Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики

Обновлено: 01.05.2024

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение всесторонней охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.

Правовое значение охраны труда в том, что:

охрана труда способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;

правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;

она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Охрана труда – важнейшая составляющая безопасности жизнедеятельности человека.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда.

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев, а также низкого уровня охраны здоровья и жизни.

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и зачастую смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери.

В условиях рыночной экономики ни призывы, ни увещевания не могут изменить состояние условий и охраны труда. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит, несомненно, образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Становится очевидной проблема – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Объект исследования - процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования - организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

-обосновать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности: принципы,инструкции,технологии; -реализовать педагогические условия, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (создание законодательной базы; планирование воспитательно-образовательного процесса; использование интерактивных средств, форм, методов обучения; учет доступности содержания правил безопасности жизнедеятельности, систематичности предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактической оснащенности; референтность безопасного поведения участников педагогического процесса и др.);

Изучить и реализовать основные направления законодательства РФ по вопросам безопасности, разработать и внедрить нормативно- правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивать опыт межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

Обеспечить выполнение сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвратить несчастные случаи с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

Вести профилактику производственного травматизма;

Выполнять правила пожарной безопасности и соблюдать противопожарный режим;

Формировать у воспитанников и сотрудников устойчивые навыки безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Оснащать образовательное учреждение противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечивать безопасную эксплуатацию здания, оборудования и технических средств обучения.

Проблемы обеспечения безопасных условий труда

Проблема обеспечения безопасных условий труда, сохранения здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной.

Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием для развития общества.

Изучение здоровья населения и организации медицинской помощи позволяет обеспечить данными об уровне, структуре, охарактеризовать условия и факторы, влияющие на здоровье различных групп, определить их потребности в лечебно-диагностической, профилактической, санитарной и санаторно-курортной помощи. Одной из таких групп является трудоспособное население.

В сложных обстоятельствах формирования устойчивых рыночных отношений в России, в ситуации мирового финансового кризиса особенно важно поддерживать достойные человека условия труда, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой деятельности способствует формированию ответственного отношения к труду.

Однако, к сожалению, очевидно, что еще во многих отраслях промышленности имеет место слабая материально-техническая база, сохраняются плохие санитарно-технические и гигиенические условия, что способствует формированию опасных и вредных факторов, приводящих к травматизму и заболеваниям работников.

Имеет место неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений, отдельных видов производств.

Причинами недостатков в охране труда прежде всего являются:
- недостаточное финансовое состояние производств, обеспечивающих поддержание соответствующих условий труда;
- отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы по охране труда;
- слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда и, как следствие, снижение ответственности и требовательности руководителей;
- низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;
- несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов в этой области.

Для успешной реализации норм действующего законодательства, неукоснительного соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним различного рода законодательных и нормативно-правовых актов необходимо обеспечивать постоянное обновление научно обоснованной нормативно-правовой базы по охране труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении.

Кроме того, необходимо улучшать на каждом рабочем месте, в том числе на производстве, условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.

Социально-экономический эффект от реализации данных условий приведет прежде всего к сокращению выплат по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев на производстве, уменьшению расходов на медицинскую и социальную реабилитацию и в результате к сокращению на этой основе государственных расходов.

Необходимо отметить, что требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются целой главой Трудового кодекса Российской Федерации - гл. 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производств и труда.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.

Так, работодатель обязан обеспечить:
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Примечание: Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Приказ от 29.05.2006 N 413) утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Кроме того, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 утверждены Рекомендации по организации службы охраны труда в организации.

Трудовым кодексом Российской Федерации также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Это, прежде всего, право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными (ст. 219 ТК РФ).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Необходимо отметить, что непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В связи с изложенным необходимо отметить, что соблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых и законодательных актов позволит привести условия труда к определенным нормам, избежать всевозможного рода споров и обеспечить эффективность труда и производства.

Читайте также: