Обеспечение условий и безопасности труда на производстве ландшафтных работ

Обновлено: 17.05.2024

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

    Охрана труда и техника безопасности на предприятии — это комплекс процедур, призванных обеспечивать нормальные условия трудового процесса как для работников, так и для сторонних лиц, причастных к нему. К последним относятся ученики, командированные, люди, исполняющие гражданско-правовые договоры и др.

    Общие понятия

    Правила и нормы безопасности труда на предприятии разрабатываются и утверждаются специальными службами в соответствии с Трудовым кодексом РФ и большим числом подзаконных актов, не только федеральных, но и отраслевых. Если в компании работают не пять человек, то встает вопрос: должен ли этим заниматься целый отдел или хватит одного специалиста? Существует Постановление Минтруда от 22.01.2001 № 10, в котором приведен расчет численности работников трудоохранной службы в зависимости от количества людей на предприятии. Несмотря на то, что документ рекомендованный, его активно использует ГИТ при своих проверках.

    Второй вопрос — можно ли пригласить на договорных условиях специалиста или компанию и отдать им полностью подготовку необходимых локальных актов и проведение учебы и инструктажей? Можно, но не целиком, во всяком случае, если у вас более 50 человек списочного состава. Об этом говорил Минтруд в Письме от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

    Для организации Службы ОТ издается приказ.


    Организация охраны труда на предприятии

    Управление безопасностью труда на предприятии могут осуществлять руководители, получившие удостоверение о том, что они прошли обучение и проверку знаний по ОТ в аттестованной обучающей организации, имеющей лицензию. Все остальные сотрудники, кроме тех, кто входит в комиссию по проверке знаний, а также специалистов-трудоохранников, также учатся, но внутри предприятия.

    Кроме обучения, обязательно проводятся инструктажи по ОТ, о которых говорится в том же Постановлении 1/29 раздел 2.1. Про виды инструктажей знают все:

    • первичный;
    • повторный;
    • внеплановый;
    • целевой.

    Отдельно скажу, что промышленная, экологическая безопасность на предприятии, охрана труда — не синонимы. Первая определяется Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997, вторая — Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002, а последняя — Трудовым кодексом и подзаконными актами.

    Мероприятия по ознакомлению с правилами безопасности

    Обязанности работодателя

    Обязанности службы ОТ

    Еще одним направлением работы для специалистов ОТ является организация медосмотров сотрудников, согласно Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, и психиатрических освидетельствований по Постановлению Правительства № 695 от 23.09.2002.

    Отдельно следует упомянуть и подготовку необходимых документов для проведения регулярной и внеплановой СОУТ, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

    Обучение правилам безопасности

    Отдел ОТ должен обучить всех сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях (Письмо Минтруда от 07.07.2017 № 15-2/В-1755). Для организации такого обучения приглашается врач, лучше травматолог. Но инструкцию вы должны разработать самостоятельно. Обеспечить безопасность труда на автотранспортном предприятии, можно взять типовую инструкцию ТОИ Р-200-22-95, утв. Приказом Минтранса от 27.02.1996 № 16.

    Трудоохранный специалист должен следить за подтверждением квалификации отдельных категорий работников, трудящихся во вредных и опасных условиях труда. У них своя, отдельная система допуска к работе. Речь идет о сварщиках, электриках и других специальностях. Интересующихся отсылаю к Правилам технической эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, ГОСТам 53690 и Р 53526 — по аттестации сварщиков и др. нормативным документам.

    Ответственность за нарушение правил

    Для трудоохранных преступлений используется ст. 143 УК РФ . По ней накажут руководителей и специалистов, если на предприятии произойдет групповой несчастный случай, в результате которого кто-нибудь погибнет или серьезно пострадает.

    Контроль за службой ОТ

    Организация службы безопасности труда на предприятии — это область проверок ГИТ. Согласно Постановлению Правительства № 806 от 17.08.2016, плановые проверки предприятий надзорный орган с прошлого года осуществляет с регулярностью от 1 года до 6 лет. Существуют внеплановые проверки, основанием которых может быть любая жалоба на действия работодателя, как его сотрудников, так и кого-нибудь со стороны, например СМИ.


    1.1 К самостоятельной работе рабочим зеленого хозяйства допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие 1 группу по электробезопасности
    1.2 Рабочий зеленого хозяйства должен:
    1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией.
    1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
    1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
    1.2.4 Соблюдать требования охраны труда.
    1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья..
    1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
    1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
    1.2.8 Уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
    1.2.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.
    1.3 При выполнении работ на рабочего зеленого хозяйства возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
    -движущиеся машины и механизмы;
    -повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    -повышенная влажность воздуха;
    -расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли, пола ( до 1,3 м.);
    -вращающиеся острые части ножа газонокосилки;
    -возможность выброса из под газонокосилки посторонних предметов;
    -возможность воспламенения бензина и масла, используемых для работы газонокосилки;
    -повышенный уровень шума;
    -повышенный уровень локальной вибрации;
    -токсичные выхлопные газы.
    1.4 Рабочий зеленого хозяйства должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
    1.5 В случае травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя и обратиться в медицинское учреждение.
    1.6 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.


    2.1 Надеть спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты.
    2.2 Проверить и убедиться в исправности закрепленного инструмента,
    приспособлений, лестниц, узлов и деталей газонокосилки, предохранительных устройств(отражатели или уловители травы), надежность крепления болтовых
    и гаечных креплений.
    2.3 Заливать топливо в топливный бак газонокосилки необходимо на открытом воздухе, при этом не ближе 10м. от источников огня, искр.
    2.4 Проверить, нет ли течи топлива, вытереть пролитое топливо и масло.
    2.5 Запуск двигателя необходимо производить не ближе 3-х метров от места заправки.
    2.6 Нельзя запускать двигатель перед разгрузочным желобом.
    2.7 Запрещается наклонять газонокосилку при пуске двигателя или включения привода.
    2.8 О всех недостатках и неисправностях инструмента, приспособлений и средств защиты, обнаруженных при осмотре, доложить руководителю для принятия мер к их устранению.


    3.1 Выполнять следует только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем.
    3.2 Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с газонокосилкой.
    3.2.1 Запрещается работать с газонокосилкой с неисправными ограждениями или экранами, транспортировать с работающим двигателем.
    3.2.2 Запрещается заливать бензин в бак при горячем двигателе, перед тем как снять крышку горловины бака для заправки топлива необходимо выключить двигатель и дать ему остыть.
    3.2.3 Запрещается заводить и оставлять работающей газонокосилку в закрытом помещении. Вдыхание выхлопных газов может привести к отравлению.
    3.3 При поливке территории необходимо применять меры против попадания воды на электрические провода и электрооборудование.
    3.4 До начала рытья ям для посадки деревьев и кустарников согласовывать место производимых работ и уточнить место расположения подземных коммуникаций, эксплуатирующими эти коммуникации (силовой кабель, канализация, водопровод, теплотрасса, газопровод, линия связи).
    3.5 Подготовку почвы (вспашку, рыхление, укатку) под газоны , цветники и стрижку газонов производить с помощью инструментов с соблюдением правил техники безопасности при их эксплуатации.
    3.6 Изготовление растворов ядохимикатов и отравленных приманок производить в специальных помещениях, оборудованных постоянно действующей приточно-вытяжной вентиляцией.
    3.7 Места приготовления растворов ядохимикатов и отравленных приманок после окончания работ должны обезвреживаться.


    5.1 Убрать и привести в порядок рабочее место.
    5.2 Инструмент, приспособления, применяемые в работе, очистить от грунта и доставить к основному месту работы.
    5.3 По прибытии к основному месту работы снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, очистить и убрать в предназначенное для их хранения место.
    5.4 Вымыть руки и лицо с мылом.
    5.5 Сообщить руководителю о всех недостатках, замеченных во время работы, и принятых мерах по их устранению.


    Правила по охране труда в строительстве в 2021 году – вопрос, который сегодня волнует каждого работодателя, чья деятельность непосредственно связана со строительством. О том, чем ему необходимо руководствоваться в отношении организации охраны труда работников, пойдет речь в данной статье.

    Основа правил по охране труда в строительстве

    В 2021 году действуют специальные Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Минтрудсоцзащиты России от 11.12.2020 № 883н (далее — Правила № 883н). Эти правила содержат свод указаний и требований, которые должны быть соблюдены при осуществлении различного рода строительных работ, в том числе капитального ремонта.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Правила № 883н должны неукоснительно соблюдаться любой строительной организацией, будь то юридическое лицо (при этом независимо от организационно-правовой формы) или частный предприниматель.

    Применяемые в 2021 году правила охраны труда в строительстве содержат отдельные блоки требований к внутреннему нормативному регулированию строительной деятельности (наличие необходимых инструкций, регламентов и прочих документов), к территории, на которой осуществляется строительство (стройплощадка), к обеспечению безопасности работников, к самим работникам и пр.

    Так, осуществление строительных работ сопряжено с риском воздействия различных опасных факторов. Как следует из положений п. 6 Правил № 883н, перечень таких факторов законодатель оставляет открытым: работодатель может расширять его исходя из специфики конкретного строительного производства и характеристик объекта. Поэтому организацию любых строительных работ следует выстраивать так, чтобы потенциально негативное воздействие (риски) таких опасных факторов было сведено к минимуму.

    Из Правил № 883н следует, что для этого у работодателя должны быть конкретные готовые технологические решения вопроса должной охраны труда и обеспечения безопасности производства, указанные в проекте организации строительства и в проекте производства работ. Так, например, постоянные зоны опасности законодатель требует отделять специальными ограждениями, а вероятно опасные зоны — выделять сигнальными знаками (п. 13 Правил № 883н).

    Кроме того, Правила № 883н указывают, что к выполнению строительных работ на каком-либо функционирующем производственном объекте можно приступить только после получения специального разрешения в виде акта-допуска строительной компании на объект для выполнения работ (п. 17 документа).

    Кроме того, поскольку почти любое строительство сопряжено с воздействием опасных факторов, необходимо оформить наряд-допуск на выполнение работ при воздействии опасных производственных факторов (как следует из того же п. 17 Правил). В нем указывают, какие именно факторы могут воздействовать на строителей, какие меры безопасности будут предприняты, а также состав лиц, которые будут работать по данному наряду-допуску, и в течение какого периода времени. Такой наряд-допуск должен быть выдан лицу, непосредственно руководящему процессом строительных работ, со стороны исполнителя (к примеру, прорабу).

    Конкретный перечень работ, при осуществлении которых нужно оформлять указанный выше наряд-допуск, содержится в п. 22 Правил № 883н.

    Определенные требования Правила предъявляют и к работникам, занятым на таких работах.

    Так, они должны в обязательном порядке своевременно проходить медосмотры, подготовку по охране труда, укладываться в возрастные ограничения, иметь определенные навыки (соответствующие конкретному виду работ).

    Работодатель, в свою очередь, обязан обеспечивать сотрудников специальной одеждой, обувью, иным снаряжением, санитарно-бытовыми помещениями на строительной площадке. Кроме того, он должен постоянно осуществлять контроль соблюдения безопасности и условий труда (п. 21 Правил № 883н).

    Кроме изложенного, Правила № 883н предъявляют специфические требования к обеспечению безопасности труда непосредственно на строительной площадке.

    Строительные работы во многих случаях тесно связаны с работами на высоте. В их отношении также разработаны требования по охране труда.

    Требования к охране труда на строительной площадке

    В разделе 3 Правил № 883н предписано, что строительные площадки необходимо подготовить до того, как начнется само строительство. В ходе такой подготовки работодатель должен проверить, соответствует ли площадка основным требованиям безопасности труда. Какие это критерии?

    Прежде всего, площадку, на которой будут вестись строительные работы, следует оградить от внешнего мира, т. е. обнести забором. Кроме того, входы в строящиеся здания должны быть защищены сверху козырьком (его высота и иные параметры установлены п. 37 Правил № 883н).

    Там, где рядом со стройплощадкой граничат тротуары или иные дороги, по которым передвигаются пешеходы, должно находиться специальное защитное ограждение, а вход в само строящееся здание должен располагаться под защитным козырьком.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ограждение требуется и в случае, когда были вырыты котлованы, ямы в местах передвижения людей, несмотря на то что сам строящийся объект расположен в другом месте.

    Перед въездом на стройплощадку Правила № 883н требуют разместить карту-схему дорог, по которым можно передвигаться на транспорте по территории стройплощадки (п. 38 документа).При этом сами дороги на стройплощадке должны оснащаться необходимыми дорожными знаками, чтобы строительная техника передвигалась упорядоченно.

    ВАЖНО! И проезды для автомобильного транспорта, и специальные ограждения для прохода пешеходов не должны загромождаться строительными материалами и конструкциями (п. 41 Правил № 883н). Поэтому организации важно содержать указанные элементы инфраструктуры стройплощадки в чистоте.

    Работодателю, организующему работу на стройплощадке, важно помнить, что все основные элементы ее инфраструктуры должны освещаться в вечерне-ночное время, а также должны быть обеспечены телефонной (радио-) связью (пп. 42, 45 Правил № 883н).

    На каждой строительной площадке существуют бытовые помещения: строительные вагончики, специальные здания и т. д., в которых рабочие имеют возможность отдохнуть. Такие здания на стройплощадке должны быть обязательно расположены вдали от опасных зон.

    Кроме того, раздел 3 Правил № 883н содержит специальные требования, которые предъявляются к организации рабочих мест на стройплощадке.

    Таким образом, перечень тех критериев обеспечения безопасности условий труда на строительной площадке, которые должен соблюдать работодатель, занимающийся строительными работами, очень широк. Следовательно, ему необходимо выстроить определенную систему по соблюдению таких критериев. Для этих целей существуют внутренние инструкции по охране труда в строительстве.

    Инструкции по охране труда в строительстве

    Правила № 883н (п. 3) требуют, чтобы инструкции по охране труда были в обязательном порядке утверждены у работодателя. Такие инструкции имеют статус локальных нормативно-правовых актов.

    Указанные документы предписывают, чтобы такие инструкции были составлены работодателем для каждой группы сотрудников, объединенных схожими должностями, характером выполняемой работы, а также принадлежащих к одной и той же профессии.

    Инструкции по охране труда в строительстве можно составить, основываясь на соответствующей типовой инструкции (межотраслевой или отраслевой). Кроме того, некоторые требования к безопасности устанавливаются в специальной документации к оборудованию, используемому в производстве, с тем, чтобы обеспечить безопасную работу специалиста на данном оборудовании (Методические рекомендации). Поэтому основные положения из такой документации также следует включить в инструкцию по охране труда в строительстве.

    ВАЖНО! В процессе подготовки инструкции необходимо учесть позицию профсоюза или иного уполномоченного работниками на то органа. Свою точку зрения относительно инструкции такой орган выражает письменно и представляет руководству работодателя.

    Если же какая-либо производственная деятельность вводится в действие у работодателя впервые, он вправе составить временную инструкцию по охране труда, которая будет действовать вплоть до передачи в эксплуатацию созданного производства.

    По общему правилу в организации инструкции по охране труда действуют в неизменном виде максимум 5 лет, после чего необходимо их пересмотреть. Вместе с тем Методические рекомендации говорят, что существуют особые обстоятельства, при наступлении которых инструкции могут быть досрочно пересмотрены (к примеру, при изменении условий труда, использовании новых технологий и т. д.).

    После того как работодатель подготовил инструкции, он может их выдать лично сотрудникам при первичном инструктаже либо хранить в каком-нибудь месте, куда сотрудник имеет доступ.

    Итоги

    Правила охраны труда в строительстве в 2021 году соблюдать должны все без исключения работодатели, функционирующие в сфере строительства. Теперь специальные требования предъявляются к системе охраны труда во время строительства объекта, к персоналу, занятому на таком строительстве, а также к самим строительным площадкам. Кроме того, важно не забыть, что все основные положения, касающиеся вопросов обеспечения безопасности труда во время строительства, необходимо закрепить в инструкциях об охране труда. Такие инструкции должны быть составлены для каждой профессии и должности, существующей у работодателя. При этом важно помнить о необходимости не реже чем в 5 лет эти инструкции обновлять.

    Строительная организация обязана выполнять многие общеотраслевые требования в сфере охраны труда. Узнать больше о таких требованиях вы можете здесь.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    План мероприятий по охране труда — это локальный документ организации, который утверждается работодателем. Он представляет из себя заранее намеченные в определенной последовательности события, которые необходимо реализовать в организации, с целью приведения соответствия охраны труда требованиям законодательства.

    План мероприятий по охране труда

    Чем регламентируются мероприятия по охране труда?

    В Приказе 181н приведены все возможные мероприятий по охране труда, поэтому их называют типовыми. Условно их можно разделить на организационные санитарные и технические.

    Последовательность их выполнения расставляется в соответствии с приоритетом. Чаще всего из этого списка реализуется лишь малая часть. Все зависит от специфики. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем большая часть из этого списка необходима к реализации.

    Поэтому конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

    Важно отметить, планирование мероприятий по охране труда предусмотрено типовым положением 438н от 19.08.2016 г. для осуществления функционирования системы управления охраной труда на предприятии.

    Самые важные мероприятия по охране труда

    Правовые мероприятия – обеспечение документацией, которая включает в себя нормативные акты и локальную документацию по охране труда организации. Это заключение индивидуальных договоров сотрудников, списков, приказов, положений и т.д.

    Социально-экономические мероприятия – включает возмещение сотрудникам по несчастным случаям, обязательное страхование, выплата трудовых пособий работникам, с которыми расторгнут трудовой договор, обеспечение льготами работников, работающих на вредном производстве и проч.

    Санитарно-гигиенические мероприятия – обеспечение снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов на работников предприятия, создание благоприятных условий труда.

    Лечебно-профилактические мероприятия – медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование, обеспечение должным питанием работников, задействованных во вредном производстве.

    Реабилитационные мероприятия – обеспечение скорейшего восстановления работоспособности сотрудника, с которым произошел несчастный случай, или который получил профзаболевание.

    Нужно ли разрабатывать план мероприятий по охране труда?

    Разработка плана мероприятий по охране труда — это процедура, реализуемая в рамках системы управления охраной труда (СУОТ) . В сою очередь, СУОТ является обязательным мероприятием для каждой организации в России (ст. 212 ТК РФ).

    План разрабатывается как новыми организациями, так и действующими для того, чтобы руководство могло отследить эффективность работы охраны труда и учесть расходы на эти мероприятия.

    Как разработать план мероприятий на год?

    Что надо сделать? Сначала сделайте анализ расходов прошлых лет, составьте список всех предстоящих мероприятий по охране труда, рассчитайте смету расходов на эти мероприятия. На основании этой информации разработайте и утвердите у руководства план мероприятий по охране труда.

    2. Запросите в бухгалтерии затраты на мероприятия текущего года, для того, чтобы точнее спрогнозировать мероприятия на следующий год

    3. Запросите в отделе кадров список действующих работников, и планы по приему новых для того, чтобы спрогнозировать мероприятия по ним (обучение, инструктажи, медосмотры и т.д.).

    4. Пообщайтесь с руководителями подразделений. Узнайте, какие изменения в области охраны труда произошли (износилась спецодежда, увеличились профриски и т.д). Выясните, какие планы на следующий год (закупка нового оборудования, добавятся новые работники и т.д.).

    5. Ознакомьтесь с документами, в которых реализуются мероприятия по охране труда: профриски, карты спецоценки, предписания надзорных органов и т.д.

    6. Составьте итоговый список мероприятий по степени важности. Сначала укажите обязательные — обучение, предварительные и периодические медосмотры, спецоценка, далее необязательные — приобретение стенда, новых средств коллективной защиты и т.д.

    7. Составьте смету расходов по охране труда:

    • Все организации, за исключением государственных, обязаны тратить на мероприятия по охране труда не менее 0,2 процента суммы затрат на производство своей продукции. ( ст. 226 ТК РФ). Поэтому, запросите в бухгалтерии затраты на выпуск продукции за последний год.
    • Запросите в отделе планирования, либо в бухгалтерии положение о бюджетном планировании, чтобы узнать, как планируется бюджет в вашей организации в целом.
    • Оцените стоимость материальных ценностей, которые придется покупать, а также стоимость услуг сторонних организаций в области охраны труда. Вы должны знать, сколько стоят средства индивидуальной защиты, огнетушители, защитные устройства, обучение работников, спецоценка и проч.

    8. Разработайте и утвердите у руководства план мероприятий по охране труда на основе перечня мероприятий и сметы расходов. Согласно типового положения 438н о СУОТ, в плане долно быть:

    • результаты условий труда;
    • перечень мероприятий;
    • ответственные лица;
    • сроки каждого мероприятия и какие результаты ожидаются.

    Необходимо чтобы план мероприятий был зафиксирован на бумаге и утвержден работодателем. Однако утвержденной формы как таковой нет, поэтому он формируется в свободной форме. Главное чтобы он был понятным и соответствовал текущим потребностям. Он может содержать как наименование мероприятий, так и расчет финансовой составляющей. Все зависит от того как организована работа внутри организации.

    Штраф за отсутствие плана мероприятий по охране труда составляет от 30 до 90 тысяч, либо приостановление деятельности ирмы на срок до 90 дней. (ст. 5.27 КоАП)

    Пример упрощенного плана мероприятий по охране труда для бухгалтерской фирмы

    При разработке плана мероприятий по охране труда, необходимо учесть множество факторов. Начнем с самого начала работы офиса. Организация только что зарегистрировалась. Снимает офис и начинает переезд в него и набор штата сотрудников.

    План мероприятий может выглядеть следующим образом:

    1. Мероприятия по пожарной безопасности:

    По законодательству за помещение всегда отвечает его владелец, однако очень часто арендодатель перекладывает часть ответственности на арендующие организации. Выше приведен перечень самых распространенных мероприятий, с которыми сталкивается арендующие организации. Поэтому при выборе помещения необходимо учитывать этот момент.

    Если же собственником помещения является сам работодатель, то необходимо позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиями пожарной безопасности ( наличие систем оповещения, исправность пожарных рукавов, беспрепятственный доступ к эвакуационным выходам и так далее).

    2. Организация проведения предварительного медицинского осмотра для принимаемых на работу сотрудников ( в случае если это необходимо), а также психиатрических освидетельствований и предрейсового медосмотра (в случае если это необходимо).

    С 24 мая 2020 для офисных сотрудников проведение таких осмотров отменили, однако если в компании есть водитель, то для него такие осмотры необходимы (психиатрические и предрейсовые). То же самое касается и других не офисных специальностей, если они есть в штатном расписании организации.

    3. Проведение специальной оценки условий труда.

    — определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ;
    — заключение договора с аттестованной организацией;
    — содействие организации в процессе проведения спецоценки;
    — сдача отчетности по итогам проведения;
    — ознакомление сотрудников с результатами;
    — организация проведения мероприятий, рекомендованным по результатам спецоценки.

    Проведение данного мероприятия позволит определить условия труда. В том числе в материалах специальной оценки условий труда, по ее итогам, будет приведен список рекомендованных мероприятий, которые Вы сможете внести в план на следующий год (например замена ламп на более яркие и т.д.). Однако если на рабочих местах все в порядке, то никаких мероприятий в материалах СОУТ не будет.

    4. Организация необходимого обучения по охране труда для руководителей и сотрудников организации (ОТ,ПБ,ЭБ,ГО и ЧС) в соответствии с внутренней структурой организации.

    В данном случае вы направляете на обучение генерального директора, руководителей структурных подразделений и прочих ответственных лиц, которые непосредственно будут осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда и, благодаря обучению, будут иметь возможность проводить инструктажи.

    5. Создание локальных нормативных актов и документов:

    — система управления ОТ;
    — приказы о назначении ответственных по различным вопросам, связанным с охраной труда;
    — программы инструктажей;
    — инструкции по охране труда;
    — журналы учета;
    — прочая сопутствующая документация (здесь можно расписать подробно какая именно (то есть связанная с медосмотрами, психиатрическими освидетельствованиями, эксплуатацией служебного автомобиля и так далее).

    Документация ведется в зависимости от специфики деятельности организации. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем больше документов необходимо будет вести. Перечень документов создается исходя из законодательного акта, по которому вы работаете.

    6. Создание рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда:

    Не стоит экономить на своих сотрудниках. Комфортное и безопасное рабочее место, на котором у сотрудника не будут болеть спина, глаза и так далее, будет выполнять свою работу более качественно

    7. Организация режима труда и отдыха и комфортных условий работы:

    — утверждение графика работы и регламентированных перерывов;
    — организация места хранения и приема пищи (если это позволяет помещение, так как на рабочих местах прием пищи запрещен);
    — наличие систем вентиляции, отопления и кондиционирования для поддержания оптимальных показателей микроклимата;
    — закупка кулеров с питьевой водой и заключение договора с организацией на постоянную поставку воды;
    — приобретение бытовой техники для комнаты приема пищи;
    — организация места для курения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

    Создание условий для комфортного отдыха позволит Вашим сотрудникам быстрее восстанавливаться и тем самым повысит их трудоспособность.

    8. Приобретение стендов, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей.

    Данное мероприятие позволит акцентировать внимание сотрудников на важных моментах, связанных с их безопасностью.

    9. Инструктирование сотрудников правилам техники безопасности:

    — проведение всех необходимых инструктажей;
    — проверка знаний требований охраны труда;
    — стажировка на рабочем месте (при необходимости);
    — ведение сопутствующей данным мероприятиям документации.

    10. Контроль за соблюдением трудовых прав работников

    ​​​​​​​В соответствии с трудовым кодексом. Сюда можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, своевременная оплата труда, в том числе оплата переработок и работы в выходные и праздничные дни. В некоторых случаях соблюдение работодателем требований, связанных со здоровьем сотрудников (сокращенные смены, отпуск по лечению, ограничения в работе по беременности и так далее)

    11. Организация соблюдения работниками требований охраны труда и внутренних правил организации:

    — принятие мер к сотрудникам, нарушившим требования техники безопасности;
    — проведение мероприятий, направленных на исключение повторения подобных ситуаций.

    12. Организация расследований несчастных случаев на рабочем месте в случае получения сотрудниками травм, при выполнении своих трудовых обязанностей.

    Примерно так выглядит список на 1 год работы новой организации.В дальнейшем в данном перечне будет лишь контроль за соблюдением всех мероприятий и сроками их выполнения. Необходимо это для того, чтобы организовать повторные инструктажи, обучения, СОУТ и прочие мероприятие, которые носят периодический характер.

    Таким образом, специалист по охране труда, на основании информации, получаемой в процессе своей работы, организует мероприятия по охране труда и технике безопасности. Стоит отметить, что почти все мероприятия, перечисленные в рамках данной статьи, подразумевают под собой правильное ведение документооборота, так или иначе связанного с реализуемым мероприятием.

    Разработка плана мероприятий по охране труда один из важнейших этапов. Составляется такой план обычно на год. В нем специалист расписывает организационно технические мероприятия по охране труда в порядке их значимости, таким образом расставляя приоритеты. При этом, он ставит задачи и распределяет ответственность, чтобы иметь возможность контролировать ход выполнения намеченных мероприятий.

    По истечении срока, на который был разработан план мероприятий, подводятся итоги успешности его выполнения. Проводится сравнительный анализ (до мероприятий/после мероприятий) и разрабатывается новый план. Таким образом каждый последующий все больше совершенствует уровень охраны труда в организации. В конечном итоге остается лишь контроль за периодичностью и поддержанием функционирования охраны труда.

    Читайте также: