Обязана ли организация принимать на работу осужденных к обязательным работам

Обновлено: 28.05.2024

Статья посвящена проблемам трудоустройства осужденных к наказанию в виде обязательных работ. Автор отмечает, что при должном обеспечении его применения наказание в виде обязательных работ будет действенным инструментом реализации целей уголовной ответственности.

Обязательные работы - один из видов наказаний, не связанных с лишением свободы, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Законодатель устанавливает особый порядок их назначения и ограничения в применении этого вида наказания. Иными словами, карательная сторона наказания в виде обязательных работ состоит в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение за труд, ограничении его права на отдых.

Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями, находящимися в ведении ФСИН России.

При получении из суда копии приговора уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и не позднее 15 дней с момента получения из суда копии приговора направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести суммарный учет числа проработанных часов.

Важной обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам.

Определяя условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ, законодатель отмечает, что конкретный вид работ определяется местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Это должны быть работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Изучение проблемы исполнения обязательных работ на практике показало, что главным препятствием для исполнения федерального закона по реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в субъектах РФ, касающихся обязательных работ как вида наказания, являлся отказ органов местного самоуправления, со ссылкой на отсутствие прямого упоминания в вопросах местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований, от участия в исполнении наказаний.

Другой причиной являлось отсутствие у органов местного самоуправления подведомственных предприятий, на которых было бы возможно исполнение обязательных работ по решению суда.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 14 Закона РФ от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под органами местного самоуправления следует понимать органы управления муниципального уровня. В связи с этим В.А. Уткин справедливо отмечает, что "с учетом территориального деления страны и соответствующего расположения уголовно-исполнительных инспекций определение конкретных объектов и видов обязательных работ возлагается на администрацию городов, районов и иных территориальных образований аналогичного уровня" .

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Руководитель авт. кол-ва и отв. ред. А.И. Зубков. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 58.

В юридической литературе было высказано предложение о том, что определение конкретных объектов для отбывания обязательных работ целесообразно возложить на центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест . На наш взгляд, с указанным утверждением вполне можно согласиться, тем более что центры занятости действительно владеют самой обширной информацией о свободных рабочих местах.

См.: Осадчая Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российском уголовном законодательстве: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 1999. С. 164.

Так, в соответствии со ст. 4 Закона от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по представлению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. Под оплачиваемыми общественными работами согласно п. 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875, понимается "общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу".

В соответствии с данным Положением общественные работы организуются на предприятиях, в учреждениях и других организациях региона независимо от формы собственности и призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ.

Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • другие доступные виды трудовой деятельности.

Трудоустройство осужденных через органы службы занятости может быть организовано следующим образом. Для данных целей может быть создан самостоятельный отдел при Департаменте федеральной государственной службы занятости по субъекту и (или) отдел в центрах занятости населения (в районах, селах, деревнях, поселках). Это будет необходимым при большой территории населенного пункта либо при большом количестве осужденных к обязательным работам, которых необходимо трудоустроить. Если же территория населенного пункта небольшая либо число осужденных к обязательным работам мало (т.е. когда создание подобных отделов нецелесообразно), выполнение функций по трудоустройству осужденных может быть возложено на специально назначаемое для выполнения отмеченных задач должностное лицо (либо нескольких должностных лиц), которое будет находиться при отделе, занимающимся общественными работами. В случае если объем работ будет совсем незначительным, то данное должностное лицо может заниматься трудоустройством осужденных к обязательным работам по совместительству (совмещая эту деятельность с общественными работами).

Положение ч. 1 ст. 25 УИК РФ о том, что обязательные работы исполняются на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, отчасти не соответствует требованию ч. 1 ст. 49 УК РФ о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В УК РФ в отличие от УИК РФ не ограничивается возможность выбора предприятий, на которых будут отбываться обязательные работы. Справедливо отмечается в юридической литературе, что "в целях приведения указанных норм в соответствие друг с другом в ч. 1 ст. 49 УК РФ следует закрепить положение о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления среди подведомственных им предприятий по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями" .

Орлов В.Н. Режим обязательных работ и некоторые проблемы их исполнения и отбывания // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. С. 134.

Анализируя ч. 4 ст. 16 и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, нельзя не отметить, что данные положения УИК РФ отчасти являются неполными и противоречат некоторым нормам УК и УИК РФ. Законодатель фактически называет единственное учреждение, исполняющее обязательные работы, - уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Однако анализ содержания ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 26 и ст. 28 УИК РФ позволяет утверждать, что обязательные работы также исполняет администрация организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы.

Для администрации организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы, исполнение обязательных работ является не основной, а дополнительной функцией, стало быть, данную организацию следует рассматривать не как учреждение, исполняющее уголовное наказание, а как орган, исполняющий уголовное наказание. Часть 4 ст. 16 УИК РФ следовало бы изложить в следующей редакции: "Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы".

В соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, определяются законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в ч. ч. 1, 3 ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в действие с 1 января 2006 г., согласно которым в субъектах Российской Федерации в соответствии с уставами субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами перечень вопросов местного значения должен определяться законами субъектов Российской Федерации. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации указанные вопросы в уставах не разрешаются, что значительно осложняет практику назначения указанного вида наказания к осужденным, чье исправление возможно без изоляции от общества.

Следует отметить, что современное положение органов местного самоуправления в Российской Федерации свидетельствует о том, что они, как и органы государственной власти, решая часть публичных дел (к числу которых может быть отнесен и вопрос организации обязательных работ), могут осуществлять эту деятельность посредством правотворчества . Под правотворчеством в данном случае следует понимать "форму государственной деятельности, направленную на создание правовых форм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену" . С целью устранения указанного выше пробела при разработке нормативных актов субъектов Российской Федерации целесообразно предусматривать и нормативно закреплять для отдельных муниципальных образований обязанность по определению видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

См.: Антонова Н.А. Некоторые вопросы определения сферы правотворчества органов местного самоуправления // Вестник Московского университета. 2009. N 3. С. 61.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 200.

При должном обеспечении его применения наказание в виде обязательных работ будет действенным инструментом реализации целей уголовной ответственности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Статья посвящена проблемам трудоустройства осужденных к наказанию в виде обязательных работ. Автор отмечает, что при должном обеспечении его применения наказание в виде обязательных работ будет действенным инструментом реализации целей уголовной ответственности.

Обязательные работы - один из видов наказаний, не связанных с лишением свободы, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Законодатель устанавливает особый порядок их назначения и ограничения в применении этого вида наказания. Иными словами, карательная сторона наказания в виде обязательных работ состоит в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение за труд, ограничении его права на отдых.

Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями, находящимися в ведении ФСИН России.

При получении из суда копии приговора уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и не позднее 15 дней с момента получения из суда копии приговора направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести суммарный учет числа проработанных часов.

Важной обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам.

Определяя условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ, законодатель отмечает, что конкретный вид работ определяется местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Это должны быть работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Изучение проблемы исполнения обязательных работ на практике показало, что главным препятствием для исполнения федерального закона по реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в субъектах РФ, касающихся обязательных работ как вида наказания, являлся отказ органов местного самоуправления, со ссылкой на отсутствие прямого упоминания в вопросах местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований, от участия в исполнении наказаний.

Другой причиной являлось отсутствие у органов местного самоуправления подведомственных предприятий, на которых было бы возможно исполнение обязательных работ по решению суда.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 14 Закона РФ от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под органами местного самоуправления следует понимать органы управления муниципального уровня. В связи с этим В.А. Уткин справедливо отмечает, что "с учетом территориального деления страны и соответствующего расположения уголовно-исполнительных инспекций определение конкретных объектов и видов обязательных работ возлагается на администрацию городов, районов и иных территориальных образований аналогичного уровня" .

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Руководитель авт. кол-ва и отв. ред. А.И. Зубков. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 58.

В юридической литературе было высказано предложение о том, что определение конкретных объектов для отбывания обязательных работ целесообразно возложить на центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест . На наш взгляд, с указанным утверждением вполне можно согласиться, тем более что центры занятости действительно владеют самой обширной информацией о свободных рабочих местах.

См.: Осадчая Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российском уголовном законодательстве: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 1999. С. 164.

Так, в соответствии со ст. 4 Закона от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по представлению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. Под оплачиваемыми общественными работами согласно п. 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875, понимается "общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу".

В соответствии с данным Положением общественные работы организуются на предприятиях, в учреждениях и других организациях региона независимо от формы собственности и призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ.

Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • другие доступные виды трудовой деятельности.

Трудоустройство осужденных через органы службы занятости может быть организовано следующим образом. Для данных целей может быть создан самостоятельный отдел при Департаменте федеральной государственной службы занятости по субъекту и (или) отдел в центрах занятости населения (в районах, селах, деревнях, поселках). Это будет необходимым при большой территории населенного пункта либо при большом количестве осужденных к обязательным работам, которых необходимо трудоустроить. Если же территория населенного пункта небольшая либо число осужденных к обязательным работам мало (т.е. когда создание подобных отделов нецелесообразно), выполнение функций по трудоустройству осужденных может быть возложено на специально назначаемое для выполнения отмеченных задач должностное лицо (либо нескольких должностных лиц), которое будет находиться при отделе, занимающимся общественными работами. В случае если объем работ будет совсем незначительным, то данное должностное лицо может заниматься трудоустройством осужденных к обязательным работам по совместительству (совмещая эту деятельность с общественными работами).

Положение ч. 1 ст. 25 УИК РФ о том, что обязательные работы исполняются на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, отчасти не соответствует требованию ч. 1 ст. 49 УК РФ о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В УК РФ в отличие от УИК РФ не ограничивается возможность выбора предприятий, на которых будут отбываться обязательные работы. Справедливо отмечается в юридической литературе, что "в целях приведения указанных норм в соответствие друг с другом в ч. 1 ст. 49 УК РФ следует закрепить положение о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления среди подведомственных им предприятий по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями" .

Орлов В.Н. Режим обязательных работ и некоторые проблемы их исполнения и отбывания // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. С. 134.

Анализируя ч. 4 ст. 16 и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, нельзя не отметить, что данные положения УИК РФ отчасти являются неполными и противоречат некоторым нормам УК и УИК РФ. Законодатель фактически называет единственное учреждение, исполняющее обязательные работы, - уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Однако анализ содержания ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 26 и ст. 28 УИК РФ позволяет утверждать, что обязательные работы также исполняет администрация организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы.

Для администрации организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы, исполнение обязательных работ является не основной, а дополнительной функцией, стало быть, данную организацию следует рассматривать не как учреждение, исполняющее уголовное наказание, а как орган, исполняющий уголовное наказание. Часть 4 ст. 16 УИК РФ следовало бы изложить в следующей редакции: "Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы".

В соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, определяются законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в ч. ч. 1, 3 ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в действие с 1 января 2006 г., согласно которым в субъектах Российской Федерации в соответствии с уставами субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами перечень вопросов местного значения должен определяться законами субъектов Российской Федерации. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации указанные вопросы в уставах не разрешаются, что значительно осложняет практику назначения указанного вида наказания к осужденным, чье исправление возможно без изоляции от общества.

Следует отметить, что современное положение органов местного самоуправления в Российской Федерации свидетельствует о том, что они, как и органы государственной власти, решая часть публичных дел (к числу которых может быть отнесен и вопрос организации обязательных работ), могут осуществлять эту деятельность посредством правотворчества . Под правотворчеством в данном случае следует понимать "форму государственной деятельности, направленную на создание правовых форм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену" . С целью устранения указанного выше пробела при разработке нормативных актов субъектов Российской Федерации целесообразно предусматривать и нормативно закреплять для отдельных муниципальных образований обязанность по определению видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

См.: Антонова Н.А. Некоторые вопросы определения сферы правотворчества органов местного самоуправления // Вестник Московского университета. 2009. N 3. С. 61.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 200.

При должном обеспечении его применения наказание в виде обязательных работ будет действенным инструментом реализации целей уголовной ответственности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Рассмотрим нюансы трудоустройства осужденного для отбывания наказания в виде исправительных работ. Расскажем, как выбирается организация, может ли она отказаться от приема на работу такого гражданина, к каким работам возможно привлечь осужденного, какими правами он обладает, трудясь в компании, и какие обязанности несет организация, принявшая его на работу для отбытия наказания. Узнаете, где смотреть информацию о перечне объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные, и как исключить свою организацию из перечня.

Отличие исправительных работ от обязательных заключается в том, что первые осужденный может отбыть по основному месту работы 4 , а если его нет, то в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного (из зарплаты в доход государства удерживается сумма в размере от 5 до 20%). К тому же обязательные работы не подразумевают трудовыми правоотношениями и заключаются в выполнении осужденными в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ.

В трудоустройстве осужденного и дальнейшем его сопровождении принимают участие:

  • администрация муниципального образования;
  • уголовно-исполнительная инспекция;
  • организация (или ИП), в которую направляется осужденный;
  • осужденный.

Рассмотрим статус каждого из участников данного процесса, чтобы выяснить права и обязанности сторон.

Перечень организаций, в которых осужденные отбывают исправительные работы

Перечень объектов, на которых могут отбывать наказание в виде исправительных работ осужденные 5 , определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией 6 (см. перечень мест, определенных для отбывания уголовного наказания осужденными к исправительным работам на территории города Нижний Тагил во фрагменте документа).

1… Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В основном в Перечень входят предприятия, где требуется неквалифицированный рабочий труд. Это могут быть муниципальные и обычные коммерческие организации, индивидуальные предприниматели. К сожалению, в настоящее время отсутствуют критерии, закрепленные на законодательном уровне, опираясь на которые органы местного самоуправления могли бы формировать Перечни (см. определение ВАС РФ от 27.04.2012 № ВАС-5273/12 по делу № А45-6022/2011).

Постановление Администрации города Нижний Тагил от 23.05.2018 № 1501-ПА (с изм. от 20.01.2021)

Перечень
мест, определенных для отбывания уголовного наказания осужденными к исправительным работам на территории города Нижний Тагил

13. Крестьянское (фермерское) хозяйство Авоян А.Р.

16. Мастерская Ерышканов А.А.

17. Мастерская ИП Атабекян М.М.

18. Мастерская ИП Гальямов Р.Р.

37. Муниципально-унитарное предприятие производственно-технического объединения Жилищно-коммунального хозяйства Пригородного района, Висимо-Уральский участок.

40. Нижнетагильский центр организации железнодорожных станций.

139. Индивидуальный предприниматель И.М. Андриуцэ.

140. Индивидуальный предприниматель Ильясов Гаджи Шамсетдин оглы.

257. Индивидуальный предприниматель Малышев Валерий Валентинович.

Органы местного самоуправления могут самостоятельно разрабатывать нормативные акты, которыми утверждают порядок включения организаций в Перечень. Практика показывает, что власти далеко не всегда согласовывают с организациями включение их в этот список, как и УИИ – направление к ним осужденных.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Особенности трудовых отношений с осужденными к исправительным работам

Исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение уголовного преступления. Они назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и за этот период из зарплаты осужденного производятся удержания в доход государства в размере от 5 до 20%. Если у осужденного есть основное место работы, то он отбывает исправительные работы там. Если же его нет, то уголовно-исполнительная инспекция направляет его к работодателю в районе места жительства гражданина. Если ваша организация будет выбрана органом местного самоуправления для отбытия такого наказания, то нужно учитывать некоторую специфику. В частности, что касается отпуска, поощрения, взыскания, увольнения. Расскажем, на что работодателю обратить внимание, чтобы трудовые отношения с осужденным не вылились в проблему. На конкретных примерах покажем, как рассчитать отпуск. Приведем образцы формулировок в трудовой договор, отчетность перед инспекцией, документы об увольнении.


Что делать в случае задержания (ареста) работника

Неявка сотрудника на работу вследствие его задержания, заключения под стражу или отбывания административного / домашнего ареста – не повод для прекращения с ним трудовых отношений. Несмотря на то что указанные меры в большинстве случаев принимаются при совершении лицом противоправных деяний, на трудовые отношения с работодателем это не влияет. Отсутствие на работе по указанным причинам нельзя признать неуважительным, поскольку не зависит от воли работника. Скоропалительное решение об увольнении пропавшего подчиненного может стоить работодателю длительных судебных разбирательств и денежных затрат, если суд признает расторжение трудового договора незаконным.


Исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение уголовного преступления. Они назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и за этот период из зарплаты осужденного производятся удержания в доход государства в размере от 5 до 20%. Если у осужденного есть основное место работы, то он отбывает исправительные работы там. Если же его нет, то уголовно-исполнительная инспекция направляет его к работодателю в районе места жительства гражданина. Если ваша организация будет выбрана органом местного самоуправления для отбытия такого наказания, то нужно учитывать некоторую специфику. В частности, что касается отпуска, поощрения, взыскания, увольнения. Расскажем, на что работодателю обратить внимание, чтобы трудовые отношения с осужденным не вылились в проблему. На конкретных примерах покажем, как рассчитать отпуск. Приведем образцы формулировок в трудовой договор, отчетность перед инспекцией, документы об увольнении.

Прием на работу

При приеме на работу осужденного организация оформляет те же документы, что и при трудоустройстве обычного работника. Осужденного принимают на должность (по профессии) в соответствии со штатным расписанием и выплачивают заработную плату из фонда оплаты труда организации. Как и других работников, его могут перевести на другую работу, предоставить отпуск, уволить.

Однако Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1 устанавливает некоторые особенности работы осужденных, которые на практике надо учитывать.

1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ 4 ). В трудовом договоре не целесообразно указывать конкретную дату окончания срока исправительных работ в связи с тем, что он исчисляется по определенным правилам и может изменяться (см. образец формулировки для срочного трудового договора в Примере 1).

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работает, и из его зарплаты работодатель производит удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не меньше количества рабочих дней в этом месяце. Если осужденный в какие-то дни не работал и нет оснований для зачета неотработанных дней в срок наказания, то отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки положенного количества рабочих дней (ч. 1 ст. 42 УИК РФ).

Пример 1. Фрагмент трудового договора с условием о сроке, на который он заключен, и дате начала работы


Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ч. 3 ст. 42 УИК РФ).

До подписания трудового договора осужденного необходимо ознакомить с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, должностной (рабочей) инструкцией и другими необходимыми документами.

На основании трудового договора издается стандартный приказ о приеме на работу (с условием о срочности трудового договора). Вносится обычная запись в бумажную.

Читайте также: