Особенности общения с несовершеннолетними сотрудников овд

Обновлено: 12.05.2024

2.3. Психология участников предварительного расследования преступлений

2.3.4. Психология несовершеннолетних

Для расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, в частности, для производства допросов лиц указанной категории необходимо учитывать их возрастные, гендерные, индивидуальные психологические особенности, статус в рамках уголовного процесса. Необходимо психологическое обеспечение расследования преступлений в форме общеконсультативной помощи следователям об особенностях лиц определенной возрастной и социальной категорий 1 .

Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с недостаточной сформированностью адаптивных поведенческих навыков.

Усиленное функционирование гормональной системы значительно повышает нервную возбудимость подростка, его реактивность, эмоциональную экспрессивность, нередко вызывает вспыльчивость, резкость, несдержанность.

Несовершеннолетним свойственны следующие психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположенности к совершению преступления.

• Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.

• Психологическая зависимость от предметного мира, вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии.

• Доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, растерянность в конфликтных жизненных ситуациях нередко становятся причинами совершения несовершеннолетними преступлений под воздействием опытных преступников.

Представительницы женского пола обладают более широким периферическим зрением, большей чувствительностью к сенсорным раздражителям, имеют превосходство в скорости восприятия, счете, вербальной памяти; могут заниматься несколькими делами одновременно (например, одновременно и слушать, и говорить и т. д.). Эти способности могут стать определяющими при восприятии окружающей обстановки в момент совершения преступления. В ситуации высокой эмоциональности (например, в ситуации опасности) у девушек повышается общая активность коры головного мозга, и проявляется готовность в любую минуту реагировать на воздействие, они более стрессоустойчивы.

При работе с несовершеннолетними для получения достоверных показаний необходимо учитывать особенности формирования и протекания их психических процессов. Особенности восприятия несовершеннолетнего влияют на точность его показаний при необходимости дать описание возраста, внешнего облика лица, совершившего преступление. В психологической литературе описаны следующие специфические особенности восприятия, свойственные несовершеннолетним: 3

• точность оценки несовершеннолетним возраста выше на основе представлений (визуальных образов памяти), чем при непосредственном восприятии;

• несовершеннолетний более точно указывает возраст малознакомого человека на основе первого впечатления, при последующем восприятии точность указания возраста снижается;

• ракурс восприятия зависит от разницы в росте между воспринимающим и воспринимаемым; несоответствие между ростом, определенным несовершеннолетним, и действительным ростом описываемого в ходе допроса лица тем больше, чем моложе (и ниже ростом) несовершеннолетний.

Особенности памяти несовершеннолетних проявляются в процессе допроса при необходимости вербального воспроизведения увиденного и услышанного. У лиц данной возрастной категории затруднены последовательность рассуждений и обоснование отдельных положений, выражающееся в пропуске отдельных звеньев доказательств, их перестановке, введении лишних смысловых звеньев. В связи с этим, следователю целесообразно использовать методы, направленные на оказание мнемической помощи несовершеннолетним. Активизации памяти подростков способствует использование методов аналогии, сравнения; постановки контрольных (для проверки и уточнения показания) и напоминающих вопросов; освещения события с различных его сторон.

Процессуальное положение несовершеннолетних в рамках уголовного процесса определяет тактике-психологические особенности допроса данной категории лиц.

К методическим условиям, которые необходимо соблюдать, для того чтобы избежать негативного влияния на достоверность показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, можно отнести отсутствие повторных допросов данной категории лиц, дозированное и персонифицированное распространение информации о ходе расследования.

Психологические причины, негативно влияющие на показания несовершеннолетних свидетелей: эффекты заученности показаний и ложного обогащения их все новыми деталями при неоднократном проведении допроса; наличие внешнего влияния, как индивидуального (например, воздействие со стороны родителей; эффект влияния личности следователя), так и массового (влияние атмосферы слухов, сплетен, разговоров).

При выборе тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следует учитывать направленность их личности. Тактика допроса несовершеннолетних, не имеющих антиобщественной направленности личности, нацелена прежде всего на активизацию их лучших качеств. Для этого целесообразно использовать всю информацию, полученную в ходе подготовки к допросу. Кроме того тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени определяется механизмом приобщения их к преступному поведению и приверженностью криминальным установкам 4 .

Получение объективных и достоверных сведений, касающихся обстоятельств совершенного преступления, сопряжено с необходимостью установления психологического контакта. Следователи подчеркивают важность и сложность установления психологического контакта с несовершеннолетними (особенно подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступления).

• Прием демонстрации общности взглядов, оценок, интересов по некоторым вопросам. С целью психологического сближения с допрашиваемым несовершеннолетним следователю рекомендуется находить и подчеркивать то, что может сближать его с несовершеннолетним: гендерная принадлежность, место жительства, землячество, элементы биографии, увлечения, способы проведения досуга, отношение к спорту и т. д.

Для определения степени достижения психологического контакта рекомендуется учитывать признаки-сигналы, выявленные в исследовании В. В. Мицкевича. 7

С учетом поведенческих проявлений следователю целесообразно определять продолжительность допроса несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 425 УПК РФ такой допрос не должен без перерыва составлять более двух часов и более четырех часов — в день.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (неформальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

В целом учет следователями психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

1. См.: Реуцкая II. Е.. Бродченко О. II. Психологические особенности допроса несовершеннолетних// Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 55-68.

2. См.: Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб, для студ. вузов. М., 2002. С. 345-423.

3. См.: Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и предъявления им для опознания на предварительном следствии // Учен. зап. М., 1968. Вып. XVII. Ч. 1. С. 41-75.

4. См.: Поликашина О. В. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: дис. канд. юрид. наук. М, 2004. С. 116.

5. См.: Прикладная юридическая психология: учеб, пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 374.

6. См.: Зорин Г. А. Руководство по практике допроса. М., 2001. С. 244.

7. См.: Мицкевич В. В. Установление психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел с гражданами при решении оперативно-служебных задач: дис. . канд. психол. наук. М., 1989.

В своей повседневной служебной деятельности сотрудник ОВД вступает в сотни взаимодействий с другими людьми. Разговоры, взгляды, улыбки - все это разные проявления одного и того же - КОНТАКТА, который люди налаживают друг с другом. У кого-то это получается лучше - их мы называем контактными людьми; у кого-то хуже - их называем неконтактными.
Характер и содержание профессиональных обязанностей обусловливает наличие определенных особенностей в построении взаимоотношений как с гражданами, так и с коллегами.

Содержание

Введение.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАВЫКИ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЙ
3. КОНФЛИКТ И ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ОБЩЕНИИ
5. МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Психологическая безопасность.doc

5. Фаза выхода из контакта. Полезно оставить о себе положительное впечатление для сохранения возможности дальнейшего взаимодействия.

Содержание профессионального общения определяется:

  • с одной стороны, личностными характеристиками сотрудника и выполняемыми оперативно-служебными задачами;
  • с другой стороны, социальными функциями вступающих с ним во взаимодействие других людей (их положением в системе общественных, в том числе правовых, отношений, принадлежностью к той или иной общности, нравственным и правовым нормам).

Цели профессионального общения.

Цель социального общения состоит в том, чтобы засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношения или изменить их, а не сообщать друг другу что-либо по существу.

Экспрессивное общение носит ярко выраженную эмоциональную окраску.

Информационное общение занимает большое место в нашей деятельности. Его цель - обмен информацией и фактическими сведениями.

При побудительном общении люди, вступающие в контакт с нами, ожидают или подразумевают наши активные действия.

  1. БАРЬЕРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Очень часто бывает так, что своего собственное позитивного отношение к людям, а также желания быть полезным и профессионально грамотным в глазах гражданина, совсем не достаточно. В общении возникают барьеры. Наиболее распространенные барьеры общения.

1. Демонстрация разницы позиций.

  1. Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям.

3. Проявление конфликтогенных черт (черт конфликтности в характере).

К основных характерологическим особенностям людей, проявляющих конфликтность, относятся их бесцеремонность, бестактность, фамильярность, навязчивость и другие личностные качества.

4. Использование оценочных суждений.

Как правило, это неосознанное или сознательное использование оценок, одобрений или не одобрений того, о чем говориться.

5. Переход с роли на личность.

Очень часто встречается как в формальном, так и в неформальном общении: Критикуется, например, не плохая работа или ошибки, а личность человека.

Необходимо помнить, что негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности, и быть аккуратным в своих высказываниях по отношению к другим людям.

6. Действие стереотипов.

Стереотипы это неизбежный атрибут специалиста любой профессиональной деятельности. Представляет собой общее мнение о распространенности тех или иных черт, характерных для определенных групп людей. В процессе построения взаимодействия стереотипы могут оказаться глубоко неверными, формировать ошибочные установки, серьезно деформировать процесс общения и представлять собой барьер эффективной коммуникации.

3. МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ

Напряжение может создаваться постепенно в процессе общения или присутствовать изначально. Что важно в процессе диалога:

  1. Предоставление партнеру возможности выговориться (Оказывается, что для снижения напряжения у партнера по общению совсем не обязательно выполнять все то, на чем он настаивает. Часто снижению напряжения способствует уже то, что человек получил возможность высказать, вербализовать все свои взгляды без ограничений).

Антитехника (неконструктивно): Если человека оборвать, перебить или просто не заметить его робкого высказывания, не сделает повторной попытки высказаться и может уйти в глухое молчание.

2) Вербализация эмоционального состояния является грамотной заменой неконструктивной техники замечаний и проявлений обиды. 2 вида:

3) Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. (Перевод разговора с абстрактного уровня на конкретные предложения, которые можно обсуждать).

Гораздо эффективнее для общения не просто пассивно слушать, а вербальным образом проявлять свою заинтересованность в разговоре, доказывать, что ваши мысли не витают где-то далеко. Уровни активного слушания: Вставление каких-то утвердительных междометий (да, ага и т.п.). Это показатель того, что вы следите за ходом мысли партнера. Перефразирование, резюмирование, формулирование уточняющих вопросов-утверждений. Развитие идей партнера по общению.

4. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПОЛИЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН

4.1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Контакт лучше начинается с обсуждения спортивно-технических тем, увлечений, которые характерны для подростков, с постепенным ненавязчивым переходом к вопросам профилактики правонарушений.

Надо помнить, что в поле зрения полиции попадают дети, как правило, из неблагополучных семей, обездоленные во многом. Вот здесь должны проявиться максимально строгость сотрудника и его милосердие и гуманизм. Кто умеет принять в свое сердце боль обиженного ребенка, униженного и оскорбленного подростка, тот, естественно, будет с ним осторожен и терпелив, но требователен без раздражения и грубости. Следует терпимо относиться к агрессивности подростка, которая иногда является лишь стремлением к самоутверждению.

4.2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ВЕРУЮЩИМИ

При общении с верующими нежелательно касаться вопросов религии. Особенно невыгодное впечатление производит сотрудник полиции, пытающийся неаргументированной критикой или даже малограмотной атеистической пропагандой переубедить верующих, а также сотрудник, выражающий демонстративное неприятие отправления верующими религиозного культа. Поэтому, уважая закон, нужно вести себя так, чтобы не оскорблять чувств верующих: снять головной убор при входе в помещение храма, аккуратно, если возникла необходимость (например, при обыске), обращаться с предметами религиозного культа (иконами, книгами и т.п.).

4.3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Во время несения службы во взаимоотношении с иностранцами сотруднику полиции лучше всего вступать в контакт только в пределах осуществления своих полномочий. При обращении с вопросами, не относящимися к компетенции полиции, надо порекомендовать иностранцу обратиться в соответствующее учреждение.

При обращении иностранцев, плохо владеющих русским языком, необходимо внимательно выслушать их, понять смысл вопроса, разъяснить, как нужно поступить. Как известно, все иностранцы обязаны подчиняться законам страны пребывания.

Задержание иностранных граждан и их доставление в дежурную часть может иметь место лишь в крайних случаях, когда после неоднократных предупреждений они продолжают злостно нарушать общественный порядок и не подчиняются законным требованиям.

Вместе с тем, сотрудникам милиции нужно знать отличительные особенности национальной психологии иностранцев. Они тесно переплетены с вопросами традиций страны, религии, а также вопросами семейно-бытовой сферы.

    1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ С ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫМИ ЛЮДЬМИ

    Значительную часть среди правонарушителей составляют психически неполноценные люди. Либо, отдельные поступки людей заставляют сотрудников задумываться о характере психического здоровья граждан.

    В общении с психически неполноценными людьми во всех случаях должен преобладать уравновешенный, спокойный тон. В то же время надо давать понять, что вы знаете о недуге, но не потерпите на нем спекуляции.

    Психические отклонения могут включать в себя такие проявления, как:

    Лица, страдающие умственной отсталостью, часто не в состоянии обдумывать глубоко то, что они делают, и что от них хотят. Поэтому все, что требуется отданного лица, ему нужно вначале особенно доходчиво и терпеливо объяснить. Важно также принять во внимание повышенную внушаемость и подчиняемость умственно отсталых лиц. Это качество легко может сделать их как жертвой преступника, так и преступным орудием в его руках. Но в то же время их повышенную внушаемость и подчиняемость вполне допустимо и морально оправданно использовать для формирования у этих людей правопослушного поведения. При необходимости распоряжения этим лицам нужно отдавать четко и лаконично, тоном, не терпящим возражений, и, конечно, недопустимы насмешки и ирония в адрес умственно отсталых лиц.

    Необходимо запомнить: лица этой группы, по сравнению с другими, при установлении контакта с ними охотно дают более правдивую и обстоятельную информацию о событиях, свидетелями или участниками которых они были.

    4.5. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ С ЛИЦАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОСТОЯНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

    При обострении многих психических заболеваний может возникать реактивное состояние возбуждения (двигательного, речевого и т.д.).

    Психическое возбуждение часто сопровождается бредом. Бредовому состоянию сопутствует чувство страха. Двигательное беспокойство порой достигает выраженной степени (человек пытается выброситься из движущегося транспорта, набрасывается на окружающих, нередко совершает тяжкие по своим последствиям действия, вплоть до убийства).

    При белой горячке у больного возникают галлюцинации, носящие зловещий, угрожающий характер в отношении его. Больные порываются бежать, оказывают упорное сопротивление при попытке их задержать.


    В статье рассматриваются актуальные проблемы предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних силами полиции. Автор приходит к выводу, что предупреждение деликтного поведения подростков требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов (правоохранительных органов и институтов гражданского общества), постоянного сочетания мер общего, специального и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

    Ключевые слова: полиция, несовершеннолетние, профилактика правонарушений.

    The article discusses the current problems of the prevention and prevention of juvenile delinquency by the police. The author concludes that the prevention of tortious behavior of adolescents requires an integrated approach, the combined efforts of many actors (law enforcement agencies and civil society institutions), a constant combination of general, special and individual warnings at all stages of preventive work.

    Keywords: police, minors, crime prevention.

    Защита прав и интересов несовершеннолетних — обязанность любого сообщества. В качестве социально-демографической группы они должны воспитываться и формироваться в системе существующих социальных взаимодействий. Однако за передовой чертой развития можно наблюдать проблемы и противоречия развития личности именно в данных возрастных границах. При этом в системе правоохранительных органов именно ОВД выступают основным субъектом предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

    В современном мире большое значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. Основы мировоззрения, взгляды на жизнь, привычки поведения, закладываются в раннем возрасте, необходимо, чтобы уже в этом возрасте несовершеннолетние получали представление о своем правовом статусе, о праве, как регуляторе общественных отношений, и осознавали, что противоправные деяния влекут за собой соответствующую ответственность. Поэтому одним из направлений совершенствования профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД (далее по тексту — ПДН) является ранняя профилактика противоправного поведения подростков, осуществляемая сотрудниками ПДН в процессе совместной с руководителями и педагогами общеобразовательных школ и колледжей педагогическая деятельность.

    Вторым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН, является овладение сотрудниками последних социальной и педагогической техникой, которая необходима для достижения целей профилактической деятельности. Практика показывает, что зачастую сотрудники ПДН не всегда в процессе проведения профилактической работы с подростками должным образом владеют социальной и педагогической техникой, то есть теми специальными социально-педагогическими действиями, средствами, приемами, которые наиболее эффективно могут быть использованы в педагогическом общении с подростками. Педагогическое общение выступает обязательным элементом педагогической профилактики и представляет собой специально организованное по инициативе сотрудника ПДН и управляемое им социально-психологическое взаимодействие с подростком. Обмен информацией в сочетании с оказанием воспитательного воздействия с использованием различных коммуникативных средств является содержанием педагогического общения. При отсутствии у сотрудника ПДН должного уровня во владении социально — педагогической техникой, при неправильной организации им педагогического общения с подростком цели профилактики, скорее всего, достигнуты не будут, а, следовательно, подросток по-прежнему будет оставаться в группе риска.

    В используемой при проведении индивидуальных профилактических бесед сотрудником ПДН социально-педагогической технике выделяют три основных направления: 1) использование речевых (вербальных) средств (прежде всего это слова, которые использует сотрудник, стиль общения, построение фраз и т. п.); 2) использование невербальных (неречевых) средств (мимики, жестикуляции, прикосновения и т. п.); 3) обстановка, в которой данное взаимодействие осуществляется, и использование поведенческих средств (помещение, мебель, техника, а также поза, дистанцирование и перемещение сотрудника ПДН в процессе воспитания и т. п.).

    Третьим направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН выступает обучение его сотрудников методам и средствам для использования психолого-педагогического инструментария в деле профилактики подростковой преступности.

    Четвертое направление совершенствования профилактической деятельности ПДН — подготовка в вузах МВД специалистов для ПДН, которые обладали бы необходимыми социально-психолого-педагогическими компетенциями, а также умениями и практическими навыками в организации и проведении эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности.

    Характерная чертп преступности несовершеннолетних — ее групповой характер. По данным исследования Л. М. Прозументова, среди школьников 10–11 классов почти половина (48 %) имеют опыт участия в драках, против личности в группе совершаются почти 70 % общественно опасных деяний, практически во всех деяниях данного вида участниками являются малолетние [4, с. 48–49]. При этом, как свидетельствует практика, работу по выявлению групп криминогенной направленности, а также установлению их лидеров осуществляют инспекторы ПДН во время проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики. К сожалению, проблем в этой сфере еще весьма предостаточно. В настоящее время работа с криминогенными группами ведется по остаточному принципу, соответственно, наиболее отвечающей современным реалиям задачей в современных условиях продолжает оставаться разобщение криминогенных групп несовершеннолетних. Это разобщение можно провести с использованием ситуации внутригруппового конфликта или оказания воздействия на родителей и других законных представителей для того, чтобы они оказали на них воздействие и пресекли негативное влияние группы. Но это возможно только в той ситуации, когда родители сами ведут законопослушный образ жизни. Однако, как показывает практика, большинство несовершеннолетних преступников происходят из неблагополучных семей, поэтому говорить в данном случае о позитивном воздействии их родителей (законных представителей) не приходится [2, с. 52].

    Не вызывает удивления факт, что эта работа ведется по остаточному принципу, еще и потому, что, несмотря на широкое определение функций ПДН в ст. 21 Закона № 120-ФЗ и обозначение законодателем значительного круга объектов воздействия, криминогенные группы несовершеннолетних среди них вообще не упоминаются. Лишь п. 95 Инструкции по организации ПДН, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, говорит о деятельности сотрудников ПДН в целях профилактики групповых правонарушений несовершеннолетних.

    Данный пробел законодательной регламентации вызывает удивление, поскольку очевидно, что характерной чертой преступного и иного отклоняющегося поведения несовершеннолетних являлся и продолжает оставаться его групповой характер, обусловленный их возрастными особенностями. Соответственно, полагаем, что следует внести в ст. 5 и ст. 21 Закона № 120-ФЗ изменения, касающиеся обязанности ПДН осуществлять профилактическую работу в отношении криминогенных групп несовершеннолетних.

    Далее обратимся к такой проблеме, как безнадзорность несовершеннолетних. В профилактических целях такого негативного, антисоциального явления, как безнадзорность несовершеннолетних, необходимо разработать и внедрить при непосредственном участии специализированных подразделений ОВД программы, касающиеся организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних. К сожалению, на сегодняшний день приходится отмечать нехватку нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблематике на всех уровнях законотворческой деятельности. При этом особо стоит вопрос о необходимости конкретизации полномочий по применению сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних мер профилактики безнадзорности в подростковой среде [3, с. 4–5].

    Меры ранней профилактики правонарушений среди подростков должны быть направлены на предупреждение формирования антиобщественной направленности личности, ресоциализации тех подростков, которые еще не совершили правонарушение, но у которых эта направленность выявлена. В связи с этим, возрастает значение деятельности органов исполнительной власти и ОМС по предупреждению административной деликтности несовершеннолетних.

    На наш взгляд, самыми эффективными мероприятиями в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются следующие.

    – предоставление основных функций предупредительной деятельности территориальным органам внутренних дел;

    – усиление требований по соблюдению законности, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних граждан;

    – последовательное утверждение в деятельности полиции принципа высокого профессионализма;

    – оптимальное сочетание видов профилактики правонарушений несовершеннолетних: социальной, специальной, общей, групповой и индивидуальной, ранней, непосредственной;

    – восстановление специальных полицейских подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях среднего образования (школьных инспекторов полиции);

    – развитие информационно-аналитической основы деятельности полиции, использование методов прогнозирования, планирования, программирования.

    Для повышения качества административной деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних считаем, что данную службу рационально комплектовать сотрудниками, которые имеют профильное образование и опыт работы с детьми. Для этого во всех образовательных организациях МВД России следует уточнить и внедрить учебную программу подготовки квалифицированных специалистов по данному направлению с профилем специальности — правоохранительная деятельность, специализация — административная деятельность ОВД, профиль подготовки — деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД.

    Реализация данных направлений будет способствовать совершенствованию предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел (полицией).

    1. Верстов, В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. — 2014. — № 4 (50). — С. 244–248.
    2. Зайко, Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайкко // Уголовное право и криминология. — 2017. — № 1. — С. 51–54.
    3. Ищенко, Е. В. Приоритетные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике самовольных уходов детей / Е. В. Ищенко // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2017. — № 3–1. — С. 3–5.
    4. Прозументов, Л. М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л. М. Прозументов // Вестник Томского госуниверситета. Право. — 2016. — № 2 (20). — С. 48–53.
    5. Сухарев Д. А. Задачи органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних / Д. А. Сухарев // Ex jure. — 2019. — № 8. — С. 41–45.

    Основные термины (генерируются автоматически): профилактика правонарушений, дело, направление совершенствования, педагогическое общение, подросток, профилактическая деятельность, орган, педагогическая техника, самовольный уход, административная деятельность.

    В профессии сотрудника органов внутренних дел общение занимает немаловажную роль. Примерно 80% деятельности составляет общение (в том числе с гражданами).

    Общение – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией – мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

    При выполнении своих профессиональных функций сотрудники ОВД вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и обычными людьми. Сотрудник милиции обязан постоянно соблюдать служебный этикет, т.е. совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Вежливое отношение к гражданам, лояльность, выдержка положительно оцениваются окружающими и, как правило, вызывают ответное поведение, что способствует разрядке конфликтной ситуации.

    Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.

    Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и морали.

    Содержание основных компонентов общения сотрудников ОВД (милиции) с гражданами

    Для лучшего понимания сущности общения традиционно выделяют три основных компонента: коммуникация (обмен информацией между общающимися), перцепция (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения), а также взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.)[1].

    Коммуникативной стороне общения (передаче и получению информации) в деятельности сотрудников ОВД придается особое значение, поскольку общение всегда является коммуникацией, несмотря на то, что содержание конкретной информации может быть различным (приказ начальника, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п.).

    Трудно переоценить значимость оперативной информации для сотрудников любого подразделения ОВД, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные и многие другие задачи.

    Другой компонент общения - перцептивный - представляет собой восприятие внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

    Так, во взаимоотношениях разных лиц (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого) с сотрудниками ОВД образ сотрудника в представлениях граждан может быть различным (положительным, нейтральным, отрицательным). То же можно сказать и о формировании образа гражданина, с которым сотрудник милиции вступает в общение при выполнении профессиональных задач.

    На формирование модели партнера по общению влияют различные факторы:

    -объективные: все то, что воспринимается в партнере непосредственно (внешность, речь, особенности мимики, жесты, позы и т.п.);

    - субъективные: все то, что определяет отношение к партнеру в зависимости от различных обстоятельств (цель общения, ролевые и статусные позиции, установки, условия общения и т.п.).

    Благодаря объективным параметрам сотрудник ОВД может получить информацию о возрасте партнера по общению, его географическом происхождении, культурной среде, образе жизни и состоянии здоровья, частично о профессиональных признаках, степени потенциальной опасности, эмоциональном состоянии, значимости для партнера процесса общения, статусных притязаниях, степени связанности с криминальной средой и др.

    Важную роль во взаимоотношениях сотрудников ОВД с гражданами играют невербальные средства общения (мимика, жесты, психологическая дистанция, поза и др.), поскольку они сообщают о партнере по общению гораздо больше информации, чем его слова.

    Жестикуляция (социально отработанные движения головы и других частей тела, передающие психическое состояние) тесно связана с эмоциональными реакциями и речью, иногда жесты даже могут заменять речь.

    В процессе общения с гражданами сотрудникам ОВД важно учитывать количество жестов. Диагностическая ценность жестов заключается в их спонтанности и непосредственности. Например, подозреваемый на допросе не осознает, что жестикулирует, и его непроизвольные реакции выражают истинные состояния и отношения. В случае расхождении между вербальными и невербальными средствами выражения, приоритет отдается невербальным. Для достижения целей общения сотруднику ОВД во взаимодействии с гражданами крайне важно контролировать собственную жестикуляцию.

    Немаловажную роль в получении информации во время общения играет поза человека (положение частей его тела - головы, корпуса, рук, ног и т.д.), она может передавать межличностные отношения, указывать на социальное положение, а также может изменяться в зависимости от эмоционального состояния.

    На первоначальном этапе взаимодействия сотрудника ОВД с гражданами любой категории рекомендуется устанавливать психологический контакт в личной зоне общения, а затем определять отношение собеседника по мере наблюдения за выбором определенного расстояния. Сотрудникам ОВД следует помнить, что при нарушении границ зон общения собеседник испытывает определенный психологический дискомфорт и это, безусловно, отражается на эффективности общения.

    Для достижения психологического контакта сотрудникам ОВД стоит учитывать ориентацию в пространстве - угол, под которым люди стоят или сидят по отношению друг к другу, а также повороты, изменения угла общения (скажем, близкие друзья сидят рядом – 0°, в то время как люди, настроенные враждебно, стремятся занять положение напротив собеседника - 180°). Так, во время опроса потерпевшего или свидетеля сотруднику милиции лучше всего расположиться по диагонали. При конфликтном взаимодействии (например, допрос агрессивно настроенного обвиняемого), если в данной ситуации более сильной личностью оказывается сотрудник ОВД, наиболее продуктивное расположение напротив собеседника.

    В значительной степени на эффективность процесса общения сотрудника ОВД с гражданами влияют субъективные факторы: цель общения, соотношение ролей и статусов, установка, условия восприятия и эмоциональное, состояние партнеров.

    Нередко, взаимодействуя с конкретными гражданами, сотрудник милиции дает им стереотипные оценки и столь же шаблонно ведет себя с ними, что оказывает негативное влияние на эффективность контактов.

    С другой стороны, в сознании людей существуют стереотипные представления о специалистах различных профессий, в том числе, и о сотрудниках ОВД (милиции). Поскольку рассматриваемые взаимоотношения, как правило, являются эпизодичными и непродолжительными, восприятие гражданами сотрудников органов внутренних дел иногда базируется на стереотипах, заимствованных из чужого опыта. Кроме того, нередко поведение одного сотрудника милиции представляется человеку поведением, типичным для всех сотрудников, порождая таким образом соответствующий стереотип (к сожалению, не всегда положительный).

    Расположив человека к себе, т.е. сформировав аттракцию, можно с большей вероятностью добиться принятия им нужной позиции, его внутреннего согласия с ней, особенно в тех случаях, 'когда предполагается, что гражданин явно негативно будет встречать слова или действия сотрудника ОВД (милиции). Однако, используя приемы формирования аттракции, следует помнить, что с их помощью нельзя никого убедить и ничего доказать, а можно лишь расположить к себе человека, что уже само по себе немаловажно.

    Специфика профессионального общения сотрудников ОВД (милиции) с разными категориями граждан

    Особенности профессионального общения с гражданами вытекают из задач, поставленных перед сотрудниками ОВД (милиции), которые обязаны обеспечивать безопасность личности; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять и раскрывать преступления; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; защищать частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности; оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом[3].

    Эффективность выполнения поставленных задач во многом зависит от знания сотрудниками ОВД (милиции) специфики профессионального общения, умения устанавливать деловые контакты и правильного поведения в конфликтных ситуациях.

    Специфика профессионального общения сотрудников ОВД (милиции) включает в себя ряд особенностей, имеющие важное значение для взаимоотношений сотрудника ОВД с гражданами.

    Одна из таких особенностей базируется на принципе правоохранительных органов - неукоснительного соблюдения законности и состоит в том, что сотрудники на пути установления контактов с гражданами могут действовать только в рамках своих полномочий, в строго установленном законом порядке[4].

    Другой важной особенностью взаимоотношений сотрудников ОВД (милиции) и граждан является то, что деятельность милиции по обеспечению порядка нередко связана с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, что вызывает целый комплекс противоречий в общественном и в индивидуальном сознании.

    В этих случаях подобные отношения могут перерастать в конфликтные и характеризоваться повышенным нервным напряжением и преобладанием негативных эмоций, способных менять поведение человека.

    Еще одной особенностью можно назвать то, что сотрудники ОВД, взаимодействуя с гражданами по долгу службы"и нередко ощущая скрытое (а иногда и открытое) противодействие с его стороны, не имеют права отказаться от подобного общения.

    Профессиональное общение сотрудников ОВД с гражданами характеризуется также специфичностью поводов для вступления сотрудников ОВД в общение с гражданами и заключается в том, что в большинстве случаев поводом для вступления в подобное общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Следовательно, круг участников общения ограничен: с одной стороны – сотрудники ОВД, с другой пострадавшие, свидетели, правонарушители. Это обстоятельство определяет содержание и цели общения.

    Специфичность поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется такими особенностями, как повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний.

    Неотъемлемой стороной общения сотрудников ОВД с гражданами является формализация подобного общения, представляющая собой регламентацию целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК РФ).

    Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса) и гибкой (оперативное общение). Целями формализации являются защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок, а также усиление активности участников общения.

    Необходимо заметить, что общение сотрудников ОВД с гражданами происходит по различным поводам. Поводы для вступления в подобное общение условно можно разделить на несколько групп.

    К первой группе относятся взаимоотношения, связанные с реализацией субъективных прав в сфере деятельности милиции. Например, обращение за получением паспорта гражданином, достигшим 14-летнего возраста; за регистрацией паспорта по месту жительства и др.

    Ко второй группе относятся взаимоотношения сотрудников ОВД и граждан, связанные с защитой прав, свобод и законных интересов: защита граждан от преступных посягательств на личность и иных неправомерных действий со стороны физических, должностных и юридических лиц; а также обращения граждан за защитой от неправомерных и нецелесообразных действий сотрудников милиции.

    К третьей группе относятся ситуации реализации прав граждан: обращение к сотрудникам органов внутренних дел гражданина, пострадавшего от преступления или административного правонарушения, несчастного случая, за оказанием доврачебной или иной помощи и др.

    Специфика некоторых поводов вступления в общение (например, преступление или правонарушение) ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях.

    Исходя из этого, можно выделить три формы общения сотрудников милиции с гражданами - бесконфликтное общение; общение, осложненное наличием коммуникативных барьеров, и общение в конфликтной ситуации.

    Учет сотрудниками органов внутренних дел особенностей общения с гражданами является необходимым условием для эффективного выполнения ими служебных обязанностей и установления деловых контактов.

    2.3. Психология участников предварительного расследования преступлений

    2.3.4. Психология несовершеннолетних

    Для расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, в частности, для производства допросов лиц указанной категории необходимо учитывать их возрастные, гендерные, индивидуальные психологические особенности, статус в рамках уголовного процесса. Необходимо психологическое обеспечение расследования преступлений в форме общеконсультативной помощи следователям об особенностях лиц определенной возрастной и социальной категорий 1 .

    Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с недостаточной сформированностью адаптивных поведенческих навыков.

    Усиленное функционирование гормональной системы значительно повышает нервную возбудимость подростка, его реактивность, эмоциональную экспрессивность, нередко вызывает вспыльчивость, резкость, несдержанность.

    Несовершеннолетним свойственны следующие психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположенности к совершению преступления.

    • Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.

    • Психологическая зависимость от предметного мира, вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии.

    • Доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, растерянность в конфликтных жизненных ситуациях нередко становятся причинами совершения несовершеннолетними преступлений под воздействием опытных преступников.

    Представительницы женского пола обладают более широким периферическим зрением, большей чувствительностью к сенсорным раздражителям, имеют превосходство в скорости восприятия, счете, вербальной памяти; могут заниматься несколькими делами одновременно (например, одновременно и слушать, и говорить и т. д.). Эти способности могут стать определяющими при восприятии окружающей обстановки в момент совершения преступления. В ситуации высокой эмоциональности (например, в ситуации опасности) у девушек повышается общая активность коры головного мозга, и проявляется готовность в любую минуту реагировать на воздействие, они более стрессоустойчивы.

    При работе с несовершеннолетними для получения достоверных показаний необходимо учитывать особенности формирования и протекания их психических процессов. Особенности восприятия несовершеннолетнего влияют на точность его показаний при необходимости дать описание возраста, внешнего облика лица, совершившего преступление. В психологической литературе описаны следующие специфические особенности восприятия, свойственные несовершеннолетним: 3

    • точность оценки несовершеннолетним возраста выше на основе представлений (визуальных образов памяти), чем при непосредственном восприятии;

    • несовершеннолетний более точно указывает возраст малознакомого человека на основе первого впечатления, при последующем восприятии точность указания возраста снижается;

    • ракурс восприятия зависит от разницы в росте между воспринимающим и воспринимаемым; несоответствие между ростом, определенным несовершеннолетним, и действительным ростом описываемого в ходе допроса лица тем больше, чем моложе (и ниже ростом) несовершеннолетний.

    Особенности памяти несовершеннолетних проявляются в процессе допроса при необходимости вербального воспроизведения увиденного и услышанного. У лиц данной возрастной категории затруднены последовательность рассуждений и обоснование отдельных положений, выражающееся в пропуске отдельных звеньев доказательств, их перестановке, введении лишних смысловых звеньев. В связи с этим, следователю целесообразно использовать методы, направленные на оказание мнемической помощи несовершеннолетним. Активизации памяти подростков способствует использование методов аналогии, сравнения; постановки контрольных (для проверки и уточнения показания) и напоминающих вопросов; освещения события с различных его сторон.

    Процессуальное положение несовершеннолетних в рамках уголовного процесса определяет тактике-психологические особенности допроса данной категории лиц.

    К методическим условиям, которые необходимо соблюдать, для того чтобы избежать негативного влияния на достоверность показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, можно отнести отсутствие повторных допросов данной категории лиц, дозированное и персонифицированное распространение информации о ходе расследования.

    Психологические причины, негативно влияющие на показания несовершеннолетних свидетелей: эффекты заученности показаний и ложного обогащения их все новыми деталями при неоднократном проведении допроса; наличие внешнего влияния, как индивидуального (например, воздействие со стороны родителей; эффект влияния личности следователя), так и массового (влияние атмосферы слухов, сплетен, разговоров).

    При выборе тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следует учитывать направленность их личности. Тактика допроса несовершеннолетних, не имеющих антиобщественной направленности личности, нацелена прежде всего на активизацию их лучших качеств. Для этого целесообразно использовать всю информацию, полученную в ходе подготовки к допросу. Кроме того тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени определяется механизмом приобщения их к преступному поведению и приверженностью криминальным установкам 4 .

    Получение объективных и достоверных сведений, касающихся обстоятельств совершенного преступления, сопряжено с необходимостью установления психологического контакта. Следователи подчеркивают важность и сложность установления психологического контакта с несовершеннолетними (особенно подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступления).

    • Прием демонстрации общности взглядов, оценок, интересов по некоторым вопросам. С целью психологического сближения с допрашиваемым несовершеннолетним следователю рекомендуется находить и подчеркивать то, что может сближать его с несовершеннолетним: гендерная принадлежность, место жительства, землячество, элементы биографии, увлечения, способы проведения досуга, отношение к спорту и т. д.

    Для определения степени достижения психологического контакта рекомендуется учитывать признаки-сигналы, выявленные в исследовании В. В. Мицкевича. 7

    С учетом поведенческих проявлений следователю целесообразно определять продолжительность допроса несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 425 УПК РФ такой допрос не должен без перерыва составлять более двух часов и более четырех часов — в день.

    Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (неформальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

    В целом учет следователями психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

    1. См.: Реуцкая II. Е.. Бродченко О. II. Психологические особенности допроса несовершеннолетних// Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 55-68.

    2. См.: Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб, для студ. вузов. М., 2002. С. 345-423.

    3. См.: Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и предъявления им для опознания на предварительном следствии // Учен. зап. М., 1968. Вып. XVII. Ч. 1. С. 41-75.

    4. См.: Поликашина О. В. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: дис. канд. юрид. наук. М, 2004. С. 116.

    5. См.: Прикладная юридическая психология: учеб, пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 374.

    6. См.: Зорин Г. А. Руководство по практике допроса. М., 2001. С. 244.

    7. См.: Мицкевич В. В. Установление психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел с гражданами при решении оперативно-служебных задач: дис. . канд. психол. наук. М., 1989.

    Читайте также: