Как начисляется зарплата в бюджетных учреждениях

Обновлено: 15.05.2024

Рекомендации по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений

Фонд оплаты и система оплаты труда бюджетников

Ежегодно, согласно п. 28 Рекомендаций, фонд оплаты труда формируется исходя из:
•размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств;
•объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Система оплаты труда должна быть зафиксирована в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений (например, в положениях об оплате труда, о стимулирующих и компенсационных выплатах, о премировании работников и т. д.).
Также в перечисленных локальных актах прописывают и сами размеры окладов и выплат, условия их предоставления.
В частности, оплата труда работников, согласно ст. 129 ТК РФ, включает:
•базовые (должностные) оклады;
•вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
•компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
•стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В Рекомендациях предлагается использовать базовые (муниципальные) тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, которые предложены в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных организаций.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы выполняют функцию минимальных гарантий при оплате труда работников бюджетных учреждений.

Базовые нормативные документы и принципы

В соответствии с Рекомендациями и Положением при разработке и изменении новых систем оплаты труда необходимо учитывать:
•Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
•Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
•профессиональные квалификационные группы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
•перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
•примерные положения об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями;
•мнение представительного органа работников.
Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:
а) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
б) достигнутого уровня оплаты труда;
в) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
г) повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
д) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
е) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;
ж) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
з) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Оплата труда и выплаты стимулирующего характера руководящему персоналу

Как рассчитать, какую сумму зарплаты работник получит "на руки" и сколько составят налоговые платежи?


Как ни странно, но этот кажущийся поначалу простым вопрос довольно часто звучит из уст руководителей организаций и ИП, у которых уже есть наемные сотрудники.

Расчет заработной платы (ЗП) — это процесс начисления оплаты нанятым работникам согласно условиям трудового договора и удержания налогов и взносов с учетом вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также документальное оформление указанных операций.

Процесс расчета ЗП состоит из следующих этапов:

Выплата заработной платы работникам производится 2 раза в месяц, в установленные на предприятии сроки. Уплата налогов и взносов в бюджет осуществляется 1 раз месяц (за исключением некоторых случаев, связанных с увольнением работников или выплатой отпускных).

Ограничения по размеру ЗП

Обращаем внимание, что при начислении заработной платы работодатель должен учитывать ограничения, указанные в главе 21 Трудового Кодекса Российской Федерации, например:

Ст.133 ТК РФ:
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ст.138 ТК РФ:
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 % заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 % заработной платы.

То есть при выполнении всех трудовых норм зарплата работника не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), сумма МРОТ может различаться от региона к региону. Максимальный размер заработной платы, в отличие от минимального, законодательно не определен.

Расчет налоговых платежей с ЗП

Рассмотрим более подробно этапы расчета и начисления налогов и взносов с заработной платы. Для понимания логики этого процесса необходимо учитывать следующее:

  1. Налог на доходы физических лиц рассчитывается из начисленной ЗП, удерживается из нее и перечисляется в бюджет самим работодателем.
  2. Страховые взносы в государственные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) рассчитываются из той же начисленной ЗП и перечисляются в бюджет сверх этой суммы без удержания их у работника.

1. Расчет НДФЛ

Налог, удерживаемый из заработной платы сотрудников, — налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

П.1 Ст.207 НК РФ:
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Как видим из определения, плательщиками НДФЛ являются физические лица. Работодатель же в данном случае выступает в роли налогового агента, в обязанности которого входит удержание и перечисление НДФЛ в бюджет на основании п.1 ст. 226 НК РФ НК.

Ставка НДФЛ на доходы от трудовой деятельности для резидентов установлена в размере 13 процентов (п.1 ст.224 НК РФ).

Стандартные налоговые вычеты

Налоговую базу при расчете НДФЛ можно уменьшить на сумму так называемых стандартных налоговых вычетов (ст. 218 НК РФ).

Стандартный налоговый вычет в данном случае можно рассматривать как льготу, применяемую при расчете ЗП. Вычет предоставляется на основании письменного заявления сотрудника, имеющего детей (причем вычетом могут воспользоваться как родные, так и приемные родители, а также опекуны и попечители, на обеспечении которых находится ребенок).

Размеры вычетов зафиксированы в 218 статье Налогового Кодекса:

  • 1 400 рублей — на первого ребенка;
  • 1 400 рублей — на второго ребенка;
  • 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
  • 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если он является ребенком-инвалидом.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Стандартный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 350 000 рублей.

2. Расчет страховых взносов

Помимо начисления и уплаты НДФЛ, в обязанности работодателя входит расчет и уплата страховых взносов в различные фонды. Как было отмечено выше, страховые взносы не удерживаются из заработной платы сотрудников, а уплачиваются работодателем дополнительно. Страховые взносы необходимы для того, чтобы государственные органы могли обеспечить реализацию конституционных прав гражданина на охрану здоровья, пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь.

На сегодняшний день работодатель с суммы заработной платы, премий и других вознаграждений сотрудников производит следующие отчисления:

Ставка страховых взносов Вид страхования
22 % на обязательное пенсионное страхование
5,1 % на обязательное медицинское страхование
2,9 % на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством

Поскольку с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулирует ФНС, Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.2016 в Налоговый Кодекс введена глава 34, содержащая подробную информацию о данном виде отчислений.

По страховым взносам существуют льготные категории плательщиков. Пониженную ставку страховых взносов могут применять налогоплательщики, соответствующие критериям, поименованным в ст.427 НК РФ.

Помимо перечисленных фондов, работодатель начисляет и уплачивает взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Расчеты уплаты данного вида страховых взносов регламентируются Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. Тариф страховых взносов от несчастных случаев устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности предприятия, в котором задействованы сотрудники, и зависит от класса профессионального риска. Величина тарифа для каждого конкретного работодателя устанавливается Фондом социального страхования в диапазоне 0,2…8,5%.

3. Пример расчета заработной платы

Сотруднику Иванову И.И. установлен месячный оклад в размере 20 000 рублей при пятидневной рабочей неделе. В Январе 2018 года он отработал 17 дней по 8 часов. У сотрудника один ребенок в возрасте 10 лет. Как рассчитать заработную плату, налог на доходы физических лиц, страховые взносы за Январь 2018 года?

Заработная плата по окладу рассчитывается по формуле:

ЗП = Ок мес / Д мес × Д факт , где:
Ок мес — сумма месячного оклада;
Д мес — количество рабочих дней в месяце;
Д факт — фактическое количество отработанных сотрудником дней в месяце.

Сотрудник отработал все дни в месяце, поэтому: ЗП = 20000 / 17 × 17 = 20000 руб. Из этой суммы рассчитаем зарплатные налоги:

НДФЛ = (Д — СВ) × 13 % , где:
Д — сумма доходов по ставке 13 %;
СВ — cумма стандартных налоговых вычетов.

Возраст ребенка Иванова И.И. дает ему право применять стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб., поэтому: НДФЛ = (20000 — 1400) × 13% = 2418 руб.

Страховые взносы рассчитываются по формуле:
Страх.взносы = Б × Тариф, где:
Б — база для начисления страховых взносов;
Тариф — действующие тарифы по страховым взносам.

Таким образом,
сумма взносов на обязательное пенсионное страхование = 20000 × 22% = 4400 руб.;
сумма взносов на обязательное медицинское страхование = 20000 × 5,1% = 1020 руб.;
сумма взносов на обязательное социальное страхование и ВНиМ = 20000 × 2,9% = 580 руб;
сумма взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев = 20000 × 0,2% = 40 руб. — так как сотрудник задействован в деятельности с классом профессионального риска I (ставка взносов 0,2%).

Итоги расчета:

С заработной платы Иванова И.И. 20000 руб. за январь 2018 года работодатель удержал НДФЛ в размере 2418 руб.

Начислены страховые взносы за сотрудника на общую сумму:
4400 + 1020 + 580 + 40 = 6040 руб.

Затраты работодателя на выплату ЗП для Иванова И.И. составляют:
20000 + 6040 = 26040 руб.

Сроки выплаты зарплаты, уплаты налогов

Выдача зарплаты персоналу должна производиться с учетом требований Трудового кодекса РФ:

Ч.6 Ст.136 ТК РФ:
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В ч.8 ст.136 говорится о том, что если день выплаты зарплаты совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, выплатить сотрудникам причитающуюся заработную плату необходимо заранее, накануне этого дня.

Удержанный с заработка сотрудников НДФЛ работодателю необходимо перечислить не позднее дня, следующего за днем выплаты сотрудникам дохода (п.6 ст.226 НК РФ).

Страховые взносы, исчисленные для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате работодателем в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п.3 ст.431 НК РФ). Например, за январь нужно успеть заплатить до 15 февраля включительно.

В заключение

Вот и вся арифметика, хотя… на самом деле это далеко не все! Структура заработной платы может состоять не только из окладной части — она может содержать также компенсационные и стимулирующие выплаты. К основному заработку могут быть начислены отпускные или различные пособия, например, по временной нетрудоспособности. По видам оплаты труда она может быть основной и дополнительной, а по форме оплаты — повременной и сдельной и т.д.

Расчеты по заработной плате: обзор нарушений.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ). Соблюдение работодателем норм трудового законодательства РФ – предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Об ошибках, допускаемых бухгалтерами учреждений при начислении и выплате заработной платы сотрудникам, мы поговорим в этой статье.

Предлагаем рассмотреть упомянутые ошибки на конкретных ситуациях.

Отсутствие в учреждении установленного срока выплаты заработной платы.

В бюджетном учреждении в соответствии с нормами законодательства РФ разработано и утверждено руководителем Положение об оплате труда. Зарплата работникам учреждения рассчитывается согласно данному положению. Как определено в ходе проверки, в учреждении не установлены конкретные сроки выплаты заработной платы.

В статье 136 ТК РФ говорится, что место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, но не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, отсутствие у учреждения утвержденных сроков выплаты заработной платы является нарушением положений ст. 136 ТК РФ.

Выплата заработной платы в меньшем размере.

расчет зп

Администратору учреждения приказом руководителя установлена ежемесячная стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы в размере 5 500 руб. Однако, как выяснилось в ходе проверки, фактически работнику была начислена и выплачена сумма в размере 5 200 руб. Недоплата по зарплате составила 300 руб. в месяц. Поскольку на момент проведения проверки прошло четыре месяца, в течение которых работнику начислялась стимулирующая выплата в меньшем размере, общая сумма недоплаты составила 1 200 руб. (300 руб. х 4 мес.).

Согласно нормам ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ). В свою очередь, работодатель обязан (ст. 22 ТК РФ):

  • обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности;
  • выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Поскольку в ходе проверки была выявлена сумма недоплаты, на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) следует произвести начисление недоплаченной суммы и выплатить ее работнику. Кроме того, учреждению необходимо рассчитать сумму компенсации за задержку такой выплаты.

Предлагаем уточнить ситуацию, которая является объектом рассмотрения. Начисление стимулирующих выплат производилось по коду вида деятельности 4. Коллективным договором учреждения определено, что при нарушении установленного срока выплаты зарплаты работникам выплачивается компенсация в размере 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Нарушение, выразившееся в недоначислении работнику стимулирующей выплаты, было произведено в ноябре – декабре 2016 года, а также январе и феврале 2017 года. Коллективным договором установлено, что срок выплаты заработной платы – 2‑е число месяца, следующего за отчетным. Срок выплаты аванса – 16‑е число месяца. Фактически сумма, недоплаченная работнику за четыре месяца (1 200 руб.), была выплачена ему 16.03.2017.

Одна из самых затратных статей бюджета любой организации — фонд оплаты труда. В связи с этим анализ ФОТ позволяет выявить резервы снижения расходов, оптимизировать затраты организации. По результатам анализа фонда оплаты труда корректируют ставки, оклады и расценки, исправляют ошибки, допущенные в начислении заработной платы работникам. Как провести такой анализ, рассмотрим в статье.

СТРУКТУРА ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В состав фонда оплаты труда бюджетной организации включают:

  • прямую оплату труда по установленным окладам за отработанное время по бюджетной деятельности и выполненные работы, оказанные услуги по предпринимательской деятельности;
  • стимулирующие и компенсационные выплаты;
  • выплаты за непрерывный стаж;
  • выплаты за труд в опасных условиях;
  • выплаты за вредность;
  • премии;
  • единовременные поощрительные выплаты;
  • доплату за работу в праздничные дни;
  • надбавки за сверхурочную работу;
  • надбавки за ночную работу;
  • выплаты сотрудникам, принятым по совместительству, оформленным по договорам;
  • гонорары за разовые услуги, консультации;
  • выплаты за непроработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работником сохраняется зарплата.

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются:

  • коллективным договором;
  • нормативными правовыми актами;
  • трудовыми соглашениями;
  • Положением об оплате труда.

Фонд оплаты труда анализа можно анализировать по алгоритму:

Этап 1. Проверяем соответствие фактического фонда оплаты труда запланированному, устанавливаем причины отклонений.

Этап 2. Определяем абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда.

Этап 3. Оцениваем соотношение темпа роста средней заработной платы и производительности труда.

Основные источники информации для анализа расходов на оплату труда:

  • данные бухгалтерского учета;
  • оперативно-технические отчеты организации;
  • данные отдела кадров, отдела труда и заработной платы.

Рассмотрим, что нужно делать на каждом этапе.

ПРОВЕРЯЕМ СООТВЕТСТВИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ЗАПЛАНИРОВАННОМУ, УСТАНАВЛИВАЕМ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ

По видам начислений

Проанализируем и сопоставим фактический фонд оплаты труда по видам начислений с плановыми показателями и определим причины отклонений. Для этого сформируем свод начисленной заработной платы (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение фактических показателей с плановыми по видам начислений за первый квартал 2021 г., руб.

Вид начислений

План

Факт

Отклонение (перерасход +/экономия –)

162 Дополнительный отпуск

157 Персональная надбавка

170 Средний заработок за неотработанное время

280 Больничный лист за 3 дня

199 Районный коэффициент

115 За работу в праздничные дни

Вознаграждение по гражданско-правовым договорам

Из таблицы 1 следует, что по организации получилась экономия фонда оплаты труда в сумме 62 852,71 руб.

Сопоставление плановых назначений и фактически начисленных показателей говорит о том, что оплата по окладам составила экономию в размере 64 785,04 руб. за счет ушедших в декрет сотрудников (вакантные ставки). Эта причина повлияла и на снижение доплат за квалификационную категорию (экономия — 11 069,88 руб.) и стаж (экономия — 12 771,10 руб.).

Экономия получилась по основному отпуску (2262,69 руб.) и дополнительному отпуску (1240,10 руб.).

Фактические начисления среднего заработка за неотработанное время создали перерасход на 43 470 руб. Причина в том, что в плане не предусмотрели учебу сотрудницы по повышению квалификации.

Запланированный фонд оплаты по договорам гражданско-правового характера соответствует фактическому исполнению.

В целом за первый квартал 2021 г. получилась небольшая экономия. Тем не менее из сложившихся позиций по начислениям нужно выяснить причины отклонений по экономии и перерасходу, учесть их при последующем планировании или скорректировать план до конца финансового года.

По каждому сотруднику

Анализировать ФОТ целесообразно не только по видам начислений, но и отдельно по каждому сотруднику. Выявив ошибки, корректируют ставки, оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты.

Сделаем анализ ФОТ по сотруднику организации Крылову О. П. и выясним причины перерасхода. Обратимся к табл. 2.

Таблица 2. ФОТ сотрудника Крылова О. П., руб.

Наименование составной части зарплаты

Фактически начислено

Размер начисленной зарплаты, который должен быть по плану

Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Их учитывают при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. Их учитывают при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений.

Положения документа во многом сходны с теми, которые были утверждены на 2019 год. Но есть и дополнения.

Рассмотрим основные из них.

Комиссия рекомендовала учитывать мнение Конституционного Суда РФ и поручения Президента РФ

Устанавливать оклады (должностные оклады), ставки зарплаты работников необходимо с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В соответствии с ними при сравнении зарплаты с МРОТ нельзя брать в расчет следующие выплаты:

- оплату сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;

- "северные" надбавки и районные коэффициенты;

- доплаты за совмещение должностей.

Кроме того, фиксируя оклады и ставки, необходимо принимать во внимание перечень поручений президента по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда.

Определяя размер зарплаты, нужно ориентироваться на достижение национальных целей

При установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений необходимо обеспечить достижение национальных целей, определенных президентом. Также нельзя допускать снижение показателей оплаты труда отдельных категорий работников.

Если у работников госучреждений регионов и муниципальных учреждений нет нужного образования, нельзя применять понижающие коэффициенты

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе утверждать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия среднего профессионального или высшего образования.

Такой запрет распространяется на случаи, когда на должность принимается лицо, у которого отсутствует среднее профессиональное или высшее образование.

Ранее запрет распространялся только в отношении служащих, не имеющих высшего образования.

Зарплата педагогов в фонде оплаты труда образовательного учреждения не может быть ниже 60%

Органы власти и руководители образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования должны определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40%.

Минимальная доля оклада в структуре зарплаты медработников должна составлять 55%

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда должна быть активизирована работа по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников. Речь идет об обеспечении доли выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55%.

Уменьшить зарплату медработников нельзя без улучшения условий труда

Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Проведение данных мероприятий должно быть в плане мероприятий по улучшению условий труда, подтверждено актами выполненных работ, приема в эксплуатацию оборудования и производственных участков, другими документами и последующими инструментальными измерениями уровня воздействия вредных производственных факторов.

Работники сельских учреждений культуры вправе получать повышенную зарплату

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).

Доля окладов работников учреждений физкультуры и спорта в фонде оплаты труда не может быть ниже 70%

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли, совершенствования систем оплаты труда работников рекомендовано перераспределять средства на зарплату. На установление окладов (должностных окладов), ставок зарплаты должно направляться не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда на компенсационные выплаты).

Работники учреждений физкультуры и спорта могут получать дополнительные выплаты за определенные достижения

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Комиссия рекомендовала устанавливать стимулирующие выплаты следующим работникам:

- тренерам этапа начальной подготовки и тренировочного этапа - за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку;

- тренерам, которые трудоустроились в организацию, где они проходили спортивную подготовку в качестве спортсменов на этапах спортивной подготовки;

- тренерам осуществляющих спортивную подготовку организаций, расположенных в сельской местности;

- тренерам и иным специалистам, участвующим в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГТО.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Минимальная доля оклада в структуре зарплаты ветеринарных работников должна составлять 70%

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в госучреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест нужно обеспечить долю выплат по окладам ветеринарных работников в структуре зарплаты не ниже 70%.

Работники учреждений ветеринарии могут получать доплату за ликвидацию очагов особо опасных болезней животных

Устанавливая выплаты стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников, следует предусмотреть показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности.

Главным ветеринарным врачам, ведущим ветеринарным врачам, ветеринарным врачам, ветеринарным врачам 1 и 2 категорий, ветеринарным врачам-эпизоотологам, ветеринарным врачам-бактериологам, ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам могут устанавливаться стимулирующие выплаты за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

Читайте также: