Опыт работы с детьми оставшимися без попечения родителей показывает что пагубное влияние на психику

Обновлено: 26.04.2024

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е.А. [7] в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

Проблемы детей-сирот носят социальный, медицинский, психологический и педагогический характер.

Из числа проблем медицинского характера необходимо выделить повышенный риск заболеваемости детей-сирот, перенесенных родовых травм, поражение головного мозга, вследствие внутриутробной интоксикации, инфекций раннего детского возраста и других факторов. Для большинства детей свойственно отставание в уровне физического, психического и интеллектуального развития.

Психологические проблемы чаще определяются ранним лишением неформального общения с взрослыми. Внимание сотрудников детских домов и интернатов не может компенсировать детям прежнего общения. Ребенок общается в ограниченном кругу людей. Недоразвитие в результате такой депривации механизмов идентификации становится причиной замкнутости, эмоциональной холодности, агрессивности, повышенной ранимости воспитанника детского дома.

Проблемы педагогического характера появляются вследствие социальной и педагогической запущенности детей, прибывающих в школы-интернаты и детские дома [6].

Многие известные психологи и социологи в своих трудах исследуют особенности самоопределения, роль взаимодействия с взрослыми в формировании личностного опыта воспитанников детского дома, характерные черты самопринятия ребенка, развивающегося в семье, а также без семьи и др.

Агрессивное поведение считается одной из ключевых характеристик личности подростка-сироты. Негативное, враждебное отношение к другим людям – это следствие отсутствия теплоты и принятия в общении. Также такое отношение распространяется и на братьев и сестер. Агрессивность выражается в том, что всевозможные действия окружающих и членов семьи, воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, быстротечны и формальны [2].

В условиях депривации детско-родительских отношений, как показано в исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и В.С. Мухиной, у детей-подростков в результате своеобразной идентификации друг с другом стихийно развивается интернатное ''МЫ'', выражающееся в совместной изоляции от других, ''чужих'' людей и порождает негативное отношение к ним. Эта совместная изоляция от других людей приводит к возникновению псевдородственных отношений между детьми: они остаются отчужденными друг от друга и часто жестоко поступают со своими сверстниками. Психологическое отчуждение от людей создает внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений.

Важное противоречие для понимания поведения детей-сирот обнаружили А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых. В поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладают защитные формы поведения в конфликтной ситуации (агрессивность, стремление обвинить других, неспособность и нежелание признать свою вину). Это ведет к неспособности продуктивно и конструктивно разрешать конфликты [4].

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач: усовершенствование личностных и нравственных качеств; повышение уровня социальной адаптации; проведение работ по подавлению личностной агрессивности и конфликтности; формирование основ профессиональной компетентности.

К основным направлениям деятельности относятся: психологическая работа; работа по социальной адаптации; работа по профориентации.

Программа состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный этап. На этом этапе проходит знакомство детей с педагогами и психологами, подростков информируют по программе. Так же проводится общая психологическая диагностика подростов с целью определения их уровня нравственного и личностного развития, социальной адаптации, агрессивного и конфликтного поведения.

2. Основной этап. Данный этап состоит из нескольких направленностей:

3. Заключительный этап. Оценивается результат проделанной работы. Проводится повторная психологическая диагностика на базе методик, которые использовались на 1 этапе.

Организованная, таким образом, работа поможет детям, оставшимся без попечения родителей: развить свои личностные качества; научиться управлять своим эмоциональным состоянием; повысить профессиональную мотивацию и социальную адаптацию.

Последствия кризисных ситуаций в жизни приемного ребенка — ситуации жестокого обращения, лишение семьи, сиротство, жизнь в системе — отражаются позже на его жизни. Они проявляются в его поведении и характере. С этим можно и нужно работать, зная первопричину травмы.

Физические травмы можно вылечить, наложить пластырь или гипс, а с психологическими травмами гораздо сложнее. Они постоянно дают о себе знать. Приемные семьи часто сталкиваются с проживанием ребенком его внутренних травм. Порой травмы проявляются не сразу, а со временем, когда ребенок адаптируется в семье, и тогда приемные родители сталкиваются с внезапными кризисными проявлениями поведения ребенка, в других случаях последствия травмы проявляются постоянно.

Причины травмированности ребенка

Травма привязанности, или материнская депривация

Эта травма лежит в основе зависимостей, психосоматических расстройств. Не формируется базовое доверие к миру, а это приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

Травма отвержения

Травма лишения

Травма предательства

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Травма сексуального соблазнения

Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей. Это приводит к хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).

Травмы унижения

Последствия психологических травм

Непроработанный детский травматический опыт может привести к различным психосоматическим нарушениям, стрессам, неврозам.

Например, для травмированного ребенка в детстве, а потом и дальше во взрослой жизни существует конфликт лояльности. Если в здоровых взаимоотношениях любовь ассоциируется с безопасностью, то травмированный человек будет убежден, что любовь небезопасна, опираясь на свой негативный опыт. Так же обстоит дело и с доверием, и с другими чувствами.

Механизмом травмы является незавершенная защитная реакция бегства, борьбы, замирания на уровне тела. Реакция на травмирующую ситуацию может быть разной. Например, гипербдительность (замирание) — человеку важно внимательно рассмотреть новый объект и оценить дальнейшую тактику действий. Главный алгоритм — остановиться, смотреть и слушать. Другая сторона — активное возбуждение, двигательная активность. Это может быть и бегство, попытка избежать травмирующей ситуации, наконец, агрессия, драки . Или же оцепенение — если все предыдущее невозможно, но опасность приближается, то остается только притвориться мертвым, чтобы дождаться пока опасность минует или обстоятельства позволят предпринять еще одну попытку к бегству. Все это касается не только физических, но и психологических травмирующих ситуаций.

Действия приемных родителей

Тяжелые травмирующие события оставляют в психике ребенка глубокие следы и могут быть бомбой замедленного действия. Травмы разрушают защиту, ребенок не чувствует себя в безопасности. Важно помочь правильно прожить эту травму и завершить ее, чтобы травмирующее переживание стало опытом, на который мы можем опереться, а не источником проблем или болезней.

В первую очередь, ребенку надо дать чувство безопасности, помочь установить границы собственного пространства, личностные границы, ощутить доверие, наполниться энергией. Работать с травмами ребенка лучше с поддержкой опытного психолога, психотерапевта, специалиста в сфере сиротства.

Благотворительный фонд

Телефоны:
E-mail:
Адрес:

125190, г. Москва, Ленинградский проспект, д.80Б, к.1, офис 23

Мы в соцсетях:
Реквизиты:


© 2012-2019 Создание сайтов

Публичный годовой отчет за 2020 год

Отчет в Минюст за 2020 год

Публичный годовой отчет за 2019 год

Отчет в Минюст за 2019 год

Публичный годовой отчет за 2018 год

Отчет в Минюст за 2018 год

Протокол заседания Конкурсной комиссии 17.05.2021

Соглашение об участии в благотворительной программе

Договор безвозмездного пользования имуществом

Положение о конкурсном отборе

План-график проведения конкурсного отбора

Протокол заседания Конкурсной комиссии 22.07.2019

Протокол заседания Конкурсной комиссии 27.03.2020

Устав фонда

Свидетельство о регистрации фонда

Свидетельство о постановке на налоговый учет

Политика в отношении обработки персональных данных в БФ

Концепция фонда

ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОЖЕРТВОВАНИЯ)

1.2. Благополучатель является некоммерческой благотворительной организацией, созданной в форме фонда, действующей на основании Устава, обладает необходимыми правами для получения Пожертвования в интересах осуществления своей уставной деятельности.

1.3. Настоящая Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 ст. 437 Гражданского Кодекса РФ. Внесение Пожертвования в адрес Благополучателя считается акцептом настоящей Оферты на указанных далее условиях.

1.4. Благополучатель готов заключать договоры пожертвования в ином порядке и (или) на иных условиях, нежели это предусмотрено Офертои,̆ для чего любое заинтересованное лицо вправе обратиться для заключения соответствующего договора к Благополучателю.

2.2. Благополучатель принимает Пожертвование и обязуется использовать полученные от Жертвователя по настоящему Договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством и в рамках уставной деятельности.

2.3. Местом заключения договора является город Москва. В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ договор считается заключенным в письменной форме.

  1. Порядок передачи Пожертвования и иные условия:

3.3. Внесение Пожертвования Благотворителем означает полное и безусловное согласие Благотворителя с условиями настоящей Оферты. Оферта считается акцептованной Благотворителем в момент внесения Пожертвования Благотворителем в адрес Благополучателя.

3.4. Благополучатель обязуется осуществлять все разумно необходимые действия для принятия Пожертвования от Благотворителя и его надлежащего использования.

3.5. Благотворитель подтверждает, что внесенное в адрес Благополучателя Пожертвование принадлежит Благотворителю на праве собственности, Благотворитель имеет право единолично распоряжаться соответствующим имуществом и/или получил все необходимые согласия и разрешения для такого распоряжения, а также что имущество не имеет каких-либо обременений. Благотворитель настоящим подтверждает, что ему не известно о каких-либо обстоятельствах или требованиях, препятствующих внесению Пожертвования в адрес Благополучателя, и его последующему использованию Благополучателем в соответствии с настоящим Договором.

3.6. Пожертвование, внесенное Благотворителем с указанием фамилии и имени подопечного Благополучателя, используется Благополучателем на оказание помощи данному лицу. При этом Благотворитель соглашается, что в случае получения Благополучателем Пожертвований в отношении подопечного в размере, превышающем сумму, необходимую для оказания помощи данному

3.7. Благополучатель публикует информацию о своей работе и отчеты о результатах деятельности на официальном сайте.

3.8. По запросу Благотворителя Благополучатель подтверждает целевое использование полученных пожертвований соответствующими документами бухгалтерского учета.

3.9. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

3.10. Если иное не предусмотрено применимым законодательством, Пожертвование не облагается НДС, а Благотворитель имеет право на получение социального налогового вычета на сумму осуществлённых им благотворительных пожертвований.

4.1. Настоящая Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на официальном сайте Благополучателя.

4.2. Оферта является бессрочной. Благополучатель вправе отозвать Оферту в любое время, либо изменить текст Оферты без предварительного уведомления; изменения действуют со дня, следующего за днем его размещения на сайте.

  1. Согласие на использование персональных данных Благотворителей – физических лиц:

5.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – физическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку персональных данных Благотворителя (фамилии, имени, отчества, адреса, места жительства, номера мобильного телефона адреса электронной почты, банковских реквизитов) с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора, включая следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

5.2. Благополучатель обязуется обезличить персональные данные Благотворителя в публикуемых Благополучателем информационных материалах, обеспечивая отсутствие возможности однозначной идентификации персональных данных третьими лицами.

5.3. В отношении персональных данных Благотворителя Благополучатель обязуется осуществлять только те действия, в отношении которых получено согласие Благотворителя или в отношении которых в соответствии с применимым законодательством разрешение Благотворителя не требуется.

5.4. Согласие на обработку персональных данных действует в течение 3 (трех) лет со дня его предоставления. Такое согласие может быть отозвано Благотворителем в любое время путем направления Благополучателю письменного уведомления не менее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты отзыва такого согласия.

  1. Согласие на использование информации о Благотворителях – юридических лицах:

6.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – юридическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку информации о Благотворителе (наименования, месторасположения, суммы пожертвования), включая предоставление неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте Благополучателя в сети Интернет, с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора.

6.2. Благотворитель имеет право попросить Благополучателя указать на сайте его пожертвование как анонимное, в этом случае он направляет Благополучателю письменное обращение.

7.1. Все разногласия и споры, возникающие между Сторонами в связи или вследствие настоящей Оферты и/ или Договора, разрешаются путем переговоров.

7.2. Настоящая Оферта и Договор регулируются и подлежат толкованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящей Оферты и/или Договора или в связи с ними, в том числе касающиеся их исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, в случае невозможности их разрешения путем переговоров подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

  1. Адрес и банковские реквизиты Благополучателя:



Та или иная психотравма есть практически у 100% детей из детских домов. Большинство этот серьезный травмирующий опыт получают в кровных семьях. Ведь все-таки ребята из благополучных семей, как правило, в детдомах не оказываются — будущие воспитанники детских домов живут в асоциальных семьях и сталкиваются не только с пристрастием взрослых к алкоголю или наркотикам, но и с отсутствием заботы, голодом, иногда даже с сексуальным насилием — очень тяжелыми вещами.

Изъятие из семьи — это тоже очень травмирующая ситуация. Маленький ребенок любит родителей безусловно, независимо от того, какой достаток в доме и какой образ жизни ведет мама или папа (конечно, если это не ситуация, когда родители ребенка сильно и постоянно бьют). Но, как правило, ребенок, проживая не в самых нормальных условиях, просто не понимает, что может быть иначе, для него именно такая жизнь — норма.

Даже если мама мало кормит, плохо одевает, много пьет — для него это не повод для отвержения мамы.

Когда ребенка изымают из семьи, возникает повторная травма — он теряет привычный мир близких людей и оказывается один на один с системой детских домов, где чужие люди и порядки. В детских домах тоже разное случается, но там никто не занимается психологической реабилитацией детей.

5 главных особенностей детей-сирот

1. Хроническое непослушание

Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.

Почему?

Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.

А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.

Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.

Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.

2. Немотивированная агрессия к окружающим

Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.

Почему?

Как правило, агрессия — это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован (было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать), тогда агрессия — это выплеск боли и страха.

История:

С Лешей стали общаться психологи и восстановили его прошлое. Оказалось, его кровные родители — наркоманы, избивали сына, держали в голоде, продавали за дозу наркотиков. Полицейские подобрали истощенного мальчика на улице и передали в приют.

Мальчик стал спокойнее, у него появилась привязанность и доверие к родителям. Специалисты считают, что работать с такой травмой надо еще долго, но есть шанс на практически полную реабилитацию.

дети-сироты

Почему?

Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.

Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.

История:

Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.

С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.

4. Побеги из дома

Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.

Почему?

Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.

История:

Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.

Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.

5. Воровство

Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.

Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.

Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.

История:

А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.

Сбор средств был успешно завершён. Но ещё многие взрослые и дети нуждаются в вашей помощи.
Перейти на страницу сбора на сайте фонда

Формы работы психолога в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматриваются особенности диагностического обследования детей-сирот с учетом потенциальных возможностей конкретного ребенка, его ресурсов, степени обучаемости в различных сферах. Наиболее эффективные методы работы с детьми-сиротами.

Оценить 838 0

Водопьянова Людмила Николаевна

ГБУ для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Старооскольский центр развития и

социализации детей физкультурно-

Особенности организации работы педагога-психолога в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На опыте, убедилась, что диагностическое обследование детей-сирот целесообразно проводить не с позиции констатации соответствия-несоответствия возрастной норме, но и с учетом потенциальных возможностей конкретного ребенка, его ресурсов, степени обучаемости в различных сферах т.к. при диагностике, учитывающей только возрастные нормы, индивидуальные особенности ребенка теряются, "растворяются" в диагнозе.

Особенность диагностики состоит в том, что она направлена на решение двух главных задач:

Сбор информации об уровне актуального развития ребенка на момент его поступления в учреждение (Например, по результатам диагностики делается вывод об уровне сформированности процессов памяти, внимания и др.).

Определение обучаемости, как интегральной характеристики психического развития ребенка.

Следует отметить, что выполнение первой задачи является привычной деятельностью для психолога и не вызывает каких-либо затруднений, а вот определение обучаемости является более сложной задачей и требует дополнительного внимания, сфокусированного на анализе и интерпретации всех особенностей поведения ребенка в процессе выполнения задания. Обучаемость ребенка может исследоваться на материале традиционных методик (при соответствующей организации исследования), включающих в себя решение определенных задач: мыслительных, мнемических, коммуникативных. Диагностику обучаемости я провожу на материале таких методик, как исключение понятий (на картинках и вербально), сравнение понятий, сложные аналогии, существенные признаки и др.

Обучаемость является основой для разработки программ медико-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей-сирот. Обучаемость задает уровень сложности программы индивидуального развития, ее продолжительность во времени, дозу, форму и количество помощи, необходимые для конкретного ребенка. При диагностике обучаемости стараюсь удерживать внимание, не столько на фиксации результатов выполнения ребенком той или иной методики, сколько на самом процессе взаимодействия с ребенком во время эксперимента.

Хочу отметить, что оценка развития детей – сирот имеет свои особенности, значительно отличаясь, от распространенных диагностических приемов, применяемых при изучении детей из семей и это нельзя не учитывать т.к. каждый ребенок-сирота имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития.

Для работы с детьми–сиротами трудно найти подходящие методы.

Эмоционально и информационно их жизнь перенасыщенна, у них практически нет зоны, недоступной для взрослых и вообще для других людей, и в школе, и в учреждении они постоянно на глазах контролирующих их людей. Поэтому они часто не очень хорошо усваивают новую информацию – из-за перегруженности. Еще В.Н.Сорока-Росинский, замечательный ученый и педагог, возглавляющий школу для трудновоспитуемых в 20-е годы прошлого столетия писал об отрицательном влиянии на ребенка постоянное пребывания в коллективе, это утомляет, понижает творческую способность. В нашем учреждении для разгрузки психического напряжения созданы творческие комнаты, где ребенок может уединиться, поразмышлять.

В компьютере у психолога на каждого заведена карточка, в которой отражаются все успехи и проблемы ребенка, его особенности, схема его коррекции, результаты проводимой с ним работы, подмеченные нюансы характера.

Формы работы психолога в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (диагностика, коррекция, профилактика)- стандартный набор, используемый в обычной общеобразовательной школе. Однако при выборе методов приходится действовать гораздо более тщательно и осторожно в силу психологических особенностей воспитанников учреждения. Особенно это касается коррекционной и развивающей работы.

Оказание воздействия на внутренний мир воспитанника представляет для психолога главный момент в решении вопроса психолого-педагогической коррекции. Мой опыт показывает, что наиболее эффективными методами работы с детьми-сиротами являются арт-терапия, сказкотерапия и песочная терапия. Из-за того, что у воспитанников низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарь слаборазвита рефлексия, им сложно формулировать свои мысли, часто они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе. Рисунки, коллажи, пластилин, песок позволяют создать точный образ, не прибегая к словам. В образе ребенок может реконструировать травмирующую ситуацию, свое отношение к ней и способы выхода. Как говорится, часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.

Может быть, результаты этой работы заметны не сразу, но эти результаты значительны. С некоторыми детьми мы проговариваем то, что они делают и чувствуют, некоторые склонны работать обособленно, и не любят обсуждать свое творчество. В таком случае задача психолога – просто быть рядом, обеспечивая защиту и среду принятия, в которой ребенок может позволить своему внутреннему голосу говорить.

Данные техники приносят результаты, о положительной динамике изменений в эмоционально-личностном развитии воспитанников можно судить по следующим показателям: ребята смелее проявляют свою индивидуальность, умеют рассказать о себе, многие ребята стали более открытыми в общении, легко идут на контакт, умеют выбирать способы эффективного поведения, наблюдается снижение вербальной агрессии, тревожности, активность замкнутых детей в обсуждении упражнений, подведении итогов занятий, заинтересованность в себе, собственной деятельности, как следствие становление адекватной самооценки.

Таким образом, арт-терапия, сказкотерапия и песочная терапия не только способствуют самопринятию, созданию позитивного образа Я, но и благодаря этим техникам становится возможным использование всех душевных особенностей воспитанников, находит выход их душевная энергия, так как во многих случаях потому-то они и стали трудновоспитуемыми, что их душевная энергия не находила целесообразного выхода и расходовалась либо зря, либо в уродливых формах.

Читайте также: