Обязанности спортивного психолога при работе со спортсменами юниорами

Обновлено: 01.06.2024

Ключевые слова: деятельность, личность, подготовка, профессиональное мастерство, спортивный психолог, тренер.

Уровень развития современного спорта предусматривает необходимость психологического сопровождения спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Часто физически и технически хорошо подготовленные спортсмены проигрывают только по причине плохой психологической подготовленности. Многие специалисты в сфере физической культуры и спорта считают, что и тренер, и спортсмен должны сами выполнять функции психолога. Однако практика показывает, что не только спортсмен нуждается в психологической помощи, но и тренер. Недооценка значимости такого вида работы в профессиональной деятельности психолога часто приводит к поражениям на международных соревнованиях.

Особенности деятельности и личности тренера изучалась Г.Д. Бабушкиным [2]; Е.Д. Беловой, И.С. Дятловской [3]; А.А. Деркачом, А.А. Исаевым [5]; Я.А. Корхом [7]; А.А.Лалаяном [8]; Г.В. Ложкиным [9]; Г.И. Метельским [10], М.В. Саная [12] и др. Была разработана психологическая структура педагогической деятельности тренера, анализировался ее многофункциональный характер; на примере различных видов спорта изучались дидактические, коммуникативные, организаторские, проектировочные умения, педагогические способности, профессионально значимые качества, индивидуальный стиль деятельности и стиль руководства, типология личности и другие аспекты, составляющие основу педагогического мастерства тренера.

Важность изучения проблемы профессионального мастерства тренера обусловлена особенностями его деятельности, которая проявляется в управлении спортивным коллективом, в организации учебно-тренировочного процесса для достижения спортсменами высоких спортивных результатов, а также в воспитании всесторонне развитого, образованного, способного к саморазвитию человека [5]. Реализация указанных функций предполагает постоянное повышение тренером своего педагогического мастерства, от которого во многом зависит успешность формирования личности спортсмена.

В связи с возрастанием значимости психологического фактора в подготовке спортсменов тренер решает и ряд психологических проблем. Так, например, непосредственное управление спортсменом перед стартом - секундирование, создание условий для формирования личности в спорте, учитывая психофизиологические и психологические особенности личности спортсмена. Успех в спорте во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и спортсменами, высокой сплоченности команды, так и от стиля руководства. Это далеко не полный перечень задач, решение которых возлагается на тренера, но не снимает с психолога проработку серьезных психологических проблем.

В данной системе спортсмен является ключевой фигурой, его мотивация к спортивной деятельности выступает в роли системообразующего фактора, а механизмом обратной связи может рассматриваться успешность. Тренер и психолог в данной системе призваны содействовать развитию спортсмена, учитывая особенности вида спорта. Формирование мотивации к спортивной деятельности рассматривается одной из важнейших задач и тренера, и психолога, так как на каждом из этапов спортивного достижения выстраивается своя иерархия мотивов. Только целенаправленное взаимодействие психолога и тренера может позволить продуктивно решать эти проблемы.

Во взаимодействии тренера с психологом можно выделить несколько направлений: отрицание психолога, негативный опыт работы с психологом, взаимодействие после длительного осознания роли психолога и сотрудничество со спортивным психологом.

Как правило, квалифицированную помощь спортивного психолога используют те тренеры, которые наряду со своими специальными знаниями и способностями хорошо эрудированны в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладают не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умеют вникать в психологию руководимых ими спортсменов, всего спортивного коллектива.

Спортивная практика показывает, что тренеру нередко требуется сделать много ошибок, иногда травмируя здоровье, психику своих учеников, чтобы научиться извлекать урок из неудач, анализировать причины и делать выводы, чтобы не повторять ошибок вновь, и в итоге осознать необходимость помощи психолога-профессионала.

Рассмотрим основные компоненты деятельности и личности тренера, которые необходимо знать будущему специалисту в этой области. Профессия тренера является педагогической, поэтому изучение структуры и содержания деятельности, выполняемых им функций, проявляющихся в гностическом, организаторском, конструктивном, проектировочном и коммуникативном компонентах, является необходимой составляющей для решения педагогических задач. Деятельность тренера, однако, имеет свою специфику, связанную с организацией физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Большую роль в этом играет гностический компонент структуры деятельности, связанный с системой психолого-педагогических, медико-биологических и специальных (теоретических, практических и методических) знаний в области физической культуры и спорта и комплексом базирующихся на них умений.

Успешность деятельности тренера также во многом определяется профессиональной пригодностью к ней [13]. Спортивному психологу необходимо определить соответствие индивидуальных особенностей личности тренера требованиям профессии, для более успешной адаптации, особенно молодых специалистов.

Кроме того, нельзя забывать о том, что достижение готовности к деятельности связано с психологической подготовкой тренера, особенно к соревнованиям. В ходе выступлений спортсменов часто тренер больше нуждается в регуляции возникающих неблагоприятных психических состояний, так как переживания принимают чрезмерно бурный характер, тем самым негативно влияя на выступление спортсмена. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влияниям, поэтому для тренера важно умение управлять своими эмоциями для оказания психологического воздействия на спортсменов, поддержания их уверенности в своих силах и воли к победе. В этом процессе спортивный психолог может оказать тренеру определенную помощь.

Для достижения успешности деятельности тренера необходимо рассматривать профессионально значимые качества как свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способностей, свойств психических процессов, особенностей перцептивных действий, моторики, мнемических свойств, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера. Целенаправленное формирование индивидуального стиля деятельности поможет тренеру проанализировать свои сильные и слабые стороны и с учетом этого выбрать способ деятельности, позволяющий лучше реализовать свои возможности.

Будущим спортивным психологам необходимо знать: содержание профессиональной деятельности тренера, его роль в спортивном коллективе; особенности работы тренера по видам спорта, психологию безопасности в профессии тренера: объективные и субъективные причин травм, несчастных случаев, ошибочных действий; психические состояния и особенности психологической подготовки, типичные затруднения в педагогической деятельности; проблему развития личности тренера и удовлетворенности его трудом, индивидуального стиля деятельности.

Для работы спортивного психолога важно также сформировать умения: определять профессиональную пригодность и проводить оценку успешности деятельности тренера; использовать психологические способы профилактики производственного травматизма; выделять профессионально значимые качества тренера, психологические критерии и уровни педагогического мастерства тренера; определять особенности адаптации и психологическую готовность к профессиональной деятельности тренера; изучать функциональные состояния тренера и использовать психологические методы их коррекции.

Используемая литература:

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Интернет-издание "InTalent" - это мнение квалифицированных экспертов в области профориентации и дополнительного образования.

Руководитель Лаборатории, спортивный психолог О.В.Тиунова дала интервью о профессии спортивного психолога.

Ниже представлен его полный текст:

- Чем занимается спортивный психолог?

- Если кратко, то этот специалист оказывает психологическую поддержку спортсменам, тренерам, родителям юных спортсменов. Консультирует их, осуществляет планомерное психологической обеспечение целой спортивной команды.. По сути – это тренер по психологической подготовке…

- Как проходит психологическая работа со спортсменами?

Работая в команде, спортивный психолог постоянно наблюдает за состоянием спортсменов, помогает разрешать конфликтные ситуации между членами команды или между спортсменом и тренером, проводит индивидуальные и групповые тренинги, обеспечивает оптимальное боевое состояние, перед, во время и после соревнований. И, конечно, такой специалист всегда должен быть готов оказать срочную психологическую помощь, например, в том случае, если спортсмен не выдержал психологической нагрузки на соревнованиях.

Спортивный психолог может оказать помощь спортсмену и в планирование его карьеры.

- Чем работа спортивного психолога отличается от работы психолога, специализирующегося в других сферах?

- Отличий много, например, обычный психолог не должен давать советы, т.е. у него не должно быть для клиента готовых решений проблемы. Главная задача этого специалиста – стимулировать внутреннюю работу клиента. Для этого он задает вопросы, позволяет человеку выговориться, предлагает взглянуть на проблемную ситуацию с другой точки зрения, даёт специальные задания и т.д. Известно, что наш мозг в сложной ситуации не может работать с эмоциями – для понимания момента и дальнейших правильных действий нужны не чувства, а словесные определения, понятия. В результате работы с психологом человек должен понять, что сейчас он находится в некой точке А, которая его не устраивает, а попасть он хочет в очень конкретную точку Б. Дальше психолог может предложить клиенту различные методики, чтобы этот путь был пройден максимально эффективно и осознанно.

А вот спортивный психолог может и должен давать советы, ведь в спорте очень важен фактор времени. И поэтому если уже есть какая-то полезная технология, готовая рекомендация, проверенный алгоритм действий, то лучше сразу включить это в процесс спортивной подготовки, разумеется, индивидуально корректируя программу действий под каждого спортсмена. Ну и, конечно, спортивный психолог должен понимать и использовать в своей работе психологические аспекты физической, технической и тактической подготовки спортсмена.

- Иногда спортсмены обращаются за разовыми консультациями. В этом случае мы за один-четыре сеанса должны разработать и апробировать на тренировках и промежуточных соревнованиях индивидуальную программу психологической подготовки или оперативно найти выход из той или иной кризисной ситуации. Но психолог может и достаточно долгое время курировать спортсмена, например, используя средства мобильной связи, Интернет и т.п.

- Когда психолог может считать, что его миссия выполнена?

- Конечная цель консультирования – научить спортсмена, оснастить его материалами и технологиями, которыми он сможет использовать самостоятельно, т.е. обходиться уже без помощи психолога.

- А как Вы стали спортивным психологом?

- Я с детства очень любила спорт. Занималась фигурным катанием, играла в хоккей и в футбол с мальчишками, потом был теннис и даже верховая езда, но, когда прочла несколько книг Александра Дюма, загорелась фехтованием и стала серьезно заниматься только этим видом спорта. У нас был замечательный тренер – Александр Тимофеевич Морозов. Он не только учил владеть оружием, но и пел под гитару очень романтичные и умные песни, играл с нами в футбол, учил самостоятельно мастерить (проклеивать) рапиры…Благодаря его примеру, а также древнегреческой идее гармоничного и всестороннего развития человека, которая меня очень привлекала в старших классах, я решила стать тренером и отправилась воплощать ее в Институт физической культуры .Там был киоск с научно-методической литературой, где продавалось в том числе, много книг по спортивной психологии. Я с удовольствием их читала. Параллельно начала ходить в институтский психологический кружок. Психология настолько меня увлекла, что мое второе высшее образование я получила именно в этой области.

- Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным психологом?

- Чаще всего спортивными психологами становятся люди, которые сами раньше занимались спортом. Это могут быть уже опытные спортсмены, или, напротив, юные спортсмены, которые не успели к студенческому возрасту достичь выдающихся результатов, не хотят становиться тренерами, но при этом мечтают остаться в спорте и помогать спортсменам и тренерам. Такие люди могут получить вначале базовое психологическое образование, а затем – специализацию в области спортивной психологии. Но есть и более короткий путь – получить профильное образование на базе:

Кроме того, наша Лаборатория уже много лет проводит курсы повышения квалификации, предназначенные для людей с высшим и неоконченным высшим (педагогическим, психологическим, физкультурным и др.) образованием, стремящихся реализовать себе в области спортивной психологии. А призеры Олимпийских игр и Чемпионатов мира любых лет могут учиться у нас бесплатно.

- Обязательно ли иметь соответствующую специализацию, чтобы консультировать спортсменов?

- Какие личные качества необходимы для работы спортивным психологом?

- Мне кажется, важно, чтобы этот человек был неравнодушным и …активным, деятельным. Психологу должно быть интересно понять поступки людей, их внутреннюю логику, хитросплетениях жизни… Также важна склонность к размышлению, анализу, систематизации. Но главное – это способность сопереживать и желание прийти на помощь.

Думаю еще, что психолог вынужден …экстравертом. Ведь в этой профессии важна открытость, которая поначалу тяжело дается интровертам.

Кроме того, психолог важно обладать сильным характером. К нему могут приходить клиенты, которые выше его по статусу или старше по возрасту, но он должен уметь сохранить свою внутреннюю независимость. Особенно это важно спортивному психологу. Несмотря на то, что он работает среди физически сильных людей, порой именно ему приходится проводить серьезные, иногда неприятные беседы и со спортсменами, и с тренерским составом, обращаться к руководству команды, клуба с вопросами, недоумениями или предложениями в то время, как остальные участники процесса…боятся это делать. Если психолог способен на это, он будет пользоваться уважением и спортсменов, и тренеров, ему будут доверять.

- Кем может стать спортивный психолог, решивший попробовать себя в чем-то новом?

Помимо этого, спортивный психолог, имеющий образование в области физической культуры, может работать тренером, причем не простым, а тренеров нового направления - Wellness -коучинга. С ним связано всё, что касается здорового образа жизни, а это тоже требует и мотивации, и воли, и самодисциплины клиента…

- Может ли подросток, еще учась в школе, получить опыт, который поможет ему в будущем стать психологом?

– Что вы могли бы посоветовать почитать и посмотреть подросткам, которые хотят стать спортивными психологами?

Спортивные психологи психологически поддерживают соревнующихся и рекреационных спортсменов с помощью индивидуально разработанных мер по психологической тренировке для повышения результативности, оптимизации или реабилитации.

Обязанности Спортивного Психолога

Спортивные психологи занимаются умственными аспектами повышения работоспособности. Они изучают процессы спортивных достижений, оценивают результаты экзаменов в качестве отправной точки и ищут возможности для оптимизации и развития потенциала. Основываясь на выявленных личных или социальных отправных точках для улучшений, они рассматривают, какие методы и концепции психологической тренировки могут быть многообещающими в каждом конкретном случае, разрабатывают индивидуальные спортивные психологические планы и поддерживают их реализацию. После спортивного психологического анализа они проводят различные консультационные или терапевтические мероприятия. В области коучинга они укрепляют полезные структуры и ментальные компоненты, такие как личная или командная мотивация, с помощью методов психологической тренировки или поддерживают быстрое восстановление оптимальных результатов травмированных спортсменов при реабилитации с помощью психологической тренировки.

Спортивные психологи также могут работать в области психологических исследований и преподавания, например, в университетских клиниках. Для этого им может потребоваться степень доктора или хабилитационная степень.

Где работают Спортивные Психологи

Спортивные психологи в первую очередь находят работу

  • в спортивных ассоциациях
  • в фитнес-центрах и центрах олимпийской подготовки
  • в психологических исследованиях и обучении

Они также находят работу

Зарплата Спортивного Психолога

Уровень зарплаты, которую получают Спортивные Психологи в Германии составляет

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Задачи и обязанности Спортивного Психолога в подробностях

В чем суть профессии Спортивный Психолог?

Спортивные психологи поддерживают психологически соревнующихся и рекреационных спортсменов с помощью индивидуально разработанных мер по психологической тренировке для повышения их результативности, оптимизации или реабилитации.

Анализ рамочных условий

Развитие и оптимизация ментальной силы

В области коучинга и обучения спортивные психологи разрабатывают, например, тренировочные блоки на основе спортивного психологического диагноза, чтобы устранить психические факторы, которые в особых случаях ухудшают физическую работоспособность. Благодаря индивидуально подобранному использованию методов психологической тренировки, таких как техники релаксации, упражнения на концентрацию или тренировка осознанности, они помогают спортсменам оставаться сосредоточенными под давлением, укреплять уверенность в себе или изучать или оптимизировать сложные последовательности движений. Если спортивные психологи руководят командами, они анализируют и решают, например, социальные конфликты в команде, проводят мероприятия по построению команды или консультируют тренера по психологическим аспектам соответствующей ситуации или тренировки. Подготовка и повышение квалификации тренеров по спортивной психологии также является частью их обязанностей. В процессе реабилитации спортивные психологи сопровождают травмированных спортсменов в процессе восстановления и помогают им с помощью психологической подготовки быстро вернуться к прежним уровням работоспособности. Они поддерживают реабилитационных пациентов, например, в мысленной обработке травмы, мотивации и постановке реалистичных целей. Они документируют отдельные меры и их результаты и проверяют их эффективность.

Спортивные психологи в исследованиях и обучение

В рамках научных исследований спортивные психологи анализируют и интерпретируют поведение и опыт человека в спорте и публикуют результаты исследований. Они проводят исследования и пишут отчеты об исследованиях в университетских больницах. В университетах обучают студентов, готовят лекции и семинары, исправляют письменные работы и проводят экзамены. Самостоятельная научная деятельность обычно открывается только после получения степени магистра и доктора.

На основании богатого практического опыта психолого-педагогического сопровождения подготовки молодых спортсменов и теоретического анализа литературных источников в статье представлены основные направления деятельности спортивного психолога: индивидуально-социальное, терапевтическое и тренировочно-соревновательное. Показано, что включение психолого-педагогического сопровождения в процесс подготовки юных спортсменов способствует не только реализации спортивного потенциала субъекта, но и развитию социально одобряемых личностных качеств, помехоустойчивости, адекватной самооценки, формированию здорового образа жизни. Рассмотрены вопросы оценки эффективности системы оценки психолого-педагогического воздействия. Введено понятие интегрального критерия оценки эффективности, включающего в себя критерии эффективности профессионального взаимодействия субъектов спортивной деятельности, критерии психологической эффективности и критерии результативности соревновательной деятельности юных спортсменов. Также рассмотрено понятие относительной результативности соревновательной деятельности как информативной составляющей последнего критерия. Предложенная система направлена на обеспечение высокой результативности соревновательной деятельности спортсменов в напряженных условиях тренировок и соревнований, объективно усложняющих достижение ими высокого уровня готовности, ее прогнозируемой реализации во время выступлений в ответственных соревнованиях. Даются рекомендации по доработке программно-нормативных документов, регламентирующих работу детско-юношеских школ и физкультурно-спортивных секций, организаций.


1. Пашута В.Л., Никольская А.С. Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов как фактор преодоления стресса в условиях спортивной деятельности //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 236-240.

2. Лысенко Д.С., Киселёва Л.Е., Лысенко А.В., Петров А.В. Биомедицинский анализ факторов, влияющих на продолжительность жизни и долгожительство высококвалифицированных спортсменов // Биомедицинская радиоэлектроника. 2018. № 4. С. 57-62.

3. Мельник Е.В. Влияние спортивной деятельности на формирование самооценки и проявление личностных деформаций // Рудиковские чтения: материалы международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (г. Москва, 5–7 июня 2012 г.). М.: Издательство Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. 2012. С. 330–333.

4. Снесарь М.А., Ланденок С.В., Цветкова Э.Э., Попова Н.А. Рефлексионная тетрадь спортсмена: работая тетрадь. Красноярск, 2013. 211 с.

5. Шевырева Е.Г. Психологическое здоровье человека и принятые подходы к его изучению // Проблемы современной науки. 2015. С. 157-164.

9. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности. Теоретико-методологические и организационные предпосылки. Монография. М.: 2013. 640 с.

10. Бондин В.И., Карпова Г.Ф., Лысенко А.В., Мареев В.И. Пономарева И.А. Толстокора О.Н. Культура здоровья молодежи: монография. М: 2018. 75 с.

11. Лысенко А.В. Петров А.В. Анализ реализации образовательного проекта «История мирового плавания: опыт побед и поражений великих спортсменов // Олимпийская идея сегодня: материалы всероссийской научной конференции (г. Ростов-на-Дону. 11-13 апреля 2019г.). Ростов н/Д.: Издательство Южного федерального университета. 2019. С. 69-75.

12. Багадировой С.К. Становление и развитие целеполагания в процессе профессионализации личности (на примере спортивной деятельности): монография. Майкоп: 2018. 332 с.

13. Находкин В.В., Портнягин Н.И. Психологическое сопровождение юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 53-55.

Актуальность изучения психолого-педагогического сопровождения обусловлена недостаточным развитием системы детско-юношеской подготовки в спорте в целом. В настоящее время необходима реализация многолетнего спортивного цикла от начала тренировочной деятельности до этапа спортивного совершенствования, немаловажную роль в котором играет психологическое и педагогическое сопровождение. В последнее десятилетие спорт высших достижений получил такое развитие, при котором технические, физические и тактические характеристики спортсменов находятся примерно на одном уровне. Часто результат соревнований в большей степени определяется резервами и возможностями психики спортсмена.

Идея педологизации психологии, предложенная К.К. Платоновым, нашла свое воплощение в работах П.А. Рудика, который рассматривал ее как систему психолого-педагогического воздействия, целью которого выступает совершенствование индивидуально-психологических черт субъекта для достижения высоких результатов в спорте. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения, особенности реализации личности в спорте стали объектами исследований Г.Б. Горской, В.М. Мельникова, А.В. Родионова, В.К. Сафонова, Е.Е. Хвацкой и др.

Целями нашего исследования выступали изучение составляющих психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки юных спортсменов, а также выделение критериев и составляющих оценки эффективности данного вида деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение – это деятельность, направленная на создание условий для овладения умениями, знаниями, навыками и для психологического развития спортсмена. Под последним мы понимаем создание предпосылок к положительной спортивной карьере, психическую готовность к выступлениям и т.п. В.Л. Пашута выделял следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения [1] (рис.).


Компоненты психолого-педагогического сопровождения спортсменов

В отличие от спорта высших достижений, где основной упор психолого-педагогического сопровождения делается на подготовку к соревнованиям, при работе с детьми и подростками акцент ставится на всестороннее развитие юных спортсменов [2]. Эффективность данного вида сопровождения зависит от тесного взаимодействия всех участников этого процесса: ребенка, тренера, родителя, психолога, медицинского персонала. При работе с данной возрастной группой психолого-педагогическое сопровождение следует выстраивать по трем векторам.

1. Индивидуально-социальное сопровождение – выявление и развитие личностных особенностей детей и подростков, разрешение психологических проблем, в том числе и возрастных кризисов, профилактика дезадаптации в коллективе, улучшение коммуникативных навыков.

2. Терапевтическое сопровождение – помощь в восстановлении, психологическое сопровождение при выявленных нарушениях здоровья, а также пограничных состояниях (таких как высокий уровень тревожности, невротизация, низкий эмоциональный фон).

3. Тренировочно-соревновательное сопровождение – актуализация личностного потенциала юного спортсмена в процессе спортивной деятельности.

Только сочетание всех этих составляющих может свидетельствовать об эффективности психолого-педагогического сопровождения детско-юношеского спорта. Остановимся на каждой из них более подробно.

Основной целью работы в спорте является подготовка к выступлению на соревнованиях, что требует от спортсмена независимо от возраста максимальных волевых качеств и эмоционального напряжения. Все эти факторы, длительно воздействующие на неокрепшую психику ребенка, могут приводить к нарушению как психического, так и физического здоровья [6].

Снижению адаптационных возможностей юных спортсменов могут способствовать невротизация и повышенная тревожность. Данные личностные особенности юных спортсменов приводят к истощению ЦНС и подрывают психическое здоровье. Повышенные физические и эмоциональные нагрузки, неоднократное воздействие стрессовых ситуаций в процессе спортивной деятельности могут вызвать развитие невротизации и как следствие – безразличие в своей спортивной деятельности [7]. Данному пограничному состоянию в большей степени подвержены подростки с низкой самооценкой.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно незначительным поводам. Согласно исследованиям Е.П. Ильина, высокий уровень тревожности у спортсменов обусловлен соревновательным периодом, при этом отмечается гендерное своеобразие [8]. Девушки демонстрируют более повышенную тревожность, чем юноши. Это обусловлено особенностями эмоциональной-волевой сферы и выраженным мотивом избегания неудач. Спортсмен с высоким уровнем личностной тревожности может успешно осваивать моторные действия и хорошо выступать на спортивных соревнованиях при условии включения у него компенсаторных механизмов, а это может быть достигнуто с помощью специальной психолого-педагогической подготовки.

В рамках соревнований происходят демонстрация спортивных достижений, их сравнение и оценивание. Согласно операционной теории, спортивные соревнования могут рассматриваться как последовательно сменяющие друг друга операции, имеющие свою специфику в зависимости от вида спорта. Однако следует отметить, что методология, предлагаемая психологом тренеру в рамках психолого-педагогического сопровождения, должна носить практико-ориентированный характер, только в этом случае она будет применена в реальных условиях спортивных тренировок и соревнований. Совместная работа тренера и психолога должна включать в себя обсуждение и корректировку индивидуального плана спортсмена, формирование программы психологической стабильности [13]. На данном этапе психолог может проводить развивающие тренинги для сплочения команды, формирование спортивной этики.

Одним из важных условий проведения психолого-педагогического сопровождения является оценка проделанной в данном направлении работы. В этом плане мы можем ориентироваться на следующие критерии (табл.).

Критерии и составляющие оценки эффективности системы психолого-педагогического сопровождения

Критерии эффективности профессионального взаимодействия

Эффективность функционирования группового субъекта спортивной деятельности (взаимодействия специалистов и спортсменов в рамках группового субъекта):

психологический климат в рамках группового субъекта спортивной деятельности (по поведенческим, эмоциональным и когнитивным компонентами);

мотивационный компонент эффективности;

рефлексивно-оценочный компонент эффективности;

диагностическое оценивание эффективности функционирования группового субъекта спортивной деятельности

Критерий психологической эффективности

Оценка достигнутого уровня готовности:

интегральная самооценка достигнутого уровня готовности (психологической, технико-тактической, функциональной);

экспертная интегральная оценка достигнутого уровня готовности (психологической, технико-тактической, функциональной);

определение степени согласованности самооценок и экспертных оценок достигнутого уровня готовности

Критерий результативности соревновательной деятельности

Результаты выступлений спортсменов в основном соревновании макроцикла;

соответствие прогнозируемого результата фактически достигнутому:

отклонение (±) результата, показанного спортсменом, от прогнозируемого

Оценка эффективности практической реализации системы психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности юных спортсменов должна осуществляться по отдельным критериями, образующим интегральный критерий эффективности: эффективность функционирования группового субъекта спортивной деятельности (критерий эффективности профессионального взаимодействия); оценка степени удовлетворенности спортсмена достигнутым уровнем готовности к участию в соревновательной деятельности; соответствие достигнутого уровня готовности экспертной оценке (критерий психологической готовности); результаты выступлений спортсменов в основном соревновании макроцикла с учетом соотношения степени соответствия прогнозируемого результата реально показанному спортсменом во время участия в ответственных соревнованиях (критерий результативности соревновательной деятельности).

Учитывая, что возможность, полнота и эффективность выполнения задач тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов зависят от профессиональных действий групповых субъектов спортивной деятельности, первым критерием оценки реализации системы психолого-педагогического сопровождения был выбран критерий эффективности профессионального взаимодействия специалистов и спортсменов в рамках группового субъекта спортивной деятельности [14]. Выбранный критерий раскрывает особенности организации сопровождения и профессионального взаимодействия спортсменов и специалистов, которые привлечены к подготовке юных спортсменов.

Предложенная система направлена на обеспечение высокой результативности соревновательной деятельности спортсменов в напряженных условиях тренировок и соревнований, объективно усложняющих достижение ими высокого уровня готовности, ее прогнозируемой реализации во время выступлений в ответственных соревнованиях.

Однако достижение высокого спортивного результата ограничивается способностью спортсменов к активации дополнительных внутренних ресурсов, что, прежде всего, предполагает необходимость мобилизации сил организма, адекватный рост психической напряженности и способность к самоконтролю и саморегуляции психического состояния в сложных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Это указывает на необходимость изучения динамики личностного и социального развития, специфических свойств психики спортсменов как информативных критериев оценки эффективности практической реализации системы психолого-педагогического сопровождения их спортивной деятельности.

Выделение мотивационного компонента эффективности связано с необходимостью учета системы мотивов спортивной деятельности спортсменов и их мотивационных тенденций, анализа общности мотивации, цели и взглядов на пути ее достижения всеми субъектами спортивной деятельности. Учет показателей рефлексивно-оценочного компонента эффективности предполагает изучение динамики самооценки и уровня притязаний спортсменов, имеющих тесные функциональные связи, которые выступают психологическими регуляторами личности при самореализации в спортивной деятельности. Самооценка и уровень притязаний также влияют на построение стратегии взаимодействия между субъектами спортивной деятельности, где они формируют социальную активность личности, ее инициативность, требовательность к себе, готовность к здоровой конкуренции [15].

Критерий психологической эффективности как составляющая интегрального критерия эффективности реализации системы психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности спортсменов включает полноту соблюдения аксиологического условия реализации системы, а также позволяет отследить динамику профессионального самосознания спортсменов как основных субъектов спортивной деятельности.

В спорте критерием определения эффективности выступает спортивный результат. Поэтому он был выбран нами в качестве составляющей критерия результативности соревновательной деятельности.

Мы также учитываем, что достижение спортсменами высокого уровня готовности не гарантирует их полноценную реализацию в реальных условиях соревнования. Это обусловливает введение относительной результативности как информативной составляющей данного критерия определения эффективности системы. Для получения показателей относительной результативности соревновательной деятельности спортсменов предусмотрен сравнительный анализ прогнозируемых результатов, определенных специалистами по результатам экспертной оценки достигнутого ими уровня готовности к выступлению.

Показатели относительной результативности соревновательной деятельности спортсменов свидетельствуют о процессуальной эффективность их деятельности, что, прежде всего, обеспечивается способностью к самоконтролю и саморегуляции психического состояния накануне выступления и во время соревнований, а также косвенно указывает на эффективность функционирования групповых субъектов спортивной деятельности.

Грамотное, умелое психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности дает юным спортсменам чувство радости и удовлетворения от результатов совместной работы с психологом, формирует адекватную самооценку, умение трезво оценивать свои возможности, видеть сильные и слабые стороны спортивной деятельности, способствует выстраиванию успешной траектории спортивной карьеры.

На наш взгляд, рассмотренные в данной статье аспекты должны лежать в основе программно-нормативных документов, регламентирующих работу детско-юношеских школ и физкультурно-спортивных организаций.

Читайте также: