Основные обязанности системного администратора по охране труда

Обновлено: 16.05.2024

1.3.Лицо, назначаемое на должность эксперта ИТО должно иметь высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Назначение на должность эксперта ИТО и освобождение от неё осуществляется на основании приказа ______________________________________.

1.5. Подчиняется эксперт ИТО непосредственно __________________________.

1.6. Эксперт ИТО должен обладать знаниями и навыками в сфере информационных технологий и вычислительной техники.

II. Функции

На эксперта ИТО возлагаются следующие функции:

-функционирования компьютерной техники, телекоммуникационного оборудования и локальных вычислительных сетей организации;

- проведения мероприятий организации с использованием компьютерной техники и средств связи;

- функционирования информационных систем.

III. Должностные обязанности

Эксперт ИТО исполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Создание, техническое и технологическое обеспечение (сопровождение) информационных систем организации.

3.2. Обеспечение единства информационных и документационных технологий в подразделениях организации.

3.3.Выполнение работ и поручений, связанных с изготовлением полиграфической продукции на основе цифровых технологий.

3.4. Участие в разработке программ и планов работ по информатизации организации.

3.5. Техническая поддержка документационного обеспечения деятельности организации.

3.6. Обеспечение информационной безопасности локальной вычислительной сети организации.

3.7. Совершенствование информационного и документационного обеспечения организации на основе единой технической политики, применения современных программно-технических комплексов подготовки и обработки документов.

3.8. Организация и реализация обучения компьютерным технологиям сотрудников организации.

3.9. Информатизация организации и всех ее структурных подразделений.

3.10.Документационное обеспечение совещаний и иных мероприятий, проводимых организацией (в части технического оформления материалов).

3.11. Ведение и развитие программно-информационного фонда организации.

3.12. Обеспечение функций по созданию и эксплуатации единой системы электронного документооборота в организации.

3.13. Реализация и сопровождение информационных технологий в подразделениях организации.

3.14. Обеспечение изготовления печатно-бланочной продукции, внедрение электронных методов хранения и подготовки бланочной продукции.

IV. Права

Эксперт ИТО имеет право:

4.1. Обращаться к руководству:

- с требованиями оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;

- c предложениями по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.4.На повышение своей профессиональной квалификации и на все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.5. Пользоваться необходимыми для работы материалами, техникой, средствами программного обеспечения, системами связи и т.д.

4.6. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

V. Ответственность

Эксперт ИТО несет ответственность:

5.1. В случае причинения материального ущерба, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, трудовым законодательством РФ.

5.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушения, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, административным законодательством РФ.

5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Как организовать охрану труда дистанционным работникам

Охрана труда для дистанционного работника — это комплекс мероприятий по обеспечению безопасности удаленного сотрудника. К работодателю в этой ситуации предъявляются несколько менее жесткие требования по сравнению с мерами по ОТ для тех, кто трудится на его территории.

Законодательные нормы по дистанционной работе

Прежде чем решить, какие методы обеспечения безопасных условий труда для дистанционно трудящихся работников будут применяться в организации, необходимо определиться с самим понятием — о ком идет речь. В соответствии со статьей 312 ТК РФ, дистанционные работники - это специалисты, которые выполняют работу

Удаленный работник определение

Важно, что на этих специалистов не распространяются некоторые требования трудового законодательства, в том числе в области ОТ.

Особенности организации работы дистанционного персонала

К категории дистанционно трудящихся специалистов часто относят фрилансеров, выполняющих разовые работы или исполняющих обязанности по заключенному трудовому договору не на территории работодателя. Дизайнеры и копирайтеры, работающие на сайтах, редакторы и корректоры, программисты, верстальщики и системные администраторы — одним словом, это все специалисты, непосредственное нахождение которых в офисе не является обязательным, так как их рабочей площадкой является интернет-ресурс. При этом все они обязаны соблюдать инструкции по охране труда для дистанционных работников, утвержденные руководителем предприятия.

Профессиональные травмы и заболевания удаленных сотрудников

Что такое производственная травма

Однако в случае, если такую травму получил удаленный специалист, доказать, что увечье или профессиональное заболевание было получено в процессе выполнения удаленных работ, практически невозможно. Для проведения расследования слишком сложно определить временной период, в который была получена травма, соотнести его с осуществлением трудовых обязанностей, с тем, как организована охрана труда дистанционных работников, и кто виновен в происшествии.

ОТ для удаленных работников

Согласно трудовому законодательству, для дистанционных сотрудников работодатель обязан обеспечить:

  • учет и дальнейшее расследование произошедших во время работы несчастных случаев;
  • выполнение требований охраны здоровья и работоспособности, которые предписаны надзорными органами по результатам проверки;
  • социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • ознакомление с требованиями, которые предусматривает система охраны труда для удаленщика на данном предприятии.

Обучение по обеспечению здоровья и безопасности работ также не является обязательным для удаленных специалистов.

Кто отвечает за ОТ на рабочих местах

Несмотря на то, что с работодателя снята часть обязанностей по обеспечению безопасности персонала, ответственность за сохранение их здоровья и работоспособности в период трудовой деятельности все же лежит на нем. Он вправе делегировать значительный объем своих полномочий специалисту по охране труда посредством издания соответствующего приказа.

Медосмотры удаленщиков

В действующем трудовом законодательстве не прописана обязанность работодателя по организации медицинского контроля и охраны здоровья удаленщиков. Но работодатель вправе использовать его как один из методов обеспечения безопасных условий труда для дистанционно трудящихся работников - это вполне распространенная практика. Важно организовать работу по охране труда в этой области с учетом особенностей технологического цикла организации. Наиболее популярными решениями в данной сфере считаются:

  • истребование медицинской справки об отсутствии противопоказаний к выполнению данной работы при трудоустройстве;
  • закрепление обязанности по прохождению предварительных (при трудоустройстве) и/или регулярных медосмотров в ходе дальнейшей трудовой деятельности в трудовом договоре с удаленным специалистом.

Если работодатель считает такую меру целесообразной, он обычно предоставляет сотруднику исчерпывающий список исследований, которые тот проходит за свой счет в медицинском учреждении по согласованию с работодателем, а последний затем оплачивает стоимость медицинских услуг. Другой возможный вариант – сотрудник проходит медосмотр в конкретном медицинском центре, с которым работодатель сотрудничает по договору. Во всех случаях обязанность по оплате таких услуг возлагается на работодателя.

Проведение инструктажей дистанционно

Самое важное, что обязан сделать специалист, ответственный за охрану труда в компании, сотрудничающей с удаленщиками, - это организовать ознакомление работника с требованиями охраны труда в организации. Это осуществляется посредством телекоммуникационных сетей — все того же Интернета. Так делает большинство работодателей, но законодательно этот процесс никак не отрегулирован, и механизм доказательства того, что сотрудник с ними ознакомлен, не до конца проработан.

На практике это часто решается посредством отправки работодателю сканированной копии инструкции , на которой проставлена личная подпись сотрудника, подтверждающая, что он прочитал документ. Еще один рабочий способ – организация инструктажей по ОТ с использованием видеосвязи: они проводятся как для каждого работника отдельно, так и для нескольких сотрудников посредством групповой видеоконференции.

Документация по ОТ для удаленщиков

Проведение обязательной спецоценки для данной категории персонала не предусмотрено. Также им не выдаются средства индивидуальной защиты. Но некоторые обязательные мероприятия по ОТ для них все же предусмотрены. Речь идет об организации инструктажей по ОТ. Основными документами в этой сфере, которые составляются в рамках взаимодействия с удаленными работниками, будут:

  • инструкция по охране труда дистанционного работника, которая высылается сотрудникам в электронном виде;
  • журналы регистрации инструктажей по ОТ;
  • сканированные копии инструкций или ведомостей с подписями работников, подтверждающие факт ознакомления с ИОТ.

Инструкции по ОТ для дистанционных сотрудников

Инструкции в области охраны здоровья и безопасности для этой категории сотрудников должны учитывать специфику их рабочей деятельности. Но общая структура такого документа останется стандартной. Она обычно включает следующие разделы:

  • общий раздел, содержащий информацию о требованиях безопасности;
  • порядок действий перед началом работы;
  • правила выполнения работ;
  • алгоритм поведения в случае аварийной ситуации;
  • порядок действий после завершения работы.

В случае необходимости базовую структуру ИОТ дополняют специальными разделами.

Как организовать охрану труда дистанционным работникам

Охрана труда для дистанционного работника — это комплекс мероприятий по обеспечению безопасности удаленного сотрудника. К работодателю в этой ситуации предъявляются несколько менее жесткие требования по сравнению с мерами по ОТ для тех, кто трудится на его территории.

Законодательные нормы по дистанционной работе

Прежде чем решить, какие методы обеспечения безопасных условий труда для дистанционно трудящихся работников будут применяться в организации, необходимо определиться с самим понятием — о ком идет речь. В соответствии со статьей 312 ТК РФ, дистанционные работники - это специалисты, которые выполняют работу

Удаленный работник определение

Важно, что на этих специалистов не распространяются некоторые требования трудового законодательства, в том числе в области ОТ.

Особенности организации работы дистанционного персонала

К категории дистанционно трудящихся специалистов часто относят фрилансеров, выполняющих разовые работы или исполняющих обязанности по заключенному трудовому договору не на территории работодателя. Дизайнеры и копирайтеры, работающие на сайтах, редакторы и корректоры, программисты, верстальщики и системные администраторы — одним словом, это все специалисты, непосредственное нахождение которых в офисе не является обязательным, так как их рабочей площадкой является интернет-ресурс. При этом все они обязаны соблюдать инструкции по охране труда для дистанционных работников, утвержденные руководителем предприятия.

Профессиональные травмы и заболевания удаленных сотрудников

Что такое производственная травма

Однако в случае, если такую травму получил удаленный специалист, доказать, что увечье или профессиональное заболевание было получено в процессе выполнения удаленных работ, практически невозможно. Для проведения расследования слишком сложно определить временной период, в который была получена травма, соотнести его с осуществлением трудовых обязанностей, с тем, как организована охрана труда дистанционных работников, и кто виновен в происшествии.

ОТ для удаленных работников

Согласно трудовому законодательству, для дистанционных сотрудников работодатель обязан обеспечить:

  • учет и дальнейшее расследование произошедших во время работы несчастных случаев;
  • выполнение требований охраны здоровья и работоспособности, которые предписаны надзорными органами по результатам проверки;
  • социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • ознакомление с требованиями, которые предусматривает система охраны труда для удаленщика на данном предприятии.

Обучение по обеспечению здоровья и безопасности работ также не является обязательным для удаленных специалистов.

Кто отвечает за ОТ на рабочих местах

Несмотря на то, что с работодателя снята часть обязанностей по обеспечению безопасности персонала, ответственность за сохранение их здоровья и работоспособности в период трудовой деятельности все же лежит на нем. Он вправе делегировать значительный объем своих полномочий специалисту по охране труда посредством издания соответствующего приказа.

Медосмотры удаленщиков

В действующем трудовом законодательстве не прописана обязанность работодателя по организации медицинского контроля и охраны здоровья удаленщиков. Но работодатель вправе использовать его как один из методов обеспечения безопасных условий труда для дистанционно трудящихся работников - это вполне распространенная практика. Важно организовать работу по охране труда в этой области с учетом особенностей технологического цикла организации. Наиболее популярными решениями в данной сфере считаются:

  • истребование медицинской справки об отсутствии противопоказаний к выполнению данной работы при трудоустройстве;
  • закрепление обязанности по прохождению предварительных (при трудоустройстве) и/или регулярных медосмотров в ходе дальнейшей трудовой деятельности в трудовом договоре с удаленным специалистом.

Если работодатель считает такую меру целесообразной, он обычно предоставляет сотруднику исчерпывающий список исследований, которые тот проходит за свой счет в медицинском учреждении по согласованию с работодателем, а последний затем оплачивает стоимость медицинских услуг. Другой возможный вариант – сотрудник проходит медосмотр в конкретном медицинском центре, с которым работодатель сотрудничает по договору. Во всех случаях обязанность по оплате таких услуг возлагается на работодателя.

Проведение инструктажей дистанционно

Самое важное, что обязан сделать специалист, ответственный за охрану труда в компании, сотрудничающей с удаленщиками, - это организовать ознакомление работника с требованиями охраны труда в организации. Это осуществляется посредством телекоммуникационных сетей — все того же Интернета. Так делает большинство работодателей, но законодательно этот процесс никак не отрегулирован, и механизм доказательства того, что сотрудник с ними ознакомлен, не до конца проработан.

На практике это часто решается посредством отправки работодателю сканированной копии инструкции , на которой проставлена личная подпись сотрудника, подтверждающая, что он прочитал документ. Еще один рабочий способ – организация инструктажей по ОТ с использованием видеосвязи: они проводятся как для каждого работника отдельно, так и для нескольких сотрудников посредством групповой видеоконференции.

Документация по ОТ для удаленщиков

Проведение обязательной спецоценки для данной категории персонала не предусмотрено. Также им не выдаются средства индивидуальной защиты. Но некоторые обязательные мероприятия по ОТ для них все же предусмотрены. Речь идет об организации инструктажей по ОТ. Основными документами в этой сфере, которые составляются в рамках взаимодействия с удаленными работниками, будут:

  • инструкция по охране труда дистанционного работника, которая высылается сотрудникам в электронном виде;
  • журналы регистрации инструктажей по ОТ;
  • сканированные копии инструкций или ведомостей с подписями работников, подтверждающие факт ознакомления с ИОТ.

Инструкции по ОТ для дистанционных сотрудников

Инструкции в области охраны здоровья и безопасности для этой категории сотрудников должны учитывать специфику их рабочей деятельности. Но общая структура такого документа останется стандартной. Она обычно включает следующие разделы:

  • общий раздел, содержащий информацию о требованиях безопасности;
  • порядок действий перед началом работы;
  • правила выполнения работ;
  • алгоритм поведения в случае аварийной ситуации;
  • порядок действий после завершения работы.

В случае необходимости базовую структуру ИОТ дополняют специальными разделами.


Презентация профессии
Данная профессия является сравнительно молодой и получившей широкое распространения в связи с внедрением компьютерных и сетевых технологий практически во все организациях – от небольших коммерческих фирм до органов госбезопасности.
Современные компании все чаще сталкиваются с необходимостью обеспечить конфиденциальность данных, предотвратить утечку или несанкционированный доступ к информации. Задача по обеспечению комплексной защиты информации ложится на плечи специалиста по информационной безопасности. Который должен провести аудит существующей системы безопасности, проанализировать информационные риски и в соответствии с этим разработать и внедрить мероприятия по обеспечению информационной безопасности компании, в частности, выбрать, установить и настроить технические средства защиты информации.
Процесс защиты информации сопровождается активным составлением нормативно-технической документации. В обязанности специалиста по защите информации также входит постоянный мониторинг системы информационной безопасности и поддержка технических средств ее защиты. Кроме того, сотруднику, ответственному за безопасность информации, приходится обучать других сотрудников соблюдению основ информационной безопасности. Конечно, список требований достаточно серьезен, однако очевидны и преимущества такой сложной профессии – высокая востребованность таких специалистов на рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и высокооплачиваемая работа с современными компьютерными технологиями и техникой.
Ограничения профессии: большая нагрузка на зрение; необходимость постоянно заниматься самообразованием.

Содержание деятельности
Специалист по защите информации занимается разработкой охранных систем для различных коммуникационных сетей и электронных баз данных, тестирует и совершенствует собственные и посторонние разработки во избежание рисков утечки сведений, представляющих собой государственную или коммерческую тайны, конфиденциальную информацию.
Область профессиональной деятельности специалиста по защите информации включает: объекты информатизации, включая компьютерные, автоматизированные, телекоммуникационные, информационные и информационно-аналитические системы, информационные ресурсы и информационные технологии в условиях существования угроз в информационной сфере; технологии обеспечения информационной безопасности объектов различного уровня, которые связаны с информационными технологиями, используемыми на этих объектах; процессы управления информационной безопасностью защищаемых объектов.
Основные виды деятельности специалиста:
Аудит и мониторинг системы информационной безопасности компании;
Анализ информационных рисков;
Разработка и внедрение мероприятий по обеспечению информационной безопасности компании;
Осуществление выбора целесообразных оптимальных систем и методов защиты;
Установка, настройка и сопровождение технических средств защиты информации;
Оценка процента потенциальной опасности и вероятности произведения атак;
Разработка защитного программного обеспечения;
Ликвидация вредоносных программ и программ-шпионов;
Проведение процедур по восстановлению и исправлению работы поврежденных программ, файлов;
Анализ степени причиненных убытков;
Обучение и консультирование сотрудников по вопросам обеспечения информационной безопасности;
Составление нормативно-технической документации.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии специалиста по защите информации необходимы базовые знания по математике, физике и информатике.

  • методологические и технологические основы обеспечения информационной безопасности;
  • принципы, методы, системы и средства обеспечения информационной безопасности;
  • угрозы и методы нарушения информационной безопасности автоматизированных систем;
  • стандарты по оценке защищенных систем и их теоретические основы;
  • принципиальные отличия требований к системам обеспечения информационной безопасности в различных сферах деятельности;
  • методы и средства реализации защищенных систем;
  • методы и средства верификации и анализа надежности защищенных систем и систем защиты информации в автоматизированных системах;
  • методы проектирования защищенных систем и систем защиты;
  • системы шифрования с открытым ключом, криптографические стандарты;
  • программно-аппаратные методы и средства защиты программ и данных, методы применения программно-аппаратных средств при обеспечении информационной безопасности в операционных системах, СУБД, вычислительных сетях;
  • технические каналы утечки информации, их свойства, методы и средства защиты технических средств от утечки информации по этим каналам;
  • методы организации деятельности подразделений обеспечения информационной безопасности;
  • методы анализа и оценки риска, методы обеспечения физической безопасности, технологические меры поддержания безопасности;
  • основные мероприятия по обеспечению режима секретности;
  • основные правовые понятия, правовые акты РФ в области информационной безопасности;
  • правовые нормы и стандарты, касающиеся лицензирования и сертификации в области информационной безопасности.
  • применять системный подход к обеспечению информационной безопасности в различных сферах деятельности;
  • решать задачи периодичности и эквивалентности для линейных рекуррентных последовательностей и конечных автоматов;
  • применять аппарат производящих функций и рекуррентных последовательностей для решения перечислительных задач;
  • проводить анализ автоматизированных систем обеспечения информационной безопасности;
  • разрабатывать модели и политику безопасности, используя известные подходы, методы, средства и теоретические основы;
  • применять стандарты по оценке защищенных систем при анализе и проектировании систем защиты информации в автоматизированных системах;
  • реализовывать системы защиты информации в автоматизированных системах в соответствии со стандартами по оценке защищенных систем;
  • применять криптографические методы, необходимые для реализации систем защиты информации;
  • проводить дешифрование простейших шифров, строить математические модели шифров и открытых текстов;
  • практически решать задачи защиты программ и данных: определять и измерять параметры опасных сигналов для технических каналов утечки информации, определять эффективность защиты технических средств от утечки информации, организовывать и проводить мероприятия технического контроля в различных сферах деятельности;
  • применять основные организационные меры обеспечения информационной безопасности в конкретной сфере деятельности;
  • использовать правовые акты в области информационной безопасности в конкретной сфере деятельности.
  • креативность, творческое мышление;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и концентрация);
  • хорошая память (в особенности словесно-логическая);
  • системность и гибкость мышления, аналитическое мышление;
  • нацеленность на результат;
  • высокая самомотивация на освоение новых знаний;
  • организованность; умение работать в команде.
  • Администратор, руководитель отдела информационной безопасности;
  • Разработчик систем компьютерной безопасности;
  • Аналитик информационной безопасности;
  • Системный администратор.
  • заболевания опорно-двигательного аппарата (полиартрит, остеохондроз, радикулит и т.п.);
  • ограничения двигательных функций рук;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы
  • психические расстройства;
  • расстройства внимания.

Области применения профессии
Область профессиональной деятельности специалиста по защите информации включает: сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с обеспечением защищенности объектов информатизации в условиях существования угроз в информационной сфере.

Перспективы карьерного роста
В сфере IT позиция специалиста по защите информации относится к высшему уровню профессионального роста. На более высокой ступени карьерной лестницы могут стоять только начальники отделов или департаментов информационной безопасности.

Читайте также: