Обязаны ли проходить работники железнодорожного транспорта общего пользования предрейсовое

Обновлено: 18.05.2024

1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

На работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с работником железнодорожного транспорта, который осуществляет производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

3.1. На работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В случае включения в данный перечень работника, выполняющего такую работу, трудовой договор с ним подлежит расторжению по инициативе работодателя.

4. Абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.

Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

За работниками железнодорожного транспорта общего пользования, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами для работников железнодорожного транспорта и предоставляемые за счет средств работодателей.

6. Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Прохождение предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров обязательно только в случаях, предусмотренных нормативными актами РФ. Работодатель не вправе устанавливать обязанность работника по прохождению медицинских осмотров, если они не являются обязательными в соответствии с нормативными актами РФ. Нам не удалось обнаружить нормативных актов, которые предусматривали бы обязанности указанных в вопросе работников проходить предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр. Вопрос о том, относится ли конкретный погрузчик или иное колесное транспортное средство к транспортному средству, касается технических характеристик данного устройства и порядка его использования и в рамках данной консультации не может быть разрешен. Как следствие, не может быть решен и вопрос о необходимости проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров в отношении работников, которые осуществляют управление соответствующими транспортными средствами. В данном случае проведение указанных осмотров возможно по соглашению сторон.

В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров. В свою очередь, у работника имеется обязанность проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (абзац шестой ст. 214 ТК РФ).

Из части третьей ст. 213 ТК РФ прямо следует, что обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) могут устанавливаться только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Так, нормативными правовыми актами РФ установлена обязанность по прохождению предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров в том числе для:

- работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике");

- работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");

- водителей транспортных средств (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абзац 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ). Если нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено прохождение работником предсменных медицинских осмотров, работодатель не вправе вменить ему это в обязанность по собственной инициативе (смотрите ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утвержденный приказом Минтранса РФ от 28.03.2007 N 36, устанавливает обязанность по прохождению медицинского осмотра в отношении машиниста тепловоза, машиниста крана (крановщик) (на железнодорожном ходу) на железнодорожном транспорте общего пользования. Однако нормативного акта, который предусматривал бы аналогичную обязанность для данной категории работников на железнодорожном транспорте необщего пользования, нам обнаружить не удалось.

Таким образом, ни федеральными законами, ни иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено проведение указанных в вопросе медицинских осмотров в отношении стропальщика, монтера пути, сливщика-разливщика, машиниста крана и машиниста тепловоза пути на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Согласно пп. 2.1.1 п. 2.1 Инструкции N 12 по охране труда для докера-механизатора при перегрузке опасных грузов ТОИ-РД 31.82.05.12-95, утвержденной Департаментом морского транспорта Минтранса РФ 10.04.1995, перед началом работ докер-механизатор обязан пройти медицинский осмотр. Однако указанная инструкция утверждена Департаментом морского транспорта Минтранса РФ и касается случая перегрузки опасных грузов. По указанной причине ее применение в отношении докеров-механизаторов, осуществляющих свою деятельность на железнодорожном транспорте необщего пользования, мы полагаем невозможным.

При этом, по нашему мнению, проведение предсменных медосмотров по обоюдному согласию сторон не будет противоречить трудовому законодательству даже в том случае, если необходимость их проведения нормативно не установлена. Однако, если работник откажется от прохождения указанных осмотров, его нельзя будет привлечь к дисциплинарной ответственности.

Законодательство предусматривает дополнительные процедуры, которые необходимо пройти работникам железнодорожного транспорта при приеме на работу. И это не случайно, так как от их действий и быстроты реакции зависит безопасность движения поездов, жизнь и здоровье пассажиров, сохранность материальных ценностей.

Какие именно категории работников подвергаются этим процедурам?

Согласно ст. 328 Трудового кодекса РФ это работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (в данном случае поездов. - Прим. авт.). А в соответствии со ст. 25 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" это лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную не только с движением поездов, но и с маневровой работой, и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Причем необходимо помнить, что указанный Закон распространяет эту норму только на работников железнодорожного транспорта общего пользования.

Таким образом, группы работников, на которые указывают эти законы, несколько отличаются. Представляется, что необходимо руководствоваться Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в РФ", так как он является специальным по отношению к Трудовому кодексу РФ, который рассчитан на применение не только в отношении работников железнодорожного транспорта, но и других видов и не может учитывать особенности всех видов транспорта.

Таким образом, законодатель, устанавливая особенности приема на работу, определяет круг лиц, на которых эти нормы будут распространяться: это лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования.

Но в связи с тем, что перечень таких профессий и должностей отсутствует, на практике возникают проблемы в правоприменении.

Проанализировав вышеуказанные Законы, можно выделить дополнительные по отношению к другим категориям работников этапы в процедуре приема на работу:

  1. профессиональный отбор и испытание;
  2. профессиональная подготовка и в последующем периодическая проверка знаний;
  3. предварительный медицинский осмотр.

Рассмотрим эти этапы по порядку.

  1. Законодательство не устанавливает, какие именно группы работников должны проходить профессиональный отбор. Законодательство ограничивается лишь указанием на категорию работников: работники железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. Лишь Правила технической эксплуатации железных дорог РФ устанавливают, что профессиональный отбор должны пройти локомотивные бригады, поездные диспетчеры, дежурные по железнодорожным станциям, бригады специального самоходного подвижного состава. Надо отметить, что на железных дорогах устанавливаются свои списки. Например, Стандарт предприятия "Дисциплина работников предприятий Свердловской железной дороги" устанавливает более широкий перечень работников, куда включаются, помимо работников, указанных в Правилах, такие, как электромеханики и электромонтеры контактной сети, осмотрщики вагонов, проводники пассажирских вагонов. Представляется, что такой перечень должен быть единым, установлен на уровне федерального закона и согласован с соответствующими специалистами.

Фактически на железнодорожном транспорте осуществляется профессиональный отбор только в отношении работников локомотивных бригад - машинистов и их помощников - и сводится только к психофизиологическому отбору.

Для чего нужен профессиональный психофизиологический отбор на железной дороге?

Дело в том, что люди обладают разными психическими свойствами и различными психическими качествами. Некоторые сочетания таких свойств и качеств способствуют успешной работе в конкретных системах управления, другие могут даже препятствовать.

Так, например, общими для всех видов движения психофизиологическими качествами, обеспечивающими профессиональную пригодность работников локомотивных бригад, являются: готовность к экстренному действию, бдительность, стрессоустойчивость; высокий темп переработки поступающей информации различной модальности (зрительной, слуховой, тактильной) и др. Эти качества, во многом обусловленные природными задатками, являются относительно постоянными и малотренируемыми.

Внедрение психофизиологических обследований в локомотивных депо способствовало снижению брака в работе. Так, количество проездов на запрещающие сигналы снизилось с 65 случаев в 1991 г. до 12 в 1996 г. . Порядок проведения отбора установлен Указанием МПС РФ от 1 декабря 1999 г. N 310у "Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве федеральных железных дорог".

  1. Профессиональная подготовка работников массовых профессий железнодорожного транспорта осуществляется на базе дорожно-технических школ, профессионально-технических училищ, железнодорожных лицеев, железнодорожных техникумов, высших учебных заведений, предприятий. В настоящее время на железных дорогах функционируют 33 технические школы и 17 учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров.

Работники, принимаемые на работу в качестве специалистов, руководителей предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно связанную с движением поездов, но и на маневровую работу, должны иметь специальное образование.

Только Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28Ц устанавливает состав комиссий по испытаниям и перечень должностей и профессий работников федерального железнодорожного транспорта, подлежащих испытаниям в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также минимально необходимый объем знаний вышеуказанных документов.

Таким образом, хотя законодательство предусматривает такой этап, как профессиональная подготовка, фактически она не осуществляется, так как работники проходят соответствующую подготовку в специализированных учебных заведениях.

  1. Что касается медицинского освидетельствования, то можно отметить следующее. Законодательство, устанавливая необходимость прохождения медицинского осмотра работникам железнодорожного транспорта общего пользования, принимаемым на работу, непосредственно связанную с движением поездов, но и маневровой работой и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, не закрепляет перечень таких категорий работников, установленный на уровне федерального закона.

Подзаконные акты содержат несколько списков:

  • Постановлением Правительства от 8 сентября 1999 г. N 1020 утвержден Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов. В нем профессии и должности работников распределены по шести группам: машинисты, водители и их помощники, работники диспетчерско-операторской группы, работники станционно-маневровой группы, работники группы, обслуживающей поезда в пути следования, работники группы пути, работники группы энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи;
  • Приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц утверждено Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте. Пункт 4 Положения устанавливает круг лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам:
  1. обеспечивающие движение поездов;
  2. осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути);
  3. лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с воздействием опасных и вредных производственных факторов.

Надо отметить, что категории работников, относящихся к первой и второй группе, работодатель устанавливает применительно к условиям конкретного предприятия, согласовывает их с профкомом и направляет эти списки в медицинское учреждение. Вредные и опасные производственные факторы устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Работодатель составляет список работников, подвергающихся воздействию этих факторов, он согласовывается с санэпидстанцией и также направляется в медицинское учреждение, которое осуществляет прием работников, руководствуясь вышеуказанными списками.

Таким образом, существует несколько нормативных актов, устанавливающих разные категории работников, подлежащих медицинским осмотрам, и разные правила определения таких работников. Каким из них необходимо руководствоваться? Не повлечет ли такая "самостоятельность" работодателя злоупотреблений с его стороны? Да, необходимо учитывать местные условия, так как в рамках железнодорожного транспорта действует множество различных предприятий, но в целях недопущения злоупотреблений со стороны работодателя считаю необходимым установить группы таких работников на уровне федерального закона.

Также помимо Приказа N 6Ц на железнодорожном транспорте руководствуются Приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии", которым был утвержден Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований.

Возникает следующая ситуация. Например, при приеме на работу все специалисты (юрисконсульты, экономисты и др.) проходят медицинскую комиссию в соответствии с разделом 6 "Факторы трудового процесса" Приказа N 90, в соответствии с которым вышеназванным работникам необходимо посещать один раз в год офтальмолога. А в соответствии с Временным перечнем работа в качестве крановщика, например, предполагает прохождение 1 раз в 2 года следующих специалистов: терапевта, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога. Фактически же все вышеназванные работники проходят следующих специалистов: терапевта, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, различные лабораторные исследования, а также, если на работу устраивается женщина, - обязательно посещение гинеколога.

Приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" // Правовая система АСПИЖТ.

Возникает ряд вопросов.

  • Почему работодатель на будущих работников возлагает дополнительные обязанности по прохождению специалистов, которых они не должны проходить?
  • Не пытается ли работодатель таким образом обезопасить себя от возможных проблем, связанных с возможной беременностью женщины, с ее уходом на больничный, а потом и в отпуск по уходу за ребенком? Представляется, что это будет являться поводом для отказа в приеме на работу, хотя ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью.

Безусловно, работники должны проходить предварительный медицинский осмотр, но он должен проводиться только теми врачами, которые указаны в нормативных документах, а не всеми возможными.

Таким образом, напрашивается несколько выводов.

  1. Законодатель, устанавливая особенности приема на работу, определяет круг лиц, на которых эти нормы будут распространяться, - это лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования.
  2. Особенности приема на работу заключаются в установлении дополнительных этапов, таких как профессиональный отбор и испытание, профессиональная подготовка и в последующем периодическая проверка знаний, предварительный медицинский осмотр.
  3. Отсутствует перечень работников, которые должны проходить профессиональный отбор. Представляется, что такой перечень должен быть единым, установлен на уровне федерального закона и согласован с соответствующими специалистами.
  4. Отсутствует единый документ, который устанавливал бы категории работников железнодорожного транспорта, которым необходимо проходить медицинское освидетельствование, и перечень специалистов, которых необходимо пройти. Представляется, что именно поэтому на практике возможны нарушения прав граждан в виде возложения на них обязанностей прохождения "ненужных" врачей, тем самым давая дополнительный повод отказать в приеме не работу.
  5. Фактически работодатель не осуществляет профессиональную подготовку, так как та категория работников, для которой она необходима, проходит обучение в учебных заведениях железнодорожного транспорта, где такая подготовка осуществляется.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Прохождение предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров обязательно только в случаях, предусмотренных нормативными актами РФ. Работодатель не вправе устанавливать обязанность работника по прохождению медицинских осмотров, если они не являются обязательными в соответствии с нормативными актами РФ. Нам не удалось обнаружить нормативных актов, которые предусматривали бы обязанности указанных в вопросе работников проходить предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр. Вопрос о том, относится ли конкретный погрузчик или иное колесное транспортное средство к транспортному средству, касается технических характеристик данного устройства и порядка его использования и в рамках данной консультации не может быть разрешен. Как следствие, не может быть решен и вопрос о необходимости проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров в отношении работников, которые осуществляют управление соответствующими транспортными средствами. В данном случае проведение указанных осмотров возможно по соглашению сторон.

В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров. В свою очередь, у работника имеется обязанность проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (абзац шестой ст. 214 ТК РФ).

Из части третьей ст. 213 ТК РФ прямо следует, что обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) могут устанавливаться только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Так, нормативными правовыми актами РФ установлена обязанность по прохождению предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров в том числе для:

- работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике");

- работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");

- водителей транспортных средств (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абзац 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ). Если нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено прохождение работником предсменных медицинских осмотров, работодатель не вправе вменить ему это в обязанность по собственной инициативе (смотрите ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утвержденный приказом Минтранса РФ от 28.03.2007 N 36, устанавливает обязанность по прохождению медицинского осмотра в отношении машиниста тепловоза, машиниста крана (крановщик) (на железнодорожном ходу) на железнодорожном транспорте общего пользования. Однако нормативного акта, который предусматривал бы аналогичную обязанность для данной категории работников на железнодорожном транспорте необщего пользования, нам обнаружить не удалось.

Таким образом, ни федеральными законами, ни иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено проведение указанных в вопросе медицинских осмотров в отношении стропальщика, монтера пути, сливщика-разливщика, машиниста крана и машиниста тепловоза пути на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Согласно пп. 2.1.1 п. 2.1 Инструкции N 12 по охране труда для докера-механизатора при перегрузке опасных грузов ТОИ-РД 31.82.05.12-95, утвержденной Департаментом морского транспорта Минтранса РФ 10.04.1995, перед началом работ докер-механизатор обязан пройти медицинский осмотр. Однако указанная инструкция утверждена Департаментом морского транспорта Минтранса РФ и касается случая перегрузки опасных грузов. По указанной причине ее применение в отношении докеров-механизаторов, осуществляющих свою деятельность на железнодорожном транспорте необщего пользования, мы полагаем невозможным.

При этом, по нашему мнению, проведение предсменных медосмотров по обоюдному согласию сторон не будет противоречить трудовому законодательству даже в том случае, если необходимость их проведения нормативно не установлена. Однако, если работник откажется от прохождения указанных осмотров, его нельзя будет привлечь к дисциплинарной ответственности.

Читайте также: