Обязанность работать на барщине

Обновлено: 08.05.2024

Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.

Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.

Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.

Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.

Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

Вотчина – это наследственное земельное владение.

Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.

Турнир – это состязание рыцарей в умении владеть оружием.

Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке

Средневековое европейское общество

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.

К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.

Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальное общество

Знать и рыцарство

С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.

Крестьянская община

Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.

2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Правильный вариант:

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.


Очень много разговоров о крепостном праве-но почти никто не понимает сути этого явления.Ведь по закону-да и по сути крестьяне крепились к земле,а не к помещику.Зависимость от помещика при крепостном праве выражалась в отработки "барщины"-это три дня в неделю согласно Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 года — законодательный акт российского императора Павла I, впервые со времени появления в России крепостного права юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.

По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).-но не более 3х дней в неделю.

Какие права были у крепостных?


Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.

Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.

Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупиться из крепости и купить землю.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

Отвечаю на этот вопрос- 100% НЕЛЬЗЯ.Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.

Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.

Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.

Нормативные акты

Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.

Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.

Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.

Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению. В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.

Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.

Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.

При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.

Права крепостных

По мнению историка Бориса Миронова, крепостные крестьяне имели не только юридическое право пожаловаться на неправомерные действия помещика, но и активно пользовались этой возможностью.

Крестьяне могли поодиночке или коллективно восстать против барина и написать челобитную о его жестоком обращении с ними, которая становилась основанием для инициирования расследования. Зависимые люди могли выступать истцами и свидетелями на судебных заседаниях, и давать показания против помещиков. И, несмотря на то, что судьи, всячески пытались смягчить приговор обвиняемым представителям высших сословий, далеко не всем хозяевам удавалось избежать законного наказания. Согласно статистике к середине XIX в. число убийств крестьян, совершённых землевладельцами, практически сошло на нет, хотя в прежние времена наблюдалось довольно часто.

С разрешения барина предприимчивые крепостные могли беспрепятственно заниматься развитием собственного дела, выплачивая хозяину оговорённый процент с дохода. Встав прочно на ноги, эти люди, уже сами становились владельцами крепостных крестьян, а позже с согласия помещика могли выкупиться и перейти в более высокое сословие.

С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей (сначала розничной, а потом и оптовой) и устраивать мануфактуры.

В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.

Среди подобных личностей можно назвать бывшего крепостного графа Шереметева, Петра Гарелина, который, получив свободу, основал ситцевую фабрику и стал владельцем села Спасское с сотнями зависимых крестьян.

Сын крепостного -крепостной Никита Демидович Антуфьев работал среди тульских оружейников и был искусным мастером. Его знания отметил Пётр I и отправил кузнеца на Урал для строительства металлоплавильного производства — стране было нужно оружие.

Количество заводов и оружейных мастерских на Урале росло, с ними росло богатство семьи Демидовых, получивших фамилию по имени крепостного деда. Попасть в список богатейших людей Никите Демидовичу помешала безграмотность. В XIX веке род Демидовых отошёл от предпринимательства и влился в ряды европейской аристократии.

Пётр Елисеев был крепостным графа Николая Шереметева, занимался огородничеством, к 36 годам сумел сколотить небольшое состояние. Как пишет историк Алла Краско, обрести свободу и богатство ему помог счастливый случай: в 1812 году граф устраивал рождественский вечер, и гости были изумлены, когда им подали свежую землянику.

Удивленный граф пообещал выполнить любую просьбу садовника, и Елисеев попросил вольную для себя и близких. Тот час же перебравшись в Петербург, он занялся мелочной торговлей, к осени открыл лавку, где стал продавать вина, фрукты, чай, кофе, и вскоре записался в купцы.

Камнерез Пётр Губонин был крепостным у помещиков Бибиковых. В 20 лет стал десятником на строительстве Брестского шоссе, затем облицовывал камнем цоколь Исаакиевского собора и московские набережные.

Заработав денег, купил вольную, стал купцом и приобрел каменоломню в Котельниках, начал делать жернова, точила, ступени. В 1866 году вместе с другими подрядчиками получил заказ на строительство Орловско-Витебской железной дороги длиной в 488 верст.

С его участием были построены дороги Москва–Брест, Балтийская, Лозово–Севатосполь, Уральская горнозаводская, Оренбургская. Его называли дорожным королем и о его миллионах ходили невероятные слухи. Свой капитал он пускал в дело и занимался благотворительностью, но любил и посорить деньгами.

Абрикосовы владели магазинами, кондитерскими и поставляли лакомства ко двору императора. Между прочим, красивые коробки для конфет и обертки были придуманы Абрикосовым.

Фамилии фабрикантов и купцов из крепостных, можно перечислять долго: тут и Третьяковы, и Мамонтовы, и Бахрушины, и Прохоровы, в каждой губернии счет шёл на десятки.

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году. Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?

Бытовые условия

Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.

Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках, эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

Права крестьян

Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.

Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика. Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.

Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

Даже Салтыкову удалось осудить лишь спустя годы после начала её зверств. Доносы просто отклонялись. а даже если дело доходило до суда, взятки решали проблемы с обвинительными приговорами

Крестьянские повинности

Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.

Досуг крестьян

С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.

Но даже воскресенье нельзя назвать полностью свободным днём, так как в этот день нужно было посещать церковную службу. Лишь вечерами, поскольку работать даже на себя в воскресенье было запрещено, крепостные собирались вместе - пели песни, обменивались новостями. Не работали также в церковные праздники.

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

Зимой свободного времени оставалось больше, так как огородом нельзя было заниматься. Поэтому она считалась порой массовых гуляний. Крестьяне посещали ярмарки, организовывали застолья и отмечали любимые народные праздники - Рождество и Масленицу.

Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.

RECTITUDINES SINGULARUM PERSONARUM

К X веку в англосаксонских государствах сложились крепостнические отношения. Крестьяне выполняли разнообразные барщинные повинности и платили оброки. На усиливающийся в условиях постоянных войн гнет они отвечали восстаниями. Часть правящего класса понимала необходимость внести известный порядок во взимание оброка, в установление размера барщинных работ. Это нужно было для того, чтобы научить управляющих крупными землевладениями образцово вести хозяйство, обосновать и закрепить обычаями крестьянские повинности.

Во второй половине X или первой половине XI столетия неизвестным автором было составлено наставление управляющим крупных поместий. В этом наставлении перечисляются службы тэнов, повинности зависимых и крепостных, обязанности и порядок оплаты различных слуг и рабочих поместий — свинопасов, пастухов, сыроваров, пчеловодов, полицейских, лесников и других.

Ниже печатается перевод первых параграфов этого наставления, имеющих общее значение для определения положения тэнов и крестьян.

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ

1. Обычай (для тэна) таков, что он обладает (основанным на королевском) акте правом на землю (bocriht) и исполняет со своей земли три вещи (службы): явку в поход (fyrdfaereld expeditio), устройство укрепления (burhbote) и исправление мостов (brycgeweore).

1.1. Кроме того, для многих (землевладений, поместий) добавляются (нарастают) по приказу короля и другие земельные обременения, как-то: ограды для зверей (заповедные парки) в королевских владениях, снаряжение судов в поход, охрана морских (берегов), участие в королевской личной охране, в охране мира, милостыня, церковные десятины (подати) и многие иные разные вещи.

2. Обязанности генеата (генита) ( В латинской версии — виллан, зависимый крестьянин ).

Обязанности генеата различны в зависимости от того, как они установлены (обычаями) данного поместья; в некоторых он должен платить оброк и ежегодно (давать) одну свинью в возмещение за право выпаса, (нести ездовую повинность) верхом, упряжкой (конем) и подводой, возить тяжести, работать (на барщине), кормить господина (глафорда), и жать и косить (сено), забивать ограды для зверей, ставить силки, строить и огораживать укрепления, проводить новые дороги, платить церковные десятины (подати) и милостыню, нести личную охрану (глафорда), сторожить лошадей, быть посланцем, как на близкие, так и на дальние (расстояния), куда бы ему ни; было указано.

3. Обязанности котсетла ( Крепостной крестьянин, участок которого равнялся 5 акрам ).

Обязанности котсетла зависят от того, как это установлено (обычаем) поместья: в некоторых землях (поместьях) он должен на протяжении (всего) года каждый понедельник работать на своего глафорда и во время жатвы работать по три дня в неделю, в некоторых (поместьях) он должен в течение августа (сбора урожая) работать (на барщине) ежедневно, причем за день работы он должен скосить один акр овса и (или) 1/2 акра других хлебов; и пусть он получает свой сноп, который ему (должен: дать) управляющий или слуга глафорда. Он не должен платить оброк. Ему надлежит иметь 5 акров (земли); (он может иметь) больше, если таков обычай в поместьи, но если бы было меньше, то этого слишком мало, так как он часто должен работать (на барщине).

Пусть он платит пенс с очага в святой четверг, как надлежит каждому свободному человеку, пусть он, когда ему так будет приказано, защищает господскую усадьбу (inland) своего глафорда при сторожевой охране морского побережья и при королевской ограде для зверей и прочих таких случаях, как это соответствует его (котсетла) положению. И пусть он платит свою церковную десятину (подать) к празднику Мартина.

4. Обязанности гебура ( Гебур — крепостной крестьянин, участок которого равнялся 10 акрам ).

Обязанности гебура различны: в одних местах они тяжелы, в других умеренны. В некоторых поместьях установлено, что он 2 дня еженедельно на протяжении (всего) года, а во время сбора урожая 3 дня еженедельно и со Сретенья господня до Пасхи 3 (дня в неделю) должен исполнять (на барщине) всякую работу, какую ему укажут. Когда он отбывает полную барщину, он не должен (сам) работать на господина все то время, пока его лошадь находится вне дома.

4.1. Он должен платить в день праздника Михаила (29 сентября) 10 пенсов оброка, а в день праздника Мартина 23 секстара ( Секстар — от 8/4 до 7/8 литра ) ячменя и двух кур, к Пасхе молодую овцу или 2 пенса. И он должен находиться с праздника Мартина до Пасхи при загоне глафорда (для скота) (столько раз), сколько ему надлежит (по очереди). А со дня начала (осенней) пахоты и до праздника Мартина он должен еженедельно вспахивать по 1 акру, а семена для этого он должен доставлять сам из амбара глафорда (на поле). Кроме того, он должен (вспахать) 3 акра общей пахоты и 2 акра в оплату за траву (пастбище); если ему нужна еще трава, пусть он ее отработает так, как ему будет дозволено.

4.2. За (право) пахоты пусть он вспашет 3 акра и пусть засеет их зерном из своего собственного амбара. И пусть он платит свой пенс с очага. И (каждые) 2 и 2 гебура должны кормить одну охотничью (на крупную дичь) собаку. И пусть каждый гебур дает свинопасу глафорда 6 хлебов, когда тот погонит свое стадо на откорм.

4.3. В том поместьи, где действует такой обычай (порядок), надлежит, чтобы гебуру были даны для обработки земли 2 вола и одна корова и 6 овец и на его гирду ( Под гирдой здесь понимается выделенный гебуру земельный участок. М. Ковалевский считает, что этот участок равнялся по обычаю 10 акрам. В латинской версии гирду называют виргатой ) 7 акров засеянного (поля). Пусть он после этого (начального) года выполняет все обязанности, на нем лежащие. И пусть ему дадут орудия для его работы и утварь для его дома. Если его постигнет смерть, то глафорд овладевает всем, что после него остается.

4.4. Такой поместный обычай действует в (том или) ином поместьи; в одном месте, как я раньше сказал, он более тяжел, в другом легче, так как не везде обычаи поместья одинаковы.

4.5. В одном поместьи гебур должен вносить оброк медом, в ином — оброк пищей, в третьем — оброк пивом.

4.6. Пусть тот, кто занимает должность (управляющего) поместьем всегда хорошо знает, каковы старые поместные постановления и каков народный обычай.

(пер. В. М. Корецкого)
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

Читайте также: