Нужно ли заверять трудовой договор в пфр

Обновлено: 19.05.2024

За работников должны отчитываться все предприниматели и организации — вне зависимости от вида деятельности и выбранного налогового режима. За людей, которых нанимали для разовой работы, например по договору подряда, компании тоже подают отчетность.

Отчеты нужно отправлять в ИФНС, ПФР, ФСС — налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования.

В налоговую

В ИФНС нужно предоставлять справки о доходах 2-НДФЛ, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам.

Справка о доходах 2-НДФЛ. Эту справку оформляют на каждого работника, в ней указывают полученный работником доход и удержанный с него НДФЛ — 13%. Также вписывают налоговые вычеты, если они были.

Справки по всем работникам сдают один раз по итогам года. Это нужно сделать не позднее 1 марта года, который следует за отчетным.

Расчет по форме 6-НДФЛ. В расчете 6-НДФЛ указывают сумму полученных доходов всеми сотрудниками сразу и обозначают, какая сумма НДФЛ была исчислена, удержана и перечислена в бюджет.

Расчет по страховым взносам. В нем указывают сумму страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование, начисленных на зарплаты.

Единый расчет по страховым взносам сдают нарастающим итогом ежеквартально, как и расчет по форме 6-НДФЛ.

Перед пенсионным фондом

В пенсионный фонд нужно сдавать СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1.

СЗВ-М. Сведения о работниках — ФИО, ИНН и СНИЛС — вносят в СЗВ-М. Сдают отчет ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

В этом документе указывают, когда человек поступил на работу, на какую должность, прописывают реквизиты приказа о приеме на работу. Если увольняете сотрудника, в этом же документе нужно указать причины увольнения и реквизиты приказа об увольнении.

В СЗВ-ТД также указывают изменения статуса сотрудника внутри компании, такие как перевод на другую должность или повышение.

Если работника перевели или ему дали новую квалификацию, внесли запись в трудовую книжку, то СЗВ-ТД подают до 15 числа следующего после изменений месяца.

СЗВ-СТАЖ и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 сдают раз в год — до 1 марта года, который следует за отчетным.

В СЗВ-СТАЖ указывают наименование работодателя, ФИО и СНИЛС работников, информацию для исчисления страхового стажа, например, период работы, отпуск, периоды болезни.

Не позднее дня, следующего за днем начала работы или увольнения.
В остальных случаях — до 15 числа месяца, следующего после изменений

В фонд социального страхования

Расчет 4-ФСС

В нем указывают количество работников организации, сколько им выплатили денег в качестве заработной платы, обозначают суммы взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, приводят данные спецоценки рабочих мест. Если в организации произошел несчастный случай, в расчете 4-ФСС также указывают сведения по пособиям.

Сроки отправки отчета зависят от того, подаете ли вы бумажный документ или электронный. Если последний день сдачи отчетности выпадает на выходной, днем сдачи будет следующий рабочий день.

Заявление и справка-подтверждение основного вида деятельности

Один раз в год до 15 апреля в ФСС нужно отправлять заявление и справку-подтверждение основного вида деятельности. Это нужно делать, чтобы вам назначили тарифы страховых взносов на травматизм или пересчитали их, если они изменились.

Если не подтвердить основной вид деятельности, фонд присвоит вам максимальный класс профессионального риска из тех видов деятельности, которые вы указали в ЕГРЮЛ. Это значит, что платить страховые взносы придется по максимуму.

Компаниям, которые не относятся к малому бизнесу, нужно дополнительно отправлять копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

В центр занятости

Работодатель должен сообщить в центр занятости населения о ликвидации, сокращении штата, введении режима неполного рабочего времени или объявления простоя для всей компании.

Если собираетесь сокращать штат или ликвидировать компанию, уведомить службу занятости нужно не позднее чем за два месяца до события. Для ИП срок меньше — за две недели.

Когда сокращение штата может привести к массовому увольнению, сроки уведомления ЦЗН для компаний увеличиваются до трех месяцев.

Указанные сведения оформляют в произвольной форме или по форме, установленной конкретным центром занятости.

Бумажно или электронно

Отчеты за работников можно отправлять в бумажном или электронном виде. В некоторых случаях отчеты можно отправлять только электронно: это зависит от количества человек, за которых отчитывается работодатель.

регистрация ип в фсс в качестве работодателя 2022

До 2017 года все работодатели должны были самостоятельно становиться на учёт в фонды ПФР и ФСС. Но сейчас ситуация другая – администрированием некоторых страховых взносов занимается Федеральная налоговая служба. Надо ли где-то регистрировать ИП в качестве работодателя в 2022 году? Или постановка на учёт происходит автоматически?

За что отвечают внебюджетные фонды

В России действуют три внебюджетных фонда: ФСС, ПФР и ФФОМС.

ФСС - это фонд социального страхования, который следит за правильностью расчётов и полнотой оплаты следующих страховых взносов за работников:

  1. на случай временной нетрудоспособности;
  2. в связи с материнством;
  3. от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сбор взносов на пенсионное и медицинское страхование поручен ФНС, но их учётом занимаются также ПФР и ФФОМС.

Обратите внимание: регистрация ИП как работодателя в налоговой инспекции происходит не в заявительном порядке, а автоматически. О том, что вы наняли сотрудников, ИФНС узнает при перечислении страховых взносов за работников и сдаче ежеквартального единого расчёта. Подавать заявление о регистрации ИП в качестве работодателя в ПФР тоже не требуется (письмо ФНС России от 31.01.2017 N БС-4-11/1628@).

Кто должен зарегистрироваться в ФСС

  • при заключении трудового договора;
  • при заключении гражданско-правового договора или договора авторского заказа, если его условия предусматривают уплату заказчиком взносов на страхование исполнителя от несчастных случаев.

А что со взносами ИП за себя? Индивидуальный предприниматель не обязан платить страховые взносы на своё социальное страхование, но может это сделать добровольно. Однако, учитывая, что физлицо не вправе заключить само с собой трудовой договор, то регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя в этом случае не происходит.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Чтобы предприниматель мог получать на себя выплаты по временной нетрудоспособности или в связи с материнством, он подаёт в свое отделение ФСС специальное заявление о добровольном страховании физлица. Причём, чтобы получить пособие в текущем году, взносы надо начинать платить в предыдущем.

Порядок регистрации ИП в Фонде социального страхования

Итак, если вы заключили первый трудовой или гражданско-правовой договор с сотрудником или исполнителем, то надо подать в соцстрах заявление о регистрации в качестве работодателя. Срок подачи документов – не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора.

В соответствии с Приказом ФСС от 22.04.2019 N 125 в обязательный список документов для регистрации ИП-работодателя входят:

  • заявление по установленной форме;
  • копия документа, удостоверяющего личность страхователя (паспорта индивидуального предпринимателя);
  • копии трудовой книжки работника или заключённого трудового договора;
  • копии гражданско-правового договора или договора авторского заказа, если условия предусматривают уплату страховых взносов на травматизм.

Копии документов заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (при подаче через интернет) или работниками ФСС при сверке с оригиналами. В зависимости от вида заключённого договора, заявление о регистрации страхователя в ФСС подают по разным формам.

Для трудового договора:

Для гражданско-правового договора:

Подавать документы надо в отделение соцстраха по месту прописки индивидуального предпринимателя. Если у вас есть доступ к порталу Госуслуг, то можете пройти регистрацию, подав документы удалённо.

Откройте расчётный счет для бизнеса бесплатно без визита в банк

Подтверждение регистрации

После получения документов Фонд социального страхования в течение трёх рабочих дней присваивает индивидуальному предпринимателю регистрационный номер и код подчинённости, а также вносит сведения о нём в реестр страхователей.

Все эти данные указываются в уведомлении о регистрации ИП в качестве страхователя, которое направляется способом, указанным в заявлении (лично, по почте или в электронном виде). Кроме того, выдаётся другое уведомление - о размере взносов по страхованию от несчастных случаев, которые зависят от класса профессионального риска видов деятельности ИП.

  • до 90 дней включительно - 5 000 рублей;
  • более 90 дней - 10 000 рублей.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

С 1 января начался переход на электронные трудовые книжки. Бумажную трудовую книжку постепенно заменят на электронный учет. Что нужно сделать работодателю в связи с таким переходом, какие подготовить документы и как уведомить сотрудников?

В связи с переходом на электронные трудовые книжки работодателю в 2020 году нужно сделать следующее:

Такие правила устанавливает статья 2 закона № 439-ФЗ от 16 декабря 2019 года.

В течение 2020 года работодателю необходимо подготовить, принять или изменить локальные акты организации, где прописан порядок работы с трудовыми книжками.

Так, в первую очередь придется изменить порядок формирования и выдачи сведений о трудовой деятельности работников. Для этого обновите раздел о документах, которые сотрудник предъявляет при приеме на работу.

Также укажите, как сотрудник может получить сведения о трудовой деятельности при прекращении трудового договора. Такая информация относится к порядку увольнения, поэтому она должна быть отражена (часть 4 статьи 189 ТК). Пропишите, как работник получит документ, если в день увольнения его не будет на работе или он откажется его получать.

Кроме того, проверьте, какие еще локальные акты упоминают трудовую книжку. При этом учтите, что положения про трудовую книжку могут быть даже в коллективном договоре, если он у вас есть.

Уведомить всех сотрудников о выборе формата трудовой книжки нужно в письменном виде не позднее 30 июня 2020 года . В уведомлении объясните сотруднику, что ему нужно решить: сохранять бумажную трудовую книжку или вести сведения о его трудовой деятельности только в электронном виде. Об этом сказано в статье 2 закона № 439-ФЗ от 16 декабря 2019 года.

Для того чтобы отслеживать, каким сотрудникам уже направили уведомления и от каких получили заявления о выборе формата трудовой книжки, заведите реестр уведомлений и заявлений. Вести его можно как на бумаге, так и в электронном виде. В отдельной графе документа отмечайте, какую трудовую книжку выбрал сотрудник – бумажную или электронную.

Если используете бумажный вариант реестра, попросите сотрудника поставить подпись, что он получил трудовую книжку на руки. Так не придется делать вторые экземпляры уведомлений с подписью сотрудников и тем самым докажете, что выдали трудовые книжки.

На основании уведомления о выборе формата трудовой книжки сотрудник должен определиться, какую трудовую будет вести работодатель. Решение сотрудники должны принять не позднее 31 декабря 2020 года .

Если сотрудник хочет сохранить бумажную книжку, он должен написать отдельное заявление в произвольной форме. В таком случае работодателю всегда придется вести бумажную книжку одновременно с электронной.

Если сотрудник хочет отказаться от бумажной трудовой книжки, он должен написать заявление, что он согласен перейти на электронные сведения о трудовой деятельности. Такой порядок устанавливает статья 2 закона № 439-ФЗ от 16 декабря 2019 года.

Если сотрудник откажется от бумажной трудовой книжки, с 1 января 2021 года работодатель должен отдать ему бумажную книжку на руки и продолжать вести только электронные сведения.

Вести электронные трудовые книжки будет Пенсионный фонд. А собирать сведения о трудовой деятельности сотрудников и передавать их в электронном виде в ПФР должен работодатель (статья 66.1 ТК).

Формировать электронные сведения работодатель будет с помощью своих программно-технических средств либо через бесплатный электронный сервис ПФР.

Сведения по форме СЗВ-ТД сдают все работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, у которых есть наемные работники. Сведения подают в том числе на совместителей, дистанционных и надомных работников.

Если рассматривать данные новшества с точки зрения работодателя, то объем работ для бухгалтерии безусловно увеличится, т.к. нужно подавать отчет СВЗ-ТД.
Радует, что в отличие от всем известной СЗВ-М, новая персонифицированная отчетность не носит регулярного характера. То есть сдавать ее в ПФР нужно по мере необходимости, а не каждый месяц. Обязанность подачи формы подразумевает случаи приема сотрудников на работу, переводов их на другую постоянную работу, увольнения, а также подачи работниками заявлений о выборе варианта ведения трудовой книжки. Кроме того, если в течение 2020 года в отношении сотрудников не случится никаких кадровых мероприятий и они не заявят о выборе варианта ведения трудовой книжки, подача первого отчета СЗВ-ТД переносится на февраль 2021 года. Ответственность за несдачу СЗВ-ТД, а также сдачу неполных или недостоверных сведений работодатели будут нести по ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения за неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности сотрудников. Думаю не стоит исключать, что со временем будет предусмотрен и штраф.

Интересно, а в какую-нибудь правительственную голову приходило просто отказаться от этого советского рудимента?

Зато уже сократили планируемый переходный период, что не может не радовать. Изначально планировалось обязать работодателей вести и электронные, и бумажные версии вплоть до 2027 года.

С одной стороны, это хорошо, а с другой — непонятно, зачем это ярмо вообще пытаются модернизировать. Удобный повод совсем отказаться от этой бумажки.

в ту же, что и скоро отменит пенсии как "советский рудимент"

Работник может сам где-то посмотреть свою электрическую трудовую книжку?

Да, сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте ПФР и на сайте Госуслуг. Информацию также можно будет получить в бумажном виде, подав заявку работодателю по текущему или последнему месту работы, в территориальном органе ПФР, в многофункциональном центре (МФЦ).

Гребаный киберпанк. У меня каждый раз будет бомбить от этих постсовковых высеров. И главное всех устраивает.

а в чем проблема? убрали лишнюю бумажку, вроде бы норм.

Не убрали, а оцифровали.

А как же теперь быть с ГПХ? Теперь любой рабочий на договоре ГПХ может потребовать запись ЭТК? Но тогда теряется смысл ГПХ. Или все остаётся как есть?

По договорам гражданско-правового характера запись в трудовую не делается, они не попадают под нормы трудового законодательства. Иначе обстоит с работой по совместительству: если у вас бумажная трудовая книжка, то вы можете попросить работодателя по основному месту работы внести сведения о работе по совместительству, но это не обязательно. В электронную трудовую книжку сведения о совместительстве попадут из базы ПФР.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Если вы сейчас работаете по трудовой, до конца года нужно подать в произвольной форме заявление в ваш отдел кадров. Дайте знать, если нужно скинуть пример. Если сейчас не работаете и трудовая на руках, заявление можно написать при приёме у нового работодателя.

Комментарий удален по просьбе пользователя

А может на одном предприятии Иванов А.А. хотеть бумажную, а на другом хотеть электронную? Или это раз и навсегда и действует для всех его работ?

Электронные книжки будут у всех с 2021 года. Иванов может воспользоваться своим правом на продолжение ведения сведений на бумаге, подав письменное заявление работодателю в течение 2020 года — это не исключает наличие электронной, но работодатель будет обязан вести и бумажную трудовую книжку.


Заявление работодателем направляется в ПФР, и при последующем трудоустройстве к другим работодателям за работником сохраняется право ведения трудовой книжки на бумаге. Также сохраняется право подать работодателю письменное заявление о ведении трудовой только в электронном виде.

В Китае, например, большая часть документооборота проходит через местный чат-бот Wechat. Несомненно, это тренд, и мы движемся в том же направлении. Вся рутина, бумажная работа уходит в облачный сервис. И ничего не теряется, не надо делать копии, хранить оригинал документа. Есть доступ в любой момент к любому хранилищу. Там же контакты человека, сервис индивидуального оповещения.

да все равно будущее за технологиями и все переводится в электронный вариант, дабы упростить и избежать бумажной волокиты)

Это да, но например чтение книг приятнее в бумажном варианте книги, чем электронной и в этом есть своя романтика.

По остальным вопросам может и электроника лучше и проще

я не романтик, но читать люблю. Поэтому купил Pocketbook и качаю себе бесплатно книги, а экран имитирует бумагу и глаза не устают от него, плюс есть подсветка. Так что даже бумажные книги уже не так популярны как раньше)

Только пидры из правящей "элиты"придумывают(по Климову)отбор наших достижений .Дегенераты пархатые!Странно,что введя запрет на признанную мировую литературу, причем признанную в большинстве стран мира(Г.Климов,Б.Миронов, Емельянов В,Истархов и множество других),они "забыли"запретить такой мультфильм,как "Чиполлино".Для тех,кто не видел-посмотрите! . после того ,как мы ввели налог на воздух-вы стали меньше дышать.А теперь мы вводим налог на дождь. Вырожденцы , имеющие по два,три и более граждств,разворовыющие Россию,уничтожающие именно русских-этот комментарий именно для вас ,сидящих в думах и судах ,принимающих решения в принятии законов чуждых России и русскому народу.Заводы и фабрики уничтожены-рабочий класс опасен,деревни стоят пустые-а вдруг крестьяне соберутся вместе и вновь организуют колхозы-землю ведь обрабатывать легче всем вместе,а то вдруг соберутся и с топорами да вилами попрут на местных и неместных воров-прихватизаторов. против автоматов и танков,против защитников пидров и Лесбос. Для тех,кто умеет думать: цены на бензин за последние 20 лет выросли в два раза,на продукты-в три,квартпаты-завышены,налоги-растут как на дрожжах,штрафы. Советская школа образования ,как самая лучшая в мире-уничтожена,пприче уничтожена именно нашими недоумками.Прав был Задорнв,-одни менеджеры.В медицие . бардак, цены на лекарства . 18тысяч пенсия, 6тысяч оплата жилья,остаток -12000,которые и уходят на лечение,а жить на что?То-же и с зарплатами.Теперь о трудовых в электронном виде.Написать могут все что угодно,после чего вас на работу уже не возьмут.Никуда! Причем напишут именно" правдоподобную ложь",знаю на своем опыте! Правдоподобная ложь-ложью и осанетсЯ,как не поверни. Делайте выводы, читайте,в том числе и книги.

Нужно ли заверять подписью и печатью работодателя запись в трудовой книжке о выборе электронного варианта ведения?

Он хочет создать узнаваемый бренд для молодых специалистов, которых привлекал в коворкинги сети, говорят источники.

Все привыкли к тому, что на протяжении всей жизни для любого гражданина одним из обязательных документов (почти таким же обязательным, как паспорт) является трудовая книжка. Она подтверждает периоды работы, должности, которые человек занимал, сведения из нее важны для работодателя на новом месте работы…

Однако различные ведомства давно уже утверждали, что трудовые книжки устарели, не соответствуют потребностям современной экономики и их надо отменить. И наконец это случилось.

Речь действительно идет об их отмене, хотя предусматривается продолжительный (неопределенной длительности) переходный период (в средствах массовой информации этот процесс нередко называют переходом на электронные трудовые книжки).

В ПФ РФ надо будет подавать новый отчет, но по необходимости

Переход к электронному трудовому учету завершится 01.01.2021. Но в течение 2020 года работодателям надо будет к этому переходу подготовиться. Об этом – во второй части публикации. Сначала – о новом порядке.

В настоящее время работодатель по основному месту работы работника хранит и ведет его трудовую книжку.

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет ее работодателю, кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или осуществляется прием на работу на условиях совместительства.

Теперь в ТК РФ вводится ст. 66.1. Она предусматривает, что работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее – сведения о трудовой деятельности (СТД)) и представляет ее в ПФ РФ.

При поступлении на работу, соответственно, работник вправе будет предъявить трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности.

место работы:

наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);

регистрационный номер страхователя;

сведения о выполняемой работе и периодах работы:

сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

сведения о переводах на другую постоянную работу;

сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;

реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;

Согласно новому п. 2.4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ СТД работодатель должен представить в ПФ РФ в следующих случаях:

прием на работу;

перевод на другую постоянную работу;

Эти сведения с 01.01.2021 надо будет представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления (новый п. 2.5 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно п. 2.6 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ эти сведения должны будут представляться в электронной форме, если у страхователя численность застрахованных лиц за предшествующий отчетный период (месяц) составляет 25 и более лиц.

Обратите внимание: согласно новой редакции п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ при ликвидации страхователя – юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет данные сведения, как и другие, предусмотренные ст. 11, в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) – но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для госрегистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

В таком же порядке и в те же сроки (со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса)) представляются СТД при реорганизации страхователя – юридического лица.

В случае реорганизации страхователя – юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Не подать отчет – дорогое удовольствие

Примечательно, что за непредставление СТД для страхователя не предусмотрено прямое наказание в Федеральном законе № 27-ФЗ. Однако в ст. 17 этого закона сказано, что в случае непредставления в установленный срок либо представления неполных и (или) недостоверных СТД страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Очевидно, имеется в виду ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В ней сказано, что нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;

на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Более того, согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ совершение данного нарушения лицом, ранее уже подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб. (или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 руб.;

на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 руб.

Наказания немаленькие, особенно если учесть, что дисквалификации может быть подвергнут не руководитель, а должностное лицо, непосредственно отвечающее за представление СТД.

Соответствующие административные дела рассматривает Федеральная служба по труду и занятости (ст. 23.12 КоАП РФ). Как знать – не окажется ли такое рассмотрение поводом для комплексной проверки хозяйствующего субъекта трудовой инспекцией?

Сведения для работников

Согласно новой ст. 66.1 ТК РФ работник вправе будет запросить у работодателя СТД в отношении себя за период работы у этого работодателя. Однако тот вправе отказать, если на данного работника ведется трудовая книжка.

Заявление с соответствующим запросом работник подает в письменной форме или направляет в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя. В данном заявлении работник определяет, в какой форме он хочет получить СТД: на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).

Работодатель предоставляет СТД работнику в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления, а при увольнении – в день прекращения трудового договора.

Если работник обнаружит, что СТД в отношении него неверны или неполны, то он вправе обратиться к работодателю (подав письменное заявление) о необходимости внесения исправлений и подачи исправленных СТД в ПФ РФ. Очевидно, что в этом случае к работодателю может быть применено административное взыскание, о котором сказано выше.

Отметим, что работнику не обязательно обращаться к работодателю за СТД – по своему желанию можно их получить в МФЦ, ПФ РФ или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Но и в этом случае работник, обнаружив ошибку, вправе обратиться к работодателю, чтобы тот ее исправил.

Выдача документов, связанных с работой, и их копий

Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой.

Работник, в свою очередь, обязан в течение трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.

Теперь уточнено, что если трудовая книжка на работника не ведется, то и предоставлять ее работодатель не обязан – только названные иные документы.

Обязанности работодателя при увольнении

До сих пор согласно ст. 80 ТК РФ в последний день работы работодатель был обязан выдать работнику, в частности, трудовую книжку. Теперь будет указано, что вместо нее он может выдать СТД (аналогичное указание появится в ст. 84.1 ТК РФ), причем почему-то выбор между этими двумя вариантами полностью отдается на откуп работодателю. То есть ему не вменяется в обязанность выдать конкретно трудовую книжку, если он продолжал ее вести на данного работника.

Впрочем, очевидно, законодатели не намеревались предоставить работодателю именно такое право. По нашему мнению, СТД не могут заменить трудовую книжку при увольнении работника, который не отказывался от того, чтобы работодатель ее вел.

В статье 84.1 НК РФ подчеркивается, что запись в трудовую книжку (а теперь и в СТД) об основании и о причине расторжения трудовых отношений должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона. В данной статье также указано, как должен поступать работодатель, если в день расторжения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения.

По обращению названного работника (в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя), не получившего СТД у данного работодателя после увольнения, тот обязан выдать их не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника способом, указанным в обращении, – на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).

Если работодатель не выполнит указанные обязанности, его, как и в случае с трудовой книжкой, могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а также принудить к возмещению убытка работника, связанного с неполучением последним заработка на новом месте работы (абз. 4 ст. 234 ТК РФ в новой редакции).

Что надо делать уже в 2020 году?

Прежде всего, уже в 2020 году надо представлять СТД при наступлении в отношении застрахованного лица событий, указанных в п. 2.4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Нужно будет это делать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные события. Получается, что уже в январе 2020 года придется подавать СТД, если в этом месяце произошел прием на работу или состоялось увольнение застрахованного лица, – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

События, произошедшие в декабре 2019 года, не влияют на подачу СТД в январе 2020 года.

Если в январе 2020 года произошел перевод работника на другую постоянную работу либо он подал заявление о продолжении ведения в отношении него трудовой книжки или о прекращении такого ведения, то информация об этом передается не позднее 15 февраля. В тот же срок в СТД включаются данные о трудовой деятельности каждого застрахованного лица по состоянию на 01.01.2020 у этого страхователя (то есть подобные сведения по каждому застрахованному лицу подаются только один раз).

Исключение – застрахованные лица, уволенные или принятые данным работодателем в течение января. В отношении них СТД застрахованного лица по состоянию на 01.01.2020 у данного страхователя подаются одновременно со сведениями об увольнении или приеме на работу.

Работодатель в течение 2020 года должен принять локальные нормативные акты, которые, по его мнению, требуются для перехода к новому порядку. Какими должны быть эти нормативные акты – не конкретизируется. Также надо подготовить и обсудить с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменения (тоже при необходимости), вносимые в соглашения и коллективные договоры.

Работодатель должен обеспечить себе техническую готовность к представлению СТД.

До 30.06.2020 надо уведомить каждого работника о названных изменениях в трудовом законодательстве, причем в письменной форме. В таком же порядке надо проинформировать каждого работника о том, что он должен сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ (в новой редакции) или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Работник должен подать письменное заявление о своем выборе в срок по 31.12.2020. И его выбор работодатель отразит в СТД (об этом сказано выше).

Впрочем, допускается, что работник вообще никакого заявления не подаст. В этом случае работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со ст. 66 ТК РФ (в новой редакции). И при последующем трудоустройстве на новом месте работник, как и прежде, предъявляет трудовую книжку новому работодателю. Тот обязан ее вести в общем порядке, если только работник не подаст ему письменное заявление о предоставлении ему СТД согласно ст. 66.1 ТК РФ вместо ведения трудовой книжки. Работнику, подавшему такое заявление, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При этом в трудовую книжку вносится запись о подаче работником такого заявления. Запись, очевидно, делается в произвольной форме, хотя, возможно, мы скоро увидим рекомендации на этот счет от Минтруда.

Выбора будут лишены только те, кто впервые будет поступать на работу после 31.12.2020 (иначе говоря, лица, не имевшие до этой даты трудовых книжек). В отношении них работодатель сразу будет предоставлять СТД.

Можно предположить, что еще долго (может быть, десятилетия) работодателям придется параллельно с предоставлением СТД вести трудовые книжки на кого-либо из работников. Вероятно, многие из них не рискнут перейти на новый порядок, а обязать их сделать это нельзя.

Читайте также: