Обязанности отдела труда и заработной платы на предприятии

Обновлено: 15.05.2024

Есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать.

Он заключается в том, чтобы заставить другого человека

захотеть это сделать. Помните: иного способа нет.

Дейл Карнеги

Первостепенная задача НR-службы, с моей точки зрения, — помочь топ-менеджерам понять ключевую роль сотрудников в достижении компанией успеха. Для этого нужно поднять престиж подразделения по управлению персоналом на тот же уровень, что имеет финансовый департамент. Люди, их деятельность на предприятии — первоисточник финансового результата, поэтому кадровые решения: кого нанять, кого развивать или повышать в должности, кого попросить уйти — напрямую влияют на рентабельность компании.

Работа НR-службы в чем-то похожа на работу тренера. В условиях жесткой конкуренции на рынке все компании стремятся к победе. Обеспечить успех в своей нише благодаря правильному подбору и расстановке кадров — вот смысл работы эйчара. Правильно выстроить работу по управлению персоналом можно лишь в том случае, если с самого начала ясно видеть конечную цель, тот рубеж, к которому стремится компания.
Все сотрудники предприятия должны понимать смысл работы и иметь представление не только о своем участке, но и о деятельности компании в целом. Казалось бы, эта философия управления давно не в новинку, однако на большинстве украинских предприятий такому подходу только учатся…

Задача специалистов по управлению персоналом заключается в том, чтобы работа каждого сотрудника перестала быть рутиной, стала высокопроизводительной и эффективной, а результаты деятельности каждого человека на своем рабочем месте приближали компанию к ее цели. Чтобы добиться этого, эйчар должен очень хорошо знать, что и зачем он делает, за что отвечает, что от него ожидает топ-менеджер, каков должен быть результат.

Общаясь со многими молодыми менеджерами по персоналу, я заметила, что им не хватает знаний. Поэтому хочу поделиться с коллегами своим опытом, поскольку имею за плечами большой стаж работы в производственных компаниях, а также опыт разработки нескольких систем мотивации.

Сейчас вопрос привлечения и удержания работников как никогда остро стоит перед компаниями практически всех отраслей экономики Украины. Конкуренция за человеческие ресурсы на рынке стимулирует развитие систем стимулирования. При такой ситуации эйчар обязан прилагать максимум усилий, чтобы в компании работала система мотивации, а не принцип единоразового вознаграждения.

Чтобы перейти от теории к практике, необходимы конкретные инструменты мотивации, дающие результат. Это и есть одна из ключевых задач НR-службы: создание мощного, эффективного мотивационного механизма. Проработав много лет в сфере НR, я поняла, что процесс совершенствования должен быть непрерывным. Как только внедришь в компании новую мотивационную программу, немедленно нужно начинать думать о новых возможностях, об улучшении, о подъеме на более высокую ступень.

Для того чтобы производство сохраняло конкурентоспособность, в управлении им (в том числе в управлении персоналом), следует применять современные методы менеджмента — описание бизнес-процессов, оценку результативности, маркетинг рынка труда, управление брендом работодателя и т. п. Для успеха в любой работе нужно разработать стратегию и систему действий, приводящую к нему: в компании должны быть поставлены стратегические цели, разработаны задачи для их достижения. А самое главное — каждый работник должен четко понимать, какого конечного результата он должен достичь на своем рабочем месте.

С чего же начать реформы? Когда выстраиваешь систему мотивации, отправной точкой является организационная структура компании. Здесь следует учитывать два момента:

Мы внедрили на предприятии систему управления по ключевым показателям (KPI): обучили менеджеров постановке целей и необходимых для их достижения задач, определили ключевые показатели для каждого сотрудника, переработали должностные инструкции — внесли в них ответственность за выполнение KPI (индивидуальных и подразделений) и разработали соответствующие формы для оценки результативности. Далее мы внедрили на предприятии систему управления качеством (ISO 9001) и разработали новую систему оплаты труда. Как HR-директор, я поставила перед собой задачу сделать переход на новую систему безболезненным для наших сотрудников — нельзя было допустить уменьшения заработной платы ни единому человеку!

Работая в производственной компании, я в основном имела дело со сдельной формой оплаты труда. Но спустя некоторое время поняла, что такая форма стимулирования не оказывает существенного влияния на конечный результат, более того, тормозит процесс развития бизнеса. Необходим был другой подход. Мы ввели для работников (по всем процессам на всех участках) систему повременной оплаты с учетом конечного результата. Новая система стимулирования должна была привести к росту производительности труда и продуктивности производства в целом, а значит, повысить прибыльность бизнеса. Это позволило сбалансировать интересы собственника и работников.

Что мы сделали? Сдельные тарифы пересчитали на повременные — с учетом перевыполнения норм выработки на каждой операции. Далее выделили несколько бригад, реализующих определенные производственные процессы, и поэтапно описали действия каждого работника. Зная количество людей в бригадах и объемы произведенной ими продукции, рассчитали трудозатраты по каждой операции (процессу) на единицу продукции. Пронормировав операции, легко можно рассчитать заработную плату (примерная форма для расчета приведена в табл. 1).

Табл. 1. Расчеты заработной платы при повременной системе оплаты труда

Цель, задачи: Эффективное использование персонала предприятия тесно связано с использованием экономически обоснованной формы и системы оплаты труда, мотивацией работников и повышением его заинтересованности в результатах трудовой деятельности. В теме рассматриваются вопросы путей повышения заинтересованности работника в результатах трудовой деятельности, а также формы и системы оплаты его труда.

Оглавление

5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала

Важным условием эффективного использования персонала предприятия является его мотивация. Она представляет процесс побуждения работников к деятельности по достижению целей предприятия путем удовлетворения потребностей самих работников. В основе этого процесса лежит совокупность мотивов, включающих материальные, моральные, социально-психологические, духовные, творческие и т. д. Существуют разные подходы к классификации видов мотивации.

В одном случае выделяют мотивацию прямую, властную (принудительную), опосредованную (стимулирование). Прямая мотивация представляет собой непосредственное влияние на личность работника и его систему ценностей путем убеждения, внушения, психологического воздействия, агитации, демонстрации примера и т. д. Властная (принудительная) мотивация основана на угрозе ухудшения удовлетворения определенных потребностей работника при невыполнении им установленных заданий. Стимулирование предполагает право выбора работником варианта поведения в соответствии с его интересами.

Другой подход к мотивации, основанный на психологии, включает внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация основывается на интересе к деятельности работника, осознание значимости, выполняемых трудовых заданий, свободой выбора действий, возможностью самореализации в трудовом процессе. Внешняя мотивация включает условия оплаты труда, социальные гарантии, возможности продвижения по служебной лестнице, похвалу и наказания руководителя и т. д. Сочетание внешней и внутренней мотивации делает процесс мотивирования более эффективным.

Другим важным инструментом повышения отдачи от труда работника является нормирование труда. Это определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Нормирование труда на предприятии позволяет:

  • определить плановую трудоемкость изготовления деталей, изделий;
  • рассчитать численность работников для выполнения производственной программы;
  • оценить результаты труда, определить фонд оплаты и меры материального поощрения.

В процессе нормирования труда используют нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости.

При установлении норм применяют хронометраж, фотографию рабочего дня, фотохронометраж.

Оплата труда выступает основным средством материального стимулирования труда работника. Заработная плата для наемных работников выступает в форме факторного дохода в обмен за предоставляемые работодателю свои способности к труду. Заработная плата выполняет ряд функций: воспроизводственную, стимулирующую, социальную, учетную. Воспроизводственная функция состоит в создании условий для воспроизводства способностей к труду, стимулирующая – повышает интерес работника в более полном выполнении заданий, социальная – способствует осуществлению принципа социальной справедливости, учетная – позволяет определить меру участия живого труда в образовании цены продукта, долю его в издержках производства.

Уровень оплаты труда на предприятии зависит от следующих факторов:

  • результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  • кадровой политики руководства предприятия;
  • стоимости жизни;
  • уровня безработицы в данном регионе;
  • роли профсоюзов, конкурентов, государства и т. д.

Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет сформировать эффективную мотивацию труда работников. Она отражает соответствие между мерой труда и мерой потребления.

5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда

На разных предприятиях действуют свои системы оплаты и стимулирования труда. Но при всем их разнообразии получили распространение две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

Применение той или иной формы оплаты труда зависит от ряда условий. Сдельную оплату труда используют, если имеет место:

  • возможность количественно измерить непосредственный вклад работника в трудовом процессе;
  • возможность точно учесть объем выполненной работы;
  • возможность повысить выработку работника;
  • возможность технического нормирования труда.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная.

Прямая сдельная система оплаты основывается на заранее установленных расценках за единицу изготовленной продукции.

Сдельно-премиальная система сочетает оплату по сдельным расценкам с доплатами в виде премии за количество и качество в выполненной работе.

Сдельно-прогрессивная система осуществляется по сдельным расценкам в пределах нормы задания, а перевыполнение норм оплачивается по повышенным расценкам.

Косвенная сдельная система строится на зависимости оплаты труда данного работника от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков.

Аккордно-сдельная система оплаты труда основывается на расценке, установленной на весь объем выполненной работы, а не за одну деталь (изделие).

Повременную оплату труда применяют, если:

  • возможен учет фактически отработанного времени с выделением времени простоев;
  • обоснованно присвоен тарифный разряд рабочему-повременщику, а специалисту – должностной оклад соответствует должностным обязанностям;
  • обоснованны нормы обслуживания, нормы заданий и норма численности каждой категории работников.

Различают простую повременную и повременно-премиальную системы заработной платы. В основе начисления заработной платы по этим системам лежит часовая тарифная ставка работника соответствующей квалификации и фактически отработанное время.

Тарифные и бестарифные системы оплаты труда.

Тарифная система оплаты труда включает следующие элементы:

  • формирование фонда оплаты труда;
  • нормирование труда;
  • установление тарифной системы;
  • выбор рациональной формы и системы заработной платы.

Фонд оплаты труда представляет собой источник средств для оплаты труда работников предприятия. Нормирование труда позволяет учесть качество труда и индивидуальный вклад работника в общий результат трудовой деятельности персонала. Тарифная сетка обеспечивает соизмерение труда разной сложности и вида, осуществить редукцию труда. Она включает: тарифную сетку, тарифную ставку, тарифно-квалификационный справочник, районные коэффициенты к заработной плате и доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение, работу в праздничные дни и т. д.

Бестарифная система оплаты труда представляет такую форму организации оплаты труда, в основе которой лежит распределительный принцип оплаты труда. То есть индивидуальный заработок отдельного работника представляет собой долю в общем фонде заработной платы коллектива (бригады). Эту систему отличают следующие признаки:

  • высокая зависимость уровня оплаты труда работника от фонда заработной платы, начисляемого по коллективным результатам работы;
  • определение для каждого работника коэффициента квалификационного уровня выполняемой им работы;
  • определение коэффициента трудового участия (КТУ) каждого работника трудового коллектива (бригады).

Другим вариантом бестарифной системы оплаты труда является контрактная система оплаты, когда работодатель договаривается с работником об определенной сумме оплаты за выполненную работу

5.3. Определение фонда оплаты труда

Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных выплат, стоимость натуральной оплаты за работу, выполненную работниками по трудовому договору (контракту). В состав фонда оплаты труда рабочих на предприятии входят:

Елена Закирова

Расчет заработной платы – ответственный участок бухгалтерского учета. Ошибки в начислениях всегда приводят к конфликтным ситуациям и финансовым потерям для компании. Эксперты 1С-WiseAdvice делятся профессиональными секретами, как провести отбор кандидатов и с помощью должностной инструкции выстроить эффективную систему расчета заработной платы в компании.

В чем особенность участка расчета заработной платы

За ошибки бухгалтера расчетной группы расплачиваются его руководители. Поэтому от профессионализма расчетчика зависит спокойствие главного бухгалтера и директора организации.

Специалисты 1С-WiseAdvice на опыте многих компаний убедились, что правильное и своевременное начисление заработной платы повышает лояльность сотрудников. Частые промахи в расчетах, наоборот, могут значительно снизить мотивацию персонала.

Компетенции и навыки бухгалтера по расчету заработной платы должны соответствовать профилю деятельности компании. Например, принципы начисления зарплаты вахтовиков и работников медицинских компаний различны. А это значит, что бухгалтер по заработной плате обязан не только обладать общими знаниями, но и разбираться в отраслевых тонкостях и нюансах.

Что должен знать бухгалтер по заработной плате: основные требования

Качество знаний бухгалтера на участке зарплаты прямо влияет на то, как сотрудник справляется с должностными обязанностями. Решения, которые принимает специалист в своей текущей деятельности, должны базироваться на правовых и отраслевых нормативных актах.

Основной перечень профессиональных знаний бухгалтера-расчетчика:

  1. Понимание законодательных требований в области начисления заработной платы. Необходимо разбираться в особенностях расчета зарплаты сотрудников, работающих в различных режимах, уметь работать с больничными листами, учитывать отраслевую законодательную специфику и все тонкости расчетов с персоналом.
  2. Знание механизмов подготовки налоговой отчетности, связанной с заработной платой, соблюдение сроков ее предоставления.
  3. Применение формул, способов и методов проверки правильности исчисления заработной платы.
  4. Понимание механизмов документооборота, правил архивации и хранения документов на этом участке бухгалтерии.
  5. Обладание сведениями о том, как операции, связанные с начислением зарплаты, отражаются на счетах аналитического и синтетического учета.

Это минимальный объем знаний. Бухгалтер-расчетчик должен не только обладать ими, но и уметь применять на практике. Штатный бухгалтер зачастую совмещает несколько участков работы, поэтому ему просто некогда постигать какие-либо нюансы отдельной специализации. А значит, расчеты ведутся примитивным способом.

В 1С-WiseAdvice каждый сотрудник имеет свой профиль деятельности. Наши клиенты знают, что их зарплату рассчитывает профессионал, который учитывает все отраслевые тонкости этого процесса.

Функции бухгалтера по учету зарплаты

Функциональные обязанности бухгалтера по расчету заработной платы зависят от того, каким образом поставлен бухгалтерский учет в организации. Иногда такому специалисту приходится совмещать несколько участков или кадровый учет. Эксперты 1С-WiseAdvice, проводя аудит компаний, заметили простую закономерность. Узкоспециализированные работники имеют значительное преимущество. Чем шире функционал бухгалтера – тем больше вероятность ошибки.

Необходимый минимум навыков, которыми должен обладать бухгалтер-расчетчик:

  1. Работа с первичной учетной документацией (приказы, табели рабочего времени и другое).
  2. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по учету заработной платы.
  3. Расчет выплат и удержаний, расчет налогов и взносов, возникающих на участке, связанном с расчетом заработной платы.
  4. Контроль по взаиморасчетам с персоналом.
  5. Подготовка налоговой отчетности, контроль соблюдения сроков сдачи и правильности оформления.
  6. Сбор и анализ информационных данных по запросу руководства компании.
  7. Содействие другим сотрудникам в получении информационной или справочной информации об их заработной плате и других начислениях и вычетах.

Навыки и компетенции специалиста лучше всего закрепить в должностной инструкции в виде обязанностей. Это поможет сотруднику понимать, что ждет от него работодатель. А у руководства компании всегда будет возможность оценить профессиональную квалификацию бухгалтера.

Должностные обязанности бухгалтера по заработной плате

Должностная инструкция (ДИ) бухгалтера по зарплате должна подробно описывать все обязанности работника. Такой документ позволяет избежать спорных моментов и регламентирует взаимоотношения между специалистом и работодателем.

В обязанности бухгалтера необходимо включить контроль первичной документации, используемой при расчете зарплаты, отражение этих операций на счетах бухучета. Сотрудник должен готовить справки по форме 2-НДФЛ, рассчитывать социальные взносы, формировать отчетность. Будет нелишним обязать сотрудника повышать свои знания трудового законодательства в области начисления и выплаты пособий, предоставлении льгот отдельным категориям работников.

Специфика этого участка работы состоит в том, что бухгалтер имеет доступ к большому количеству персональных данных сотрудников. Поэтому в его должностные обязанности необходимо включить пункт о соблюдении законодательства о защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Права бухгалтера-расчетчика

В должностной инструкции всегда есть раздел, который посвящен правам специалиста, ведущего расчет заработной платы. В основном они связаны с получением информации и улучшением существующих бизнес-процессов на участке.

Бухгалтер может принимать решения в пределах должностных полномочий, предлагать способы оптимизации работы или повышения информатизации внутренней отчетности по зарплате.

Должностная инструкция бухгалтера по расчету заработной платы — образец 2019

Эксперты 1С-WiseAdvice рекомендуют ежегодно пересматривать положения должностных инструкций. Бухгалтерское и трудовое законодательство очень изменчиво. Функционал, который был действенным в прошлом году, может существенно измениться в следующем году.

Важно не только грамотное содержание должностной инструкции, но и ее правильное оформление. В организации необходимо издать приказ, который вводит инструкцию в действие. Один экземпляр инструкции выдают сотруднику под роспись, второй остается в личном деле сотрудника.

Ответственность за ошибки в учете

Требования законодательства регулярно вносят корректировки в должностные обязанности и объем ответственности специалистов. Появление новых спецрежимов, изменение условий оплаты труда – все это нередко ведет к ошибкам или некорректному исполнению обязанностей работником. В итоге – штрафные санкции, пени, проверки контролирующих органов.

Как правило, в организации ответственность штатного специалиста ограничена трудовым законодательством и основные денежные и репутационные убытки вынужден нести собственник бизнеса или главный бухгалтер. В компании 1С-WiseAdvice эта проблема решена по-другому.

Мы полностью компенсируем финансовые потери клиентам на аутсорсинге, если они вызваны ошибками по нашей вине. Получить выплату возможно даже тем, кто уже прекратил с нами сотрудничество. Установлен срок давности для возмещения – 3 года с даты сдачи последнего отчета.

15 компетенций экономиста по труду и заработной плате

Чем отличается С&B специалист от экономиста по труду и заработной плате

Содержание работы и требования к квалификации С&B специалиста/экономиста по труду и заработной плате

Несмотря на относительно корректное описание компетенций экономиста по труду, документ на треть состоит из странных фраз, смысл которых вряд ли объяснит даже автор документа:

Так как профстандарт не помогает разобраться в содержании работы экономиста по труду, опишем простыми словами, что и зачем должен знать и уметь специалист, способный решать любые задачи в сфере экономики труда.

Близкие по назначению знания, навыки и умения объединим под названиями компетенций, обеспечивающих решение разных рабочих задач.

Компетенция 1. Оптимизация режимов труда и отдыха

Работодатель заинтересован в том, чтобы, эффективно использовать фонд рабочего времени. Для каких-то категорий работников имеет смысл выбрать пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, в каких-то условиях имеет смысл применить вахтовый метод работы и суммированный учет рабочего времени. Важно понимание того, какие обязанности в части проектирования и применения режимов труда и отдыха возлагаются на работодателя действующими нормативно-правовыми актами, как они реализуются, каким сопровождаются документооборотом, какие режимы работы наиболее эффективны с точки зрения экономики предприятия.

Компетенция 2. Разработка, внедрение, администрирование систем оплаты труда

Какие управленческие задачи решаются с помощью систем оплаты труда, а для решения каких системы стимулирования бесполезны, в чем плюсы и минусы бестарифных и тарифных систем оплаты труда, как проводить аудит действующих систем оплаты труда, как проектировать системы оплаты труда, как выбирать количественные и качественные показатели для систем оплаты труда, как просчитать последствия от внедрения новой системы оплаты труда, какими документами сопровождаются учет результатов труда, расчет и выдача заработной платы — все вышеперечисленное должен знать экономист по труду. Нелишним будет понимание того, к чему могут привести ошибки в системах оплаты труда и просчеты при внедрении KPI.

Компетенция 3. Определение оптимального размера заработной платы

Задача экономиста — обеспечить оптимальное соотношение стоимости и качества людских ресурсов и возможность привлечь и удержать персонал. Оптимизация фонда оплаты труда — одна из самых важных задач экономиста по труду, поэтому специалист должен уметь решать ее с помощью самых разных инструментов — от анализа рынка труда и грейдинга до разработки тарифных сеток и систем надбавок и доплат, от которых зависит размер заработной платы работников разной квалификации и работающих в разных условиях и регионах.

Компетенция 4. Бюджетирование затрат на персонал

Нужно не только владеть методологией подготовки бюджета затрат на персонал, но и уметь выбирать подходящие предприятию методы бюджетирования, обосновывать, проверять, контролировать, корректировать и пересматривать бюджет. К бюджетированию в контексте затрат на персонал мы относим все виды расходов на персонал, начиная с оплаты отработанного и неотработанного времени и заканчивая затратами на подготовку и подбор персонала.

Полезные материалы по теме:

Компетенция 5. Исполнение требований нормативно-правовых актов в части оплаты труда

В каком размере и за сколько дней выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, какие компенсационные выплаты положены при сокращении или изменении условий трудового договора в одностороннем порядке, как правильно рассчитываются северный стаж и районные надбавки, как определить размер выплаты за сверхурочную работу или недоработку по окончании учетного периода при суммированном учете рабочего времени, как оплатить дни междувахтового отдыха — требования нормативно-правовых актов в сфере оплаты труда и сопровождающий выполнение этих требований документооборот труда экономист по труду должен знать лучше всех на предприятии.

Компетенция 6. Нормирование труда

Нормирование труда является базовой компетенцией экономиста по труду — ведь с помощью методов нормирования определяется тот объем работы, который предприятие обязано оплатить согласно условиям трудового договора. Экономист должен разбираться в видах норм, видах затрат рабочего времени и методах нормирования труда, иначе с большинством возложенных на него обязанностей он справляться не сможет. Как пример — разработать расценки на выпуск единицу продукции для рабочего-сдельщика невозможно без понимания того, каким образом рассчитаны трудозатраты на производство одной единицы продукции.

Компетенция 7. Разработка локальных нормативных актов

Компетенция 8. Аналитика и статистика

Для того чтобы предлагать руководству предприятия эффективные управленческие решения в части оптимизации использования людских ресурсов нужно уметь собирать, обрабатывать и интерпретировать необходимые для обоснования таких решений данные. При этом построение эффектных метрик в Power BI вовсе не самоцель — нужно уметь отвечать на простые, но важные вопросы — кому стоит повысить заработную плату, как снизить текучесть персонала, как повысить производительность труда, как оптимизировать фонд оплаты труда. Какие показатели использовать для анализа и поиска решений — текучесть персонала, объем сверхурочных работ, количество произведенной продукции на штатную единицу в денежном выражении или что-то другое, определяется ситуацией и задачей.
Полезный материал по теме: Как рассчитать рентабельность обучения персонала

Компетенция 9. Экономические расчеты

Как рассчитать расценки для оплаты труда, нормативную, фактическую и плановую трудоемкость и выработку, как понять, как изменится трудоемкость и выработка при изменении технологии, что выгоднее — увеличить длительность производственного процесса или сократить его, увеличив штат — экономист обязан уметь решать такие задачи.

Компетенция 10. Расчет численности и определение оптимального должностного состава

Компетенция 11. Навыки работы с MS Excel и профильным программным обеспечением

Компетенция 12. Математическое моделирование

Компетенция 13. Управление организационной структурой и штатным расписанием

Какие названия должностей используются в организации, на основании чего принимаются решения о создании отдела или дирекции, на чем основана логика создания подразделений в организационной структуре и ввод штатных единиц в штатное расписание — ответы на эти вопросы тоже зона ответственности экономиста по труду. При оценке целесообразности ввода в штат новой единицы не обойтись без экономического обоснования, принять решение о создании нового подразделения невозможно без расчета загрузки сотрудников, которые будут в нем работать.
Полезный материал по теме: Как правильно назвать должность

Компетенция 14. Налогообложение

Без знания того, как осуществляется налогообложение затрат предприятия на персонал, оптимизация расходов на персонал невозможна. При этом экономисту стоит не только знать общие требования нормативно-правовых актов, но и интересоваться судебной практикой. Хороший пример — предлагать снизить зарплатные налоги за счет увеличения надбавки за вахтовый метод работы можно только ссылаясь на судебную практику.

Компетенция 15. Проектирование производственных процессов, минимизация потерь, оптимизация расходов на персонал

Повысить производительность труда можно как за счет эффективной организации труда работников, так и за счет снижения потерь рабочего времени, инструментами для выявления которых должен владеть экономист по труду. В том, как уменьшить трудозатраты за счет оптимальной организации рабочих мест и совершенствования технологии выполнения работы, какие инструменты бережливого производства стоит выбрать для использования в организации тоже должен разбираться специалист по экономике труда. Решая задачи оптимизации расходов на персонал, экономист по труду должен оценивать риски и предлагаемые решения с правовой, экономической и управленческой точек зрения.
Полезный материал по теме: 53 способа снизить затраты на персонал

Резюме

Не все даже опытные экономисты по труду/С&B специалисты имеют возможность получить практический опыт решения всех перечисленных задач.

Это неудивительно — возможность совершенствовать специальные навыки зависит не от работника, а от потребностей компаний, в которых он работает.

У экономиста по труду много интересных направлений работы, надеюсь, эта статья поможет начинающим и опытным специалистам понять, к чему стоит стремиться в профессиональном развитии.

Все удачи, интересной работы, сложных задач и точных расчетов!

Денис Карандашев

Автор: Денис Карандашев

Трудовой кодекс запрещает по-разному оплачивать труд равной ценности. Обнаружили разницу в окладах или наборе доплат и надбавок у себя и коллег при одинаковых квалификации, сложности выполняемой работы, количестве и качестве затраченного труда? Можно ставить вопрос о дискриминации

Должность одна, а оклады разные – законно ли это?

В январе текущего года Мосгорсуд признал законными решения нижестоящих судов, которые не согласились с работником в том, что действия его работодателя являются дискриминацией в сфере труда. Изначально поводом для обращения работника в суд стало получение им информации о том, что его коллега, занимающий аналогичную должность и выполняющий те же должностные обязанности, получает больший оклад, нежели он. Работник посчитал свои права нарушенными и попытался взыскать разницу в зарплатах за годы работы. Не вышло.

Как современные трудовые споры связаны с изменением советской системы определения заработной платы?

Немного теории: тарифный разряд – это показатель уровня квалификации работника, сложности его труда. Если работник в первый раз устраивался на работу и у него имелся документ об образовании, то тарифный разряд ему присваивался на основании этого документа, так как разряд, указанный в нем, уже был подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов.

С понятием разряда тесно связано понятие тарифной ставки – это минимальный размер денежной выплаты за конкретный объем работы, выполненный работником определенной квалификации.

Таким образом, тарифно-квалификационная система определения заработной платы (ее окладной части) являлась основой формирования системы оплаты труда.

Полагаю, многие скажут, что эта система сохранилась и активно используется до сих пор. Спорить не буду – так и есть. Особенно если речь идет о больших предприятиях, где широко применяется труд так называемого рабочего персонала. Более того, использование этой системы связано с наличием льгот у работников, с пенсионным законодательством.

Именно эклектика переходного периода (а в глобальном смысле – переход от одной экономической системы к другой) является основанием для порождения трудовых споров, подобных приведенному в начале статьи.

Могут ли сегодня быть разными оклады у сотрудников, занимающих одну должность?

Заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).

Эти условия зависят от установленной у работодателя системы оплаты труда, которая предусматривает размеры окладов и тарифных ставок (ст. 135 ТК РФ).

Кроме того, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).

Какова позиция судов при рассмотрении вопроса о праве работодателя на самостоятельное определение окладов?

Суды не так категоричны, как Минтруд.

Например, имеются решения судов, которые демонстрируют следующие позиции:

  • установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя;
  • принятие необходимых кадровых решений в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, установление размера заработной платы относится к исключительной компетенции работодателя и не может рассматриваться как дискриминация в отношении работника;
  • статья 132 ТК РФ, запрещающая дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда, не исключает индивидуального договорного регулирования этих условий.

Между тем следует отметить, что каждое судебное решение имеет свои особенности, поскольку принимается исходя из анализа конкретных обстоятельств. И даже отрицательное для работника решение, которое стало поводом для написания этой статьи, не отрицает норм Трудового кодекса, запрещающих по-разному оплачивать труд равной ценности.

Так, суд отказал работнику, потому что, во-первых, тот согласился с условиями трудового договора и подписал его. Во-вторых, работник не доказал, что он выполнял тот же объем работы, что и его коллега, получавший большую зарплату. В-третьих, по результатам аттестации, проведенной на предприятии, уровень квалификации другого работника был выше, чем уровень истца. Кроме того, график работы истца отличался от графика работы других сотрудников: он выполнял свои обязанности на условиях неполной рабочей недели.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что суды не встают на сторону работодателей без оснований. Но работник не может просто заявить о дискриминации, ему придется доказать свое право на доплату.

Что делать работнику, узнавшему, что его зарплата ниже, чем у коллеги?

1. Следует разобраться, за счет чего формируется разница в оплате. Трудовой кодекс не запрещает работодателю платить разную зарплату сотрудникам, занимающим одинаковые должности, если эта разница – результат премирования или доплат, которые зависят от особенностей работника или результатов его труда. Разные оклады или разный набор доплат и надбавок при одних и тех же показателях – вот где основание ставить вопрос о дискриминации.

В качестве базы для сравнения следует держать в голове три позиции: квалификация, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда. Если после сравнения по всем трем пунктам выяснится, что работа выполняется наравне, а зарплата разная, – это повод для обращения к работодателю.

2. Обращаться к работодателю следует письменно – в виде запроса. В нем просите дать ответ на вопрос о разнице заработных плат. Поскольку суды при рассмотрении дел обращают внимание на то, заявлял ли работник свое несогласие с этим, то запрос следует зарегистрировать – на своем экземпляре нужно попросить поставить входящий номер и дату. Обратиться очно будет нельзя – направляйте запрос по почте, сохраняя опись вложения в письмо.

3. Если ответ на обращение не устроит или ответа не последует – будет повод обратиться в суд. Обращаться ли до суда к работодателю снова, но уже с требованием об изменении условия трудового договора – решать вам, закон этого не требует.

Нужно иметь в виду, что добиться изменения условия трудового договора об оплате и взыскать денежные средства в виде разницы в зарплатах очень сложно. Ведение такого дела без помощи юриста может резко уменьшить шансы на успех. Поэтому рекомендуется обратиться к специалисту.

И не затягивайте с иском в суд, чтобы не пропустить сроки, которые отводятся на защиту трудовых прав.

Читайте также: