Обеспечение безопасности условий труда на рабочих местах меры безопасности при работе

Обновлено: 02.05.2024

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

    Требования охраны труда, предъявляемые к организации

    34. При организации рабочих мест охрана труда работников обеспечивается:

    1) защитой работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

    2) рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их: обеспечением безопасного расстояния между оборудованием, оборудованием и стенами, колоннами, безопасной шириной проходов и проездов;

    3) удобным и безопасным обращением с материалами, заготовками, полуфабрикатами;

    4) регулярным техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, инструмента и приспособлений;

    5) защитой работников от неблагоприятных метеорологических факторов.

    35. Рабочие места следует располагать:

    1) на максимальном удалении от технологического оборудования, генерирующего вредные и (или) опасные производственные факторы;

    2) вне линии движения грузов, перемещаемых с помощью грузоподъемных средств.

    Рабочие места, расположенные на открытом воздухе вне производственных помещений, должны быть оборудованы навесами или укрытиями для защиты работников от атмосферных осадков.

    36. Планировка рабочего места должна обеспечивать свободный проход и доступ работников к пультам и органам управления технологическим оборудованием, удобство и безопасность действий при выполнении производственных операций, а также возможность быстрой эвакуации работников при возникновении аварийной ситуации.

    37. Технологическое оборудование, обслуживаемое несколькими работниками или имеющее значительную длину, должно иметь пусковое устройство только в одном месте на пульте управления. Устройства для остановки оборудования должны быть на всех рабочих местах.

    38. Пульты управления технологическим оборудованием и контрольно-измерительные приборы должны быть расположены в легкодоступном месте.

    39. Для обслуживания арматуры и механизмов технологического оборудования, не имеющих дистанционного управления, а также контрольно-измерительных и регулирующих приборов, расположенных над уровнем пола на высоте более 1,8 м, должны быть устроены стационарные металлические площадки с перилами высотой не менее 0,9 м со сплошной обшивкой по низу высотой не менее 0,1 м.

    Ширина свободного прохода площадок должна быть не менее 0,8 м.

    Лестницы к площадкам должны быть снабжены поручнями и иметь угол наклона:

    постоянно эксплуатируемые - не более 45°;

    используемые периодически - не более 60°.

    Лестницы и площадки должны выполняться из рифленого металла.

    Применение гладких площадок и ступеней лестниц, а также выполнение их из прутковой (круглой) стали запрещается.

    40. Площадки, предназначенные для обслуживания технологического оборудования, должны иметь высоту от настила до конструктивных элементов производственного помещения не менее 2,0 м. В галереях, тоннелях и на эстакадах допускается уменьшение указанной высоты до 1,8 м.

    Требования данного пункта распространяются также на площадки, предназначенные для перехода через оборудование или коммуникации.

    41. Рабочие места в зависимости от вида работ оборудуются верстаками, стеллажами, столами, шкафами, инструментальными тумбочками для удобного размещения материалов, оснастки, заготовок, готовых изделий, хранения инструмента и приспособлений и безопасного выполнения работ.

    Расположение на рабочем месте верстаков, стеллажей, столов, шкафов, инструментальных тумбочек не должно стеснять действия работников и препятствовать перемещению работников в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования.

    42. Минимальная ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах с учетом выступающих частей технологического оборудования должна быть не менее 0,6 м.

    Все движущиеся, вращающиеся и выступающие части технологического оборудования и вспомогательных механизмов должны быть надежно ограждены или расположены так, чтобы исключалась возможность травмирования работников.

    43. При выполнении работ в положении "сидя" на каждом рабочем месте должны быть установлены удобные стулья, табуреты.

    При выполнении работ в положении "стоя" рабочие места должны быть обеспечены стульями для отдыха работников во время перерывов.

    44. Материалы и заготовки должны поступать на обработку в специальной таре и располагаться на рабочем месте отдельно от инструмента.

    Освобождающаяся тара и упаковочные материалы должны своевременно удаляться с рабочих мест в специально отведенные для этой цели накопители.

    Загромождение рабочих мест, а также проходов и проездов материалами, оснасткой, заготовками, готовыми изделиями, отходами производства и тарой запрещается.

    45. Материалы, оснастка, заготовки, готовые изделия, уложенные на стеллажах или на столах, не должны выступать за их габариты. Для мелких деталей и заготовок должна предусматриваться специальная тара.

    Для удобства и безопасного использования в производственном процессе грузоподъемных механизмов при укладке материала, длинномерных заготовок и изделий следует применять прокладки.

    46. При организации рабочих мест и выполнении работ с применением инструмента и приспособлений необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями .

    47. Для перемещения на рабочем месте тяжелых материалов, оснастки, заготовок и готовых изделий должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства и механизмы.

    48. Организация рабочих мест должна обеспечивать возможность их ежесменной уборки.

    Уборка рабочих мест от пыли, опилок, стружки должна производиться с помощью щеток либо с применением вакуумных (пылеотсасывающих) установок.

    Применение сжатого воздуха для уборки рабочих мест, для обдувки деталей (изделий), технологического оборудования и одежды запрещается.

    49. Участки проведения работ, связанных с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, должны быть обеспечены противопожарным инвентарем и оборудованием для защиты производственных объектов в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации .

    Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2415; 2014, N 9, ст. 906, N 26, ст. 3577; 2015, N 11, ст. 1607; N 46, ст. 6397; 2016, N 15, ст. 2105).

    × Ваш Браузер не осуществляет полноценную поддержку JavaScripts, что может приводить к задержкам работы на страницах портала.


    Охрана труда не предприятии

    25.08.2017 Обычная важность



    Кто отвечает за безопасность работников?
    Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так. За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель. За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.
    Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции. Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.
    Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:
    • четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда;
    • вовремя проходить обучение и медосмотры;
    • использовать СИЗ;
    • уметь оказывать первую помощь;
    • внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

    На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок. Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

    За что отвечает служба охраны труда?
    Сфера ответственности службы ОТ, представлять которую может даже один-единственный инженер, – организация охраны труда и техники безопасности на предприятии. Представители этой службы обязаны:
    1. Организовывать расследование, учет НС, ПЗ, анализ причин их возникновения, разработку профилактических мероприятий;
    2. Создавать и реализовывать программы, мероприятия для повышения качества условий труда;
    3. Оказывать организационно-методическую поддержку подразделениям в области ОТ: помогать разрабатывать инструкции по технике безопасности и охране труда, хранить их контрольные экземпляры, обеспечивать подразделения и руководящих сотрудников инструкциями, журналами, карточками, другой документацией по ОТ, наглядными пособиями, правилами, нормативами;
    4. Участвовать в проверке знаний трудящихся по результатам проведенного силами предприятия обучения по ОТ;
    5. Помогать подготавливать любые документы, которые касаются охраны труда и техники безопасности на производстве: коллективного договора, различных соглашений, приказов на вызовы на работу в выходные дни, изменение графика и др.;
    6. Помогать составлять списки на:
    • прохождение предсменных, предварительных и ежегодных медосмотров;
    • получение молока, спецпитания;
    • выдачу спецодежды и СИЗ;
    • получение компенсаций (льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск);
    7. Готовить и сдавать отчетность по ОТ;
    8. Хранить документацию по ОТ;
    9. Организовывать учебу по ОТ работников и руководителей;
    10. Регулярно проверять состояние ОТ в подразделениях;
    11. Проводить вводные инструктажи по охране труда и технике безопасности.
    Чтобы качественно контролировать выполнение требований охраны труда и техники безопасности на производстве, специалисты по ОТ могут в любое время:
    • осматривать технику, оборудование, помещения;
    • проверять документацию по ОТ (ведение журналов, ознакомление работников с инструкциями по охране труда и технике безопасности, ведение карточек учета спецодежды и СИЗ, оформление нарядов-допусков и др.), обеспеченность СИЗ и их фактическое применение;
    • контролировать применение трудящимися безопасных приемов и методов работы.
    Чтобы успешно выполнять поставленные перед ними задания, специалисты по ОТ сотрудничают с другими службами предприятия (кадрами, энергетиками, механиками, медпунктом и т. д.), а также комиссией по ОТ, уполномоченными трудового коллектива по вопросам ОТ, профсоюзом.

    Может ли инженер по технике безопасности и охране труда работать неполный рабочий день?

    Трудовой кодекс обязывает работодателя создать должность инженера по ОТ или целую службу, если на его предприятии насчитывается 50 и больше работников. Если их меньше, работодателю разрешено:
    • ввести должность инженера по технике безопасности и охране труда либо создать соответствующую службу;
    • выполнять эту работу самостоятельно;
    • возложить эти обязанности на другого работника (работник должен иметь образование по охране труда в соответствии с профстандартом);
    • привлечь стороннего специалиста.
    При этом количество времени, которое отводится инженеру по ОТ на выполнение своей работы, работодатель определяет самостоятельно и фиксирует это в штатном расписании. Поэтому работать неполный рабочий день, неполную неделю или по совместительству инженеру по технике безопасности и охране труда не запрещено. Для оптимизации расчетов нагрузки, которую планируется возложить на одного человека, целесообразно использовать разработанные Минтруда РФ межотраслевые нормативы численности работников службы ОТ. Это – документ рекомендательного характера.

    Охрана труда и техника безопасности при коронавирусе

    Охрана труда в условиях коронавируса — это список обязательных мер, направленных на профилактику распространения инфекции. Работодатель определяет их в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями Роспотребнадзора.

    Юридическая ответственность за распространение COVID-19

    Из-за угрозы распространения инфекции COVID-19 законодательство, устанавливающее наказание за нарушение эпидемиологических требований, заметно ужесточили. Теперь за невыполнение правил работы при коронавирусе на производстве, в соответствии с которыми обеспечивается ОТ в условиях пандемии, к нарушителям применяются следующие виды санкций.

    Нарушение техники безопасности, не повлекшее серьезных последствий

    Нарушение техники безопасности, повлекшее последствия в виде заражения или гибели людей

    Штраф 15-40 тысяч рублей

    Штраф 150-300 тысяч рублей

    Для должностных лиц

    Штраф 50-150 тысяч рублей

    Штраф 300-500 тысяч рублей или дисквалификация на 1-3 года

    Для индивидуальных предпринимателей

    Штраф 50-150 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток

    Штраф 500 тыс. - 1 млн. руб. или остановка работы на срок до 90 суток

    Для юридических лиц

    Штраф 200-500 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток

    Штраф 500 тыс. - 1 млн. руб. или остановка работы на срок до 90 суток

    В исключительных случаях к нарушителям применяются меры уголовной ответственности, предусмотренные статьей 236 УК РФ. Максимальный срок наказания по ней составляет до 7 лет лишения свободы.

    Система ОТ в условиях негативной эпидемиологической ситуации

    Несмотря на активность государственных органов, работодателям дается возможность самостоятельно определять, какие меры техники безопасности необходимо создать на предприятии для безопасности сотрудников от коронавируса в сложившейся ситуации. Этот подход обусловлен тем, что разные компании имеют свою специфику, параметры организации трудового процесса и прочие характеристики. Руководство компаний вправе самостоятельно составлять список необходимых мер по ОТ и технике безопасности в сложившейся ситуации с учетом рекомендаций уполномоченных органов и актуальных требований законодательства.

    В наиболее общем виде дополнительный блок мер в области охраны труда и техники безопасности, учитывающий параметры эпидемиологической обстановки,включает следующие шаги:

    • разработка локальной правовой документации, определяющей принципы политики против распространения вируса и техники безопасности. Внутренние нормативные документы должны учитывать требования вышестоящих законодательных актов и не противоречить им;
    • разработка руководящей документации для организации подготовки сотрудников к труду в негативных эпидемиологических условиях, включая инструкции по ОТ и выполнению отдельных видов задач;
    • подготовка сотрудников к труду в новых условиях с информированием о необходимости соблюдения основных мер по противодействию распространению инфекции;
    • формирование оптимального графика труда работников предприятия с учетом характера их должностных обязанностей и особенностей технологического процесса в компании;
    • регулярная уборки помещений с уделением особого внимания объектам, характеризующимся повышенным количеством контактов с потенциальными носителями вируса;
    • закупка спецсредств для обеспечения необходимого уровня гигиены и безопасности на производстве;
    • выполнение контроля за выполнением мер по ОТ и технике безопасности в условиях сложных обстоятельств.

    Перечисленные меры должны носить комплексный характер, то есть дополнять друг друга. Это достигается продуманной политикой компании с учетом параметров ее технологического процесса и наличия ресурсов для осуществления запланированных действий.

    Выбор оптимального графика работы

    График работы коллектива в новых условиях организовывают несколькими способами. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора перечень мер безопасности при коронавирусе на предприятии включает перевод всех или части сотрудников на удаленный режим. Такой подход становится целесообразным, поскольку сокращает возможности передачи вируса внутри коллектива. Кроме этого, он защищает сотрудников от риска заражения в связи со случайными контактами с носителями вируса в общественном транспорте, в столовых и других предприятиях общественного питания и проч. В случае наличия соответствующей возможности такой режим становится оптимальным.

    Однако на практике его введение сопряжено с существенными ограничениями. Для некоторых категорий компаний удаленный режим труда не подходит. Это касается таких предприятий как производственные компании, сервисные службы, работающие с гражданами, и проч. Такие предприятия продолжают работать в обычном режиме, но должны усилить меры техники безопасности внутри коллектива и внести изменения в ИОТ из-за коронавируса, чтобы обеспечить необходимый уровень профилактики заражения.

    Организациям, которые не в состоянии полностью перевести коллектив на режим удаленной работы ввиду производственных ограничений, рекомендуется проанализировать возможности частичного перехода к дистанционному выполнению работниками своих обязанностей. Например, они переводят на такой режим только часть рабочего коллектива или дают сотрудникам возможность работать из дома несколько дней в неделю.

    Принятие особых противоэпидемиологических мер

    Организации, которые продолжают работать в обычном режиме, то есть не переводят сотрудников на удаленный график труда, согласно рекомендациям Роспотребнадзора должны обеспечить:

    • возможность гигиенической обработки кожи рук сотрудников при входе в помещение компании. Для этого используются разные типы антисептиков, специальные гигиенические салфетки и других материалов;
    • организацию регулярной уборки помещений в организации с уделением основного внимания поверхностям, которые становятся наиболее потенциально опасными в связи с риском распространения вируса. Речь идет о таких объектах как дверные ручки, перила, выключатели и т.д. В письме N 02/3853-2020-27 ведомство подчеркивает, что их обработка должна выполняться не реже одного раза в два часа;
    • регулярное проветривание помещений, в которых работают специалисты, не реже одного раза в два часа;
    • использование профессиональных средств для обеззараживания воздуха в помещении, таких как бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха и проч.;
    • другие меры гигиенического характера, которых требует охрана труда и техника безопасности при коронавирусе с учетом специфики предприятия.

    При этом работодателю необходимо не только за свой счет обеспечить закупку нужных материалов и ресурсов для выполнения работ по охране труда и технике безопасности, но и следить за наличием их необходимого запаса. Роспотребнадзор рекомендует при его формировании рассчитывать на период не менее 5 дней. При переводе сотрудников на работу в дистанционном режиме ответственность за выполнение таких мер возлагается на них самих.

    Организация карантина

    Общим требованием к компаниям всех организационно-правовых форм в сегодняшних условиях становится ограничение выездов сотрудников за рубеж, в особенности в государства с негативной эпидемиологической обстановкой. Это касается как рабочих командировок, так и планируемых отпусков: информацию об опасности таких поездок необходимо донести до всех членов коллектива.

    Документально такое пребывание оформляется больничным листом. Он предоставляется работнику вне зависимости от его самочувствия. Если работник заболел, то в больничном ставится код 01. Если же он не проявляет симптомов заболевания и чувствует себя хорошо, в листке нетрудоспособности проставляется код 03. В этой ситуации по соглашению между работником и работодателем нахождение в карантине не оформляется как период нетрудоспособности: сотрудник продолжает выполнять обязанности в удаленном режиме, выполняя приказы по охране труда в организации.

    Действия специалиста по охране труда во время вспышки коронавирусной инфекции

    Одним из основных компонентов системы мер по противодействию распространения вируса в организациях должно стать информирование работников о правилах противоэпидемиологического режима. Для достижения системного характера этой работы нужно дать оценку состояния охраны труда в условиях коронавируса и разработать отдельную инструкцию по охране труда. Сегодняшняя ситуация, конечно, относится к категории нештатных, поэтому в таких условиях оправданной становится организация внепланового инструктажа для коллектива.

    В этих обстоятельствах многое зависит от грамотных действий специалиста по охране труда. Он обязан в короткий срок разработать необходимую инструкцию по ох, представить ее на утверждение руководителю и организовать выполнение инструктажа для работников.

    Организация подготовки сотрудников

    Первым шагом в направлении достижения безопасности работников компании в условиях распространения новой вирусной инфекции должно стать издание приказа, содержащего план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в связи с коронавирусом на предприятии. В этом документе следует учесть положения новых указов президента РФ, рекомендации Роспотребнадзора и Минздрава. Приказ может содержать прямое указание на список мер по технике безопасности, которые запланированы к осуществлению в компании, или утверждать дополнительное положение по ОТ в условиях сложной эпидемиологической обстановки. Документ подписывается руководителем предприятия и доводится до сведения всех сотрудников. Каждый из них обязан подтвердить факт своего ознакомления с текстом документа личной росписью.

    Основные положения такого документа обычно включают:

    • список мер техники безопасности, которые выполняются в компании для противодействия распространению вируса;
    • ограничения для сотрудников в связи с введением противоэпидемиологического режима;
    • порядок действий в случае обнаружения симптомов заражения у одного или нескольких работников;
    • условия организации труда специалистов предприятия;
    • другие положения.

    В соответствии со статьей 196 ТК РФ выполнение всех противоэпидемиологических мер, включая внеплановый инструктаж в связи с коронавирусом, подлежит финансированию за счет работодателя. Вовлечение сотрудников в финансовое обеспечение профилактических и иных мер в рассматриваемой ситуации строго запрещено.

    Как провести внеплановый инструктаж

    Специального порядка проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции действующим законодательством не предусмотрено. Работодатель руководствуется стандартными правилами, описанными в совместном постановлении Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29. В пункте 2.1.6 этого нормативного документа указывается, что работодатель сам решает, надо ли проводить при коронавирусе внеплановый инструктаж по охране труда и технике безопасности для работников. Если такое решение принято, издается специальный приказ: в нем прописывается порядок организации такого инструктажа, лица, ответственные за его проведение, и другие аспекты. С содержанием документа необходимо ознакомить всех работников под роспись.

    Памятки и рекомендации по коронавирусу

    Памятка о правилах поведения во время пандемии

    Одной из основных памяток, выпущенных Роспотребнадзором с начала 2020 года, является памятка о технике безопасности и охране труда в период пандемии.

    памятка о правилах поведения в период пандемии

    Образцы приказов по охране труда в условиях пандемии и карантина в организации

    Инструкции и инструктажи в связи с коронавирусом

    Проведение инструктажей по технике безопасности осуществляется на основании приказа руководителя предприятия, учитывающего требования постановления № 1/29. Разработку инструкций целесообразно осуществлять на основании рекомендаций Роспотребнадзора для соответствующих сфер деятельности: например, охрана труда в медучреждениях в связи с коронавирусом требует принятия специальных мер.

    Образцы журналов при коронавирусе

    Перечень журналов по охране труда при коронавирусе составляется в соответствии с теми мероприятиями по технике безопасности, которые реализуются в компании.

    Читайте также: