Оплата проезда не сотруднику организации как оформить

Обновлено: 18.05.2024

Как отражается в бухгалтерском учете выплата денежной компенсации за приобретаемые иногородним работником авиабилеты к месту работы, оплата стоимости которых не связана с командировками, а предусмотрена условиями заключенного с ним трудового договора? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вячеслав Журавлев и Светлана Мягкова.

Организацией заключен трудовой договор с работником (директором), который является жителем другого региона. На основании заключенного с ним трудового договора работодатель оплачивает ему два перелета эконом-классом в месяц (не являются служебными командировками). В трудовом договоре не указана оплачиваемая организацией стоимость перелетов эконом-классом. Организация оплачивает работнику стоимость билетов на самолет после представления билетов, НДФЛ удерживается. Как отразить в бухгалтерском учете оплату билетов?

Заработной платой работника признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ). По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений (ч. 5 ст. 57 ТК РФ).

В анализируемом случае в трудовом договоре установлена, в частности, обязанность работодателя оплачивать работнику два раза в месяц перелеты на самолете. При этом перелеты фактически оплачиваются путем выплаты работнику денежной компенсации стоимости билетов.

По мнению Минфина России (см. письма от 13.07.2009 № 03-04-06-01/165, от 28.10.2010 № 03-03-06/1/671, от 17.01.2013 № 03-03-06/1/15) и ФНС России (например, письма УФНС России по г. Москве от 30.07.2010 № 16-15/080276@, ФНС России от 12.01.2009 № ВЕ-22-3/6), в целях налогообложения прибыли сумма компенсации за перелет, выплачиваемая работнику, должна включаться в состав заработной платы этого работника в качестве части заработной платы в неденежной форме при условии, что такая выплата и ее конкретный размер предусмотрены в трудовом договоре и такая выплата рассматривается сторонами как обязанность работодателя выплачивать часть заработной платы в неденежной форме.

При этом представители уполномоченных органов поясняют, что ". при квалификации начисляемых в пользу работника сумм в качестве заработной платы следует исходить из того, что размер оплаты труда считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается работнику за фактически выполненный объем работы. Другими словами, размер оплаты труда считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или натуральном выражении, может исходя из условий трудового договора потребовать от работодателя уплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств".

При несоблюдении указанных условий такие выплаты, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, могут быть учтены как другие расходы, связанные с производством и реализацией (письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-03-06/1/15).

Указанные разъяснения, по нашему мнению, можно применить и в целях бухгалтерского учета при рассмотрении возможности квалификации начисляемых в пользу работника сумм компенсации стоимости авиабилетов в качестве оплаты труда в неденежной форме.

В рассматриваемой ситуации, исходя из разъяснений Минфина России, размер оплаты труда работника не считается установленным, поскольку в трудовом договоре стоимость оплачиваемых организацией авиаперелетов не указана. В связи с этим, а также учитывая, что оплачиваемые работнику поездки не связаны с выполнением им трудовых обязанностей, полагаем, что данные выплаты нельзя рассматривать в качестве расходов на оплату труда.

Однако в целях отражения в бухгалтерском учете данных выплат, учитывая положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция), полагаем, что они отражаются на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". В соответствии с Инструкцией данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам).

В бухгалтерском учете указанные расходы, в соответствии с п.п. 4, 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Отражаются такие расходы согласно Инструкции по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с дебетом счета учета затрат на производство.

Так, если работнику (директору) организация выплачивает денежную компенсацию на оплату перелетов, то в бухгалтерском учете эта операция отразится записями:

Дебет 26 Кредит 70 - начислена работнику компенсация за авиаперелеты; Дебет 70 Кредит 68, субсчет "НДФЛ" - удержан НДФЛ с суммы компенсации (заметим, что если работодатель выплачивает работнику денежные средства на проезд (в виде компенсации на проезд), то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода в целях исчисления НДФЛ является день выплаты денежных средств); Дебет 70 Кредит 51, (50) - выплачена денежная компенсация (за вычетом НДФЛ); Дебет 68, субсчет "НДФЛ" Кредит 51 - перечислен НДФЛ в бюджет; Дебет 26 Кредит 69 - по соответствующим субсчетам счета 69 отражено начисление страховых взносов (см. ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Компания хочет приобрести проездной для своего сотрудника по безналу. При этом можно ли будет списать затраты в расходы, а не в доход сотрудника? Как все правильно оформить? Нужно ли оформлять сотруднику разъездной характер работы?

Для работника рекомендуется установить разъездной характер работы. В противном случае стоимость проездного билета подлежит обложению НДФЛ. Кроме того, велика вероятность того, что налоговые органы не примут затраты по приобретению проездного билета для сотрудника, чей характер работы не связан с разъездной деятельностью, в целях налогообложения прибыли.

Условие о разъездном характере работы является обязательным для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Организация может приобрести проездной билет самостоятельно и затем выдать работнику, оформив акт приема-передачи. По окончании периода действия билета работник должен сдать его в бухгалтерию для отчетности.

Также работнику могут быть выданы деньги на приобретение проездного билета самостоятельно.

До утверждения авансового отчета перечисленные работнику денежные средства рассматриваются как аванс и отражаются в учете в качестве дебиторской задолженности работника (п. п. 3, 16 ПБУ 10/99).

Согласно ч. 1 ст. 166 Трудового кодекса РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Статьей 168.1 ТК РФ предусмотрено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы, в том числе расходы на проезд. При этом каких-либо ограничений по составу расходов на проезд, возмещаемых работнику, указанной нормой не предусмотрено.

С учетом положений ст. 164 ТК РФ указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, они являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, работодатель обязан компенсировать транспортные расходы, связанные с выполнением должностных обязанностей работника, при условии, что они произведены с разрешения или ведома работодателя, а также если такие расходы отвечают критериям ст. 252 НК РФ.

В Письме Минфина России от 18.08.2008 N 03-03-05/87, доведенном Письмом ФНС России от 10.09.2008 N ШС-6-3/643@, разъяснено, что возмещение работникам расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ относится к компенсации затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При этом Минфин РФ неоднократно указывал на то, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (см. письмо Минфина РФ от 27 ноября 2015 г. N 03-03-06/1/69181).

Следовательно, приобретение для работника, трудовая деятельность которого не связана с разъездами, проездного билета, повлечет налоговые риски как в части НДФЛ, так и налогообложения прибыли.

В данном разделе приведены ответа на часто задаваемые вопросы посетителей Вашего будущего сайта. Использование данного раздела позволит сократить нагрузку на операторов и повысить удовлетворенность ваших клиентов.

Вопрос 2

Сотрудник организации выезжает в другой город с служебную командировку не из места нахождения организации. А из другого города, например, из города проживания. И наоборот, возвращается виз командировки не в город где находится организация - работодатель, а в город места проживания. Причина такого отъезда и приезда в том, что в командировку сотрудник направляется после выходного дня или дата окончания командировки приходится на день, предшествующий выходным дням (на выходной день). Как в данном случае оформлять командировочное удостоверение? Как в данном случае отражать командировочные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

На основании статьи 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему расходы на проезд, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные затраты, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В трудовом законодательстве определение служебной командировки не содержит указания на конкретные пункты отправления и прибытия.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее – Положение).

В соответствии с п. 4 Положения, днем выезда в командировку считается дата отправления соответствующего транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия этого транспортного средства в место постоянной работы. При этом п. 3 указанного Положения установлено, что местом постоянной работы считается место расположения организации (обособленного подразделения).

По вопросу оформления командировочного удостоверения следует отметить следующее.

В случае выбытия работника в командировку из места жительства, а также в случае прибытия из командировки в место жительства работника, произведенные с ведома и разрешения работодателя (на основании приказа, что будет подтверждать экономическую обоснованность и целесообразность произведенных расходов) в командировочном удостоверении необходимо будет указать соответственно город фактического выбытия (прибытия) работника. При этом следует иметь в виду, что дата выбытия работника из места проживания и из места командировки должна совпадать с датой, на которую приобретен проездной билет.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) расходы на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы отнесены к командировочным расходам, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Таким образом, НК РФ устанавливает, что к командировочным расходам организации относятся расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, но не к месту жительства. Таким образом, буквальное толкование данной нормы говорит о том, что вернуться сотрудник должен на место работы. А откуда он может выезжать, прямо не установлено.

В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 декабря 2010 г. № 03-03-06/1/762 был рассмотрен вопрос учета расходов организации на проезд работников от места отдыха до места командировки. Минфин указал в данном случае, что при отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от места нахождения работника.

Таким образом, вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения, расходы на приобретение проездного билета для проезда работника из места проведения отпуска к месту проведения командировки и с места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Считаем, что данные доводы можно использовать при обосновании расходов при выезде из командировки из места проживания работника, отличного от места нахождения организации - работодателя.

Следовательно, можно говорить об экономической обоснованности расходов на проезд к месту командировки из места проживания работника, отличного от места нахождения организации - работодателя (такая позиция будет соответствовать позиции Минфина РФ относительно отнесения на расходы стоимости проезда к месту командировки из места отдыха работника) при условии, что стоимость проезда к месту командировки из места проживания работника меньше расходов на проезд к месту командировки при отправлении работника от места проживания к месту нахождения организации и оттуда - в командировку, либо, например, занимает меньше времени.

Кроме того, вопрос о явке работника на работу в дни отправления в командировку и прибытия из нее, решается по договоренности с работодателем (п. 4 Положения).

По вопросу отнесения на расходы при исчислении налога на прибыль расходов на проезд при возвращении из командировки не к месту нахождения организации, а к месту проживания работника следует отметить следующее.

Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект. При этом налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Таким образом, уменьшение прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. Расходы на проезд из места командировки к месту нахождения организации были бы проведены в любом случае. Учитывая, что прибытие из командировки в место жительства работника обусловлено распоряжением работодателя и экономически обосновано, а сами расходы документально подтверждены, считаем, что такие расходы могут быть отнесены на расходы при исчислении налога на прибыль. Однако такая позиция организации вероятнее всего приведет к спорам с налоговым органом, соответственно, доказывать свою позицию налогоплательщику придется в суде.

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

  • распечатать бланк заказа или маршрутной квитанции,
  • заказать звонок оператора и т.п.,
  • посмотреть историю заказов.

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

Согласно Трудовому кодексу, работодатель обязан возместить расходы сотрудника на проезд к месту командировки (ст. 168). В п. 11 другого нормативного документа — Положения о служебных командировках — указывается, что возмещаются и другие расходы, которые работник производит с разрешения или ведома работодателя. Мы собрали список транспортных расходов, компенсация которых вызывает вопросы и у командированных, и у бухгалтеров, и постарались найти на них ответы.

Дорога к аэропорту или ж/д вокзалу

Оплата дороги до места командировки — забота компании. Возникает вопрос: считается ли проезд в командировку с момента посадки на поезд или в самолет или раньше? Должна ли компания оплатить сотруднику дорогу до аэропорта или вокзала?

Если обратиться к Положению о служебных командировках, то в п. 12 уточняется, что в расходы на проезд к месту командировки входит дорога к аэропорту, станции или пристани, при условии, что они находятся за пределами населённого пункта. Сотрудник может добираться туда на автобусе, маршрутке, поезде или судне. Технически сюда можно отнести метро и аэроэкспресс.

Многие предпочитают ехать в аэропорт на такси или арендованном авто (каршеринг), и их можно понять. Организация может компенсировать сотруднику стоимость поездки, при условии, что эти траты экономически обоснованны и имеют документальное подтверждение. Разъяснение можно найти в письмах Министерства финансов РФ от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223, от 11.07.2012 № 03-03-07/33.

Чтобы отчитаться о поездке на такси, работнику необходимо получить от водителя чек ККТ или квитанцию бланка строгой отчётности. Список реквизитов, которые должны быть в квитанции. Отправленный на имейл чек также подтвердит траты. Его надо распечатать и сдать в бухгалтерию с отчётом.

Проезд по городу во время командировки

Командированный приехал в место назначения. Каждый день от гостиницы ему нужно добираться до места проведения работ. Возместит ли работодатель стоимость поездок и какой именно транспорт может использовать сотрудник? Давайте разберёмся.

Трудовой кодекс или Положение о служебных командировках напрямую не обязывают компанию оплачивать сотруднику поездки на городском транспорте во время командировки. Однако организация вправе прописать соответствующий пункт во внутреннем документе — регламенте о командировках или коллективном договоре. Это следует из письма Федеральной налоговой службы России.

Что касается дороги от гостиницы к месту выполнения служебного поручения, то любая организация предпочтёт, чтобы сотрудник (если, конечно, это не топ-менеджер) ездил на общественном транспорте. Другой вопрос, если в населённом пункте с транспортом туго или рядом нет остановок. Этот вопрос решается на усмотрение работодателя.

Если речь идет о топ-менеджменте, то компания может разрешить сотрудникам с определённым статусом использовать такси, заранее прописав это локальном нормативном акте — регламенте о командировках.

Постельное бельё и питание в поезде

В соответствии с п. 12 Положения о служебных командировках, постельные принадлежности включены в список возмещаемых расходов по командировке. А вот дополнительное питание в поезде, которое не входит в стоимость билета, — нет. На еду в командировке предусмотрены суточные. А значит, чек на обед в вагоне-ресторане прикладывать к авансовому отчёту смысла нет.

Платный выбор места в салоне самолёта

Сидеть у иллюминатора или вытянуть ноги в кресле возле аварийного выхода. За выбор места в салоне многие авиакомпании берут дополнительную плату. Оплатит ли эту прихоть работодатель?

Согласно ст. 264 Налогового кодекса РФ, в расходы на командировку включаются стоимость дороги в обе стороны, аэродромные сборы и подобные платежи, включая плату за смену места в самолете. Выбрать и оплатить конкретное сиденье в салоне можно на сайте авиакомпании. Распечатку электронного чека необходимо сдать вместе с авансовым отчётом.

Бензин и платная парковка для автомобиля

Вместо оплаты проезда сотруднику компенсируют стоимость бензина и технического обслуживания автомобиля во время поездки. Для отчёта о расходах командированному необходимо сохранять чеки на топливо с автозаправок, а также чеки на обслуживание в автосервисах.

Стоимость платной парковки можно учесть как расходы на содержание служебного транспорта — если ссылаться на подпункт 11 первого пункта ст. 264 Налогового кодекса РФ, а также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 г. №А05-11805/2010 и Письмо Министерства финансов РФ от 27.04.2006 г. №03-03-04/1/404. Если использовался личный автомобиль командированного, чтобы избежать споров с налоговиками, считать траты на стоянку лучше по нормам, указанным в Постановлении №92 от 08.02.2002 года.

Читайте также: