Образец предупреждения работнику за нарушение служебных обязанностей

Обновлено: 21.05.2024

Большинство организаций и предприятий отменили режим удаленной работы и вернулись к привычному образу жизни. Однако коронавирус продолжает распространяться, и заражение им часто происходит на работе. Поэтому работодателям до сих пор надо соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по мерам профилактики коронавирусной инфекции. Что это за меры и что делать работодателям в случае выявления коронавируса у работников, расскажем в данной консультации.

Профилактические действия работодателя

Согласно Рекомендациям действия работодателей в целях профилактики заболевания работников коронавирусом имеют три направления:

1. Предотвращение заноса инфекции в организацию.

Для этого рекомендуется осуществлять:

организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей;

ограничение доступа в организацию лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования);

организация работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом (выделение специальных мест и устройств приема корреспонденции).

2. Принятие мер по недопущению распространения инфекции в коллективе.

К таким мерам относится:

ограничение контактов между отделами, не связанными общими задачами и производственными процессами. Разделение коллектива путем размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен;

ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых (выхода за территорию организации, перемещений на другие участки, в отделы, помещения, не связанных с выполнением прямых должностных обязанностей);

в случае необходимости выделение сотрудников для перемещения материалов и документов между отделами и обеспечение их средствами защиты органов дыхания и перчатками;

внедрение электронного взаимодействия, а также использование телефонной связи для передачи информации;

прекращение проведения любых массовых мероприятий в организации, запрет на участие работников в мероприятиях других коллективов;

установление посещения столовой в строго определенное время по утвержденному графику (при централизованном питании работников);

установление запрета приема пищи на рабочих местах, выделение для этого специально отведенной комнаты или части помещения с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком (при отсутствии столовой);

оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования;

обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (из расчета 1 маска на 3 часа смены) и дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств;

проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 – 4 часа всех контактных поверхностей – дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники;

обеспечение не менее чем 5-дневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток;

применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа;

регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений;

усиленный контроль применения работниками СИЗ от воздействия вредных производственных факторов.

К сведению: работа столовых должна быть организована в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания.

3. Другие организационные мероприятия по предотвращению распространения инфекции.

информирование работников о необходимости соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены – режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, перед каждым приемом пищи;

ограничение направления сотрудников в командировки;

временное отстранение от работы или перевод на дистанционную работу лиц из групп риска (старше 65 лет, имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременные), обеспечение им режима самоизоляции в период высокого уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией;

организация в течение рабочего дня осмотров работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией (при наличии в организации медперсонала);

недопущение без актуальных результатов медицинских осмотров работников, для которых осмотры обязательны (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, бытового обслуживания, водопроводных сооружений, образовательных организаций).

Действия работодателя, если у работника появились симптомы заболевания

Напомним, что симптомами заболевания, вызванного новым коронавирусом COVID-2019, являются:

чихание, кашель и заложенность носа;

боли в мышцах и в груди;

головная боль и слабость;

реже возможна тошнота, рвота и (или) диарея.

Симптомы заражения коронавирусной инфекцией могут проявиться в течение 14 дней после контакта с больным человеком. При этом симптомы схожи со многими респираторными заболеваниями и часто имитируют обычную простуду или грипп.

Если же симптомы заболевания ярко выражены, необходимо незамедлительно обеспечить изоляцию работника в отдельное помещение и ограничить возможность контакта изолированного работника с другими сотрудниками.

Сотруднику, который обнаружил заболевшего, нужно сообщить об этом факте руководителю его структурного подразделения, начальнику отдела кадров, на горячую линию или в иные государственные структуры в соответствии с предписаниями региональных властей и вызвать скорую помощь. После приезда скорой помощи информацию о результатах осмотра медработником заболевшего также нужно передать перечисленным выше лицам.

Руководителю подразделения надо провести осмотр и опросить других работников на предмет ухудшения состояния здоровья. В местах, где пребывал больной, нужно произвести дезинфекцию и проветрить помещение. В течение 14 дней работодатель должен обеспечивать постоянный контроль состояния здоровья работников с обязательным проведением контроля температуры тела работников перед началом рабочей смены и в ходе рабочего дня.

Действия работодателя, если работник заболел

Если заболевший работник остается дома, ему постановлением главного санитарного врача предписывается соблюдать самоизоляцию на 14 дней и выдается листок временной нетрудоспособности по болезни. При этом, если болезнь протекает в легкой форме, работник может отказаться оформлять больничный лист и по соглашению с работодателем может работать дистанционно.

Действия работодателя зависят от того, как работал заболевший. Если он посещал офис, работодателю нужно выявить круг всех сотрудников, с которыми заболевший контактировал.

Постановлением Минздрава РФ от 10.04.2020 № 36 определены критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня с заболевшими COVID-19. Так, сотрудники, работающие в одном помещении с заболевшим, относятся к контактам первого уровня. К контактам второго уровня относятся лица, имевшие возможный контакт с лицом, инфицированным COVID-19, в течение последних 14 календарных дней с даты последнего контакта до получения положительного результата лабораторного обследования лица, инфицированного COVID-19.

По информации ВОЗ от 17.03.2020, контактным лицом является сотрудник, который до 14 дней после появления симптомов у больного контактировал лицом к лицу с больным в пределах 1 м и в течение больше 15 минут находился с ним в закрытой среде, в том числе совместно использовал рабочее место.

К сведению: коллеги, которые заходили к заболевшему из других кабинетов по какому-либо вопросу и при этом находились в масках, контактными не считаются.

Кроме этого, предписанием центра гигиены и эпидемиологии устанавливается срок проведения ежедневных дезинфекций в организации. Если в течение данного срока больных больше не будет выявлено, работодатель должен организовать заключительную дезинфекцию. Ее должны провести специализированные организации, список которых можно получить в центре гигиены. О проделанной работе работодателю нужно будет отчитаться в установленный срок.

К сведению: работодатель может за счет собственных средств оплачивать тестирование сотрудников на COVID-19 и учитывать эти траты при налогообложении прибыли (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-03-10/54288). В некоторых регионах действует требование о таком тестировании. Перечень медицинских организаций, которые могут проводить эти исследования, размещен на сайте Роспотребнадзора. В указанных целях работодателю нужно издать приказ о проведении тестирования на COVID-19 и ознакомить с ним под подпись всех работников.

Действия работодателя, если сотрудники отказываются покидать работу

Возможна такая ситуация: работник с признаками коронавирусной инфекции или сотрудники, контактировавшие с заболевшим, не хотят покидать работу и уходить на самоизоляцию. В таких случаях работодателю в первую очередь нужно им напомнить об уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ, которая может наступить, если при подтвержденном заболевании коронавирусом работник заразит других сотрудников с тяжелыми последствиями.

Если это не подействует, названных лиц придется отстранить. Случаи отстранения от работы установлены ст. 76 ТК РФ. Такого основания, как контакт с заболевшим коронавирусом работником, в ней нет. Но в качестве одного из оснований в ст. 76 ТК РФ указано требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, если работники, контактировавшие с заболевшим коронавирусом, отказываются покидать работу, их можно отстранить. Отстранение оформляется приказом работодателя, с которым нужно ознакомить работников под подпись. В случае отказа от подписания нужно составить соответствующий акт.

После отстранения работников работодатель также должен соблюсти все меры безопасности: проветрить помещения и провести дезинфекцию.

Ответственность за невыполнение требований Роспотребнадзора

Поскольку Рекомендации Роспотребнадзора нормативными актами не являются, ответственность за их несоблюдение не наступит. Однако она может наступить за невыполнение санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса. Например, за неисполнение постановления главного санитарного врача или предписания, которое выдал организации санитарный инспектор, виновного могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, непроведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет пре­дупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – в размере от 100 до 500 руб.;

на должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;

на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если нарушение этих правил совершено в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо в установленный срок не выполнено выданное в указанные периоды законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, накажут штрафом:

граждан – на 15 000 – 40 000 руб.;

должностных лиц – на 50 000 – 150 000 руб.;

юридических лиц – на 200 000 – 500 000 руб.

Деятельность организации также может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Если в результате действий (бездействия) должностного лица или работодателя был причинен вред здоровью или произошла смерть человека, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 300 000 до 500 000 руб. либо дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет, а организация штрафуется на сумму от 500 000 до 1 000 000 руб. или производится административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате нарушения произошло массовое заболевание либо возникла угроза такого заболевания, то уже возможна уголовная ответственность. Виновному грозит одно из нескольких наказаний (ч. 1 ст. 236 УК РФ):

штраф от 500 000 до 700 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от 1 года до 18 месяцев;

лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок от 1 года до 3 лет;

ограничение свободы до 2 лет;

принудительные работы до 2 лет;

лишение свободы до 2 лет.

Если в результате уголовного преступления погиб человек, виновному грозит (ч. 2 ст. 236 УК РФ):

штраф от 1 000 000 до 2 000 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от 1 года до 3 лет;

ограничение свободы от 2 до 4 лет;

принудительные работы от 3 до 5 лет;

лишение свободы от 3 до 5 лет.

Если погибли двое или более человек, то виновному грозят (ч. 3 ст. 236 УК РФ):

Строгое предупреждение — это часто применяемая, но не закрепленная ни одним нормативно-правовым актом мера воздействия на работников, совершивших мелкие проступки. Чаще всего выносится в устной форме, не фиксируется в документах и не несет за собой никаких последствий. Но иногда можно рассматривать его как дисциплинарное взыскание за невыполнение служебных обязанностей.

Какие бывают дисциплинарные взыскания

Перечень и порядок применения дисциплинарных взысканий определяется ст 192-193 ТК РФ. Предусмотрены такие меры воздействия:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Этот перечень является закрытым и применять другие меры воздействия, такие как предупреждение, возмещение убытков, дисквалификация, выговор с занесением в личное дело, строгое предупреждение или наказание в виде лишения части премиальных выплат и другие, организация не вправе.

Существует исключение из этого правила — абз. 3 ст. 192 ТК РФ предусматривает, что для некоторых категорий граждан иными НПА могут быть введены и другие меры воздействия.

Особенности и виды

Чтобы разобраться, предупреждение — это дисциплинарное взыскание или нет, заглянем в закон. Предупреждение — понятие из административного законодательства, такой вид порицания предусмотрен ст. 3.4 КоАП РФ для юридических и физических лиц, совершивших малозначительные проступки без негативных последствий. Вынести подобное наказание могут сотрудники органов внутренних дел и иные уполномоченные лица.

Строгое предупреждение — понятие бытового обихода, а не юридической практики. Ни одним НПА такая мера воздействия не зафиксирована. Но оно часто используется руководителями, как способ пожурить провинившегося работника.

Предупреждение по ТК РФ не предусмотрено. В кодексе существует аналог ему — замечание. Его можно сделать по ст. 193 ТК РФ.

Особенности для бюджета и госслужбы

Сотрудников силовых ведомств предупреждают о неполном служебном соответствии. Нормативные документы (воинский устав, положения о дисциплине) не содержат конкретного определения данного понятия, но прямо указывают на возможность его применения к служащим. На практике под неполным служебным соответствием принято понимать низкую дисциплинированность сотрудника и несоблюдение им требований законодательства.

Для военных, служащих органов внутренних дел, госслужащих и некоторых других категорий работников соответствующими НПА предусмотрены такие наказания: выговор, предупреждение, увольнение по соответствующим основаниям и некоторые другие.

Чем предупреждение отличается от других взысканий

Обычное замечание — самая мягкая форма порицания. Она является, скорее, воспитательной мерой, а не реальным наказанием. Применяется при незначительных нарушениях со стороны работника и редко влечет за собой значимые юридические последствия.

Лишить сотрудника, имеющего такое наказание, стимулирующих выплат или премии можно, если таковое предусмотрено внутренними документами организации, регулирующими порядок поощрения работников.

Предупреждение и выговор — одно и то же или нет

Это не одно и то же. В отличие от замечания, выговор — довольно серьезная мера воздействия на нерадивых работников, применяемая при серьезных нарушениях, таких как прогулы, неисполнение своих обязанностей и пр. Его юридические последствия значительно более серьезны. Сотрудника, имеющего два и более правильно оформленных неснятых выговоров за разные проступки, можно уволить в рамках п. 5 ст 81 ТК РФ.

Когда применяются

Что именно применить к работнику — предупреждение, выговор, — какая последовательность наложения взысканий, определяется в зависимости от серьезности проступка и степени вины сотрудника с учетом требований ЛНА организации и сложившейся практики.

Правила оформления

Предупреждение, выговор, увольнение должны оформляться с соблюдением порядка, установленного ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы дисциплины.

Схематично порядок оформления можно представить так:

  1. Совершение правонарушения.
  2. Обнаружение проступка.
  3. Служебная проверка, запрос объяснений провинившегося.
  4. Определение степени вины работника и решение вопроса о необходимости наказания и его виде.
  5. Применение той или иной меры воздействия.

Для наглядности рассмотрим оформление взыскания на примере. Преподаватель по верховой езде Петров Петр Петрович не явился на запланированное занятие по конкуру, чем подверг малолетних воспитанников, пришедших на тренировку и оставшихся без присмотра, опасности.

Порядок расследования и наказания сотрудника в этом случае будет следующим.

Шаг 1. Вначале необходимо зафиксировать факт отсутствия сотрудника на рабочем месте. С этой целью составляется акт об отсутствии на рабочем месте или другой аналогичный документ. Основанием для него может быть служебная записка коллег или сведения, полученные от других лиц.


Выглядеть акт может так:


Шаг 2. Затем проводится тщательная служебная проверка, цель которой — выяснить все обстоятельства дела и причины произошедшего. Можно провести опрос свидетелей, запросить у них и сотрудников документы, которые могут пролить свет на ситуацию.

В ходе проверки необходимо попросить объяснения провинившегося сотрудника (в письменной форме). С этой целью ему вручается специальное уведомление.


На предоставление объяснений сотруднику дается 2 дня.

Шаг 3. Работник должен изложить свое видение ситуации, пояснить мотивы своего поступка, а также приложить подтверждающие документы в случае необходимости.


Если же он от объяснений откажется, это фиксируется актом произвольной формы, например таким.


Шаг 4. По результатам проверки может составляться письменное заключение (для госслужащих оно обязательно), которое нужно довести до сведения работника.

Анализируя обстоятельства дела, руководство принимает решение о необходимости наложения взыскания.

В нашем примере никто не пострадал, поэтому можно ограничиться вынесением замечания.

Шаг 5. Поскольку устное предупреждение как дисциплинарное взыскание рассматриваться не может, необходимо закрепить факт взыскания письменным распоряжением руководства произвольной формы.


С приказом сотрудника знакомят в течение 3 дней после подписания.

Можно ли отменить или заменить

Снять взыскание можно по инициативе руководителя либо по просьбе самого работника, если дирекция сочтет возможным ее удовлетворить.

По истечению года с момента наказания работник, не нарушавший в этот период дисциплины, считается не имеющим взысканий.

Если сотрудник считает себя неправомерно наказанным, он может обратиться за защитой своих прав в профсоюз, Государственную инспекцию труда, прокуратуру или в суд.

Какие последствия ждут провинившегося

Последствия предупреждения на работе различны и зависят от того, что предусмотрено локальными нормативными актами предприятия. В организациях, где принято премировать сотрудников, необходимым условием получения денежных средств является отсутствие у работника не снятых замечаний или выговоров.

В госсекторе наказания помешают участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей, получить очередной классный чин и пр. Если работнику неоднократно выносилось предупреждение перед выговором, следующим шагом руководства вполне может стать увольнение.

Образование высшее экономическое + переподготовка " Специалист по кадрам" , " Менеджер по управлению персоналом" . Опыт работы - 10 лет. Сфера интересов - миграционный учет, кадровый учет

На любом предприятии возникают ситуации, при которых тот или иной сотрудник оказывается замечен на невыполнении своих прямых обязанностей или некачественной работе. При этом основная задача работодателя – сделать так, чтобы данный прецедент не повторялся в будущем. Иногда для этого нужно привлечь работника к определенной ответственности. Следует действовать последовательно. Прежде чем провести ряд вполне правомерных действий, необходимо составить специальный документ – приказ о нарушении должностных обязанностей. Образец его составления можно легко найти в сети.

Трудовой Кодекс Российской Федерации и другие правовые источники не регламентируют то, как следует составлять данный документ. В каждой организации может быть свой шаблон для формирования таких приказов. Тем не менее, есть общие рекомендации по данному поводу. Для того чтобы документ имел юридическую силу, он должен содержать в себе определенную информацию. Рассмотрим, когда и по каким правилам он создается, а также какие последствия влечет за собой.

Дисциплинарные взыскания как мера наказания

Каждое должностное лицо на своем рабочем месте обязано выполнять ряд обязанностей. Когда сотрудник не выполняет поставленную перед ним задачу по причине каких-то объективных обстоятельств, он не может быть признан виновным. Это касается ситуаций, которые связаны с несчастным случаем, ЧС, авариями, произошедшими не по вине работника, и др. Во всех других случаях действует статья трудового законодательства, которая предполагает принятие определенных мер за нарушение должностных обязанностей. Также она предусматривает вынесение предупреждений, выплаты штрафов и т.д.

Если нарушение происходит единожды, то обычно сотруднику выносится замечание. Образец приказа о вынесении замечания можно скачать в интернете и применить его на практике.

Дисциплинарные взыскания

После выхода приказа работник должен написать объяснительную, изложив в ней свои пояснения по поводу случившегося. Если он отказывается это делать, работник может самостоятельно составить акт и подробно описать в нем все произошедшее. Лучше не отказываться писать объяснительную, потому что отказ чаще всего влечет за собой выговор за нарушение должностных обязанностей.

Виды дисциплинарных наказаний могут быть различными:

  1. Выговор. Обычно следует в тех ситуациях, когда нарушение Трудового кодекса незначительно, но устных и письменных предупреждений в адрес работника оказывается недостаточно. В ходе выговора нарушителю разъясняется суть проблемы, цель – предотвращение подобных инцидентов в дальнейшем.
  2. Штрафные санкции. В трудовом законодательстве нет прямых указаний на то, что сотрудника можно оштрафовать и лишить части его заработной платы. Но сегодня практически в каждой организации работает определенная система премирования. Работодатель вполне может лишить нерадивого сотрудника всей или части премиальной выплаты, а иногда и нескольких премий сразу. . Применяется в тех ситуациях, когда все остальные меры наказания оказываются неэффективными. Обычно данное взыскание следует после наиболее значительных нарушений Трудового кодекса.

Причины оформления приказа о взыскании

Как показывает практика, чаще всего современные работодатели ограничиваются устными предупреждениями в адрес нерадивых сотрудников. Но бывают ситуации, при которых нарушения имеют особо сложный характер или повторяются систематически. В таких случаях необходим документ, который послужит законным обоснованием дальнейшего строгого взыскания с работника, допустившего халатное отношение к своей работе.

Приказ о нарушении должностных обязанностей и применении взысканий выписывает сам работодатель. Чаще всего в настоящее время причиной для вынесения приказов на предприятиях являются:

Составление приказа

  • систематические прогулы, опоздания
  • нарушение центральных положений технологических и должностных инструкций, которыми необходимо руководствоваться на конкретно взятом производстве
  • нарушение дисциплинарных норм, например, появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
  • плохое выполнение должностных обязанностей

При всех вышеназванных нарушениях работник должен понести ответственность за свои действия. Но это касается только тех случаев, когда вина сотрудника полностью доказана. Если же он нарушил свои должностные обязанности по причине отсутствия материалов, неисправности технического оборудования или других, независящих от него причин, то виновным признается работодатель.

Важно понимать, что любое взыскание должно предполагать предварительную проверку поступившей информации. Если вина работника доказана, то работодатель имеет полное право наказать его и вынести выговор.

В то же время, прямой обязанности делать это он не несет. То есть, объявление наказания происходит по следующему порядку:

  1. Информация о нарушениях доходит до руководителя. Соответствующее должностное лицо составляет служебную записку, в которой описывается суть всей случившейся ситуации.
  2. Проводится проверка информации. При этом необходимо получить объяснения от самого нарушителя и тех лиц, которые могут что-то сообщить по данному инциденту.
  3. Если информация подтверждается, работодатель формирует приказ о нарушении должностных обязанностей.

При строгом соблюдении всех этих пунктов работодатель получает гарантию, что его решение не будет обжаловано и признано незаконным в дальнейшем.

Как оформить приказ о дисциплинарном взыскании

Важно, чтобы приказ о нарушении обязанностей и дисциплинарном взыскании был юридически грамотно оформлен. Любая ошибка или недочет могут стать поводом для признания документа незаконным и отмены наказания. При составлении приказа необходимо соблюдать его нормативную структуру:

  • Вступление. Здесь необходимо указать данные работника, в адрес которого направлено взыскание. Также нужно привести реквизиты предприятия. Приказ можно составить на фирменном бланке с логотипом организации.
  • В документе важно проставить дату и место составления акта о нарушении.
  • Описательная часть. Изложение всех обстоятельств прецедента. Нужно описать, в чем заключается нарушение должностных обязанностей.
  • Указание на тот/те пункты трудового договора или должностной инструкции, которые были нарушены. . Ее необходимость закреплена в статье 193 Трудового Кодекса Российской Федерации.
  • Необходимо привести состав комиссии и проставить подписи каждого из ее членов. В комиссии должно быть не менее трех человек.
  • Обоснование. Наказание следует обосновать той или иной нормой Трудового кодекса Российской Федерации. В распорядительном акте нужно дать ссылку на законодательное положение, дающее работодателю основания для наказания работника в конкретном случае.

После составления документа с ним нужно ознакомить самого нарушителя. В приказе необходимо проставить дату ознакомления. Акт о наказании предоставляется его адресату сразу же после составления и визирования. На подписание приказа сотруднику официально дается 3 дня. Если его временно нет на работе, то этот срок продлевается еще на 3 и более дней.

После того как проходит год после вынесения приказа о нарушении должностных обязанностей, он может быть снят за истечением срока давности. Это происходит при условии, что за это время к работнику не возникало иных претензий.

В отдельных случаях наложенное взыскание может быть снято досрочно, в любое время. Для этого работодатель должен издать еще один приказ о снятии наложенной ответственности. В нем необходимо указать причины для принятия такого решения и другие обстоятельства, так или иначе связанные с инцидентом. После выпуска и заверения этого приказа ответственность с сотрудника снимается полностью.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

предупреждение сотруднику

Сценарий А.
Уже неоднократно составлялись разговоры с одним из членов команды о низком качестве его работы.В попытке решить эту проблему было создано соглашение о необходимости повышать результативность. Но спустя несколько недель несмотря на тренировки с коллегами и поддержку со стороны руководителя, не произошло никаких улучшений. Что делать дальше?

Сценарий B.
Один из представителей коллектива в рабочее время был застукан за просмотром фильма. Это напрямую нарушает Интернет-политику компании, и потенциально может привести к расхолаживанию атмосферы в команде. Тем не менее правила говорят, что вы не можете уволить сотрудника немедленно. Какие действия предпринять?

В сценарии А человек не смог продемонстрировать улучшение в исполнении ежедневных задач, не взирая на то, что для этого были созданы все условия. В сценарии B, поведение человека является абсолютно неприемлемым, и это должно быть признано всеми участниками коллектива.

В этих обеих ситуациях, можно выдать официальное предупреждение, являющееся одним из видов дисциплинарных мер, формально сообщающий подчиненному о грозящих последствиях, если поведение не улучшится. Последствия могут включать в себя и увольнение.Если человек не выполняет задачи на должном уровне или ведет себя неподобающе, возможно придется расстаться.

Официальные предупреждения, как правило, являются частью прогрессивной дисциплинарной процедуры организации, в которой руководитель дает людям возможности изменить поведение.

Если решение выдать предупреждение уже принято, необходимо учесть рекомендации, почерпнутые из практики многих менеджеров:

• Очень важно знать трудовое законодательство своей страны.
• Трудовое законодательство часто сложно, имеет много причинно-следственных связей и правильный способ действий не всегда очевиден. Но ошибки могут дорого обойтись, отнимут много времени и плохо сказываются на репутации организации в обществе.

Таким образом, нельзя спешить при рассмотрении дисциплинарных вопросов, важно убедиться, что все процедуры следуют буке закона.

Когда выдавать официальное письменное предупреждение?

Эффективно показывает себе такая последовательность действий:

• Устное предупреждение;
• Письменное предупреждение;
• Официальное письменное предупреждение;
• Прекращение сотрудничества.

Перед выдачей письменного предупреждения менеджеру важно обратиться к дисциплинарному кодексу организации. И только убедившись, что решение не имеет ни доли субъективной оценки и полностью совпадает с внутренними установками компании, можно начинать подготовку. Важно объективно подходить к такому решению, ведь некоторые вопросы не настолько значимы либо проявились впервые и ситуация может решиться простым устным предупреждением.

Однако некоторые проступкимогут быть весьма серьезными, и требовать сразу жестких мер, минуя устное предупреждение. Например, кража или угроза насилия.

Выдача устного предупреждения

Если устное предупреждение оправданно, оно редко переходит в формальные дисциплинарные процедуры и его достаточно, чтобы достичь желаемого результата. Как и в любой другой ситуации, до выдачи предупреждения, менеджер и все заинтересованные стороны должны действовать справедливо и давать возможность сотруднику разъяснить свое видение ситуации.

Как правило, устное предупреждение выдается в присутствии свидетелей, это дает два эффекта. Первый в том, что есть кому подтвердить сделанное замечание, а второй профилактика для остальных подчиненных.

При выдаче устного предупреждения руководитель должен убедиться, что работник понимает:
— почему оно было выдано;
— какие действия требуются для исправления ситуации;
— будущие последствий, если не принять во внимание предупреждение.

После выдачи предупреждения менеджеру необходимо записать в своем ежедневнике или ином подходящем месте, где информация сохранится на будущее, что предупреждение было выдано, дату и время, причину и срок его действия.

Нет смысла размещать в личном деле информацию об устном предупреждении, так как проступок не настолько важен и решается в рамках коллектива. Если в течение испытательного срока рецидива аналогичного поведения не произойдет, примечания, сделанные менеджером в своем дневнике, могут быть удалены.

Если же устное предупреждение выдавалось и ситуация не поменялась, то пора приступать к более кардинальным шагам и начать подготовку письменного предупреждения.

Подготовка к выдаче письменного предупреждения

Сбор информации о проблеме

Перед тем как создать письменное предупреждение необходимо собрать всю необходимую информацию, касающуюся работника и беспокоящего вопроса. Анализ информации позволит оценить целесообразность такого решения и написать подробное, эффективное предупреждение.

Оценивается информация:
• даты и времени каких-либо нарушений.
• любые разговоры или предыдущие устные предупреждения об этой проблеме.
• старые документы, которые были подписаны сотрудником, отражающие его согласие с условиями компании, а также иллюстрирующие их нарушение них.

Разговор с работником

Перед оформлением письменного предупреждения проводится конфиденциальная беседа с нарушителем. Встреча позволяет глубже понять ситуацию и справедливо принять решение перед столь важным шагом. Разговор может показать, что этот вопрос был недоразумением, и не требуется никаких дополнительных действий.

Подтверждение ответственного за решение вопроса

Определить, действительно ли выдача предупреждений этому сотруднику входит в непосредственные обязанности. В крупных организациях не всегда ясно кто должен брать на себя эту ответственность, особенно если работник имеет несколько руководителей.

Написание предупреждения

1. Хоть требования среди организаций могут отличаться, есть ряд общих элементов, входящих в каждое официальное письменное предупреждение. Для создания информативного и эффективного письменного предупреждения важно:
• Включить имена всех участвующих сторон.
• Описать характер проступка.
• Указать дату и время нарушения.
• Разъяснить детали о предварительно выданных предупреждениях, периоде, времени и участвующих сотрудников.
• Включить выданные работнику инструкции для исправления ситуации.
• Прописать озвученные последствия этого нарушения, а также последствия будущих проблем.

3. Доставить письменное предупреждение лично. Хоть оно и написано, отправлять его электронной почтой или иным способом бессмысленно, так как полностью пропадает серьезность обозначенного происшествия.

Передавая предупреждение во время частной встречи с работником, есть возможность еще раз расставить правильные акценты и ответить на вопросы. Это особенно важно, если сотрудник результативен и есть цель сохранить его в компании.Начав встречу можно указать на положительные моменты его работы, и только потом сосредоточиться на отрицательном ходе событий.

4. Убедиться, что сотрудник понимает предупреждение. После того как предупреждение написано и передано подчиненному, важно обсудить его условия (продолжительность, причину, ожидаемые поведение и срок исправления).

Большинство письменных предупреждений подписываются, а перед этим берется согласие с условиями договоренностей. Гуманно, если работнику разрешают оспаривать такие решения. Как ни крути, невозможно быть застрахованным от изначально неверной трактовки событий и информации.

Пример письменного предупреждения

«Ведущему специалисту службы доставки Артемию Терехову

Ранее с вами проводились беседы для восстановления дисциплины. Ссылки на проведенную работу можно найти в приложении. (Делается ссылка на вышеуказанное дисциплинарное производство, в котором предъявлены обвинения в неподчинении).Вы неоднократно оставляли рабочий грузовик на обочине дороги рядом со своим домом после поздних доставок продукции клиентам. На просьбы и предупреждения о необходимости парковки на охраняемой территории вы не реагировали, аргументируя поведение удаленностью автостоянки и особой значимостью исполняемых заказов.

В ночь на 27 марта 2017 года вы повторно отказались выполнять данное условие работы.В результате в ночное время был украден аккумулятор грузовика, припаркованного во дворе.Этот факт нанес компании финансовый ущерб на покупку новой батареи. (Работник был идентифицирован и дата, время, место и характер преступления четко указано.)

Вы признали свою вину и должны четко понимать, что неподчинение требованию рассматривается как серьезный проступок, и не может допускаться дальше. (Работник проговорил, что считает это серьезным вопросом.) Настоящим вы предупреждаетесь, что при парковке рабочего автомобиля на необорудованных специально для этого местах в течение испытательного срока, вы будете подвергнуты более строгим мерам дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения.

Роковые ошибки при оформлении письменных предупреждений

— Выдача предупреждения через длительное время после проступка.

Это необходимо сделать сразу же после инцидента, чтобы избежать возможных проблем в будущем.

Выдача предупреждений (неважно, устное оно или письменное) это неприятная процедура для менеджера, она часто сопровождается стрессом или волнением. Но самое важное, что должен помнить управленец – это единственный инструмент, исправляющий систематичные нарушения дисциплины, отношение к работе, утерянную результативность. Если не обозначать сотрудникам того, что в их поведении что-то не так либо затягивать данные процедуры в коллективе формируется образ неверного поведения и данная ложка дегтя портит всю бочку меда. Предупреждения – это путь к исправлению и сохранению персонала, если они выдаются прогрессирующим методом.

Читайте также: