Обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для сотрудников

Обновлено: 02.05.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 4 дня назад

Формирование работодателями культуры безопасного труда,

практические меры ее реализации и внедрения

Культура в сфере охраны труда – это когда охрана труда играет важную роль и обладает ценностью для всех сотрудников организации, в первую очередь высшего руководства.

Такого взгляда на вещи можно добиться только тогда, когда работники доверяют своему руководству; когда слова о политике охраны труда воплощаются в жизнь на ежедневной основе; когда решения руководства о тех или иных затратах демонстрируют заботу о людях (наравне с заботой о повышении доходов); когда меры и вознаграждения, предлагаемые руководством, заставляют менеджеров среднего звена действовать с удовлетворительной производительностью; когда работники играют заметную роль в принятии решений и решении проблем; когда между рабочими и руководством отношения строятся на высоком доверии; когда существуют прозрачные каналы коммуникации и когда работники получают позитивную оценку своей деятельности. Фактически, когда существует правильно построенная культура в сфере охраны труда, организация не нуждается в программах безопасности, безопасность уже рассматривается как обязательная часть процесса управления. Поведение работников передается новичкам и, при этом, оказывает сильное воздействие на безопасность как в самой организации, так и в быту.

В настоящее время надо признать, что в большинстве организаций забота о безопасности рассматривается в качестве незначительного вопроса, иногда даже раздражающего фактора, только отвлекающего от настоящего бизнеса.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. От того, какой политики в области охраны труда он придерживается, зависит и отношение работников организации к охране труда.

Очень важно, особенно на крупных промышленных предприятиях, вовлечь самих работников, особенно работников рабочих специальностей, в решение проблем безопасности. Рабочие всегда знают основные проблемы охраны труда непосредственно на их рабочем месте. Следует интересоваться их мнением посредством проведения опросов по охране труда, как при непосредственном общении, так и с помощью анкет.

Дух партнерства повышает показатели безопасности и производительности.

  1. Строгое соблюдение требований действующей нормативной базы.
  2. Капитальные вложения предприятия направленные на улучшение условий труда, реконструкция и модернизация производства, наличие необходимого сертифицированного оборудования для работы и средств индивидуальной защиты. Здесь играет свою роль фактор защиты работника от неблагоприятных условий труда. Если он обеспечен сертифицированными и современными СИЗ, работает на современном или даже пусть не очень современном, но достаточно безопасном оборудовании, да и ко всему прочему прошел обучение по охране труда, то ему вряд ли захочется нарушать правила.
  3. Обучение, постоянные тренинги и забота о том, чтобы персонал как можно лучше знал требования охраны труда, показывает, что руководство стремится к тому, чтобы обезопасить труд.
  4. Вовлеченность всех участников процесса от высшего руководства, руководителей среднего звена, рабочих в процесс посредством:

- добровольно применяемых методик и исследований в области безопасности производства;

- организации учебного пункта на предприятии с тематическими залами (классами), оборудованными соответствующими схемами, действующими макетами и моделями, тренажерами, световыми табло, фотостендами, плакатами и т.д.

- знакомства не только с достижениями по охране труда на своем предприятии, но и с опытом, новинками в области охраны труда на других предприятиях;

- создание системы информационного обслуживания, например использование многотиражной газеты и радио для знакомства с работой передовиков, касающейся охраны труда, всех рабочих и служащих предприятия, выпуск в учебных пунктах сатирических листков, направленных на борьбу с нарушителями законодательства по охране труда, обеспечение специальной литературой, журналами, плакатами и прочей продукцией по охране труда;

- обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Таким образом, внедрение и профилактика культуры охраны труда как элемента управления предприятием означает обеспечение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие работодателей и работников в обеспечении безопасных и здоровых условий труда через четко сформулированную систему прав, обязанностей и сфер ответственности, в которой принцип предупреждения имеет наивысший приоритет. Создание, пропаганда и поддержание в рабочем состоянии ориентированной на профилактику культуры охраны труда требует использования всех возможных средств осведомленности, знаний и понимания концепций опасностей и рисков и методов их предотвращения или ограничения.


Социальные гарантии работникам подразделяются на обязательные, установленные законодательно, и дополнительные, появление которых обусловлено договоренностью между работодателем и коллективом работников. Рассмотрим их подробнее.

Законодательная основа социальных гарантий

Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в двух аспектах:

  • с позиции государства, стремящегося установить единые принципы взаимоотношений между работниками и работодателями, сгладить последствия зависимости работника от работодателя;
  • с точки зрения работодателя, создающего у себя условия труда, привлекательные для работников.

Социальные гарантии государственного уровня могут быть:

  • общегосударственными — устанавливаемыми ТК РФ для всех работников;
  • отраслевыми — определяемыми соответствующими законодательными актами в зависимости от особенностей труда в конкретных отраслях;
  • региональными — вводимыми на уровне субъекта его законами.

Отраслевые и региональные гарантии могут существенно расширять гарантии, установленные ТК РФ, и обусловливать наличие принципиальных различий, возникающих как среди отраслей, так и между регионами. Для работодателей, принадлежащих соответствующей отрасли или региону, предоставление работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательно на любом из уровней, является обязательным. Однако они вправе расширить их круг, взяв на себя обязательства о дополнительных гарантиях для лиц, которые являются их работниками.

Социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ

Наибольшее количество социальных гарантий работникам содержит текст ТК РФ. Одна часть из них выделена в специальный раздел, а другая включена непосредственно в тексты тех глав, к теме которых гарантии относятся. Так, например, включены в соответствующие главы гарантии, связанные:

  • с заключением трудового договора (гл. 11):
    • ограничение возраста для допуска к работе и определение причин, запрещающих отказ в приеме (ст. 63–64);
    • установление перечня документов, предъявляемых при трудоустройстве, и обязательность письменного оформления всех условий взаимоотношений (ст. 65–68);
    • обязательность медосмотров при приеме на работу, связанную с вредом или опасностью для здоровья, и людей моложе 18 лет (ст. 69);
    • ограничение условий для установления испытания, обязательность его оговорки до начала работы, учет вероятности наличия неудовлетворенности работой у работника (ст. 70, 71);
    • ограничение минимальной продолжительности основного отпуска и дополнительных отпусков, связанных с вредом или опасностью при работе, а также предоставляемых за ненормированный рабочий день (ст. 115, 117, 119);
    • обязательность ежегодного предоставления отпуска с возможностью его переноса и разделения по частям (ст. 122, 124, 125);
    • недопустимость замены очередного основного отпуска денежными выплатами, но обязательность такой оплаты за все неиспользованные отпуска при увольнении (ст. 126, 127);
    • применение единой системы оплаты и сроков расчета, не допускающих ущемления прав работника ни в сравнении с установленными ТК РФ, ни по отношению к другим работникам (ст. 135, 136, 140);
    • повышенная оплата за работу в особых условиях труда (ст. 147–149, 154), сохранение высокой оплаты при вынужденном выполнении работ более низкой квалификации (ст. 150, 151);
    • установление минимального размера доплат за работу сверхурочно или в выходные (праздничные) дни (ст. 152, 153);
    • принятие мер, приводящих условия труда работника к максимально безопасным (ст. 212–214, 219, 220);
    • обеспечение средствами индивидуальной защиты и профилактики заболеваний (ст. 221–223);
    • из-за лишения его возможности к труду (ст. 234);
    • через ущерб имуществу (ст. 235);
    • из-за задержки зарплаты (ст. 236);
    • в результате морального вреда (ст. 237);
    • беременным и имеющим детей (ст. 253–264);
    • работникам моложе 18 лет (ст. 265–271);
    • руководителям (ст. 279);
    • совместителям (ст. 286, 287);
    • принятым по срочному договору, на сезон и работающим вахтовым методом (ст. 289–291, 295, 299, 302).

    В особый раздел ТК РФ отнесены гарантии, связанные:

    • с направлением в командировки (гл. 24), обязывающие работодателя к сохранению за работником места работы и средней зарплаты, а также к возмещению всех расходов, связанных с поездкой;
    • с выполнением государственных (общественных) обязанностей (гл. 25), для которых работника освобождают от основной работы с сохранением за ним места и зарплаты;
    • с получением дополнительного образования впервые (гл. 26), обязывающие работодателя предоставить оплачиваемый учебный отпуск определенной продолжительности или иное (оплачиваемое или неоплачиваемое) время для учебы;
    • с увольнением работников (гл. 27), предусматривающие наличие преимуществ для некоторых лиц в оставлении на работе при сокращении численности, выплату в определенных случаях выходных пособийи компенсаций.

    Все вышеописанные гарантии учитывайте при заключении трудового договора.

    Социальные гарантии для педагогических работников

    • сокращение продолжительности рабочего времени;
    • периодическое получение дополнительного профессионального педагогического образования;
    • удлиненный ежегодный основной отпуск и 1 раз в 10 лет отпуск продолжительностью до 12 месяцев;
    • досрочное назначение пенсии по возрасту;
    • обеспечение нуждающихся социальным или специализированным (наемным) жильем;
    • иные законодательно установленные в РФ и ее регионах меры.

    Социальные гарантии для работников медицины

    • возможность переподготовки за счет работодателя при невозможности выполнять свою работу из-за состояния здоровья или в связи с сокращением (ликвидацией) организации;
    • периодическая аттестация на квалификационную категорию и учет ее результатов при установлении зарплаты;
    • создание некоммерческих организаций профессиональной направленности;
    • страхование профессиональной ответственности;
    • дополнительные гарантии, установленные в РФ и регионах.

    Социальные гарантии для сотрудников полиции

    • особенности формирования оплаты за труд, в т. ч. установления надбавок;
    • обязательность ежегодного страхования жизни и здоровья за счет средств бюджета;
    • размеры пособия, выплачиваемого членам семьи и иждивенцам при гибели полицейского;
    • размеры пособия в связи с инвалидностью, полученной при исполнении обязанностей, с разбивкой его на суммы, выплачиваемые из бюджета и удерживаемые с виновных лиц;
    • обязательность возмещения за счет бюджета имущественного вреда с последующим удержанием ущерба с виновных лиц;
    • обеспечение жильем (служебным, наемным или собственным) и медицинским обслуживанием (в т. ч. для членов семьи);
    • бесплатный проезд во всех видах транспорта при выполнении служебных обязанностей, а в прочих случаях — право на внеочередное приобретение билетов при поездке в командировку и на бесплатный проездной в черте населенного пункта;
    • первоочередное обеспечение детей сотрудников полиции местами в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях.

    Дополнительные социальные гарантии

    Установление дополнительных социальных гарантий производится по договоренности между работодателем и работником и закрепляется в их совместном документе (коллективном договоре). Этот документ может быть создан не только у одного работодателя для единственного трудового коллектива. Допускается принятие его:

    • для отрасли;
    • групп работников и групп работодателей;
    • отдельных обособленных подразделений одного и того же работодателя.

    Что же входит в соцпакет?

    ТК РФ, предоставляя сторонам самостоятельно определить форму, состав и содержание коллективного договора, очерчивает круг вопросов, которые могут быть включены в него (ст. 41):

    • применяемые системы оплаты труда и порядок формирования всех составных частей зарплаты;
    • обязательства по выплате дополнительных компенсаций, пособий, по индексации зарплаты;
    • дополнительные условия, материально стимулирующие к систематическому повышению квалификации, получению дополнительного образования;
    • параметры режима труда и отдыха, в т. ч. условия предоставления дополнительных отпусков;
    • дополняющие ТК РФ мероприятия по охране труда;
    • дополнительно предоставляемые работникам и членам их семей льготы.

    Работодатель может, например, взять на себя обязательства:

    • по доплате за стаж работы (выслугу лет);
    • выдаче материальной помощи по определенным поводам;
    • оплате подарков работникам к праздничным датам;
    • оплате расходов на личный телефон, транспорт, ГСМ, предоставлению парковочных мест;
    • полной или частичной оплате питания на работе;
    • страхованию жизни, здоровья и дополнительному медицинскому;
    • предоставлению заболевшему сотруднику дополнительных дней оплачиваемого отдыха;
    • оплате медицинского обслуживания;
    • полной или частичной оплате отдыха;
    • бесплатному для работника обеспечению его билетами на культурные мероприятия или возможностью посещения спортзала;
    • оплате мест в детских садах или созданию собственного детского сада (группы);
    • компенсации расходов (полной или частичной) на отдых детей и на подготовку их к школе или обучение в учебных заведениях.

    Коллективный договор может также содержать гарантии, предоставляемые молодым специалистам, ветеранам труда или пенсионерам, вышедшим на пенсию от подписавшего этот договор работодателя.

    Итоги

    Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество социальных гарантий для работающих лиц, предусмотренных как ТК РФ, так и иными законами, распространяющими свое действие на отдельные отрасли или регионы. Кроме того, работодатели вправе взять на себя дополнительные обязанности в части социальных гарантий, повышающие привлекательность работы у них.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.



    Принципы мотивации

    Мотивация труда — это совокупность внутренних и внешних стимулов, которые побуждают работника добиваться определенной цели. Любая компания заинтересована в том, чтобы ее персонал стремился работать на максимум своих возможностей: проявлял профессионализм, внимательность, ответственность — в целом осознанно подходил к своему труду.

    Штрафы — ранее (а в каких-то фирмах и по сей день) излюбленная форма мотивации. Несмотря на законодательный запрет, штрафование осуществляется, например, через сокращение или полное лишение премии. Однако это один из самых малодейственных способов: вряд ли работник станет рассказывать о проблемах на производстве, если таким образом рискует потерять часть заработной платы. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы мотивации:

    1. Поощрение (моральное и материальное) лучше наказаний;
    2. Мотивация должна давать работнику ощущение того, что его труд важен и ценен. Также этот принцип позволит сформировать здоровую конкуренцию в коллективе;
    3. Незапланированные единоразовые материальные поощрения эффективнее системных премий, поскольку к последним быстро привыкают и принимают их как должное;
    4. Обратная связь от руководства должна быть своевременной, это формирует у работника осознание значимости личных действий для компании и начальства;
    5. Стимулирование и поощрение должно быть не только на уровне глобальных успехов работника, но и за промежуточные достижения.

    Административные

    • организационные: разработка внутренних нормативных документов компании, Устава предприятия, Правил внутреннего трудового распорядка. Нарушение правил влечет дисциплинарные взыскания;
    • распорядительные: направлены на соблюдение нормативных документов и поддержание системы управления организацией. К ним относятся приказы, инструкции, целевое планирование, координация работ и контроль исполнения;
    • материальная ответственность: заключается в обязанности работника возместить стоимость ущерба, который нанесен предприятию по его вине;
    • дисциплинарная ответственность: возлагается, если работник нарушил трудовое законодательство и совершил дисциплинарный проступок — не выполнил свои трудовые обязанности, действуя умышленно и неосторожно;
    • административная ответственность: работник привлекается в случае совершения административных правонарушений, регулируемых соответствующим Кодексом.

    Экономические

    Если работник достиг установленных на предприятии показателей, не нарушил технологическую и трудовую дисциплину, а также выполнил работу по улучшению состояния производственной безопасности, то он будет премирован. Также к статьям причин для осуществления дополнительных выплат будут отнесены:

    • работа без аварий и несчастных случаев;
    • действия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    • активное участие в мероприятиях, направленных на совершенствование условий охраны труда, и санитарно-оздоровительных мероприятиях, а также в соревнованиях и конкурсах по ОТ;
    • внедрение перспективных предложений по модернизации условий труда;
    • активная работа по проведению специальной оценки условий труда.

    Социологические

    Эта группа методов играет важную роль в управлении персоналом и позволяет:

    • выделить лидеров и обеспечить их поддержку;
    • связать мотивацию персонала и требуемый результат работы;
    • повысить уровень коммуникации и эффективно разрешать рабочие конфликты;
    • собрать данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала;
    • рационально принимать кадровые решения.

    Организационные

    Заключаются в том, что предприятие гарантирует работникам достойные и безопасные условия труда, а также со своей стороны обеспечивает производственную безопасность.

    К организационным методам относятся:

    • проведение мониторинга условий труда и СОУТ, обеспечение персонала социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • формирование высокого уровня культуры производственной безопасности посредством, например, внедрения корпоративных традиций и принципов, создания доверительной формы коммуникации в коллективе.

    Морально-психологические

    Для их реализации берется конкретный работник и формирование осознанного отношения к безопасности на производстве реализуется через обращение к внутреннему миру человека, его личности, чувствам и поведению.

    Моральная мотивация:

    Материальная мотивация:

    Элементы наказания:

    • сокращение или лишение премии за нарушение требований охраны труда;
    • проведение четкой зависимости степени санкций от тяжести проступка;
    • снижение единовременного вознаграждения за преданность компании в случае выявления нарушений правил безопасности.

    Дополнительные инструменты от эксперта Business Relations

    Денис Кузьмин, руководитель проекта "Осознанная безопасность" компании Business Relations в качестве примера успешной мотивации на соблюдение безопасности труда приводит программу Anti Speeding Campaign, которую реализовывала нефтяная компания.

    В рамках Anti Speeding Campaign вместо наставлений и нравоучений осуществлялся формат открытого разговора: цикл групповых встреч с Евгенией Воскобойниковой —инспектором ДПС, психологом и девушкой, получившей инвалидность после автомобильной аварии. На сессиях она рассказывает о череде событий и своих действиях за несколько секунд до происшествия. На результаты таких встреч влияет не столько содержание разговора, сколько эффект от увиденного участниками: образ молодой девушки на инвалидной коляске.

    Также эксперт Денис Кузьмин выделяет 4 наиболее эффективных принципа мотивации, основываясь на собственной практике:

    1. Непрерывное создание новых и интересных активностей, направленных на вовлечение персонала в охрану труда;
    2. Уход от однообразности и монотонных программ, чтобы избежать снижения бдительности;
    3. Внедрение системы независимого контроля: анализ записей видеорегистратора, тахографа, материалов с камер;
    4. Штрафы только за нарушения и поощрения за участие в системах сбора и устранения опасных практик.

    Таким образом, сегодня существуют десятки различных программ по мотивированию персонала на соблюдение безопасности на рабочем месте, каждая компания имеет возможность выбрать или самостоятельно разработать ту, которая будет наиболее эффективна в рамках специфики конкретных рабочих процессов. Главное: пробудить в работнике внутреннюю мотивацию, идти с ним на диалог и применять санкции только в редких случаях.

    Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


    Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

    Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

    Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

    Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

    Запрет на работу в опасных условиях

    В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

    Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

    Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

    За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

    С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

    В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

    Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

    Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

    Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

    Новые обязанности и права

    Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

    Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

    Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

    В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

    • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
    • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
    • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
    • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
    • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

    Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

    Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

    Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

    • организационные;
    • технические;
    • по обеспечению СИЗ;
    • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

    Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

    Учет микроповреждений

    Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

    При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

    Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

    При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

    • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
    • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
    • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
    • эффективные меры по контролю;
    • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

    Риск-ориентированный подход

    Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

    Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

    Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

    Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

    Самообследование – новое право работодателя

    Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

    Служба охраны труда на предприятии

    Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

    Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

    С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

    Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

    Обязательные медосмотры

    Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

    Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

    Специальная оценка условий труда

    Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

    • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
    • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
    • оформления результатов проведения СОУТ;
    • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
    • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

    Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

    После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

    Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

    Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

    Новое положение о проверках работодателей

    Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

    При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда"


    Обзор документа

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда"

    В соответствии с частью четвертой статьи 216.2 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.19(1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:

    формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, согласно приложению N 1;

    примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, согласно приложению N 2.

    2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

    Министр А.О. Котяков

    Приложение N 1
    к приказу Министерства труда
    и социальной защиты
    Российской Федерации
    от 29 октября 2021 г. № 773н

    Формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда

    1. Формами (способами) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с использованием визуальной/печатной информации являются:

    а) ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда 1 ;

    б) ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах 2 ;

    в) ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях 3 ;

    г) ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты, требованиями правил (стандартов) по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя. Указанное ознакомление осуществляется под роспись работника, в том числе с выдачей на руки указанных нормативных актов работнику для изучения при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте 4 . При наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление работников допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота законодательных требований (в частности подтверждения факта ознакомления с документами электронной цифровой подписью).

    2. Работодатели могут в зависимости от своих финансовых возможностей в дополнение к предусмотренным в пункте 1 формам (способам) применять следующие формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с использованием визуальной/печатной информации:

    а) размещение плакатов и листовок, содержащих информацию о трудовых правах работников, на рабочих местах в структурных подразделениях работодателя, кабинетах охраны труда, уголках охраны труда, а также в общедоступных местах на территории работодателя;

    б) ознакомление работников с положениями коллективного договора и (или) отраслевого соглашения, распространяемых на работодателей и работников, в том числе при участии первичной профсоюзной организации (при наличии);

    в) посещение рабочих мест (рабочих зон) с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования, в том числе посредством обозначения знаками безопасности, сигнальными цветами, сигнальной разметкой зон, участков, элементов оборудования, машин, механизмов, агрегатов с высоким риском получения работником травмы, а также обозначения соответствующими знаками безопасности зон, участков, оборудования, где обязательно применение средств индивидуальной защиты;

    г) распространение периодических корпоративных изданий (журналов, информационных бюллетеней, информационных листков и иных аналогичных материалов), плакатов, содержащих информацию о трудовых правах работников, среди работников и иных заинтересованных лиц, в том числе по электронной почте;

    д) распространение печатных информационных материалов (журналов, листовок, газет и иных аналогичных материалов), содержащих информацию о трудовых правах работников, на профильных тематических выставках, конференциях, круглых столах и семинарах;

    е) рассылка по электронной почте или почтовой связью печатных информационных материалов (журналов, листовок, газет и иных аналогичных материалов) и листовок, содержащих информацию о трудовых правах работников, заинтересованным лицам.

    3. Работодатели могут в зависимости от своих финансовых возможностей применять следующие формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с использованием видеоматериалов:

    а) демонстрацию информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, при проведении инструктажей и обучения работников по охране труда, а также на вводных инструктажах для сотрудников;

    б) демонстрацию информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, по корпоративному телевидению (при его наличии) и видеоканалам в производственных помещениях, кабинетах (уголках) по охране труда, а также общедоступных местах, где установлены телевизионные панели (с видеосвязью или без), а также проекторы;

    в) информирование работников об их трудовых правах в формате интернет- журнала событий (блога);

    г) демонстрацию видеоматериалов (роликов, посвященных трудовым правам работников, включая право на безопасные условия и охрану труда) на профильных тематических выставках, конференциях, круглых столах и семинарах.

    4. Работодатели могут в зависимости от своих финансовых возможностей применять следующие формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с использованием интернет-ресурсов:

    а) размещение на официальном сайте работодателя в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - интернет-сайт работодателя) (при наличии) сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда 5 ;

    б) размещение информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, как на закрытых, так и на общедоступных страницах видеоканалов;

    в) размещение на корпоративном портале (как внутреннем, предназначенном только для сотрудников, так и открытом для всех заинтересованных лиц) (далее - корпоративный портал), а также на официальном интернет-сайте работодателя (при наличии) электронных периодических корпоративных изданий, а также электронных листовок по вопросам обеспечения трудовых прав работников, включая право на безопасные условия и охрану труда;

    г) размещение на корпоративном портале, а также на официальном интернет- сайте работодателя (при наличии) актуальной информации о политике работодателя, связанной с гарантией соблюдения трудовых прав работников, библиотеки трудовых ситуаций и разъяснений спорных ситуаций с ответами на часто задаваемые вопросы о трудовых правах работников;

    ж) возможность доступа (с учетом должностных обязанностей) к справочным правовым информационным системам, содержащим необходимую правовую актуальную информацию о трудовом законодательстве Российской Федерации, аналитические и справочные материалы, а также к публикуемой указанными системами тематической обзорной информации о трудовых правах работников через корпоративный портал, а также через официальный интернет-сайт работодателя (при наличии) или через оборудование, установленное в кабинете охраны труда или в уголке охраны труда;

    и) размещение на корпоративном портале, а также на официальном интернет-сайте работодателя (при наличии) текста коллективного договора, отраслевого соглашения (при наличии).

    5. Работодатель может применять любые из перечисленных в пунктах 2-4 настоящего приложения формы (способы) информирования по отдельности или совместно, а также применять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

    1 Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3)

    2 Статьи 5 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991)

    3 Статья 218 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139)

    4 Статьи 214 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139)

    5 Часть 6 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991)

    Приложение N 2
    к приказу Министерства труда
    и социальной защиты
    Российской Федерации
    от 29 октября 2021 г. № 773н

    Примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда

    1. Визуальная/печатная информация:

    а) коллективные договоры, отраслевые соглашения, заключенные работодателем, содержащие разделы, посвященные реализации трудовых прав и гарантий, включая гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, если указанные условия труда установлены по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах информируемых работников, а также дополнительные трудовые гарантии (компенсации), установленные по результатам коллективных переговоров;

    б) периодические корпоративные издания - газеты, журналы, иная аналогичная печатная продукция, выпускаемая работодателем или распространяемая им в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;

    в) листовки, буклеты, плакаты, выпускаемые или распространяемые работодателем в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

    а) информационные видеоролики, выпускаемые работодателем в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;

    б) информационные программы на корпоративном телевидении работодателя в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

    а) информационные ресурсы на корпоративном портале/интернет-сайте работодателя в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;

    б) информационные ресурсы на интернет-сайтах федеральных органов исполнительной власти - Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, а также на интернет-сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду;

    в) информация, содержащаяся в официальных справочных правовых информационных системах, в том числе в публикуемой указанными системами тематической обзорной информации о трудовых правах работников;

    г) тематическая информация о трудовых правах работников, содержащаяся и распространяемая в социальных сетях (при условии подтверждения достоверности и легитимности распространителя) и иных интернет-ресурсах.

    Обзор документа

    С 1 марта 2022 г. работодатель будет обязан информировать работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда.

    Минтруд утвердил формы (способы) информирования работников и примерный перечень информационных материалов. В частности, информация может доводиться:

    - в визуальной/печатной форме - коллективные договоры, отраслевые соглашения, периодические корпоративные издания, листовки, буклеты и плакаты;

    - посредством видеоматериалов - видеоролики, программы на корпоративном телевидении;

    - с помощью интернет-ресурсов - сайты работодателя, Минтруда, Роструда, региональных органов власти по труду, справочные правовые информсистемы.

    Работодатель может применять любые перечисленные способы по отдельности или совместно, а также иные предусмотренные законом формы информирования.

    Читайте также: