Понятие виды и значение судебных расходов в хозяйственном процессе курсовая работа

Обновлено: 16.05.2024

Рассмотрение дел в хозяйственном суде требует определенных денежных затрат. Эти затраты, которые относятся на стороны и других лиц, участвующих в деле, называются судебными расходами.

Судебные расходы в хозяйственном процессе преследуют следующие цели: частичное возмещение затрат, которые несет государство на рассмотрение дела хозяйственным судом (материально-техническое обеспечение судов, привлечение экспертов, переводчиков, аудиторов, почтовые расходы); побуждение обязанного лица добровольно и своевременно исполнить взятое на себя обязательство перед другой стороной, урегулировать с ней спор без обращения в суд; предупреждение обращений в хозяйственный суд с заведомо необоснованными заявле­ниями.

С учетом изложенного процессуальный закон возлагает обязанность по уплате судебных расходов на недобро­совестную сторону: ответчика, добровольно не исполнившего обязательство перед другой стороной и таким образом доведшего спор до судебного рассмотрения, либо истца, заявившего необоснованный иск.

Согласно статье 125 ХПК судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Оплата судебных расходов возлагается на стороны по делу - истца и ответчика.

При обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением (заявлением о возбуждении приказного производства) субъект предпринимательской деятельности обязан уплатить государственную пошлину в размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время вопросы государственной пошлины регулируются:

- Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15.12.1998 N 219-З;

- Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З;

- Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г. N 71-З.

- постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 N 23 "О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине".

Госпошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, ходатайств и жалобы (апелляционной, кассационной и надзорной) на судебные постановления хозяйственных судов, а также при выдаче хозяйственным судом дубликатов приказов и копий документов. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате пошлины не принимаются хозяйственными судами в качестве доказательств ее уплаты.

Статьей 128 ХПК предусмотрено, что в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Правила определения цены иска определяются взыскиваемой или оспариваемой суммой либо стоимостью спорного имущества. В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Размер государственной пошлины не включается в цену иска.

В случае неправильного определения цены иска вследствие ошибки в расчетах, занижения или завышения стоимости спорного имущества, хозяйственный суд вправе самостоятельно определить цену иска. При уточнении хозяйственным судом иска в сторону увеличения пошлина довзыскивается с лица, на которого хозяйственным судом возложены судебные расходы в бюджет при принятии судебного постановления.

Ставки госпошлины при обращении в хозяйственный суд установлены ст. 250 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г. N 71-З., и зависит от размера базовой величины, установленной на день поступления искового заявления (заявления о возбуждении приказного производства) в хозяйственный суд, а при отправлении заявления в хозяйственный суд через почтовое отделение связи - на день сдачи отделению связи.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 N 1446 "Об установлении размера базовой величины" размер базовой величины с 01.12.2007 установлен в размере 35000 руб. Таким образом:

1) при обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением размер государственной пошлины составляет:

Минимальный размер исковых требований Минимальный размер исковых требований Размер государственной пошлины
от 1 руб. до 35000000 руб. 5% от цены иска, но не менее 35000 руб.
от 35000001 руб. до 350000000 руб. 5% от цены иска + 3% (S - 35000000) руб. (суммы, превышающей 1000 базовых величин).
от 350000001 руб. и выше 1% от цены иска + 3% (S - 35000000) руб. (суммы, превышающей 1000 базовых величин).




2) при обращении в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства размер государственной пошлины составляет:

Минимальный размер заявленных требований Максимальный размер заявленных требований Размер государственной пошлины
от 1 руб. до 1750000 руб. 105000 руб.
от 1750001 руб. до 3500000 руб. 140000 руб.
от 3500001 руб. и выше 175000 руб.

В соответствии со статьей 127 ХПК государственная пошлина по делам и заявлениям, которые рассматривают хозяйственные суды, уплачивается в республиканский бюджет, перечисляется на расчетный счет управления государственного казначейства Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь той области, где плательщик поставлен на учет в налоговой инспекции.

Несоблюдение установленного порядка уплаты пошлины в зависимости от формы обращения в хозяйственный суд является основанием для оставления искового заявления (заявления) без движения, для отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства либо для возвращения заявления, ходатайства, жалобы лицам, их заявившим.

Основания для полного или частичного возврата уплаченной пошлины из бюджета предусмотрены ст. 259 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г. N 71-З. Наиболее распространенными причинами являются следующие:

- пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;

- лицу, обратившемуся в суд или хозяйственный суд, отказано в принятии заявления или заявление возвращено, а также если соответствующее учреждение отказало гражданину в совершении нотариального действия, регистрации акта гражданского состояния или совершении иных действий, подлежащих оплате пошлиной;

- лицо, уплатившее пошлину, отказывается от совершения действия или получения документа до обращения в соответствующее государственное учреждение, взимающее пошлину.

В соответствии со статьей 129 ХПК в судебном постановлении хозяйственного суда должны быть указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата пошлины.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела согласно статье 126 ХПК относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, расходы по производству осмотра доказательств в их месте нахождения, а также иные расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.

Перечисленные в статье 126 ХПК лица содействуют правосудию. Следовательно, в случае участия в деле они вправе рассчитывать на возмещение расходов на проезд, найм жилого помещения, командировочных расходов, среднедневной заработной платы при предъявлении соответствующих документов.

Помимо расходов по проезду, экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются страховые платежи по государственному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также могут возмещаться затраты на пользование постельными принадлежностями (при представлении соответствующих документов) и расходы по проезду автомобильным транспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

Особенности имеет возмещение затрат за работу, выполненную экспертами и специалистами. В частности, если выполненная работа входит в круг их служебных обязанностей, вознаграждение не выплачивается.

Свидетелям возмещаются расходы, связанные с потерей времени в связи с явкой в суд при наличии надлежащим образом оформленной судебной повестки.

Источником выплаты указанных сумм экспертам, специалистам, свидетелям в соответствии со статьей 132 ХПК выступают денежные средства заинтересованной стороны (третьего лица, заявившего самостоятельные требования), от которой поступило соответствующее ходатайство. Указанные денежные средства предварительно вносятся на депозитный счет хозяйственного суда.

К иным расходам, признанным судом необходимыми, необходимо относить расходы на выполнение различных действий по получению каких-либо доказательств и т.п.

Общие правила распределения судебных расходов между сторонами изложены в ст. 133 ХПК. В соответствии с ними стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела), хотя бы другая сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. В случае частичного удовлетворения иска судебные расходы подлежат присуждению в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а в пользу ответчика - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов между сторонами при вынесении решения или определения, которым заканчивается производство по делу в суде первой инстанции.

Основные понятия судебных издержек [29.06.11]

Реформирование уголовно-процессуального законодательства России обусловлено коренными преобразованиями в политической, экономической, идеологической, правовой и иных сферах общественного и государственного развития России. При современной юридизации общественных отношений без осуществления правовой реформы, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, кардинальные изменения в других областях общественной жизни практически невозможны.

Составной и важной частью правовой реформы является кардинальное изменение правового регулирования уголовного судопроизводства. Такая оценка обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, действующее уголовно-процессуальное законодательство России представляет собой законодательство тоталитарного государства, в котором имеются демократические лозунги, так и не раскрывшиеся в практической деятельности. Во-вторых, уголовное судопроизводство выступает в качестве важнейшего индикатора, позволяющего судить о политическом режиме государства, развитии в нем демократических и гуманистических начал.

Актуальность и перспективность данной работы. Уголовно-процессуальная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и соответствующие ей правоотношения субъектов находят свое отражение и закрепление в процессуальных документах. Это позволяет осуществлять проверку законности и обоснованности деятельности органов, ведущих уголовный процесс, и принимаемых ими решений, обеспечивать надлежащую охрану прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве, формировать единообразие процессуальной деятельности на всей территории государства.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие судебных издержек;
  • рассмотреть порядок взыскания судебных издержек;
  • раскрыть требования предъявляемые к судебным штрафам.

Для определения цели исследования в данной работе необходимо проанализировать степень разработанности судебных издержек и порядок взыскания. Проблемы исследования судебных издержек можно отнести к общему направлению законов РФ, что чрезвычайно популярно сегодня в мире по причине всеобъемлющей глобализации развития уголовно-процессуального права.

Теоретические и практические вопросы уголовно-процессуального процесса рассматриваются в различной научной и учебной литературе по уголовному праву, периодической печати, где известны работы следующих авторов Е.В. Додина, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попова, А.П. Шергина и другие.

Рассмотренные актуальность и степень разработанности проблемы судебных издержек определили цель и задачи данной работы.

Предметом исследования в общенаучном плане является категория, обозначающая некую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. В предлагаемой работе, предметом исследования являются судебные издержки и порядок взыскания в Российской Федерации.

Объектом исследования являются основные этапы судебных издержек: понятие, виды и порядок взыскания.

Метод исследования это путь (теория, учение) познания, способ построения и обоснования системы знаний, совокупность приемов и операций практической и теоретической деятельности. Основное содержание метода исследования в рассматриваемой работе строится, прежде всего на уголовно-процессуальной теории, проверенных практикой конкретных видов и форм научных изысканий.

В работе были использованы следующие методы исследования: обзор и анализ научной литературы, метод обобщений в научной и периодической литературе по проблеме; определение и исследование судебных издержек. Информационной базой исследования являются: учебная литература, периодическая печать, справочная документация региональных и Российских печатных изданий.

Научная и практическая значимость работы. Рассмотренные методы помогут определить дальнейшее развитие судебных издержек и порядка взыскания. Примененные методики дадут возможность среагировать на ситуацию даже тогда, когда некоторые гипотезы, положенные в основу прогноза не материализовались.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, отражена научная и практическая значимость работы.

В первой главе были рассмотрены общая характеристика и основные виды процессуальных документов, понятие и состав судебных расходов, порядок определения уплаты госпошлины.

Во второй главе рассматриваются структура судебных издержек в уголовном праве.

В третьей главе раскрываются вопросы наложения судебных штрафов.

В заключении подведены итоги, определены основные результаты исследования судебных издержек. В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья уголовно-процессуального права.

Заключение содержит основные результаты и выводы курсовой работы.

Список использованных источников

Специальная и научная литература:

  1. Гуляев А. П. Процессуальные сроки в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. М., 1976.
  2. Демидов В. Н. Уголовный процесс и материальные затраты. М., 1995.
  3. Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. М., 2001.
  4. Зинченко И. А. Вещественные доказательства при расследовании преступлений. Ташкент, 1991.
  5. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам. М., 1999.
  6. Лесницкая Л.Ф. Концепция развития гражданского процессуального законодательства // Концепция развития российского законодательства. М., 1998.
  7. Лупинская П. А. Решения в уголовном судопроизводстве. М., 1976.
  8. Муратова Г. Н. Процессуальные акты органов предварительного расследования. Казань, 1989.
  9. Осокина Г.Л. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть. Томск, 2002.
  10. Процессуальные и иные документы органов дознания. М., 1995.
  11. Фархтдинов Я.Ф. Источники гражданского процессуального права Российской Федерации: Екатеринбург, 2002.
  12. Якупов Р. X. Исчисление процессуальных сроков в советском уголовном процессе. М.,1990.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Рассмотрение дел в хозяйственном суде требует определенных денежных затрат. Эти затраты, которые относятся на стороны и других лиц, участвующих в деле, называются судебными расходами.

Судебные расходы в хозяйственном процессе преследуют следующие цели: частичное возмещение затрат, которые несет государство на рассмотрение дела хозяйственным судом (материально-техническое обеспечение судов, привлечение экспертов, переводчиков, аудиторов, почтовые расходы); побуждение обязанного лица добровольно и своевременно исполнить взятое на себя обязательство перед другой стороной, урегулировать с ней спор без обращения в суд; предупреждение обращений в хозяйственный суд с заведомо необоснованными заявле­ниями.

С учетом изложенного процессуальный закон возлагает обязанность по уплате судебных расходов на недобро­совестную сторону: ответчика, добровольно не исполнившего обязательство перед другой стороной и таким образом доведшего спор до судебного рассмотрения, либо истца, заявившего необоснованный иск.

Согласно статье 125 ХПК судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Оплата судебных расходов возлагается на стороны по делу - истца и ответчика.

При обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением (заявлением о возбуждении приказного производства) субъект предпринимательской деятельности обязан уплатить государственную пошлину в размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время вопросы государственной пошлины регулируются:

- Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15.12.1998 N 219-З;

- Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З;

- Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г. N 71-З.

- постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 N 23 "О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине".

Госпошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, ходатайств и жалобы (апелляционной, кассационной и надзорной) на судебные постановления хозяйственных судов, а также при выдаче хозяйственным судом дубликатов приказов и копий документов. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате пошлины не принимаются хозяйственными судами в качестве доказательств ее уплаты.

Статьей 128 ХПК предусмотрено, что в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Правила определения цены иска определяются взыскиваемой или оспариваемой суммой либо стоимостью спорного имущества. В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Размер государственной пошлины не включается в цену иска.

В случае неправильного определения цены иска вследствие ошибки в расчетах, занижения или завышения стоимости спорного имущества, хозяйственный суд вправе самостоятельно определить цену иска. При уточнении хозяйственным судом иска в сторону увеличения пошлина довзыскивается с лица, на которого хозяйственным судом возложены судебные расходы в бюджет при принятии судебного постановления.

Ставки госпошлины при обращении в хозяйственный суд установлены ст. 250 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г. N 71-З., и зависит от размера базовой величины, установленной на день поступления искового заявления (заявления о возбуждении приказного производства) в хозяйственный суд, а при отправлении заявления в хозяйственный суд через почтовое отделение связи - на день сдачи отделению связи.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 N 1446 "Об установлении размера базовой величины" размер базовой величины с 01.12.2007 установлен в размере 35000 руб. Таким образом:

1) при обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением размер государственной пошлины составляет:

Минимальный размер исковых требований Минимальный размер исковых требований Размер государственной пошлины
от 1 руб. до 35000000 руб. 5% от цены иска, но не менее 35000 руб.
от 35000001 руб. до 350000000 руб. 5% от цены иска + 3% (S - 35000000) руб. (суммы, превышающей 1000 базовых величин).
от 350000001 руб. и выше 1% от цены иска + 3% (S - 35000000) руб. (суммы, превышающей 1000 базовых величин).




2) при обращении в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства размер государственной пошлины составляет:

Минимальный размер заявленных требований Максимальный размер заявленных требований Размер государственной пошлины
от 1 руб. до 1750000 руб. 105000 руб.
от 1750001 руб. до 3500000 руб. 140000 руб.
от 3500001 руб. и выше 175000 руб.

В соответствии со статьей 127 ХПК государственная пошлина по делам и заявлениям, которые рассматривают хозяйственные суды, уплачивается в республиканский бюджет, перечисляется на расчетный счет управления государственного казначейства Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь той области, где плательщик поставлен на учет в налоговой инспекции.

Несоблюдение установленного порядка уплаты пошлины в зависимости от формы обращения в хозяйственный суд является основанием для оставления искового заявления (заявления) без движения, для отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства либо для возвращения заявления, ходатайства, жалобы лицам, их заявившим.

Основания для полного или частичного возврата уплаченной пошлины из бюджета предусмотрены ст. 259 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г. N 71-З. Наиболее распространенными причинами являются следующие:

- пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;

- лицу, обратившемуся в суд или хозяйственный суд, отказано в принятии заявления или заявление возвращено, а также если соответствующее учреждение отказало гражданину в совершении нотариального действия, регистрации акта гражданского состояния или совершении иных действий, подлежащих оплате пошлиной;

- лицо, уплатившее пошлину, отказывается от совершения действия или получения документа до обращения в соответствующее государственное учреждение, взимающее пошлину.

В соответствии со статьей 129 ХПК в судебном постановлении хозяйственного суда должны быть указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата пошлины.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела согласно статье 126 ХПК относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, расходы по производству осмотра доказательств в их месте нахождения, а также иные расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.

Перечисленные в статье 126 ХПК лица содействуют правосудию. Следовательно, в случае участия в деле они вправе рассчитывать на возмещение расходов на проезд, найм жилого помещения, командировочных расходов, среднедневной заработной платы при предъявлении соответствующих документов.

Помимо расходов по проезду, экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются страховые платежи по государственному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также могут возмещаться затраты на пользование постельными принадлежностями (при представлении соответствующих документов) и расходы по проезду автомобильным транспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

Особенности имеет возмещение затрат за работу, выполненную экспертами и специалистами. В частности, если выполненная работа входит в круг их служебных обязанностей, вознаграждение не выплачивается.

Свидетелям возмещаются расходы, связанные с потерей времени в связи с явкой в суд при наличии надлежащим образом оформленной судебной повестки.

Источником выплаты указанных сумм экспертам, специалистам, свидетелям в соответствии со статьей 132 ХПК выступают денежные средства заинтересованной стороны (третьего лица, заявившего самостоятельные требования), от которой поступило соответствующее ходатайство. Указанные денежные средства предварительно вносятся на депозитный счет хозяйственного суда.

К иным расходам, признанным судом необходимыми, необходимо относить расходы на выполнение различных действий по получению каких-либо доказательств и т.п.

Общие правила распределения судебных расходов между сторонами изложены в ст. 133 ХПК. В соответствии с ними стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела), хотя бы другая сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. В случае частичного удовлетворения иска судебные расходы подлежат присуждению в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а в пользу ответчика - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов между сторонами при вынесении решения или определения, которым заканчивается производство по делу в суде первой инстанции.

Осуществление правосудия – это деятельность, которая требует значительного государственного финансирования. Для частичного возмещения государству расходов, понесенных на содержание судебной системы и обеспечение ее деятельности, определенные расходы возлагаются законом на тех, кто обратился в суд за защитой. При этом финансирование судов не находится в зависимости от уплаченной государственной пошлины.

ГПК РФ не дает точного определения судебных расходов, констатируя лишь их состав.

Судебные расходы можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком смысле они представляют собой материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Данные средства могут быть получены только из двух источников: государственное финансирование судебной системы и денежные средства, вносимые лицами, заинтересованными в рассмотрении и разрешении их правового спора. Последние являются судебными расходами в узком смысле этого понятия. (См. схему 1)

Таким образом, судебными расходами называются денежные затраты, связанные с рассмотрением гражданского дела и исполнением судебного решения.

Можно выделить четыре стадии регулирования судебных расходов:

Несение – фактическое расходование субъектом денежных средств (уплата государственной пошлины, оплата услуг адвоката и др.);

Определение – проверка судом произведенных судебных расходов с точки зрения действительности (расходы, подтвержденные платежными документами), допустимости (необходимость несения расходов, обоснованность и предусмотренность ГПК) и относительности (связь с рассматриваемым в суде делом);

Схема 1. Судебные расходы


Распределение – выяснение в ходе судебного заседания, с какой стороны судебные расходы будут взысканы (регулируются ст. 98 ГПК РФ);

Взыскание – определение судом порядка, в котором будут взысканы судебные расходы (момент взыскания, способ, отсрочка, рассрочка и т. д.).

Поскольку судебные издержки – процессуальная категория, – расходы, понесенные лицами, участвующими в процессе, компенсируются по особым правилам, установленным ГПК РФ.

для компенсации соответствующих расходов не требуется отдельного решения – этот вопрос решается судом при вынесении судебного акта, разрешающего дело по существу;

в состав судебных издержек не входит упущенная выгода лица, привлеченного в судебный процесс, в связи с участием в нем;

в составе судебных издержек учитываются только те расходы, которые непрерывно связаны с рассмотрение дела в суде.

Судебные расходы по своей юридической природе призваны выполнять ряд функций:

компенсационная – при процессуальной регламентации судебных расходов закрепляется возмещение субъекту понесенных затрат с виновной стороны;

предупредительная – судебные расходы служат средством предупреждения граждан от подачи необоснованных исков в суд. Не менее важно то, что предупредительная функция призвана дисциплинировать физических и юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление ими требований, необоснованные ходатайства о проведении экспертиз, вызове свидетелей и т.д.

обеспечительная – путем возможности взыскания понесенных расходов облегчается оплата представителя в процессе, возмещаются затраты по поиску и предоставлению доказательств, оплачиваются услуги специалистов, экспертов и другие расходы, связанные с рассмотрение дела.

штрафная – путем закрепления обязанности возмещения судебных расходов проигравшей стороной обеспечивается понимание гражданами необходимости соблюдения своих обязанностей и важности правильного оформления гражданских отношений.

Вместе с тем установленный размер государственной пошлины должен позволять каждому гражданину, юридическому лицу обращаться в суд за защитой. По этой причине ГПК содержит специальные нормы, гарантирующие обеспечение принципа доступности судебной защиты в отношении граждан, мелкого бизнеса (отсрочка уплаты государственной пошлины и т.п.)

Как следует статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Проводимая в настоящее время в РФ правовая реформа не могла не затронуть судебную деятельность. Основу реформы в области судопроизводства составляет усиление судебной власти и придание ей роли третьей власти в государстве наряду с законодательной и исполнительной.

В каждой стране по-своему понимается судебная власть, по-разному обеспечиваются ее авторитет и сила. В России, как в дореволюционной, так и в послереволюционной, действовал принцип верховенства закона. И сейчас усиление судебной власти происходит в сочетании с этим принципом, что гораздо сложнее, чем при господстве судебного прецедента.

Судебная власть, функционируя наряду с законодательной и исполнительной властями, должна уметь при необходимости противостоять им.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Важной вехой в развитии судебной системы России стало принятие 31 декабря 1996 года Федерального конституционного закона о судебной системе РФ. Согласно названному Закону, в РФ действуют федеральные суды и суды субъектов Российской федерации. Происшедшие в свое время политико-правовые изменения в стране (ликвидация Союза ССР, упразднение Верховного Суда СССР, расширение судебной системы, принятие Арбитражного процессуального кодекса РФ) привели к изменению структуры Верховного суда РФ, выдвинули вопросы разграничения подведомственности дел между судами, осуществляющими правосудие по гражданским делам и т.д.

Осуществление правосудия по гражданским делам (гражданский процесс) также является проявлением судебной власти. В настоящий момент здесь немало новаций.

Непосредственно с усилением судебной власти стыкуется проблема реальной независимости судей. На уровне закона определяются вопросы их заработной платы, предоставления оплачиваемых отпусков, обязательного государственного страхования и другие меры социальной защиты. Все эти расходы на содержание судебной власти, как и иная бюджетная деятельность, требуют значительных материальных затрат. Часть таких затрат возлагается на юридических и физических лиц, обращающихся за судебной защитой. Это стороны, третьи лица в делах искового производства, а также лица, подающие заявление или жалобу по делам неисковых производств. В ГПК значительно увеличены размеры штрафных санкций за неисполнение обязанностей всеми участниками процесса.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек по делу. Государственная пошлина взимается для частичного покрытия расходов государства, связанных с деятельностью судов по осуществлению правосудия. Необходимо знать, какие заявления и жалобы при обращении в суд оплачиваются государственной пошлиной. При этом нельзя оставить без внимания вопрос о льготах по уплате пошлины. Важным является такое понятие, как цена иска, поскольку исходя из цены иска, исчисляется размер пошлины, взимаемой по спорам имущественного характера. Требуется иметь представление и о том, каким образом рассчитывается размер государственной пошлины при соединении требований имущественного и неимущественного характера.

Надо обратить внимание на вопросы об основании и порядке возврата или зачета государственной пошлины, а также об отсрочке, рассрочке уплаты пошлины и уменьшении ее размера. Изучение вопроса об издержках, связанных с рассмотрением дела, следует начать с уяснения того, какие расходы относятся к судебным издержкам. Указание на это содержится в ст.94 ГПК. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что перечень расходов, приведенных в настоящей статье, является открытым. К издержкам могут быть отнесены и иные расходы, например связанные с хранением вещественных доказательств и др.

Целью взыскания судебных расходов является:

а) частичное возмещение государству затрат на обеспечение функционирования судебной системы;

б) возмещение расходов, связанных с разбирательством конкретного дела:

- государству в связи с понесенными судом издержками;

- лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (компенсация затрат на проведение экспертизы, вознаграждение экспертам, переводчикам, возмещение расходов свидетелей и др.);

в) предупреждение необоснованных обращений в суд, побуждение лиц в добровольном порядке исполнить свою обязанность.

1. Судебные расходы.

1.1.Понятие и состав судебных расходов.

Под судебными расходами понимаются затраты, понесенные сторонами при рассмотрении дела. Кодексом судебные расходы разделены на две группы - государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Расходы, связанные с принудительным исполнением судебного решения, Кодекс к числу судебных расходов не относит.

Согласно ст. 1 Закона о государственной пошлине под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела.

Плательщики государственной пошлины - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов (ст. 2 Закона о государственной пошлине). Согласно ст. 3 названного Закона государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, а также за выдачу документов указанными судами.

Состав издержек, связанных с рассмотрением дела, перечислен в ст. 94 ГПК.

Основное отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах от цены иска или минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (см. ст. 103 ГПК).

Акт федерального законодательства о налогах и сборах, регулирующим размер и порядок уплаты государственной пошлины, - уже упоминавшийся Закон о государственной пошлине. Согласно названному Закону, государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы (п. 1 ст. 6 Закона). По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы) или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона).

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, установлены п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине. Они варьируются в зависимости от характера заявленных требований или от существа тех действий, которые должен осуществить суд. Так, например, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 1 млн. руб. государственная пошлина составляет 5% от цены иска; с исковых заявлений неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке - 10% от минимального размера оплаты труда - для граждан; 10-кратный размер минимального размера оплаты труда - для юридических лиц. За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

С кассационных жалоб на решения суда государственная пошлина составляет 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле.

1.2. Понятие государственной пошлины и ее виды.

Государственная пошлина представляет собой законодательно фиксированный обязательный на всей территории РФ денежный сбор, взимаемый с участвующих в деле лиц в доход федерального или местного бюджета за совершение процессуальных действий по возбуждению дела или производства, а также за повторную выдачу копий судебных документов. По образному определению И.М. Зайцева, государственная пошлина представляет собой плату юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за совершение отдельного действия, например за выдачу копий судебных документов.

Вопросы уплаты государственной пошлины регламентируются нормами гл.7 ГПК, ФЗ "О государственной пошлине" и другими федеральными законами. В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ "О государственной пошлине" при обращении с заявлением (жалобой) в суд общей юрисдикции государственная пошлина зачисляется в. доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж, а при обращении в Верховный Суд РФ - в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Различают следующие виды государственной пошлины: простую и пропорциональную.

Простая государственная пошлина взимается в твердом, заранее установленном в ФЗ "О государственной пошлине" размере, который непосредственно связан с минимальным размером оплаты труда (например, при подаче исковых заявлений о расторжении брака взыскивается однократный размер МРОТ) либо с его частью (так, с заявлений и жалоб по делам особого производства взыскивается государственная пошлина, равная МРОТ).

Для определения размера государственной пошлины основное значение имеет цена иска, т.е. денежная оценка заявленного требования, которая зависит от взыскиваемой суммы, стоимости отыскиваемого имущества, совокупности алиментных требований за один год и т.п. Данное обстоятельство обусловлено тем, что пропорциональная государственная пошлина определяется пропорционально цене иска, в процентах. Так, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 1 млн руб. размер государственной пошлины составляет 5% от цены иска.

В действующем законодательстве в чистом виде простая и пропорциональная государственные пошлины практически отсутствуют, являясь скорее исключением, чем правилом. В настоящее время наибольшее распространение для исковых заявлений имущественного характера получила комбинированная государственная пошлина. Так, с исковых заявлений при цене иска свыше 1 млн руб. до 10 млн руб. размер государственной пошлины составляет 50 тыс. руб. + 4% от суммы свыше 1 млн руб.

С исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается как государственная пошлина, установленная для исковых требований имущественного характера, так и государственная пошлина, взимаемая с исковых заявлений неимущественного характера.

В целях возможной доступности к судебной защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций законодательством установлен перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, императивно закрепленный в ст.89 ГПК и ст.5 ФЗ "О государственной пошлине". Кроме того, судья (суд) в соответствии с ч.3 ст.89 ГПК, с учетом имущественного положения гражданина, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины либо, исходя из имущественного положения сторон, отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер (ст.90 ГПК).

В случаях, прямо предусмотренных в законе, государственная пошлина полностью или частично возвращается заявителю, как в соответствии со ст.93 ГПК и ч.3 ст.6 ФЗ "О государственной пошлине" государственная пошлина возвращается в случаях:

внесения пошлины в большем размере, чем предусмотренным законодательством;

отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.125 ГПК;

отказа в принятии заявления к рассмотрению по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.134 ГПК;

возвращения заявления по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.135 и ч.2 ст.136 ГПК;

прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абз.2, 3 и 6 ст.220 ГПК;

оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абз.2 и 3 ст.222 ГПК;

возвращения апелляционной, кассационной, надзорной жалобы по основаниям, предусмотренным ст.324, 342 и 380 ГПК;

в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о налогах и сборах.

Возврат государственной пошлины производится налоговыми органами по определению судьи (суда) о ее возврате в течение месяца со дня вынесения данного определения.

В соответствии с ч.2 ст.88 ГПК размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Таким законом является Налоговый кодекс Российской Федерации (ст.333.16–333.42) 139.

Похожие страницы:

Судебные расходы (5)

. учебная литература. Глава 1. Понятие и виды судебных расходов в арбитражном процессе Судебные расходы - это денежные затраты, . в данной курсовой работе раскрыты понятия, и виды судебных расходов. Судебными расходами называются денежные затраты, связанные с .

Понятие судебного доказывания и судебных доказательств

. стр. Введение 3 1 Судебные доказательства 5 1.1 Понятие судебных доказательств 5 1.2 Классификация судебных доказательств 13 1.3 Судебное доказывание и его субъекты . возмещение понесенных в связи с явкой в суд расходов по проезду и найму помещения. Свидетелю .

Понятие сторон в гражданском процессе.

. Законодателем не дано четкого определения понятию сторон в гражданском процессе. . участники процесса обязаны нести судебные расходы. Правовой статус сторон . отношении юридических лиц, по существу, понятия правоспособности и дееспособности не различаются, .

Судебное разбирательство в гражданском процессе

. выделили следующие задачи: - изучить понятие и значение стадии судебного разбирательства; - рассмотреть составные части . ; * каким образом должны быть распределены судебные расходы по делу; * подлежит ли решение .

Судебное доказывание и доказательства по гражданским делам

. Постановление 2008 о разрешении дел в судебных инстанциях понятие судебного доказывания предмет доказывания основания для . . Права свидетеля: на получение всех расходов; связанных с явкой в суд, не свидетельствовать .

Читайте также: