Обязанности воспитателя по охране труда

Обновлено: 19.05.2024

Права и обязанности работника в области охраны труда
Все сотрудники детского сада проходят необходимый инструктаж по антитеррористической безопасности.

Виды инструктажей по охране труда на рабочем месте:
вводный (один раз, при приеме на работу),
первичный на рабочем месте (при приеме на работу, при выполнении новой работы, командированными, временными работниками, студентами) ,
повторный (не реже одного раза в полугодие),
внеплановый,
целевой (при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по должности).

Все виды инструктажей проводятся с работниками по инструкциям по охране труда, утверждёнными заведующим МКДОУ д/с № 262 по согласованию с профсоюзным комитетом.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются:
по должностям и профессиям,
по видам выполняемых работ.

Инструкции по охране труда содержат 5 разделов:
Общие требования охраны труда.
Требования охраны труда перед началом работы.
Требования охраны труда во время работы.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
Требования охраны труда по окончании работы.

Обучение и проверка знаний по охране труда
Все работники 1 раз в три года обязаны проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Обучение работников образовательного учреждения по охране труда осуществляется согласно учебной программе и учебного плана. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда несёт заведующий детского сада. Работники по окончании специального обучения по охране труда проходят проверку знаний требований охраны труда.

К неэлектрическому персоналу относятся лица, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. Электротехнологический персонал должен иметь не ниже 2 квалификационной группы по электробезопасности. Перечень должностей электротехнического персонала разрабатывает ответственный за электрохозяйство и утверждает руководитель образовательного учреждения.
Электротехнологический персонал 1 раз в год проходит проверку знаний по электробезопасности.
В состав постоянно действующей квалификационной комиссии по проверке знаний по электробезопасности входит не менее 3-х человек с 3 и 4 квалификационной группой по электробезопасности.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится не реже 1 раза в пять лет. Аттестации подлежат все рабочие места в организации. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает:
проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов;
осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестацию рабочих мест проводит аттестационная комиссия.
Аттестационная комиссия создаётся и утверждается приказом заведующего МКДОУ, в состав аттестационной комиссии входят:
представители администрации образовательного учреждения;
специалисты по охране труда;
представители профкома;
члены комиссии по охране труда;
уполномоченные лица по охране труда от профкома;
представители аттестующей организации.
По заключению аттестационной комиссии рабочее место аттестуется:
по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
по травмобезопасности;
по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Классификация вредных и опасных производственных факторов:
1 класс – оптимальные условия труда (сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности);
2 класс - допустимые условия труда (уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения состояния организма восстанавливаются во время регламентируемого отдыха);
3 класс - вредные условия труда (наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и приводят к развитию профессиональных заболеваний, росту хронической патологии);
4 класс - опасные условия труда (воздействие производственных факторов на человека в течение рабочей смены и создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжёлых форм).

Результаты аттестации рабочих мест отражаются в картах аттестации на каждое рабочее место.

С результатами аттестации рабочих мест работника знакомят под подпись.

По результатам аттестации рабочих мест за вредные условия труда работнику работодатель осуществляет дополнительные доплаты (от 4 до 12%) или дополнительный оплачиваемый отпуск (до 7 дней).

Размер доплат устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по согласованию с профсоюзным комитетом.

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.98 г. № 125-ФЗ.

Медицинские осмотры и вакцинация

Работодатель обязан проводить за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников. А также обеспечить проведение бесплатных для работников вакцинаций.

Во время прохождения указанных медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

Служба охраны труда в образовательном учреждении, комитет (комиссия) по охране труда

В каждой организации с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда.

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

Члены комиссии по охране труда входят в состав комиссии по аттестации рабочих мест.

Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюзного комитета

Выборы уполномоченного по охране труда осуществляется на профсоюзном Собрании на срок не менее двух лет. Уполномоченный по охране труда:
входит в состав комиссии по ОТ образовательного учреждения.
обязан защищать права работников образовательного учреждения на охрану труда.
имеет право беспрепятственно проверять в организации соблюдение требований охраны труда и вносить для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Административно-общественный контроль за охраной труда в образовательном учреждении

Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, профсоюзного комитета образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда.

Трёхступенчатая система административно – общественного контроля:
I ступень - осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций;
II ступень - осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченный по ОТ;
III ступень – осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа.

Размер шрифта А А А Шрифт Ая Ая Межсимвольный интервал aa aa aa Межстрочный интервал Цветовая схема А А А А А Изображения Озвучивать


Инструкции по охране труда в ДОУ 2021 года должны составляться для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием организации. Каков возможный перечень соответствующих инструкций?

Что понимается под должностной инструкцией по охране труда (в ДОУ или школе)

Однако на практике обозначенный термин применяется регулярно. В большинстве случаев он соответствует классическому понятию инструкции по охране труда. Фактически она может являться и должностной, поскольку составляется, как правило, для конкретной должности. Но не всегда — инструкция может быть разработана также исходя из профессии человека или вида выполняемой им работы ( как сказано, например, в п. 1 Методрекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Особенность трудовой деятельности в ДОУ или в школе в том, что человек, занятый в соответствующем учреждении, может, занимая одну должность, выполнять сразу несколько видов работы, для каждой из которых требуется составление отдельной инструкции по охране труда. Вот почему администрациям детских садов и школ приходится уделять время составлению довольно большого перечня инструкций по охране труда.

Рассмотрим, какими документами этот перечень может быть представлен.

Для каких должностей в ДОУ и школе инструкции по охране труда следует утверждать

Если условиться, что под должностной инструкцией по охране труда в ДОУ может пониматься документ, сформированный для определенной должности, то кадровой службе детского сада нужно будет уделить внимание составлению инструкций для таких должностей, как:

  • заведующий ДОУ;
  • воспитатель;
  • старший воспитатель;
  • помощник воспитателя;
  • логопед;
  • психолог;
  • инструктор по физкультуре;
  • музыкальный руководитель;
  • бухгалтер;
  • охранник;
  • слесарь;
  • повар;
  • водитель;
  • дворник;
  • медсестра;
  • кастелянша;
  • завхоз;
  • уборщик помещений;
  • рабочий по обслуживанию зданий.

Что касается инструкций по охране труда по видам работ, то они могут быть составлены для таких работ, как:

  • проведение массовых мероприятий;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • перевозка детей и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
  • монтаж электроустановок;
  • стирка с помощью машин и иного оборудования бытового назначения;
  • приготовление пищи с помощью кухонных плит и иного кухонного оборудования;
  • выполнение операций на ПК и ином вычислительном оборудовании;
  • погрузка и разгрузка.

В свою очередь, должностные инструкции по охране труда в школе могут быть составлены для таких должностей, как:

  • директор школы;
  • заместители директора;
  • председатель профкома;
  • бухгалтер;
  • преподаватель гуманитарных дисциплин;
  • преподаватель естественнонаучных дисциплин;
  • преподаватель технических дисциплин;
  • преподаватель физкультуры;
  • мастер производственного обучения;
  • инженер по охране труда;
  • водитель;
  • слесарь;
  • дворник;
  • завхоз.

Что касается инструкций по работам, они могут быть составлены для таких работ, как:

  • занятия в кабинетах;
  • проведение опытов на уроках физики и химии;
  • проведение занятий на уроках труда;
  • проведение спортивных занятий, уроков танцев;
  • перевозка учащихся и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
  • проведение занятий с использованием ПК и иной вычислительной техники.

Итоги

В штатном расписании ДОУ так же, как и в школе, может быть предусмотрено несколько десятков должностей, и для каждой из них кадровая служба учреждения обязана разработать и утвердить инструкцию по охране труда. Кроме того, может потребоваться составление инструкций, адаптированных не только для должностей, но и для конкретных видов работ, выполняемых в ДОУ или школе.

Изучить прочие нюансы решения работодателем задач в области охраны труда вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.


Сборник инструкций по охране труда для персонала ДОУ

Пакет включает 35 инструкций с изменениями на 2021 год в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Инструкции не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Инструкция по охране труда воспитателя ДОУ

ИОТ - __________________ - 2022
номер инструкции

1.2. В работе воспитатель должен соблюдать Устав ДОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию воспитателя, настоящую инструкцию по охране труда, знать места расположения первичных средств пожаротушения, направления эвакуации при пожаре, а также расположение аптечек первой помощи.

1.3. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их нахождения в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивает воспитание детей, не оставляет воспитанников без присмотра в группе, в спальне, на территории, а также в других местах, где находятся дети.

1.4. Строго соблюдает требования инструкции по охране жизни и здоровья детей, систематически контролирует соблюдение детьми правил и требований охраны труда, безопасного поведения.

1.5. При работе воспитатель детского сада может быть подвержен следующим опасным и вредным факторам:

  • повышенное нервно-эмоциональное напряжение;
  • заражение различными вирусными, инфекционными заболеваниями;
  • воздействие шума;
  • возможность получения травмы во время прогулок с детьми вследствие обледенения пешеходных тротуаров и улиц;
  • поражение электрическим током при использовании неисправного электрического оборудовании кабинета и технических средств обучения;
  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места, а также зрительное утомление в процессе работы с документами и на компьютере.

1.6. Воспитатель детского сада соблюдает утвержденный администрацией режим труда и отдыха в детском учреждении. Изменения ре­жима труда и отдыха допускаются только в случае экстремальных ситуаций.

1.7. Систематически следит за наличием в медицинской аптечке группы набора необходимых медикаментов и перевязочных средств оказания первой помощи при травмах. Расположение аптечки в местах недоступных для детей.

1.8. Воспитатель группы детского сада должен владеть приемами и способами оказания первой помощи в объеме инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему, действующей в дошкольном образовательном учреждении.

1.9. В помещениях групповых и спальных комнат детского сада должны на стенах находиться комнатные термометры для контроля температурного режима.

1.10. Воспитатель детского сада в ходе работы обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, иметь и использовать при работе средства индивидуальной защиты: халат светлых тонов.

1.11. О каждом несчастном случае, произошедшем в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен немедленно сообщить заведующему ДОУ сразу после оказания первой помощи пострадавшему (работнику, воспитаннику).

1.12. За невыполнение или нарушение инструкции по охране труда воспитатель может быть привлечен к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка детского сада и действующим законодательством.

Перед началом работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан:

2.1. Переодеться в специальную одежду, застегнуть все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. Обувь на ногах должна быть на низком каблуке, на резиновой или микропористой подошве. Волосы должны быть тщательно убраны. Все личные вещи необходимо оставить в гардеробной. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным

2.2. Проверить состояние комнаты группы, комнаты для раздевания детей, туалета.

2.3. Включить полностью освещение и удостовериться в исправности его работы. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) - не менее 400 люкс..

2.4. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, электророзетки – закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов. Не допустимо использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.

2.5. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения электробезопасности.

2.6. Проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.

2.7. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.

2.8. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.

2.9. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующему по АХЧ или непосредственно заведующему детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

3.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса.

3.1.2. Быть предельно внимательным к поведению детей, с целью своевременного предупреждения и недопущения событий, которые могут привести к несчастным случаям, аварийным ситуациям, конфликтным отношениям с родителями (законными представителями) и персоналом детского сада.

3.1.3. При выявлении признаков недомогания, вялости или заболевания ребенка:

3.1.4. Безотлагательно извещать руководство детского образовательного учреждения о каждом несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию первой помощи.

3.1.5. Вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса, воспитательной деятельности и оздоровления детей, доводить до сведения руководства детского образовательного учреждения обо всех недостатках в обеспечении образовательного и воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность детей.

3.1.6. Организовать изучение детьми детского сада правил по охране труда и технике безопасности, правил дорожного движения, поведения в быту, правил пожарной безопасности и т.д.

3.1.7. Обеспечить безопасное хранение и содержание режущих, колющих и других опасных предметов (ножницы, иголки, булавки, кнопки, скрепки и прочее). Ножницы на занятиях должны быть с тупыми концами, иголки используются исключительно на индивидуальных занятиях под присмотром воспитателя.

3.1.8. Следить за состоянием искусственного освещения в помещениях: вовремя включать свет, немедленно сообщать работнику по обслуживанию здания о перегоревших осветительных приборах;

3.1.9. Следить за крепежом мебели и цветочных подставок, за исправностью оборудования.

3.1.10. Следить за состоянием посуды (чайной и столовой). Чашки, блюдца, тарелки с трещинами и сколами немедленно изымаются и сдаются завхозу.

3.1.11. Следить за наличием у детей индивидуальных расчесок и полотенец, в случае отсутствия уведомлять родителей.

3.1.12. Сообщать заведующему ДОУ о наличии в помещениях насекомых и грызунов.

3.1.13. Во время прогулки постоянно держать в поле зрения всех детей, знать количество детей взятых на прогулку. Если по какой-либо причине некоторые дети остаются в группе, воспитатель ДОУ обязан передать таковых воспитанников под присмотр помощнику воспитателя (младшему воспитателю).

3.1.14. Дальнюю прогулку или экскурсию осуществлять только вместе со вторым сотрудником (один впереди, другой сзади), строго выполняя инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике.

3.1.15. Следить за выполнением температурного и питьевого режима в группе ДОУ.

3.1.16. Проводить прогулки детей на открытом воздухе не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов.

3.1.17. В процессе одевания детей на прогулку избегать резких, суетливых и неосторожных движений, которые могут привести к травмированию воспитателя и детей.

3.1.18. Следить за тем, чтобы дети не ели на прогулке ягоды, грибы, растения, ничего постороннего не поднимали с пола.

3.1.19. В жаркую погоду выводить детей детского сада на прогулку в легких головных уборах.

3.1.20. Во избежание простудных заболеваний, выходя с детьми на прогулку, одеваться и одевать детей в соответствии с погодой (непромокаемая обувь, верхняя теплая одежда, головные уборы, шарфы, рукавички и т.д.).

3.1.21. Работая с детьми на участке по уходу за зелеными насаждениями, предварительно проверить и в процессе следить за исправностью хозяйственного инвентаря: лопат, граблей, носилок и т.п.

3.1.22. При движении в помещении группы, других помещениях детского сада, а также при ходьбе с воспитанниками на улице, быть внимательным и остерегаться скользких мест и неровностей.

3.1.23. Проводить оформление комнаты группы, актового зала только на устойчивых, специально предназначенных лестницах-стремянках.

3.2. Во время работы воспитателю детского сада запрещается:

3.2.1. Отвлекаться во время работы с детьми и отвлекать других воспитателей ДОУ посторонними разговорами.

3.2.2. Допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе воспитателя.

3.2.3. Закалывать иголками или булавками свою одежду, содержать в карманах бьющиеся и острые предметы, носить обувь в помещении на высоком каблуке.

3.2.4. Хранить в группе лекарственные препараты и медикаменты, кроме бриллиантовой зелени, перекиси водорода и йода, которые должны находиться в аптечке, закрепленной на недоступной для детей высоте.

3.2.5. Использовать в помещении группы электронагревательные приборы: кипятильники, камины, электрочайники, плойки и.д.

3.2.6. Вносить кипяток в групповые комнаты и оставлять его в присутствии детей.

3.2.7. Раздавать пищу без санитарной одежды.

3.2.8. Приносить в групповые комнаты любые продукты питания из дома для угощения детей.

3.2.9. Проводить прогулки с детьми по улицам с большим движением автотранспорта.

3.2.10. Выпускать детей одних на территорию детского сада, оставлять одних на игровой площадке или в помещении группы.

3.2.11. Отдавать детей незнакомым лицам, а также родственникам, моложе 16 лет.

3.2.12. Отдавать детей родителям, находящимся в нетрезвом состоянии.

3.3. Требования к количеству занятий и их продолжительности в ДОУ:

3.3.1. Продолжительность организованной образовательной деятельности

  • для воспитанников от 1,5 до 3-х лет составляет не более 10 минут;
  • для воспитанников от 3 до 4-х лет - не более 15 минут;
  • для воспитанников от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут;
  • для воспитанников от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут;
  • для воспитанников от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

3.3.2. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки:

  • для воспитанников от 1,5 до 3-х лет составляет не более 20 минут;
  • для воспитанников от 3 до 4-х лет - не более 30 минут;
  • для воспитанников от 4-х до 5-ти лет - не более 40 минут;
  • для воспитанников от 5 до 6-ти лет - не более 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна;
  • для воспитанников от 6-ти до 7-ми лет - не более 1,5ч.

3.3.3. Продолжительность перерывов между занятиями во всех возрастных группах составляет не менее 10 мин.

3.3.4. Перерыв во время занятий для гимнастики во всех возрастных группах составляет не менее 2 мин.

3.3.5. Продолжительность использования электронных средств обучения (ЭСО):

  • интерактивная доска: 5-7 лет на занятии не более 7 мин, суммарно в день – не более 20 мин;
  • интерактивная панель: 5-7 лет на занятии не более 5 мин, суммарно в день – не более 10 мин.

3.4. Требования к организации питания в ДОУ:

3.4.1. Выдачу готовой пищи детям разрешается проводить после снятия пробы и записи медработником в бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче.

3.4.2. Температура горячей пищи при выдаче детям не должна превышать 70°С.

3.4.3. Во время приема пищи воспитатель ДОУ обязан следить за правильным использованием детьми столовых приборов. Столовая посуда при выдаче пищи детям не должна иметь трещин и сколов во избежание травмирования детей.

3.4.4. Пища из кухни детского сада подается при отсутствии в коридорах и на лестницах детей.

3.4.5. Во время раздачи пищи не допускать игр, детских шалостей около обеденных столов.

4.1. В случае пожара, аварии и других стихийных бедствий воспитатель детского сада в первую очередь принимает меры по спасению детей группы.

4.2. При возникновении пожара необходимо:

  • незамедлительно эвакуировать детей из помещения (согласно плану эвакуации);
  • по возможности закрыть все форточки и окна с целью быстрого нераспространения огня, отключить электроэнергию;
  • вызвать пожарную службу по телефону 01 (101);
  • сообщить о пожаре заведующему ДОУ (при его отсутствии – иному должностному лицу);
  • при отсутствии угрозы жизни, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок, вода, плотное покрывало).

4.3. При получении ребенком травмы необходимо:

4.4. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения необходимо срочно вывести воспитанников из помещения группы, сообщить о происшедшем заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу) дошкольного образовательного учреждения.

4.5. В случае появления неисправности в работе компьютера, принтера, технических средств обучения, музыкальной аппаратуры (посторонний шум, искрение и запах гари) немедленно отключить оборудование от электрической сети и сообщить об этом заведующему хозяйством (завхозу) детского сада; работу продолжать только после полного устранения возникшей неисправности.

4.6. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться соответствующими инструкциями и Планом эвакуации.

4.7. По окончании действия факторов аварийной ситуации воспитатель должен проверить по списку наличие вверенных ему детей. При обнаружении отсутствующих принять незамедлительно оперативные меры с привлечением соответствующих органов.

5.1. Внимательно осмотреть все помещения группы, обратить внимание на наличие опасных и вредных факторов и сообщить об этом администрации детского сада.

5.2. Выключить все используемые средства, оборудование (демонстрационные, учебные, аудио- и видео-аппаратуру), питающиеся от электрической сети.

5.3. Проветрить помещения, после чего закрыть все окна и фрамуги.

5.4. Привести в порядок помещение группы (убрать все игрушки, пособия, тетради, книжки, принадлежности для рисования, лепки и т.п., проверить расстановку мебели и упорядочить ее, провести размещение детских вещей).

5.5. При обнаружении замечаний по охране труда поставить в известность старшего воспитателя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.

5.6. Продумать, спланировать и подготовиться к занятиям следующего рабочего дня.

5.7. Снять рабочую одежду, сменную обувь и разместить их в установленное место.

5.8. Чисто вымыть с мылом руки.

5.9. Сдать необходимую документацию по детям делопроизводителю детского сада. Уходя, закрыть окна и фрамуги, выключить электроосвещение, закрыть входную дверь.

Должностная инструкция воспитателя детского сада нужна как дополнение к трудовому договору, где поясняются его пункты. Хотя в современном законодательстве она не упоминается, бизнес-практика и рекомендации контролирующих инстанций приводят к тому, что её включает в типовые пакеты трудовой документации большинство работодателей. Как документ, имеющий правовую силу, эта инструкция должна быть правильно написана и оформлена.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции воспитателя детского сада

1. Общий раздел

2. Обязанности

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

3. Ответственность

Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
  2. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
  3. Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
  4. Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.

4. Права

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Что нужно знать при написании должностной инструкции

В законах, регулирующих трудовые отношения, нет стандартов, определяющих структуру и содержание должностной инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на типовые инструкции, многие из которых написаны на основе профстандартов. Эти инструкции построены по определенным правилам, регулирующим их структуру и наполнение.

Типовая структура инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные функции.
  • Ответственность за нарушения.
  • Права сотрудника.

Некоторые наниматели, особенно крупные или работающие в отраслях со своей спецификой, добавляют сюда и разделы, в которых детально описаны отдельные аспекты их отношений с сотрудниками.

Популярные дополнительные разделы:

  • Требования к квалификации кандидата.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Параметры оценки результатов работы.

Внимание! Содержание должностной инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором или пересекать его границы. Она рассматривается как документ дополняющий трудовой договор, а не замещающий его.

Общая часть

Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.

Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.

Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.

Функции

Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.

Ответственность

Обязательный раздел, в котором дается список возможных причин для привлечения сотрудника к ответственности его работодателем. Эти причины приведены в общей форме, как и соответствующие им меры наказания, поскольку конкретика может быть определена лишь путем соответствующих разбирательств, в том числе в суде.

Права

Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.

Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после её подписания самим работником, руководителем и теми сотрудниками, подписи которых необходимы по правилам документооборота учреждения.


Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.


Сборник инструкций по охране труда для персонала ДОУ

Пакет включает 35 инструкций с изменениями на 2021 год в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Инструкции не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Инструкция по охране труда воспитателя ДОУ

ИОТ - __________________ - 2022
номер инструкции

1.2. В работе воспитатель должен соблюдать Устав ДОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию воспитателя, настоящую инструкцию по охране труда, знать места расположения первичных средств пожаротушения, направления эвакуации при пожаре, а также расположение аптечек первой помощи.

1.3. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их нахождения в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивает воспитание детей, не оставляет воспитанников без присмотра в группе, в спальне, на территории, а также в других местах, где находятся дети.

1.4. Строго соблюдает требования инструкции по охране жизни и здоровья детей, систематически контролирует соблюдение детьми правил и требований охраны труда, безопасного поведения.

1.5. При работе воспитатель детского сада может быть подвержен следующим опасным и вредным факторам:

  • повышенное нервно-эмоциональное напряжение;
  • заражение различными вирусными, инфекционными заболеваниями;
  • воздействие шума;
  • возможность получения травмы во время прогулок с детьми вследствие обледенения пешеходных тротуаров и улиц;
  • поражение электрическим током при использовании неисправного электрического оборудовании кабинета и технических средств обучения;
  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места, а также зрительное утомление в процессе работы с документами и на компьютере.

1.6. Воспитатель детского сада соблюдает утвержденный администрацией режим труда и отдыха в детском учреждении. Изменения ре­жима труда и отдыха допускаются только в случае экстремальных ситуаций.

1.7. Систематически следит за наличием в медицинской аптечке группы набора необходимых медикаментов и перевязочных средств оказания первой помощи при травмах. Расположение аптечки в местах недоступных для детей.

1.8. Воспитатель группы детского сада должен владеть приемами и способами оказания первой помощи в объеме инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему, действующей в дошкольном образовательном учреждении.

1.9. В помещениях групповых и спальных комнат детского сада должны на стенах находиться комнатные термометры для контроля температурного режима.

1.10. Воспитатель детского сада в ходе работы обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, иметь и использовать при работе средства индивидуальной защиты: халат светлых тонов.

1.11. О каждом несчастном случае, произошедшем в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен немедленно сообщить заведующему ДОУ сразу после оказания первой помощи пострадавшему (работнику, воспитаннику).

1.12. За невыполнение или нарушение инструкции по охране труда воспитатель может быть привлечен к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка детского сада и действующим законодательством.

Перед началом работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан:

2.1. Переодеться в специальную одежду, застегнуть все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. Обувь на ногах должна быть на низком каблуке, на резиновой или микропористой подошве. Волосы должны быть тщательно убраны. Все личные вещи необходимо оставить в гардеробной. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным

2.2. Проверить состояние комнаты группы, комнаты для раздевания детей, туалета.

2.3. Включить полностью освещение и удостовериться в исправности его работы. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) - не менее 400 люкс..

2.4. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, электророзетки – закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов. Не допустимо использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.

2.5. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения электробезопасности.

2.6. Проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.

2.7. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.

2.8. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.

2.9. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующему по АХЧ или непосредственно заведующему детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

3.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса.

3.1.2. Быть предельно внимательным к поведению детей, с целью своевременного предупреждения и недопущения событий, которые могут привести к несчастным случаям, аварийным ситуациям, конфликтным отношениям с родителями (законными представителями) и персоналом детского сада.

3.1.3. При выявлении признаков недомогания, вялости или заболевания ребенка:

3.1.4. Безотлагательно извещать руководство детского образовательного учреждения о каждом несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию первой помощи.

3.1.5. Вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса, воспитательной деятельности и оздоровления детей, доводить до сведения руководства детского образовательного учреждения обо всех недостатках в обеспечении образовательного и воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность детей.

3.1.6. Организовать изучение детьми детского сада правил по охране труда и технике безопасности, правил дорожного движения, поведения в быту, правил пожарной безопасности и т.д.

3.1.7. Обеспечить безопасное хранение и содержание режущих, колющих и других опасных предметов (ножницы, иголки, булавки, кнопки, скрепки и прочее). Ножницы на занятиях должны быть с тупыми концами, иголки используются исключительно на индивидуальных занятиях под присмотром воспитателя.

3.1.8. Следить за состоянием искусственного освещения в помещениях: вовремя включать свет, немедленно сообщать работнику по обслуживанию здания о перегоревших осветительных приборах;

3.1.9. Следить за крепежом мебели и цветочных подставок, за исправностью оборудования.

3.1.10. Следить за состоянием посуды (чайной и столовой). Чашки, блюдца, тарелки с трещинами и сколами немедленно изымаются и сдаются завхозу.

3.1.11. Следить за наличием у детей индивидуальных расчесок и полотенец, в случае отсутствия уведомлять родителей.

3.1.12. Сообщать заведующему ДОУ о наличии в помещениях насекомых и грызунов.

3.1.13. Во время прогулки постоянно держать в поле зрения всех детей, знать количество детей взятых на прогулку. Если по какой-либо причине некоторые дети остаются в группе, воспитатель ДОУ обязан передать таковых воспитанников под присмотр помощнику воспитателя (младшему воспитателю).

3.1.14. Дальнюю прогулку или экскурсию осуществлять только вместе со вторым сотрудником (один впереди, другой сзади), строго выполняя инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике.

3.1.15. Следить за выполнением температурного и питьевого режима в группе ДОУ.

3.1.16. Проводить прогулки детей на открытом воздухе не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов.

3.1.17. В процессе одевания детей на прогулку избегать резких, суетливых и неосторожных движений, которые могут привести к травмированию воспитателя и детей.

3.1.18. Следить за тем, чтобы дети не ели на прогулке ягоды, грибы, растения, ничего постороннего не поднимали с пола.

3.1.19. В жаркую погоду выводить детей детского сада на прогулку в легких головных уборах.

3.1.20. Во избежание простудных заболеваний, выходя с детьми на прогулку, одеваться и одевать детей в соответствии с погодой (непромокаемая обувь, верхняя теплая одежда, головные уборы, шарфы, рукавички и т.д.).

3.1.21. Работая с детьми на участке по уходу за зелеными насаждениями, предварительно проверить и в процессе следить за исправностью хозяйственного инвентаря: лопат, граблей, носилок и т.п.

3.1.22. При движении в помещении группы, других помещениях детского сада, а также при ходьбе с воспитанниками на улице, быть внимательным и остерегаться скользких мест и неровностей.

3.1.23. Проводить оформление комнаты группы, актового зала только на устойчивых, специально предназначенных лестницах-стремянках.

3.2. Во время работы воспитателю детского сада запрещается:

3.2.1. Отвлекаться во время работы с детьми и отвлекать других воспитателей ДОУ посторонними разговорами.

3.2.2. Допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе воспитателя.

3.2.3. Закалывать иголками или булавками свою одежду, содержать в карманах бьющиеся и острые предметы, носить обувь в помещении на высоком каблуке.

3.2.4. Хранить в группе лекарственные препараты и медикаменты, кроме бриллиантовой зелени, перекиси водорода и йода, которые должны находиться в аптечке, закрепленной на недоступной для детей высоте.

3.2.5. Использовать в помещении группы электронагревательные приборы: кипятильники, камины, электрочайники, плойки и.д.

3.2.6. Вносить кипяток в групповые комнаты и оставлять его в присутствии детей.

3.2.7. Раздавать пищу без санитарной одежды.

3.2.8. Приносить в групповые комнаты любые продукты питания из дома для угощения детей.

3.2.9. Проводить прогулки с детьми по улицам с большим движением автотранспорта.

3.2.10. Выпускать детей одних на территорию детского сада, оставлять одних на игровой площадке или в помещении группы.

3.2.11. Отдавать детей незнакомым лицам, а также родственникам, моложе 16 лет.

3.2.12. Отдавать детей родителям, находящимся в нетрезвом состоянии.

3.3. Требования к количеству занятий и их продолжительности в ДОУ:

3.3.1. Продолжительность организованной образовательной деятельности

  • для воспитанников от 1,5 до 3-х лет составляет не более 10 минут;
  • для воспитанников от 3 до 4-х лет - не более 15 минут;
  • для воспитанников от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут;
  • для воспитанников от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут;
  • для воспитанников от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

3.3.2. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки:

  • для воспитанников от 1,5 до 3-х лет составляет не более 20 минут;
  • для воспитанников от 3 до 4-х лет - не более 30 минут;
  • для воспитанников от 4-х до 5-ти лет - не более 40 минут;
  • для воспитанников от 5 до 6-ти лет - не более 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна;
  • для воспитанников от 6-ти до 7-ми лет - не более 1,5ч.

3.3.3. Продолжительность перерывов между занятиями во всех возрастных группах составляет не менее 10 мин.

3.3.4. Перерыв во время занятий для гимнастики во всех возрастных группах составляет не менее 2 мин.

3.3.5. Продолжительность использования электронных средств обучения (ЭСО):

  • интерактивная доска: 5-7 лет на занятии не более 7 мин, суммарно в день – не более 20 мин;
  • интерактивная панель: 5-7 лет на занятии не более 5 мин, суммарно в день – не более 10 мин.

3.4. Требования к организации питания в ДОУ:

3.4.1. Выдачу готовой пищи детям разрешается проводить после снятия пробы и записи медработником в бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче.

3.4.2. Температура горячей пищи при выдаче детям не должна превышать 70°С.

3.4.3. Во время приема пищи воспитатель ДОУ обязан следить за правильным использованием детьми столовых приборов. Столовая посуда при выдаче пищи детям не должна иметь трещин и сколов во избежание травмирования детей.

3.4.4. Пища из кухни детского сада подается при отсутствии в коридорах и на лестницах детей.

3.4.5. Во время раздачи пищи не допускать игр, детских шалостей около обеденных столов.

4.1. В случае пожара, аварии и других стихийных бедствий воспитатель детского сада в первую очередь принимает меры по спасению детей группы.

4.2. При возникновении пожара необходимо:

  • незамедлительно эвакуировать детей из помещения (согласно плану эвакуации);
  • по возможности закрыть все форточки и окна с целью быстрого нераспространения огня, отключить электроэнергию;
  • вызвать пожарную службу по телефону 01 (101);
  • сообщить о пожаре заведующему ДОУ (при его отсутствии – иному должностному лицу);
  • при отсутствии угрозы жизни, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок, вода, плотное покрывало).

4.3. При получении ребенком травмы необходимо:

4.4. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения необходимо срочно вывести воспитанников из помещения группы, сообщить о происшедшем заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу) дошкольного образовательного учреждения.

4.5. В случае появления неисправности в работе компьютера, принтера, технических средств обучения, музыкальной аппаратуры (посторонний шум, искрение и запах гари) немедленно отключить оборудование от электрической сети и сообщить об этом заведующему хозяйством (завхозу) детского сада; работу продолжать только после полного устранения возникшей неисправности.

4.6. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться соответствующими инструкциями и Планом эвакуации.

4.7. По окончании действия факторов аварийной ситуации воспитатель должен проверить по списку наличие вверенных ему детей. При обнаружении отсутствующих принять незамедлительно оперативные меры с привлечением соответствующих органов.

5.1. Внимательно осмотреть все помещения группы, обратить внимание на наличие опасных и вредных факторов и сообщить об этом администрации детского сада.

5.2. Выключить все используемые средства, оборудование (демонстрационные, учебные, аудио- и видео-аппаратуру), питающиеся от электрической сети.

5.3. Проветрить помещения, после чего закрыть все окна и фрамуги.

5.4. Привести в порядок помещение группы (убрать все игрушки, пособия, тетради, книжки, принадлежности для рисования, лепки и т.п., проверить расстановку мебели и упорядочить ее, провести размещение детских вещей).

5.5. При обнаружении замечаний по охране труда поставить в известность старшего воспитателя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.

5.6. Продумать, спланировать и подготовиться к занятиям следующего рабочего дня.

5.7. Снять рабочую одежду, сменную обувь и разместить их в установленное место.

5.8. Чисто вымыть с мылом руки.

5.9. Сдать необходимую документацию по детям делопроизводителю детского сада. Уходя, закрыть окна и фрамуги, выключить электроосвещение, закрыть входную дверь.

Читайте также: