Обязанности работника ответственного за безопасную эксплуатацию автотранспорта на жд

Обновлено: 06.05.2024

Приказ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию транспортных средств — это документ, которым на определенного сотрудника возлагают обязанность контролировать, что автомобиль готов к использованию и соответствует требованиям безопасности. Если в составе автопарка 100 и более ТС, создается специальная должность. Если же он меньше, назначают одного из работников.

Кого назначить

В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995, если компания эксплуатирует транспортное средство, она обязана заботиться о его техническом состоянии и несет ответственность за него.

Главным должностным лицом, отвечающим за все процессы в организации, является ее руководитель. Но если руководитель не обладает достаточной специальной компетенцией или предпочитает делегировать обязанности, приказом по предприятию назначается ответственный за техническое состояние и эксплуатацию ТС, который принимает на себя эти полномочия.

Формально не имеет значения, на какой должности в организации находится назначенный ответственным за ТС. Принципиальным является наличие у него знаний в области организации безопасного дорожного движения, устройства автомобиля, требований, предъявляемых к техническому состоянию ТС. Часто им становится начальник гаража или механик организации.

Необходимые знания, умения и опыт

Перечень требований к потенциальным контролерам состояния транспортных средств и необходимых умений изложен в Приказе Министерства транспорта РФ №287 от 28.09.2015. В соответствии с этим документом, сотрудник обязан знать:

  • законы и подзаконные акты, касающиеся технического обслуживания и ремонта автомобиля;
  • нормативные акты, регулирующие вопросы безопасного движения автотранспорта на дороге;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автомобиля;
  • технические требования, которые предъявляются к автомобилям, критерии оценки степени безопасности использования ТС;
  • транспортное и трудовое законодательство — минимально;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

От специалиста требуется как минимум среднее специальное образование или диплом о профессиональной переподготовке. Подойдут такие специальности:

Какими вопросами занимается

Перечень обязанностей, которые возлагает на лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств, каждый отдельный работодатель, содержится в должностной инструкции работника:

  • выпускает транспортное средство в рейс, обеспечивает его безаварийную эксплуатацию, определяет неисправности по возвращении из рейса;
  • контролирует правильную эксплуатацию автомобиля и его техническое состояние. В случае обнаружения неисправности устанавливает ее причины, принимает меры к их устранению;
  • организует передачу автомобилей в ремонт и их возврат в работу;
  • контролирует качество технического обслуживания ТС;
  • после окончания работы контролирует постановку автомобиля на охраняемую стоянку;
  • самостоятельно участвует в регулярном ТО;
  • вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на водителей и иных лиц, работающих с автомобилями организации;
  • организует проведение ежедневного предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей или сам участвует в нем;
  • контролирует исправность спидометров и одометров, сохранность пломб;
  • проверяет у водителей наличие всех необходимых для выхода в рейс документов.

Помимо работника, обязанного следить за техническим состоянием автомобилей в парке компании, в структуре организации присутствуют уполномоченный по вопросу обеспечения безопасного дорожного движения в организации-перевозчике и диспетчер.

Уполномоченный по обеспечению безопасного дорожного движения — это сотрудник, обязанный предпринимать меры к снижению количества нарушений ПДД сотрудниками организации. Он анализирует данные о случившихся по вине водителей компании нарушениях, общую дорожную обстановку в регионе и разрабатывает мероприятия по предотвращению последующих нарушений. Это более высококвалифицированный труд, чем работа механика, такие обязанности возлагаются, как правило, на лиц, возглавляющих гараж или транспортный цех.

Диспетчеры организуют ежедневную бесперебойную работу автопарка, следят за соблюдением графиков, оформляют дорожные документы, предпринимают меры по недопущению простоя техники.

Обязанности ответственного за безопасное дорожное движение, за техническое состояние и диспетчера иногда возлагаются на разных людей, но в небольших организациях со скромным автопарком их часто совмещает один и тот же сотрудник.
Если работодатель предпочитает разделять полномочия, на каждого сотрудника его обязанности возлагаются приказом:

  • отдельным для каждого, например, издается отдельный приказ о назначении ответственного диспетчера автомобильного транспорта;
  • единым документом, в котором отдельными пунктами прописываются обязанности, возлагаемые на каждого сотрудника.

Как оформить назначение

Чтобы официально назначить сотрудника, необходимо издать приказ о назначении ответственного за эксплуатацию автотранспорта на предприятии — до издания такого документа новые полномочия не считаются возложенными на сотрудника.

Приказ не имеет строго установленной формы — компания вправе использовать при его издании собственный бланк или принятые во внутреннем документообороте бланки.

Важно после издания ознакомить сотрудника, которого приказ касается, с текстом документа под роспись.

Что написать в приказе

В приказе необходимо отразить:

  • наименование организации, в которой он издается;
  • дату и место издания;
  • присвоенный номер;
  • основание и цель издания документа;
  • ФИО и должность лица, на которого возлагаются обязанности;
  • какие обязанности налагаются;
  • лицо, контролирующее исполнение;
  • подпись руководителя организации или лица, уполномоченного на подписание таких документов доверенностью.

Суть приказа может состоять в возложении одного вида обязанностей на определенного сотрудника или нескольких видов обязанностей на разных сотрудников, когда несколько документов, фактически, объединяются в один. Например, одна и та же бумага выступает одновременно как:

  • приказ об ответственном за выпуск автотранспорта на линию;
  • приказ о назначении ответственного за предрейсовое и послерейсовое техническое обслуживание;
  • приказ о назначении ответственного за проведение регулярного технического обслуживания;
  • приказ об ответственном за документооборот в гараже.

Такой подход к оформлению полномочий актуален, если работодатель решил возложить их на разных людей, но стремится оптимизировать документооборот и издать один документ вместо четырех.

№123 г. Санкт-Петербург

  1. Назначить лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — механика Иванова И.И.
  2. Назначить лицом, ответственным за выпуск на линию транспортных средств, — инженера Петрова П.П.
  3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор А.В. Воронов

Так выглядит приказ об ответственном за погрузчик:

Ответственный за транспорт на предприятии


С 1 января 2021 года действуют новые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н. Правила распространяются на всех работодателей без исключения. В статье вы найдете сравнительный анализ новых правил по сравнению с предыдущими требованиями, узнаете, какие срочные мероприятия нужно организовать для того, чтобы внедрить новые правила на вашем предприятии.

Скачайте документы по новым правилам:

Закажите таблицу на почту: Сравнительный анализ новых и старых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта ▼▼▼

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта: на какие компании распространяются

Приказ Минтруда России от 18.11.2020 № 814н вступил в силу с 1 января 2021 года и будет действовать 5 лет. Документ отменяет ранее действовавшие правила по охране труда от 27 августа 2018 г. N 553н.

Несмотря на то, что отмененные правила были изданы совсем недавно, законодатель внес много изменений, которые должны быть учтены специалистами по охране труда. Им придется в срочном порядке организовать обновление инструкций и программ инструктажа.

Поэтому, пока Минтруд не приведет правила в порядок, рекомендуем изучить и внедрять у себя правила всем работодателем, которые занимаются эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом:

  • напольного колесного промышленного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки);
  • промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры всех типов, рольганги, транспортеры),
  • высокоавтоматизированного промышленного транспорта.

Отличие промышленного транспорта от автомобильного или железнодорожного – использование для логистики внутри территории организации или ее производственных подразделений, в составе отдельного технологического комплекса, или при отдельном применении.

Новые правила, несмотря на свои несовершенства, составлены с учетом риск-ориентированного подхода к снижению травматизма, и уделяют большое внимание ответственности работодателя по разработке дополнительных мер безопасности при эксплуатации промышленного транспорта в соответствии с проведенной на предприятии оценкой профессиональных рисков и характером выполняемых работ. Из правил убрали дублирующие требования других нормативных правовых актов .

Что изменилось в правилах охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта: сравнительный анализ основных изменений

Изменение № 1. Установили периодичность инструктажей и обучения по охране труда

Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечни профессий работников и видов работ, к выполнению которых предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждают локальным нормативным актом работодателя и могут дополнять или изменять в зависимости от условий осуществляемых производственных процессов.

Изменение № 2. Установили требования по применению оценки уровня профессиональных рисков

Чтобы контролировать безопасное производство работ, работодатель должен обеспечить наличие в компании приборов, устройств, оборудования и (или) комплекса (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также разработать план дополнительных мер безопасности по профилактике травматизма.

Изменение № 3. Исключили требование о наличии у работников удостоверения на право производства работ. Но обязанность осталась

Хотя в правилах нет требования о наличии удостоверения на право управления промышленным транспортом (а также прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда), такое требование есть в других нормативных правовых актах. Учтите, что правила обновили как раз для того, чтобы убрать дублирование требований. Поэтому удостоверения остаются в силе, а вот дублирующие положения правил отменили.

Изменение № 4. Разрешили вести документооборот в области охраны труда в электронном виде

Работодатель при наличии финансовых возможностей может организовать документооборот с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника. Поэтому, если работодатель придет к выводу, что наряд-допуск нужно оформлять в электронном формате, необходимо получить такие подписи для всех участников процесса, и указать такую возможность в своих локальных нормативных актах.

Изменение № 5. Исключили формулировки об особенностях допуска к работе несовершеннолетних и женщин

В новых правилах нет упоминаний о допуске к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда работников, прошедших обязательные предварительные медицинские осмотры, об ограничении применения труда женщин, а также о запрещении применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (вместе с отсылками на соответствующие НПА). Сделано это для того, чтобы убрать дублирование требований из других НПА.

Изменение № 6. Исключили формулировки об обеспечении работников СИЗ и других гарантий

В правилах нет упоминаний об обеспечении работников СИЗ и смывающими кремами, санитарно-бытовыми помещениями и аптечками, а также о проведении расследования несчастных случаев и оказанию медицинской помощи. Регуляторная гильотина в действии – нет дублированию требований из других НПА.

Изменение № 7. Подробнее описали выполнение работ с повышенной опасностью по наряду-допуску

В новых правилах конкретизировали выполнение работ с повышенной опасностью по нарядам-допускам: четко прописали содержание наряда-допуска, оформление перечня работ с повышенной опасностью. В документе прописана возможность оформления единого наряда-допуска на производство совместных работ.

Изменение № 8. Запретили применять неисправный транспорт и инструмент, оборудование и приспособления

Правилами ввели требование о недопустимости применения неисправного автомобильного, железнодорожного, конвейерного и любого другого промышленного транспорта, а также неисправного вспомогательного оборудования и инструментов (лебедки, домкраты, ключи, зарядные устройства), а также введено требование об использовании грузоподъемных машин на площадках с твердым и ровным покрытием.

Изменение № 9. Установили требования к стоянкам и гаражам

Новые правила устанавливают, что помещения для стоянки и хранения транспортных средств оборудуются вентиляционными системами в случае соответствия оборудования помещения вентиляционными системами требованиям строительных норм и правил, санитарных норм проектирования организаций, государственных стандартов и межотраслевых правил по охране труда. Также новыми правилами введено требование по работе с пролитым на землю топливом (засыпка, удаление, вывоз).

Изменение № 10. Ввели рекомендуемый образец наряда-допуска

В правилах приведен образец такого документа на производство работ с повышенной опасностью. Раньше никакого образца не было.

Образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью


Сравнительный анализ новых и старых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта


Закажите таблицу на почту. Смотрите в начале статьи >>>

Что учесть специалисту по охране труда в работе по новым правилам при эксплуатации промышленного транспорта

Поскольку объем изменений в правилах по охране труда достаточно обширный, необходимо довести до работников текст правил, разобрать с разработчиками инструкций по охране труда значимые и незначимые корректировки. В случае необходимости, придется переиздавать инструкции по охране труда и другие локальные акты. Обязательные задачи специалиста по охране труда:

✓ Ознакомить работников с новыми правилами по ОТ при эксплуатации промышленного транспорта

Специалист по охране труда должен помочь руководителям структурных подразделений разработать вопросы для внеочередной проверки знаний требований охраны труда. Не нужно обучать работников по всей программе обучения, достаточно – только по изменениям в правилах.

✓ Внести изменения в инструкцию по охране труда, в программу обучения и программу инструктажа на рабочем месте

Инструкции и программы разрабатывают руководители подразделений. Передайте им сравнительный анализ новых правил, а затем проследите, чтобы новые локальные акты не содержали отсылок на отмененные правила. Только после этого вы можете своей подписью согласовать новые документы.

✓ Составить перечень работ с повышенной опасностью

В новых правилах указано, что работникам, выполняющим работы с повышенной опасностью, обучение по ОТ должно проводиться ежегодно, а повторный инструктаж – ежеквартально. При этом сам перечень не приведен, даже примерный. Поэтому по результатам оценки профрисков, разработайте и утвердите перечень работ с повышенной опасностью, исходя из характера выполняемых работ.

✓ Назначить ответственных за безопасное производство работ

Учтите, что нельзя назначить ответственным за безопасное производство работ сотрудника из числа рабочих. Ответственное должностное лицо должно отвечать требованиям статьи 2.4 Кодекса об административных правонарушениях. Такими функциями обладают руководители и ведущие специалисты, например, заместитель директора по техническим вопросам, начальник цеха, начальник участка, бригадир, мастер.

✓ Обеспечить рабочие места достаточным количеством нарядов-допусков.

Возможно, вам придется проинструктировать выдающих наряд по порядку заполнения, регистрации и хранения нарядов.

Обучение работников по новым правилам при эксплуатации промышленного транспорта

Так как правила вступили в силу с 1 января 2021 года, необходимо организовать проведение внепланового инструктажа по охране труда и внеочередную проверку знаний для работников, которые непосредственно организуют безопасную эксплуатацию промышленного транспорта (ответственные руководители и производители работ, выдающие наряд-допуск, члены бригады, грузчики и другие работники, которые участвуют в эксплуатации промышленного транспорта.

Обратите внимание! Руководители подразделений должны провести внеплановый инструктаж и учить работников в объеме программы внеочередной проверки знаний новых правил. Внеплановый инструктаж и внеочередная проверка знаний требований новых правил по охране труда должны быть проведены после вступления правил в силу, в разумные сроки.

При этом в учебный центр направьте всех, кто назначен ответственными за безопасное производство работ, указанных в приказе. Остальных обучите в своей организации, но комиссия должна быть также обучена в УЦ. Это требование законодательства.

Обеспечьте актуализацию инструкций по охране труда по новым правилам. Проследите, чтобы перечень работ с повышенной опасностью содержал все указания новых правил-2021.

С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!

Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.

Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?

Когда необходимо выполнять проверку?

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?

В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.

Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.

Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.

Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.

У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?

Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:

1) наименование марки, модели машины;

2) государственный регистрационный номер ТС;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега);

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись контролера.

Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.

Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.


Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ кадрового документооборота, обязательный для составления и последующего ознакомления с ним сотрудника компанией-работодателем в силу требований ТК РФ. В чем его специфика, расскажем в нашей статье.

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 212 ТК РФ.

Ст. 211 ТК РФ требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

При этом типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

На предприятии ведутся журналы учета:

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 ( согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования.На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следуетиз положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 212 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предписывает работодателям составлять инструкции по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: