Особенности работы с детьми с овз дошкольного возраста учебно методическое пособие

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Шакурова Олеся Сергеевна

Организация: МКДОУ Еманжелинский детский сад Солнышко

Населенный пункт: Челябинская область, с. Еманжелинка

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что и объясняет практическую актуальность данной темы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие:

  • Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
  • Тяжелые нарушения речи (ТНР);
  • Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • Задержка психического развития (ЗПР);
  • Умственная отсталость (УО);
  • Расстройства аутистического спектра (РАС);
  • Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).

Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия с такими детьми ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей ребёнка. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения; оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ является не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При подборе содержания занятий для дошкольников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависят от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, я использую метод моделирования (модели, схемы, пиктограммы), который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы, карточки, символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из восьми предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Учить играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игра позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Предлагаются доступные задания в соответствии возможностями каждого ребёнка. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

Для активизации деятельности дошкольников с ОНР можно использовать следующие активные методы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний дошкольников, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (цифры) при решении примеров. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

4. Активные методы рефлексии.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОНР являются:

  1. игровые ситуации;
  2. дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  3. игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  4. релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

В своей работе я использую инновационные технологии по развитию связной речи, имеющими ОНР:

  1. Технология легоконструирование.Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО-ребенок учиться творчеству, созиданию.Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.

Дети учатся составлению предложений:

• по предметным картинкам;

• по сюжетным картинкам;

• по демонстрируемым действиям;

• по опорным словам.

Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.

В обучении связной речи метод наглядного моделирования используется со всеми видами связного высказывания: описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии картин;

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить:

  • основные действующие лица или объекты картины;
  • проследить их взаимосвязь и взаимодействие;
  • отметить особенности композиционного фона картины;
  • додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
  1. Компьютерная технология. В работе можно использовать различные компьютерные презентации:
  • для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн;
  • артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений;
  • автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах;
  • работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На занятиях можно использовать презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, презентации с заданием различить голоса животных.

Для сочинения рассказов по картинке - задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец).Дети просто описывают события, изображенные на картинках.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

  1. Здоровьесберегающая технология:
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: дыхательная гимнастика, логоритмика, релаксация, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз. Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи;
  • технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж;
  • коррекционные технологии: сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят – развивают мелкую моторику рук и речь.

Вывод:

В данной статье мною раскрыты не все методы и приемы работы с детьми с нарушением речи, так как их очень много. Данный факт ещё раз подтверждает актуализацию проблемы.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсорное развитие.
  • Моторное развитие.
  • Развитие речи и коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.
  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (некоторые из них мы предлагаем в Приложении 1).


Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Нашу группу дошкольников посещают дети с ОВЗ, имеющие различные заключения центральной психолого-педагогической комиссии. Её посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, синдромом Дауна), расстройствами аутистического спектра.

В начале учебного года уровень развития дошкольников оценивается как воспитателями, так и специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом), чтобы потом провести мониторинг усвоения адаптированной основной образовательной программы ДО каждым из воспитанников.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

‒ беседа с родителями;

‒ изучение медицинской карты ребенка;

‒ обследование физического развития;

‒ обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

В нашей образовательной организации нет штатного учителя-дефектолога, поэтому администрация и Служба психолого-педагогического сопровождения Гимназии заключила договор с ГППЦ ДОгМ о предоставлении детям с интеллектуальными нарушениями индивидуальных коррекционных занятий с дефектологом, который в течение учебного года дважды в неделю выезжает к нам.

На каждого воспитанника по результатам обследования в начале учебного года составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Модель профессиональной взаимосвязи воспитателей и специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

‒ по результатам диагностики уровня развития импрессивной и экспрессивной речи каждого из детей составляет индивидуальные планы коррекционно-развивающего обучения;

‒ проводит фронтальные занятия (формирование лексико-грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте, пропедевтика нарушений чтения и письма);

‒ проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слов);

‒ консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

‒ проводит первичное обследование состояния высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) воспитанников с интеллектуальными нарушениями;

‒ разрабатывает индивидуальные планы занятий;

‒ проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию ВПФ, познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями;

‒ консультирует педагогических работников и родителей по вопросам коррекционно-развивающего обучения.

‒ проводит психологическое обследование воспитанников с ОВЗ и разрабатывает индивидуальные планы развития каждого ребенка;

‒ проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми (в форме индивидуальных и подгрупповых занятий);

‒ участвует в составлении индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;

‒ осуществляет динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников с ОВЗ;

‒ повышает уровень психологической компетентности педагогов;

‒ проводит консультативную работу с родителями.

‒ осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

‒ учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий, проведении досугов и праздников;

‒ использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики.

Инструктор по физической культуре:

‒ осуществляет укрепление здоровья детей;

‒ совершенствует психомоторные способности дошкольников.

‒ проводит занятия по образовательным областям АООП (адаптированных общих образовательных программ дошкольного образования, составленных с учетом рекомендаций ЦПМПК);

‒ организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

‒ воспитывает культурно-гигиенические навыки;

‒ развивает мелкую и общую моторику;

‒ организует фронтальную и индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);

‒ применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

‒ консультирует родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др.

Деятельность воспитателей группы направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к школьному обучению.

Важнейший этап воспитательной работы с детьми дошкольного возраста — адаптационный период ребенка в группе. Воспитателю требуется быть максимально внимательным к каждому воспитаннику с ОВЗ, учитывать его индивидуальные психологические особенности. На этом этапе воспитатель должен приучить детей к пониманию различных схем и условных знаков, которые эффективно им используются, например, для усвоения последовательности действий при пользовании туалетом, мытье рук, одевании.

Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога:

1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

2) подавать учебный материал эмоционально.

3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5) предоставлять ребенку возможность выбора.

6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

8) использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

У большинства детей нашей группы в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому мы включаем этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами.

Снять излишнюю двигательную активность детей с ОВЗ могут помочь некоторые игры и упражнения, которые полезно знать воспитателю.

Стоя в кругу или сидя на стульях, дети стараются передать мяч соседу, не уронив его. Можно передавать мяч, стоя спиной друг к другу.

Для игры нужны три сигнальные карточки из разноцветного картона (вырезаны в форме ладошки) — красная, желтая и синяя.

Играющие хаотично двигаются по кругу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указанием ведущего:

Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее, и вместе с тем успокаивается сам.

Так можно научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, воспитанник, воспитатель, друг друга, коррекционно-развивающее обучение, музыкальный руководитель, психическое развитие, физическая культура.

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и

Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

Развитие музыкально-ритмических навыков ставит следующие цели по охране здоровья и физического развития детей

В организации занятий по ритмике и в подвижных играх педагоги должны реализовывать индивидуальный подход к детям

Основные направления работы по психомоторному развитию.

Они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая формирование

В связи с этим, при организации коррекционно-развивающей работы были использованы

Изд-во Союз,2001.─310с. 2. Валлон А. Психическое развитие ребенка.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при.

- инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей; - музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его

Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. [1, с. 3–7].

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения применялись нами в процессе обучения детей на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также для закрепления полученных знаний детьми во II половине дня и дома.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с учащимися первого класса «Развитие речи, мелкой моторики

Обучение детей слушанию произведения, пониманию его смысла; учить грамматически правильно отвечать на вопросы по его содержанию.

Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.

  • дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
  • полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  • охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  • представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  • обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Наличие соответствующих специалистов

Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Материально-технологические условия

Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.

Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.

Реализация программ дошкольного образования

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Для этого необходимо:

  • создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
  • применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
  • привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
  • — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
  • проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
  • сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Инклюзия

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:

  • образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
  • разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
  • направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.

Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.

Индивидуальная карта развития ребенка

Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.

Индивидуальная карта развития ребенка

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ

Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:

  • проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
  • развивать моторику пальчиков;
  • прививать культурные и гигиенические навыки;
  • организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
  • создать благоприятную атмосферу в группе;
  • консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:

  • организует взаимодействие учителей;
  • работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
  • корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
  • разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
  • повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
  • консультирует родителей малыша.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

  • диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
  • разрабатывать индивидуальные планы обучения;
  • проводить индивидуальные занятия;
  • консультировать педагогический состав, включая родителей.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ

  • занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
  • подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
  • использует инструменты музыкальной терапии.

Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ

  • проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
  • осматривают детей;
  • контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)

Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.

Наталья Белокопытова,


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ,все учебники для обучающихся с нарушениями интеллекта по этой ссылке

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные

Методические рекомендации по учебным предметам 2 класс,ФГОС (интеллектуальные нарушения,АООП 1 вариант)

Технология.Швейное дело. Г.Б.Картушина Г.Г.Мозговая

История России 9 класс

История России 8 класс

История Отечества 7 класс

Справочник по математике (геометрия)

Математика, М.Н.Перова 9 класс : учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

Математика, В.В.Эк 8 класс : учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

Алышева Т. В. А59 Математика. 7 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

С.В.Фадеева Рабочая тетрадь по математике : для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений / С.В. Фадеева. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 79 с. : ил.

Математика, М.Н.Перова Г.М.Капустина 5 класс : учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

Рабочая тетрадь по математике М.Н.Перова 5 класс для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида

Мир природы и человека 3 класс ,1 часть Н.Б.Матвеева ,И.А .Ярочкина

Мир природы и человека 3 класс ,2 часть Н.Б.Матвеева ,И.А .Ярочкина

Н.Б.Матвеева ,М.А. Попова Мир природы и человека .Рабочая тетрадь, 4 класс

Мир природы и человека 2 класс ,1 часть Н.Б.Матвеева ,И.А .Ярочкина, М.А.Попова

Мир природы и человека 2 класс С.В .Кудрина

Автор: Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Название: Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей
Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
Год: 2008г.
Размер: 8Mb

Автор: Лалаева Р.И., Шаховская С.Н.
Издательство: Владос
Год: 2011
Формат: FB2 RTF
Размер: 16 мб

Авторы: Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова

В данном пособии раскрываются особенности воспитательного процесса построенного на основе современных достижений специальной педагогики

и психологии в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида.

Система коррекционного воздействия при моторной алалии

Автор: Пятница Т.В., Башинская Т.В.
Год выпуска: 2010, 2011
Серия: Библиотека логопеда

Автор: Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др.
Название: Логопедия
Издательство: ВЛАДОС
Год: 2003

Авторы: Катаев А. А. , Е. А. Стребелева
Издательство: Просвещение
Год: 1990
Формат: doc

В пособии предлагается методика, сочетающая традиционные для логопедической практики приемы с нейропсихологическими методами обследования речи

Автор: Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.

В пособии представлены извлечения из работ известных отечественных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся.
Автор: Волкова Л.С. (ред.)
Издательство: ВЛАДОС
Год: 2003
Формат: doc
Размер: 5 мб

Автор: Составители Светлана Шаховская, Марианна Шохор-Троцкая
Год: 2007
Издательство: Владос
Формат: pdf
Размер: 38 мб

В книге представлены тексты и извлечения из работ известных ученых по вопросам наиболее тяжелой речевой патологии - алалии (несформированности речи) и афазии (распаду речи). Рассматриваемая речевая патология за последние годы в значительной мере стала появляться все чаще. Материалы учебного пособия могут оказаться крайне своевременными и полезными для понимания этих сложных речевых нарушений (механизмов, симптоматики), их наиболее ранней диагностики и коррекции.

В пособии даются методические рекомендации по постановке правильного произношения различных звуков, приводится примерное планирование занятий с детьми, имеющими нарушения произношения.

Автор: Рау Е.Ф., Рождественская В.И.

Настоящая программа предназначена для учителей-логопедов общеобразовательных школ, работающих над профилактикой и преодолением дисграфии у учащихся начальных классов.

Автор: Лапшин В.А., Пузанов Б.П.
Издательство: Просвещение
Авторы знакомят студентов педагогических институтов с основами дефектологии - отраслью педагогической науки, занимающейся вопросами изучения, обучения, воспитания и социально-трудовой адаптации аномальных детей. Знания основ дефектологии помогут будущим педагогам на более ранних этапах обучения определить причины неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ и своевременно выдать рекомендации родителям этих учащихся.
Пособие предназначено студентам педагогических институтов, может быть интересно учителям, воспитателям, родителям.

Автор: Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова
Издательство: ИЦ "Академия"
Год: 2003
В пособии раскрыты теоретические, психолого-педагогические и диагностические аспекты коррекционной педагогики - новой ветви научного педагогического знания, призванной помочь педагогам в решении задач профилактики и коррекции адаптационных нарушений, возникающих у детей в процессе их школьного обучения. Может быть полезна также студентам высших педагогических учебных заведений, а также учителям коррекционно-развивающего образования в начальной школе, слушателям ИПК и переподготовки педагогических работников.

Название: Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками
Автор/составитель: Строганова Л.В
Издательство: Педагогическое общество России
В этом пособии учитель и родитель получат ответы на конкретные вопросы, каковы возможные причины отклонений, каковы характерологические особенности таких детей и какие выбрать направления коррекционной работы.

В работе подробно описаны виды и свойства внимания, закономерности и нарушения развития внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, особенности и методы диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми; содержатся подробные разработки игр, упражнений и занятий для развития и коррекции внимания.
Книга предназначена психологам, дефектологам, воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям.
Автор: Осипова А.А.
Издательство: Сфера
Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи

В книге представлен широкий спектр психодиагностических методик (более 100), направленных на изучение психических процессов, поведенческой, когнитивной и эмоционально-личностной сфер психики. При отборе предпочтение отдавалось методикам, которые являются результатом обобщения многолетнего опыта научных исследований и практического их применения.
Автор: Калягин В.А., Овчинникова Т.С.
Издательство: КАРО

Автор: Громова О.Е., Соломатина Г.Н.
Издательство: Сфера
Год: 2006

Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.
Иллюстрированная методика логопедического обследования
Автор:Волковская Т.Н.
Издательство "Коррекционная педагогика", Москва

Учебно-методическое пособие для логопедов, студентов дефекторлогических факультетов. В данном пособии даны методические рекомендации по обследованию импрессивной и экспрессивной речи. Дан наглядный материал по обследованию связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой структуры, звукопроизносительной стороны речи. Даны речевые карты и возможные варианты логопедических заключений.

Логопедическая работа в коррекционных классах
В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых дошкольников, освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма, а также приведены конспекты логопедических занятий.
Автор: Лалаева Р.И.
Издательство: ВЛАДОС
Книги по коррекции дисграфии и дислексии

В пособиях раскрываются особенности нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом и различными видами аномалий (нарушениями интеллекта, зрения и слуха), приводится методика устранения наиболее распространенных видов нарушения чтения и письма, а также материал для коррекционной работы.
1. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. 2. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. 3. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. 4. Выявление дизорфографии у младших школьников
Автор: Лалаева Р.И.
Издательство: Просвещение, Феникс, СПбГУПМ
Учимся говорить правильно. Домашний логопед
Год выпуска: 2009
Интерфейс: Русский
Лекарство: Не требуется
Размер архива: 200,66 мб
Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)
Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)
Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)
Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

Минимальные системные требования:
Pentium III и выше, RAM 256 Мб,
Windows XP (SP2) / Vista / Seven,
Разрешение монитора: 1024 х 768, или 1152х648 для широких экранов дисплеев,
CD-дисковод или эмулятор,
Плеер WMP или аналогичный.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие

Описание:
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также рекомендации по использованию лексического материала.
Автор: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
Издательство: Айрис-Пресс
Волковская Т. Н "Иллюстрированная методика логопедического обследования" М 2009 скачать бесплатно
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Размер: 15.92Mb
Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп
Автор: Нищева Н. В.
Издательство: Детство-Пресс
В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 224 стр.
Сборник 1 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по следующим предметам: русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально-бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем программам носит практическую направленность и способствует социальной адаптации учащихся.


М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 стр.
Сборник 2 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по профессионально-трудовому обучению: столярное, слесарное, швейное дело, сельско-хозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство.
Программы данного сборника содержат учебный материал для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (первый этап). Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Последний этап соответствует 1-2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом. Сборник включает программы по столярному, слесарному, швейному, скорняжному, переплётно-картонажному, штукатурно-малярному делу, сельскохозяйственному труду, подготовке младшего обслуживающего персонала, цветоводству и декоративному садоводству. По построению и объёму учебного материала программы являются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает соответствующие виды труда, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других видов труда.

Иллюстрированная методика логопедического обследования
Автор:Волковская Т.Н.
Издательство "Коррекционная педагогика", Москва
Учебно-методическое пособие для логопедов, студентов дефекторлогических факультетов. В данном пособии даны методические рекомендации по обследованию импрессивной и экспрессивной речи. Дан наглядный материал по обследованию связной речи, словарного запаса, граммотического строя речи, слоговой структуры, звукопроизносительной стороны речи. Даны речевые карты и возможные варианты логопедических заключений.
Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников
В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.
Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных
дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога
Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам высших и средних учебных заведений, преподавателям, а также родителям детей с аномалиями развития, поскольку она позволяет больше узнать о предмете и эффективнее воздействовать на ребенка в процессе воспитания и развития. Книга дает общее представление о дефектологии как науке, рассматривает ее основные направления, содержание, задачи, методы и принципы.

Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения.
Основные положения и особенности реализации дифференцированного подхода в трудовом обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные методы трудового обучения в младших классах.
Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках труда у младших школьников.
Основные формы организации трудового обучения.
Структура урока труда в младших классах.
Роль учителя в организации коррекционно-развивающей работы на уроках ручного труда в младших классах.
Анализ урока труда.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов .
М.: АРКТИ, 2005. - 400 с. ;
Серия "Библиотека практикующего логопеда".Федеральная программа ''Культура России'

Читайте также: