Обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться

Обновлено: 28.06.2024

Общеустановленный пенсионный возраст в Российской Федерации – 60 лет для женщины и 65 лет для мужчин.

По достижению этого возраста гражданин имеет право обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации за назначением пенсии.

Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Его можно подать лично или через законного представителя.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания – в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

Важно: За назначением пенсии можно обратиться в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению гражданина, обратившегося за пенсией:

- документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству: паспорт гражданина РФ (для граждан РФ), вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства) и иные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

- документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

Кроме того, при необходимости прилагаются документы:

- о среднемесячном заработке;

- о нетрудоспособных членах семьи;

- подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

- об установлении инвалидности;

- о смерти кормильца;

- подтверждающие стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения страховой пенсии;

- иные документы в зависимости от вида назначаемой пенсии.

В зависимости от вида устанавливаемой пенсии территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации дают оценку представленным документам и разъясняют о необходимости представления дополнительных документов в целях назначения пенсии.

Важно: Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

О подготовке документов, необходимых для назначения пенсии, можно (и нужно) подумать заранее. Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляет возможность заблаговременного сбора и проверки документов, подтверждающих Ваши пенсионные права.

Специалисты территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по месту Вашего жительства:

- подскажут, какие документы надо собрать именно Вам;

- при необходимости могут оказать содействие в направлении запросов вашим бывшим работодателям;

- оценят правильность оформления документов;

- оценят полноту и достоверность содержащихся в документах сведений.

Заблаговременная подготовка документов позволит Вам иметь полный пакет документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсии ко дню обращения за ней.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н г. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"




II. Порядок обращения за пенсией

3. Граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

4. Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с пунктами 5 - 7, 9, 11, 12, 15 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".

5. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания на территории Российской Федерации.

6. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

7. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, вправе подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания.

8. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

9. Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

10. В тех случаях, когда лицо, которому устанавливается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, за установлением пенсии от имени такого лица обращается его законный представитель.

11. Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается его законным представителем (родителем, усыновителем либо опекуном, попечителем) по месту жительства законного представителя либо по месту жительства несовершеннолетнего или недееспособного лица. Если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

12. Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу, законным представителем которого является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, подается администрацией учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

13. Несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, вправе обратиться за установлением пенсии самостоятельно в соответствии с настоящими Правилами.

14. Работодатель вправе представить заявление об установлении пенсии гражданина, состоящего в трудовых отношениях с ним, с его письменного согласия.

Работодатель представляет заявление о назначении пенсии гражданина, состоящего в трудовых отношениях с ним, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина, а в случаях, предусмотренных пунктами 5-7 настоящих Правил, - по месту пребывания, фактического проживания гражданина либо по месту нахождения работодателя.

15. Граждане, являющиеся получателями какой-либо пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, обращаются за назначением другой пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.

16. Граждане, формирующие средства пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, подают заявление о назначении накопительной пенсии в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

В связи с поступающими многочисленными запросами по порядку оформления, условиям назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Федеральная служба) разъясняем.

Федеральный служащий вправе обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления в кадровую службу территориального органа Федеральной службы по месту прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Право на оформление пенсии за выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие при наличии следующих условий:

- стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет;

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Например, в случае, если федеральный государственный гражданский служащий получает пенсию МВД России, то прежде чем оформить пенсию за выслугу лет ему необходимо перейти на пенсию по старости, т.е. выбрать какой из видов пенсии для него более приемлем: пенсия МВД России либо пенсия по старости с доплатой пенсии за выслугу лет.

- замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 месяцев;

Указанное необходимо учитывать при оформлении кадровыми службами территориальных органов Федеральной службы справки о размере среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, форма которой предусмотрена приложением № 2 к Правилам обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее назначения и выплаты, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 №44 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 19.02.2008 N 76н) (далее – Правила обращения за пенсией за выслугу лет). Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №818 утверждены Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее – Правила определения среднемесячного заработка).

Указанными правилами определен порядок расчета среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет. Правилами определения среднемесячного заработка предусмотрено, что расчет среднемесячного заработка производится по выбору федерального государственного гражданского служащего за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы. При этом из расчетного периода исключаются время нахождения федерального государственного гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

Пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился с соответствующим заявлением.

Обращаем внимание, что случаи отсутствия в заявлении о назначении пенсии за выслугу лет даты регистрации недопустимы, влекут возврат документов на оформление пенсии за выслугу лет и увеличивают сроки оформления пенсии, что в свою очередь, нарушает права граждан на получение пенсии за выслугу лет в установленные сроки.

В связи с тем, что участились случаи нарушения установленного Правилами обращения за пенсией за выслугу лет порядка предоставления необходимых документов обращаем внимание на следующее.

При подготовке и удостоверении копии трудовой книжки следует ставить дату удостоверения копии. При этом необходимо удостоверять каждую страницу копии документа либо на последней странице копии документа, предварительно прошив ее и скрепив печатью. Копия трудовой книжки предоставляется полностью, т.е. с учетом всех страниц, независимо от их заполнения.

В соответствии с пунктом 10 Правил обращения за пенсией за выслугу лет к представлению о назначении пенсии, в том числе, прилагается копия паспорта. Следует иметь в виду, что также необходимо предоставлять копию документа полностью, т.е. копии всех страниц, а не только первого листа и листа с датой регистрации. В случаях, если адрес регистрации, указанный в паспорте, отличается от адреса, указанного в заявлении федерального государственного гражданского служащего об оформлении пенсии за выслугу лет, необходимо в этом же заявлении указывать адрес, по которому будет осуществляться выплата пенсии.

При подаче заявлений федеральными государственными гражданскими служащими о включении в стаж государственной службы иных периодов службы (работы), а именно периодов работы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов, а также в упраздненных государственных учреждениях (п. 8 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2004 №312), необходимо представлять заверенные в установленном порядке копии соответствующих законов, нормативных правовых актов, положений (уставов), подтверждающие образование, организационно-правовой статус и выполняемые функции организаций, работа в которых заявляется на включение в стаж государственной службы.

При подаче заявлений о зачете иных периодов в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет необходимо подтверждать документально и подробно указывать, какие именно функции или должностные обязанности, выполняемые ранее были необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом.

В соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России от 04.09.2009 №1466-19, Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.11.2009 № 06-517 в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы в республиканских (республик в составе РСФСР), краевых, областных, Московском и Ленинградском городских, бассейновых на водном транспорте центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора с 1 июля 1991 года до 5 июня 1994 года (2 года 11 месяцев 5 дней).

Обращение о перерасчете пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, просим более качественно, своевременно и обоснованно представлять документы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, а также оформлять ходатайства о включении в стаж государственной службы иных периодов службы (работы). Документы, оформленные в нарушение установленных требований, будут возвращены.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

Читайте также: