Нужно ли проходить медкомиссию при устройстве на работу по договору подряда в беларуси

Обновлено: 04.07.2024

Когда организации необходимо привлечь работников для выполнения разовых или временных работ, чаще используется гражданско-правовой договор подряда, чем трудовой. При этом традиционно возникает вопрос: кто отвечает за соблюдение техники безопасности и мер по охране труда при выполнении работ по договору подряда? Рассмотрим подробно обязанности каждой стороны договора подряда в отношении соблюдения мер безопасности и охраны труда.

Между участниками договора подряда – заказчиком (организацией, которая нанимает граждан для выполнения определенных работ) и подрядчиком (физическим лицом, трудом которого непосредственно осуществляется работа) – возникают не трудовые, а гражданско-правовые отношения, которые регулируются условиями договора подряда и гражданским законодательством (ГК, Указом № 314).

Гражданской кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

На кого распространяются требования по охране труда?

Нормы и правила об охране труда являются частью трудового законодательства и соответственно распространяются только на лиц, состоящих в трудовых отношениях, поэтому обязанности по соблюдению мер охраны труда лежат на нанимателе. Именно работодатель в силу норм трудового законодательства должен предпринимать и обеспечивать все меры по соблюдению техники безопасности и охраны труда его работников.

Но предположим, что организация наняла своих работников не по трудовому договору, а на основе договора подряда. Будет ли она по-прежнему отвечать за охрану труда? Да, будет.

Специальное законодательство об охране труда распространяется на работодателей и работающих граждан, в т.ч. работающих по гражданско-правовым договорам. Гарантии прав работающих по гражданско-правовым договорам на охрану труда определяются в этих договорах (ст. 14 Закона № 356-З).

Какие требования предъявляются к договору подряда в отношении охраны труда и техники безопасности?

При заключении гражданско-правового договора подряда между организацией и физическим лицом основными нормами, регулирующими права и обязанности сторон, являются условия самого договора, а также требования Указа № 314.

В соответствии с требованиями Указа № 314 договор подряда в обязательном порядке должен содержать ряд требований, в частности обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подп. 1.3 и 1.4 п. 1 Указа № 314, и ответственность за их невыполнение.

Таким образом, организация обязана включить в договор подряда с физическим лицом условия, обеспечивающие безопасность работника при выполнении подрядных работ, в частности: проведение инструктажа, обучения или стажировки, прохождение обязательного медицинского осмотра, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, получение специальных разрешений и допусков на проведение работ и т.д. В договоре подряда также должны быть предусмотрены меры ответственности организации за несоблюдение указанных мер.

Нормами Указа № 314 предусмотрены некоторые обязанности и для физических лиц, заключающих договор подряда, по соблюдению безопасных условий труда:

– соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации;

– использовать средства индивидуальной защиты;

– проходить в установленном порядке подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации, проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности и медицинские осмотры (подп. 1.4 п. 1 Указа № 314).

В связи с этим рекомендуем в договоре подряда с физическим лицом четко прописать обязанности работника по выполнению указанных в договоре мер, направленных на обеспечение безопасности работ и соблюдение мер охраны труда. Это, во-первых, дисциплинирует работника, так как он частично берет на себя обязательства не только перед нанимающей его организацией, но и косвенно перед теми лицами, с которыми нанявшая его организация вступает в договорные отношения по выполнению работ; во-вторых, при нарушении работником этих условий и причинении ущерба это даст возможность организации взыскать с него возмещение причиненного ущерба в гражданско-правовом порядке.

Граждане, выполняющие работу по договору подряда, вправе отказаться от его исполнения полностью или частично, если заказчиком не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные договором для безопасного выполнения работ (подп. 1.4 п. 1 Указа № 314).

Какие действия совершает организация для соблюдения мер охраны труда?

На организацию, нанимающую физическое лицо по договору подряда, возложен ряд обязанностей по обеспечению безопасных условий работы (подп. 1.3 п. 1 Указа № 314):

– предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности), соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;

– осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ (оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности) либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;

– не допускать (отстранять) к выполнению работ (оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности) в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

– обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроля за соблюдением законодательства, в т.ч. проверок условий выполнения работ (оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности), а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;

– расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством.

Таким образом, основные меры по технике безопасности и охране труда, которые должна предпринять организация, нанимающая физических лиц по договору подряда, следующие:

1) проведение инструктажа;

2) проверка знаний по вопросам охраны труда;

3) прохождение медицинского осмотра;

4) выдача средств индивидуальной защиты.

Инструктаж

Инструктаж и проверка знаний проводятся в соответствии с Инструкцией № 175. На основании ее норм с работниками организаций (подразделений), выполняющими работы на территории организации по договору подряда, обязательно проводится вводный инструктаж по охране труда (п. 46 Инструкции № 175) и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (п. 49 Инструкции № 175).

Инструкци я о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).

В микроорганизациях допускается проводить регистрацию обоих видов инструктажа в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Повторный инструктаж проводится в случае, если срок действия договора превышает 6 месяцев, не реже 1 раза в 6 месяцев по программе первичного инструктажа или инструкции по охране труда по профессии (виду выполняемой работы) (п. 54 Инструкции № 175).

Если в организации, нанимающей физических лиц по договору подряда, невозможно проведение указанного инструктажа, то вместо него организация может истребовать от работника документы, подтверждающие прохождение им инструктажа (подп. 1.3 п. 1 Указа № 314).

Обучение и проверка знаний по охране труда

Такие меры, как обучение, стажировка и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда, конкретно для лиц, работающих по договору подряда, не предусмотрены как обязательные.

Если по каким-то причинам специальные профессиональные знания и навыки обязательны для выполнения работ, а организация не может осуществить такое обучение, допускается истребование у работника документов, подтверждающих прохождение им соответствующей подготовки или обучения (подп. 1.3 п. 1 Указа № 314).

Также если организация не может обеспечить прохождение работниками стажировки, допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ (п. 24 Инструкции № 175).

Медицинский осмотр

В целях охраны здоровья и для предупреждения профессиональных заболеваний работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, должен пройти медицинский осмотр, а также внеочередной осмотр при ухудшении здоровья. В таких случаях работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работающими по договору подряда медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг), оговоренных таким договором (ст. 27 Закона № 356-З, подп. 1.3 п. 1 Указа № 314).

Обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, в т.ч. смывающими и обезвреживающими средствами, в соответствии с данным договором (ст. 28 Закона № 356-З). Из данной нормы следует, что обязанность обеспечить работника такими средствами возлагается на заказчика по договору подряда, т.е. на организацию, заключающую с этим работником договор подряда.

На работника также возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты при выполнении работ (подп. 1.4 п. 1 Указа № 314).

Таким образом, эти обязанности у сторон договора подряда взаимные. Поэтому рекомендуем в соответствующих статьях договора подряда отразить обязанность применения конкретных средств индивидуальной защиты и перечислить их. В целях урегулирования вопросов распределения затрат и выплаты компенсаций по договору подряда целесообразно также определить, какая из сторон договора их приобретает и на каких условиях предоставляет. Так, например, заказчик приобретает и обеспечивает исполнителя необходимыми средствами защиты, а исполнитель компенсирует затраты на приобретение.

Итоговые рекомендации

Таким образом, при заключении договора подряда организации-заказчику рекомендуем обязательно определиться по следующим вопросам:

1) предусмотреть, какие из перечисленных выше действий организация может провести самостоятельно, а какие заменить истребованием подтверждающих документов у работника;

2) оформить порядок допуска к работам граждан, нанимаемых на основе договора подряда, в локальном нормативном правовом акте;

3) предусмотреть и согласовать в договоре подряда требуемые законодательством меры по охране труда:

обеспечение необходимыми материалами и оборудованным рабочим местом;

проведение инструктажа, обучения, медосмотра либо перечень заменяющих их документов;

обеспечение средствами индивидуальной защиты (перечень средств, кто приобретает).

строгое соблюдение правил безопасности и охраны труда (безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства);

использование при проведении работ средств индивидуальной защиты.


Медосмотр показал, что сотрудник не может временно или постоянно занимать свою должность. Что делать работодателю: отстранить сотрудника от работы, перевести на новое место или уволить? В какие сроки это нужно сделать? Какими документами оформить? Разбираем подробно.

Изучаем медицинское заключение

В медицинском заключении должен быть указан срок, в течение которого работник по состоянию здоровья не сможет выполнять прежнюю трудовую функцию:

  • до 4 месяцев;
  • более 4 месяцев;
  • бессрочно.

Этот срок и выявленные противопоказания станут той отправной точкой, от которой будут отталкиваться стороны трудовых отношений в поисках приемлемого варианта дальнейшего сотрудничества.

Какие варианты могут быть?

Изменение условий труда

Если работник сможет выполнять прежнюю функцию при незначительном изменении условий труда, его можно оставить на прежнем месте.

Например: медкомиссия запретила работнику поднимать тяжести свыше 5 кг. Если это ограничение не помешает работнику выполнять свои обязанности, то он может продолжить трудиться на том же месте.

Какие документы нужно оформить

  1. Приказ руководителя об установлении особых условиях труда для этого работника.
  2. Дополнительное соглашение к трудовому договору.

Когда нужно оформить документы

Сделайте это в тот же день, когда работник принес медицинское заключение.

  • должностное лицо (ИП) могут оштрафовать на сумму от 15 до 25 тысяч рублей;
  • организацию — от 110 до 130 тысяч рублей.

Перевод на другую работу

Если по состоянию здоровья сотрудник не сможет работать в прежней должности — работодатель должен предложить ему подходящие вакансии, которые есть в компании (ст. 73 ТК РФ). В зависимости от срока, указанного в медицинском заключении, новое место может быть временным или постоянным.

Предложенная работа должна подходить сотруднику по квалификации и состоянию здоровья. Предложение со списком свободных вакансий можно оформить в произвольной форме.

Важно: работодатель не обязан предлагать место с более высокой оплатой или квалификацией. Но если на новой должности оплата будет ниже, то в первый месяц после перевода работнику нужно выплатить средний заработок по прежней работе.

Иногда подходящей вакансии в компании нет, но терять хорошего работника руководство не хочет. Как лучше поступить? Можно ввести в штатное расписание новую должность, которая подходит работнику по медицинским показаниям и оформить перевод на эту должность (ст. 72.2 ТК РФ),

Какие документы нужно оформить

  1. Предложение со списком свободных вакансий.
  2. Согласие работника на перевод (работник может сделать запись прямо на предложении со списком вакансий) или заявление о переводе на другую должность.
  3. Приказ о переводе на другую должность.
  4. Дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если перевод временный, то вносить запись в трудовую книжку (отражать сведения о трудовой деятельности в электронной форме) не нужно.

Когда нужно оформить документы

Сотрудника нельзя оставить на противопоказанной ему работе ни на один день. Поэтому подбор свободной вакансии, получение согласия от работника и оформление перевода лучше провести в день получения медзаключения.

Отстранение от работы

Бывает, что сотрудник, которому нужен временный перевод на срок до 4 месяцев, от него отказался или на предприятии нет свободных вакансий. В таком случае работодатель обязан отстранить сотрудника от работы на весь срок, указанный в медзаключении.

Однако на срок отстранения за сотрудником нужно сохранить его место. А вот начислять зарплату за этот период ему не надо, если иное не предусмотрено трудовым (коллективным) договором или законодательством (ст. 73 ТК РФ).

Какие документы нужно оформить

  1. Предложение со списком свободных вакансий (если они есть) в произвольной форме.
  2. Один из трех документов — отказ работника от перевода (работник может сделать запись прямо на предложении со списком вакансий), заявление об отказе от перевода или уведомление об отсутствии свободных вакансий (работника нужно ознакомить с ним под роспись).
  3. Приказ об отстранении от работы с сохранением должности, но без сохранения зарплаты в произвольной форме.

Когда нужно оформить документы

В день получения медзаключения.

Увольнение

Если работнику требуется перевод на срок дольше 4 месяцев или на постоянку, а вакансий на предприятии нет или работник от них отказался — его нужно уволить.

Увольнение производится по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ..

Важно: увольнение по этому основанию не нарушает права сотрудника, так как направлено на охрану его здоровья.

При увольнении работнику нужно выплатить:

  • зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и прочие положенные выплаты при их наличии;
  • выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Особый порядок увольнения предусмотрен для: руководителей компаний (филиалов и иных ОП), их замов и главных бухгалтеров. Такого работника можно уволить, даже если срок отстранения по медзаключению меньше 4 месяцев. При этом стороны вправе не расторгать трудовой договор, а заключить соглашение об отстранении от работы на определенный срок. На протяжении этого срока зарплата работнику не начисляется.

Какие документы нужно оформить:

  1. Предложение со списком свободных вакансий (если они есть).
  2. Один из трех документов — отказ работника от перевода (работник может сделать запись прямо на предложении со списком вакансий), заявление об отказе от перевода или уведомление об отсутствии свободных вакансий (работника нужно ознакомить с ним под роспись).
  3. Приказ об увольнении.
  4. Справку о сумме заработной платы и документы о стаже (выписки из СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 по страховым взносам) и иные документы (по письменному заявлению работника).

Диана Шигапова

Работники определенных профессий перед трудоустройством должны проходить предварительный медицинский осмотр. А будучи трудоустроенными — посещать врачей-специалистов регулярно по ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ.

Без заключения медкомиссии или медкнижки их нельзя допускать до работы, иначе работодателя оштрафуют.

Расскажем, как организовывают медосмотр.

Для чего проводят медосмотр

Главный источник информации по теме — Порядок, который утверждён приказом Минздравсоцразвития № 302н. Кроме конкретных норм в нём есть объяснение, зачем вообще отправлять работников на медосмотры.

Для нового работника медосмотр нужен, чтобы оценить состояние его здоровья и определить, осилит ли человек нагрузку на этой должности, нет ли заболеваний, которые могут помешать работе.

Для людей, чья деятельность связана с обществом или детьми, медосмотры нужны, чтобы снизить риски распространения эпидемий.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Какие работники должны проходить медосмотр

Есть список профессий и работ, при выполнении которых работники рискуют серьезно заболеть или получить травму. Часть из них объединили в 4 группы по отрицательным факторам влияния.

Химические факторы. Деятельность связана с химическими веществами, которые негативно влияют на организм работника. Например, декораторы расписывают посуду, а в краске — свинец.

Биологические факторы. Работник имеет дело с биологическими веществами и есть риск заразиться тяжелой или неизлечимой болезнью. Например, ученые, занимающиеся микробиологией, рискуют заразится неизвестными вирусами.

Физические факторы: шум, вибрация, давление, электромагнитное поле. Физические условия работы, превышающие нормы, вредны для человека. Его здоровье со временем станет ухудшаться. Например, водолазы, погружаясь под воду, испытывают большое давление.

Факторы трудового процесса. Поднимание тяжестей, рабочая поза, работа с оптическими приборами и т.д. Работники должны проходить медосмотр, если по результатам оценки условий труда эти должности признаны вредными.

Вторая часть работ указана в отдельном перечне — в Приложении № 2 к приказу № 302н. Всего 27 вариантов работ в самых разных сферах: пищевой промышленности, торговле, работы на высоте, валке леса.

Все эти люди должны проходить предварительный и периодический медосмотры. А работники младше 18 лет проходят медосмотр при каждом трудоустройстве.

Если производство опасное и вредное, то предварительный медосмотр проходят даже студенты-практиканты, независимо от того, возьмут ли их потом туда на работу.

Когда проводят повторный и внеочередной медосмотр

На повторный медосмотр работников отправляют в сроки, указанные в Порядке — ежегодно или раз в 2 года. Работники младше 21 года проходят повторный медосмотр каждый год.

Что касается внеочередного медосмотра, то здесь возможно 3 варианта.

Особняком стоят предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медосмотры для водителей. Их проводят согласно Приказу Минздрава № 835н, Методическим рекомендациям и другим нормативным актам.

От работодателя требуется следующее.

Составить список работников, которые должны пройти медосмотр.

Издать приказ о прохождении работниками периодического медицинского осмотра.

Вручить направления на медосмотр работникам под подпись.

Работники, в свою очередь, должны прийти в указанный день в медучреждение, пройти всех врачей, получить заключение. В противном случае работодателю придется отстранить их от работы.

Условия повышенной опасности накладывают дополнительную обязанность. Работники должны проходить не только медосмотр, но и проходить психиатра раз в 5 лет.

Кто оплачивает медосмотр

Все медосмотры оплачивает работодатель. Заставлять работников разбираться самим и вычитать расходы из зарплаты ему запрещено. Работодатель платит, даже если сотрудник не прошёл испытательный срок, уволился через две недели или обнаружил болезнь, которая препятствует трудоустройству.

Единственное исключение — работник прошел специалистов по своей инициативе. Ну, вдруг решил проверить своё здоровье за счёт компании. В этом случае компенсировать расходы не нужно.

Диспансеризация и медосмотр — это разные услуги с разными целями.

Во-первых, медосмотр обязателен, а диспансеризация добровольна. Она связана только с желанием человека узнать, здоров ли он, но не с работой.

Во-вторых, по результатам медосмотра врач-профпатолог делает вывод о профпригодности. В заключении по результатам диспансеризации об этом ничего не сказано.

Если работник идет на диспансеризацию, работодатель обязан освободить его от работы на 1 день с сохранением среднего заработка. Но вместо медосмотра отправлять на диспансеризацию нельзя.

Медицинское заключение или медкнижка

Медицинскую книжку должны оформлять работники профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с:

  • производством, хранением,транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды,
  • воспитанием и обучением детей,
  • коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Посмотреть, кто именно должен иметь медкнижку, можно в Перечне профессий. Это, например, работники столовых, кафе, пищеблоков организаций, воспитатели в детских садах, школьные учителя, вожатые в лагерях.

Все данные по очередным медосмотрам вносят в медкнижки людей указанных профессий.

Во всех остальных случаях по итогам профосмотра оформляют медицинское заключение.

Ответственность за отсутствие медосмотра

Если работник не прошел медосмотр и приступил к работе, то на работодателя наложат штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП.

15 000-25 000 рублей на должностное лицо,

15 000-25 000 рублей на ИП,

110 000-130 000 рублей на организацию.

Помните, что:

Ответы на вопросы

Медосмотры облагаются НДФЛ и страховыми взносами?

В зависимости от ситуации:

1. Работодатель платит за медосмотр. Платёж идёт напрямую медицинской организации, повода платить НДФЛ и взносы за сотрудников нет. Предполагается, что работодатель будет действовать именно так.

2. Сотрудник сам платит за медосмотр, а потом получает компенсацию. Тогда придётся заплатить НДФЛ и страховые взносы. Это выплата сотрудникам, и она не входит в список, освобождённый от взносов, поясняет ФНС в письме от 24.12.2019.

Отправьте список заказным письмом, чтобы никуда не ехать и не искать подходящего сотрудника. Адрес медучреждения вы найдёте на его сайте, а Роспотребнадзор вам нужен региональный.

Статья актуальна на 09.02.2021

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Большинство заинтересованных специалистов, чья деятельность связана с проведением медосмотров, конечно, с этим документом уже ознакомились. Но вот на все ли вопросы смог ответить новый порядок проведения медосмотров и как правильно адаптировать новые требования под рабочие реалии – расскажем в статье.


Новый Приказ утвердил:

  • Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (Приложение 1);
  • Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение 2).

А совместный Приказ Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 г. утвердил перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Оба документа вступили в силу с 1 апреля 2021 года, и срок их действия ограничен 1 апреля 2027 года. Прежние документы (в том числе порядок проведения медосмотров, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н) больше не действует. Рассказываем об основных изменениях.

Предварительные и периодические медицинские осмотры. Что нового?

Перечень контингентов и поименный перечень лиц, направляемых на медосмотры в новом документе заменены на:

  • Список лиц, подлежащих предварительным медицинским осмотрам;
  • Список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

Оба списка абсолютно одинаковы, за исключением названия документа, и включают в себя следующую информацию:

  • Наименование профессии или должности;
  • Структурное подразделение (при наличии);
  • Наименование вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку;
  • Наименование вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.

По новому Приказу №29н вредные факторы в списках лиц проставляются в любом случае и не зависят от наличия и результатов СОУТ. Важно внимательно изучить новое Приложение к Приказу с перечнем факторов, так как многие факторы переработаны, изменены и добавлены.

Также нововведением стал тот факт, что теперь работодателям, у которых нет декретированного контингента, требующих наличия личных медицинских книжек, список лиц в Роспотребнадзор можно не подавать вовсе.

Направление на медосмотр. Что изменилось?

Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно.

Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.

Цифровизация и единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Для чего?

Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье.

Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации.

Мобильные медицинские бригады. Что можно, а что нет?

Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя.

Диспансеризация или как теперь можно экономить на медосмотрах?

Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями.

Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров.

Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.).

Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации.

Внеочередные медосмотры. Теперь можно?

Обязательные объемы обследования. Что добавили?

Для всех категорий работников, направляемых на медицинский осмотр с 1 апреля 2021 года, добавилось обследование врача-невролога, а также обследование УЗИ малого таза, причем для всех работников-женщин 1 раз в год, независимо от их возраста. Маммография также стала ежегодным обследованием для женщин, а не 1 раз в 2 года, как было ранее, что существенно влияет на удорожание медосмотров женщин, чем и воспользовались абсолютное большинство медицинских учреждений России.

Медосмотр для офисных сотрудников. На что обратить внимание?

Согласно п. 4.2.5 Приложения к Приказу №29н, медосмотр нужно проводить для всех сотрудников, которые работают на персональных компьютерах при электромагнитном поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц). Всех офисных сотрудников с персональными компьютерами по новому Приказу необходимо отправлять на медосмотр, без уточнения количества времени, проведенного за компьютером, без принятия во внимание результатов СОУТ, даже если данные рабочие места относятся к оптимальному и допустимому классу условий труда.

Немного можно выдохнуть после официального ответа Министерства труда на наш запрос по данному пункту. На их взгляд, если на персональном компьютере работника уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает ПДУ, то такой сотрудник на медосмотр может не отправляться.

  1. Заказать дополнительные лабораторные измерения данного фактора на персональных компьютерах.
  2. Иметь в наличии Сертификат безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 или Сертификат безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 020/2011 на все компьютеры.

Автор рекомендует: чем искать причины не проводить медосмотры, лучше их провести, ведь, в конечном счете, основная цель медосмотров – это сохранение здоровья работников.

Разъяснения чиновников

Минтруд России в письмах

  • № 15-2/ООГ-600 от 05.03.2021
  • № 15-2/ООГ-612 от 09.03.2021
  • № 15-2/ООГ-708 от 12.03.2021

пояснил, почему перечни работ из приказов № 988н/1420н и № 29н не соответствуют друг другу. По мнению ведомства, Приказ № 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью первой статьи 213 ТК РФ в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний, не является компетенцией Минтруда России, и поэтому данный перечень включен в Приказ № 29н.

А в письмах Минтруда России

разъясняется, что по общему правилу само по себе наличие вредного фактора из перечня на рабочем месте работника еще не является основанием для направления его на медосмотр. Необходимо наличие на рабочем месте вредных условий труда по соответствующим факторам. Это, в частности, исключает необходимость направления на медосмотры офисных работников.

Читайте также: