Когда появилась профессия авиадиспетчера

Обновлено: 18.05.2024

СОДЕРЖАНИЕ

Более того, должность авиадиспетчера требует самых строгих медицинских и психологических требований для любой профессии в мире; такие состояния, как диабет , эпилепсия , болезни сердца и многие психические расстройства (например, клиническая депрессия , СДВГ , биполярное расстройство , злоупотребление наркотиками в анамнезе ), почти всегда лишают людей права на получение медицинских справок от контролирующих авиационных властей. Практически повсеместно диспетчеры проходят строгий медицинский и психологический осмотр для обеспечения безопасности в системе воздушного движения. В Соединенных Штатах, например, все авиадиспетчеры обязаны сдавать и проходитьИнвентаризация многофазной личности Миннесоты до приема на работу Федеральным управлением гражданской авиации . Такие состояния, как гипертония , хотя и не дисквалифицируют, воспринимаются серьезно и должны контролироваться с помощью медицинских осмотров сертифицированными врачами. Контроллеры должны принимать меры предосторожности, чтобы оставаться здоровыми, и избегать приема запрещенных для них лекарств. Многие препараты, одобренные Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), такие как антидепрессанты СИОЗС и бензодиазепины., запрещены. Практически всегда стажеры-контролеры начинают работу в возрасте двадцати лет и выходят на пенсию в пятидесятилетнем возрасте. Это связано с требованием Федерального управления гражданской авиации ( FAA), согласно которому стажеры начинают обучение в Академии не позднее своего 31-летия и должны выйти на пенсию в возрасте 56 лет. [4] Однако вышедшие на пенсию военные авиадиспетчеры могут иметь право на назначение по достижении 31 года . [ необходима цитата ] Коммуникация - жизненно важная часть работы: диспетчеры обучаются сосредотачиваться на точных словах, которые говорят пилоты и другие диспетчеры, потому что одно недоразумение относительно уровней высоты или номеров взлетно-посадочных полос может иметь трагические последствия. Диспетчеры общаются с пилотами самолетов с помощью беспроводной радиотелефонной связи. система, которая имеет много сопутствующих проблем, таких как тот факт, что только одна передача может быть сделана на частоте за один раз и может либо объединяться, либо блокировать друг друга и становиться неразборчивой.

Хотя местные языки используются для связи УВД, языком по умолчанию в авиации во всем мире является авиационный английский . Ожидается, что диспетчеры, которые не говорят на английском в качестве первого языка, будут демонстрировать определенный минимальный уровень компетенции.

В США диспетчеры на маршруте работают в центрах управления воздушным движением или ARTCC. В других странах зональные диспетчеры работают в зональных диспетчерских центрах , управляя самолетами высокого уровня на маршруте, или в диспетчерских центрах , которые управляют подъемом или спуском самолетов из основных групп аэропортов.

Диспетчеры аэродрома или вышки управляют воздушными судами в непосредственной близости от аэропорта и используют визуальное наблюдение с вышки аэропорта. Воздушное пространство башни часто составляет радиус 5 морских миль (9,3 км) вокруг аэропорта, но может сильно различаться по размеру и форме в зависимости от конфигурации и объема движения.

Позиции вышки обычно делятся на множество различных позиций, таких как передача полетных данных / разрешения, наземное управление и местное управление (известное пилотами как вышка); на более загруженных объектах может потребоваться ограниченное радиолокационное управление подходом.

  • Доставка полетных данных / разрешений: выдает разрешения для плана полета по ППП, получает коды крика для самолетов VFR, помогает с координацией для GC / LC и отключает ATIS (погода). FD / CD широко известен в профессии как секретарь башни.
  • Наземный: издает инструкции по рулению и разрешает движение самолетов / транспортных средств в аэропорту, за исключением действующих взлетно-посадочных полос; Диспетчеры не несут ответственности за движение самолетов на пандусах или других специально отведенных для движения зонах.
  • Местный (вышка): выдает инструкции / разрешения на взлет и посадку и разрешает движение самолетов / транспортных средств на взлетно-посадочных полосах или пересекающих их.
  • Подход: выдает инструкции самолетам, которые намереваются приземлиться в аэропорту. Это включает в себя управление самолетом безопасным, упорядоченным и быстрым способом и, при необходимости, штабелирование самолетов на разных высотах ожидания.

Контроллер военного воздушного движения работает контроль захода на посадку в Carrier Air Traffic Control Center (CATTC) на борту Нимица -класса авианосец USS Abraham Lincoln (CVN-72).

В вооруженных силах большинства стран работают авиадиспетчеры, часто в большинстве, если не во всех родах войск. Хотя фактические термины различаются от страны к стране, контроллеры обычно привлекаются.

В некоторых странах все управление воздушным движением осуществляется военными. [5] В других странах военные диспетчеры несут ответственность исключительно за военное воздушное пространство и авиабазы; гражданские диспетчеры обслуживают воздушное пространство для гражданского движения и гражданских аэропортов. Исторически сложилось так, что в большинстве стран это было частью правительства, а контролеры были государственными служащими. Однако многие страны частично или полностью приватизировали свои системы управления воздушным движением; другие хотят сделать то же самое.

Лицензирование гражданских авиадиспетчеров стандартизировано международным соглашением через ИКАО.. Во многих странах есть школы управления воздушным движением, академии или колледжи, которые часто находятся в ведении действующего поставщика услуг воздушного движения в этой стране, но иногда и в частном порядке. Эти учреждения структурированы таким образом, чтобы обучать лиц, не имеющих опыта управления воздушным движением. По завершении академической подготовки выпускнику будет предоставлена ​​лицензия на управление воздушным движением, которая будет включать один или несколько рейтингов. Это подквалификации, обозначающие дисциплину или дисциплины управления воздушным движением, которым обучено данное лицо. ИКАО определяет пять таких рейтингов: Зональный (процедурный), Зональный радар, Подход (процедурный), Подходящий радиолокатор и Аэродром. В Соединенных Штатах диспетчеры могут обучаться нескольким аналогичным специальностям: вышка, наземный заход на посадку (GCA), терминальное радиолокационное управление,или управление на маршруте (как радиолокационное, так и не радиолокационное). Этот этап обучения занимает от шести месяцев до нескольких лет.

Каждый раз, когда авиадиспетчер направляется в новое подразделение или начинает работу в новом секторе в рамках определенного подразделения, он должен пройти период обучения в отношении процедур, характерных для этого конкретного подразделения и / или сектора. Большая часть этого обучения проводится в режиме реального времени, управляя реальным самолетом, и называется обучением на рабочем месте (OJT), с полностью квалифицированным и обученным наставником или инструктором по обучению на рабочем месте (OJTI), также `` подключенным '' к должности, чтобы дать руководство и готов немедленно приступить к работе, если в этом возникнет необходимость. Продолжительность этого этапа обучения варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от сложности сектора.

Только после того, как человек пройдет все эти этапы обучения, ему будет разрешено управлять позицией в одиночку.

Несмотря на годы усилий и миллиарды долларов, потраченные на компьютерное программное обеспечение, предназначенное для помощи в управлении воздушным движением, успех в значительной степени ограничился улучшением инструментов, имеющихся в распоряжении диспетчеров, таких как компьютерный радар. Вполне вероятно, что в следующие несколько десятилетий будущие технологии превратят контроллер в системного менеджера, контролирующего решения, принимаемые автоматизированными системами, и ручного вмешательства для разрешения ситуаций, которые не обрабатываются компьютерами должным образом, вместо того, чтобы полностью автоматизироваться.

Тем не менее, существуют проблемы, связанные с технологией, которая обычно выводит диспетчера из цикла принятия решений, но требует, чтобы диспетчер вмешался, чтобы управлять исключительными ситуациями: управление воздушным движением - это навык, который необходимо поддерживать в актуальном состоянии с помощью регулярной практики. Это само по себе может оказаться самым большим препятствием на пути внедрения высокоавтоматизированных систем управления воздушным движением.

15 фактов об одной из самых ответственных профессий в мире – авиадиспетчер


Знаете ли вы, что без авиадиспетчеров пилотам пришлось бы летать в прямом смысле вслепую? Без сложной наземной системы диспетчеров путь в небо человеку заказан. Вот как работают диспетчеры: 15 интересных фактов об управлении воздушными судами, в простонародье называемыми самолетами.

1. Авиадиспетчер и диспетчер по наземному управлению самолетом – это разные профессии


Согласно международной авиационной литературе, авиадиспетчер отвечает за осуществление безопасного, регулярного и быстрого движения воздушных судов в воздушном пространстве страны. Например, авиадиспетчеры направляют самолеты , чтобы последние держались на безопасном расстоянии друг от друга, помогают скоординировать действия экипажа воздушного судна в непогоду и выставляют эшелоны передвижения.

2. Не все авиадиспетчеры работают на вышке


Вик Вектор, диспетчер, объясняет:

3. Сотрудники башни выполняют свои обязанности, визуально отслеживая обстановку


Авиадиспетчеры, находящиеся на смотровой площадке, напротив, в основном отслеживают происходящее визуально.

Два голландских работника диспетчерской службы из авиакомпании KLM Airlines описывают следующее:

4. Работать сверхурочно и под большим психологическим прессингом – это нормально для диспетчера


5. Стрессоустойчивость – как билет на работу


Да, ответственность диспетчеров просто невероятная. От их скоординированных действий зависят жизни сотен, тысяч человек. Стрессы здесь нешуточные! Лишь единицы смогут выдержать такой прессинг и не сломаться морально. Они остаются в профессии – остальным там не место.

6. Зарплата высокая, профессиональные льготы, отпуска


В США ежегодная зарплата авиадиспетчера в 2016 году составляла 128000$. Таким образом, в месяц у них получают чуть более 10 500 долларов США – серьезно выше, чем средняя зарплата по стране.

У нас в среднем по стране диспетчеры авиационных линий получают 120-130 тыс. рублей ежемесячно, что также является высоким результатом . По-другому и быть не может – за риски нужно платить людям вдвойне.

7. Крайне важно делать перерывы в работе каждые 75-90 минут на 20 или 40 минут


За это время можно набраться сил для дальнейшей кропотливой и сложной работы

8. Одна из самых сложных задач по управлению воздушным движением – это процесс набора персонала


Мировой опыт таков:

могут пройти месяцы или годы от заявки до допуска профессионала к управлению реальными полетами.

9. В России авиадиспетчеров учат в специализированных высших учебных заведениях (наследие СССР)


В частности, на диспетчера можно выучиться в:

Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Ейском высшем военном авиационном училище (военный институт) им. В.М. Комарова

Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова

Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (Университет ГА)

Наверное, каждый из нас хоть раз летал на самолете. Над тем, чтобы полет прошел комфортно и безопасно, работает множество людей. Среди них и авиадиспетчеры. Сегодня мы расскажем об их профессиональном празднике – Дне авиадиспетчера 2022


Пилоты, бортпроводники, механики, авиадиспетчеры – все эти люди заботятся о вас во время полета. Диспетчеры управления воздушным движением находятся на земле, но их роль нельзя недооценивать. На них ложится обязанность контролировать движение самолетов на земле и в воздухе, начиная с момента запуска двигателя и заканчивая приведением судна на стоянку после посадки на аэродроме. Авиадиспетчеры обеспечивают безопасность движения, а в критических ситуациях оказывают экипажу помощь.

Попытки управлять воздушным движением начались в 1920-х годах. Одним из первых диспетчеров стал Арчи Лига, работавший в аэропорту Сент-Луиса (США). Никаких контрольных вышек и специального оборудования у него не было. Для подачи сигнала он использовал флажки: клетчатый – для разрешения посадки и красный – для запрещения. В дальнейшем он занимался разработкой средств и правил для управления воздушным движением. Прошло время, вместо флажков появились световые сигналы, радиомаяки и передатчики.

Обратить внимание на важность этой профессии призван Международный день авиадиспетчера (International Day of the Air Traffic Controller).

Когда отмечается День авиадиспетчера

История праздника началась в 1961 году, когда в Амстердаме (Нидерланды) была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это стало важной вехой в стандартизации управления авиационными перевозками. Дата основания федерации и стала датой праздника. Сама же профессия зародилась ранее, с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полета на земле. В настоящее время федерация объединяет более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

В СССР этот праздник не отмечали, и только с 1991 года, после вступления профсоюза диспетчеров России в МФААД, он появился в нашей стране.

В этот день во всем мире поздравляют авиадиспетчеров. Рассказывают об их работе, выходят интервью с представителями профессии. В организациях вручают награды и премии, устраивают корпоративы. Официальный выходным праздник не является.

9 февраля – День работника гражданской авиации. Он появился в 2013 году и приурочен к дате возникновения воздушного флота.

На 12 июля приходится Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

В третье воскресенье августа свой профессиональный праздник – День Воздушного Флота России – отмечают лётчики, инженеры, техники, диспетчеры, бортпроводники и работники авиационной инфраструктуры, связанные с Воздушным Флотом России.

7 декабря празднуют Международный день гражданской авиации (International Civil Aviation Day). Он был учрежден в 1996 году Генеральной Ассамблей ООН.

Если вы хотите стать авиадиспетчером, стоит обратить внимание на следующие направления подготовки: управление воздушным движением, организация использования воздушного пространства и аэронавигационного обеспечения полётов, системы управления движением летательных аппаратов.

Помимо получения базовой специальности, авиадиспетчер должен регулярно проходить повышение квалификации, а также подтверждать действующее свидетельство.

Для успешного выполнения своих обязанностей диспетчер управления воздушным движением должен иметь хорошее образование и знать авиационные правила, летно-технические характеристики воздушных судов, воздушную навигацию, авиационную метеорологию, аэродинамику, радиотехническое оборудование, английский язык. Важна и психологическая подготовка, ведь профессия связана с большим стрессом.

Вся работа авиадиспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полетами. Существует поэтапное разделение ответственности диспетчеров аэропорта: кто-то отвечает за взлет, кто-то – за набор высоты, посадку и т.д.

Рабочим местом служат специальные вышки, они помогают следить за движением самолетов, машин, людей на территории летного поля.

Каждое утро проходит медосмотр, ведь работа связана с большой ответственностью и концентрацией внимания, и авиадиспетчер не может заступить на смену больным, уставшим, невыспавшимся. Сами они шутят, что отдых в их профессии – такая же рабочая обязанность.

Авиадиспетчер

Авиадиспетчер — специалист по управлению воздушным движением. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение.


Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Плюсы и минусы

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

Среди бонусов профессии – право на досрочную пенсию. Для мужчин – с 50 лет, для женщин – с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ)

Важные качества

Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

Знания и навыки

Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.

Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Международный день авиадиспетчера отмечают 20 октября с 1961 года. В этот день в Амстредаме подписали соглашение о создании Международной федерации ассоциаций авиационных диспетчеров (IFATCA). С момента образования число членов ассоциации IFATCA выросло до 133, они представлены 50 тысячами авиадиспетчеров во всем мире.

Над Россией проходят 803 воздушные трассы общей протяженностью свыше 500 тысяч километров. Контроль за движением самолета начинается с момента запуска двигателя перед взлётом на аэродроме вылета и продолжается до выключения двигателя по окончанию заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.


Дежурство принял

Проход на территорию строго по пропуску, на входе в здание Центра рамка металлодетектора и досмотр сумок на ленте, как в аэропорту — это требование транспортной безопасности.


Рабочий день авиадиспетчера в аэропорту начинается с медицинского осмотра: специалистам измеряют пульс и давление. Затем следует инструктаж. Диспетчеры узнают метеосводку, данные о состоянии аэродрома, информацию об особых рейсах. Затем руководитель полетов задает контрольные вопросы, например, как действовать при получении доклада от экипажа об отказе двигателя на воздушном судне?


Тысяча самолетов за смену

Сначала идем в районный центр — здесь в смене работают 25 диспетчеров, в зоне ответственности которых около миллиона квадратных километров неба над Западной Сибирью.



Каждый диспетчер районного центра имеет допуск к работе не менее, чем на четырех секторах. Чтобы работать на новом участке, специалисты проходят специальную стажировку и сдают зачеты.


На вышке

С высоты в 30 метров из больших окон открывается круговая панорама на весь аэродром. Здесь смена из 10-15 человек управляют самолетами, летящими в радиусе 120 километров, до момента, когда судно набирает высоту 5,7 тысячи метров.





Аэродром Толмачёво имеет две пересекающихся взлетно-посадочных полосы, что позволяет значительно увеличить пропускную способность аэропорта, повысить уровень безопасности полетов и при наличии соответствующих метеоусловий исключить заход на посадку над городом. Толмачёво — аэродром совместного базирования. В график движения гражданских воздушных судов могут вмешаться военные. Так и происходит. Три МиГ-31 вылетают на тренировку, и авиадиспетчеры корректируют заход на посадку и вылет других самолетов.


Как стать диспетчером

Диспетчеров готовят в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Ульяновска и Красноярска. К работе за пультом выпускников допускают после прохождения полугодовой стажировки. Затем они постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень и знание английского языка.

Далее по карьерной лестнице — должности старшего диспетчера и руководителя полетов. При этом руководитель полетов, чтобы не потерять практические навыки, по определенному графику также садится к мониторам и работает как обычный диспетчер.


Девушек в коллективе немного — примерно 15 %. Даже диспетчер руления Олеся Аминова считает, что это не женская профессия. В АДЦ, например, девушкам доверяют работать только как диспетчер руления и старта.

Диспетчер может выходить на пенсию уже в 50 лет, однако может работать и дальше, если позволяет здоровье и допускает медкомиссия.


Требования как к пилотам

Другое важное требование — знание английского языка, причем не ниже четвертого уровня по требованиям ICAO (Международной организации гражданской авиации). Сейчас и экипажи внутрироссийских авиакомпаний тоже переходят на радиообмен на английском языке, чтобы переговоры диспетчера с пилотами были понятны экипажам всех воздушных судов.


Раз в три года проводится аттестация диспетчерского персонала для подтверждения уровня знания английского языка. Если диспетчер не сдаст экзамен, он отстранятся от работы. Двенадцать человек в Новосибирском Центре ОВД знают английский на пятый уровень, а шестой присваивают только носителям языка.



Поцарапал фюзеляж

К счастью, серьезных авиационных происшествий на аэродроме Толмачёво за всю его историю не было. Все ситуации, которые считаются внештатными, описаны в специальных рабочих документах.

Там же указан алгоритм, как следует действовать диспетчеру, если поступила информация о террористе на борту, или у самолета отказал двигатель, или у пассажира внезапно ухудшилось здоровье.


Сложные внештатные ситуации регулярно отрабатываются на специальных диспетчерских тренажерах — они моделируют любые ситуации в воздухе, например, произошла разгерметизация ВС или птица попала в двигатель. За правильностью действий диспетчера при выполнении этих упражнений внимательно следит диспетчер-инструктор.


Десять раз подумать

Диспетчеры говорят, что они не суеверны, никаких особых примет у них нет.

Главное, что должно быть у диспетчера — это чувство ответственности, так как он отвечает за жизни большого количества людей. Это качество наиважнейшим назвали все собеседники.

Читайте также: