацию лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

В данный период социальная работа в России проходит очередной этап интенсивной профессионализации. Одним из механизмов государственного регулирования этого процесса является разработка и внедрение профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

Стандартизация профессий социальной сферы официально обосновывается необходимостью повышения результативности профессионалов, развития конкурентоспособности экономики, повышения востребованности и эффективности профессионального образования. В настоящее время работники социальной сферы в России подлежат сертификации в соответствии с внедренными профессиональными стандартами, в которых представлена система компетенций, включающих как чисто инструментальные, технические, так и проектные, аналитические знания и умения.

Несмотря на принятие еще в 2013 году Профессиональных стандартов социального работника и специалиста по социальной работе, до сих пор отсутствуют федеральные законы, которые бы устанавливали статус социальной работы и социальных работников.

На наш взгляд, можно выделить еще один этап в развитии социальной работы в России (с 2016 г .), который связан с тем, что с 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. Введение стандартов ставит перед социальной работой новые задачи, среди которых выделяют следующие.

Это влечет за собой не только усиление роли получателя услуг, повышение уровня его субъектности, но и изменение требований к человеку, который будет работать в этой сфере, его личностным качествам, профессиональной подготовке, уровню креативности и умениям взаимодействовать с другими.

Поэтому осуществляемая в настоящее время реформа образования в области социальной работы не должна сводиться только к формальному включению требований профессиональных стандартов в стандарты образовательные.

Несмотря на то, что сегодня в той или иной социальной поддержке и помощи нуждаются практически все граждане страны, происходит расширение объектов социальной работы, появляются новые целевые группы, происходит субъективизация объектов социальной работы.

Данное обстоятельство связано с активизацией позиции самих граждан:

  • с интеграцией в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья,
  • пожилых граждан,
  • с включением в более активную производственную профессиональную деятельность тех групп населения, которые традиционно были не заняты – женщин, находящихся в послеродовом отпуске или мам в многодетных семьях.
  • развивается государственно-частное партнерство,
  • расширяется негосударственный сектор социальных услуг и социальное предпринимательство,
  • социальное волонтерство.

Все это требует расширения межведомственного взаимодействия, перехода к новой модели прямого оказания услуг населению со стороны государства и бизнеса на основе использования социальных институтов помощи и взаимопомощи со стороны общественных организаций и территориальных сообществ, волонтеров и добровольных помощников, привлечение к решению социальных проблем НКО.

Новые реальности диктуют изменения в подготовке кадров. С одной стороны, происходит трансформация уже существующих видов профессиональной деятельности, например, появление специалистов по опеке и попечительству, специалистов по работе с семьей. С другой стороны, появляются и новые профессии: ассистент (помощник) для инвалидов, тифлосурдопереводчик, тьютор и др.

Эта статья о социально-экономической модели Северной Европы. Для социально-экономических моделей в континентальной Европе см. Дирижизм и рейнская модель . Для политической идеологии, часто связанной с нордической моделью, см. Социал-демократия . Чтобы узнать о типе закона о проституции, см. Подход к проституции в нордической модели .

Хронологическая история

Модель Скандинавии включает в себя экономическую и социальную политику, а также типичные культурные обычаи, общие для стран Северной Европы ( Дания , Финляндия , Исландия , Норвегия и Швеция ). Это включает комплексное государство всеобщего благосостояния и многоуровневые коллективные переговоры, основанные на экономических основах социального корпоративизма , с высоким процентом профсоюзов рабочей силы и значительным процентом населения, занятого в государственном секторе (примерно 30% рабочей силы в такие области, как здравоохранение , образование и правительство). Хотя она была разработана в 1930-х годах под руководством социал-демократов , скандинавская модель начала привлекать внимание после Второй мировой войны .

Три скандинавских страны являются конституционными монархиями , а Финляндия и Исландия являются республиками с 20 века. По состоянию на 2021 год, страны Северной Европы считаются очень демократическими, все имеют однопалатную форму управления и используют пропорциональное представительство в своих избирательных системах . Хотя между странами Северной Европы есть существенные различия, все они имеют некоторые общие черты. К ним относятся поддержка универсалистского государства всеобщего благосостояния, направленного конкретно на усиление индивидуальной автономии и поощрение социальной мобильности , корпоративистская система, включающая трехстороннюю договоренность, в которой представители трудящихся и работодатели ведут переговоры о заработной плате, а политика на рынке труда проводится при посредничестве правительства, а также приверженность частному сектору. собственность в рамках рыночной смешанной экономики , при этом Норвегия является частичным исключением из-за большого количества государственных предприятий и государственной собственности в публичных компаниях . По состоянию на 2020 год все страны Северной Европы занимают высокие позиции по ИЧР с поправкой на неравенство и Глобальному индексу мира, а также входят в десятку лучших в Докладе о мировом счастье .

Отличительная отличительная черта скандинавской модели является нео-корпоратистской системой коллективных переговоров. С моментом распада Советского Союза и окончанием холодной войны , традиционная модель была в состоянии упадка в некоторых областях, включая увеличение дерегулирования и расширяющуюся приватизацию в общественных услугах , в рамках перехода к рыночному капитализму а частному сектор в неолиберальной парадигме; это было описано как Великая капиталистическая реставрация 1980-х и 1990-х годов, которая началась в Швеции. Совсем недавно анализ 2019 года указывает на отход от неолиберализма и реполитизацию скандинавской модели, включая усиление сотрудничества между скандинавскими странами.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпосылки и история

Политика социального обеспечения и коллективных переговоров по заработной плате была свернута после экономического дисбаланса в 1980-х и финансовых кризисов 1990-х, что привело к более ограничительной бюджетной политике, которая была наиболее ярко выражена в Швеции и Исландии. Тем не менее, расходы на социальное обеспечение в этих странах оставались высокими по сравнению со средним показателем по Европе.

Дания

Реформы социального обеспечения возникли в результате Канслергадского соглашения 1933 года как часть компромиссного пакета мер по спасению датской экономики. Дания была первой скандинавской страной, присоединившейся к Европейскому союзу в 1970-х годах, что отразило различные политические подходы к нему среди скандинавских стран.

Финляндия

В начале 1990 - х годов спад повлиял на страны Северной Европы и вызвало глубокий кризис в Финляндии, и пришел на фоне контексте распада Советского Союза и распада торговли с Восточного блока . Как и в Швеции, универсалистское государство всеобщего благосостояния, основанное на скандинавской модели, было ослаблено и больше не опиралось на социал-демократическую золотую середину, поскольку некоторые политики социального обеспечения часто были навсегда отменены; однако Финляндия пострадала даже сильнее, чем Швеция. Во время кризиса Финляндия смотрела на Европейский Союз , к которому они были более привержены и открыты для присоединения, чем Швеция и особенно Норвегия, в то время как Дания уже присоединилась к ЕС к 1970-м годам.

Исландия

По мнению аналитика Харпы Ньялсдоттир, в конце 2010-х годов Исландия отошла от скандинавской модели к экономической либеральной модели труда .

Норвегия

Норвегия была самой северной страной, которая меньше всего хотела присоединиться к Европейскому союзу . В то время как Финляндия и Швеция сильно пострадали от рецессии 1990-х годов, Норвегия начала получать достаточный доход от своей нефти. По состоянию на 2007 год норвежское государство сохраняло значительную долю собственности в ключевых отраслях промышленности, среди которых нефть, природный газ, полезные ископаемые, пиломатериалы, морепродукты и пресная вода. Нефтяная промышленность составляет около четверти валового внутреннего продукта страны .

Швеция

К началу 1980-х годов шведская модель начала страдать от международных дисбалансов, снижения конкурентоспособности и бегства капитала. Для реструктуризации шведской экономики возникли два полярно противоположных решения: первое - это переход к социализму путем обобществления собственности на промышленность, а второе - создание благоприятных условий для формирования частного капитала путем принятия неолиберализма. Шведская модель впервые была оспорена в 1976 г. Планом Майднера, продвигаемым Конфедерацией профсоюзов Швеции и профсоюзами, который был направлен на постепенную социализацию шведских компаний через фонды наемных работников. План Майднера был направлен на коллективное накопление капитала в двух поколениях за счет того, что фонды наемных работников владели преобладающими долями в шведских корпорациях от имени рабочих. Это предложение было поддержано Пальме и руководством Социал-демократической партии, но оно не получило достаточной поддержки после убийства Пальме и было отклонено консерваторами на всеобщих выборах в Швеции в 1991 году .

Обзор и аспекты


Скандинавская модель была охарактеризована следующим образом:

Экономическая система

Скандинавская модель опирается на смешанную рыночную капиталистическую экономическую систему с высокой степенью частной собственности, за исключением Норвегии, которая включает большое количество государственных предприятий и государственную собственность в публичных компаниях.

В результате финансового кризиса 1990–1994 годов в Швеции были проведены экономические реформы, направленные на дерегулирование , децентрализацию переговоров по заработной плате и усиление законов о конкуренции . Несмотря на то, что Швеция была одной из самых равноправных стран ОЭСР, с 1985 по 2010-е годы в Швеции наблюдался самый большой рост неравенства доходов среди стран ОЭСР. Другими последствиями реформ 1990-х гг. Были сильный рост ВВП на душу населения, который рос более быстрыми темпами, чем в среднем по ЕС-15 , превышение среднего по ЕС-15 прироста доли рабочей силы , высокий рост занятости в частном секторе как доли от общей рабочей силы. и существенный рост сбережений паевых инвестиционных фондов , при этом 4 из 5 человек в возрасте от 18 до 74 лет имеют сбережения.

Особенности Норвегии

Норвегия - единственная крупная экономика на Западе, где молодое поколение становится богаче: располагаемый доход увеличился на 13% в 2018 году, что противоречит тенденции, наблюдаемой в других западных странах, когда миллениалы становятся беднее, чем предыдущие поколения.

Влияние лютеранства

Политика на рынке труда

Страны Северной Европы проводят активную политику на рынке труда как часть социально-корпоративистской экономической модели, направленной на уменьшение конфликта между трудом и интересами капитала. Эта корпоративистская система наиболее распространена в Норвегии и Швеции, где федерации работодателей и представители трудящихся ведут переговоры на национальном уровне при посредничестве правительства. Вмешательства на рынок труда направлены на обеспечение переподготовки и переезда на другую работу.

Рынок труда Скандинавии отличается гибкостью: законы позволяют работодателям легко нанимать и увольнять работников или внедрять трудосберегающие технологии. Чтобы смягчить негативное воздействие на работников, государственная политика на рынке труда призвана обеспечить щедрое социальное обеспечение, услуги по переподготовке рабочих мест и переезду, чтобы ограничить любые конфликты между капиталом и рабочей силой, которые могут возникнуть в результате этого процесса.

Скандинавская модель благосостояния

Модель благосостояния Скандинавии относится к политике благосостояния скандинавских стран, которая также связана с их политикой на рынке труда. Скандинавская модель благосостояния отличается от других типов государств всеобщего благосостояния своим акцентом на максимальном участии рабочей силы, продвижении гендерного равенства , эгалитаризма и обширных уровней благ, значительных масштабов перераспределения доходов и либерального использования экспансионистской фискальной политики.

Хотя между странами Северной Европы есть различия, все они разделяют широкую приверженность социальной сплоченности , универсальный характер обеспечения благосостояния для защиты индивидуализма путем обеспечения защиты уязвимых лиц и групп в обществе и максимального участия общественности в принятии социальных решений. . Он отличается гибкостью и открытостью к инновациям в обеспечении благосостояния. Системы социального обеспечения Скандинавии в основном финансируются за счет налогов .

Гендерное равенство

Страны Северной Европы были в авангарде борьбы за гендерное равенство, и исторически это подтверждается значительным увеличением занятости женщин. В период с 1965 по 1990 год уровень занятости женщин трудоспособного возраста (15–64) в Швеции снизился с 52,8% до 81,0%. В 2016 году почти три из каждых четырех женщин трудоспособного возраста в странах Северной Европы выполняли оплачиваемую работу. Тем не менее, женщины по-прежнему являются основными пользователями совместного отпуска по уходу за ребенком (отцы используют менее 30% оплачиваемых дней отпуска по уходу за ребенком), женщины-иностранки недостаточно представлены, а в Финляндии по-прежнему наблюдается заметный разрыв в оплате труда мужчин и женщин. ; в среднем женщины получают только 83 цента за каждый евро, который получает их коллега-мужчина.

Сокращение бедности

Скандинавская модель оказалась успешной в значительном сокращении бедности. В 2011 году уровень бедности без учета налогов и трансфертов составлял 24,7% в Дании, 31,9% в Финляндии, 21,6% в Исландии, 25,6% в Норвегии и 26,5% в Швеции. После учета налогов и трансфертов уровень бедности за тот же год составил 6%, 7,5%, 5,7%, 7,7% и 9,7% соответственно, что в среднем на 18,7 п.п. по сравнению с США, где уровень бедности до -налог в размере 28,3% и 17,4% после вычета налогов для снижения на 10,9 п.п., влияние налогов и трансфертов на бедность во всех странах Северной Европы значительно больше. По сравнению с Францией (сокращение на 27 п.п.) и Германией (сокращение на 24,2 п.п.) налоги и трансферты в странах Северной Европы в среднем меньше.

Социал-демократия


Процент голосов за основные социал-демократические партии в Дании, Финляндии, Швеции и Норвегии с течением времени

Прием

Критика

Социалистические экономисты Пранаб Бардхан и Джон Ремер критикуют социал-демократию в нордическом стиле за ее сомнительную эффективность в продвижении относительного эгалитаризма, а также за ее устойчивость . Они утверждают, что скандинавская социал-демократия требует сильного рабочего движения для поддержания необходимого тяжелого перераспределения, утверждая, что было бы идеалистично думать, что аналогичные уровни перераспределения могут быть достигнуты в странах с более слабыми рабочими движениями. Они говорят, что даже в скандинавских странах социал-демократия находится в упадке после ослабления рабочего движения в начале 1990-х годов, утверждая, что устойчивость социал-демократии ограничена. Ремер и Бардхэм утверждают, что создание рыночной социалистической экономики путем изменения формы собственности на предприятия было бы более эффективным, чем социал-демократическое перераспределение, для достижения эгалитарных результатов, особенно в странах со слабыми рабочими движениями.

Историк Гудмундур Йонссон говорит, что с исторической точки зрения было бы неверно включать Исландию в один из аспектов скандинавской модели - консенсусной демократии . Обращаясь к периоду 1950–2000 годов, Йонссон пишет, что «исландскую демократию лучше описать как более враждебную, чем консенсусную по стилю и практике. На рынке труда чаще, чем в Европе, происходили конфликты и забастовки, что приводило к напряженности между правительством и профсоюзами. Во-вторых, Исландия не разделяет нордические традиции разделения власти или корпоративизма в отношении политики на рынке труда или управления макроэкономической политикой, в первую очередь из-за слабости социал-демократов и левых в целом. В-третьих, законодательный процесс не соблюдался. демонстрируют сильную тенденцию к достижению консенсуса между правительством и оппозицией в отношении того, чтобы правительство запрашивало консультации или поддержку в отношении ключевого законодательства. В-четвертых, политический стиль в законодательных процедурах и публичных дебатах в целом имел тенденцию носить скорее состязательный, чем консенсусный характер ".

В исследовании 2017 года экономисты Джеймс Хекман и Расмус Ландерсон сравнили социальную мобильность в Америке и Дании и обнаружили, что социальная мобильность в скандинавских странах не так высока, как можно было бы предположить по данным, хотя они обнаружили, что Дания занимает более высокое место по мобильности доходов. Если смотреть исключительно на заработную плату (до налогов и трансфертов), датская и американская социальная мобильность очень похожи; только после учета налогов и трансфертов социальная мобильность в Дании улучшается, что указывает на то, что датская политика экономического перераспределения является ключевой движущей силой большей мобильности. Кроме того, большие инвестиции Дании в государственное образование не привели к значительному повышению образовательной мобильности, а это означает, что дети родителей, не получивших высшее образование, по-прежнему вряд ли получат высшее образование, хотя эти государственные инвестиции действительно привели к улучшению когнитивных навыков у бедных датских детей по сравнению с их американскими сверстниками. . Были свидетельства того, что щедрая политика социального обеспечения может препятствовать стремлению к получению высшего образования из-за уменьшения экономических выгод, которые предлагает работа на уровне высшего образования, и повышения благосостояния работников с более низким уровнем образования.

Некоторые исследователи социального обеспечения и гендера, базирующиеся в странах Северной Европы, предполагают, что эти государства часто получали чрезмерные привилегии, когда различные европейские общества оценивались с точки зрения того, насколько они достигли гендерного равенства. Они утверждают, что в таких оценках часто используются международные сравнения с использованием традиционных экономических, политических, образовательных мер и показателей благосостояния. Напротив, они предполагают, что если взять более широкий взгляд на включение благополучия, например, на социальные вопросы, связанные с телесной неприкосновенностью или телесным гражданством, то некоторые основные формы мужского доминирования все еще упорно сохраняются в скандинавских странах, например, бизнес, насилие над людьми. женщины, сексуальное насилие над детьми, военные, научные круги и религия.

Заблуждения

В своем выступлении в Гарвардской школе государственного управления им. Кеннеди Ларс Лёкке Расмуссен , правоцентристский премьер-министр Дании от консервативно-либеральной партии Венстре , обратился к американскому заблуждению о том, что скандинавская модель - это форма социализма, которая сочетается с любой формой социализма. плановая экономика , заявив: «Я знаю, что некоторые люди в США ассоциируют скандинавскую модель с своего рода социализмом. Поэтому я хотел бы прояснить одну вещь. Дания далека от социалистической плановой экономики. Дания - это рыночная экономика. "

Читайте также: