Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с городецкой росписью

Обновлено: 17.05.2024

Пример готовой дипломной работы по предмету: Методика преподавания

Тема: Городецкая роспись и методика ее преподавания детям дошкольного возраста

Глава I. История бытования городецкой росписи

1.1. Зарождение росписи

1.2. Виды композиций городецкой росписи

1.3. Мастера городецкой росписи

Глава 2 Методика преподавания городецкой росписи детям старшего дошкольного возраста

2.1 Значение занятий изобразительной деятельностью для всестороннего развития детей дошкольного возраста

2.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

2.3 Программа занятий по городецкой росписи в старшей группе

2.4 Содержание занятий по городецкой росписи

Приложение 1 Дидактическое пособие по городецкой росписи для старших дошкольников

Приложение 2 Иллюстрации

Выдержка из текста

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально и имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Состояние атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Все сказанное свидетельствует о том, что самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастная собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Список литературы

1.Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. – Нижний Новго-род, 2000.

3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М., 1998.

4.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной дея-тельности. М., 2000.

5.Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: се-рия таблиц по искусству для начальной школы. — М: Интерсигнал, 1997. — 12 табл. + Методические рекомендации. — М: Интерсигнал, 1997. -40 с.

6.Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: серия таблиц по искусству. — М: Интерсигнал, 1997. — 6 табл. + Методические рекомендации. — М: Интерсигнал, 1997. -24 с.

7.Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2011. – 992с.

8.Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей./Под ред. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992. – 208 с., ил., 16 л. вкл.

10.Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2001. – 224 с.

11.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.

12.Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники., М., 2001.

13.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в дет-ском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

15.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.

16.Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст]

/ З. Максимова // Народное творчество. – 2000. — № 3. – С. 44– 45.

17.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное посо-бие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

18.Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009.

20.Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

21.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобрази-тельное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

22.Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст]

/ О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Знание, 1984. – 144с., ил.

23.Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

25.Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [текст]/Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова — М., 1982. – 134с.

26.Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст]

/ Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. – 120с., ил.

27.Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Березина Н.О., Бурлакова И.А., Веракса Н.Е., и др./Под редакцией Н.В.Фединой. – М.: Просвещение, 2009

28.Хрусталева Л. В. Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе игровой деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда// Педагогика как наука и как учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (26-28 сентября 2000 г.) – С.89-92

29.Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с., ил.

30.Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декора-тивно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.


Конкурсные работы

Цель проекта: вовлечь родителей в творческую жизнь сада, познакомить с народным декоративно-прикладным творчеством городецких мастеров.

Задачи: способствовать формированию эстетического вкуса и чувства прекрасного в семьях наших воспитанников, воспитание уважения к мастерам народного творчества, налаживание внутрисемейных творческих диалогов.

Проект проходил в несколько этапов:

1 этап – работа с родителями:

2 этап:

3 этап – работа на индивидуальных фланелеграфах:

Ребятам было предложено выложить на фланелеграфе городецкую розу, по образцу педагога, в той последовательности, в которой в дальнейшем, её предстояло рисовать. Все элементы городецкой розы для фланелеграфов были сделаны в натуральную величину, в разных цветовых решениях.

4 этап: работа с пластилином.

В старших группах дети научились лепить элементы городецкой росписи и располагать их на заданной форме доски. С ребятами из подготовительной группы мы изготовили сувениры для участников открытого занятия – украсили городецкой розой коробочки для CD-дисков.

5 этап – рисование акварелью:

6 этап (незапланированный):

7 этап – завершающий: проведение открытого занятия.

Участники занятия – старшая казахская группа. Дети из русской подготовительной группы сыграли роль мастериц из Городца. Все пособия для занятия и костюмы участников выполнены педагогом изобразительной деятельности. Родителями казахской группы приготовлено угощение для детей русской подготовительной группы и наоборот.

Фотоотчёт проекта представлен в презентации.

Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества; знакомство с русскими традициями.

Задача занятия: Показать, как при взаимодействии изобразительной деятельности и устного народного творчества, способствовать развитию эстетического вкуса и формированию чувства прекрасного у детей дошкольного возраста. Закрепить название основных элементов городецкой росписи, закрепить умение работать с фланелеграфом; развивать интерес к народным традициям.

Действие проходит в музыкальном зале. На столах картонные и фанерные домики, украшенные городецкой росписью – творчество родителей, оформление сцены – продукт совместного творчества детей и педагога. В центре зала городецкий домик, накрытый платком.

Приветственное слово педагога гостям.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

— Ребята, давайте возьмёмся за руки, сделаем большой красивый круг, улыбнёмся друг другу и отправимся в путь.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (1)

Педагог: (обращает внимание детей на накрытый платком домик) — Вот так сказка! (убирает платок, все видят красивый расписной дом)

— Мы с вами оказались в удивительно красивом месте, это город – Городец! Вам здесь нравится?

Педагог: А чем вам нравится этот город? На что вы обратили внимание в первую очередь?

Дети: много красивых домиков, есть необычные домики — в виде грибочка, на всех домах красивые узоры и др.

Педагог: Да ребята, домики действительно все красивые и необычные, а живут здесь мастера-художники, которые всё вокруг расписывают городецкой росписью. Вы хотите с ними познакомится?

Педагог просит одного из детей постучать в дверь.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (2)

Педагог: Здравствуйте! Мы ребята, из детского сада, очень хотим познакомиться с вами, с мастерами — жителями Городца!

Голос: «Двери нашего дома всегда открыты для гостей!

Педагог открывает двери домика.

Там три маленьких куклы (сделанные по детским фотографиям) в городецких костюмах, педагог показывает их детям.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (3)

Дети: — Какие они маленькие! А как же мы с ними подружимся?

Педагог: Ребята, мы ведь с вами оказались в сказке, значит, с помощью волшебной кисточки мы сможем совершить чудо, и превратить маленьких жителей Городца в таких же деток, как мы с вами!

Ну как все закроем глазки

И попросим мы у сказки

Сделать жителей большими

Что бы подружиться с ними!

Звук волшебной кисточки

Из-за занавесей под русскую народную музыку медленно выходят две девочки в городецких платьях, затем появляется третья девочка с караваем:

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (4)

Хлебом-солью вас встречаем

В Городец наш приглашаем!

Замечательный ваш сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Расскажем вам о Городце!

Наши доски расписные,

Посмотрите: вот какие!

Мы всё хотим вам показать

И подробно рассказать!

Воспитатель казахской группы берёт из рук ребёнка каравай, благодарит за гостеприимство.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Как будто полушалки.

Здесь лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Мастерицы проходят на стульчики

Дети: об элементах городецкой росписи

Педагог: Правильно! Ребята, А у меня для вас первое задание:

(работа по образцу)

Когда элементы собраны, дети называют их.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (5)

Педагог благодарит детей, приглашает сесть на стульчики.

— Молодцы, ребята! Это самые простые элементы городецкой росписи, но без них не обходится ни одна композиция. А что ещё изображают художники Городца на своих изделиях, нам расскажут другие ребята!

— Кто желает прочитать стихотворение?

Дети выходят, становятся полукругом. Педагог даёт им досточки с изображением городецких композиций, дети читают стихотворения:

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (6)

По купавкам и по розам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы…

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это все для красоты!

Сколько радости для глаз!

Дети все вместе:

Может быть и среди нас!

Дети садятся на стульчики.

Офтальмофизминутка (с использованием интерактивной доски)

Педагог приглашает к мольбертам с фланелеграфами ещё 3 детей. И предлагает им выложить из фетровых заготовок розу, в той последовательности, как бы они её нарисовали красками.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (7)

Дети выполняют задание по памяти (без образца)

Вопросы:

Дети садятся на стульчики.

В центр выходят девочки-мастерицы

Была доска некрашенной,

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досточка

Гирляндою из розочек,

Украшена по краю

Педагог: Милые мастерицы, а наши ребята тоже желают украсить досточки городецкой росписью!

Дети подходят к скамеечкам, на которых лежат чистые досточки разной формы, образцы и готовые элементы городецкой росписи, которые надо выложить в композицию, вписав её в заданную форму доски.

Девочки-мастерицы помогают ребятам в случае затруднения.

Двум детям, сидящим отдельно от основной группы (это дети, требующие индивидуального подхода) педагог предлагает выполнить индивидуальное задание на фланелеграфе.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (8)

Двум детям, сидящим отдельно от основной группы (это дети, требующие индивидуального подхода в обучении) педагог предлагает выполнить индивидуальное задание на фланелеграфе.

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (9)
tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (10)
tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (11)

Педагог хвалит ребят и предлагает пройти сесть на стулья.

Один ребёнок остаётся в центре:

А я тоже молодец

Полюбил я Городец.

А когда вернусь назад –

Разрисую детский сад!

Мастерицы выходят в центр зала

Гости, наши, дорогие!

Для вас подарки расписные.

Мы делали, старались!

Подарить вам собирались!

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (12)

Мастерицы дарят участникам занятия сувениры, выполнение детьми подготовительной группы.

Подведение итогов:

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (13)

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (14)

Угощение гостей (зрителей) караваем

tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (15)
tvorcheskij-proekt-s-uchastiem-roditelej-vesyolyj-gorodec (16)

После занятия в русской и казахской группе прошло чаепитие с пирогами.

Автор: Гаврильченко Ольга Сергеевна, педагог изобразительной деятельности, специальный детский сад № 1 для детей с нарушением зрения, г.Актау, Мангистауская область, Республика Казахстан.

Читайте также: