Какие последствия может иметь неправильный выбор профессии

Обновлено: 14.05.2024

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

Лучший вариант предупреждения болезни — не игнорировать симптомы на ранних стадиях. В мире профессионального самоопределения тоже есть своего рода симптомы — ошибки при выборе профессии в жизни. Если обнаружите у себя более одного симптома — бегите ко врачу (ой, к эксперту по профориентации!).

В этой статье:

Признак №1. Выбирать профессию за компанию

Первая ошибка при выборе профессии в жизни — пойти в какой-либо университет командой на одно и то же направление. Задумайтесь, почему вы сделали такой выбор, нравится ли вам на самом деле эта экономика/юриспруденция (нужное подчеркнуть)? В таких ситуациях зачастую школьники руководствуются соблазном проводить и университетское время с друзьями — это круто, но какой ценой? Переосмыслите свой выбор!

Ошибки при выборе профессии в жизни

Признак №2. Не знать рынок профессий в принципе

Выбор профессии — это труд, нельзя просто подумать в голове о том, кем вы хотите стать. В голове среднестатистического человека просто недостаточно информации по этой теме для грамотного размышления.

Изучите рынок профессий, отметьте самые востребованные из них и, наоборот, умирающие, далее составьте список профессий, которые вам импонируют.

Признак №3. Выбирать профессию без привязки к своим способностям

Абстрактное размышление о профессии дизайнера без хотя бы базового умения рисовать должно быть тревожным звоночком. Нужно здраво оценить свои способности и умения, чтобы предотвратить разочарования в выборе специальности. Лучше всегда исходить из­ собственных способностей, а далее уже сокращать пул возможным профессий.

Идея: Попробуйте пройти профтест. За 5 минут и ответы на три вопроса вы получите список оптимальных профессий. Будет ли этот список окончательным? Вряд ли, но вы сможете понять, в правильную ли сторону смотрите.

Признак №4. Опираться на любимый школьный предмет

Тяготение к предмету может быть лишь поводом задуматься о тех профессиях, где данный предмет профильный, но потом всё равно нужно более глубоко анализировать свои способности и желания.

Признак №5. Ориентироваться только на финансовое благополучие

Поэтому изучите рынок и постарайтесь оценить, на каких позициях находятся симпатичные вам профессии:

Признак №6. Поддаваться давлению родителей

Каждый из нас не раз сталкивался с советами от родителей в аспекте выбора профессии, но важно понимать, что есть советы, а есть давление, где вы чувствуете, что вас заставляют. Родители часто апеллируют к тому, что лучше знают вас и желают добра, но никто не может знать вас лучше вас самих.

Так что слушайте советы родителей, но окончательное решение принимайте самостоятельно.

Признак №7. Выбирать вуз рядом с домом

Если вуз в соседнем доме — это еще не повод резко становиться инженером. По нашему мнению, это самая странная ошибка при выборе профессии в жизни. Здесь заметны полное отсутствие мотивации и собственная апатия к разумному выбору. Расположение вуза — последнее, о чём следует думать, так как это фактор малосвязанный с осознанным выбором профессии.

Расположение вуза можно учитывать только при особых условиях внутри вашей семьи, но всё же это редкий случай.

Признак №8. Выбирать вуз по самому низкому проходному баллу

В современной системе образования есть разные вузы и направления — востребованные и не очень. Менее востребованные профессии обычно характеризуются низкими проходными баллами. Но важно понимать, что путь наименьшего сопротивления точно не самый удачный, здесь не учтены ваши желания и склонности.

Поэтому изучите список, но не хватайтесь за него как последнюю возможность устроить свою жизнь:


Признак №9. Продолжать семейную династию

Когда семья — это целое поколение врачей, очень сложно сопротивляться влиянию этого фактора, даже если вы не чувствуете в себе способности и тяготения к медицине. Но гены врачей не передаются по наследству, так что всегда берите во внимание свои интересы.

Признак №10. Выбирать профессию без попытки разобраться в деталях

Даже если вам кажется, что вроде бы вы можете (и хотите!) стать юристом, но вся информации о профессии — это набор шаблонов из фильмов, тоже стоит углубиться в тему.

Рекомендуем обратить внимание не только на плюсы, но и на минусы профессии, пообщаться с реальными представителями и сформировать более полную картину. И не бойтесь разочароваться в профессии! Уж лучше сразу понять, что профессия выбрана по ошибке, чем потратить свою возможность бесплатного обучения в вузе на неактуальную профессию.

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу правильного выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

Родители хотят помочь ребенку, чтобы он нашел свое место в жизни и хорошо устроился. Подростки в большинстве своем не задумываются о будущем, мечтая лишь получать от жизни удовольствие и хороший заработок. В погоне за своими ожиданиями и те, и другие совершают одни и те же ошибки.

Михаил Истомин, клинический психолог

При выборе профессий ограничиваться специальностями, которые были популярными 10 лет назад

Зачастую это первая и основная ошибка, которую совершают старшеклассники и их родители. Многие из них не оглядываются вокруг и не обращают внимания на изменившийся мир.

Современная практика показывает, что человек в среднем может назвать 10-15 профессий, которые ему наиболее известны и распространены в окружении.

Но на сегодняшний день в мире уже насчитывается более 50 000 разных профессий.

Можете ли вы себе такое представить? На вопрос, кто такой юрист или экономист, может ответить каждый. Но, например, кто такой тренд-вотчер? Чем он занимается? Сколько зарабатывает? Где учится? Найти ответы на эти вопросы сходу вряд ли получится. Однако эта профессия начинает набирать свою популярность. Тренд-вотчер — это специалист в области рекламы и маркетинга, который следит за появлением тенденций среди потребителей, проводит анализ их потребностей и отношением к продуктам. Страшно подумать, сколько из возможных 50 000 профессий остаются в тени.

Для начала можно просто открыть любой сайт со списком возможных специальностей и начать их изучать, например список профессий. Если же вы хотите немного сузить круг поиска по интересам, обратитесь к сервисам, где по определенным параметрам создаются подборки специальностей.

Выбирать профессии по предметам ЕГЭ

Одна из самых больших ошибок подростков – сдавать ЕГЭ по тем предметам, по которым у них хорошие оценки в школе. Конечно, пятерки и четверки могут говорить о том, что ученик действительно интересуется предметом, а еще… о его прилежании, умении наладить контакт с учителем и многом другом, что не имеет отношения к вопросу выбора профессии.

Если подросток ориентируется только на оценки по предметам в четверти (и за этим не стоит желание узнать в этой области как можно больше), то это не самая удачная стратегия самоопределения.

Также можно пройти тест по профориентации, тем более сейчас это можно сделать не выходя из дома.

Ограничиваться поверхностным представлением о профессии

Представления подростка о профессии мечты могут сильно отличаться от того, с чем он столкнется после 3-4 лет обучения в вузе. Как можно предостеречь от разочарования (или снизить его вероятность)?

Найти в интернете ролики, где представители разных профессий отвечают на вопросы о своей работе.

Смотреть документальные фильмы, читать книги о разных специальностях. Обучаясь на факультете журналистики, многие ребята хотят вести репортажи из горячих точек, слишком романтизируя эту работу. Пелена спадает после нескольких лекций от представителей СМИ, работавших на войне.

Попробовать хотя бы немного приблизиться к профессии мечты. Есть желание стать редактором – можно устроиться в школьную или городскую газету. Психологом или социальным работником? Подобрать варианты волонтерской практики. Кстати, добровольческая деятельность — отличный вариант ненадолго почувствовать себя, приближенным к работе мечты и увидеть внутреннюю кухню разных компаний. Еще один способ погрузиться в профессию — участие в практических олимпиадах: их суть заключается в том, что ребенок не просто решает задачи, а работает над реальным проектом. Так, если школьник хочет связать свою жизнь с химией, то пусть попробует свои силы в олимпиадах, где нужно работать с реальными реагентами. Лучше сейчас узнать, есть ли на них аллергия, чтобы успеть перестроиться на другую профессию.

Откладывать выбор на последний момент

К сожалению или к счастью, 11 класс пролетает очень быстро. Учебная нагрузка, выбор предметов для сдачи на ЕГЭ, написание итогового сочинения, экзамены, подготовка, репетиторы, выбор вуза и направления … так можно продолжать очень долго. А еще ведь ребенку хочется общаться с друзьями, играть в компьютерные игры, посещать кружки…

Первые шаги в профориентации следует делать уже в 9 и 10 классах. Можно начать с выявления интересов и склонностей ребенка, отслеживать изменения в его характере и просто… разговаривать! Процесс выбора профессии – достаточно длительный этап, начинать который лучше заранее, чтобы не потерять время и возможности.


Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.


Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов.

Как нельзя: О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно: Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11-й класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т. д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  • Очень хочется видеть/делать в профессии.
  • Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  • Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие, наоборот, предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией

Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т. д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.


7 калькуляторов ЕГЭ и другие полезные сервисы для тех, кто поступает в вузы

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.


Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение.

Читайте также: