Общественные работы как вид уголовного наказания в рб

Обновлено: 27.06.2024

Основанием уголовной ответственности является совершение виновно запрещенного Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее УК РБ) деяния в виде:

1) оконченного преступления;

2) приготовления к совершению преступления;

3) покушения на совершение преступления;

4) соучастия в совершении преступления.

Статья 11. (УК РБ) Понятие преступления

  1. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
  2. Преступление признается оконченным с момента совершения деяния.
  3. Преступление, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий.
  4. Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

Статья 27. (УК РБ) Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных УК РБ.
  2. Лица, совершившие запрещенные УК РБ деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);

18) хулиганство (статья 339);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

  1. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

Статья 28. (УК РБ) Невменяемость

  1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического расстройства (заболевания), временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
  2. К лицу, признанному невменяемым, судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения.

Статья 30. (УК РБ) Уголовная ответственность лица,

совершившего преступление в состоянии опьянения

  1. Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
  2. В случае совершения преступления лицом, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд наряду с применением наказания или иных мер уголовной ответственности может назначить принудительные меры безопасности и лечения.

Статья 31. (УК РБ) Совершение деяния в состоянии аффекта

Уголовная ответственность за деяние, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением или иными противозаконными или грубыми аморальными действиями потерпевшего либо длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, когда лицо не могло в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими, наступает лишь в случае умышленного причинения смерти, тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

Статья 47. (УК РБ) Понятие наказания

Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Статья 48. (УК РБ) Виды наказаний

  1. К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания:

1) общественные работы;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;


— Виктор Иванович, несмотря на общемировую тенденцию смягчения различного рода ответственности новый КоАП значительно увеличивает объем деяний, которые законодатель предлагает отнести к административно наказуемым. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Нет, не согласен. Главная особенность проекта КоАП — предупредительный характер его норм. Одно из наиболее существенных нововведений — профилактические меры воздействия на правонарушителя, такие как устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Профилактические меры воздействия предполагается применять в рамках института освобождения от административной ответственности. Главная особенность — отсутствие правовых последствий привлечения в последующем к уголовной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию.

Проект КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории:

— административные проступки. К ним предлагается отнести правонарушения, за которые может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для ИП, 50 базовых величин для юрлица;

— значительные административные правонарушения — те, за которые может быть наложен более высокий штраф либо взыскание в виде конфискации, депортации;

— грубые административные правонарушения, повторное совершение которых влечет за собой уголовную ответственность, а также за которые лицо может быть подвергнуто административному аресту, лишению права заниматься определенной деятельностью.

С названными категориями административных правонарушений предлагается связать институт освобождения от административной ответственности. Например, при совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штрафа) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания.

Таким образом, если сегодня предупреждение может применяться по 236 составам из 896 (в 26 % случаях), то по проекту предупреждение можно будет применить по 680 составам из 750 (в 90 % случаях).

При этом за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями, массовыми беспорядками и т. п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста. Например, за вождение транспортного средства в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле) предлагается вдвое увеличить штраф и с 3 до 5 лет увеличить срок лишения водительских прав.


С учетом общественно-политической обстановки, новых вызовов и угроз проект дополнен рядом положений об усилении ответственности за отдельные грубые нарушения общественного порядка.

Так, увеличивается штраф за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ст. 24.23). С 15 до 30 суток увеличивается предельный срок ареста при повторности таких правонарушений (ч. 1 ст. 6.6, ч. 3 и 4 ст. 24.23).

Увеличивается штраф за неповиновение законному требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий (ст. 24.3).

Вырастет штраф за оскорбление в публичном выступлении, в средствах массовой информации, в Интернете. При этом также расширяется объектный состав правонарушения путем установления ответственности юридического лица (ч. 2 ст. 10.2, ч. 2 ст. 24.4).

Усиливается ответственность водителей за умышленное блокирование транспортных коммуникаций. Увеличивается штраф, а если такое правонарушение совершено в месте проведения массового мероприятия, водитель может лишиться водительских прав (ст. 18.1).

Усиливается также ответственность водителей за нарушение правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия. Такое деяние выводится в самостоятельный состав с увеличенным размером штрафа и возможностью лишения водительских прав.

Ужесточается ответственность водителя за невыполнение неоднократных требований об остановке транспортного средства, повлекшее за собой преследование водителя сотрудниками органов внутренних дел. Увеличивается штраф, лишение водительских прав становится обязательным, в санкцию вводится административный арест (ч. 3 ст. 18.17).

Расширяется сфера действия ст. 19.4 КоАП, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение. Под эту статью будет подпадать также вовлечение несовершеннолетнего в участие в массовом мероприятии, проводимом с нарушением установленного порядка.

Увеличивается штраф за незаконное распространение персональных данных физических лиц. Соответствующая норма об ответственности выводится в самостоятельный состав (ч. 3 ст. 23.7).

Вводится новая норма об ответственности за использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно и их изготовление с целью распространения (ст. 24.26).

Увеличивается штраф за незаконные действия по отношению к государственным символам Республики Беларусь (ст. 24.54).

В результате предлагаемого правового регулирования создается эффективная правовая база для повышения авторитета власти, отдающей приоритет профилактическим мерам вместо наказания за незначительные и неосторожные проступки, сохранения жестких мер реагирования за грубые и систематические правонарушения, обеспечения того уровня правопорядка, безопасности и справедливости, которого ждут от государства люди.

Таким образом, ответственность предлагается ужесточить за наиболее грубые нарушения, что соответствует тенденциям мирового развития.

— Вводится новый для Беларуси вид наказания — общественные работы (от 8 до 60 часов). При этом они могут назначаться только при условии согласия человека на их применение. А если виновный откажется, какая альтернатива наказанию? Какого рода общественные работы предполагается вводить?

— Проектом предусмотрено появление нового административного взыскания — общественных работ. Его введение обусловлено необходимостью наличия в КоАП неимущественного взыскания, альтернативного аресту. Отсутствие такого взыскания жестко ограничивает выбор правоприменителя. Он должен назначать либо исключительно денежно-имущественное взыскание (штраф, конфискация), либо жесткую, граничащую по строгости с уголовным наказанием, меру в виде ареста.

Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ в срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти в каждом конкретном случае.

Такое взыскание, например, может быть применено к лицам, которые нигде не работают либо не могут оплатить штраф. Например, каждый день в течение недели по несколько часов могут убирать улицу, обустраивать парки (скверы) и т. п.

Общественные работы не могут быть наложены на лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста; лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от 14 до 18 лет; беременных женщин и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидов I и II группы; иностранных граждан и не проживающих постоянно в Беларуси лиц без гражданства; лиц, имеющих заболевания, препятствующие выполнению общественных работ, перечень которых определяется Советом Министров; лиц, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК, Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз, органов и подразделений по ЧС.

Вопрос о жесткости административного взыскания (наказания в уголовном праве) — центральный вопрос, который до сих пор не нашел разрешения не только на практике, но и в науке, несмотря на его законодательное закрепление. У юристов отсутствует единое мнение о целях взыскания, признании в качестве целей его кары, восстановления социальной справедливости и превенции, что затрудняет на практике реализацию административно- и уголовно-правовой политики.

Лишь одно можно сказать с уверенностью, что реализация целей административного взыскания достигается комплексом мер, включающих в себя и степень жесткости, и его неотвратимость, все это вместе направляется на получение социально полезного результата. Насколько важны для государства те общественные отношения, которые оно защищает в настоящий момент.


Администрация
Советского района г. Минска


220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


sovadm@minsk.gov.by
































Учимся ответственности!

Ответственность бывает разная: административная, уголовная, гражданская. У каждой из них свои особенности. Самая серьезная из них, конечно, уголовная. Но и другие ее виды не так уж безобидны.

Уголовная ответственность, ее особенности предусмотрены в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК), административная – в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), гражданская – в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК). Существует также ряд кодексов (Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь), которые регулируют уже порядок деятельности органов, ведущих уголовный, административный или гражданский процесс, а также права и обязанности их участников и т.п. Но их мы применяем уже тогда, когда что-то совершено или произошло и поэтому надеемся, что тебе не придется столкнуться с ними.

Теперь необходимо понять, что же такое преступление, а что такое административное правонарушение.

Преступление – это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Административное правонарушение - это противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Отсюда следует, что ответственность за совершение преступлений предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь, а за совершение правонарушений - Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Преступление – это наиболее опасное из всех противоправных деяний, поэтому и ответственность за него самая-самая строгая!

Запомни!

По общему правилу уголовная и административная ответственность наступают с 16 лет.

Но! Существует ряд составов правонарушений и преступлений, предусматривающих ответственность уже с 14-летнего возраста.

Так, с 14 лет наступает уголовная ответственность за:

Административная ответственность с 14 лет наступает за:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Статистика упорно показывает, что преступность несовершеннолетних существует. Пусть она и не сравнима с преступностью взрослых, но и не изжита. Правонарушений тоже совершается немалое количество.

Кроме этого, я думаю, ты и не знал, что совершение преступления в группе квалифицируется и наказывается более серьезно.

Отдельно стоит сказать о совершении противоправных деяний в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Многие подростки полагают, что это избавляет от ответственности. Такое мнение крайне ошибочно! Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подлежит уголовной и административной ответственности. Иногда это даже является отягчающим ответственность обстоятельством!

Какие же последствия ожидают тебя после совершения преступления или правонарушения?

В первую очередь, это неизбежность наказания (за преступление) или применения административного взыскания (за правонарушение).

Каким будет наказание за преступление решит суд. Альтернатива для применения видов наказания к несовершеннолетним у суда довольно большая.

К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:

1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) арест;
6) ограничение свободы;
7) лишение свободы.

Какое административное взыскание назначить тебе за совершение административного правонарушения, решит комиссия по делам несовершеннолетних. Тебя обязательно вызовут туда с родителями, представителем учреждения образования, в котором ты учишься, и будут разбираться в причинах совершения правонарушения.

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могут налагаться такие административные взыскания, как предупреждение и штраф (при наличии заработка, стипендии и (или) иного собственного дохода). С 16 лет уже могут налагаться административные взыскания в виде предупреждения, штрафа и исправительных работ.

Но есть и другие не менее негативные последствия!

Привлечение к административной или уголовной ответственности является основанием для постановки несовершеннолетнего на учет в Инспекцию по делам несовершеннолетних, занесения информации в общереспубликанскую единую государственную базу данных о преступлениях и правонарушениях, которая содержится там на протяжении всей жизни, что впоследствии может послужить препятствием для получения визы, поступления в специализированный ВУЗ (Академия МВД, Военная академия), прохождения службы в правоохранительных органах, занятия высших должностей и т.п.

Пострадавшая сторона, например, вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Сюда относится, в том числе, возмещение затрат на медицинские услуги, моральный вред и другое.

Если ты несовершеннолетний, это не значит, что платить за последствия своих действий не придется.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред. Если твоих средств будет недостаточно для возмещения вреда, то возмещать вред полностью или в недостающей части придется родителям.

Если ты не достиг 14 лет – это не значит, что никакой ответственности за совершение противоправных действий ты не несешь.

Копия одного из таких постановлений направляется в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Стоить отметить, что в специальные учреждения помещаются несовершеннолетние, достигшие 11 лет и нуждающиеся в особых условиях воспитания, на срок в пределах до двух лет. Только вдумайся в эту цифру и представь, как много различных событий может произойти в жизни за такой большой промежуток времени, а ты будешь вынужден жить вдали от всех и всего, по расписанию и особым правилам, строго соблюдая установленный порядок.

Несмотря на все предостережения, мы уверены, что эта статья станет лишь хорошим помощником в правовых вопросах для тебя и твоих друзей, а твои деяния будут только добрыми и приносящими пользу окружающим!


Статья подготовлена с использованием

правовых актов по состоянию

на 17 июня 2021 г.

УК

1) Новым законом вносятся изменения в понятия множественности преступлений, что имеет важное значение при назначении наказания в случае совершения одним лицом нескольких преступлений. Так, ранее совершение преступлений, предусмотренных одной и той же статьей, но разными частями (к примеру, ч.1 ст.205 УК и ч.2 ст.205 УК), а равно совершение оконченного и неоконченного преступления (ч.1 ст.14 ч.2 ст.205 и ч.2 ст.205 УК) признавалось повторностью преступлений и наказание в таком случае назначалось по правилам, предусмотренным ст.71 УК.

С учетом внесенных изменений, внесенный в ст.42 и 72 УК, исключении ст.41 и 71 УК, вышеописанные случаи должны признаваться совокупностью преступлений и наказание должно назначаться по правилам ст.72 УК.

Следует отметить, что ранее, при применении положений ст.71 УК окончательное наказание могло быть назначено только путем поглощения менее строгого наказания более строгим. К примеру, в случае назначения по ч.2 ст.205 УК наказания в виде 3 лет лишения свободы, а по ч.3 ст.205 УК – 4 года, то окончательное наказание могло быть назначено лишь 4 года. Одновременно с этим статья 72 УК позволяет назначить окончательное наказание как путем поглощения менее строго наказания более строгим, так и путем частичного либо полного сложения наказаний. То есть в настоящий момент в случае осуждения лица по ч.2 ст.205 к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, по ч.3 ст.205 УК – 4 года лишения свободы, то окончательное наказание может быть назначено вплоть до 7 лет лишения свободы.

Таким образом, данное новшество с одной стороны упрощает механизм назначения наказания, а с другой – ужесточает потенциальную ответственность при осуждении за совершение нескольких преступлений.

С учетом того, что судам представлено более широкие возможности для назначения наказания в подобных случаях, возрастает роль защитника в уголовном процессе, который может привести убедительные доводы и обосновать необходимость назначения окончательного наказания именно путем поглощения менее строгого более строгим, а не путем сложения наказаний

2) Подвергся изменению также и перечь деяний, влекущих уголовную ответственность по требования, установленный в ст.33 УК.

Особый интерес вызывает включение законодателем таких статей, как ст. 155 и ч.1 ст.216 УК, поскольку в практике нередки случаи, когда обвинение лицу предъявлено по ст.147 либо 149 УК (умышленное причинение тяжкого либо менее тяжкого телесного повреждения), а при рассмотрении дела суд приходит к выводу о неосторожной форме вины и квалифицирует действия по ст.155 УК. Вместе с тем, суды все равно выносят обвинительный приговор, в случае наличия в деле заявления от потерпевшего по факту причинения ему телесных повреждений.

С учетом внесенных изменений, в случае отсутствия у потерпевшего требований о привлечении обвиняемого к ответственности по ст.155 УК, что должно быть выражено в соответствующей форме, либо сам потерпевший отказывается от ранее поданного заявления, то обвиняемый не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Поскольку закон в данной части смягчает ответственность и имеет обратную силу, то данное изменение затрагивает и вступившие в силу обвинительные приговоры по ст.155 УК, которые могут быть отменены с прекращением производства по делу.

Аналогичны нередкие случаи переквалифицирования различных видов хищений на статью 216 УК, и приговоры по таким делам также могут быть отменены в случае отсутствия претензий с потерпевшей стороны.

3) Вносимыми изменения увеличен максимальный срок назначаемого наказания в виде общественных работ – с 240 до 360 часов. Поскольку ответственность усиливается, то закон в данной части распространяется лишь на преступления, совершенные после вступления его в силу и не имеет обратной силы.

4) Изменена статья 50 УК, устанавливающая понятие и особенности назначения такого наказания, как штраф. Установлена возможность предоставления рассрочки на срок до 5 лет, либо отсрочка его уплаты до 1 года. Это возможность и ранее была закреплена в статье 29 УИК, но предусматривала возможность предоставлении рассрочки штрафа на срок только до одного года.

Также установлена возможность для суда по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменить штраф на арест из расчета один день ареста за десять базовых величин, но не более 3 месяцев, либо на ограничение свободы из расчета один месяц ограничения свободы за 5 базовых величин, но не более 5 лет.

Из этого следует, что контроль за исполнением наказания в виде штрафа будет осуществляться жёстче, однако будет расширяться возможность применения к осужденному рассрочки и отсрочки штрафа вместо замены наказания на арест.

5) Новым законом изменены правила зачета сроков содержания под стражей и домашнего ареста. Так, ранее один день содержания под стражей (либо срок задержания) засчитывался по соответствии со ст.75 УК в срок отбытия наказания из расчета одного дня содержания под стражей одному дню лишения свободы. С учетом внесенных изменений один день содержания под стражей соответствует двум дням лишения свободы, лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет или в случае назначение наказания в исправительной колонии в условиях поселения. В случае назначения наказания в виде лишения свободы с его отбыванием в исправительной колонии в условиях общего либо усиленного режима (то есть в случае осуждения к лишению свободы впервые), то в таком случае полтора дня лишения свободы соответствует одному дню содержания под стражей.

6) Законодателем также снижен срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный санкцией статьи 147 части 1 (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения). Совершение указанного преступления ранее каралось ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет, а новой редакцией наказание в виде лишения свободы предусмотрено от трех до восьми лет.

С учетом того, что законом смягчена ответственность за совершение данного преступления, приговоры в отношении лиц, которым по данной статье назначено наказание в виде лишения свободы, могут быть пересмотрены в части уменьшения наказания, по заявлениям, поданным ими либо их защитниками с указанием оснований для уменьшения срока наказания.

7) Также в статью 168 УК (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) добавлено примечание, согласно которому лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если будет установлено, что это лицо и преступление перестали быть опасными в связи со вступлением в брак потерпевшей. Приговоры, ранее постановленные по указанной статье, также могут быть пересмотрены в случае наступления вышеназванных условий.

8) Новым законом также смягчена ответственность, установленная за совершение ряда хищений, сопряженных с причинением ущерба в крупном размере. Так, изменения затронули преступления, предусмотренные ч.3 205, ч.3 206, ч.3 208, ч.3 209, ч.3 211, ч.3 212 УК. Ранее за совершение указанных преступлений законом не было предусмотрено альтернативного лишению свободы наказания. Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности по данным статьям не возместившее в полном объеме причиненный ущерб либо которому по иным основаниям было невозможно применить иные меры уголовной ответственности (ст.ст.77,78 УК), гарантировано осуждалось в лишению свободы. С учетом изменений такое лицо может претендовать и на иное наказание. При этом с учетом внесения нового вида наказания и смягчения санкции, могут быть пересмотрены и приговоры, постановленные ранее и наказание по которым осужденные не отбыли.

9) Подверглась изменению также и статься 212 УК. В частности, из части 2 данной статьи исключен такой квалифицирующий признак, как хищение, сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации. Хищения денежных средств лицом с использованием чужих банковских карт, либо с использованием специальных приложений, всегда сопровождалось вменением такого признака, как действия, сопряженные с несанкционированным доступом к компьютерной информации. Исключив полностью данный признак из уголовного кодекса, законодатель смягчает ответственность за такие действия, которые с учетом изменений будут квалифицироваться не по ч.2 ст.212 УК, а по части 1. Эти изменения затрагивают также и ранее вынесенные приговоры, наказания по которым осужденные не отбыли. С учетом того, что ч.1 чт.212 предусматривает как более мягкие виды наказаний, так и меньшие их сроки, то осужденный при подаче соответствующего заявление в праве претендовать на смягчение наказания либо освобождение от его дальнейшего отбытия.

10) Также подверглось снижению мера ответственности, предусмотренная ч.1 ст.214 УК, со совершение которого ранее было предусмотрено наказание в виде ограничения свободы до 5 лет и лишения свободы на тот же срок, а в настоящее время максимальный срок как ограничения свободы, так и лишения составляет 3 года. Соответственно лица, осужденные по данной статье к наказанию, превышающему 3 года, могут претендовать на пересмотр из приговора и смягчение наказания.

11) Подверглось изменению примечание к ст.228 УК (контрабанда). В предыдущей редакции указывалось о том, что лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и денежные инструменты освобождается от уголовной ответственности. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств или денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Новым законом также добавлено, что добровольной сдаче не могут считаться и обнаружение денежных средств при устном опросе в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля.

Понятие устного опроса, как меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, закреплено в ст.339 Должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, в целях получения сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, без оформления результатов опроса Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза, в силу которой должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, в целях получения сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, без оформления результатов опроса.

12) Подверглась изменениям и ст.243 УК. Изменена градация размера ущерба: ответственность по ч.1 ст.243 УК предусмотрена за уклонение от уплаты налогов в значительном размере, по ч.2 – в крупном, по вновь добавленной ч.3 – в особо крупном. Причем новым законом значительный размер соответствует крупном размеру, установленному в прошлой редакции ( 2 000 б.в.), а крупный – особо крупному ( 3 500 б.в.). Особо крупный размер в новой редакции законно имеет место при размере ущерба, превышающем 35 000 б.в.

Одновременно с этим изменены санкции ч.1 и ч.2 статьи. По ч.1 снижен максимальный размер ограничения свободы с 3-х лет до 1 года.

С учетом этого лица, ранее осужденные по ч.1 ст.243 УК к наказанию, превышающему 1 год ограничения свободы, вправе претендовать на пересмотр приговора и смягчение/освобождение от отбытия наказания.

15) Одной из новых норм, стало также введение уголовной ответственности за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Аналогичная норма есть в административном законодательстве, но уголовная ответственность в данном случае будет иметь место в случае совершения такого деяния неоднократно. Под неоднократностью законодатель понимает совершение противоправного деяния в течение одного года после наложения административного взыскания по ч.2 ст.18.14 КоАП.

17) В Уголовный Кодекс внесена норма об ответственности за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий. Диспозиция статьи фактически дублирует ст.24.23 КоАП, устанавливающую ответственность за несанкционированные мероприятия. В данном случае уголовная ответственность дубеет иметь место, если лицо дважды в течении одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.24.23 КоАП и в течении года после наложения второго административного взыскания за деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

18) Усилена ответственность по ст.363, 364, 366 УК и за совершение квалифицированных деяний ответственность теперь установлена вплоть до 7 лет лишения свободы. Таким образом указанные преступления переведены в категорию тяжких.

УПК

1) Добавлена ст.30-1 УПК, регламентирующая порядок примирения обвиняемого с потерпевшим. Законодательно закреплен принцип личного участия и принцип добровольности при осуществлении примирения обвиняемого с потерпевшим. Отдельно отмечено, что примирение с несовершеннолетним обвиняемым либо потерпевшим осуществляется с участием их законных представителей. Добавлена возможность примирения в уголовном процессе с участием медиатора, которого выбирают потерпевший и обвиняемый взаимно и по собственной инициативе.

2) УПК добавлен новой статьей – 204-1, регулирующей порядок осмотра компьютерной информации. Фактически законодателем внесен новый вид процессуального действия, поскольку осмотр компьютерной информации, доступ к которой осуществляется посредством аутентификации пользователя либо которая содержит информацию о частной жизни лица (например, электронная почта) имеет ряд существенных особенностей. Установлена обязанность для проведения осмотра такой компьютерной информации получение согласия ее обладателя либо наличие санкции прокурора.

3) Статья 224-1 УПК дополнена возможностью в ходе предварительного расследования осуществлять в ходе предварительного следствия допрос потерпевшего, свидетеля, очную ставку или предъявление для опознания лиц и (или) объектов с участием потерпевшего или свидетеля дистанционно с использованием систем видеоконференцсвязи в случае необходимости обеспечения наиболее быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Вопрос о возможности проведения данных процессуальных действий с использованием подобных средств решается следователем.

4) Изменениями, внесенными в УПК прокурору предоставлены дополнительные полномочия при поступлении ему дела для направления в суд. Так, новым законом в статью 265 УПК внесены изменения, в соответствии с которыми прокурор вправе также отменить наложение ареста на имущество, временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, а также разрешить свидание близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей или домашним арестом. В этой связи прокурору на стадии передачи ему дела для направления в суд может быть подано от защитника ходатайство о снятии ареста с имущества, а от родственников – на разрешение свидания.

5) Статья 293 УПК расширена за счет включения в нее ч.7-1, в силу которой государственный обвинитель, отказываясь от обвинения полностью либо частично обязан изложить суду мотивы и основание такого решения, предусмотренное ст. 357 (отсутствие состава преступления, не доказано участие обвиняемого в совершении преступления, отсутствует общественно опасное деяние). Вместе с тем, законом не установлены последствия немотивированного отказа государственного обвинителя от обвинения.

6) Изменена формулировка статьи 373 УПК, устанавливающей порядок извещения о поданных жалобах и протестах. Так, теперь в случае подачи апелляционной жалобы и протеста по основаниям, которые могут повлечь ухудшение положения обвиняемого, их копии вручаются не только обвиняемому, но и должны быть также вручены защитнику.

7) С учетом положений нового закона, дополнительные апелляционные жалобы и протесты и письменные возражения на них могут быть представлены в апелляционную инстанцию не позднее чем за пять суток до начала рассмотрения уголовного дела, вместо трех, как было ранее.

УИК

1) Статьей 86 УИК теперь разрешены телефонные звонки лицам, отбывающими наказание в виде лишения свободы с родственниками, в том числе с использованием видеосвязи. Также новой редакцией установлена право осуществления телефонных разговоров с лицами, не являющимися близкими родственниками осужденного, но только с разрешения администрации исправительного учреждения.

Читайте также: