Общественные объединения как субъекты гражданского права курсовая работа

Обновлено: 10.05.2024

Участниками административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности. По роду деятельности различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.). По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Особое значение в государственной жизни имеют общественные организации. Влияние со стороны государства на негосударственные общественные и религиозные объединения ограничено. Управление ими осуществляют учредители или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к таким организациаям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех объединений граждан независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и в контроле и надзоре за соблюдением ими установленного режима.

Порядок государственного управления деятельностью общественных объединений в настоящее время законодательно обеспечен. Но, на практике еще встречаются случаи, когда возникают определенные трения во взаимоотношениях государства и общественных объединений. Вопросы, возникающие в этих случаях, часто не могут быть решены мирным путем и требуется судебное вмешательство. Административно-правовой статус общественного объединения – это тема, которая в настоящее время носит особенно актуальный характер.

Цель работы: на основе современного законодательства изучить административно-правовой статус общественных объединений.

1. дать понятие и рассмотреть организационно-правовые формы общественных объединений;

2. изучить административно-правововые основы деятельности общественных объединений;

3. рассмотреть законодательные основы правового статуса религиозных объединений.

Основой работы послужит современное российское и международное законодательство. Теоретические аспекты проблемы будут изучены на основе исследований российских специалистов в области административного права. Практика применения законодательства о деятельности различных видов общественных объединений будет подкреплена судебными примерами.

Общественные объединения могут выступать, как субъекты административного права. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принято различать пять организационно-правовых форм, это: общественные организации, общественные движения, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Законодатель не дает четких разъяснений понятий "общественное объединение" и "общественные организации", а значит, эти понятия тождественны и их деятельность в РФ регулируется Законом об общественных объединениях. Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные объединения могут создаваться в конкретных организационно-правовых формах. Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни.

Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их гарантируется различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения, то есть дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственностью.

Важнейшим средством обеспечения законности в деятельности общественных объединений являются институты приостановления их деятельности, а также ликвидации общественных объединений.

1. В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти государства с общественными объединениями характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация общественных объединений как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

2. получение организациями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности;

3. запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность общественных объединений;

4. обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности;

5. представление государственным органам соответствующей информации;

6. обязанность соблюдать законодательство и другое.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов общественных объединений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением общественными объединениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и другое.

Особый административно-правовой статус в нашей стране имеют религиозные объединения. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозное объединение подлежит государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации, но, в то же время, создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но они, в свою очередь, не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях возложен на органы прокуратуры. Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности. Вместе с тем управление проводит проверки деятельности религиозных организаций и по заявлениям граждан.

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров". 2001. N 3.

2. Международный Пакт "О гражданских и политических правах" от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ.1994. N 12.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

цель извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.8

Для достижения указанной цели придется решить следующие задачи:

- тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ;

- достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные понятия и виды общественных объединений 7
§ 1. Понятие общественных объединений 7
§ 2. Признаки и функции общественных объединений 9
§ 3. Организационно-правовые формы общественных объединений 10
Глава 2. Правовое регулирование порядка создания и ликвидации общественных объединений. 17
§ 1. Правовое регулирование порядка регистрации общественных объединений 17
п. 1.1. Уставные документы общественных объединений 21
п. 1.2. Состав учредителей общественных объединений 22
§ 2. Правовое регулирование прав и обязанностей общественных объединений 24
§ 3. Порядок реорганизации и ликвидации общественных объединений 26
Глава 3. Значение деятельности и проблемы общественных объединений 31
Заключение 35
Список нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра гражданского права, теории права и специальных юридических дисциплин

Курсовая работа

Выполнил: студент 5 курса

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство.

Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях. 6

Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их деятельность до принятия таких законов регулируется Законом об общественных объединениях.

В представленной работе мной будут рассмотрены понятие, виды, признаки и функции общественных объединений, а также организационно-правовые формы общественных объединений и гражданско-правовое положение общественных объединений.

Принятие Конституции Российской Федерации 7 на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

В связи с развитием нашего демократического государства, все чаще мы сталкиваемся с тем, что правовая сознательность населения возрастает. Вследствие чего повышается социальная активность граждан и способствует реализации их прав, через создание разного рода общественных объединений. Так же следует отметить, что с каждым годом число общественных объединений возрастает в несколько раз.

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.).

По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство.

Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исходя, из важности и актуальности выбранной проблематики при изложении материала ставится цель извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок. 8

Для достижения указанной цели придется решить следующие задачи:

- тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ;

- достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ;

В процессе исследования используются такие научные методы, как: системно - структурный, формальной логики и юридического анализа.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики.

§ 1. Понятие общественных объединений

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения гражданско-политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членами общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредством объединения и организации. Право на объединение является фундаментальным правом человека и гражданина и означает право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности.

Статья 30 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. 12

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно- ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. 14

§ 2. Признаки и функции общественных объединений

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица. 15

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.

Законодательство различает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности. 16

§ 3. Организационно-правовые формы общественных объединений

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Актуальность темы. Действующее законодательство Российской Федерации делит все многообразие существующих видов юридических лиц на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. В основе такой градации видов лежит цель деятельности юридических лиц. Для некоммерческой организации основная цель создания не может заключаться в систематическом получении прибыли. Вместе с тем, некоммерческие организации являются такими же субъектами предпринимательского права, как и коммерческие.

Роль и значение некоммерческого сектора возрастает и на него возлагается выполнение многих важных функций как частного, так и публичного порядка.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу новые правила о юридических лицах. Этого значимого события юридическое сообщество ожидало не один год после одобрения 7 октября 2010 г. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Концепции развития гражданского законодательства РФ . В результате обсуждений положений указанной Концепции и множества законопроектов получены новые, хотя и не бесспорные, положения о юридических лицах в ГК РФ.

Реформа гражданского законодательства привела к закреплению в ГК РФ новых видов некоммерческих организаций.

Объект исследования: совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся или прекращающихся в связи с деятельностью некоммерческих организаций.

Предмет исследования: некоммерческие организации как юридические лица, особенности их правового положения.

Эмпирической основой исследования выступают материалы федеральной судебной практики и статистики.

Цель исследования заключается в комплексном анализе правового статуса некоммерческих организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- отразить правовое регулирование некоммерческих организаций;

- дать понятие, охарактеризовать признаки некоммерческих организаций;

- назвать виды некоммерческих организаций, дать им краткую характеристику;

- выделить порядок создания и регистрации некоммерческих организаций;

- выделить проблемы реализации деятельности некоммерческих организаций на примере фонда профилактики социального сиротства г. Москва.

Работа выполнена с помощью методов: формально-юридического, логического, системного анализа и синтеза.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изм. от 01.02.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ

11. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2007 г. № КА-А40/1741-07 // Гарант [Справочно-правовая система], 2016.

12. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 ноября 2013 г. № А55-18001/13 // Гарант [Справочно-правовая система], 2016.

13. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2013 г. № А42-5110 // Гарант [Справочно-правовая система], 2016.

14. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2014 г. № Ф04-8572 (29616-А75-26 // Гарант [Справочно-правовая система], 2016.

15. Определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2011 г. № 16-Г11-41 // Гарант [Справочно-правовая система], 2016.

16. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2015 № Ф04-23133/2015 по делу № А70-11268/2014 // Консультант плюс [Справочно-правовая система], 2016.

18. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.02.2015 по делу № А36-1446/2015// Гарант [Справочно-правовая система], 2016.

22. Алексеева Л. Российское гражданское общества - что это такое? // Государство и гражданское общество. Материалы дискуссий // Сб. науч. трудов моск. гос. университета. – 2014. – С. 100-101.

23. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. – М.: Норма; Инфра-М, 2013. – 189 с.

24. Баглай М.В, Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2016. – 760 с.

25. Валявина Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. – 2009. – №. 1. – С. 32-33.

Всего 44 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Участниками административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности. По роду деятельности различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.). По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Особое значение в государственной жизни имеют общественные организации. Влияние со стороны государства на негосударственные общественные и религиозные объединения ограничено. Управление ими осуществляют учредители или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к таким организациаям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех объединений граждан независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и в контроле и надзоре за соблюдением ими установленного режима.

Порядок государственного управления деятельностью общественных объединений в настоящее время законодательно обеспечен. Но, на практике еще встречаются случаи, когда возникают определенные трения во взаимоотношениях государства и общественных объединений. Вопросы, возникающие в этих случаях, часто не могут быть решены мирным путем и требуется судебное вмешательство. Административно-правовой статус общественного объединения – это тема, которая в настоящее время носит особенно актуальный характер.

Цель работы: на основе современного законодательства изучить административно-правовой статус общественных объединений.

1. дать понятие и рассмотреть организационно-правовые формы общественных объединений;

2. изучить административно-правововые основы деятельности общественных объединений;

3. рассмотреть законодательные основы правового статуса религиозных объединений.

Основой работы послужит современное российское и международное законодательство. Теоретические аспекты проблемы будут изучены на основе исследований российских специалистов в области административного права. Практика применения законодательства о деятельности различных видов общественных объединений будет подкреплена судебными примерами.

Общественные объединения могут выступать, как субъекты административного права. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принято различать пять организационно-правовых форм, это: общественные организации, общественные движения, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Законодатель не дает четких разъяснений понятий "общественное объединение" и "общественные организации", а значит, эти понятия тождественны и их деятельность в РФ регулируется Законом об общественных объединениях. Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные объединения могут создаваться в конкретных организационно-правовых формах. Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни.

Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их гарантируется различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения, то есть дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственностью.

Важнейшим средством обеспечения законности в деятельности общественных объединений являются институты приостановления их деятельности, а также ликвидации общественных объединений.

1. В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти государства с общественными объединениями характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация общественных объединений как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

2. получение организациями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности;

3. запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность общественных объединений;

4. обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности;

5. представление государственным органам соответствующей информации;

6. обязанность соблюдать законодательство и другое.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов общественных объединений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением общественными объединениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и другое.

Особый административно-правовой статус в нашей стране имеют религиозные объединения. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозное объединение подлежит государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации, но, в то же время, создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но они, в свою очередь, не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях возложен на органы прокуратуры. Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности. Вместе с тем управление проводит проверки деятельности религиозных организаций и по заявлениям граждан.

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров". 2001. N 3.

2. Международный Пакт "О гражданских и политических правах" от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ.1994. N 12.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

В правовом государстве организационная самостоятельность институтов гражданского общества гарантируется законом. Важным является то, чтобы объединения имели соответствующие их положению в системе общественных отношений правовой статус, не препятствующий им иметь адекватные права и обязанности, как в частно-правовых, так и в публичных отношениях. Каждое общественное объединение - это, прежде всего, субъект публичного права, реализующий свою правоспособность в различных сферах социальной жизни и в формах, не противоречащих конституции и законам государства.

Интерес к данной теме сегодня закономерен и объясним в связи со следующими обстоятельствами: существенным изменением текущего законодательства, регламентирующего статус общественных объединений; наличием достаточной практики его применения; участием России в международных организациях, устанавливающих стандарты в области национальной правовой регламентации этих общественных отношений; изменением внутри- и внешнеполитической ситуации, выражающейся в появлении нового вида угроз обществу - терроризма, проведении контрреформ, смены политической элиты, изменении общественного мнения; проведением административной реформы, следствием которой является активная передача ряда государственных функций негосударственным образованиям.

Степень научной разработанности проблемы. Правовой статус исследовали такие ученые, как A.M. Величко, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук, Ю.М. Козлов, В.А. Кучинский, Н.И. Матузов, В.И. Новоселов, P.O. Халфина, Н.Ю. Хаманева и другие.

Целью исследования является комплексная общетеоретическая разработка на концептуальном уровне правового статуса общественных объединений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 изучить понятие общественного объединения;

 рассмотреть проблему взаимоотношения общественных объединений и исполнительной власти;

 определить права и обязанности общественных объединений;

 обобщить порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений;

 проанализировать права, обязанности и ответственность общественных объединений.

Объектом исследования является область теоретико-правовых проблем институционализации и деятельности общественных объединений в РФ, анализ ее состояния и путей развития.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты правового статуса общественных объединений.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автором использовались следующие методы познания: общенаучные (анализ, синтез, системный подход и т.д.), частнонаучные (социологический, статистический, кибернетический и т.д.) и частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой).

Научная новизна исследования обусловлена поставленными целью и задачами и заключается в том, что исследование представляет собой комплексное общетеоретическое изучение правового статуса общественных объединений.


Глава 1 Общественные объединения как субъекты административного права

1.1 Понятие общественного объединения

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления[1].

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов[2].

Законодательство различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах[3].

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения[4].

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания[5].


1.2 Общественные объединения и исполнительная власть

Специфика общественного объединения как субъекта административного права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.

Основополагающее значение в статусе общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных объединениях вносит свои особенности в разрешение этой проблемы. Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности членства в них. Закон об общественных объединениях лишь декларирует запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные правовые формы.

Недостаточная конкретность содержания регистрационных отношений создает основу для злоупотреблений должностных лиц, - Законом об общественных объединениях предусмотрено восемь юридических оснований для отказа в регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие различное толкование соответствующей нормы.

Читайте также: