Особенности профилактической работы суда и прокуратуры

Обновлено: 16.05.2024

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско_правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохрани-тельных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности.
Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

В предупредительной работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:

- разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

- конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства;

- проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

- работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений;

- предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

- пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответст-вующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности. Наиболее действенным средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность попредупреждению преступлений. На органы юстиции возложено нетолько непосредственное осуществление правовой пропаганды, нои методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде,разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют ихвнедрение в практику пропагандистской работы.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Правоохранительные органы как субъекты криминалистической профилактики.

1. Судебные органы решают задачи предупреждения преступности с помощью различных средств и методов. В соответствии с законодательством о судоустройстве суды обязаны своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и частной собственности, соблюдения трудовой дисциплины, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Профилактический эффект деятельности суда связан с выполнением его основной задачи — осуществлением правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливые решения по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствуют устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству, частные определения, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

2. Профилактика преступности - задача, подлежащая решению на каждом направлении деятельности прокуратуры.

Широта компетенции прокуратуры, объем ее полномочий определяют специфику деятельности органов прокуратуры как субъектов профилактики преступности.

Прокуратура не только выполняет свои непосредственные функции по предупреждению преступности, но и осуществляет надзор за исполнением государственными и муниципальными органами, общественными организациями, иными негосударственными структурами требований законов, регламентирующих их деятельность по профилактике преступлений.

Профилактические функции выполняются при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание.

Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого.

Предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами. К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

3. Закон об ОВД относит предупреждение преступлений и других правонарушений к числу ее основных обязанностей. Согласно Закона ОВД в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению. ОВД в процессе профилактической деятельности правомочны:

применять меры административно-правового воздействия;

осуществлять виктимологическую профилактику;

изымать вещи, предметы, вещества, не допускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения;

контролировать хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности;

производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и продукции.

4. Важные функции несут учреждения, исполняющие наказание в виде Лишения свободы, и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их деятельность имеет профилактическое содержание в силу своей направленности на исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Специфика профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных требований. Особое значение для предупрежу ния рецидивной преступности имеет работа в местах лишения свобод по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, органами социальной защиты по вопросам, связанным с социальной адаптацией данной категорией лиц, трудовым и бытовым устройством, контролем за их поведением в период адаптации и т. д.

6. Органы Министерства юстиции участвуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по организационно-методическому руководству экспертных учреждений, нотариата, службы судебных исполнителей (приставов), регистрационной деятельности.

К правовым мерам профилактики относятся:

деятельность органов Министерства юстиции по совершенствованию законодательства и участию в законотворческой деятельности, систематизации и кодификации законодательства, приведению его в соответствие с современным направлением развития общества;

изучение эффективности действующего законодательства;

работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны;

методическое руководство правовой пропагандой, определение ее важнейших направлений, разработка эффективных средств и методов пропаганды, а также внедрение их в практику.

Меры профилактики осуществляются не сами по себе, а исходя от разных субъектов. Соответственно следует рассмотреть профилактическую деятельность некоторых субъектов профилактики преступности.

3. Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений.

Правоохранительные органы относятся к числу специализированных субъектов предупреждения преступности . Профилактическая (предупредительная) деятельность специализированных субъектов вытекает прямо из их предусмотренных законом профессиональных обязанностей или общественных полномочий, зафиксированных в уставных документах. Это органы внутренних дел, Федеральной службы Безопасности, юстиции, прокуратуры, суда, Государственной таможенной службы и другие правоохранительные органы.

Для специализированных органов предупреждения преступности характерны: а) не просто выделенность задач и функций предупредительной деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; б) осуществление предупредительной деятельности до того, как она примет процессуальные формы, и в этих формах; в) наличие у сотрудников, осуществляющих предупредительную деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения; д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной предупредительной деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер.

Итак, профилактическую деятельность осуществляют различные субъекты. Далее будет описана профилактическая деятельность.

3.1. Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллектива трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работниками милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряд милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и трудовые коллективы.

В профилактической работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды: 1) разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности; 2) конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминальном отношении территориях и объектах народного хозяйства; 3) проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни; 4) работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений; 5) предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел; 6) пересечение и раскрытие совершенных преступлений.

3.2. Профилактический эффект деятельности прокуратуры.

Профилактика преступности – задача, подлежащая решению на каждом направлении и деятельности прокуратуры . В процессе реализации каждого из направлений работы прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами.

Прокуратура также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 1

Надзор может осуществляться, например, путем прокурорских проверок, путем направления поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий и так далее.

Например, в процессе надзора за исполнением законов в сфере хозяйственной деятельности прокуратура осуществляет раннюю профилактику преступности путем обнаружения и устранения фактов бесхозяйственности, расточительства, финансовых нарушений, ненадлежащей охраны государственной собственности, нарушений, создающих благоприятные условий для совершения преступлений.

К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела , дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

Профилактические функции выполняются при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия . Прокурор выясняет, устанавливались ли в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, причины преступлений и способствующие им условия; проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для устранения выявленных причин и условий преступления.

На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы , в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание.

Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснить механизм их влияния на поведение подсудимого. Важное предупредительное значение имеет обвинительная речь прокурора , в которой он обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления , вскрывают его причины и условия.

Прокуратура осуществляет профилактическую деятельность на научной основе. Статистическая отчетность органов прокуратуры включает и данные, связанные с воздействием деятельности прокуратуры на криминогенные факторы. Прокуратура имеет в своей системе Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, который является Всероссийским криминологическим центром. Выделены базовые прокуратуры дел апробации рекомендаций, разрабатываемых этим институтом.

3.3. Профилактическая деятельность суда.

Среди государственных органов и организаций важная роль в предупреждении преступлений отводится суду . При этом суды обладают широкими и благоприятными возможностями, так как являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере борьбы с преступностью – почти всеми её видами, формами и разновидностями. Особо следует подчеркнуть роль мировых судей, разбирающих мелкие правонарушения, с которых обычно начинается преступное поведение, осуществляющих тем самым и профилактическую деятельность.

Профилактический эффект деятельности суда связан прежде всего с выполнением им своей основной задачи – осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Таким образом, вынося справедливый приговор, то есть избирая вид наказания, суд осуществляет борьбу с преступностью, а следовательно, и предупреждение преступлений.

Наказание есть уголовно-правовой инструмент суда в борьбе с преступностью, а следовательно, и предупреждения преступлений. Более того, инструмент этот по своей карательной направленности наиболее жесткий. В арсенале наказания имеется: смертная казнь (ст.59 УК РФ, которую на законодательном уровне в России еще никто не отнял); пожизненное лишение свободы (ст.57 УК РФ), лишение свободы на определенный срок (более тридцати лет) (ст.56 УК РФ), штрафы (ст.46 УК РФ). Более репрессивного инструмента право как российское, так и других государств не знает. Поэтому уголовное наказание является главнейшим инструментом уголовно-правовой борьбы с преступность. И этот инструмент законодатель вложил исключительно в руки суда.

Обвинительный приговор суда является одной из форм реализации негативной уголовной ответственности, оказывая действенное общее и частное превентивное воздействие. Между тем п.3 ч.5 ст.302 УПК РФ предусматривает возможность вынесения обвинительного приговора и без назначения наказания . Предупредительное воздействие негативной уголовной ответственности без реализации в форме наказания проявляется и в самом факте вынесения обвинительного приговора суда , несмотря на то, что, например, лицо в связи с изменением обстановки освобождается от наказания (ст.80.1 УК РФ), оно и совершенное им деяние подверглись государственному осуждению.

Достаточно часто судами применяется такая мера специального предупреждения преступлений, как условное осуждение (ст.73 УК РФ), превентивный эффект которого достаточно высок. На это указывает то, что на условно осужденного может быть возложено судом исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер: не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании или венерического заболевания и другое (ч.5 ст.73 УК РФ).

Содержание уголовно-правового предупреждения преступлений определяют также иные средства , предусмотренные уголовным законодательством, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст.90-91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (ст.97-104 УК РФ). Данные средства относятся к специально-предупредительным мерам, которые направлены на устранение причин и условий совершения преступлений. В свою очередь, только суд наделен правом применения к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл.50 УПК РФ) и принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ). 1

Профилактический эффект деятельности суда во многом обеспечивается реализацией принципа гласности в его работе , что предполагает, в частности, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов, привлекающих внимание населения, причем центр тяжести информации должен быть не на сенсационных деталях преступления, а на его причинах и условиях, неиспользованных возможностях предупреждения .

Наконец, профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обобщение судебной практики , создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности. Ведение судебной статистики судебным Департаментом при Верховном суде РФ и нижестоящих судах превращает их в держателей криминологической информации, необходимой для прогностических и профилактических целей.

В работе рассмотрена профилактика преступлений. Было дано понятие профилактики преступлений, раскрыты задачи, а также основные цели профилактики преступлений, рассказано о правовой основе предупреждения (профилактики) преступлений. Во второй части работы были описаны меры профилактики. Поскольку преступность – явление социальное, то было отмечено, что для ее предупреждения должны в комплексе использоваться не только специальные (криминологические) меры, но и общесоциальные меры (то есть преобразования в экономике, политике, культуре, образовании и других сферах жизни общества). В заключительной части работы было рассказано о деятельности основных субъектов профилактики преступлений, то есть о профилактической деятельности правоохранительных органов: органов внутренних дел, прокуратуры, суда.

В заключении, хотелось бы предложить некоторые профилактические мероприятия, которые могли бы способствовать уменьшению количества совершаемых преступлений:

1) Ввести общественный контроль за всеми телевизионными каналами (как государственными, так и частными), чтобы не допускать транслирование передач, в которых пропагандируется насилие, убийства, наркомания и прочие противоправные, античеловеческие поступки. Особенно важно не допускать транслирование таких передач в дневное и вечернее время, когда их смотрят дети и подростки.

3) Особые внимание обратить на подбор честных, компетентных, неподкупных кадров для работы в правоохранительных органах, обеспечив им материальный достаток. С этой целью проводить ежегодную аттестацию сотрудников. Для повышения уровня квалификации сотрудников правоохранительных органов следует хотя бы раз в год проводить курсы повышения квалификации.

4) Судам необходимо более активно включаться в деятельность по предупреждению преступлений (больше выносить частных определений (постановлений); проводить выездные судебные заседания; выступать в трудовых коллективах, в СМИ.

5) Руководителям организаций и предприятий усилились правовое воспитание сотрудников, не оставлять без внимания частные постановления судов; принимать меры по полученным частным постановлениям, (причем не формально, а качественно, чтобы не допускать подобных правонарушений в будущем).

6) Установить общественный контроль над правоохранительными органами. Для этого каждые полгода правоохранительные органы должны выступать перед общественностью с отчетом о своей деятельности. Для этого, например, можно образовать некий общественный орган района, города, субъекта федерации, федерации, состоящий из представителей исполнительной, законодательной (представительной) властей, общественных организаций. Общественные слушания открыты для населения. Каждый гражданин имеет право выступить со своими замечаниями и пожеланиями. Решения этого общественного органа не имеют обязательного (императивного) характера, но принимаются в расчет при последующей деятельности правоохранительных органов. Этот общественный орган наделен полномочием информировать вышестоящие правоохранительные органы о необходимости принятия тех или иных мер.

7) Значительно усилить ответственность и престижность участковых милиционеров. С этой целью: повысить зарплату участковым; резко сократить участки, чтобы участковый милиционер мог дойти до каждой квартиры; усилить связь участкового с населением участка; при каждом участке создать народную дружину в помощь участковому; выделить под участки вместительные помещения и оборудовать их для общественников-помощников; постоянно ставить отчеты участковых на общественном органе района (или города).

Список использованных нормативно-правовых актов

Конституция Российской Федерации, М., 1996

В.В. Лунеев. Тенденции Современной преступности и борьбы с ней в России / Государство и право, 2004, № 1

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. / Юристъ, М., 2006

Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Норма, М., 2007

Чуфаровский Ю.В. / Криминология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект, М., 2004

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова – 3-е изд., перераб. и доп. – Юристъ, М., 2006, с.720, 717

2 Чуфаровский Ю.В. / Криминология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во. Проспект, М., 2004, с.53

1 Конституция Российской Федерации, М., 1996, с.12

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова – 3-е изд., перераб. и доп. – Юристъ, М., 2006, с.166

2 Чуфаровский Ю.В. / Криминология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект, М., 2004, с.191

1 Гогонидзе. Стратегии борьбы с преступностью. (Материалы научно-практической конференции) / Государство и право, 2004, № 3, с.104

2 В.В. Лунеев. Тенденции Современной преступности и борьбы с ней в России / Государство и право, 2004, № 1, с.8

3 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Норма, М., 2007, с.446

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. / Юристъ, М., 2006, с.441

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. / Юристъ, М., 2006, с.439-440

Похожие страницы:

Правоохранительные органы (16)

. их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах. Вторым существенным признаком правоохранительной дея­тельности . представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных .

Правоохранительные органы (20)

. укрепление законности и правопорядка; профилактика правонарушений; исправление осужденных; . или уставу субъекта. Иные правоохранительные органы также образуют . том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении .

Правоохранительные органы (15)

. расследование преступлений как одна из важнейших правоохранительных функций. Круг правоохранительных органов . охранной деятельностью. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и . . Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного .

Правоохранительные органы России

. реализации. Органы внутренних дел для проведения эффективной профилактики преступлений активно взаимодействуют с другими правоохранительными и иными .

Профилактика преступности несовершеннолетних

. об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во – вторых, многие преступления совершаются против своих . субъекты профилактики должны работать согласованно, а регионы должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между .

Профилактика правонарушений является составным звеном системы правосудия и одной из важнейших его задач.

Судам отводится важная роль в предупреждении правонарушений, поскольку они обладают широкими и благоприятными возможностями для осуществления эффективной предупредительной деятельности, так как являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере борьбы с правонарушениями - почти всеми их видами, формами и разновидностями.

Профилактические возможности судов основываются на положениях Конституции РФ и принятых на ее основе законодательных актах.

Так, уголовно-процессуальным законом регламентирована обязанность суда по выявлению в ходе рассмотрения дела обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ).

При производстве судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием иных обстоятельств устанавливаются условия жизни и воспитания подростка, уровень его психического развития и иные особенности личности; влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 421 УПК РФ).

По сути своей в названных нормах содержится указание на установление криминологической характеристики совершенного преступления, что в дальнейшем будет являться основанием для постановления справедливого приговора.

Приговор является важнейшим процессуальным актом, значимость которого заключается не только в правильном решении судьбы подсудимого, но и в том, что он служит воспитанию граждан в духе правомерного поведения. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива.

Назначение справедливого наказания служит целям предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Придя к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, суд может в соответствии со ст. 73 УК РФ постановить считать назначенное наказание условным, что имеет значение для недопущения контактов с криминальным окружением. Кроме этого, на условно осужденного может быть возложено исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер: не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания и др. (ч. 5 ст. 73 УК РФ).

Содержание уголовно-правового предупреждения преступлений определяют не только институты уголовной ответственности и наказания, но и иные средства, предусмотренные уголовным законом, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст. 90 - 91 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97 - 104 УК РФ).

Превентивное воздействие на совершение правонарушений оказывают прекращение производства по делу, правильно организованные примирительные процедуры в деятельности судов.

По данным 2004 - 2005 годов, судами области прекращено 4165 уголовных дел из 12981 поступивших в суды, или каждое 3-е дело, а также 9678 гражданских дел из 103334 поступивших, или каждое 10-е дело. При этом 3290, или 79%, уголовных дел прекращались в связи с примирением сторон.

Справедливое решение по гражданским и административным делам и устранение вызвавших их причин способствуют исключению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций в обществе.

Профилактическая роль суда наглядно проявляется в судебном разбирательстве уголовных дел, воспитательное воздействие которого усиливается публичностью и гласностью правосудия, особым ритуалом судебного разбирательства, его торжественностью, которая не присуща другим процедурам уголовного процесса.

Уголовным и гражданским процессуальным законодательством регламентированы правомочия суда на вынесение частных определений (постановлений), если при судебном рассмотрении дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 1 ст. 226 ГПК РФ). Выносимые судами частные определения обязательны для исполнения и выполняют профилактическую функцию.

Профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обзоры и обобщения судебной практики.

В 2004 и 2005 годах судами области проведено 1266 обобщений судебной практики. По их результатам направлено 90 представлений в различные органы.

Активная роль в аналитической деятельности принадлежит президиуму областного суда, что имеет положительные результаты.

Так, следствием неоднократного обобщения судебной практики рассмотрения судами жалоб на действия судебных приставов-исполнителей и его реализации путем направления представлений на имя Главного судебного пристава Липецкой области и выступления судей перед судебными приставами-исполнителями явилось снижение числа судебных решений о признании действий судебных приставов-исполнителей незаконными более чем в два раза (с 46,6 до 20% случаев).

В результате обобщения судебной практики рассмотрения судами области дел по спорам, связанным с воспитанием детей, проведения совещаний с органами опеки и попечительства по районам, стало соблюдаться требование закона о предоставлении в суды надлежаще оформленных заключений органов опеки и попечительства.

Помимо этого, президиумом принимаются постановления организационного характера, направленные на профилактику нарушений закона и прав граждан.

Одним из последних является Постановление о мерах по обеспечению соответствия деятельности судов Липецкой области по отправлению правосудия требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В постановлении президиума, доведенном до сведения не только судей, но и прокурора, начальников УВД и УИН, обращается внимание на необходимость проведения мероприятий по созданию условий для обеспечения прав и свобод граждан на скорое и справедливое судебное разбирательство, своевременное извещение о слушании дела, обеспечение надлежащих условий содержания в местах лишения свободы, необходимость контроля за исполнением судебных решений, а также на активную роль судов в установлении фактов нарушения прав и свобод граждан и принятии соответствующих мер реагирования.

С целью обеспечения прав и законных интересов граждан мы ставим вопросы правильного применения действующего законодательства и его совершенствования.

После введения в действие нового Жилищного кодекса РФ и обнаружившихся недостатков в деятельности жилищных органов, повсеместно отказывавших гражданам в первичном рассмотрении заявлений по поводу самовольно произведенной перепланировки, в составлении и выдаче необходимой документации, нами было направлено письмо на имя главы администрации Липецкой области о необходимости устранения названных нарушений.

С целью заполнения "правового вакуума", образовавшегося в результате изменения федерального законодательства, принималось обращение к областному Совету депутатов о необходимости скорейшей разработки и принятия закона, определяющего категорию граждан, имеющих право на получение жилья из жилищного фонда области, а также устанавливающего порядок предоставления жилых помещений этим категориям граждан.

В связи с предстоящими повсеместными избирательными кампаниями в мае текущего года нами направлено обращение на имя члена Совета Федерации ФС РФ А.Г. Лыскова с просьбой использования права законодательной инициативы для устранения существующей коллизии норм права, регламентирующих подсудность рассмотрения избирательных дел.

Нами готовились и иные обращения, преследующие цель устранить имеющиеся нарушения законности и обеспечить права и законные интересы граждан, а именно:

обращение к Главному федеральному инспектору по Липецкой области о принятии мер к нормативному закреплению приоритетной доставки судебной корреспонденции;

обращения к заместителю главы администрации области о разрешении вопроса с оплатой государственной пошлины, а также о приведении в соответствие с нормами законодательства порядка движения надзорных жалоб, поступающих в администрацию;

письмо на имя главы администрации города Липецка о необходимости устранения нарушений должностными лицами органов регистрационного учета права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выявленных в ходе обобщения судебной практики;

обращение на имя главы администрации города Липецка о необходимости скорейшего решения вопроса об исполнении решения суда о предоставлении гражданину благоустроенного жилого помещения, а также к Главному судебному приставу по Липецкой области о принятии мер к надлежащему исполнению решений иностранных судов;

доведение до сведения начальника УИН фактов ненадлежащего обеспечения питанием подсудимых;

координация со службой судебных приставов действий по обеспечению безопасности судей и находящихся в судах граждан;

разъяснение действующего законодательства по запросам государственных органов.

Суды активно участвуют в правовом просвещении населения.

Нами поддержана Областная целевая программа правового всеобуча. Судьи принимают участие в семинарах и совещаниях, проводимых администрацией области, смежными структурами и иными учреждениями, где выступают по вопросам применения законодательства и судебной практики.

Судом с интересом воспринимаются попытки издания материалов, способствующих улучшению правовой осведомленности граждан. В ноябре 2005 г. по просьбе Правления Фонда "Право матери" нами изучался проект сборника "Родителям погибших солдат" и давались определенные рекомендации.

В настоящее время мы совместно с избирательной комиссией Липецкой области готовим к выпуску сборник судебных решений по делам об избирательных спорах.

В сборнике найдет отражение достаточно обширный опыт рассмотрения судами области подобных дел, выработанный нами ряд весьма ценных подходов к решению вопросов квалификации нарушений избирательного законодательства, оценки степени их влияния на результаты выборов.

Полагаем, что публикация судебных решений будет способствовать информированию всех заинтересованных лиц о позиции судов по применению избирательного законодательства и предупреждению нарушений избирательного законодательства всеми участниками будущих избирательных кампаний.

Мощный профилактический потенциал заложен в средствах массовой информации, формирующих общественное мнение и утверждающих в нем определенные представления и приоритеты.

Осознавая значение СМИ в противодействии негативным стереотипам, в утверждении адекватного общественного мнения о праве и правосудии, мы стремимся к расширению и углублению наших деловых контактов.

В деле профилактики правонарушений взаимодействие судов и СМИ направлено на развенчание идеологии и практики правонарушений, использование информационных каналов для повышения уровня правовой культуры населения.

За период с 2004 г. в печатных, радио- и телевизионных СМИ по инициативе пресс-служб судебной системы области прошел 1041 материал.

В областной ежедневной газете "Липецкая газета" и ее приложениях "ЮРФАК" и "МЫ" постоянно публикуются материалы судебного характера, выступают руководители судов области по различным тематикам.

На канале ГТРК-Липецк выходит тематическая передача "Закон и общество" о важнейших аспектах осуществления правосудия с участием представителей судейского сообщества. С целью правового просвещения женщин, предупреждения нарушений прав женщин и детей судьи также участвуют в передаче "Что хочет знать прекрасная половина".

Работает официальный сайт областного суда, на который в числе разнообразной информации о работе судов мы помещаем обобщения судебной практики, судебные решения, имеющие принципиальное значение и общественную значимость.

Пожалуй, самой важной является задача профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Для рассмотрения дел в отношении этой категории лиц необходим особый порядок судопроизводства, основанный на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, преследующий цель попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

Эту задачу призван решить начавшийся в России процесс формирования ювенальной юстиции. Это новые правовые механизмы, медико-социальные, психолого-педагогические, реабилитационные процедуры и программы, проводимые посредством объединенных усилий судов, различных специализированных служб правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных правозащитных организаций.

Рассмотрение дела в отношении несовершеннолетнего направлено на максимальное соблюдение и защиту прав ребенка, поэтому по гражданским делам являются актуальными примирительные процедуры. По практике, сложившейся в уже созданном ювенальном суде города Таганрога Ростовской области, на беседе судья выясняет позицию сторон, разъясняет возможность защиты и соблюдения прав и интересов ребенка. В соседнем с судом здании имеется комната примирения с круглым столом. По словам судьи, после беседы в ходе предварительной подготовки по делу, общения с психологом нередки случаи заключения мировых соглашений по делам в отношении детей.

Ни одно выявленное в ходе производства по делу обстоятельство, свидетельствующее о нарушении прав несовершеннолетнего либо необходимости защиты его интересов, не должно оставаться без внимания суда. Формами судебного реагирования могут быть частные постановления, письма в адрес соответствующих организаций и др. Так, в упомянутом суде города Таганрога такие письма имеют место практически по каждому делу. Это обращения в органы социальной защиты населения с просьбой оказать несовершеннолетнему материальную поддержку на лечение, в комитет по делам молодежи с просьбой оказать помощь в организации трудоустройства несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и т.п.

Формирование ювенальной юстиции в Липецкой области сегодня является одной из наших первоочередных задач.

Таким образом, возможности судов в деле предупреждения правонарушений велики. И мы стараемся использовать предоставленное нам право широко и разносторонне, поскольку эффективность своей работы напрямую связываем с результативной профилактической деятельностью.

Но решение комплексной задачи предупреждения правонарушений возможно лишь на основе согласованных усилий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, каждая из которых призвана внести свой вклад в рамках своих возможностей и полномочий.

Благодарю вас за внимание.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: