Обязанности энергодиспетчера при работе с вышки или с лестницы

Обновлено: 16.05.2024

5.6. При работах в охранной зоне ВЛ 6, 10, 35 кВ, вблизи распределительных подстанций напряжением 6, 10, 35 кВ заземление грузоподъемных машин следует производить на контур заземления подстанции.

5.7. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу, работающие в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, проводов ДПР, должны заземляться через искровой промежуток с пробивным напряжением 1200 В на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети, или к средней точке дроссель-трансформаторов.

5.8. При работе грузоподъемных машин в охранной зоне ВЛ напряжением 6, 10, 35 кВ вдали от рельсовых путей (более 50 м) они должны быть заземлены на один из следующих заземлителей: на заземляющее устройство соседней железобетонной или металлической опоры ВЛ; на заземляющее устройство распределительной подстанции; на один из естественных заземлителей, определенных действующими Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

При отсутствии указанных заземлителей ближе 50 м допускается заземление грузоподъемных машин на два специальных заземлителя, забитых на глубину не менее 1 м, с расстоянием между ними не менее 3 м. Рекомендуется подключать параллельно переносному заземлению рельсовые или железобетонные приставки опор.

5.9. При работе грузоподъемных машин вблизи ВЛ до 1 кВ их зануляют на повторный заземлитель нулевого провода либо заземляют на один из естественных заземлителей. Сечение медного заземляющего провода должно быть не менее 16 кв. мм.

5.10. При заземлении крана, работающего в охранной зоне ВЛ 6, 10, 35 кВ, допускается использование стального каната диаметром не менее 8 мм.

5.11. Во всех случаях заземление грузоподъемной машины выполняется стропальщиком, если их несколько, то по команде старшего.

5.12. Граница допустимого расстояния от крана до проекции крайнего провода ВЛ 6, 10, 35 кВ и ВЛ 110 кВ и выше обозначается установкой шеста высотой 1,5 - 2,0 м с красным флажком.

5.13. При случайном соприкосновении рабочей части машины с проводом линии, находящейся под напряжением, или возникновении между ними электрического разряда запрещается до снятия напряжения с линии или отвода рабочей части на безопасное расстояние прикасаться, стоя на земле, к машине, сходить с нее на землю или подниматься на нее.

Если в результате соприкосновения или электрического разряда произойдет загорание машины, не позволяющее оставаться в ней, водитель должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю сразу на обе ноги и оставаться на одном месте, пока не будет снято напряжение с контактной сети, ВЛ. Удаляться от машины до снятия напряжения с указанных линий можно только прыжками либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

5.14. Работы с применением грузоподъемных машин за пределами охранной зоны линии, а также проезд их под линией могут производиться по устному распоряжению руководителя работ.

5.15. Не допускается работа грузоподъемных машин вблизи ВЛ при ветре, вызывающем отклонение на опасное расстояние свободных (без грузов) тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз. В темное время суток работа с грузоподъемными машинами может производиться только на отключенной линии при достаточном освещении. При сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика (сигнальщика) или перемещаемый груз, работа крана должна быть прекращена.

г) неисправности ограничителя высоты подъема, ограничителя грузоподъемности, сигнального прибора и других неисправностях, угрожающих безопасной работе.

5.17. При транспортировке грузоподъемных кранов, экскаваторов на открытых платформах под контактной сетью запрещается подниматься на крыши и стрелы указанных грузоподъемных машин.

6. Особенности приема и отправления поездов и следования негабаритных грузов на электрифицированных линиях

6.1. Для обеспечения безопасности людей от поражения электрическим током и предупреждения пережога проводов контактной сети запрещается поездным диспетчерам и дежурным по станции:

- выпускать электроподвижной состав на перегоны в тех случаях, когда с контактной сети прилегающего перегона снято напряжение;

- принимать электроподвижной состав или производить на станции маневры с электроподвижным составом с заездом на электрифицированные пути станции, с которых снято напряжение;

- на станциях стыкования постоянного и переменного тока принимать и отправлять электроподвижной состав, не убедившись в том, что расположенная впереди поезда секция контактной сети находится под напряжением того рода тока, для работы на котором предназначен этот электроподвижной состав.

6.2. При следовании по электрифицированному участку подвижного состава с грузом высотой от головки рельса более 5300 мм с контрольной рамой в числе наблюдающих лиц должен быть работник района контактной сети. Лицам, наблюдающим за прохождением контрольной рамы, необходимо обращать особое внимание на приближение контрольной рамы к контактному проводу и частям, находящимся под напряжением. Касаться контрольной рамы или производить ее исправление в верхней части на электрифицированных путях запрещается.

Исправление или установка в пути контрольной рамы могут быть разрешены только при снятом с контактной сети напряжении и заземлении ее.

7. Работы на подвижном составе на электрифицированных линиях и в местах пересечения железнодорожных путей с воздушными линиями электропередачи

7.1. На подвижном составе, находящемся под контактной сетью или ВЛ, до отключения и заземления проводов персоналу, во избежание попадания в опасную зону (ближе 2 м от токоведущих частей), запрещается:

а) подниматься на крышу, находиться или производить какие-либо работы на крышах грузовых и пассажирских вагонов, рефрижераторных секций, контейнеров, хопер-дозаторов, тепловозов, электровозов, моторных вагонов, дизель- и электропоездов (осмотр крыш и устройств, находящихся на них, снабжение водой, загрузка льдом и пр.);

б) подниматься по вышкам или лестницам и производить с них какие-либо работы на стенах или торцах вагонов вблизи крыш;

в) открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или вести какие-либо работы на них;

г) производить погрузку или разгрузку с открытого подвижного состава, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут во время работы приблизиться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением частям контактной сети или ВЛ;

Техническое обслуживание крышевого оборудования Э.П.С. локомотивной бригадой должно производиться на специальных путях станции и в парках после снятия напряжения с контактной подвески и заземления ее.

При поливке из рукава запрещается направлять струю воды вверх во избежание поражения электрическим током.

Машинисты паровозов, обращающихся на электрифицированных участках, обязаны следить за исправным состоянием и надежным креплением искроуловительной сетки и крыши будки машиниста.

7.3. При необходимости подъема на крышу Э.П.С. или тепловоза для устранения повреждения на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, напряжение с контактной сети должно быть снято энергодиспетчером по устной заявке машиниста локомотива. По приказу энергодиспетчера работники ЭЧ в два лица заземляют контактную сеть. Представителю ЭЧ разрешается заземлять контактную сеть в присутствии машиниста локомотива или его помощника. Подъем на крышу локомотивной бригады допускается только после заземления контактной сети по разрешению представителя ЭЧ.

После устранения повреждения крышевого оборудования снятие заземляющих штанг с контактной подвески производится представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера.

8. Меры электробезопасности при тушении пожара

8.1. При возникновении пожара вблизи контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств необходимо немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети и в пожарную охрану. Действия локомотивной бригады при пожаре определены в Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторовагонном подвижном составе, утвержденной МПС России 27.04.93, N ЦТ-ЦУ0/175.

8.2. Если пожар возник на подвижном составе или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятия напряжения с контактной сети (ВЛ) и ее заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети (ВЛ) и ее заземление, когда контактный провод касается подвижного состава или груза и имеется вероятность пережога проводов.

8.3. До снятия напряжения с контактной сети или ВЛ тушение горящих предметов, крыши, стенок локомотива, автомотрисы, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов ВЛ, разрешается производить только углекислотными, углекислотно-бромэтиловыми, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к самим проводам контактной сети и ВЛ ближе 2 м.

Тушение указанных горящих предметов водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящихся под напряжением, на расстоянии менее 2 м.

8.4. Ликвидация пожара с помощью пожарного поезда на электрифицированных участках железных дорог должна производиться только после получения руководителем тушения пожара письменного разрешения (Приложение 3) от представителя ЭЧ о снятии напряжения с проводов контактной сети или ВЛ на расстоянии не менее 7 м от горящих предметов (п. 8.3 настоящих Правил) и заземления их. В разрешении должен быть указан номер приказа энергодиспетчера и время снятия напряжения.

В тех случаях, когда прибытие представителя ЭЧ и получение письменного разрешения требует времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается принятие указанного выше разрешения по радио. Допускается тушение пожара водой со снятием напряжения с контактной сети или ВЛ без их заземления. При этом напряжение с контактной сети или ВЛ следует снимать в следующем порядке.


Работы под напряжением выполняются с изолирующих съемных вышек, и рабочих площадок автомотрис, а также дрезин. Работник, находясь на вышке либо площадке, выполняет работу под напряжением, а также ставит под такой же потенциал что и контактная сеть.

Во время работы на высоте с изолированной съемной вышки. Например, устанавливают под контактную подвеску, при этом ни одним своим элементом вышка не должна прикасаться к частям, находящимся под напряжением. Работник поднимается по одной из лестниц вышки на рабочую площадку, находясь дальше от контактного провода.

Работник должен взять в руки шунтирующую штангу, провод которой присоединен к полу рабочей площадки, работник дотрагивается ее крюком до струны контактной подвески, проверяя изоляцию съемной вышки. Если искрения нет в месте контакта крюка шунтирующей штанги со струной, значит, работник может работать. Работник завешивает шунтирующие штанги на провода, в результате рабочая площадка надежно ставится под потенциал контактной сети.

При одинаковых потенциалах рабочей площадки и контактной сети, находящихся под напряжением, работник может выполнять работу.

Чтобы подняться на рабочую площадку второму работнику, работник, находящийся наверху, снимает шунтирующие штанги с контактной сети, отодвигается от токоведущих частей, находящихся под напряжением, чем исключает всякую возможность случайного прикосновения к ним, и только тогда дает разрешение второму работнику подняться на вышку.

Работники должны соблюдать следующие правила:

– не подниматься на площадку и не спускаться с нее при завешенных на контактную сеть шунтирующих штангах или прикасающихся к контактной сети элементов рабочей площадки;

– не прикасаться к частям контактной сети, находящимся под напряжением, при неустановленных шунтирующих штангах;

– не передавать на рабочую площадку, любым способом материалы и инструменты при завешенных шунтирующих штангах;

– не бросать на пол рабочей площадки проволоку и другие материалы, которые при падении или свисании могут перекрыть изолирующие части рабочей площадки;

– не прикасаться к частям контактной сети, не находящимся под напряжением;

– не работать на расстоянии менее 0,8 м на постоянном токе и 1 м на переменном токе от токоведущих частей.

– не спускаться с рабочей площадки ниже шунтирующего пояса и не подниматься выше заземленного пояса при завешенных шунтирующих штангах;

– находящимся внизу лицам не прикасаться к вышке выше заземленного пояса и не дотрагиваться до упавших шунтирующих штанг и свисающих с рабочей площадки предметов;

– не оставаться на проводах контактной сети при передвижении дрезины и автомотрисы на новое место.

При работах под напряжением в местах секционирования шунтирующие штанги рабочей площадки устанавливают на провода, принадлежащие разным секциям.

Работать под напряжением разрешается в светлое время суток; в исключительных случаях работа допускается и в темное время, но при освещенном месте работ, обеспечивающей видимость изоляторов и проводов контактной сети на расстоянии не менее 50 м.

Работы под напряжением запрещаются в следующих случаях:

– при не соответствующих погодных условиях – во время грозы, дождя, тумана и мокрого снегопада;

– под пешеходными мостами, путепроводами, бункерами, в тоннелях и на мостах с ездой понизу;

– на несущем тросе под консолями, ригелями и сигнальными мостиками, а также под гибкими поперечинами с нижним фиксирующим тросом, не находящимся под напряжением той же секции, на которой работают;

– расстояние от рабочего до заземленных конструкций или токоведущих частей и проводов менее 0,8 м для контактной сети постоянного тока и 1 м для контактной сети переменного тока.

При работах с подвесными лестницами на контактной сети постоянного тока расстояние должно быть не менее 1 м. На контактной сети переменного тока расстояние по воздуху от конца подвесной лестницы при любом ее положении до указанных частей должно быть не менее 1 м, когда не может быть использована полная длина изолирующей части приставной лестницы или съемной вышки.

Работы под напряжением ведутся по наряд-допускам. Во всех случаях, кроме работ в местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах, от энергодиспетчера не требуется приказа, разрешающего работы.

В местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах работают по приказу энергодиспетчера, обеспечивающего до начала работ электрическое соединение секций, на стыке которых ведут эти работы.

Безопасность персонала, эксплуатирующего контактную сеть, во многом зависит от качества и состояния монтажных и защитных средств. При работах разрешается пользоваться только теми средствами, которые прошли соответствующие испытания, и время очерёдного испытания не истекло. На каждом средстве индивидуальной защиты ставится клеймо поверки, чтобы работник мог убедиться, что средство индивидуальной защиты можно было использовать, и оно не навредит ему.

Список использованных источников.

Анастасиев, П.И. Сооружение и монтаж линий 3-10 кВ / П.И.Анастасиев, Ю.А.Фролов . – Москва: Энергия, 1965. – 48 с. – Текст: непосредственный.

Григорьев, Ю.Е. Ремонт линий электропередачи с изолирующих устройств/ Ю. Е. Григорьев. – Москва: Энергия, 1969. – 56 с. – Текст: непосредственный.

Ктиторов, А.Ф. Практическое руководство по монтажу электрических сетей/ А. Ф. Ктиторов. – Москва: Высшая школа, 1987. –271 с. – Текст: непосредственный.

Павлович, С.Н. Ремонт и обслуживание электрооборудования/ С. Н. Павлович, Б. И. Фигаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 245 с. - Текст: непосредственный.

Тарасов, Е.В. Монтаж, наладка, эксплуатация электрооборудования. Часть I. Воздушные и кабельные линии электропередачи: учебное пособие / Е. В. Тарасов. – Томск: ТПУ, 2010. – 146 с. - Текст: непосредственный.

Читайте также: