Обязанности работников диспетчерской службы в процессе руководства работой подвижного состава

Обновлено: 04.05.2024

Диспетчерская система оперативного управления перевозками

Место диспетчерского руководства в системе управления перевозками. Управление в широком смысле представляет собой целенаправленное воздействие на любой объект или процесс, в результате которого происходит как качественное, так и количественное изменение переменных, определяющих состояние объекта или процесса, и достигаются определенные цели.

Основными функциями управления являются: планирование, оперативное управление, учет и контроль.

Структура диспетчерской системы.

Для осуществления оперативного диспетчерского управления железнодорожная сеть разбита на сетевые направления; дороги — на дорожные диспетчерские круги; отделения дорог — на диспетчерские круги (участки и узлы); крупные станции — на сортировочные системы и парки.

Такая структура построения диспетчерского аппарата, осуществляющего оперативное управление эксплуатационной деятельностью железных дорог, отделений и станций, обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении железнодорожной сети; непрерывную информацию вышестоящих подразделений о работе низовых подразделений и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет оперативно принимать необходимые меры для обеспечения выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам сети, на которых возникли трудности.

На станциях оперативное руководство маневровой работой и всеми операциями с поездами и вагонами в смену осуществляют маневровые (или станционные) диспетчеры (ДСЦ), а Там, где таких работников нет, — дежурные по станциям (ДСП). Каждая станция подчиняется только одному поездному диспетчеру. В локомотивных депо, на пунктах технического обслуживания, в энергоучастках, дистанциях пути и в других линейных предприятиях диспетчерские функции по вопросам, связанным с движением поездов, осуществляют соответствующие сменные дежурные или диспетчеры.

В отделениях дорог оперативное управление движением осуществляет диспетчерский аппарат отдела перевозок. Его возглавляет старший диспетчер отделения (ДНЦС), имеющий двух-трех зам\'естителей, в том числе по организации работы локомотивов и локомотивных бригад. Диспетчерские смены возглавляют сменные дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные, участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ) — по числу диспетчерских кругов на отделении дороги (как правило, таких кругов не более пяти—семи), локомотивные и энергодиспетчеры (последние лишь на отделениях с электрической тягой). На некоторых отделениях с большим объемом погрузки и выгрузки в состав смен входят также диспетчеры-вагонораспределители (ДНЦВ).

В службах перевозок дорог управляет эксплуатационной работой диспетчерский аппарат оперативно-распорядительного отдела. Его возглавляет начальник отдела (ДГ) и его сменные заместители (в отделе может быть и несменный заместитель), которые руководят сменами дорожных диспетчеров (ДГП) — дежурных помощников начальника оперативно-распорядительного отдела. Обычно в смену дежурят сменный заместитель (или старший помощник — ДГПС) начальника отдела, 3—4 дорожных диспетчера (по числу дорожных диспетчерских кругов), дорожный локомотивный диспетчер. Каждый дорожный диспетчер отвечает за оперативную работу определенной группы отделений дороги. Круг деятельности ДГП определяется в зависимости от размеров и сложности работы и в средних условиях обычно включает 2—3 отделения. Целесообразно, чтобы границы дорожных диспетчерских кругов совпадали с границами участков обращения локомотивов, а каждым отделением дороги руководил один дорожный диспетчер. На ряде дорог введены должности дорожных диспетчеров по организации местной работы, по наливу нефтепродуктов, по перевозкам зерна и т. п.

В Главном управлении перевозок МПС оперативное руководство и контроль за эксплуатационной деятельностью железных дорог осуществляет оперативно-распорядительный отдел, концентрируя внимание на работе основных сетевых направлений. Таких направлений на сети выделено десять. Начальник отдела обладает правами заместителя начальника Главного управления перевозок и имеет трех заместителей: по планированию, оперативной работе и по общим вопросам. Заместителю по оперативной работе подчинены сменные главные диспетчеры и старшие ревизоры-диспетчеры (ЦДГПС), каждый из которых непосредственно осуществляет непрерывный диспетчерский контроль и координацию эксплуатационной работы определенных железных дорог, входящих в данное сетевое направление, а также ревизоры-диспетчеры (ЦДГП) отделов, обеспечивающих руководство отдельными аспектами эксплуатационной работы сети (перевозка угля и рудно-металлургического сырья, наливных грузов; выгрузка).

Общее оперативное руководство эксплуатационной работой сети осуществляют главный диспетчер МПС и два функциональных — главный локомотивный диспетчер и главный диспетчер-вагонораспределитель.
Помимо Главного управления перевозок и подведомственных ему служб перевозок дорог и отделов перевозок отделений, организацией перевозочного процесса оперативно руководят Главные управления МПС: пассажирское, грузовой и коммерческой работы и соответствующие им функциональные службы управлений и отделы отделений.

В обеспечении перевозочного процесса непосредственно также участвуют (вместе с соответствующими им службами управлений дорог, отделами отделений и линейными предприятиями) Главное управление пути, локомотивного, вагонного хозяйств, сигнализации, связи и вычислительной техники, электрификации и энергетического хозяйства.
Сложность управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта, постоянно возникающие в оперативной обстановке новые нестандартные ситуации, которые необходимо быстро оценить и принять регулировочные меры, наличие больших коллективов работников, организующих и обеспечивающих перевозочный процесс, — все это приводит к заключению, что в перспективе, в условиях высокого уровня автоматизации управления народным хозяйством страны, диспетчерская система оперативного управления эксплуатационной работой железных дорог должна представлять собой большую многоуровневую автоматизированную систему — АСУ \"человек — машина\". При этом распределение работы между человеком и машиной будет определяться техническими возможностями и технико-экономической целесообразностью. Тенденция последовательного расширения функций ЭВМ, видимо, приведет к укрупнению организационной структуры и уменьшению числа уровней системы.

Функции управления на различных уровнях системы и методы их реализации.

Система оперативного диспетчерского управления эксплуатационной работой железных дорог относится к категории больших (или сложных) систем. Она построена по принципу иерархичности управления (т. е. многоступенчата) с -распределением функций управления между соподчиненными уровнями (частями). Единство железнодорожной сети и непрерывность перевозочного процесса обусловили необходимость комплексности я организационного единства управления на всех уровнях диспетчерской системы с тесными вертикальными (междууровневыми) и горизонтальными (на каждом уровне системы) связями.

Читайте также: