Особенности работы адвоката при обращении в конституционный суд российской федерации

Обновлено: 13.05.2024

Особенности предмета судебного спора и процедуры конституционного судопроизводства. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ и конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

Процессуальные права и обязанности адвоката — представителя стороны в конституционном судопроизводстве. Подготовка адвокатом обращения в Конституционный Суд и документов, прилагаемых к обращению. Участие адвоката в заседании Конституционного Суда (дача объяснений, участие в исследовании доказательств, участие в заключительных выступлениях сторон). Участие адвоката в качестве представителя стороны в судопроизводстве по разъяснению принятого решения.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу­ционного Суда Российской Федерации устанавливаются феде­ральным конституционным законом.

Первый закон о Конституционном Суде Российской Феде­рации был принят Съездом народных депутатов 12 июля 1991 г., а 29 октября 1991 г. Пятым (внеочередным) Съездом народных депутатов был избран первый состав Конституционного Суда из 13 судей.

Разработка процессуального кодекса конституционного судо­производства является перспективной и, как нам представляется, достаточно актуальной задачей.

Так, далеко не все принципы процессуальной деятельности были отражены в этом Законе. Это касается состязательности, равенства прав сторон, всесторонности, объективности и пол­ноты исследования обстоятельств дела, уважения достоинства личности и т.д.

Можно привести примеры ущербности процедурных норм, которые способны были поставить под сомнение законность почти любого решения Конституционного Суда РФ.

В частности, не раскрывались с достаточной полнотой права сторон (например - право отвода, подачи ходатайств об истолко­вании и пересмотре решений по определенным основаниям и т.п.); не предусматривалось проведение распорядительного заседания (одним или тремя членами Конституционного Суда) с участием сторон для решения вопросов о принятии дела (заявления, ходатайства) к производству Конституционного Суда РФ, о мерах по собиранию необходимых материалов и доказательств, прове­дения экспертиз, назначения дела к слушанию и прочее.

Законодательство о гражданском и уголовном судопроиз­водстве содержит понятие существенных процессуальных нару­шений, влекущих безусловную отмену решения и приговора независимо от их кажущейся истинности и обоснованности. Имеют ли правовое значение нарушения Конституционным Судом правил судопроизводства (скажем, ограничивающие права сторон, свидетельствующие о необъективности суда и т.п.)?

Полномочия Конституционного Суда РФ приведены в строгое соответствие со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Предусмотрены структурные изменения - наряду с пленумом действуют две палаты, определена их компетенция.

Существенно расширены разделы о правилах производства в Конституционном Суде РФ. В общей сложности они состоят из 82 статей, определяя процессуальную форму конституционного судопроизводства.

В частности, полнее представлены принципы конституци­онного судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон (статьи 29-35).

Предусмотрена процедура предварительного рассмотрения обращений и принятия их к рассмотрению (статьи 40-44), на­значения дела к слушанию, распорядок заседаний, исследуе­мые судом доказательства, характер принимаемых решений и требования к ним (статьи 47-74) и т.д.

Многое из этих вопросов так или иначе освещалось и в старом законе о Конституционном Суде, но здесь они нашли, к ак правило, более четкое процессуальное решение.

Так, здесь речь идет уже не об участниках заседания, а об участниках процесса, сторонах и их представителях, о правах сторон, равенство которых является залогом состязательности процесса (статьи 52, 53, 35). Впервые вводятся процессуальные сроки предварительного изучения обращений (ст. 41), принятия обращений к рассмотрению (ст. 42), назначения дела к слуша­нию (ст. 47), что весьма существенно, если вспомнить, что их отсутствие превращало Конституционный Суд РФ по сути в отряд быстрого реагирования, по стилю работы никак не укла­дывающегося в статус Высокого Суда.

Значительные по объему разделы посвящены предваритель­ному рассмотрению обращений, поступивших в Конституцион­ный Суд РФ, рассмотрению дел в заседаниях Конституционного Суда РФ, подготовке и принятию итоговых решений.

Но осталось немало нерешенных процессуальных проблем. Это прежде всего проблемы взаимоотношений Конституци­онного Суда РФ с Верховным Судом РФ и Высшим арбитраж­ным судом РФ. Необходим поиск путей их процессуального и организационного взаимодействия, что крайне важно для формирования единой и сильной Судебной Власти, способной в необходимых случаях оказывать реальное влияние на преодо­ление противостояний и обеспечение плодотворного сотруд­ничества ветвей государственной власти. Одно из направлений решения этой проблемы мы видим в определении в процедурах Конституционного Суда РФ процессуального статуса предста­вителей других судебных систем страны.

Процедурные правила Конституционного Суда РФ не решают таких вопросов, как юридическое значение и последствия нару­шения этих правил судом или отдельными судьями Конституци­онного Суда РФ.

Не выделены существенные процессуальные нарушения, влекущие в любом случае признание принятого решения юридически ничтожным. Недостаточно разработан процессуальный статус сторон в конституционном судопроизводстве, который отнюдь не тождествен понятию и положению сторон в граждан­ском и уголовном судопроизводстве.

В настоящее время Конституционный Суд Российской Федерации функционирует в составе 19 судей. В его структуре - Пленум и две палаты.

Субъекты обращений в Конституционный Суд РФ с запроса­ми перечислены в ст. 125 Конституции Российской Федерации: это Президент Российской Федерации, Правительство Россий­ской Федерации, Палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Верховный Суд и Высший Арбитражный суд Рос­сийской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Как указывалось выше, могут обращаться в Конституцион­ный Суд РФ с жалобами граждане и суды с запросами по про­верке конституционности примененного или подлежащего применению закона.

Конституционный Суд РФ рассматривает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Стороны и их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

- Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

- наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

- необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

- наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

- точное название, номер, дата принятия, источник опублико­вания и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

- позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

- требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;

- перечень прилагаемых к обращению документов.

- текст акта, подлежащего проверке, или положения Консти­туции РФ, подлежащего толкованию;

- доверенность или иной документ, подтверждающий пол­номочия представителя, за исключением случаев, когда пред­ставительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Консти­туционном Суде РФ в качестве представителя;

-документ об уплате государственной пошлины;

- перевод на русский язык всех документов и иных материа­лов, изложенных на другом языке.

Кроме этого законодатель определил, что к обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых пред­лагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные мате­риалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземп­ляров.

Таким образом, документальное подтверждение полномочий адвоката для участия в конституционном судопроизводстве должно быть следующее:

- соответствующая запись в обращении заявителя о наличии представителя, его данных и полномочиях;

- ордер юридической консультации, подтверждающий право адвоката выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;

- доверенность, подтверждающая объем полномочий адвоката-представителя.

Законодательство о конституционном судопроизводстве предусматривает предварительное рассмотрение обращений, которое включает рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда РФ и самостоятельную стадию консти­туционного судопроизводства - предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ.

По поручению председателя Конституционного Суда РФ один или несколько судей в срок не более двух месяцев с момента регистрации обращения, проводят его предварительное изучение, заканчивающееся заключением судьи (судей) и его докладом в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Срок для реше­ния в пленарном заседании по вопросу о принятии либо неприня­тии обращения к рассмотрению установлен в пределах месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе и по ходатайству стороны или ее представителя. Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и долж­ностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до заверше­ния рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.

Участвуя в процессе рассмотрения Конституционным Судом РФ, стороны и их представители дают объяснения с приведением правовых аргументов в обоснование своей позиции, отвечают на вопросы судей и другой стороны (ст. 62), по окончании судеб­ного исследования выступают с заключительным выступлением (ст. 66). При этом, в своих заключительных выступлениях сто­роны и их представители не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом РФ.

Если Конституционный Суд РФ после заключительных вы­ступлений сторон признает необходимым выяснить дополни­тельные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны и их представители имеют право на повторное заключительное выступление, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами (ст. 67).

В Регламенте подробно определяется процедура избрания Председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ, уточняются полномочия этих должностных лиц, регламентируется порядок формирования палат Конституционного Суда РФ.

В своей практической деятельности адвокату приходится принимать участие не только в работе Конституционного Суда РФ, но и в конституционных и уставных судах субъектов Россий­ской Федерации. На 1999 г. таковых в России было учреждено десять: Конституционная Палата Республики Адыгея, Уставной Суд Свердловской области и Конституционные суды в респуб­ликах Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия).

В некоторых субъектах Федерации пока еще только предпо­лагается создание конституционных (уставных) судов, имеются и достаточно распространенные попытки возложения функций конституционного контроля на суды общей юрисдикции (обла­стные, краевые).

Конституционные суды субъектов Федерации - это судебные органы конституционного контроля, имеющие задачей защиту конституционного строя республики (иного субъекта Федерации), основных прав и свобод граждан, утверждения законности на территории их действия. Их функционирование основано на определенных процессуальных принципах, что сближает их с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции.

В законе о конституционных, уставных судах субъектов Российской Федерации содержатся сходные, как правило про­цедурные, нормы судопроизводства.

Устав предусматривает обычные для судопроизводства прин­ципы деятельности Суда: независимость, коллегиальность, устность, непосредственность, непрерывность разбирательства, состязательность, равноправие сторон. В разделе II Устава содержатся подробные правила судопроизводства (поводы и основания рассмотрения дел в Уставном Суде, общие требова­ния к обращению и документы, прилагаемые к нему, предвари­тельное рассмотрение обращений и пр.).

Статья 53, посвященная сторонам и их представителям, предусматривает представителей как по должности, так и по профессии, к числу которых отнесены адвокаты и лица, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, специалисты, имею­щие ученую степень по юридической специальности.

Законодательные акты и литература.

Конституция РФ 1993 г.

Б.С. Эбзеев. Конституция, правовое государство. Конституционный Суд - М, 1997 г.

В.А. Кряжков. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. - М., 1999.

М.А. Митюков. Организация и компетенция конституционных и устав­ных судов субъектов Российской Федерации (в кн. Конституционное право: восточноевропейское обозрение). - М., 1996. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. Сборник нормативных актов. - М., 1997.

Читайте также: