Обязанности и права руководителей и специалистов по охране труда гост

Обновлено: 15.06.2024

Алена Лысак



1. Акцент на системе управления профессиональными рисками

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

Претерпели изменения некоторые трудовые функции, например:


2. Набор трудовых функций специалиста по охране труда

В чем состоит необходимость изменений?


Что нового в профстандарте?


В перечень обобщенных трудовых функций включены две принципиально новые позиции:

Обобщенная трудовая функция

Уровень квалификации

Трудовые функции

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков

Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации

Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации

3. Повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?


Достаточно низкая оценка уровня подготовки специалистов, по мнению работодателей, обусловлена:

  • слабой практической подготовкой в ВУЗе, оторванностью полученных теоретических знаний от реальности производственной деятельности, ее специфики;
  • отсутствием необходимых знаний по экономическим и юридическим вопросам, содействующим исполнению обязательств в трудовых отношениях работодателя и работника организации.

Что нового в профстандарте?

1) конкретизированы уровни образования и особые условия допуска к работе:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Особые условия допуска к работе

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Высшее образование - бакалавриат

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Обучение и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в 3 года

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Высшее образование - магистратура, специалитет

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

2) определены требования к опыту практической работы в зависимости от уровня образования и наименования должности специалиста:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к опыту практической работы

Было

Стало

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет

Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.

Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда – не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Не менее пяти лет в области охраны труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Не менее пяти лет в области охраны труда, в том числе не менее двух лет руководителем проектов и (или) руководителем подразделения в области условий и охраны труда, внутреннего контроля или внутреннего аудита

4. Уточнение наименований должностей специалистов

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.


Что нового в профстандарте?

Новый профстандарт предусматривает следующие варианты наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда:

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Младший специалист по охране труда

Специалист по охране труда

Главный (ведущий) специалист по охране труда

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Руководитель службы охраны труда

Начальник отдела охраны труда

Начальник управления охраной труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Эксперт по условиям и охране труда

Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками

Инструктор по условиям и охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками

Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации

5. Внедрение автоматизации и цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?


Что нового в профстандарте?

В профстандарте определены многочисленные требования к квалификации специалиста по охране труда, связанные с внедрением автоматизации, например, при использовании:

  • систем электронного документооборота;
  • цифровых платформ, справочных правовых систем, баз данных в области охраны труда;
  • прикладных компьютерных программ для формирования проектов локальных нормативных актов, оформления отчетов, создания баз данных и электронных таблиц.

Необходимо отметить отдельные знания и умения, необходимые специалисту по охране труда и связанные с внедрением цифровизации:

  • использование электронных цифровых подписей;
  • сбор, обработка и интеграция в цифровые платформы информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  • работа с базами данных;
  • разработка и анализ цифровых показателей системы управления профессиональными рисками;
  • управление статистическими данными по различным аспектам деятельности в рамках системы управления охраной труда.

В завершение рассмотрим новый профессиональный стандарт через призму соотношения с элементами, процессами и процедурами СУОТ:

Группа элементов (процессов) СУОТ

Наименование элемента (процесса) СУОТ

Взаимосвязь трудовых функций с элементами (процессами) СУОТ

Основные элементы СУОТ

Разработка политики работодателя в области охраны труда

Определение целей работодателя в области охраны труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя

Управление документами СУОТ

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о предоставляемых гарантиях и компенсациях, применяемых средствах индивидуальной защиты

Проведение специальной оценки условий труда

Проведение оценки профессиональными рисками

Обеспечительные процессы (допуск работника к самостоятельной работе)

Наблюдение за состоянием здоровья работников

Подготовка работников по охране труда

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами

Обеспечительные процессы (обеспечение безопасной производственной среды)

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования

Обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов

Обеспечение безопасности работников при применении инструментов и приспособлений

Обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов

Обеспечение безопасности работников при нахождении на территории

Обеспечительные процессы (сопутствующие)

Обеспечение санитарно-бытового обслуживания

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников

Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ

Обеспечение снабжения безопасной продукцией

Обеспечение обязательного социального страхования работников

Взаимодействие с надзорными органами

Реагирование на несчастные случаи

Реагирование на профессиональные заболевания

Реагирование на аварийные ситуации

Мониторинг и контроль функционирования СУОТ

Анализ и улучшение СУОТ

[3] в части операционного контроля и мониторинга системы управления профессиональными рисками

[4] в части системы управления профессиональными рисками

Представляет интерес тот факт, что отдельные элементы (процессы) системы управления охраной труда не нашли своего отражения в трудовых функциях специалиста в области охраны труда. И если в отношении отдельных элементов (процессов) тому может существовать объяснение – например, в части разработки политики в области охраны труда, то с некоторыми элементами (процессами) возникают вопросы. В частности, не вполне понятно, почему реализация процессов, связанных с обеспечением безопасности работников, а также их обеспечением молоком, лечебно-профилактическим питанием, смывающими и обезвреживающими средствами, не охвачена трудовыми функциями специалиста по охране труда.


Таким образом, основываясь на ключевых отличиях вновь принятого профессионального стандарта от действующего в настоящее время Приказа Минтруда России от 04.08.2014 № 524н., можно сделать вывод, что основными целями обновления нормативно-правового регулирования являются:

- повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда;

- внедрение цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда.

Читайте также: