Обязанности сотрудников полиции в зоне чс

Обновлено: 27.04.2024

Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного явления природного или техногенного характера, создающая реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства или уже повлекшая многочисленные жертвы, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей, ущерб окружающей природной среде и для ликвидации которой требуются неотложные и специальные меры правового, организационного и иного характера.

Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.

Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.

Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Группировками сил и средств ОВД в условиях ЧС природного характера выполняются специфические задачи:

- охрана общественного порядка и общественной безопасности в зоне ЧС природного характера, в местах эвакуации населения, размещения вывезенных из зоны ЧС материальных и культурных ценностей, размещения спасателей и строительных бригад;

- охрана материальных и культурных ценностей в зоне ЧС природного характера;

- неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи;

охрана имущества, оставленного без присмотра;

- участие в проведении карантинных мероприятий;

- содействие проведению аварийно-спасательных мероприятий;

- содействие привлечению населения, транспортных и иных средств для проведения аварийно-спасательных и иных мероприятий в зоне ЧС природного характера;

- участие в обеспечении особого правового режима чрезвычайного положения (при его введении).

- участие в разборе завалов, укреплении дамб, насыпей, уборке территории от ила, песка, грязи;

- участие в подвозе продуктов в затопленные населенные пункты;

- участие в проведении дополнительных эвакуационных мероприятий;

- обеспечение выполнения решений по остановке деятельности предприятий, находящихся в зоне ЧС;

- содействие проведению аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

ограничение доступа людей в зону ЧС;

- содействие в выполнении решений по разбронированию резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС.

Основными функциями группировок ОВД в условиях ЧС природного характера являются:

В период повседневной деятельности ОВД:

- подготовка, корректировка оперативного плана объединенных сил и средств ОВД;

- определение состава и структуры объединенных сил и средств

- назначение руководителя группировки ОВД;

- создание и поддержание в готовности пунктов управления, системы оповещения и связи;

- подготовка и поддержание в готовности сил и средств группировки ОВД для действий в условиях ЧС природного характера;

- поддержание необходимого ресурсного обеспечения деятельности объединенных в группировки сил и средств ОВД в условиях ЧС природного характера.

Наиболее целесообразными функциональными группами группировки ОВД, формируемыми и применяемыми в условиях ЧС природного характера, вызываемых наводнениями, землетрясениями, ураганами, пожарами и т.д. являются группы: оцепления, блокирования, разведки, обеспечения эвакуационных работ, обеспечения аварийно-спасательных работ, спасения людей, охраны имущества, оставшегося без присмотра, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в местах эвакуации населения, оказания содействия противоэпидемиологическим и ветеринарной службам, борьбы с экономическим преступлениями, уголовного розыска и т.д.

Организация и осуществление мероприятий по пресечению террористического акта на территориях муниципальных образований (районов), расположенных в зоне обслуживания территориальных органов МВД России на районном уровне, предусматривается Планами организации и осуществления первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов на территории муниципальных образований (находящихся на хранении в дежурных частях УМВД-ОМВД).

К основным задачам проведения первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов относятся:

проверка полученной информации и уточнение обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта;

блокирование объекта вероятных террористических устремлений;

осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности населения в районе возникновения угрозы совершения террористического акта;

усиление охраны находящихся в районе возникновения угрозы совершения террористического акта объектов органов государственной власти и местного самоуправления, образования, здравоохранения, транспорта, обеспечения жизнедеятельности населения, опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества, дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

проведение первичных оперативно-разыскных мероприятий по уточнению обстоятельств возникновения угрозы совершения террористического акта, установлению лиц, причастных к его подготовке и совершению, их связей и возможных сообщников;

обеспечение беспрепятственного проезда в район возникновения угрозы совершения террористического акта сил и средств.

1.5. Организовать, во взаимодействии с сотрудниками дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.

1.6. Поддерживать постоянную связь с сотрудниками территориального органа МВД России на районном уровне, в т.ч. находящимися на месте происшествия.

1.7. Докладывать о результатах проводимых мероприятий руководителям ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.

Дежурная часть территориального органа МВД России на районном уровне.

2.7. Организовать через ДЧ ГУ МВД России выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.

2.8. Поддерживать постоянную связь с находящимися на месте происшествия сотрудниками полиции.

2.9. Докладывать о результатах проводимых мероприятий начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.

Действия сотрудников полиции на объекте предполагаемого взрыва (или иного террористического акта)

3. Прибывшие к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) сотрудники полиции (старший наряда) обязаны:

3.1. Связаться с представителем правообладателя объекта, уточнить обстановку и оценить реальность и степень угрозы для посетителей и сотрудников объекта, возможное нахождение подозрительных лиц, предметов, на объекте (территории) или вблизи него.

3.2. Принять решение о необходимости проведения дополнительного обследования объекта с использованием кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России по утвержденным секторам без эвакуации посетителей и персонала, либо о необходимости проведения комплекса эвакуационно-заградительных и оперативно-поисковых мероприятий.

3.3. Доложить о принятом решении в дежурную часть, начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России.

3.4. Организовать, по результатам проведенного поиска и специального взрывотехнического обследования, составление специалистами, их осуществлявшими, акта осмотра (обследования).

3.5. Передать материалы обследования старшему следственно-оперативной группы для дальнейшего принятия процессуального решения.

Сотрудники следственно-оперативной группы, прибывшие на место происшествия, проводят неотложные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов.

Контроль за организацией и состоянием совместной оперативно-служебной деятельности, своевременная оценка её результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, а так же оказание практической помощи сотрудникам при осуществлении ими полномочий по раскрытию преступления и расследованию уголовного дела возлагается на начальника органа внутренних дел.

Документ подготовлен ОУ ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области

Пламя можно сбить, катаясь по земле, защитив прежде голову. Нельзя позволять пострадавшим бежать, пытаться срывать одежду. Необходимо предотвратить движение человека, вплоть до применения силы.
3. При отравлении продуктами горения – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4. При переломах – наложение шин для обеспечения неподвижности сломанных частей тела.

Действия при опасности отравления АХОВ

1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
2. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:
- голос: громкий (тихий), низкий (высокий)
- темп речи: быстрая (медленная)
- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шипилявое, с акцентом или диалектом
- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями
3. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- радиоаппаратуры, голоса, другое).
4. Отметьте характер звонка – городской или междугородный.
5. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора или его продолжительность.
6. В любом случае, постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
- какие конкретные требования он (она) выдвигает?
- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
- как и когда с ним (с ней) можно связаться?
- кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке?
7. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами и руководством организации (дежурным администратором) решений или совершения каких-либо действий.
8. Если возможно, еще в процессе разговора, сообщите о нем руководству организации (руководителю своего структурного подразделения, дежурному администратору), если нет – немедленно по его окончанию.
9. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

Действия при получении угрозы в письменном виде

1. При получении такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет, и поместите в отдельную жесткую папку.
2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
3. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
4. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.
5. Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
6. О получении такого документа и его содержании немедленно сообщите руководству по телефону, а затем лично передайте его с соблюдением названных выше мер предосторожности.
7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, также запрещается их мять и сгибать.

Действия при захвате в заложники

1. По возможности сообщите руководству организации или любому другому сотруднику.
2. Инициативно не вступайте в переговоры с террористами (преступниками).
3. При необходимости выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей.
4. Не противоречьте преступникам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной.
5. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

Демаскирующие признаки взрывного устройства

1. Наличие у предметов характерного вида штатных боеприпасов, сигнальных, осветительных, пиротехнических изделий.
2. Наличие у обнаруженных предметов самостоятельных доработок и элементов, не соответствующих их прямому предназначению или конструкции (антенн, проводов и т.д.)
3. Наличие звука работающего часового механизма или электронного таймера.
4. Наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек.
5. Резкий запах горюче-смазочных материалов или растворителей, исходящего дыма (что может быть связано с разложением химических элементов).
6. Необычно большая масса предмета (например, коробки из-под конфет, банки из-под кофе, книги, блокноты).

Действия при взрыве

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода.
3. В разрушенном или поврежденном здании (помещении) из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т.п.)
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
5. Если возможно, включите теле-, радиоаппаратуру.
6. При невозможности эвакуации подавайте сигналы о том, что Вы находитесь в данном помещении (здании).
7. Если Вы при взрыве не пострадали – помогите пострадавшим в освобождении из-под развалов, окажите им первую медицинскую помощь.

Действия при нахождении под обломками стен

1. Постарайтесь взять себя в руки, не падайте духом.
2. Дышите глубоко, ровно, не торопитесь.
3. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.
4. Голосом и стуком привлекайте внимание людей.
5. Если Вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения Вас металлолокатором.
6. Если пространство около Вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, зажигалки, берегите кислород.
7. Продвигайтесь осторожно, старайтесь не вызвать нового обвала.
8. Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающему снаружи.
9. По возможности укрепите обвисающие балки и потолок.
10. При сильной жажде положите в рот лоскут ткани и сосите его, дыша носом.
11. При наличии мобильного телефона постарайтесь установить связь с родственниками (знакомыми).

Для оповещения населения и личного состава правоохранительных органов в условиях чрезвычайных ситуаций используются следующие сигналы:

Сигнал подается протяжными, прерывистыми производственными, транспортными гудками и звучанием сирены в течении 2-3 минут.

Действия личного состава:

А) В рабочее время: Личный состав укрывается в приписных защитных сооружениях. Получает средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозимитрического контроля. Электроэнергия в подразделении отключается. Выполняются мероприятия по светомаскировке.

Б) В нерабочее время: Личный состав собрав семью, отключив электроэнергию в квартире, взяв средства индивидуальной защиты, документы и т. д. Укрывается в ближайшем защитном сооружении.

В) На улице: Личный состав укрывается в ближайшем защитном сооружении.

Личный состав покидает защитные сооружения, приступает к выполнению своих функциональных обязанностей. Личный состав находящийся не на дежурстве срочно прибывает в расположение части.

При получении сигнала необходимо принять радиозащитное средство из индивидуальной аптечки и надеть защитные средства, следовать в укрытие.

Личный состав одевает противогазы. Получает приборы дозимитрического контроля, химической и радиационной разведки, средства индивидуальной защиты, запас продовольствия, воды, медикаментов и укрывается в защитных сооружениях. Находясь на зараженной местности принимает радиозащитное средство №1 из индивидуальной аптечки. Выход личного состава из защитного сооружения без разрешения дозимитрического контроля – запрещен.

Личный состав получает противогазы, приборы ВПХР, средства индивидуальной защиты и укрывается в защитных сооружениях. При проведении личным составом работ на местности, зараженной отравляющими веществами, - принимается антидот (противобактериологическое средство №1 из индивидуальной аптечки). При отсутствии защитных сооружений, личный состав укрывается в жилых или производственных помещениях. Выход личного состава из очага поражения производится по направлению указанному службой ГО или перпендикулярно направлению ветра.

Сигналы для сбора личного состава

1. "ЭДЕЛЬВЕЙС" — сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации.

1.1 "Набат" — на объектах воздушного транспорта.

1.2 "Вихрь" — на объектах водного транспорта.

1.3 "Сигнал" — на объектах железнодорожного транспорта.

1.4 "Тоннель" — на объектах метрополитена.

1.5 "Циклон" — на объектах автомобильного транспорта

1.6 "Технология" — на объектах промышленности.

1.7 "Молния" — на объектах топливно-энергетического комплекса.

1.8 "Атом" — на ядерных и радиационно-опасных объектах.

1.9 "Шторм" — на гидротехнических сооружениях.

1.10 "Гроза" — на объектах органов государственной власти.

1.11 "Арсенал" — на военных объектах.

1.12 "Метель" — на объектах массового пребывания людей.

1.13 "Дипломат" — на объектах представительств иностранных государств.

Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности

2. "ВУЛКАН-1" — сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях полиции.

3. "ВУЛКАН-2" — сбор личного состава, привлекаемого к пресечению деятельности банды.

4. "ВУЛКАН-3" — сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров).

5. "КРЕПОСТЬ" — сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск. Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

6. "ЛАВИНА" — сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа. Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

7. "ТУМАН" — сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций. Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия — сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

9. "ТАЙФУН-1", "ТАЙФУН-2" — сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера.

Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации

10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия — сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам Пограничной службы ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения государственной границы РФ в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск.

Система оповещения

Для передачи сигналов создается система оповещения, которая включает: схему оповещения, маршруты движения транспорта для сбора личного состава; карточки оповещения для посыльных; памятки оповещаемому личному составу с указанием его действий после получения сигнала. Оповещение производит дежурная часть МВД (ГУВД, УВД).

На схеме оповещения показываются все имеющиеся каналы связи. Оповещается только личный состав, привлекаемый к выполнению задач. Оповещение может производиться с использованием систем циркулярной связи, автоматических систем оповещения (АСО), а также телефонной связи.

При отсутствии телефонной и радиосвязи в целях оповещения личного состава направляются посыльные. В качестве посыльных может использоваться личный состав, оповещенный по средствам связи, для передачи сигнала вблизи живущим сотрудникам (военнослужащим).

Силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность № 2 и № 1.

Для приведения в готовность № 2: личный состав переводится на казарменное положение; боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на место построения (в зимнее время остаются в боксах до посадки личного состава); проверяется готовность к работе средств связи и автоматизации управления; боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства. Боеприпасы на руки не выдаются, задачи не ставятся.

Время перехода личного состава к действиям после поступления команды (приказа, сигнала) о приведении в готовность № 2 - 20-30 мин.

В случае привлечения к перевозке личного состава и материальных средств автотранспорта сторонних организаций время приведения личного состава в готовность N 2 может быть увеличено на время, необходимое для прибытия этого автотранспорта в места сбора.

Для приведения в готовность № 1: осуществляется экипировка личного состава, выдача ему оружия и боеприпасов; группы выстраиваются вблизи транспортных средств или производится посадка личного состава на них.

Боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной укупорке, ставятся группам задачи.

Время перехода личного состава к действиям после получения команды (приказа, сигнала) - немедленно.

Читайте также: